в каком году появился бог
Кто создал Бога?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Кто создал Бога? Коротко сказать — никто; Бог не сотворен. Чтобы ответить на этот вопрос подробнее, нам понадобится обратить внимание на разницу между двумя понятиями — обусловленным и абсолютным бытием.
Для кого-то эти понятия могут звучать непривычно, но ничего особенно сложного в них нет. Например, мое бытие обусловлено браком моих отца и матери, пищей, которую я потребляю, воздухом, которым я дышу — множеством причин, находящихся вне меня самого. Существование компьютера, на котором я набираю этот текст, обусловлено замыслом производителя, историей развития технологии, материалами, из которых он изготовлен, и так далее. Бытие Солнца обусловлено процессами звездообразования, происходящими во Вселенной, законами физики и существованием материи, из которой оно сформировалось. Всё, что мы видим вокруг себя, — от чашки чая на столе, до звезд и галактик — обладает обусловленным бытием: все эти вещи не вечны и порождены какими-то вне их лежащими причинами. Они были приведены в бытие чем-то другим — например, (если говорить о галактиках) движением материи, образовавшейся при Большом Взрыве, которое развивалось по определенным законам. Но что привело в бытие саму материю и законы, по которым она развивается? Еще великий языческий мыслитель Аристотель говорил о том, что, проследив цепочку причин, мы неизбежно придем к первопричине — или перводвигателю, по определению самого философа. Церковь на основании Библейского Откровения исповедует, что первопричиной всего, источником всякого бытия является Бог. «Ты из небытия в бытие нас привел еси», — говорится в литургической молитве.
В отличие от всего сотворенного, Бог обладает абсолютным бытием, как иногда говорят, Он Само-сущий, то есть Его бытие не обусловлено чем-либо вне Его Самого, Он не нуждается в каких-либо внешних по отношению к Нему причинах, чтобы существовать. Вопрос «кто создал» или «что является причиной» осмыслен только по отношению к обусловленному бытию — такому, как наше; по отношению к Богу он просто не имеет смысла.
Как появился Бог?
Ответ, что Бог существовал всегда, мало кого удовлетворяет. Весь наш опыт учит, что все вещи вокруг нас когда-то появились, а когда-то их просто не было. Но с другой стороны в Библии ясно говорится:
Первая ошибка, которую допускают атеисты, решая головоломку под названием «Как появился Бог?» состоит в том, что Бог не ВЕЩЬ. Рассуждая о его происхождении и существовании, нельзя апеллировать лишь к личному опыту.
Тот, кто создал всю нашу материю из энергии, Сам не состоит из этой же материи. И поэтому наши законы физики нельзя применять к Богу и к вопросу о том, как он появился. По сути вопрос, как появился Бог, вообще не корректен изначально.
Мне очень понравилось одно объяснение, которое я хочу процитировать:
Откуда мы знаем это? Мы знаем, что из «ничего» ничего не возникнет. Поэтому, если когда-нибудь было время, когда абсолютно ничего не существовало, тогда ничего бы и не появилось. Но вещи существуют. Таким образом, так как невозможно, чтобы абсолютно ничего не было, всегда что-то должно было существовать. Это, существующее всегда, мы и называем Богом.»
Некоторые скептики говорят:
— Ну вот если бы Бог «точно» в Библии описал себя, как он появился и из чего сделан, как он создал вселенную, да ещё Библию фотографиями бы в доказательство дополнил, то уж тогда бы я точно поверил! Извините, тогда фотоаппараты ещё не были изобретены и никто не сфотографировал начало всего. Да если бы и были, то разве можно запечатлеть, как создавалась вселенная и тем более Бог?
Да и если бы Бог в своё время так и сделал, то Библия имела бы вот такой вид:
Вам всё понятно? Вряд ли Библия в таком виде стала бы самой читаемой и переводимой книгой за всю историю человечества!
Недавно один человек высказал мне претензию, почему, видите ли, Бог не раскрыл нам все тайны мироздания? Не рассказал о динозаврах и ледниковом периоде, не объяснил все законы природы и самое главное не сказал, как он появился сам. Что тут можно ответить?
Первое, что можно сказать, так это то, что Бог нам ничего вообще не должен. Должны ему мы. Тем более он ничего не должен людям, которые даже не признают его существования, и не желают подчиняться его ясно выраженным нормам нравственности.
Во-вторых, Библия писалась в то время, когда не существовало ни физики, ни химии, ни даже истории, как таковой. Как он смог бы на пальцах объяснить сложнейшие законы природы?
Проведём эксперимент: возьмём такого «умного» человека, дадим ему пару учебников по естественным наукам, и отправим его в джунгли к какому-нибудь первобытному племени, только умеющему читать и писать. Пусть этот «умный» человек подкинет эти книжки этим людям, чтобы они УЗНАЛИ многие тайны природы. Как вы думаете, что они сделают с этими книжками? Да, пустят их явно не по назначению. А что вы ожидали? Даже если дать этому человеку возможность их обучать, то вряд ли он добьётся успеха, так как этим людям просто НЕ ЗА ЧЕМ это знать!
Как появился Бог? Возможно он и расскажет это в будущем тем людям, которые его по настоящему любят и которым он обещает вечную жизнь в Раю на Земле.
Новое в блогах
Откуда пришел Бог?
Веками философы и богословы задавались вопросом, если Бог создал всё, то откуда он сам появился? Как считают некоторые философы, что абсолютно все доказательства того, что Бог действительно существует, могут быть сфальсифицированы.
Однако, это не может означать, что Бога вообще нет и никогда не было. Просто это говорит о том, что у людей недостаточно интеллектуальных инструментов, чтобы постичь Его. Это понимание находится за пределами нашей ограниченной временной и пространственной системы координат, через которую не может быть постигнуто понимание Бога. Такие же ограничения разума влияют и на учения атеистов-фундаменталистов. Они не меньше чем верующие хотят доказать существование Бога с человеческой точки зрения.
Но с библейской точки зрения данный вопрос не задаётся напрямую. И это не значит, что авторы недостаточно владеют вопросом, они просто не думают об этом. Они довольствуются предпосылками в Писании, что Бог предшествовал сотворённому порядку и вне его. Для них Бог есть.
Бог Израиля не является частью созданного порядка. Он не зависит от него. В Быте описывается создание пространственно-временной Вселенной, но не объясняется, откуда и как возник Создатель. В Священных Писаниях утверждается, что Бог – это источник всего сущего. Бог не является творением, а только Творцом.
Человеческий ум и знания, даже очень глубокие, не могут постичь славу творения, ни тайну Творца. В Священных Писаниях нет никакой аргументации существования Бога. Там только говорится о триедином Боге, который творит, поддерживает и искупает творение. Но его не надо понимать, как часть созданного порядка или определяться им.
Вопрос, откуда пришёл Бог, один из наиболее частых вопросов, которые задают люди. И это часто вводит в заблуждение из-за Его вечной природы. Естественно, Бог не возник спонтанно. Он был вечно. Но как это может быть? Как мог всегда существовать Бог, если Его никто не создавал? Есть ли существо, сотворившее Бога, или это была целая серия бесконечных существ? Согласно аристотелевской философии, нам нужен неподвижный движитель. Таким образом логически остановится непрерывное создание бесконечной серии одного творца. Таким образом появился Бог.
Происхождение слова «бог» покрыто тайной. Возможно, оно состоит из влияния смеси разных культур и языков. Но представления о Боге появились гораздо раньше самого слова. На иврите Бога называют разными именами. В первой из Десяти Заповедей используется слово «Элохим». Также там говорится, что у Бога нет других богов. Бог – это правитель, судья всего сущего. В Ветхом и Новом Завете бога называют Иегова, Яхве, Адонай, Господь, Учитель. Бог поддерживает всё живое.
Все живые создания зависят от Его существования. Его природа бесконечна, поэтому Он ни на что не полагается в Своём существовании. На вопрос, кто создал Бога, можно ответить – никто. Если Всевышний существовал всегда, то значит ничто не могло его создать.
Атеисты говорят, что Вселенная существовала всегда, и её не нужно было создавать, поэтому же и никогда не было Бога, так как Он просто не нужен. Вечное не является случайным. Но верующие считают, что Бог является их Отцом и Создателем, который не просто создавал всё, сидя сложа руки.
Он не позволял миру двигаться хаотично, самому по себе. Он стал Руководителем всего. Все в мире – его детище, а мы – его дети. Он сострадает Своим детям, всем, кто чтит Его. Он заботится обо всех своих творениях и ценит их. Верующие познают Бога-Отца через их отношения с Иисусом. Они считают, что их Отец вечен.
Но атеистам и агностикам всё равно не даёт спать вопрос, ели Бог вечен, откуда он пришёл? Они напирают на противоречия, почему Бог не меняется вместе с созданным Им миром, почему он не движется и что Он не мог прийти из ниоткуда. Почему Он был, есть и будет? Также атеистов и агностиков волнует вопрос, что делал Бог до сотворения мира. Его творение началось в какой-то определённый отрезок времени, так что поэтому у Бога должно быть прошлое. Но верующие отвечают им, что так как Бог вечный, Он находится вне времени.
Бог, создавший Вселенную, создал и Время, которое нуждается в пространстве и материи. Это ему необходимо, чтобы существовать. Ни Время, ни Вселенная не существовали, пока Бог не сотворил их. Если рассматривать с технической точки зрения термин «до создания», то это является неправильным, так как Бог существует в Вечности. Он не связан с ограничениями временной шкалы.
Время не было, пока его не создал Творец и не объявил существующим. У Бога были планы на вечность до сотворения мира. Он не был одинок, так как Он триедин. В Нём одном сочетаются три личности. Он создавал мир не для того, чтобы скрасить своё одиночество. Бог не нуждался в собеседниках. И это многих сбивает с толку.
У людей очень ограниченный разум, поэтому им трудно постичь бесконечность Творца. Поэтому трудно понять, что Бога никто не создавал. Он всегда был рядом, создал нас. Его отпечатки есть на всём сущем, и это доказывает бесконечную природу Бога, его сострадательный Дух, его Силу и Знание.
Бог христиан всегда хочет личных отношений с созданными Им людьми. Христиане всего мира считают, что их Бог гораздо лучше любого другого бога какой-либо религии. Он Создатель Вселенной, поддерживающий всё живое на Земле. Бог был, есть и будет.
Кто создал Бога?
Хороший вопрос, на который есть масса ответов и гипотез. Но кто создал создателя? В наше время интернет объединяет множество людей. И мы можем узнать о том, что они думают о важных и вечных вопросах. И здесь мы собрали ответы, которые приблизились к разгадке не простой ситуации про то кто создал Бога, а может и богов. Так же интересно и захватывающе как разгадка трейлера последних «мстителей» и гипотез о том, кто умрёт из супергероев и каким будет финал.
Натолкнулся на старую как Древняя Греция проблему «первопричины». Как известно из христианских учений у того мира, где мы живём есть отправная точка — момент сотворения мира. Согласно различным библейским хронологиям эта дата варьируется в диапазоне 3000-7000 лет д.н.э. Само творение мира заняло одну неделю.
А теперь сам вопрос: сколько бог существовал времени до этого?
Ответ с любым конечным числом приводит к вопросу: а кто тогда создал бога и что было до него? Интереснее же вариант «бог был всегда», т.е. мы можем смотреть на время как бесконечную в обе стороны числовую прямую. Точка, которую мы отметим как 0 есть момент создания мира, а мы сейчас где-то в координате
5000-9000 лет от начала координат.
А вот тут и возникает интересная ситуация, поскольку слева интервал открыт, то богу потребовалось бесконечное количество времени, чтобы придумать идею мира, а затем сотворить его. Где-то я слышал, что вроде как восприятие времени бога таково, что для него тысячелетие пролетает за минуту. Но даже если бы наш миллион лет длился бы секунду для бога, богу все равно потребовалось бы пройти через бесконечное время до момента сотворения нас. Не говоря уже о том, что кажется странным, что богу ведь всё это время было нечего делать, ведь он провёл бесконечность в пустоте, вероятно размышляя о том, чем же ему в конце концов заняться.
Более того сам процесс сотворения, как он описан в библии больше похож на импровизацию (что-то типа, бог сделал океан, ему это понравилось, тогда он создал небо и это ему ещё больше вкатило), чем на план, приготовление к которому заняло вечность. Ну а если бог не пользовался магией для перепрыгивания через вечность (а если пользовался, то получается что есть целая вечность, в которой бога нет?), то нас все ещё не существует, ведь время ожидания бога до момента сотворения бесконечно, запиши число с любым числом нулей, а богу все равно пришлось бы ждать больше.
Не плохой ответ с одного из православных сайтов:
Кто создал Бога? Коротко сказать — никто; Бог не сотворен. Чтобы ответить на этот вопрос подробнее, нам понадобится обратить внимание на разницу между двумя понятиями — обусловленным и абсолютным бытием. Для кого-то эти понятия могут звучать непривычно, но ничего особенно сложного в них нет. Например, мое бытие обусловлено браком моих отца и матери, пищей, которую я потребляю, воздухом, которым я дышу — множеством причин, находящихся вне меня самого. Существование компьютера, на котором я набираю этот текст, обусловлено замыслом производителя, историей развития технологии, материалами, из которых он изготовлен, и так далее.
Бытие Солнца обусловлено процессами звездообразования, происходящими во Вселенной, законами физики и существованием материи, из которой оно сформировалось. Всё, что мы видим вокруг себя, — от чашки чая на столе, до звезд и галактик — обладает обусловленным бытием: все эти вещи не вечны и порождены какими-то вне их лежащими причинами. Они были приведены в бытие чем-то другим — например, (если говорить о галактиках) движением материи, образовавшейся при Большом Взрыве, которое развивалось по определенным законам. Но что привело в бытие саму материю и законы, по которым она развивается? Еще великий языческий мыслитель Аристотель говорил о том, что, проследив цепочку причин, мы неизбежно придем к первопричине — или перводвигателю, по определению самого философа. Церковь на основании Библейского Откровения исповедует, что первопричиной всего, источником всякого бытия является Бог. «Ты из небытия в бытие нас привел еси», — говорится в литургической молитве.
В отличие от всего сотворенного, Бог обладает абсолютным бытием, как иногда говорят, Он Само-сущий, то есть Его бытие не обусловлено чем-либо вне Его Самого, Он не нуждается в каких-либо внешних по отношению к Нему причинах, чтобы существовать. Вопрос «кто создал» или «что является причиной» осмыслен только по отношению к обусловленному бытию — такому, как наше; по отношению к Богу он просто не имеет смысла.
Кто создал Бога? Этот вопрос не логичен, Дон Батен.
«Так кто же создал Бога?» Этот вопрос является одним из главных главным аргументов, выдвигаемым атеистами для оправдания своего неверия. Бертранд Рассел (1872–1970), известный британский философ, в своем очень влиятельном эссе под названием «Почему я не христианин» выдвинул этот вопрос в виде своего первого аргумента. Современные атеисты повторяют этот аргумент – в том числе и Ричард Докинз («Иллюзия Бога»), а также австралийский ученый Филип Адамс, который в 2010 году на Всемирном конгрессе атеистов в городе Мельбурн, Австралия, заявил:
«Самым большим аргументом в пользу существования Бога является то, что было некое Сотворение, начало… Но опровергнуть этот аргумент просто. Если Бог был в начале, то кто тогда дал начало Богу?»
У вселенной было начало, практически никто с этим не спорит, поскольку этого требуют законы термодинамики: вселенная истощается, но она не могла истощаться всегда, ведь в таком случае к настоящему времени она уже истощилась бы окончательно. Звезды не излучали бы свою энергию, и нас бы здесь не было.
Начало должно было быть
Одним из доказанных принципов логики/науки/реальности является принцип причинности: у всего, что имеет начало, должна быть надлежащая причина. Этот принцип не гласит, что «у всего есть причина». Бертранд Рассел неправильно его озвучил. Нет, принцип звучит так: «У всего, что имеет начало, должна быть надлежащая причина». И всего минута размышлений подтвердит этот вывод – тому, у чего нет начала, не нужна причина. Более того, причина должна быть надлежащей или адекватной. Слова «Тебя нашли в капусте» не являются надлежащим объяснением вашего существования.
Этот принцип причинности настолько фундаментален, что если бы я сказал, что стул, на котором вы сидите, должно быть, имеет начало, но появился безо всякой причины, вы, наверное, подумали бы, что мне нужна помощь психиатра.
Современные атеисты, которые при описании своих убеждений любят использовать слова «рациональный», «оправданный» и «научный», считают, что величайшее из всех начал – начало вселенной – не имело никакой причины! Некоторые из них признают, что в этом заключается некоторая проблема, однако утверждают, что объяснение «ее создал Бог» ничего не объясняет, потому что нужно еще объяснить откуда взялся сам Бог. Однако насколько обоснован этот аргумент?
Какими могли быть причины возникновения вселенной?
Причина возникновения вселенной должна была быть нематериальной, поскольку если бы эта причина была материальной/естественной, она была бы подвержена разрушению, как и сама вселенная. Это значит, что начало должно было бы лежать в ней самой, и здесь перед вами появляется та же проблема, что и в теории с циклами рождений и гибелей вселенных. Итак, причина начала вселенной должна была быть сверхъестественной, т.е. нематериальной, духовной – причина, которая находится за границами пространства-материи-времени. Такая причина не должна подвергаться закону распада/тления, и поэтому у нее не должно быть начала. А значит, причина должна была бы быть вечной по духу.
Более того, причина возникновения вселенной должна была бы быть невероятно могущественной; об этом свидетельствуют огромные масштабы и энергия, которые мы наблюдаем во вселенной, и эта причина должна была быть надлежащей/достаточной.
Для меня все эти описания напоминают Библейского Бога. В Библии Бог Создатель вселенной описывается как:
Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. (Псалом 89:3)
— всемогущий
Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. (1 Паралипоменон 29:11–12)
— духовный (нематериальный)
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоанна 4:24)
Обратите внимание, что в Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Здесь Бог создал само время. Это мог создать только Тот, Кто находится за границами времени, Кто не подвластен времени или вечен.
А значит спрашивать, кто создал Бога или откуда взялся этот Вечный Бог, не имеющий начала – все равно, что спрашивать «На ком женат этот холостяк?». Этот вопрос иррационален. Библия соответствует реальности, и это не удивительно, если задуматься о том, что Библия дана нам Самим Создателем.
Два «великих начала» без причины!
Люди, отвергающие существование Создателя, не только вынуждены верить в то, что материя появилась безо всякой причины, но и в то, что сама жизнь возникла без адекватной причины. Даже самый простой одноклеточный организм невероятно сложен. В простой бактерии полно невероятно сложных нано-механизмов, которые нужны ей для поддержания жизни. Одной клетке необходимо более 400 различных белков для функционирования механизмов, абсолютно необходимых для ее жизни. Как могли эти механизмы, основанные на белках, возникнуть сами собой, даже при наличии всех необходимых составляющих (20 различных аминокислот, каждая из которых представлена в большом количестве)? Чтобы каждый белок функционировал, необходимо, чтобы аминокислоты, которых часто бывают тысячи, соединялись в собой в определенном правильном порядке.
Только задумайтесь об одном важнейшем механизме, копирующем фрагменты ДНК, чтобы создать каждый из белков. Возьмем всего лишь один белковый компонент этого механизма, составляющий менее 10%. Этот белок состоит из 329 аминокислот. Какова вероятность того, что этот белок появился случайно, даже если предположить, что в наличии были все необходимые и единственно правильные ингредиенты? Рассчитаем это таким образом: 1/20 x 1/20 x 1/20 … и умножить на 329!6 Вероятность составляет 1 из 10428… это единица с 428 нулями! Даже если бы каждый атом во вселенной (1080— это число с 80 нулями) представлял бы собой эксперимент для каждой возможной молекулярной вибрации (1012 в секунду) за предположительный эволюционный возраст вселенной (14 миллиардов лет =1018 секунд), это дало бы возможность «всего» для 10110 экспериментов – а это намного меньше, чем количество, необходимое для того, чтобы появился хоть маленький шанс на формирование этого одного единственного протеина – уже не говорят об остальных 400 необходимых для данного процесса белков.
Не удивительно, что Ричард Докинз признает, что ученые могут никогда и не узнать, как жизнь могла возникнуть в результате естественных процессов. Тем не менее, он отвергает теорию сотворения по ошибочной причине, о которой шла речь выше.
Какую же причину можно считать надлежащей для объяснения происхождения жизни? Эта причина должна быть невероятно разумной – намного превышающей наше понимание разума. Мы восхищаемся учеными, которые открывают нано-технологии в живых существах – и это действительно удивительная отрасль науки. Но что тогда нам следует сказать о Том, Кто все это создал? Насколько Он велик в своем разуме? И этот вопрос напоминает мне о еще одной характеристике Бога, о котором в Библии написано, что Он всезнающий. См. Псалом 138:2-6, Исаия 40:13-14.
Глядя на Божьи творения, мы достаточно знаем о Создателе, чтобы быть «безответными». В послании к Римлянам 1:18-22 сказано:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели».
И здесь в Библии объясняется, почему люди решили верить в невозможные вещи – что сначала вселенная, а затем жизнь на ней возникли без какой-либо адекватной причины. Они решили безо всякой логики принять, что их два «великих начала» не имели веской причины, вместо того, чтобы признать и прославить своего Создателя».
Как профессор MIT доказал существование Бога с помощью математики
Творец
Логическая цепочка рассуждений, ведущая к доказательству существования Бога, называется космологическим аргументом. Он гласит, что раз в мире неукоснительно действует закон причинно-следственных связей и у всего есть причина, то и у самого мира тоже должна быть причина, и такая первопричина и есть Бог.
Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют причину в родителях, катящийся шар имеет причину в толкнувшем его человеке и т.д.)
Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя
Так как вселенная является материей, существующей во времени и пространстве, то следовательно, причина вселенной должна находиться вне этих категорий
Следовательно существует нематериальная причина Вселенной, не ограниченная пространством и временем
Такую первопричину можно назвать словом «Бог»
Учение о вечном и бесконечном Боге, создавшем все сущее, и сам космологический аргумент не были оригинальной идеей христианских богословов, они даже не были созданы самими христианами. Все дело в том, что несмотря на то, что христианство в религиозном аспекте является порождением иудаизма, то в идейном аспекте оно является прямым потомком древнегреческой философии.
Древнегреческий философ Парменид не задавался вопросом о том, почему существует всё сущее («бытие»). Он считал гораздо более интересным вопросом: существует ли небытие? Ход его мысли, извините за каламбур, крутился вокруг самой мысли.
Из существования бытия и несуществования небытия Парменид делает два вывода: о том, что бытие ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия, которого не существует, и о том, что бытие вечно и неуничтожимо, иначе оно превратилось бы в небытие, которого не существует. Как видно, уже во времена Парменида в греческой философии начинают формироваться взгляды о некоем вечном абсолюте, не имеющем ни начала, ни конца.
Кроме того, из существования бытия и несуществования небытия Парменид дедуктивно выводит картину мира, очень похожую на современные представления о нашей Вселенной, которую философ также называет бытием:
Бытие одно, и не может быть двух и более бытий, иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга небытием, а его не существует
Бытие сплошное и единое, то есть не имеет частей. Если бытие имело бы части, они были бы отграничены друг от друга небытием, а его не существует
Бытие неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара
Неизвестно как именно философ выводит мысль о шарообразной форме бытия, но можно с уверенностью сказать, что он угадал реальную форму нашей Вселенной.
Другой известный древнегреческий философ Платон страшно уважал Пифагора и математику. Над воротами основанной им в Афинах академии он написал вошедшую в историю фразу: «Не геометр да не войдет». Но более всего Платон известен тем, что создал учение об идеях. Строго говоря, это учение начал формировать еще учитель Платона знаменитый афинский философ Сократ, но именно Платон развил его в философию, ныне известную как идеализм. Легче всего понять «идею» Платона можно через следующий пример.
В мире существует множество круглых столов, но ни один из этих столов не имеет совершенно круглую форму. Некоторые из столов имеют небольшие трещины и изъяны, некоторые сделаны добротно, но все же на атомном уровне не являются полностью круглыми. Несмотря на это, у нас в голове существует идея о совершенном геометрическом круге. Именно поэтому мы обычно называем такой круг идеальным. Кроме того, в мире существует великое множество столов разной формы, но у нас в голове существует абстрактная идея о столе, под которую подпадают все существующие в мире столы. Таким образом, обычный круглый стол в материальном мире по мнению Платона имеет прототип в мире идей: идею круглого стола, являющегося сочетанием идеи абстрактного стола и идеи круга.
Брахман
Интересно отметить, что знаменитый физик Эрвин Шрёдингер был ярым поклонником индийской философской школы веданты и написал целый трактат про связь квантовой механики и Брахмана. Но в отличии от Шредингера далеко не все философы древней Индии были согласны с идеей Брахмана, и об одном из них пойдет речь далее.
Будда указывал, что при взаимодействии самих составных вещей друг с другом порождаются все более сложные составные вещи, и предела этому нет. Как взаимодействие элементарных частиц порождает атомы, так взаимодействие атомов порождает молекулы, взаимодействие молекул порождает клетки, взаимодействие клеток порождает живые организмы, а взаимодействие живых организмов порождает экосистемы и цивилизации. Философ разумно заметил, что все составные вещи и явления недолговечны, стремятся обратно в пустоту и рано или поздно, но уходят в небытие.
Кроме этого Будда указывал на то, что вещи и явления возникают вокруг пустоты только взаимозависимо и симметрично. К примеру, понятие низкий возникает взаимно с понятием высокий, понятие глупый взаимно с понятием умный, день возникает взаимно с ночью, тепло с холодом, свет с тьмой, прошлое с будущим, причина со следствием, бодрствование со сном, а раб может существовать только при существовании хозяина.
Согласно законам квантовой физики, даже в пустоте энергия не может быть постоянно равна нулю. Она постоянно испытывает колебания и равна нулю лишь в среднем. Нулевые колебания поляризованного вакуума постоянно порождают симметричные пары виртуальных частиц и античастиц. При столкновении частицы и античастицы аннигилируют, возвращаясь обратно в пустоту.
Существует гипотеза нулевой энергии Вселенной, которая гласит, что общее количество энергии во Вселенной равно нулю, так как количество положительной энергии в форме материи равно количеству отрицательной энергии в форме гравитации. А согласно теореме Нетёр каждый закон сохранения соответствует некоторой непрерывной симметрии физической системы: так закон сохранения энергии соответствует однородности времени, а закон сохранения импульса соответствует однородности пространства.
Симметрия вообще является одним из основных свойств нашей Вселенной: галактики обладают осевой симметрией, шарообразные звезды и планеты сферически симметричны, большинство живых существ на нашей планете билатерально симметричны, есть даже существа вроде сифонофор, образующих колонии со скользящей симметрией. Более того, симметрия нравится нам подсознательно: большей части человеческого искусства, архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии, музыки в том или ином виде свойственна симметрия.
Если мы применим буддийский принцип взаимозависимого возникновения к вопросу бытия и небытия, мы увидим, что небытия просто напросто не может существовать без существования бытия. Они обязаны сосуществовать симметрично. Даже чисто логически как для определения «не А» должно быть определено «А», так и для существования небытия обязательно должно быть существовать бытие. Более того, можно сказать, что платоновский мир идей и наш материальный мир тоже возникли взаимозависимо и симметрично.
Через несколько сотен лет после смерти Сиддхартхи Гаутамы другой буддийский философ Нагарджуна задумался над вопросом: можем ли мы вообще найти различия между идеальным и материальным мирами и сказать, что реально, а что нет?
К похожим выводам приходит современный физик и космолог, профессор MIT Макс Тегмарк. В своей книге «Наша Математическая Вселенная» Тегмарк задумывается над проблемой пифагоризма и вопросами, заданными двумя великими физиками: Юджином Вигнером и Стивеном Хокингом. Вигнер удивлялся тому, что математика так непостижимо эффективна в описании физики нашей Вселенной. А Хокинг размышлял, что даже если в будущем мы завершим работу над теорией всего и получим все уравнения, по которым работает наша Вселенная, то перед нами тут же встанут вопросы: «Почему именно эти уравнения?» и «Что вдыхает в них жизнь?».
Ходит байка, что в XVIII веке при дворе русской императрицы Екатерины II состоялся спор между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером и французским философом Дени Дидро о существовании Бога. На утверждение Дидро, что Бога не существует, Эйлер написал на стене формулу и прокомментировал запись: «следовательно Бог существует».
Послесловие
Я надеюсь, после прочтения этого поста вы тоже узрели Бога и стали к нему хоть чуточку ближе. Аминь!