в каком году появился бисер
Как появился и стал популярен бисер?
Бисер — уникальный декоративный элемент. Несмотря на свою многовековую историю, он не «стареет», не теряет популярности. Причин тому немало: и огромное разнообразие техник работы с ним, и невероятная красота изделий, сделанных из бисера или украшенных им.
Исторические корни
Современный бисер — это мельчайшие стеклянные бусинки со сквозным отверстием. Потому не удивительно, что история его происхождения тесно переплетена с развитием стекольного производства. Легенд о его изобретении немало. Собственно название «бисер» имеет арабские корни и переводится как «фальшивый жемчуг».
Первый бисер, разумеется, был большего размера, да и не имел такого разнообразия форм, цветов, как сейчас. Использовали его, в основном, для изготовления украшений, причем исключительно дорогих, «статусных».
Упоминается в истории бисера и о знаменитом бисерном ожерелье Солнца, которое носили древнеегипетские фараоны как символ власти. Распространен был бисер и изделия из него также в Древнем Риме, в Византии, позже в Венеции. К слову, последняя, благодаря умелым стекольным мастерам со знаменитого острова Мурано, очень долго была столицей стекольной и бисерной промышленности. Пока её в XVIII веке немного не оттеснила Богемия (Чехия).
Часть культуры
Но не только эти страны «завели дружбу» с бисером. Для многих африканских племен бисер, завезенный европейцами, долго служил денежной монетой. Позже его использовали уже по прямому назначению: для отделки костюмов, плетения украшений. Как национальную особенность африканского бисероплетения можно отметить традиционные круглые жесткие воротники-ожерелья, которые носили женщины масаи из Кении. Африканские изделия из бисера настолько колоритны, что и по сей день нравятся как местному населению, так и туристам.
Развивается сейчас бисероплетение и в странах Северной Америки, «запатентованное» индейцами, и в Индии. Для них изделия из бисера также подчеркивали статус человека, его семейное положение и т. д. Кроме того, они украшали бисером многие изделия, имеющие магическое, ритуальное значение. Кстати, помимо уже привычных методов работы с бисером (вышивки, плетения, ткачества), здесь применяют интересный способ инкрустации бисером, бусинами различных изделий, украшений.
К нам бисер «занесло» тоже давно. Любили украшения из него и в скифо-сарматскую эпоху. Но особо облюбовали эти стеклянные бусинки русские модницы конца XVIII века. Рукодельницы расшивали им парадные платья, картины, иконы и образки, украшали им зеркальца и пудреницы, плели украшения и четки. Многие работы с бисером считались произведением искусства, бисерное рукоделие было массовым, делилось на светское и народное — настолько здесь увлеклись бисером.
Бесконечное разнообразие
Наши современные рукодельницы вывели работу с бисером на новый уровень. Такого разнообразия прекраснейших изделий, выполненных во всевозможных техниках, пожалуй, нигде не найдешь. Самым распространенным бисерным искусством, наверное, можно считать вышивку бисером. Шитье бисером (вышивка) тоже может осуществляться разными способами: схоже с вышивкой крестом, или «в прикреп».
К слову, вышивка бисером по вкусу и многим дизайнерам одежды, даже очень именитым. Потому одежда с бисерной вышивкой — это модно, стильно и «дорого». И в переносном, и в прямом смысле: и стоимость самого бисера немала, и собственно вышивка — кропотливое, трудоемкое занятие. Торжественные наряды (свадебные и вечерние платья) с вышивкой бисером, стеклярусом ценятся очень дорого.
Ещё немалую популярность приобрело сейчас изготовление украшений и аксессуаров из бисера: браслеты, ожерелья, бусы, сережки, чехлы для телефонов, сумочки и клатчи. Техник — огромное множество.
Стоят такие украшения тоже немало, но несмотря на это имеют спрос, потому что подчеркивают стиль, индивидуальность и хороший вкус своей обладательницы. Немногие женщины останутся равнодушными при виде красоты изделий из бисера.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История бисера
С доисторических времен и до наших дней «бусины», вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.
Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.
Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.
Одни соглашаются, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но камни, оказавшиеся кусками селитры, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла.
А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет. Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины. Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием «фаянс» ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами.
Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, но с несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.
В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника «мозаичного стекла», основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов.
В 111-11 вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. Благодаря применению так называемого «мыла для стекла» (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки, стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.
Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.
К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Х в.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.
В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.
В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.
Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.
В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название «над огнем», или «над лампой». При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.
В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.
Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.
Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.
Но в конце ХХ-го века наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия может порадовать нас своей неповторимостью, изяществом. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
Если вам понравился этот пост, возможно вам будем интересно почитать наш более подробный пост о муранском стекле
Как появился бисер
История возникновения бисера тесно связана с историей возникновения стекла. До сих пор в точности не известно, где и когда было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийские купцы. Эту историю я узнала еще лет в одиннадцать, когда запоем читала роман Киселева «Девочка и птицелет». Главная героиня этой книги – советская школьница – очень любила химию и вся книга пропитана всякими «интересностями» из этой завораживающей науки.
И именно благодаря этой книге я узнала легенду о финикийских купцах, которые возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. Они развели костер и хотели приготовить еду, но оказалось, что совсем не на что было поставить горшок над огнем. Не было на берегу подходящего размера булыжников. Однако сообразительные купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры, притащив их с корабля. На утро, проснувшись и собираясь на корабль, в кострище они неожиданно заметили слиток, поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался.
Прошло несколько лет, я окончила школу и поступила на художественно-графический факультет в колледж, где одним из любимых предметов стала история искусств, а одной из любимых древних культур – культура и искусство Древнего Египта. Насколько многогранными и гениальными были египтяне, как много они всего изобрели, как много всего оставили миру в наследие, и как много ушло в небытие вместе с этой исчезнувшей цивилизацией. Можно бесконечно перечислять их изобретения: письменность, бумага, календарь, ткани, косметика, открытия в области, астрономии, земледелия, архитектуры, а еще – бисер. Да-да, именно по другой версии родиной стекла был Древний Египет.
Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, а самая древняя, из найденных на сегодняшний день, бусинка диаметром в 9 мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. В Древнем Египте писком моды считались бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя одними лишь ожерельями из цветных бусин.
Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «буера» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после ее распада и раскола на два государства в 5 в. н. э., центр стеклоделия был перенесен в ее восточную часть, в Византию, а затем в 10 в. в Венецию.
Первоначально бисер изготавливался из вязкой стекломассы, путем вытягивания металлическим прутиком нити, которую обвивали вокруг стержня из меди, диаметр которого соответствовал диаметру бусинки. Далее стержень убирали, а бусинка подвергалась дальнейшей, ручной обработке. Таким же способом получали и трубочку, которую затем разрезали на кусочки нужной длины. Поскольку стекольное производство связано с огнем, в мастерских зачастую вспыхивали пожары, а потому в 1221 г., был издан указ о переносе всех мастерских на остров Мурано. Этот остров в течение долгих лет был единственным городом изготовления бисера в Европе. В те времена Венеция тщательно хранила секреты производства бисера, который можно было обменять на золото, шелка и пряности в других государствах, что несло процветание и прибыль Венецианской республике.
Венеция снабжала бисером страны Европы, Азии, Африки, а после открытия Америки стала и здесь его главным поставщиком. Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Большой популярностью блестящие бисеринки пользовались у туземцев. Они меняли на него золото и пряности.
Конечно, сохранить монополию на производство бисера и стекла Венеции удавалось не долго. Уже в 14 веке в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название – «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. В итоге, уже к концу 17 – началу 18 вв. богемский бисер возносится на пик популярности. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме. Появляется металлический бисер: медный, позолоченный, стальной. А во 2 пол. 18 века создаются машины, для вытягивания трубок из стекла, что значительно ускоряет и удешевляет процесс производства бисера.
Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в 19 веке. В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений — сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные парижские фирмы включают черный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из черных и темных тканей. В следующем десятилетии такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при создании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения городского костюма брали бисер и стеклярус в тон ткани — гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отделке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также из «молочного» стекла, имитирующий жемчуг. Стеклярус и бисер считали незаменимыми материалами для отделки траурных платьев. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура. Вот что пишет по этому поводу известный французский литератор Г. Прево в своей книге «Искусство одеваться»: «Стеклярус — единственная допустимая модой отделка полутраурных костюмов. Стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь темного огня».
А какова история стекла и бисера в нашей стране? С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, что подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус 9-13 вв. найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, о чем свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в 16 веке началось его возрождение.
Бисер использовался не только для изготовления женских украшений, например в некоторых покоях Московского Кремля, стены обмазывали клеем и посыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны обивают полотном, грунтуют мелом и посыпают стеклярусом.
А вторую половину 18 до середины 19 можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России. Увлечение бисером охватило все слои общества: крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды и головные уборы; монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей, а также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов. Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий. Светские дамы и почтенные купчихи вышивали панно и картины. Особенное место отводилось всяким разным изящным вещам, изготавливаемым как для себя, так и в подарок. Крепостные мастерицы украшали вышивками диванные подушки, каминные экраны, ширмы, шкафчики, секретеры и прочие предметы интерьера, предназначенные для украшений господских домов. Из бисера делались чехлы для зонтиков, пояса, обложки для книг и альбомов, ящички для перстней, пасхальные яйца. Бисером оплетали чернильницы, подсвечники, лотки под флаконы.
Но закончилась ли на этом история бисера? Конечно, нет. Сейчас бисер переживает новый виток своего развития. При украшении современной одежды известные модельеры активно используют бисер, стеклярус и бусины. В нарядах с такой отделкой с удовольствием ходят модницы наших дней. Дорогие ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней могут позволить себе далеко не каждый, и снова на выручку приходит бисер, который активно используется в бижутерии. Бижутерия использует такие свободные формы и смелые решения, которые консервативным ювелирным украшениям даже не снились. Она воплощается в ярких цветах и неожиданных материалах и так быстро реагирует на причуды моды, что подходит всем и подо все.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов