в каком году появились яндекс карты
История Яндекса
«Яндекс» – российская IT-компания, владеющая одноименной системой поиска в интернете и интернет-порталом.
История Яндекса началась в конце 1980-х — с разработки поисковых технологий в компании «Аркадия», которая затем вошла в состав CompTek. Разработчики создали несколько поисковых программ, в том числе Международный классификатор изобретений и поиск по Библии, который учитывал морфологию русского языка. Технология поиска получила название «Яndex».
Первая рабочая версия поискового приложения под названием «Yandex» появилась в 1993 году, в 1995 году компьютеры компании-разработчика поисковика были подключены к интернету, а в 1996 году была реализована стадия доработки технологии поиска.
Официальный день рождения поисковой системы Yandex.ru – 23 сентября 1997 года. В этот день система была анонсирована на выставке Softool в Москве. «Яндекс» образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу.
В 1998 году на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама — реклама, соответствующая запросу пользователя. При этом способе показа рекламу видит только ее целевая аудитория. Контекстная реклама стала одним из дополнительных ответов на вопросы пользователей, а в последующем – основной бизнес-моделью компании «Яндекс».
Компания «Яндекс» была образована в 2000 году. Ее учредителями стали акционеры CompTek. Компания ru-Net Holdings инвестировала в «Яндекс» более 5 миллионов долларов, ее доля составила около 35%. В число акционеров вошли также менеджеры «Яндекса» и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором компании стал Аркадий Волож. Директором компании по технологиям и разработке стал Илья Сегалович. Команда «Яндекса» насчитывала 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. Уже в 2002 году компания стала самоокупаемой.
В 2001 году «Яндекс» открыл «Яндекс.Директ». Это система автоматического размещения контекстной рекламы. С помощью Директа любой человек может напрямую, без посредников, разместить на «Яндексе» свою рекламу. За первый год существования Директа рекламу на Яндексе разместили 2500 рекламодателей.
В 2004 году «Яндекс» открыл специализированный сервис, позволявший находить мнения пользователей интернета, высказанные в блогах и форумах. В том же году поисковик в ответ на запросы пользователей, искавших городской адрес или название населенного пункта, начал выдавать фрагмент карты. В 2006 году географический сервис «Яндекс.Карты» дополнился данными о загруженности автомобильных дорог в столице («Пробки в Москве»). В рамках развития сервиса в 2008 году «Яндекс» купил ИА «СМИлинк» (компанию, занимавшуюся обработкой и предоставлением информации о пробках на дорогах России), а в 2010 году — «ГИС технологии» (компанию, разрабатывавшую картографическое программное обеспечение).
В 2005 году «Яндекс» вышел за пределы России, открыв представительство в Украине. Задача украинского офиса состояла в создании сервисов, предназначенных специально для украинской аудитории.
В 2006 году «Яндекс» открыл свой первый удаленный офис разработки — в Санкт-Петербурге. На данный момент у «Яндекса» есть отделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону), в Украине (Киев, Одесса, Симферополь), Белоруссии, Казахстане, США (Калифорния), Турции и Швейцарии. Среди них — и офисы разработки, и офисы продаж, и офисы, отвечающие за локализацию продуктов.
В 2007 году «Яндекс» открыл Школу анализа данных — бесплатные двухгодичные курсы, которые готовят специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. В 2009 году компания внедрила новый метод машинного обучения Матрикснет, благодаря чему стало возможным учитывать при поиске в разы больше факторов и их комбинаций.
В мае 2011 года компания «Яндекс» провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже Nasdaq. Акции Яндекса продаются под тикером YNDX.
20 сентября 2011 года «Яндекс» запустил портал в Турции. На yandex.com.tr представлены сервисы «Яндекса» специально для турецких пользователей – Поиск, Карты, Почта и т.д.
В 2012 году «Яндекс» выпустил браузер собственной разработки. Продукт локализирован для России, Украины и Турции.
18 июня 2013 года Яндекс выпустил мобильный браузер для iPad и смартфонов на базе Android.
Яндекс создает свои собственные поисковые и мультимедийные технологии, мобильные сервисы и приложения. Одним из них является система «Яндекс.Деньги». К середине 2013 года на сервисе было зарегистрировано более 14 миллионов счетов, ежедневно открывается более 9 тысяч новых счетов и проводится более 120 тысяч операций. Оплату «Яндекс.Деньгами» принимают более 20 тысяч интернет-магазинов из России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
25 мая 2012 года газета «Ведомости» сообщила о том, численность аудитории интернет-портала «Яндекс» впервые превысила число зрителей Первого канала. По данным аналитической компании TNS, в апреле «Яндекс» посещали 19,1 миллиона человек в день, а Первый канал смотрели 18,2 миллиона зрителей ежедневно.
7 февраля 2013 года российская поисковая система «Яндекс» вышла на четвертое место в мире по числу обрабатываемых запросов, обогнав поисковый сервис компании Microsoft и уступая только поисковикам Google, Baidu и Yahoo.
Доля поиска Яндекса на российском рынке составляет 61,6% (LiveInternet, июнь 2013). Международная аудитория портала — 93,1 миллионов человек (comScore, май 2013).
Чистая прибыль компании «Яндекс» по US GAAP в I квартале 2013 года выросла на 79% — до 2,246 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Скорректированная чистая прибыль «Яндекса» (с учетом доходов от принадлежащих компании акций) выросла на 60% — до 2,41 миллиарда рублей. Выручка компании первый квартал 2013 года увеличилась на 36% — до 7,999 миллиарда рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос за отчетный период на 47% и составил 3,504 миллиарда рублей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
5 лет спутникам на Яндекс.Картах
Прошло пять лет с тех пор, как на Яндекс.Картах появились первые спутниковые снимки. Когда-то добавление каждого нового города было событием — сейчас космические фотографии охватывают всю поверхность Земли. А более 1700 городов сфотографированы так подробно, что на снимках можно разглядеть даже дорожную разметку.
По такому случаю мы решили в деталях рассказать вам, откуда берутся спутниковые снимки и как они попадают на Яндекс.Карты — и подготовили об этом этот текст. Вы узнаете, какие спутники фотографируют Землю, и проследите весь путь снимка от орбиты до спутникового слоя на Картах.
На Яндекс.Картах есть четыре режима просмотра (слоя) — схема, спутниковые снимки, гибрид и народная карта. Слой «Спутник» — это снимки Земли из космоса. На нем человек может посмотреть, как выглядит с орбиты, например, его город, дом или даже гараж. На основе спутниковых снимков пользователи рисуют Народную карту. Специалисты Яндекса, когда создают карты, тоже пользуются космическими фотографиями.
Прежде чем оказаться на Яндекс.Картах, спутниковые снимки сначала передаются с космической орбиты на Землю, а затем проходят несколько стадий обработки. Начинается все со спутника, который фотографирует поверхность земного шара.
Какие спутники нужны Яндексу
Спутники летают по орбите вокруг Земли. Одни передают телесигналы, вторые определяют местоположение объектов, третьи — выполняют другие задачи. Есть и аппараты ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) — такие спутники помогают в мониторинге чрезвычайных ситуаций, прогнозировании погоды или урожая. И, что главное для Яндекс.Карт, они умеют фотографировать Землю.
Для разных территорий Яндекс использует фотографии разной степени детальности — в зависимости от населённости территорий и востребованности их у пользователей Яндекса. Например, подробные фотографии сибирских лесов мало кому нужны, а вот Екатеринбурга или Владивостока — наоборот. А побережье Охотского моря пользователям далеко не так интересно, как Черного.
Для российских и крупных зарубежных городов Яндекс приобретает изображения с самым высоким разрешением — со спутников Ikonos, QuickBird и WorldView2. На таких снимках можно разглядеть даже дорожную разметку.
Остальные территории сняты другими спутниками. Европейская часть России — спутником IRS. На его снимках хорошо видны автомобильные трассы и многоэтажные здания. А оставшаяся поверхность Земли покрыта фотографиями со спутника Landsat, на которых при максимальном приближении можно различить крупные объекты типа аэропортов или отдельных городских кварталов.
Как фотографирует спутник
Спутники делают фотографии Земли по заказу, а не снимают все подряд. Например, Яндексу нужны свежие снимки города N. В заказе на съемку этого города Яндекс размечает территорию, которую надо снять, а также указывает требования к изображению — ясная или малооблачная погода, бесснежное время года. Теперь, пролетая над городом N, спутник его сфотографирует.
Спутник не фотографирует ночью. Если на момент съемки в нужном регионе обещают большую облачность, его тоже стараются не снимать. Однако понять, соответствует ли получившийся снимок требованиям заказчика, сам спутник не может. Это определится после того, как спутник передаст снимки на Землю. Если фотографии оговоренным условиям не соответствуют, спутник продолжит фотографировать. Некоторые города очень трудны для съемки, и ждать хороших кадров иногда приходится долго. Например, Пятигорск почти никогда не видно из космоса из-за плотного слоя облаков. Или Асбест — спутнику удалось снять его четко только зимой. А зимние фотографии Яндекс старается использовать только в крайних случаях, потому что все объекты на них серо-белые.
Космический фотоаппарат делает сразу два снимка одной территории. Черно-белый, максимально подробный, и цветной, с более низким разрешением, — из-за преломления света в земной атмосфере цветные фотографии высокого разрешения с такой высоты сделать нельзя. Потом получившиеся изображения совмещают. В цифровом виде снимок с меньшим разрешением получается меньше снимка с большим разрешением. Чтобы совместить изображения, цветной снимок растягивают, отчего он становится еще менее четким, и накладывают на черно-белый.
Черно-белый и цветной снимки делаются с интервалом в доли секунды, поэтому у быстро движущихся объектов на совмещенных изображениях не совпадают контуры. Это заметно на снимках самолетов, если максимально приблизить спутниковый слой в окрестностях какого-нибудь аэропорта.
Исходные снимки со спутника отличаются от обычных фотографий, потому что космические фотоаппараты воспринимают цвета не так, как земные. Цвет искажается из-за особенностей атмосферы, высоты орбиты, по которой летает спутник, и технических возможностей камер. Чтобы цвета на снимке выглядели естественно, делают цветокоррекцию.
Спутник снимает под углом, и некоторые объекты на снимке могут быть деформированы — поэтому необходимо наложить фотографию на карту рельефа Земли, чтобы компенсировать искажение.
Только после всех этих изменений снимок из космоса попадает в Яндекс.
Яндекс работает над фотографиями
Яндекс получил снимок города N. Размер снимка зависит от того, какой спутник его сделал. Допустим, это 32000х32000 пикселей весом в 3 ГБ. Если город небольшой, то он вполне поместится на одном таком изображении. Например, для Новосибирска их нужно два, для Москвы — пять, а для Санкт-Петербурга с пригородами — шесть.
Получив изображение, Яндекс накладывает его на соответствующий участок на спутниковом слое Карт и стыкует с соседними, чтобы, например, автотрасса не прерывалась на границе новых и старых снимков.
Из одного изображения делается несколько — по одному для каждого из масштабов. Для самого подробного оставляют максимальное разрешение, для более общих — соответственно уменьшают, потому что чем меньше разрешение снимка, тем меньше будет весить картинка. В итоге получается «пирамида снимков», которую пользователь будет последовательно видеть, приближая и отдаляя спутниковый слой на Яндекс.Картах.
Затем каждое изображение для каждого масштаба делится на тайлы — квадраты размером 256х256 пикселей. Все слои на Яндекс.Картах подгружаются как раз такими тайлами. Это позволяет ускорить работу Яндекс.Карт — загружаются только те участки, которые пользователь в данный момент просматривает.
Наконец снимок города N готов к публикации. Как правило, Яндекс публикует новые спутниковые снимки целыми выпусками, поэтому свежие фотографии города N появятся на спутниковом слое Яндекс.Карт вместе с обновлениями других территорий.
Как устроены Яндекс.Карты. Лекция Владимира Зайцева в Яндексе
Яндекс.Карты – это высоконагруженный картографический портал, который работает с огромными объемами данных. В своей лекции Владимир Зайцев рассказывает старшеклассникам – студентам Малого ШАДа – о том, как создавать и поддерживать такие ресурсы, и о технологиях, которые для этого используются. А также на примерах объясняет, какие можно разрабатывать инструменты и проводить исследования на базе полученных данных.
Спутниковые снимки и карта
Конечно же, все начинается с карты. Представим, что мы рассказываем своему приятелю, как добраться до вашей дачи. Ну и нарисовали небольшую карту, по которой он сможет пройти от электрички до вашего дома. Он по этой доге прошел и записал GPS-трек. Если вы потом попробуете наложить этот трек на карту, ничего хорошего из этого не выйдет, они просто не будут совпадать. Как же составить такую карту, которая соответствовала бы реальному GPS-треку? Например, мы при помощи лазерного дальномера с разных точек отмерять расстояния до различных точек на местности, а при помощи компаса вычисляем азимуты. При должной аккуратности измерений, у нас уже есть некоторый шанс, что после наложения у нас получится достаточно точная карта, которая будет совпадать с GPS-треком.
Но если применять этот метод для составления более масштабных карт, процесс окажется слишком длительным и трудоемким. Поэтому сегодня для этих целей применяются более технологичные решения. Например спутниковая фотосъемка. Спутники летают над Землей на высоте 200-500 километров и делают фотоснимки при помощи вот таких объективов:
Спутник вращается вокруг Земли, а наша планета вращается вокруг своей оси, поэтому если спроецировать траекторию спутника на ее поверхность, получится синусоида. При этом траектория спутника при каждом обороте будет немного смещаться, так что через некоторое количество облетов можно будет заснять всю поверхность Земли.
Но есть две проблемы. Во-первых пролеты над какими-то территориями обязательно придутся на ночное время. А ночные спутниковые снимки представляют исключительно эстетическую ценность, для картографии они бессмысленны. Это обязательно нужно учитывать, и снимать только освещенные части, что может потребовать большего количества пролетов. Вторая проблема – это облачность. Если часть города при съемке закрывают облака, то нам потребуется при следующем пролете спутника над ним снимать эту часть заново. Но если в следущий раз спутник полетит над этим городом в другое время, тени будут направлены в совершенно другую сторону. И если мы совместим два снимка, у нас будет ощущение диссонанса. Поэтому такие спутники летают по солнечно-синхронной орбите, рассчитанной таким образом, чтобы каждый пролет спутника над определенной местностью приходился на одно и то же локальное время.
Итак мы произвели фотосъемку, склеили фотографии, получили одно большое полотно в высоком разрешении. Но съемка производилась с какой-то одной точки, так что некоторые углы у нас будут искажаться. Чтобы скомпенсировать искажения нужно всю картинку перепроецировать. Сделать так, будто каждая фотография была сделана именно над этой точкой.
Есть и еще одна проблема спутниковой съемки. Мы ведь хотим получить цветные фотографии, но при проходе через атмосферу световые лучи разного спектра преломляются по-разному. Поэтому цветной снимок высокого разрешения из космоса сделать не получается. Делается по два снимка. Один – черно-белый, высокого разрешения, а второй меньшего разрешения, но цветной. Затем цветной снимок растягивают и накладывают как текстуру на черно-белый. Это становится заметно, когда в кадр попадают быстродвижущиеся объекты, например, самолеты.
Итак, мы произвели съемку, цветокоррекцию и почие необходимые манипуляции, уложили все эти терабайты данных в хранилища, сделали на их основе карты. Но почему бы не отдать пользователям и сами спутниковые снимки. Ведь посмотреть на них тоже полезно и интересно. На Яндекс.Картах эта функция появилась в 2004 году. Интернет тогда был помедленнее, чем сейчас, и передавать большие данных было не так просто. Поэтому большие картинки разбили на тайлы, умещающиеся ровно в один пользовательский экран.
Но вернемся к самим картам. Допустим, мы смогли разметить на снимках дороги, дома, подписать адреса. В итоге у нас получится вот такая картинка:
Теперь нам эту карту нужно раскрасить. Если мы раскрасим кварталы, дома, дороги и водоемы в разные цвета, получится у нас вот что:
Уже не так плохо, но мы-то хотим добиться совсем другого результата:
На самом деле, перед нами стоит сразу несколько задач. Во-первых, выделить из всего многообразия объектов самые значимые, и в зависимости от масштаба добавлять или убирать менее значимые. Кроме того, есть много пользователей с искажениями зрительного восприятия: примерно десять процентов мужчин страдают такими заболеваниями. И это тоже нужно принимать во внимание. На картинке ниже можно посмотреть, как видят карту люди страдающие дальтонизмом:
Как видно, карта остается вполне читаемой, так как цветовая палитра специально подобрана таким образом, чтобы цвета не сливались при наиболее часто встречающихся искажениях зрительного восприятия.
Еще один момент, который нужно учитывать при выборе цветовой палитры заключается в том, что карты часто печатают на черно-белых принтерах, и монохромная карта тоже должна оставаться читаемой:
Народная карта
Пробки
Подробно о том, как работают Яндекс.Пробки уже рассказывал в своей лекции Леонид Медников, ну а общее представление можно составить из этой картинки:
Досмотрев лекцию до конца, вы узнаете, как устроены не менее интересные компоненты Яндекс.Карт: маршрутизация, Панорамы и API.
Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт
Привет, меня зовут Тая Лавриненко, я дизайнер-картограф из команды Яндекс.Карт. Как и всё на свете, карты имеют свойство устаревать, поэтому в течение прошлого года мы проектировали и поэтапно внедряли новый, более сбалансированный стиль Карт. Этот редизайн — одно из самых значимых и заметных обновлений картографического стиля сервиса за последние 5 лет.
Немного предыстории
Яндекс.Карты появились в далёком 2004 году. В то время сервис использовали только на компьютерах. Сценарий, фактически, был один: заранее найти адрес, продумать свой маршрут или распечатать схему проезда.
Когда начали набирать популярность смартфоны, Карты столкнулись с задачей сочетать в себе сценарии как для водителей, так и для пешеходов. Кроме того, водитель может интересоваться пробками на дорогах и оптимальным маршрутом, а может искать место для парковки — два разных сценария, для каждого из которых нужны свой масштаб и детализация. С пешеходами всё ещё сложнее. Найти удобный выход из метро, построить маршрут без лестниц или отыскать работающее кафе рядом — использование карт давно не ограничиваются стандартным «проложить путь из пункта А в пункт Б». И у каждого человека свой набор сценариев взаимодействия с картой и требований к ним. Добавьте к этому сложность внутреннего устройства самих карт: больше 200 слоёв геоданных, логика отображения которых меняется в зависимости от выбранного масштаба с 0 по 21, где 0 масштаб — это карта мира, а 21 — подъезд дома.
При кажущейся простоте, процесс редизайна — это постоянный поиск баланса между пользовательскими сценариями: карта должна быть удобна всем.
Зачем вообще что-то менять
Яндекс.Карты, как мы выяснили в ходе многочисленных экспериментов и тестов, узнают благодаря их «теплоте» и «автомобильности». Теплота создаётся за счёт жёлтых оттенков базовых элементов карты — общего фона, кварталов, зданий, основных магистралей и других объектов. Автомобильность — акцентом на дорожной сети. Использовать карту для других, не автомобильных сценариев было довольно сложно: кроме толстых линий дорог, она была перегружена одинаковыми чёрными подписями и разными иконками. Да и в целом выглядела тяжёлой и устаревшей, хотя неоднократно менялась с момента своего создания:
От автомобильной карты к сбалансированной карте: сместили фокус внимания с дорожной сети на транспорт, метро, иконки достопримечательностей, сетку небольших улиц. Главные магистрали города всё ещё видны, но при этом стали лучше считываться станции метро.
Чтобы упростить и ускорить ориентирование по Картам, нам предстояло спроектировать новый дизайн, перераспределить визуальные акценты, найти баланс между информативностью и хорошей читаемостью на любых устройствах, как в мобильной, так и в десктопной версии. И, конечно же, создать новый гармоничный стиль, сохраняя узнаваемость Яндекс.Карт.
С чего мы начали: проанализировали сценарии использования, настроили логику
Любой редизайн начинается с исследований. С анализа сценариев использования, обращений в поддержку, закрытых UX-исследований, изучения других картографических сервисов.
Картографический дизайн — это работа, в первую очередь, с данными, и только потом со стилем. Поэтому сначала мы спроектировали логику и порядок отображения объектов по масштабам, учитывая сценарии использования.
Чаще всего люди пользуются картами, чтобы:
Так, на обзорных масштабах (с 0 по 8) мы исследуем мир и страны, на средних (8-15) изучаем города, а на крупных ищем нужную улицу, дом (14-21).
На крупных масштабах водителю важно понимать, где парковка/шлагбаум или подъезд, а вот пешеходу интересно совсем другое: где подземный переход, нужная остановка или аптека.
Проанализировав пользовательские сценарии, мы спроектировали логику и порядок отображения объектов и информации о них, отфильтровали ненужное, обновили устаревшую информацию и дополнили карту новыми данными. Например, отметили горы и популярные зоны, добавили инфраструктуру парков, внутренние схемы для аэропортов и торговых центров и многое другое.
Таким образом, можно сказать, что то, каким будет картографический стиль в основном определяют сами пользователи: наборы данных, из которых состоит карта, зависят от выбранного сценария.
Разметка геоданных в Народной карте
Визуализация в Яндекс.Картах
Следующим шагом была настройка визуальных акцентов. Объекты, которые обычно требует выделения — подписи значимых населённых пунктов, главные автомагистрали, аэропорты, станции метро, названия улиц и номера домов, важные ориентиры в городе и на природе. Но когда акцентов много, ориентироваться в них становится сложно, какого сценария использования ни придерживайся. Мы настроили отображение всех объектов так, чтобы пользоваться ими было удобно на каждом масштабе: найти страну и город, куда собираетесь в отпуск, ближайший парк или подземный переход:
Добавили коды аэропортов, платные дороги и новые шильды их названий. Изменили отображение населённых пунктов, чтобы крупный город было легче отличить от небольшого населённого пункта с первого взгляда.
Одно из ключевых изменений: сместили фокус с дорожной сети, чтобы сбалансировать стиль для всех сценариев работы с картой. Автомобильные дороги сделали тоньше и не такими яркими, чтобы они не мешали искать объекты, прокладывать пешеходные маршруты и ориентироваться на местности.
Ввели новую логику отображения метро: теперь расположение входов на карте соответствует их географическому местонахождению, появилась нумерация.
Картографический дизайн
После настройки логики отображения данных мы начали собирать визуальные концепции стиля.
Прототипы стилей в сравнении с продакшен-версией, октябрь 2019
О гармоничности сочетания цветов и типографике с точки зрения вкусовых предпочтений можно спорить бесконечно. Но выбор в пользу одного из вариантов, как правило, преследует вполне прикладную цель: объекты на карте должны легко считываться и быть узнаваемыми. При этом сочетание оттенков критически важно, например, для людей с нарушениями цветового восприятия.
При проектировании стиля важно учиться не только на своём опыте, но и на чужом, находить лучшие решения среди уже существующих. К примеру, карта «2ГИС» выделяется хорошим контрастом, OpenStreetMap — детализацией данных, а у Google Maps на сером фоне лучше считываются цветные иконки организаций.
Сравнение картографических стилей разных картографических сервисов
Подбирая цветовое решение, мы стремились сохранить баланс между эстетикой и информативностью: карта должна быть понятной, достаточно контрастной для ориентирования и навигации. Одновременно — не чересчур яркой, чтобы быть хорошей подложкой для тематических данных: результатов поиска, пробок или линий маршрутов автобусов.
Чтобы сохранить узнаваемость, важно было придерживаться тёплой палитры, как бы мы ни меняли сочетания оттенков:
Стилевая и смысловая преемственность
Карта — это динамическое изображение, поэтому при проектировании нового дизайна было важно учитывать стилевую и смысловую преемственность. Это значит, что по мере увеличения карты появление различных типов данных должно быть предсказуемо и понятно. Одновременно важно выдержать единый стиль и сохранить целостность продукта на всех масштабах, создать непрерывный пользовательский опыт:
По мере приближения к центру города на карте появляется более подробная сетка улиц и транспортные хабы
Так, при увеличении масштаба в парке Горького появляются сначала дорожки, достопримечательности, а потом все остальные объекты инфраструктуры. При сильном приближении можно понять, где есть лужайки для пикника, что, например, на масштабе города было бы не так важно.
Чем ближе, тем детальнее прорисованы здания
Ещё один важный фактор проектирования стиля — локализация объектов. Мы настраиваем карту для всего мира, поэтому стиль дорог и зданий должен хорошо считываться и на территории с плотной застройкой, и в маленькой деревне, и в другой стране, где инфраструктура и плотность данных существенно отличаются от российской.
Дорожная сеть в разных городах
Плотность застройки
Учитывая все эти факторы, мы подобрали чистые и свежие цвета, настроили плавные переходы стиля между масштабами, перерисовали иконки и шильды, настроили типографику и добавили цветные подписи на карте. Тем самым получилось разгрузить карту и убрать визуальный шум. Карта стала удобнее для всех пользовательских сценариев. Еще немного картинок:
Сделали контрастные границы стран и дорожную сеть
Систематизировали подписи для населенных пунктов
Для водителей добавили платные дороги, новые шильды дорог
Сделали редизайн иконок и настроили цветные подписи для каждой категории объектов (магазины, аптеки, общепит), чтобы их было легче находить и различать.
Настроили контрастные силуэты зданий
Добавили новую категорию иконок-иллюстраций для главных ориентиров в городе — SuperPOI. Они помогают не только туристам, но и тем, кому нужно быстро сориентироваться на местности: крупные и легко узнаваемые.
Тем, кто перемещается пешком, пригодятся не только типично городские ориентиры — улицы, достопримечательности и иконки организаций, но и детальная инфраструктура парков:
Добавили тропинки и лужайки, чтобы вы могли спланировать прогулку
За городом тоже стало легче ориентироваться: теперь на Картах больше тропинок, гор, водопадов и родников — мы добавили новые иконки, чтобы их было проще найти.
А у горнолыжных курортов появился свой стиль
С 2019 мы стали показывать внутренние планы для крупных торговых центров, вокзалов и аэропортов. Мы регулярно обновляем и актуализируем их, в том числе благодаря вам — спасибо участникам Народных карт!
А вот так теперь выглядит ночная версия Карт (справа — новый вариант):
Тонкие линии, более спокойные цвета — карта не будет ослеплять водителя ночью
К чему пришли
Мир меняется, меняются и карты. Редизайн был нужен, чтобы адаптировать картографический стиль к текущим реалиям, сделать карты более практичными, функциональными и современными, одновременно сохранив фирменный стиль Яндекса.
Текущий дизайн Карт — это результат около 22 000 изменений, которые мы выкатывали шаг за шагом, чтобы обеспечить пользователям плавный и безболезненный переход от старого стиля карты к новому.
Базовая карта стала сбалансированной, ещё более информативной и удобной для всех сценариев пользователя: навигации, поиска, прокладывания маршрута, просмотра пробок или просмотра маршрута автобуса.
Недавно мы зарелизили новый стиль пробок. Подобрали более насыщенные и контрастные цвета и перенастроили логику отображения. Теперь толщина линии пробки зависит от класса дороги: на МКАДе линия будет шире, чем на обычной улице. Фокус сместился на проблемные участки дорог и развязки. А чтобы люди с нарушением цветового восприятия могли лучше ориентироваться в дорожной ситуации, мы добавили зависимость длины линии пробки от степени загруженности: чем сильнее пробка, тем короче линия паттерна.
Для режима навигатора мы спроектировали специальный стиль с акцентом на дорожную сеть:
И у нас большие планы на следующий год. Уже отрисованы более 200 новых иконок с популярными ориентирами для 14 городов:
Мы продолжаем работать над стилем, улучшать данные и, конечно, мониторить отзывы, чтобы Карты оставались удобными для вас, а благодаря бдительным участникам Народных Карт — ещё и актуальными. Всегда рады обратной связи и вашим предложениям. Спасибо!
Два интерактивных примера (отступы такие больше из-за интеграции с Хабром; полноэкранные версии тут и тут):