в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания

История развития физической культуры в России (К презентации о спортсменах в годы Великой Отечественной войны)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

История развития физической культуры в России

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Основными источниками о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины и т.д

Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям.

К 1910 году были созданы московские футбольная, конькобежная, лыжная, и другие лиги. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, они уже завоевали звание чемпионов Европы и мира. Россия, в основном представленная московскими и петербургскими спортсменами, постепенно становилась спортивной державой.

Уже в 1920 году, несмотря на трудности, переживаемые молодой Советской Республикой был открыт институт физической культуры.

Популярными стали в те годы и различные сверхдлинные дистанции, стартом или финишем которых была Москва. Так в 1927 году московские лыжники совершили переход из Москвы в Осло за 35 дней. А летом 1932 года туркменские спортсмены преодолели на конях путь от Ашхабада до Москвы за 85 дней. Во всех школах и вузах было введено преподавание физической культуры. Перед советской молодежью открылись широкие возможности для занятий самыми различными видами спорта.

В спорт пришли талантливые самородки, и это было главной особенностью тех лет. Поистине всенародный, массовый размах физкультурного движения в нашей стране начинал приносить плоды рекордами, громкими победами, прославившими на весь мир имена многих спортсменов.

Этот партизанский отряд доставил противнику немало неприятностей. Гитлеровцы не имели ни минуты покоя: постоянно «обрывалась» связь, взрывались мосты и уничтожались автоколонны, шли под откос вражеские эшелоны.

Только сильный дух и спортивная подготовка помогли Николаю Королеву спасти свою жизнь и жизнь командира. За этот подвиг он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры. Содержание программ по физической культуре всех учебных заведений, комплекса ГТО, «Единой всесоюзной спортивной классификации», деятельность всех физкультурно-спортивных организаций служили решению задач всеобщего военного обучения населения страны..

В стране, охваченной войной, спортивные традиции не угасали даже в те суровые годы. И если в июне 1941-го не удалось провести намеченные матчи, то в декабре 1941 года в Москве был разыгран кубок по хоккею с мячом, состоялись конькобежные соревнования на Пионерских прудах, прошел шахматный чемпионат на первенство города. В тяжелую весну 1942 года состоялась и традиционная эстафета по Садовому кольцу.

Уже в победном 1945 году спортивный календарь Москвы предусматривал состязания по всем видам спорта.

Советский Союз вступил во многие международные спортивные федерации. Весной 1951 года с СССР был создан Олимпийский комитет.

Источник

В каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания

ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

BASIC POINTS IN HISTORY OF TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF ON PHYSICAL CULTURE

G.B. Severuhin, Ph. D., lecturer

Udmurt state university, Izhevsk

Key words: courses, institutes of physical culture, technical schools, faculties of physical culture, academy, curriculum, state educational standard.

The professional training in the area of physical culture is closely connected to the history of the development of physical culture and sports.

The author describes the reasons and the basic stages in the training of the professional staff for physical culture. He takes the widest spectrum of the described stages in the geographical and historical aspects. The author describes the period from 1799 to the present time.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Северухин
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: курсы, институты физической культуры, техникумы, факультеты физического воспитания (физической культуры), академии, учебный план, государственный образовательный стандарт.

Подготовка кадров в области физической культуры тесно связана с историей развития физического воспитания и спорта. Издавна физические упражнения применялись для подготовки воинов, поэтому не случайно именно в военных учебных заведениях формируются первоначальные методические подходы при обучении офицеров как специалистов по физической подготовке. Пионером здесь является датчанин Ф. Нахтегалл, который в 1799 г. в Копенгагене создал военное училище, а в 1808 г. в нем были разделены курсы воинской гимнастики и подготовки преподавателей гимнастики [4].

Следующим шагом вперед было открытие Х. Лингом в 1813 г. в Швеции Королевского института гимнастики, в котором впервые стали готовить и гражданских специалистов [6, 7]. Из открывшихся позднее в различных странах учебных заведений по подготовке специалистов по физическому воспитанию наиболее авторитетным в Европе с середины ХIХ века считался диплом созданного в 1848 г. Берлинского Центрального института гимнастики [4].

Бурное развитие государственных систем физического воспитания в разных странах и подготовки специалистов для их реализации было связано с возникшей после наполеоновских войн потребностью милитаризации образования подрастающего поколения, позволяющего в короткий срок подготовить к воинской службе в быстро увеличивающихся по численности армиях практически все здоровое мужское население.

Выполнить эту миссию Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) России, при содействии военного министра Д.А. Милютина, поручает профессору П.Ф. Лесгафту, уже известному своей научной и практической работой в области физического воспитания.

В 1877 г. по представленному и утвержденному ГУВУЗом учебному плану П.Ф. Лесгафт создает и возглавляет двухгодичные учебно-гимнастические курсы руководителей физической подготовкой военных учебных заведений и армии в Петербурге, просуществовавшие до августа 1882 г. В 1890 г. А.Д. Бутовский, ведущий специалист армии по военно-физической подготовке, организует курсы для обеспечения кадетских корпусов квалифицированными специалистами по физическому воспитанию [3].

В 1910 г. это учебное заведение вновь удалось открыть М.М. Ковалевскому, и оно проработало до 1917 г.

В ближайшие годы в Москве и других крупных городах России было открыто еще несколько офицерских и гражданских курсов по инициативе военного министерства, земств или меценатов, но об их деятельности известно очень мало.

Принятый 22 апреля 1918 г. декрет ВЦИК о введении всеобщего военного обучения трудового населения активизировал открытие краткосрочных курсов и учебных заведений.

Два высших учебных заведения на всю страну не могли быстро решить кадровый вопрос. Поэтому организациями Всевобуча была выстроена система подготовки кадров низшего звена, включающая уездные курсы и губернские школы по подготовке инструкторов, которые работали по принципу преемственности и естественного отбора. Выпускники уездных курсов, показавшие лучшие результаты в учебе и спорте, командировались в губернские школы, а те рекомендовали своих лучших выпускников в вузы.

После окончания гражданской войны в 1923 г. организации Всевобуча прекратили свое существование, но опыт курсов как краткосрочной формы получения первоначального профессионального образования еще многие годы будет использоваться в стране и позднее разовьется в форму повышения квалификации.

В послевоенные годы сфера физической культуры и спорта переходит в ведение комсомола и профсоюзов. Еще в решениях III съезда РКСМ в 1920 г. вырисовывается направление в развитии физического воспитания как необходимого элемента коммунистического воспитания молодежи и направленного на решение конкретной практической цели: подготовку молодежи к трудовой деятельности и вооруженной защите Отечества.

Эта направленность будет как основа проходить через последующие постановления партии, правительства, комсомола и реализуется в создании комплекса ГТО, сыгравшего большую роль в истории страны в предвоенные и военные годы.

Уже к концу 20-х гг. на всесоюзных научных конференциях (1925, 1927, 1929 гг.) были заложены основы советской системы физического воспитания. В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы по физическому воспитанию. В 1929 г. Наркомпрос РСФСР утвердил новые учебные планы для школ II ступени, по которым этому учебному предмету отводилось 2 ч в неделю.

В июле 1929 г. декретом СНК РСФСР физическое воспитание вводится как обязательный предмет в вузах.

В 30-е гг. вопросам физической культуры и спорта руководство страны начинает уделять пристальное внимание. При правительстве СССР организуется Государственный комитет по делам физической культуры и спорта, вводится звание «Заслуженный мастер спорта СССР», Всесоюзный день физкультурника встает в один ряд с тогда еще немногочисленными профессиональными праздниками, решается вопрос о подготовке специалистов со средним образованием путем открытия отделений физического воспитания в педагогических техникумах, затем переименованных в педучилища, и техникумах физической культуры, на работу в которые направляются выпускники Центрального и Ленинградского ИФКов.

В эти же годы открываются ИФКи в Азербайджане, Грузии, на Украине (Харьков) и в Минске, а для проведения исследований в области физической культуры и спорта по наиболее важным направлениям и подготовки научных кадров в Москве, Ленинграде, Харькове и Тбилиси создаются научно-исследовательские институты физической культуры.

После победы в Великой Отечественной войне вопросам физической культуры и спорта было уделено значительное внимание. Партией, правительством, комсомолом и профсоюзами был выпущен ряд директивных актов, сыгравших большую роль и в развитии системы подготовки кадров. Это: постановление СНК СССР от 28 сентября 1945 г. «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы»; постановление ВЦСПС (март 1946 г.) «Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков»; постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов».

Первые два постановления сыграли определенную роль в открытии в 1946 году факультетов физического воспитания в МОПИ им. Н.К. Крупской в Москве и ЛГПИ им. А.И. Герцена в Ленинграде, которые должны были апробировать учебные планы педагогических факультетов ИФКов, усовершенствованные для подготовки учителей физической культуры общеобразовательной школы [2].

В 1947-1948 гг. такие факультеты открываются в Ярославле, Челябинске, Хабаровске, Орджоникидзе, Горьком, Ставрополе. А в 1949 г. Правительство СССР принимает постановление об открытии 50 факультетов физического воспитания в педагогических институтах в связи с острой нехваткой учительских кадров с высшим образованием [5].

Таким образом, в стране была введена еще одна организационная форма подготовки специалистов физической культуры с высшим образованием, которая стала подчиняться Министерству просвещения.

На волне бурного увеличения выпуска специалистов с высшим образованием Министерство просвещения в 50-е годы принимает решение о сокращении числа отделений физического воспитания в педагогических училищах в тех регионах, где были открыты факультеты или институты физкультуры, а к 1 января 1960 г. они были упразднены [5].

Время покажет, что это решение было ошибочным для такой огромной страны и местные органы будут вынуждены через 10-15 лет вновь ходатайствовать об открытии педучилищ в связи с недостатком специалистов, особенно в сельской местности.

В эти же годы структурные изменения коснулись и отдельных факультетов, преимущественно в автономных республиках, где на базе педагогических институтов были открыты национальные университеты и факультеты физического воспитания, сохранившиеся в них, перешли в систему высшего и среднего специального образования. До этого в СССР подобный факультет был только в Тартуском университете в Эстонии. Перед распадом страны их насчитывалось уже 15.

С 1972 г. подготовка проводится уже по двум специальностям:

Но наибольшие изменения начались с 1988 г. Расширяющиеся в стране демократические процессы не обошли стороной и высшую школу. Вводится новый классификатор специальностей, согласно которому она получает шифр 0303 и название «Физическая культура», и разница между институтами физической культуры и факультетами определяется направлениями.

Перемены коснулись и содержания учебного процесса. Разработанные в 1988 г. учебные планы, как типовые, впервые дают возможность каждому вузу или факультету творчески подойти к его «индивидуализации», хотя она касалась только 15% часового фонда.

С началом 90-х гг. связана активная деятельность учебно-методических объединений ИФКов и педагогических вузов. Совместно с министерствами происходит бурное обсуждение возможных вариантов «многоуровневого» и «многоступенчатого» образования, в том числе и сохранения проверенной годами системы «моноуровневого» образования, а также перехода на пятилетний срок обучения.

По данным 1990 г., подготовка специалистов физической культуры и спорта с высшим образованием велась в 23 институтах физической культуры и 4 филиалах, на 99 факультетах физического воспитания педагогических институтов и университетов.

После распада СССР в Российской Федерации остается 8 институтов физической культуры и 4 филиала, 53 факультета физической культуры в педагогических институтах и 6 факультетов в университетах.

В связи с этим учебными планами для факультетов ФК, а их было несколько вариантов, стали предусматриваться специализации для удовлетворения запросов в работниках физической культуры области, края или республики, где находился факультет.

В сложных условиях оказались республики и области, в которых до этого не готовили своих специалистов с высшим образованием. Им пришлось решать вопросы об открытии факультетов.

Разнообразие имеющихся в Госстандарте специализаций позволило крупным вузам на третьем уровне осуществлять подготовку выпускников узкой направленности в зависимости от особенностей их будущей работы.

В то же время государственные нормативные документы давали возможность концентрировать работу на одной-двух дефицитных для региона специализациях, и это позволило появиться новым факультетам физической культуры в бывших технических вузах, имеющих хорошую материальную базу, богатые спортивные традиции и опытный состав научно-педагогических кадров, как, например, в Екатеринбурге (УГТУ-УПИ), в Челябинске (ЮУГУ). Для середины 90-х гг. становится характерной работа вузов по договорам со средними специальными учебными заведениями по совмещенным учебным планам, когда после получения диплома о среднем специальном образовании при определенных условиях выпускник может быть принят в вуз сразу на 3-й курс. Как правило, по договору вуз помогает в проведении учебного процесса и участвует в государственной аттестации.

В соответствии с произошедшими изменениями в уставах вузов в их составе могут быть объединения, носящие названия институтов, поэтому ИФК появились в составе ныне существующих университетов и академий в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Майкоп и др.

С переходом в 2000 г. высших учебных заведений на государственные образовательные стандарты второго поколения продолжается процесс совершенствования подготовки кадров по физической культуре и спорту в Российской Федерации.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник

Физическая культура. 4 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 1. Развитие физической культуры в России

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён изучению развития физической культуры в России. В ходе урока школьники познакомятся с различными этапами истории физической культуры в России.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, который направлен на развитие функций и форм организма человека, формирование умений и двигательных навыков, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств.

Спорт – это ключевая форма проявления физической культуры. Сам по себе спорт, можно рассмотреть как систему результатов физической культуры. Термин «спорт» обозначает стремление к физическим достижениям. Спорт основывается на нормах и правилах, соревнованиях и тренировках.

Физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» — это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Первым из российских правителей, кто дал толчок развитию физической культуры был император Петр I. Во времена правления Петра I физическое воспитание в стране приобрело государственные масштабы. В то время были широко известны такие виды физического воспитания как фехтование, вольтижировка, катание на буерах и коньках.

В конце XIX века очень большой вклад в развитие теории физического воспитания внёс знаменитый ученый Пётр Францевич Лесгафт. Он является основоположником физического образования и воспитания в России. В 1896 году он организовал в Санкт-Петербурге впервые в России специальное учебное заведение, которое занималось подготовкой преподавателей по физическому воспитанию.

Владимир Ильич Ленин в 1920 году издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры. Этот институт сыграл большую роль при подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в области физической культуры. В то время в нашей стране повсюду создавались спортивные площадки и физкультурные секции на фабриках и заводах. Так, только в Москве были открыты 180 спортивных кружков, в которых занималось более 10 тысяч учащихся.

В 1930 году в СССР был создан Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Этот знаменитый девиз впервые прозвучал со страниц газеты «Комсомольская правда» в мае 1930 года. Комсомол обратился к каждому молодому человеку: «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся! Предлагаем провести организовать испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне»».

В мае 1936 года было организовано 60 добровольных спортивных обществ-профсоюзов. Эти спортивные сообщества объединили около 50 миллионов человек. Была создана спортивная материально-техническая база. Практически каждое предприятие, каждая школа располагали финансовыми возможностями, которые могли быть направлены на оздоровительную работу населения.

23 октября 1974 года Москва была избрана Международным олимпийским комитетом, как место проведения Игр XXII Олимпиады. В нашей столице в то время существовало около 55 крупных стадионов, 25 бассейнов, более 1200 спортивных залов, почти 300 полей для игры в футбол, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 150 с лишним теннисных кортов и еще очень много спортивных баз для различных видов спорта. В пользу выбора нашей столицы говорил огромный авторитет советского спорта, который был завоеван победами на мировой спортивной арене.

После распада Советского Союза и образования Российской Федерации как самостоятельного государства, была принята новая программа по физической культуре. Она уже не была связана с комплексом ГТО и состояла из двух частей: обязательной и вариативной.

С 1996 года в Российской Федерации были введены в действие новые программы физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы и комплексная программа. Благодаря реализации и разработке этих программ удалось сохранить государственную систему управления в области спорта и физической культуры.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Указ об организации института

Выберите человека, который издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры.

2. Физическая культура

Найдите семь слов по теме урока.

в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания. 5f084a97 79e9 4606 83d4 f4142b27645b. в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания фото. в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания-5f084a97 79e9 4606 83d4 f4142b27645b. картинка в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания. картинка 5f084a97 79e9 4606 83d4 f4142b27645b. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания. b66d83ab 71fd 4436 a325 40d210131825. в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания фото. в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания-b66d83ab 71fd 4436 a325 40d210131825. картинка в каком году появились в россии первые учебные заведения готовившие кадры для физического воспитания. картинка b66d83ab 71fd 4436 a325 40d210131825. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

По вертикали: Олимпиада, ГТО.

По горизонтали: Сочи, Лесгафт, спорт, Пётр, Ленин.

Источник

История физической культуры в России

У народов, населяющих Россию, физические упражнения, как и везде, возникли в первобытном обществе. В этот период были распространены верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука и различные игры, при этом для каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У народов Севера России можно выделить два вида подготовки:

1вид – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой;

2 вид – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу. Они применяли в труде и быту передвижение на лыжах.

Для воспитания детей эти народы использовали состязательные игры с бегом, метание копья, дротиков и топора, гребля, игры в медведя и оленя.

У народов Кавказа хорошо было поставлено военно-физическое воспитание на ранней стадии общинного быта. Там развивались боевые искусства и конные скачки.

Отличительной особенностью физического воспитания древних славян в том, что оно осуществлялось всей родовой общиной, так как они жили родовым строем. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек – женщины. По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен. Это требовало военной подготовки молодежи.

Византийский историк Маврикий (VI в. н.э.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».

Широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и множество игр. Большое распространение получили кулачные бои, групповые и одиночные (Чем и почему отличались особенности физического воспитания у разных народов России?).

В Российском феодальном государстве, начиная с X в. н.э. в детей феодальной знати воспитывали специально предназначенные для этого люди, которые были выходцами из народа. В своей деятельности они использовали народные формы физического воспитания.

Во времена царской России против народных форм физического воспитания вели борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народных игр и забав. Воспитание, в том числе и физическое, стало привилегией знати (Почему, как вы думаете?).

Рост и укрепление феодальной государственности, развитие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появилась педагогическая литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспитания. Примером такой литературы является сочинение Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». (середина XVII в.) В нем показана роль физического воспитания в системе образования детей, подчеркнута его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения.

В начале XVIII века в России в план учебных заведений стали вводить физическое воспитание. Впервые это произошло в 1701 г. В Москве, в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет. Как средства физического воспитания использовали фехтование, верховую езду, греблю, парусное дело, стрельбу из пистолета, танцы и игры.

С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой игре», преподавателем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». (Назовите пять современных видов спорта, которые можно назвать «мячиковой игрой»).

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляется система образования, включающая гимназии, университеты, приходские и уездные училища, В училищах физическое воспитание не было предусмотрено, а в гимназиях и университетах оно было необязательным предметом. Физическое воспитание лучше всего было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях – лицеях.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) признавал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России, а одну из статей собирался назвать «Олимпийские игры».

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екатерина II учредила в 1766 г. «Петербургские олимпийские игры» – праздник, в программе которого, помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега».

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусматривались занятия строевыми и военными упражнениями, предполагавшими развитие физических качеств, на практике эта программа почти не применялась.

В 1908 г. в начальных школах вводится обучение военному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты, урядники. В 1913 году вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Педагогами являлись мастера из Англии.

В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за плохой подготовки команды Россия заняла предпоследнее место в неофициальном зачете. После неудачного выступления на Олимпийских играх на заседании Думы было решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиады. Первые прошли в 1913 г. в Киеве.

После Октябрьской революции в 1917 г. были созданы отделы школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания и постановка физического воспитания в школе. Но для того, чтобы осуществлять физическую подготовку по программе всевобуча, нужны были специалисты.

В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.

Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернскими научно-методическими советами. Программы значительно отличались по содержанию.

В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, который выработал программу развития советского физического воспитания и спортивного движения на военный период.

В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развернулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс населения в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнениями.

Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах.

В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю.

В 1927 – 1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. физическая культура стала обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специалисты.

В 1934 г.введен комплекс БГТО(«Будь готов к труду и обороне»), который носил прикладной, оздоровительный характер. Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе этого комплекса и комплекса ГТО («Готов к трудуи обороне»), а также на основании Единой Всесоюзной классификации.

В Конституции 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. (Назовите наиболее важное событие в период 1917 – 1936 гг., способствующее значительному развитию физической культуры в СССР, ответ обоснуйте).

Во время Великой Отечественной войны перед системой физической культуры в СССР встали задачи:

1. Подготовить резервы Красной Армии;

2. Проводить массовую военно-физическую подготовку населения;

3. Готовить кадры специалистов по лечебной физической культуре для работы в госпиталях.

Физкультурные организации включились в проведение военно-физической подготовки населения, предоставив для этого кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Для ведения занятий на военно-учебные пункты направлялись преподаватели и тренеры, инструкторы физической культуры, студенты физкультурных учебных заведений.

Оживление спортивно-массовой работы в стране началось в 1943 г., когда в ходе войны произошел коренной перелом. В этом же году состоялись всесоюзные соревнования по гимнастике, легкой атлетике, рукопашному бою. В стране восстанавливались старые и создавались новые спортивные школы. В 1944 г. после освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков было проведено первенство страны по 14 видам спорта (В чем, по-вашему, состоит значение этого мероприятия для советского народа?)

В годы Великой Отечественной войны физкультурные организации и учебные заведения провели значительную работу по лечебной физической культуре (ЛФК) в госпиталях и батальонах выздоравливающих. Ученые института анализировали и обобщали накопленные наблюдения, вырабатывали новые методы лечебной физкультуры.

Система советского физического воспитания была очень эффективной. 16 августа 1956 г. в Москве состоялся финал Всесоюзной Спартакиады. В ней участвовали 23 млн. физкультурников и спортсменов. К финалу Спартакиады был открыт Центральный стадион в Лужниках. Программа финала состояла из 22 видов спорта. На Спартакиаде было установлено 33 новых всесоюзных рекордов, 9 из которых превышали мировые. Лучшими спортсменами, добившимися выдающихся результатов были А. Воробьев (штанга), В. Куц (легкая атлетика), В. Иванов (гребля). (Назовите известных вам советских спортсменов, ставших чемпионами Олимпийских игр)

Впервые после Великой Отечественной войны советские спортсмены приняли участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Они выступали по всей Олимпийской программе кроме хоккея на траве.

Советские спортсмены установили 2 мировых и 6 олимпийских рекордов; 29 советских спортсменов стали олимпийскими чемпионами. В неофициальном зачете они набрали 494 очка, разделив первое и второе место со спортсменами США, набравших такое же количество очков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *