в каком году появились уличные фонари
История уличных фонарей
Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме.
Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим.
В первых в истории уличных фонарях применяли свечи и масло, поэтому освещение было тусклым. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. В начале XIX века начали использовать газовые фонари, что существенно улучшило качество освещения. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку. В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим, однако он смог доказать, что газовые фонари обладают массой преимуществ. Первые в истории газовые фонари появились в 1807 году на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства.
Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны.
Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Первая в мире лампа накаливания была создана русским электротехником Александром Лодыгиным. За это он был отмечен Ломоносовской премией Петербургской академии Наук. Спустя несколько лет американец Томас Эдисон представил лампочку, которая лучше освещала и при этом была недорогой в производстве. Несомненно, это изобретение вытеснило газовые фонари с городских улиц.
Как появились первые фонари?
Появление искусственного освещения
Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы.
В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.
Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель — англичанин Уильям Мердок — поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом.
Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.
Свет в России
В России уличное освещение появилось при Петре I. В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем. В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.
История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку — более яркую и дешевую в производстве. С ее появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.
Сияющий город: история уличного освещения в Москве
© Комплекс городского хозяйства Москвы История появления «официального» уличного освещения в Москве несет на себе печать рождественского чуда: именно 25 декабря по старому стилю здесь засияли первые уличные фонари. Было это в очень далеком 1730 году, а поводом стал указ самой императрицы Анны Иоановны.
Любопытная деталь: указ датирован 27 ноября 1730 года, то есть на его реализацию понадобился всего месяц. Неплохие скорости, правда?
На фото: Масляный фонарь у Сухаревой башни, 1-я половина XIX века.
История появления «официального» уличного освещения в Москве несет на себе печать рождественского чуда: именно 25 декабря по старому стилю здесь засияли первые уличные фонари. Было это в очень далеком 1730 году, а поводом стал указ самой императрицы Анны Иоановны.
Любопытная деталь: указ датирован 27 ноября 1730 года, то есть на его реализацию понадобился всего месяц. Неплохие скорости, правда?
На фото: Масляный фонарь у Сухаревой башни, 1-я половина XIX века.
© Комплекс городского хозяйства Москвы В XIX веке систему уличного освещения ждали большие перемены. Сперва, в 1863 году, место старых масляных фонарей заняли более яркие керосиновые. А всего два года спустя Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с английской компанией «Букъе и Гольдсмит» на установку еще более прогрессивных газовых фонарей. Для этого англичанам даже пришлось строить отдельный завод.
На фото: Газовый фонарь на улице Володарского.
В XIX веке систему уличного освещения ждали большие перемены. Сперва, в 1863 году, место старых масляных фонарей заняли более яркие керосиновые. А всего два года спустя Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с английской компанией «Букъе и Гольдсмит» на установку еще более прогрессивных газовых фонарей. Для этого англичанам даже пришлось строить отдельный завод.
На фото: Газовый фонарь на улице Володарского.
© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года (по старому стилю), в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона.
На фото: Репродукция литографии 1856 года «Иллюминация Большого театра в день коронации».
Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года (по старому стилю), в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона.
На фото: Репродукция литографии 1856 года «Иллюминация Большого театра в день коронации».
© Комплекс городского хозяйства Москвы В начале тридцатых годов двадцатого века потребность в уличном освещении стала еще выше, и его развитие ускорилось.
В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим. В этом же году городское световое хозяйство подверглось крупной реорганизации. Управление наружного освещения и государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест «Мосгорсвет», которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения.
На фото: Чугунная литая колонна со светильником для лампы накаливания.
В начале тридцатых годов двадцатого века потребность в уличном освещении стала еще выше, и его развитие ускорилось.
В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим. В этом же году городское световое хозяйство подверглось крупной реорганизации. Управление наружного освещения и государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест «Мосгорсвет», которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения.
На фото: Чугунная литая колонна со светильником для лампы накаливания.
© РИА Новости / Виталий Савельев / Перейти в фотобанк В конце 30-х годов в Москве были созданы независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления, появились первые автовышки.
На фото: Первый пульт управления освещением Москвы (1940 г.) в Музее «Огни Москвы»
В конце 30-х годов в Москве были созданы независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления, появились первые автовышки.
На фото: Первый пульт управления освещением Москвы (1940 г.) в Музее «Огни Москвы»
© Комплекс городского хозяйства Москвы С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников «Мосгорсвета» стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц.
7 сентября 1947 года – ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.
На фото: Иллюминация Кремля в честь 800-летия Москвы в 1947 году
С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников «Мосгорсвета» стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц.
7 сентября 1947 года – ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.
На фото: Иллюминация Кремля в честь 800-летия Москвы в 1947 году
© Комплекс городского хозяйства Москвы В 60-70-е годы XX века впервые на улицах города были установлены газоразрядные ртутные лампы. 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) и площади Дзержинского (сейчас Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.
На фото: Проспект Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) 1970-е годы.
В 60-70-е годы XX века впервые на улицах города были установлены газоразрядные ртутные лампы. 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) и площади Дзержинского (сейчас Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.
На фото: Проспект Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) 1970-е годы.
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк В 1999 году было создано государственное унитарное предприятие «Моссвет», находящееся в ведомственном подчинении департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. С этого началась новейшая история освещения в столице.
На фото: Новогодняя композиция на здании Центрального телеграфа в Москве
В 1999 году было создано государственное унитарное предприятие «Моссвет», находящееся в ведомственном подчинении департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. С этого началась новейшая история освещения в столице.
На фото: Новогодняя композиция на здании Центрального телеграфа в Москве
© РИА Новости / Антон Денисов / Перейти в фотобанк В 2007 году «Моссвет» разработал общую концепцию единой светоцветовой среды города.
В ее основу была положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, а также улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.
На фото: Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.
В 2007 году «Моссвет» разработал общую концепцию единой светоцветовой среды города.
В ее основу была положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, а также улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.
На фото: Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.
© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанк В 2009 году «Моссвет» был реорганизован, а с 2011 года началась фактическая реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования.
Если до 2011 года в Москве было около 500 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, то с 2011 по 2016 год архитектурно-художественная подсветка была смонтирована на 1250 зданиях и сооружениях.
На фото: Новогодняя иллюминация в Москве.
В 2009 году «Моссвет» был реорганизован, а с 2011 года началась фактическая реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования.
Если до 2011 года в Москве было около 500 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, то с 2011 по 2016 год архитектурно-художественная подсветка была смонтирована на 1250 зданиях и сооружениях.
На фото: Новогодняя иллюминация в Москве.
Да будет свет: история уличного освещения в Петербурге
В 1720 году в Петербурге был установлен первый в стране уличный фонарь. Это стало началом нового периода российской истории, когда городская жизнь перестала замирать с наступлением темноты.
Уличный фонарь: начало
В первые годы своей истории Петербург освещался исключительно по праздникам при помощи масляных фонарей, которые больше напоминали корабельные светочи. В остальное время ночную темноту озаряли лишь редкие огоньки ручных светильников, которые носили прохожие.
Пётр I мечтал осветить город по-настоящему. Во время своего первого путешествия за границу в 1697 году он увидел фонари на улицах Амстердама, Берлина, Лондона и Вены и зажёгся идеей.
«Образцовый» вариант Пётр одобрил, и по его подобию был создан ещё 141 фонарь. Правда, скоро стало понятно, что на изготовление таких светильников уходит слишком много денег: до 26 рублей за штуку (годовой оклад петербургского землекопа, на минуточку). Поэтому было решено делать фонари на голландский манер. Конструкцию сильно упростили, от декора отказались, цельные стёкла заменили на расстекловку. Цена такого фонаря составляла 5 рублей.
Стоит отметить, что и «образцовые», и «голландские» фонари давали крайне мало света: они не освещали улицу полноценным образом, а лишь скромно намечали путь в темноте. Но уже и это было революционно. Кстати, гулять под такими светильниками нужно было осторожно: капли горячего масла иногда попадали на прохожих.
«Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он (фонарь) зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом. »
Обслуживанием фонарей в ту эпоху занимались фурманщики — полицейские нижних чинов. Они наполняли лампы конопляным маслом, с наступлением темноты поджигали фитили, а часов через пять гасили огонь. Также в их обязанности входила очистка стекла от копоти.
Императрицы-осветительницы
После смерти Петра I в 1725 году зажигать фонари перестали. Деревянные конструкции ветшали и разрушались, а то, что от них осталось, сгорело во время пожаров 1736 и 1737 годов.
К вопросу городского освещения вернулись только в эпоху правления Елизаветы Петровны, вступившей на престол в 1741. Масляные фонари той поры представляли собой выдувные стёкла яйцеобразной формы, которые крепились на искусные металлические кронштейны.
Дело продолжило набирать обороты при Екатерине II. Она отказалась от сложных форм и причудливых силуэтов в пользу строгости и функциональности. Денег на фонари требовалось меньше, время, необходимое для их обслуживания, также сократилось. В результате к концу 1780-х годов в городе насчитывалось порядка 3000 уличных светильников, а в штате полиции появилась специальная фонарная команда.
На рубеже XVIII—XIX столетий в России резко возросло стекольное производство. Плоское стекло стало намного дешевле, что привело к ещё большему увеличению количества фонарей. К 1803 году их было уже около 7000.
Новые типы освещения
XIX век стал эпохой сосуществования сразу нескольких типов освещения. В 1839 году на Дворцовой площади, Невском проспекте, Садовой, Гороховой, Миллионной, Михайловской, Большой и Малой Морских улицах зажглось около 200 газовых фонарей. В ажурной литой опоре располагался газопровод, который соединяли с магистральной газоносной трубой, находившейся на глубине одного метра под землёй.
С 1846 года кое-где стали устанавливать фонари со спирто-скипидарной смесью. Такие лампы каждое утро отвозили на заправку в специальное депо.
В начале 1860-х на улицах появились керосиновые фонари. Обычно они имели довольно скромный облик, поэтому ставились на окраинах
В 1873 году на Одесской улице возле мастерской изобретателя лампы накаливания Александра Лодыгина зажёгся первый в мире уличный электрический фонарь.
Несколько лет спустя электрическим светом озарился Литейный мост и участок Невского проспекта, а к началу XX века — весь центр.
В 1901 начали устанавливать керосино-калильные светильники. Их использовали там, где был необходим яркий свет, но пока отсутствовали электросети — например, на железнодорожных платформах.
К началу 1930-х в городе было уже более 17 000 электрических фонарей. Кстати, только тогда они окончательно вытеснили масляные и газовые. Керосиновые, керосино-калильные и спирто-скипидарные исчезли уже к 1918.
Да будет свет!
Лучи света в темном городе
Свет до последнего посетителя
Фейерверки под строгим присмотром
«Света больше, света!»
До повсеместного появления «лампочки Ильича» оставалось еще два-три десятилетия.
1. Delattre S. Les Douze heures noires. La nuit à Paris au XIXe siècle. Paris, 2000. P. 23. Цит. по Мартин А. Просвещенный метрополис. Созидание имперской Москвы, 1762-1855. М., 2015. С. 74.
2. Koslofsky C. Evening s Empire: A History of the Night in Early Modern Europe. Cambridge, 2011; Melbin M. Night as Frontier // American Sociological Review. 1978. Vol. 43. P. 3.
4. С 1788 по 1808 г. заботу об освещении передали в частные руки, потом она снова перешла под контроль полиции.
5. Бычков Н.М. Исторический очерк освещения города Москвы // Известия московской Городской думы. 1895. Вып. 1. Отд. 2. С. 6.
6. Мартин А. Просвещенный метрополис. С. 83.
7. Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г. Пг., 1914. С. 12.
8. Лапин В.В. Петербург: Запахи и звуки. СПб., 2007. С. 38; Бычков Н.М. Исторический очерк освещения города Москвы. С. 15, 30, 34-35; Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г. Пг., 1914.
9. Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга. С. 25; Центральный государственный архив Москва (ЦГАМ). Отдел хранения документов (ОХД) до 1917 года. Ф. 16. Оп. 26. Д. 79126, 79197.
10. Светлов С.Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия. СПб., 1998. С. 45, 46.
12. Новости дня. 1904. 18 июля. С. 3.
13. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. Материалы обраб. Ю.А. Бахрушиным. Предисл. И.И. Соллертинского. Л., 1928. С. 32.
14. ЦГАМ. ОХД до 1917 года. Ф. 16. Оп. 26. Д. 79329.
15. Театральный мирок. 1889. N 59. С. 2-3.
16. Петербургский листок. 1886. N 191. С. 3.
17. См., например, ЦГАМ. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 152. Д. 142, 154; Оп. 155. Д. 159; Оп. 164. Д. 64.
18. Петербургский листок. 1886. N 208. С. 3.
19. Там же. 1897. N 197. С. 3.
20. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ). Ф. 543. Д. 1. Л. 7.
21. Театр и искусство. 1908. N 29. С. 495.
22. Русские народные гулянья по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова. Л., 1948. С. 131.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собрания сочинений: В 9 т. М., 1988. Т. 1. С. 127.
24. ГЦТМ. Ф. 533. Д. 33. Л. 19.
25. Будильник. 1889. N 20. С. 5; ГЦТМ. Ф. 543. Д. 1. Л. 8.
26. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1990. С. 551.
27. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 569. Оп. 14. Д. 25А. Л. 11.
28. ЦГАМ. ОХД до 1917 года. Ф. 46. Оп. 14. Д. 1469. Л. 11.
29. ГЦТМ. Ф. 533. Д. 33. Л. 5.
31. Петербургский листок. 1882. N 148. С. 2.
32. Будильник. 1889. N 18. С. 5.
33. Петербургский листок. 1893. N 119. С. 3.
34. Там же. 1895. N 117. С. 3.
35. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 15. Д. 665. Л. 57.