в каком году появились супермаркеты
История супермаркетов началась в США 100 лет назад
Мясник, бакалейщик и многие другие профессии начали уходить в историю 100 лет назад – потому что появились супермаркеты. Родина первого магазина самообслуживания – США.
То, что придумал Кларенс Сондерс, было неслыханным по тем временам. Никаких прилавков, никаких списков продуктов, по которым продавец собирал корзину покупателя. Все с точностью до наоборот: открытые полки, товары, до которых можно дотянуться рукой, посмотреть, поставить на место или взять с собой, если понравится. Полная свобода выбора, а, главное, доверие покупателю. Как такое может не понравится?! Сеть «Piggly Wiggly» совершила переворот в мире продажи товаров, отныне самообслуживание если не единственный, то самый популярный способ покупки продуктов.
Правильно делать покупки американцев учат чуть ли не с детства. Мода на супермаркеты началась в довоенные годы, но бум пришелся на 60-е. О том, как вести себя в магазине, как выгодно закупаться впрок и что такое сезонные распродажи в Штатах, сняли сотни кинопособий. В киножурналах о советской торговле полки с товарами показывали быстро и общим планом, смотреть было особенно не на что, куда важнее была победа в соцсоревновании по итогам очередной пятилетки.
Девятую пятилетку первый советский супермаркет универсам «Фрунзенский» закончил на «отлично» и получил почетное знамя ЦК КПСС. Магазин, построенный по итальянскому проекту в ленинградском районе Купчино, открыл свои двери в сентябре 1970 года. Такого советский человек прежде не видел: все автоматизировано, магазин блестит и сияет и, главное, товары на выбор.
Супермаркет, может, и лишил нас общения с продавцом, но способов заставить покупателя раскошелиться хоть отбавляй: яркая упаковка, крупные ценники, товар, выставленный на полках на уровне глаз, и околокассовые зоны со всякой мелочевкой, к которой так и тянутся руки.
Не обязательно стоять очереди, чтобы расплатиться. В Америке кассы самообслуживания есть практически в каждом магазине. Достаточно самому отсканировать товар, оплатить его и отправиться по своим делам. При желании, поход за продуктами пройдет быстро и без лишних слов. Тем, кому не хватает общения с продавцами, придется отправляться на рынок.
20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов
Стандартные ассортимент, цены, выкладка товаров и оформление торговых залов вне зависимости от того, где расположен магазин – хоть в Сочи, хоть на Урале. Современный посетитель торговых сетей, крупнейшими из которых являются «Пятерочка» и «Магнит», к этому привык, и кажется, что так было всегда. Отнюдь. Еще 20 лет назад и даже меньше среднестатистические россияне покупали еду на мелкооптовых рынках, где торговали из контейнеров и машин, на обычных рынках, в оставшихся с советских времен магазинах и даже ларьках.
Да, новые форматы торговли в то время уже существовали. Но они были распространены нешироко и рассчитаны на состоятельную публику. Например, один из первых магазинов закрывшейся несколько лет назад сети «Седьмой континент» был расположен в здании гостиницы «Москва» (сейчас Four Seasons Hotel Moscow) напротив Госдумы.
Зарождение форматов
Впрочем, именно в 1998–1999 гг. появились на свет нынешние лидеры рынка – в Краснодаре открылся «Магнит», а в Санкт-Петербурге – «Пятерочка».
Первые магазины были похожи скорее на бакалейные лавки, которые торговали сопутствующими товарами при практически полном отсутствии свежих продуктов, говорит представитель «Магнита». «Торговали косметикой и немножко продуктами в отношении 9 к 1», – рассказывал «Ведомостям» основатель «Магнита» Сергей Галицкий. Дело в том, что основным его бизнесом тогда была дистрибуция косметики.
«Пятерочку» основал предприниматель Андрей Рогачев с партнерами. Сейчас он развивает сеть «Верный». «Пятерочка» начинала работать в формате дискаунтера и магазина у дома, отмечает представитель ее сегодняшнего владельца – X5 Retail Group. Тогда в принципе не было такого сегмента рынка, не было опыта, технологий, знаний, да и поставщиков в сегодняшнем понимании, перечисляет он: «Было сложно сориентироваться, как именно нужно строить бизнес. Приходилось учиться «в полете».
Конкуренция была минимальной, вспоминает представитель «Магнита»: «Доминировали продовольственные рынки, палатки, киоски».
В 2000-х гг. в Москве было более 200 рынков, продававших продукты, технику и все остальное. Знаменитый Черкизовский рынок в период своего расцвета занимал более 230 га. Другие знаковые места конца 1990-х – рынок в Лужниках и «Горбушка» – в том или ином виде просуществовали вплоть до начала 2010-х гг.
Иностранные коллеги
Но на российском рынке были и торговцы с опытом. В непродовольственной торговле знаковым было открытие первой ИКЕА весной 2000 г. в Химках.
В продовольственной торговле событием такого же масштаба стало открытие первого торгового центра Metro Cash & Carry в Москве в 2001 г. А год спустя открылся первый гипермаркет французского «Ашана» в подмосковных Мытищах. В качестве подготовки компания отправила французских студентов в российские семьи, чтобы «досконально изучить их потребительские предпочтения», рассказывал возглавлявший тогда «Ашан» в России Патрик Лонге. В 2006 г. первый гипермаркет в России открыла немецкая компания Globus.
Но больше всего российские бизнесмены ждали другие компании. Много лет в России ходили разговоры о грядущем приходе ритейлера № 1 в мире – американской Wal-Mart. «Wal-Mart в России как Дед Мороз: каждый год приходит», – иронизировал в интервью «Ведомостям» Галицкий.
Американская компания действительно интересовалась Россией: с начала 2000-х ее представители активно изучали российский рынок. В 2004 г. ритейлер пытался купить «Ленту», а к 2008 г. в Москве открыл свой офис. Затем были попытки договориться с X5, а также снова с «Лентой». Но после серии неудач в 2010 г. американская компания закрыла российский офис.
Ритейлер № 2 в мире на тот момент – французская Carrefour тоже пыталась работать в России и в 2008–2009 гг. даже открыла два гипермаркета – в Москве и Краснодаре. Но уже в 2009 г. свернула бизнес: компания объяснила это тем, что перспектив быстро стать лидером самой или купив конкурента не предвиделось.
Борьба за суверенитет
Практически сразу после появления в России зарубежных компаний российские торговцы стали с ними бороться и добиваться преференций. «Ритейл – это же стратегическая отрасль Произвести – это непростая работа, но продать тяжелее», – говорил Галицкий в 2006 г. «Ведомостям». «Почти весь валовой продукт продается через сети, – указывал бизнесмен. – Если государство не имеет национальных розничных партнеров, то не может вообще управлять этой ситуацией». «Мы не будем давать однозначные преференции российским производителям, но будем вести диалог на эту тему, – обещал Галицкий. – Вряд ли можно рассчитывать на аналогичный подход международных сетей».
Другое направление «военных действий» – сети российских владельцев требовали от поставщиков не продавать зарубежным конкурентам товары по более низким ценам.
Почему же зарубежные компании не заняли лидирующие позиции в российском ритейле? Ведь в середине 2000-х казалось, что противостоять им отечественные игроки вряд ли смогут – обороты «Пятерочки» и «Магнита» исчислялись максимум парой миллиардов долларов в год, капитализация тоже, тогда как показатели конкурентов были больше на порядок.
Зарубежным торговым сетям не удалось занять и удержать лидирующие позиции в российской торговле по нескольким причинам, считает гендиректор сети «Верный» Олег Высоцкий. Топ-менеджер с 1990-х гг. работал в «Пятерочке», а затем руководил сетью и проводил ее IPO в Лондоне в 2005 г.
Во-первых, говорит Высоцкий, российские предприниматели лучше ориентировались в бюрократических нюансах, касающихся прохождения всех процедур для работы магазинов. Во-вторых, за рубежом большая доля продаж приходится на собственные торговые марки, особенно у дискаунтеров. Это одна из ключевых частей их стратегии. Но, хотя российские потребители и хорошо относятся к частным маркам, для них также крайне важен бренд и его популярность. Наконец, как ни странно, в России оказалась жестче конкуренция, указывает Высоцкий. Например, в Германии, по его словам, есть квоты на магазины в населенных пунктах в зависимости от численности населения. «В России же можно ставить хоть через стенку 10 магазинов разных сетей», – говорит топ-менеджер.
Взрывной рост
2000-е годы были временем, когда ритейлеры постепенно выходили за пределы домашних регионов – Петербурга, Москвы и Краснодара. Сети лидеров уже насчитывали сотни точек. «Пятерочка» открыла 100-й магазин в 2004 г., а «Магнит» более активно охватывал регионы – на конец 2005 г. у него было уже 1500 магазинов.
Сегодня на современные форматы торговли – дискаунтеры, мини-, супер- и гипермаркеты приходится 70% рынка продовольственного ритейла. Хотя еще в 2000 г. почти столько же было у рынков и магазинов старого формата – с торговлей через прилавок.
Первые сети росли очень быстро, вспоминает представитель «Магнита»: современный формат был в новинку для неискушенных покупателей, спрос был высок. Основным ограничением в развитии сетей в ту пору были кадры, указывает он. И в отличие от нынешних дней в то время был устойчивый тренд на рост доходов населения, который подстегивал ускоренное развитие современных форматов торговли.
В рознице начался период крупных сделок. В 2006-м слились «Пятерочка» и «Перекресток» и появилась X5 Retail Group, позднее купившая сети «Карусель» и «Копейка». Сеть «Дикси» была выкуплена в 2008 г. владельцами крупнейшего российского дистрибутора сигарет и алкоголя «Меркурий» Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым. В начале 2011 г. «Дикси» выкупила супермаркеты «Виктория».
Слишком быстро растем
С ростом числа магазинов, появлением новых форм и способов торговли, а также усложнением договорных отношений между участниками рынка возникла необходимость в отраслевом законе, говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Закон о торговле вступил в силу в 2010 г. Он, в частности, прописал права и обязанности продавца и поставщика товаров, закрепил специальные антимонопольные правила для продавцов и поставщиков товаров, напоминает Евтухов.
Главная идея закона – ограничить максимально возможную для одной торговой сети долю рынка в пределах 25% в границах городов и районов – вызвала возмущение у отрасли. Ни в одной стране мира нет прямого запрета на открытие магазинов, возмущался Галицкий в интервью «Коммерсанту» в 2010 г. Он считал, что закон дискриминирует розницу и лишает ее перспектив развития.
Болезненным оказалось и регулирование договоров между сетями и поставщиками: в частности, были ограничены бонусы магазинам за продвижение товара. Детальное регулирование коммерческих отношений между поставщиками и сетями привело к обещанным положительным последствиям для развития потребительского рынка, считает представитель Metro в России. Но также это и ухудшило положение участников рынка – в первую очередь представителей малого и среднего бизнеса, считает он. Ранее ритейлеры указывали, что ограничение бонусов лишит их поставщиков возможности конкурировать между собой за позиции в сети.
Другим тяжелым ударом для розницы стали российские контрсанкции 2014 г., запретившие поставку некоторых продуктов питания из европейских и других стран, добавляет представитель Metro. Торговля тяжело пережила адаптацию к ограничениям, напоминает он: «Потребовалось в короткое время серьезно перекроить матрицу поставщиков и не допустить резкого скачка цен».
Безусловно, на отрасль заметно влияли экономические кризисы, введение продовольственных контрсанкций, начало действия и последующие изменения отраслевого закона, выход на рынок крупных иностранных игроков и, конечно, развитие интернета и онлайн-торговли, соглашается представитель X5.
Дорога в онлайн
Несмотря на то что первые онлайн-магазины появились в России еще в 1990-х гг., серьезно влиять на торговлю этот канал продаж начал лишь в последние годы. Электронная коммерция напрямую зависит от двух факторов, указывает представитель Ozon: это проникновение мобильной связи и интернета, а также финансовых технологий и платежных сервисов.
Благодаря распространению смартфонов к началу 2019 г. аудитория интернет-пользователей в России достигла 75,4% взрослого населения страны, приводит данные GfK представитель Ozon. А с появлением агрегаторов у людей возникла и привычка сравнивать цены онлайн, соцсети же позволили напрямую влиять на сервис и продукты, продолжает представитель онлайн-компании.
К 2019 г. все крупнейшие ритейлеры предоставляли клиентам возможность приобрести у них товары онлайн – либо на собственных площадках, либо через сервисы-посредники.
Впрочем, пока покупать в сети продукты питания для россиян еще в диковинку. По данным Росстата, доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли в 2018 г. составляла лишь 1,7%, т. е. 537,2 млрд руб., напоминает Евтухов. Минпромторг, который разработал стратегию развития торговли до 2025 г., обсуждал с бизнесом возможность достижения доли в 10% к 2025 г., говорит он. При этом, рассуждает Евтухов, речь не о конкуренции форматов, а об их симбиозе: интернет-торговля приводит людей в магазины (система click & collect, когда пункты выдачи заказов размещаются в самих магазинах) и, наоборот, в магазинах продавцы предлагают воспользоваться интернет-магазином для заказа товара, отсутствующего в торговом зале.
Интернет-торговля будет активно расти, прежде всего в регионах, считает представитель Ozon. Основной сдерживающий фактор – недостаток логистической инфраструктуры. Российскому рынку не хватает около 1,5 млн кв. м площадей для обработки заказов, но они должны появиться в ближайшие 1–2 года, уверен он.
Продолжится и консолидация отрасли, полагает представитель Metro. Сейчас лидеры рынка крупнее компаний средней руки в 5–6 раз. По тому же пути ритейл уже прошел в Западной Европе. «Экспансия крупнейших торговых сетей будет на руку потребителю», – уверен представитель Metro.
У государства иная точка зрения. Отрасль нуждается в развитии многоформатной торговли, оптового продовольственного звена, стрит-ритейла в городах, считает Евтухов. Чем больше разнообразных торговых объектов, чем больше операторов этих объектов, чем выше конкуренция, тем лучше всем – и предпринимателям, и потребителям. Каждый новый магазин, рынок, киоск – это повышение комфорта для потребителей, рост количества и качества товаров, снижение цен. «Необходимо развивать все форматы торговли, не ущемляя ни один из них», – резюмирует Евтухов.
История российской торговли: от «комков» до гипермаркетов нового поколения
В Советском Союзе существовало несколько типов торговых учреждений, прежде всего государственные магазины, где цены контролировались властями. Руководительница экспозиционно-выставочного отдела Музея Ельцина Марина Соколовская вспоминает, что очереди в хлебный магазин были огромными, но не из-за дефицита хлеба и продажи по талонам. Причина очередей была в отсутствии магазинов — одна торговая точка на несколько остановок.
Какой товар и в каком количестве будет поступать в магазины, зависело от госпланирования. То есть государство контролировало все ресурсы: выступало основным заказчиком на производство товаров, а затем назначало цены, которые, как правило, не менялись годами. А если вырастали — это могло стать причиной народных волнений.
Магазин № 24 на улице М. Горького. Торговля фасованными продовольственными товарами, 1959 г.
Фото: РИА Новости/Максимов
Механизм плановой экономики — это механизм дефицита, когда товаров часто не хватает. Инфляция при этом скрытая. Цены остаются низкими, но спрос не удовлетворяется.
«Многие посетители нашего музея жаловались, что они откладывали на машину большие деньги, но автомобиля у них так и не появилось, потому что нельзя было прийти и свободно купить машину — существовало распределение, выдавались разрешения на покупку авто», — говорит Соколовская.
Дефицит позволял СССР контролировать покупки граждан. Но издержки росли. Например, в начале 1960-х государство пыталось поднять цены на мясо, с производством которого в СССР были проблемы. Повышение цен осуществлялось для того, чтобы колхозам было выгоднее производить продукт. А о том, как это скажется на горожанах, власти, видимо, не думали. В 1962 году рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода и другие граждане устроили забастовку в связи с повышением цен на мясные и молочные продукты. Бунт был жестоко подавлен.
Витрина магазина, 1984 г.
Альтернативные продажи
Если какого-то товара не было в магазинах, это не означало, что его нельзя нигде купить. Существовал ещё один тип торговли — колхозные рынки. Предполагалась, что люди, имеющие свои подсобные хозяйства, и охотники могут прийти на рынок и продать излишки. На рынках цены были в несколько раз выше, поэтому покупки не все могли себе позволить.
«На прилавках были продукты питания, но джинсы или кроссовки там не продавались. Поэтому существовал теневой рынок: фарцовщики скупали вещи у приезжавших из-за границы, а обычные люди перекупали в «подполье» по более высоким ценам», — говорит Марина Соколовская.
В 1970-х появляются талоны на продукты, постельное бельё, бытовые товары. Но о талонах не писали газеты и не передавали по радио — их выдавали на рабочих местах.
«В начале 80-х советская экономика стагнирует. И талоны начали выдавать буквально на всё — очереди в магазины были огромными, а в самих торговых точках появилось «фирменное» хамство, которое запомнили люди, жившие в том времени. Покупать толком было негде, да и делать это было неудобно», — добавляет эксперт.
В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР», который дал старт так называемым коммерческим магазинам («комкам»), где по нефиксированным государством ценам могли продаваться самые разные товары: продукты, одежда, обувь, техника — что угодно.
«Тогда стало понятно, что торговля как сфера услуг в той советской формации, в которой она существовала, не работает. Невозможно десятилетиями призывать к энтузиазму и ждать хороших результатов. Когда человек не получает денег — он не работает», — отмечает Соколовская.
«Комки» были ориентированы на прибыль, в отличие от госмагазинов. Власти рассчитывали, что здесь предложение будет исходить из спроса, а не так, как это было при плановой торговле, когда в магазины северных городов завозили купальники, а в южные — шапки, хотя климат этих мест требовал, чтобы всё было наоборот. Это не истории из анекдотов, а реальная жизнь советской торговли.
История российского ретейла: от ларьков до мегамоллов
Очереди времен позднего СССР, хаотичные оптовые рынки девяностых, первые супермаркеты нулевых и огромные торговые центры десятых. Вспоминаем историю российского ретейла вместе с МЕГОЙ Теплый Стан, ставшей одной из главных точек притяжения и вдохновляющим пространством для встреч.
1992 год. За покупками — на рынок
Россияне покупают продукты, одежду и обувь на мелкооптовых рынках, а также в оставшихся с советских времен магазинах и ларьках. В конце года открывается легендарный Черкизовский рынок, где можно отыскать чуть ли не все на свете. «Черкизон» прозвали государством в государстве: его площадь занимала почти 200 гектаров, а внутри рынка работали парикмахерские, рестораны, обменные пункты и даже подпольное производство. Рынок закрыли в 2009 году из‑за нарушения пожарных и санитарных норм.
1994 год. Появление сетевых супермаркетов
Сначала супермаркеты скорее были похожи на бакалейные лавки, но постепенно ассортимент расширился: появились свежие фрукты, овощи, рыба. «Седьмой континент» открыл три магазина в центре Москвы, а затем появились новые игроки ретейла. Несмотря на их возрастающую популярность, доля организованной сетевой торговли продуктами питания вплоть до 2000 года составляла лишь 1% (по данным Росстата. — Прим. ред.).
2000 год. Добро пожаловать в ИКЕА!
Москвичи выстроились в огромную очередь, чтобы посетить впервые открывшийся в России магазин ИКЕА Химки, а уже в 2002 году — ИКЕА Теплый Стан. Посетителям понравился ассортимент, а также необычный формат: в каком еще магазине мебели и товаров для дома можно приоткрыть дверцу любого шкафа, полежать на кровати и прогуляться по бесконечному лабиринту интерьеров в скандинавском стиле? А еще насладиться булочкой с корицей, подкрепиться хот-догом или пообедать порцией настоящих шведских фрикаделек?
2002 год. Выходные в ТЦ
Распахнул свои двери самый большой (на тот момент) торговый центр в России — МЕГА Теплый Стан (площадью 180,5 тыс. квадратных метров) — 18 лет назад. В Москве резко увеличилось количество автомобилей — до рекордных 1,8 млн (по данным «Автостата». — Прим. ред.). Стало популярным приезжать в ТЦ на машине всей семьей, чтобы повеселиться, пройтись по магазинам и забыть обо всех заботах. Под крышей МЕГИ разместилось несколько гипермаркетов, галерея магазинов, кинотеатр, фуд-корт и каток. Для многих жителей Москвы и Подмосковья МЕГА стала особенным местом, где рождаются яркие воспоминания: сборы ребенка в первый класс, знакомство с новыми брендами, встречи с друзьями и многое другое.
2003 год. Быстрая мода
Мы ходим в Zara так долго, что кажется, будто она была с нами всегда. На самом деле первый магазин площадью 1500 квадратных метров открылся в МЕГЕ Теплый Стан в начале нулевых. Zara и другие пришедшие в Россию масс-маркет-бренды моментально стали привлекательны для модниц и модников, уставших от однообразного ассортимента вещевых рынков.
2007 год. Кофе с собой
Легендарный кофейный стаканчик с темно-зеленой русалочкой, мелькавший в американских фильмах и сериалах, наконец-то появился в России. Первая кофейня сети Starbucks открылась в торговом центре МЕГА Теплый Стан и покорила сердца кофеманов внимательным отношением и большим разнообразием блендов. Ну и где еще бариста красиво напишет имя покупателя на стаканчике? Сколько романтических знакомств состоялось благодаря этой милой детали. Приложений для дейтинга тогда еще просто не существовало.
2017 год. На шопинг — за лайками!
Число пользователей инстаграма превысило 1 млрд человек. 14% российских интернет-пользователей пользуются аккаунтом в инстаграме каждый день (по данным ВЦИОМ. — Прим. ред.). В МЕГЕ Теплый Стан открылось концептуальное фешен-пространство Underline. На его площади представлены инстабренды, кофе-спот, барбершоп и лекторий. На фоне стильных зон хочется сделать селфи, ведь подписчики точно поставят лайк.
2018 год. В магазины, на футбол и вечеринку
Мы еще долго будем вспоминать чемпионат мира по футболу. Десятки тысяч болельщиков путешествовали по России, и одной из точек притяжения для них стала МЕГА Теплый Стан. В специальных зонах можно было смотреть прямые трансляции матчей чемпионата мира по футболу. В этот же год «ТНТ Music» запускает серию музыкальных вечеринок. Попасть на выступление топовых артистов и диджеев можно абсолютно бесплатно — для этого достаточно просто прийти в МЕГУ.
2020 год. Совершеннолетие МЕГИ Теплый Стан
Самое важное место в большой истории МЕГИ занимают ее гости, сотрудники и партнеры. За 18 лет здесь произошло множество событий: миллионы удачных покупок, тысячи праздников, бесконечное число встреч. Российская певица и автор песен Елена Темникова, которая не раз принимала участие в мероприятиях торгового центра, записала специальное поздравление в честь дня рождения МЕГИ.
А какую роль сыграла МЕГА Теплый Стан в вашей жизни? Наверняка у вас тоже есть особенная история, связанная с ней. В честь своего 18-го дня рождения МЕГА Теплый Стан запустила конкурс — поделитесь личной историей, которая произошла в МЕГЕ Теплый Стан за эти годы, и выиграйте сертификат на шопинг. Все моменты, ценные для вас, важны для МЕГИ!
Для участия в конкурсе необходимо поделиться историей с помощью специальной формы на сайте проекта до 25 января.
В конкурсе могут принимать участие посетители, сотрудники, партнеры МЕГИ Теплый Стан. Жюри конкурса прочитает все истории и выберет из них самые теплые, трогательные, удивительные, искренние. 3 февраля три победителя получат подарочные сертификаты номиналом 50 тыс. рублей на незабываемый шопинг — в МЕГЕ, Underline или ИКЕА.
Человек, который придумал супермаркет: история создателя сети магазинов Piggly Wiggly Кларенса Сондерса Статьи редакции
Как идеи бакалейщика из Мемфиса изменили правила розничной торговли.
Кларенс Сондерс родился в 1881 году. Тогда его отцу было 47 лет, а в доме уже было пятеро детей. Семья владела плантациями в Вирджинии, но во время гражданской войны отец Кларенса Абрам Варвик разорился. Им пришлось переехать в Теннесси, где глава семьи стал обычным рабочим.
Мальчику приходилось много трудиться, он работал на табачных полях, собирал ягоды. Его образование было неполным: в школе Сондерс проучился менее двух лет, потому что остальное время помогал семье.
Одноклассники смеялись над ним, называя босоногим. Он стыдился бедности и навсегда остался чувствительным к насмешкам. Даже будучи взрослым, Сондерс боролся с теми, кто сомневался в нём или смеялся, пишет в своей книге журналист Майк Фримен.
Тяжёлая работа сделала из него физически сильного и выносливого человека. Но Сондерс мечтал покончить с ручным трудом и много читал. Он старался брать в руки книгу в свободное время. Из любимой литературы: Уильям Теккерей, американская политическая философия и поэзия. Также он старался развивать навыки математики. Впоследствии он говорил журналистам, что решил добиться успеха, когда ему было девять лет.
В этот период жизни Сондерс встретил свою будущую жену. Кэролайн Эми Уолкер современники описывали как чопорную викторианскую женщину, чья образованная семья резко контрастировала с семьёй Сондерса. Однако пара сыграла свадьбу 6 октября 1903 года.
В 1904 они переехали в крупный город Мемфис в штате Теннесси, так как Сондерс пообещали работу в другом магазине. В городе было множество бакалейных лавок, магазинов, конкурирующих между собой. Сондерс быстро разобрался в бизнесе и стал более уверенным в себе.
«У продавца должен быть энтузиазм, но энтузиазм должен заключаться в твёрдой вере в продаваемую вещь, а не в желании продать», — говорил он.
В общении он допускал подобные высказывания: «Я могу сбить цену здесь и спустить с тебя шкуру где-то ещё». Работодатели Сондерса получали жалобы от бакалейщиков, которые говорили: «Этот молодой продавец слишком самоуверенный и умный, и он не устраивает меня».
В 1908 году он поступил на работу к Уильяму Коулу Эрли и встретился с мемфисским продавцом Дьюком Бауэрсом. Бауэрса не любили другие бакалейщики, так как он занижал цены и отказывался продавать товары по фиксированным ценам. Он, наоборот, делал цены на одни продукты низкими, чтобы соблазнить покупателя, а на другие — завышал, чтобы покрыть убытки. К 1911 году он владел уже 37 магазинами.
Вдохновившись успехом Бауэрса, Сондерс решил создать сеть магазинов. У него появились знакомства среди розничных клиентов, с которыми он работал, и убедил их открыть совместное предприятие. В феврале 1913 они объединились в корпорацию United Stores.
В 1914 году в Мемфисе открылся флагманский магазин их сети, на открытие которого Сондерс зазывал горожан рекламой со словами «бесплатно». Всех гостей празднично встретили, вручили им подарки и цветы.
Но Сондерс не хотел делить прибыль с бакалейщикам. В 1915 году он решил открыть новую компанию. Вместе со своим партнёром Клиффом Блэкберном он основал Saunders-Blackburn Company и убедил сотрудничать 70 бизнесменов.
Предпринимателя часто посещали необычные идеи, например, переместить кассы к выходу, чтобы избежать толкотни при входе. На протяжении нескольких лет Сондерс мечтал о собственном магазине, где он сможет воплотить имевшиеся у него задумки. Это привело к появлению Piggly Wiggly.
Распространена версия, что Сондерс просто хотел придумать эффектное имя, которое «зацепится» в сознании потребителя. Когда его спросили, почему он выбрал для магазина такое необычное название, он ответил: «Это как раз тот вопрос, который зададут люди!».
Между тем сайт компании приводит следующую историю: Кларенс Сондерс ехал в вагоне поезда, смотрел в окно и увидел поросят, которые пытались протиснуться под забором. Это привело к созданию рифмованного названия.
История с поездом имела место в реальности. Биограф Сондерса Майк Фримен описывает её в своей книге. Сначала родилось название, Сондерсу пришёл на ум детский стишок, помогли виды на проносящиеся мимо деревни (и поросят). Так он придумал словосочетание Piggly Wiggly. Пока поезд ехал, простая фраза превратилось в идею магазина.
Вернувшись в Мемфис, он начал реконструкцию одного из своих старых магазинов. Когда на нём появилась вывеска Piggly Wiggly, Сондерс запустил рекламную кампанию. 27 августа 1916 года он опубликовал объявление: «Piggly Wiggly. Он родится скоро, но не с серебряной ложкой во рту, а в рабочей рубахе. Когда он появится, вас позовут».
Готовясь к открытию первого магазина самообслуживания, он регулярно помещал в газеты рекламу о Piggly Wiggly. Заметки были снабжены юмором, высмеивающим канцеляризм и старый уклад. Героями его заметок становились простые люди — домохозяйки и рабочие.
Современники вспоминают, что 5 сентября, за день до открытия, предприниматель объявил о городском конкурсе красоты. Публикации в газетах позволили собрать большое количество народа. На следующий день Сондерс встретил пришедших женщин, пожал им руки и подарил их детям воздушные шары и цветы. В вестибюле выступал оркестр, горожанам устроили праздник.
Внутри магазина людей тоже ждал сюрприз. Они не увидели привычных бакалейщиков в белых фартуках. Некоторые работники раскладывали товар, но они не обслуживали покупателей в зале. Горожанам предложили взять корзины и самим пройти по магазину.
Также там не было подростков, которые обычно занимались доставкой продуктов до дома. Зато цены были ниже, чем в других сетях, и посетители не возражали против самостоятельности, которая экономила им несколько центов.
11 сентября Сондерс сделал Piggly Wiggly доступным для бизнесменов. 21 октября открыл второй магазин Piggly Wiggly Junior. В этот же день подал заявку на патент сети магазинов самообслуживания. Через три месяца появился третий магазин, названный Piggly Wiggly Third (третий). Так Сондерс сравнивал свои магазины с именами королей.
Цель Сондерса — сделать так, чтобы каждое движение работника и затраченное на него время приводило к эффективности или доходу.
Он использовал для этого следующие нововведения:
Из-за принципа самообслуживания расходы снижались, что позволяло уменьшить цены на продукцию.
В концу 1930-х годов появление кассовых аппаратов и всеобщая механизация привели к тому, что магазины самообслуживания стали ещё более популярным. По всей Америке начали открываться и другие торговые сети, ставшие впоследствии гигантами рынка. В 1930 открылась сеть Publix Super Markets, в 1962 году — Walmart, ставшая крупнейшей мировой торговой сетью.
В своих рекламных заявлениях он пояснял, что хочет, чтобы Piggly Wiggly принадлежала людям и простым бизнесменам, а «не акулам с Уолл-Стрит».
Руководство Нью-Йоркской фондовой биржи, узнав о возникшей ситуации, приостановило торги по Piggly Wiggly, что дало возможность другим игрокам сбить цену. На Уолл-Стрит ситуацию объяснили большим риском, ведь акции компании оказались в руках одного человека, что могло привести к невозможности выполнения контрактов для акционеров.
История активно освещалась в прессе, и многие южане были на стороне Сондерса, в местной прессе его называли героем и «человеком из народа, несправедливо раздавленным дельцами с Уолл-Стрит».
Чтобы вернуть деньги банкам, он начал продавать магазины Piggly Wiggly: в Чикаго, Денвере и Канзас-Сити. Прекратить это смог наблюдательный совет компании, в результате Сондерсу пришлось передать свои активы и в августе 1923 года оставить пост президента Piggly Wiggly.
Долг удалось частично погасить, отдав особняк, который Сондерс возводил в Мемфисе. Он существует по сей день, сейчас здание превращено в музей.
В феврале 1924 года предпринимателя признали банкротом, однако в этом же году он решил открыть сеть, конкурентную Piggly Wiggly. В названии он использовал собственное имя — Clarence Saunders Sole Owner of My Name Stores («Кларенс Сондерс — единственный владелец магазинов имени меня»). Жители Мемфиса были лояльны к Сондерсу, и на открытии его первого именного магазина было более 10 тысяч горожан.
Несмотря на наличие бизнес-менеджера и тренера, самостоятельно подбирал игроков, платил сильным командам, чтобы иметь возможность принять их в Мемфисе. Однажды Сондерс пригласил сыграть против его команды звезду американского футбола Рэда Грэнжа.
В 1928 году Сондерс развёлся, затем женился ещё раз, и у него родилась дочь.
Сеть именных магазинов обанкротилась в 1930 году в начале Великой депрессии.
В 1937 году Сондерс спроектировал и построил прототип магазина, который он назвал Keedoozle.
Товары в этом магазине лежали в единственном экземпляре под стеклом. Рядом с каждым была замочная скважина, а клиент получал маленький ключ. Если кто-то хотел купить товар, надо было вставить ключ в отверстие, выбрать количество товара и повернуть.
Но эта идея не сработала, оборудование было ненадёжным, возникали задержки и сбои. В 1950 году Сондерс продал технику и права на магазин, чтобы не нести убытки.
До самой своей смерти 23 сентября 1953 Сондерс развивал планы другой автоматической системы магазина, названной Foodelectric. Это был пересмотренный вариант Keedoozle. Предполагалось, что покупатель сам должен собрать и упаковать свои покупки, чтобы ещё больше сократить штат сотрудников.
Магазин Сондерс хотел открыть в Мемфисе, недалеко от первого Piggly Wiggly, однако так и не успел до конца продумать и реализовать эту задумку.
После выхода Сондерса из бизнеса компанию разделили и продали региональным продуктовым сетям, таким как Kroger, Safeway, National Tea и Colonial.
В 1935 году 179 магазинов Piggly Wiggly, работавших в Канаде, продали компании Canada Safeway, которая слилась с Sobeys в 2013 году.
Изменённая корпоративная структура процветала, по франшизе продолжали работать сотни магазинов. В середине 20 века в США появились два крупных объединения Piggly Wiggly.
Первый из них, Piggly Wiggly Midwest, работает с 1949 года в Висконсине. Генеральный директор — Пол Бутера. Он владеет сетью Piggly Wiggly, а также магазинами под своим именным брендом.
Второй крупный кооператив ритейлеров появился в 1959 году. Владельцы 27 магазинов Piggly Wiggly решили объединиться и создали Piggly Wiggly Alabama Distributing Company. Компания существует до сих пор.
Президент и исполнительный директор Piggly Wiggly Alabama Distributing Company — Дэвид Буллард. Карьеру в компании он начал в 1996 году с позиции директора по персоналу.
В 1982 году оптовый продавец Malone & Hyde приобрёл бренд Piggly Wiggly.
Сейчас Piggly Wiggly — дочерняя компания C&S Wholesale Grocers, которая в 2010 году была названа десятой по величине частной компанией в стране по версии журнала Forbes. Штаб-квартира расположена в городе Кин, Нью-Гемпшир. Эта корпорация не управляет магазинами Piggly Wiggly, а предоставляет лицензии отдельным владельцам магазинов в США.
В 2016 году сеть отметила своё столетие.
На сегодня в США открыто более 600 магазинов в 17 штатах. Основная часть из них представлена кооперативами Midwest и Alabama. Индивидуальные магазины Piggly Wiggly работают по франшизе. Многие управляющие придерживаются политики семейного бизнеса, вместе с ними работают их родные и друзья. Продукцию закупают у местных фермеров.
Магазины Piggly Wiggly находятся преимущественно в небольших городах и сельских общинах. В мегаполисах сеть также представлена, однако там приходится бороться за потребителя более активно.
По данным за 2018 год, самая большая концентрация магазинов Piggly Wiggly находится в Алабаме — там открыто более 100 продовольственных точек. Этой сетью управляет Alabama Distributing, которая обслуживает более 270 магазинов в семи штатах.
В соседних регионах — Миссисипи, Джорджии, Северной и Южной Каролине — насчитывается от 50 до 99 магазинов в каждом. В Теннеси, где Piggly Wiggly появился на свет, сейчас работает не более 50 магазинов, схожие показатели у Луизианы и Флориды. В Миннесоте, Миссури, Оклахоме, Огайо, Пенсильвании и Кентукки сейчас действует не более десяти торговых точек в каждом штате.
Кооператив Midwest насчитывает 104 магазина в Висконсине, Мичигане, Иллинойсе, Миннесоте и Айове. Наиболее ярко на этой территории представлен Висконсин, там в 2018 годе было более 50 точек. При этом в соседнем Иллинойсе их число не достигло 10.
Конкурентоспособные национальные продуктовые сети построили крупные супермаркеты с более разнообразным ассортиментом, чем Piggly Wiggly. В ответ на это Piggly Wiggly Alabama разработала концепцию cost-plus, и 20% участников кооператива применяют этот метод.
Он заключается в том, что к стоимости повседневных товаров добавляется 10%. Тогда как другие продавцы адаптируют наценку в связи с внешними обстоятельствами — праздниками, демографической ситуацией и так далее.
Экономисты утверждают, что Piggly Wiggly до сих пор удерживает лидерство на юге США, за счёт приверженности людей традиционному бренду. На среднем западе Piggly Wiggly также считается стабильным игроком рынка.