в каком году появились социальные сети
История появления и развития социальных сетей
История появления и развития социальных сетей
Необходимость человека в общение доказанный факт, поэтому созданные примерно 20 лет назад социальные сети были направлены именно на возможность обмена сообщения между людьми на большом расстоянии. Сегодня же соц.сети это многомиллионные ресурсы, с огромным количеством всевозможных приложений и средств развлечения.
Первые социальные сети
Первая социальная сеть, если ее можно так назвать, появилась в 1971 году. Она носила простое название «Электронная почта» и использовалась только среди военных ведомств, внутри сети ARPA Net. Первый же ресурс, который подходит под современное описание, где люди могли общаться, появился в 1995 году, под руководством Рэнди Конрада. Именно ему мы обязаны появлением современных: Vk, Instagram, Facebook и т.д., он заложил идею и создал Classmates.com. Хочется отметить, что данный портал работает и в наше время, при этом насчитывает свыше 50 миллионов пользователей. Конечно он не был многофункциональным в 95-м году, но со своей главной задачей – обменом сообщениями, справлялся.
На смену ему, пришел новый в своем роде ресурс – SixDegrees. Он был разработан Эндрю Вейнрейхом в 1997 году. В его основе лежал очень интересный принцип, который используется в социальных сетях и по сегодняшний день, а точнее выдача возможно знакомых людей. Также впервые он продемонстрировал систему создания профилей и добавление друзей в свой список. Но проект был продан и закрыт в 2001 году.
Уже в 1998 году, появляется всемирно известная на сегодняшний день сеть –Mail.ru. Она была разработана группой отечественных разработчиков в Петербурге. Но прошло семь лет, пока не была основана компания Mail.ru. Сегодня это не просто средство общения и обмена данными, это целая сеть интернет-сервисов и платформ, как развлекательного, так и познавательного характера.
Теперь вы знаете три краеугольных камня, которые стоят в истоках появления социальных сетей. Все последующие ресурсы брали за основу главные принципы, которые применялись именно в перечисленных выше сетях. Все остальные новшества, просто «лепились» сверху, создавая то, что мы имеем сегодня.
Развитие социальных сетей
Можно разделить становление соц.сетей на несколько волн, этапов. Каждый из которых привнёс свой вклад, в то что мы имеем.
Первый этап 1998-2002
Сюда относятся еще те ресурсы, где основной задачей было установить общение между определенными контактами. В свою очередь пользователь должен был сам искать нужного ему человека, это же относилось и к интересующей его информация (в основном новости). Что касается рекламы, она распространялась методом рассылки всем участникам социальной сети, не было выбора по группам или интересам. На этом этапе происходит зарождение принципов общения, продаж и поиска информации. Также появляются узконаправленные сервисы и блоги, где регистрировался определенный контингент.
К блогахостингам смело можно отнести LiveJournal. Где зарегистрированные юзеры создавали собственные профили и могли вести свой дневник в режиме онлайн.
В качестве примера узконаправленных сайтов приведем Ryze, это портал для бизнесменов, где они могли делиться опытом или обсуждать различные ситуации.
Второй этап 2002-2003
На втором этапе соц.сети становятся не только местом общения, но также у них появляется возможность публикации различных видео и аудио фалов, а также фотографий. В сети появляются известные и популярные люди, есть возможность добавить их в друзья или подписаться, следить за их личной жизнью. Популярной в данном аспекте сетью становится Myspace.
Третий этап 2004-по сегодняшний день
Появление полноразмерных порталов, с огромным количеством функций и возможностей. В период с 2004 по 2006 год, появляются такие известные службы как:
Рассказывать о их полном функционале думаю нет необходимости. У каждой из сетей есть свои особенности, а также определенная аудитория.
Самые крупные соцсети
В целом мы уже затрагивали некоторые из крупнейших порталов рунета, но еще раз пройдемся по самым «густонаселенным».
Есть еще несколько ресурсов, но говорить о них не имеет смысла, так как Facebook и Twitter в представлении не нуждаются.
В России существуют собственные социальные сети, которые завоевали мировую популярность, к ним относятся: Вконтакте – более 400 миллионов пользователей и Одноклассники около 300 миллионов аккаунтов.
След в мировой истории
Соц.сети безусловно влияют на нашу жизнь, особенно поколение 2к и 90-х. Многие не представляют свою жизнь без свежих новостей, картинок или музыки, которые нам любезно преподносят с экранов телефонов и компьютеров. Также огромное влияние сети оказывают на растущее поколение, поэтому мы еще долго будем чувствовать на себе влияние виртуальной реальности.
История социальных сетей: появление и развитие
[mybigtext]Когда появились социальные сети, такие как Facebook, «ВКонтакте» и Twitter, наш мир разделился на онлайн и офлайн. С их помощью мы можем общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, разглядывать фотографии и многое другое. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе. Подробнее об их появлении и развитии читайте в нашей статье.[/mybigtext]
Появление социальных сетей
Немногие знают, что понятие «социальная сеть» появилось в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. Тогда это явление не имело ничего общего с интернетом и толковалось так:
[myquotes]Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).[/myquotes]
Если говорить простым языком, то социальная сеть — это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи.
С появлением интернета (1969 г.) научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.
Первые социальные сети в интернете
Появление современных блогов, социальных сетей и интернета предвидел русский писатель и философ Владимир Федорович Одоевский еще в 1835 г. В это время он закончил писать свой утопический роман «4338-й год». Мир, описанный автором, в некотором роде напоминает XXI в.: «…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом». Также Одоевский рассказывает о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства; ими заменяется обыкновенная переписка… Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости».
Стоит отметить, что Владимир Федорович недалеко ушел от реальности. Однако о социальных сетях, блогах и интернете тогда он, конечно, не мог знать.
Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными для передачи информации через [simple_tooltip content=’Компьютерная сеть, созданная в 1969 г. в США агентством министерства обороны по перспективным исследованиям (DARPA) и явившаяся прототипом сети интернет’]ARPANET[/simple_tooltip].
Спустя 17 лет, в 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» — ретранслируемый интернет-чат — и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени.
[myline]Однако настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 г.[/myline]
Тогда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com — первую соцсеть в современном понимании. В ней зарегистрированные пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Таким образом любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com сразу оказалась очень востребованной. К слову, ее популярность не падает и сегодня — социальной сетью пользуются более 50 млн человек. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом Classmates.com. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн пользователей.
Скрин стартовой страницы classmates.com
История самых популярных социальных сетей
В этой части статьи мы расскажем вам, дорогие читатели, об истории самых популярных в России и мире социальных сетей — Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Instagram.
Компания Facebook Inc. была основана 4 февраля 2004 г. четырьмя студентами, которые обучались в Гарвардском университете: Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. В это же время появился одноименный веб-сайт. Изначально он был доступен только для студентов Гарварда. Чуть позже регистрацию открыли для университетов Бостона, а затем для всех американцев, имеющих электронный адрес в домене [simple_tooltip content=’Общий домен верхнего уровня для аккредитованных высших образовательных учреждений США’].edu.[/simple_tooltip] Начиная с сентября 2006 г., Facebook стал доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет. Сегодня он входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира. Неудивительно, что месячная аудитория сети составляет 1,968 млрд человек.
[mydoubleline]Десятого октября 2006 г. в России появляется аналог Facebook — социальная сеть «ВКонтакте». Ее создатель — Павел Дуров. Сайт доступен на многих языках, однако основная его аудитория — русскоязычные пользователи.[/mydoubleline]
Стоит отметить, что изначально ресурс был предназначен для студентов и выпускников российских вузов, спустя время, он стал позиционировать себя как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». По данным SimilarWeb за декабрь 2017 г., «ВКонтакте» занимает 11-е место в рейтинге самых популярных сайтов в мире. К слову, в этой социальной сети сегодня зарегистрировано более 410 млн пользователей.
История Twitter началась в марте 2006 г. Первоначально сервис использовался для внутреннего общения сотрудников одноименной компании. 15 июля 2006 г. Twitter стал доступен для публичного обмена сообщениями: отправленные в программе твиты сразу отображаются на странице пользователя и мгновенно приходят к подписчикам. Первое сообщение отправил владелец системы Джек Дорси, он написал: «Just setting up my twttr» («Просто настройте мой Twitter»).
Сегодня Twitter очень популярен среди пользователей интернета. В рейтинге SimilarWeb он занимает 12-место и насчитывает более 300 млн подписчиков.
Бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями — Instagram — появилось в магазине App Store 6 октября 2010 г. Изначально Instagram назывался немного иначе — Burbn (проект назван в честь бурбона, который очень любит один из создателей сети). Он позволял пользователям «чекиниться» в различных местах, планировать встречи с друзьями и публиковать фотографии. Проанализировав статистику, создатели Кевин Систром и Майк Кригер поняли, что люди не чекинятся, а лишь делятся фотографиями.
Кевин Систром, один из создателей Instagram
«Они загружали и делились фотками, как сумасшедшие», — отмечает Систром. В связи с этим он вместе с коллегой решает избавиться от всех функций, оставив только выкладку фото.
[myline]Ход сработал, и Burbn, а точнее, уже Instagram приобрел небывалую популярность.[/myline]
Сегодня приложение занимает 17-е место в списке SimilarWeb и имеет более 200 млн активных подписчиков, которые загрузили более 16 млрд различных снимков и видеороликов.
В каком году появились социальные сети
С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.
Появление социальных сетей стало следствием развития и распространения самого интернета. По статистике, около 50% населения нашей планеты состоят в какой-нибудь социальной сети, а некоторые даже в нескольких сразу. Лучше всего об их популярности говорят данные о молодежи: 96% молодых людей общаются в соцсетях.
В принципе, зарождение социальных сетей началось практически с рождения самого интернета в 1969 году. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники.ru» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.
Развитие социальных сетей разделяют на три части:
первая – это социальные сети середины 90-х годов, пионеры с самым простым функционалом;
вторая – это создание социальных сетей с более широким функционалом для базового взаимодействия (в период с 2000 года и до наших дней), и последняя
третья часть – это социальные сети, которые решают конкретные проблемы: поиск сотрудников (бизнес-сети), игры (игровые сети), поиск информации (контент-сети) и т.д. По этой теории сейчас мы постепенно переходим со второго этапа на третий.
Итак , разные исследователи предлагают считать самым первым
с оциальн о-сетевым ресурсом сеть Classmates.com, созданную Рэнди Конрадсом в 1995 году. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами,
друзьями. Сеть действует по сей день и насчитывает больше 50 млн. пользователей в США и Канаде. Кроме того, её услуги доступны жителям Швеции, Германии, Австрии и Франции. Но довольно долгое время этот социальный портал не поддерживал функции создания личных профилей и добавления друзей. То есть, пользователя могли соединить только с его учебным заведением и предоставить ему список обучавшихся в этом заведении.
основан на теории шести рукопожатий
Некоторые исследователи считают его первой полноценной социальной сетью не Classmates, а проект SixDegrees.com, запущенный в 1997 году. В то время многие веб-сервисы предлагали такие функции, как
создание личной страницы или списка друзей, но по отдельности. SixDegrees.com стал первым социально-сетевым сервисом, который объединил эти функции, а со временем (в 1998 г.) добавил новую, такую как поиск по страницам друзей.
Этот проект был наиболее приближен к современным соцсетям, однако, в 2001 году портал SixDegrees.com прекратил свое существование. Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным.
Прежде всего, следует обратить внимание на механизм формирования социальных связей и тип распространения информации. Существует три ключевых момента, которые напрямую влияют на классификацию социального мира. Так, например, для традиционного сервиса первого поколения эпохи “Web 2.0” они имеют следующее особенности:
3 – Информация распространяется вирусно, в качестве публичных сообщений. Нет выбора целевой аудитории для определенного информационного потока .
LiveJournal.com Первый блогохостинг
В 1999 году американским студентом-программистом был открыт сервис
Livejournal.com. Там можно было создать довольно детальный профиль. Вскоре сервис
предоставил возможность добавлять контакты (друзей). Livejournal стал первым
массовым хостингом блогов (электронных дневников) и первым западным социальным
сервисом, ставшим популярным в России. По количеству российские пользователи стоят
на втором месте после американских.
В 2000 году появился шведский LunarStorm, в 2001 – корейский Cyworld.
Ryze.com Сеть для бизнесменов
Сети третьего поколения
В 2004 году Марком Цукербергом (студентом из Гарварда) был запущен портал Facebook, который сегодня является крупнейшей социальной сеть ю. Но изначально регистрация была доступна лишь гарвардским студентам. Постепенно к Facebook получили доступ студенты других ВУЗов, а потом и школьники. К 2008 году Facebook отобрал у MySpace пальму первенства и стал крупнейшей в мире соцсетью, сервис которой доступен на 40 языках. А его основатель стал в том году самым молодым миллиардером.
ФБ представляет собой модель старой социальной платформы, которая на сегодняшний день с трудом справляется со стоящей перед ней задачей и совершенно не соответствует требованиям современности. Этот гигант держится на плаву только за счет своего авторитета, которому способствует ряд очень важных факторов.
Социальные сети: эволюция, продажи и принятие
Общение людей на расстоянии трансформировалось с течением времени. Гонцы с устными посланиями, гонцы с депешами, оптические телеграфы на башнях, системы передачи информации с помощью световых сигналов, телеграфы, телефоны, мобильная связь, интернет — это непрерывный процесс, необходимый для удоволетворения естественной потребности социального существа в общении.
Социальные сети стали важнейшими на данный момент инструментами, позволяющими людям разговаривать друг с другом, обмениваться мыслями, изображениями, видео, трансляциями, а рекламодателям – делать узконаправленную рекламу на нужные им целевые группы.
Сегодня мы поговорим о том, как эволюционировали социальные сети в течение своей истории с 1995 года по сегодняшний день, почему и как компаниям выгодно использовать социальные сети, и насколько Вконтакте и Instagram «вросли» в жизнь обычных людей.
Появление социальных сетей было вопросом времени. Его прогнозировали ещё в XIX веке, когда учёные только пытались изобрести работающий телеграф. Владимир Одоевский в романе «4338 год» описал нечто среднее между Живым Журналом и Instagram. В его мире будущего между домами ведётся переписка с помощью газет. Старший дворецкий, записывая со слов хозяв дома текст, фотографирует его на камер-обскуру и издаёт в нужном количестве экземпляров. Обычно сообщают о домашних новостях, разных мыслях, приглашают на обед. Для более быстрой связи, для экстренных случаев, между домами есть магнетические телеграфы.
Своё футуристическое произведение автор писал в 1835 году, когда русский дипломат и историк Пауль Шиллинг уже собрал в Петербурге электромагнитный телеграф, а Морзе ещё не запатентовал свою версию телеграфа и не получил субсидию на строительство первой линии.
Фантазия человека безгранична. Томас Эдисон в 1878 году описал «Телефоноскоп», способный передавать изображения и звук, чтобы родственникам, находящимся далеко друг от друга, можно было общаться. Как Вконтакте или в Periscope. Но фантазия пусть и шагает вперёд, но работает в пределах доступных технологий — мыслили тогда телеграфом, фотографиями и рукописными текстами.
В 1920-е годы идею реализовали в телефонной лаборатории Белла: тогда исследовательское отделение протестировало прототип, передающий аудио и видео из Вашингтона в Нью-Йоркский офис AT&T.
Но о смартфонах в карманах в тот момент и не мечтали.
Иллюстрация к идее Томаса Эдисона
Односторонниий видеофон, разработанный в Лаборатории Белла
29 октября 1969 года впервые была установлена связь между компьютерами университетов Лос-Анджелеса и Стэнфорда. В 1971 году разработали программу для отправки электронных писем между компьютерами. Сеть ARPANET в 1973 году стала международной – её подключили к трансатлантическому телефонному кабелю. Она позволяла обмениваться информацией научным организациям Европы и США. В 1984 учёные создали сеть NSFNet, объединившую множество университетских сетей.
Появление интернета открыло новые возможности для быстрого общения. Сначала для военных, затем для учёных, и после — для широкой общественности. В 1989 году Тим Бернерс-Ли из CERN предложил концепцию World Wide Web, разработал протокол HTTP. В 1991 году к интернету наконец стали подключать жилища частных лиц, а не только учебные заведения и военные структуры.
С 1995 года можно начинать историю именно социальных сетей. Пионером стал портал Classmates.com, существующий до сих пор. Он позволяет находить одноклассников, однополчан, одногруппников из детского сада, коллег по работе. Со временем разработчики запустили версии сайта с таким же дизайном и функционалом для других стран.
В 2008 году портал Classmates.com насчитывал пятьдесят миллионов подписчиков. Из них 3,8 миллионов оплачивали членство.
Благодаря большой любви к рассылкам электронной почты (прямо как Linkedin) портал стал фигурантом нескольких судебных разбирательств. Например, в 2008 году он выплатил пользователям 9,5 миллиона долларов.
В 2002 году на сцену вышел упомянутый ранее LinkedIn — социальная сеть для деловых контактов. Тут можно было найти коллегу по работе или по сфере деятельности, рассказать о своих рабочих успехах. По сути, профиль представляет собой готовое резюме. Сеть позволяет следить за компаниями, которые периодически выставляют вакансии.
Корпорация Microsoft купила эту социальную сеть летом 2016 года за 26,2 миллиарда долларов — отдала чуть меньше трети собственных наличных средств.
Цена обусловлена тем, что сеть активно развивается и приносит прибыль. В LinkedIn более двух миллионов платных подписчиков, с которыми можно связаться напрямую. Всего сообщество насчитывает 433 миллиона участников.
В 2003 году появилась блог-платформа MySpace. Этот сайт изначально был предназначен для молодёжи, которая хочет читать, слушать музыку, обмениваться видеоконтентом, размещать свои фотографии и вести блоги. В июне 2012 году посещаемость составила 25 миллионов человек.
Несколько лет MySpace была самой поплуярной социальной сетью в мире. Но в 2008 году это изменилось, когда Facebook зафиксировал 129 миллионов уникальных пользователей, а MySpace — 114,6 миллионов пользователей.
Сайт Thefacebook открылся 4 февраля 2004 года и был доступен только для студентов Гарвардского университета. За двенадцать лет социальная сеть лишилась артикля и достигла 1,71 миллиарда активных посетителей в месяц. Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером планеты в 23 года благодаря своему изобретению.
Изначально сеть предназначалась студентам Гарвардского университета. В 2004 году аудиторию расширили до Стэнфорда, Колумбийского университета и Йеля. В сентябре 2006 года сеть стала открыта для всех пользователей старше тринадцати лет.
Facebook позволяет пользователям создавать собственную страницу с фото и информацией, общаться с друзьями, оставлять сообщения на стенах, загружать видеозаписи и создавать группы, а также страницы компаний. Facebook как инструмент для влияния на аудиторию используют множество как крупных корпораций, так и локальных организаций. Активно пользуются этой социальной сетью бизнесмены и политики в репутационных целях.
В апреле 2016 года в социальной сети запустили Facebook Live — то есть собственный Periscope.
Дизайн Facebook в 2004 году
Страница Марка Цукерберга в Facebook в 2006 году
Похожая история у социальной сети Вконтакте, самой популярной в России. 10 октября 2006 года Павел Дуров запустил этот сайт в качестве сети для студентов и выпускников вузов.
По данным на октябрь 2016 года в социальную сеть заходят ежедневно более 80 000 000 пользователей. Из них 65% — из России.
Вконтакте: начало
Дизайн Вконтакте в 2007 году
Альберт Попков запустил Одноклассники 26 марта 2005 года. До этого Попков уже участвовал в создании подобных проектов в Европе. Всего за восемь месяцев количество зарегистрированных пользователей достигло полутора миллионов человек, в 2007 году этот показатель поднялся до четырёх миллионов.
В 2008 году по аналогии с Classmates была введена платная подписка, только на этот раз — не для дополнительных функций, а на этапе регистрации. Популярность сайта упала, пользователи перетекали Вконтакт, и в 2010 году платную регистрацию отменили. На 2010 год 56% пользователей сети — люди в возрасте 25-44 года.
В 2016 году в социальной сети появилась функция денежных переводов и стриминговых трансляций, компания выпустила приложение «ОК видео» для Smart TV и интегрировалось с Instagram.
В 2006 году был запущен Twitter. Это был SMS-сервис для общения с небольшой группой людей. Вопрос «Что ты сейчас делаешь?» был главным с самого начала. Первый твит появился 21 марта 2006 года, его оставил Джек Дорси: «просто настраиваю мой twttr». Сообщения в Twitter несколько лет назад можно было публиковать с обычных телефонов — отправив на нужный номер текст для размещения.
Изначально количество символов было ограничено 140. Чтобы уместить ссылку, начали использовать сокращалки. В 2016 году были сделаны послабления — и сервис перестал учитывать ссылки в ограничении.
Вся суть Twitter — вложить в эти 140 символов мысль, идею, информацию для своих друзей. Краткость — сестра таланта.
В 2010 году на сцену вышла социальная сеть, фишка которой — квадратные фотографии, похожие на фото Polaroid, и фильтры. Спустя пять лет после запуска Instagram дал наконец возможность добавлять фотографии и видео любой формы.
В 2012 году Facebook купила Instagram за 300 миллионов долларов денежными средствами и 23 миллиона акций. Общая сумма составила миллиард американских долларов. Сделка у некоторых людей вызвала удивление. Но оказалось, что Instagram стоит в 49 раз дороже, чем за него заплатил Facebook.
Почему Instagram выстрелил? Потому что фотографии — универсальный язык. Пользователям не нужно даже читать подписи, потому что фото, обработанные с помощью фильтров, рассказывают истории сами по себе.
За первые сутки после запуска Instagram в 2010 году в нём зарегистрировались 25 тысяч человек. Учитывая тот факт, что сеть изначально работала только на iOS. В 2012 году глава Facebook Марк Цукерберг заявил о 200-миллионом зарегистрированном пользователе. В декабре 2014 года Instagram по числу пользователей обошёл Twitter. 21 июня 2016 года количество пользователей достигло 500 миллионов человек.
В социальных сетях Вконтакте и Facebook люди рассказывают истории и делятся мыслями. Причём авторов, то есть создателей оригинального контента, больше в Facebook. В российском аналоге пользователи предпочитают репосты.
В Twitter мы делимся уже не историями, а короткими замечаниями. Микроблоги учат лаконичности, заставляют укладывать мысли в ограниченное количество символов.
Instagram предполагает общение на визуальном уровне. Иногда проще сделать фото или видео вместо того, чтобы описать что-то подробно. Хотя и в других сетях можно делиться изображениями, узкая направленность контента в Instagram гарантировала ему успех.
Пользователи каждой из этих социальных сетей общаются друг с другом. А рекламодатели, компании и агентства, зарабатывают деньги, таргетируя рекламу релевантных товаров на нужные целевые группы.
Социальные сети для маркетинга
С самого начала истории социальных сетей существуют два способа их монетизации: реклама и платные подписки. Второй вариант показал себя не с лучшей стороны, поэтому сегодня платную регистрацию найти сложно — более того, я не назову ни одной социальной сети, которая бы предлагала оплатить личный аккаунт на этом этапе, поэтому, при необходимости, маркетологи могут купить аккаунты в ВК оптом.
Таргетированная реклама используется активно. Крупнейшие бренды, малый и средний бизнес — огромное количество компаний имеют собственные страницы в социальных сетях. Это помогает общаться с аудиторией на их языке и на тех площадках, которые удобны людям. И создают для них рекламные сообщения — как для огромного количества пользователей на федеральном уровне, так и локальные сообщения — анонсы открытия нового магазина, скидки на товары и услуги в определённом городе или даже на нужной улице.
Вокруг социальных сетей существует большое количество мнений, касающихся аудиторий. Вконтакте — для школьников, в Facebook — только профессионалы, Одноклассники — для пенсионеров. Эти предположения оправданы, но только отчасти.
Стоит сказать, что аудитории социальных сетей сильно пересекаются — на одного человека в среднем приходится 2,5 землекопа социальной сети. И что аудитория беспрерывно взрослеет вместе с сетями.
Ниже — данные исследований TNS. Обратите внимание на долю пользователей 25-34 года. Во всех социальных сетях она составляет от 26% до 35%, и преимущественно люди этого возраста пользуются наиболее популярными социальными сетями, не считая Вконтакте. У Одноклассников выше, чем у остальных, доля людей старшего возраста, а у Вконтакте — очень много пользователей 18-24 лет.
Зачем в принципе идти в социальные сети для того, чтобы продвигать свой товар? Потому что этот канал позволяет охватить неплохую долю населения. В России аудитория 25-34 года Вконтакте составляет 72% от всех жителей страны. В возрасте 12-24 года этот показатель достигает 84%.
Внутренние инструменты рекламы позволяют таргетировать её по географии пользователя, вплоть до города, по возрасту и полу, интересам, подписке на определённые сообщества или наборот — исключая подписчиков группы. В рекламных кабинетах Facebook и Вконтакте есть «пиксели», которые встраиваются на ваш сайт: это позволяет таргетировать потом рекламу на тех людей, которые зашли на страницу.
Отличаются способы использования социальных сетей. Если Вконтакте с десктопов сидят 24% пользователей, но в Facebook этот показатель составляет 53%. И наоборот — со смартфонов Вконтакте пользуются 48% аудитории, а Facebook — 30%. У Facebook, стоит отметить, есть проблема с приложением: оно сильно сажает батарею на Android.
Отдельно стоит видеореклама. Чтобы привлечь больше рекламодателей, нужно рассказывать им об огромном количестве просмотров на площадках. Facebook для этого использовал две уловки: автоматическое включение ролика во время прокрутки ленты и завышение времени просмотров видео в собственных отчётах. Марку Цукербергу за второе пришлось извиняться.
Чтобы эффективно продвигать нужную рекламодателю тему, необходимо чётко осознавать, какая именно аудитория является целевой. Мало говорить «мужчины 18-45» — это и студенты, кушающие залитую кипятком лапшу в общежитии, и бизнесмены на автомобилях за несколько миллионов рублей. Нужно понимать поведение целевой аудитории, их достаток, хобби, семейное положение.
Приведу пример из классического маркетинга — из книги «Нейромаркетинг в действии. В незапамятные времена одна американская авиакомпания пыталась понять, как же продавать авиабилеты бизнесменам. В результате опроса выяснили, что мужчины боятся летать не из-за страха высоты, и даже не из-за страха умереть — а из-за боязни оставить жену и ребёнка без кормильца. В результате рекламная кампания была нацелена на женщин: хотите, чтобы ваш муж прилетел из командировки быстрее? Хотите больше времени провести вместе во время отпуска? Летайте на самолётах!
Проникновение
О проникновении социальных сетей выше я приводил слайд, по которому видно, какой процент населения России определённого возраста можно охватить с помощью той или иной сети. Некоторая часть людей, которые сидят в социальных сетях, в опросе могут ответить, что не пользуются интернетом — для них Одноклассники, например, им не являются.
Высокий уровень проникновения сети показывают в реальной жизни. Общение происходит с помощью сообщений Вконтакте вместо SMS. Хотя тут мессенджеры выходят на передний план — как мессенджеры от соцсетей вроде Facebook Messenger и WhatsApp, а также Telegram, Viber. В исследованиях чаще всего показывают рейтинг социальных сетей и мессенджеров на одних слайдах.
Яркий пример важности социальных сетей — это наследование аккаунтов. В штате Дэлавер оно узаконено в 2014 году. „Вы умерли“ — такую фразу выдаёт с порога адвокат Меган Ип каждому клиенту в её офисе в Сан-Франциско, заставляя проводить инвентаризацию цифрового имущества. Аудитория не только взрослеет, но и умирает, так что на этот случай Facebook и другие ресурсы составили для вас план действий.
Популярности социальных сетей способствует удешевление смартфонов. Сегодня можно купить сносный гаджет тысячи за три рублей — его точно хватит для того, чтобы ставить лайки фотографиям в Instagram.
Потребители могут не звонить на горячую линию, а вместо этого написать производителю или продавцу Вконтакте. Служба Customer Care придёт и даст ответ на вопрос или оформит жалобу — если, конечно, компания заботится о своих клиентах.
Журналисты в поисках горячей темы и информации по уже найденному вопросу рыщут по социальным сетям, различным новостным пабликам, чтобы использовать какие-то фотографии с места ДТП или другого происшествия. Они же следят за аккаунтами управленцев различных компаний, чтобы использовать неаккуратное высказывание против них и их работодателей, поднять волну негодования.
За неаккуратные высказывания могут уволить, оштрафовать, посадить в тюрьму. А легче всего сказать что-то неправильное в социальной сети, особенно — в состоянии алкогольного опьянения.
Высокая доля проникновения также подвергает людей опасности. Перестрелки и драки из-за твитов перестали быть чем-то необычным. Проследить передвижение многих людей можно по чекинам в Swarm и Вконтакте. В 2011 году сын Евгения Касперского был похищен, потому что преступникам был доступен его домашний адрес на странице Вконтакте.
Социальные сети отлично дополняют нашу жизнь. Людям они помогают общаться, компаниям — продавать товары, а исследователям — выявлять поведенческие тренды на основе сообщений. Главное помнить, что это не „виртуальная“ реальность, а именно часть настоящей жизни: за свои поступки и слова придётся отвечать. Но это уже другая история, для будущей статьи.