в каком году появились первые исж в россии
Инвестиционное страхование жизни: плюсы и минусы
По результатам первого полугодия 2016 года сборы по страхованию жизни показали значительный рост. Основным драйвером роста стал сектор банкострахования, но в отличие от прошлых лет не за счет страхования, вмененного при получении кредита, а за счет инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Многими банками такой страховой продукт предлагается в качестве альтернативы вкладам, так как при позитивном сценарии он может обеспечить значительно более высокий доход. Продукт сложен для восприятия, поскольку для его понимания необходимо не только знать основы страхования, но и иметь представления об инвестиционной сфере. Попробуем разобраться, что такое инвестиционное страхование жизни и на что стоит обратить внимание при приобретении данной услуги.
Что такое ИСЖ?
Инвестиционное страхование жизни — продукт, сочетающий в себе страхование жизни клиента и финансовый инструмент, позволяющий получить доход за счет инвестирования части внесенных денежных средств в различные финансовые активы, предлагаемые страховщиком (облигации или акции различных компаний, представляющих различные сектора экономики, драгоценные металлы и т. п.).
Основными страховыми рисками по договору ИСЖ являются:
— дожитие до окончания действия договора страхования,
Страховой взнос, полученный от клиента, разбивается на гарантированную часть и инвестиционную. Гарантированную часть страховая компания инвестирует в консервативные финансовые инструменты с фиксированной доходностью. Полученный доход помогает обеспечить гарантированную сумму выплаты. Инвестиционная часть вкладывается в высокодоходные, но одновременно и высокорисковые финансовые инструменты, за счет которых и предполагается существенный инвестиционный доход.
ИСЖ не является средством получения гарантированной прибыли. Если выбранная инвестиционная стратегия «не сработала», клиент по истечении срока страхования получает только сумму так называемого гарантированного дохода, который, как правило, составляет не более 100% от внесенных страховых платежей. Классическую страховую рисковую составляющую также нельзя назвать ощутимой, так как при наступлении страхового случая по стандартным рискам (например: «смерть по любой причине») возмещается внесенный страховой взнос с инвестиционным доходом, рассчитанным на дату наступления страхового события. Только при наличии дополнительных рисков (например: «смерть в результате несчастного случая») можно получить дополнительную сумму, как правило, также не превышающую 100% взноса.
Преимущества и недостатки
К положительным качествам инвестиционного страхования жизни можно отнести наличие налоговых льгот: получение налогового вычета в размере 13% от оплаченного страхового взноса и отсутствие обязательств уплаты налогов по страховой выплате. Максимальный размер страхового взноса, с которого можно получить налоговый вычет, ограничен и составляет 120 тыс. рублей, причем применяется только для договоров сроком от пяти лет, но при получении дохода, превышающего ставку рефинансирования, размер превышения облагается подоходным налогом. Таким образом, максимально возместить можно 15 600 рублей.
По сравнению с банковскими депозитами ИСЖ обладает положительными юридическими особенностями. С момента оплаты страховой премии до получения страховой выплаты или возврата премии при расторжении договора денежные средства принадлежат страховщику и не являются имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Средства не могут быть конфискованы, на них не может быть наложен арест, они не могут быть взысканы по суду, не подлежат разделу между супругами при разводе и не нуждаются в декларировании.
Договор может быть заключен в пользу любого лица (выгодоприобретателя), и в случае реализации риска «смерть» выплату получит именно это лицо, а не наследники. При этом нет необходимости в ожидании вступления в права наследования.
Наличие гарантированной суммы выплаты в договоре также является дополнительным преимуществом, немаловажным при инвестировании в рисковые инструменты.
Одним из основных минусов инвестиционного страхования жизни является отсутствие возможности досрочного расторжения договора с получением всех уплаченных страховых взносов. Поскольку минимальный срок таких договоров составляет три года, а в большинстве случаев они заключаются на пять лет, это может стать существенной проблемой. Но в любом случае не такой острой, как в договорах накопительного страхования. При расторжении договора страхования клиент может получить только выкупную сумму. Как правило, при оплате страхового взноса единовременно выкупная сумма составляет 75—90% от размера взноса. Но в зависимости от условий договора, срока страхования, порядка оплаты страховых взносов и даты расторжения договора размер выкупной суммы может быть существенно ниже либо равен нулю.
Инвестиционное страхование жизни — это договор страхования, который имеет определенный перечень исключений, по которым не каждый случай ухода из жизни признается страховым. Как минимум это стандартные исключения из Гражданского кодекса РФ (случаи, произошедшие в результате умышленных действий застрахованного, военных действий, гражданских волнений, а также воздействия радиации), но перечень исключений может быть очень существенно расширен договором.
Необходимо обязательно ознакомиться с правилами страхования в части выплаты при событиях, попадающих под этот перечень исключений. Как правило, наследникам застрахованного выплачивается выкупная сумма, но существуют продукты, предусматривающие иные условия.
Существенным недостатком является отсутствие гарантийного фонда, который смог бы обеспечить выплату клиенту в случаях отзыва лицензии или банкротства страховой компании. Если при отзыве лицензии страховщик не передал портфель или не расторг договоры с возвратом премии (как предполагает закон), получить возмещение можно, только включившись в реестр кредиторов.
Конечно, самым очевидным минусом данного продукта является отсутствие гарантированного дохода. При негативном развитии стратегии клиент по окончании срока действия договора получит только гарантированную этим договором выплату.
На что обратить внимание
Если вы общаетесь о размещении денежных средств с представителем банка, прежде всего нужно понять, какой продукт вам предлагают: в последнее время нередки отзывы клиентов, которым договор ИСЖ был предложен как полный аналог депозита, но с большей доходностью. Если вы понимаете разницу и потенциально готовы рассмотреть такой способ инвестирования, то, помимо изучения размеров выкупных сумм и перечня исключений, важным моментом является выбор стратегии и возможность ее изменения в период действия договора. Именно выбранная стратегия в будущем должна обеспечить доход.
Стратегии, предложенные страховщиком, зачастую непрозрачны. Страхователь не может самостоятельно проследить динамику движения того или иного фонда на рынке: в результате ему остается только верить показателям, которые раскрывает страховщик. У такой позиции есть и объективные причины: удачную стратегию могут скопировать конкуренты. У страхователя, по сути, остается два варианта. Первый — пытаться найти продукты со стратегиями, которые привязаны к стоимости определенных товаров (золото, нефть определенной марки) или к фондам, динамику которых можно отследить в общедоступных источниках. Второй вариант — довериться профессионалам в штате страховщика, работающим над стратегиями, и отнестись к такому выбору как к одному из рисков инвестирования.
Одним из ключевых показателей при выборе стратегии является так называемый коэффициент участия. Коэффициент показывает, на какую долю в росте выбранной стратегии инвестирования может претендовать страхователь. Коэффициент может очень существенно отличаться. При коэффициенте равном 100% доходность страхователя равна доходности, показанной выбранным фондом. Важное отличие продуктов у различных компаний — процент доходности, умноженный на коэффициент участия, может применяться как ко всему размеру взноса, так и к части, направленной на инвестирование. В первом случае разбивка взноса на гарантированную и рисковую составляющие для страхователя является просто информативной, а во втором — определяющей для расчета доходности по договору.
Также страховые компании предлагают своим клиентам опцию по смене стратегии в период действия договора либо фиксацию заработанного дохода. Как правило, количество этих операций ограниченно (например, раз в год). Смена стратегии позволяет изменить фонд инвестирования, если выбранная стратегия не приносит ожидаемого результата, а у другой наблюдается лучшая динамика. При смене стратегии коэффициент участия устанавливается на дату изменения. Фиксацию инвестиционного дохода целесообразно применять, когда текущий инвестиционный доход выбранного фонда достаточно высок и вы прогнозируете снижение уровня доходности.
Лучше отдавать предпочтения страховым программам тех страховщиков, у которых на сайте есть возможность создания личного кабинета. Во-первых, это позволит вам контролировать динамику фонда и своевременно реагировать на изменения. Во-вторых, обеспечит возможность внесения изменений в договор (увеличение суммы, изменение стратегии) без обращения в офис страховщика. Это стало возможно в связи с принятием в июне 2016 года закона, предусматривающего возможность оформления договора страхования жизни в электронном виде. При выборе способа инвестирования главное понимать, что ИСЖ не является аналогом вклада. Это самостоятельный финансовый инструмент, имеющий свои положительные и отрицательные стороны. Главное, соблюдать основное правило — не вкладывать все средства в один объект инвестирования.
Прямая речь
  Полный список материалов
История рынка инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в России ведет отсчет с начала 2010 года. К настоящему времени сборы по ИСЖ уже составляют порядка 400 млрд руб. и экспертами прогнозируется их дальнейший рост, хотя уже не столь высокими темпами.
За годы развития этого вида страхования произошли заметные изменения как в самом продукте, так и в способе его предложения.
Первое направление, по которому шла эволюция продуктов ИСЖ – это изменения, связанные с инвестиционными стратегиями, предлагаемыми клиентам. Первоначально (до 2013 и 2014 годов) стратегии предлагались достаточно сложные для понимания клиентом, и выбор их был невелик. Наиболее популярны были ликвидные стратегии – фьючерсы на золото, индекс РТС, акции Сбербанка и т.д. Было довольной сложно разъяснить клиенту, как будет подсчитываться инвестиционный доход по его полису ИСЖ.
Потом страховщики перешли на более удобные для клиента варианты определения будущего дохода. Теперь чтобы определить доход по ИСЖ, основанного на опционах, нужно знать либо свой коэффициент участия и динамику выбранного актива (для ИСЖ классического), либо следить за выполнением инвестиционного условия (для ИСЖ купонного). Кроме того, сегодня клиенту предлагаются инвестиционные стратегии, связанные с западными рынками. При этом эмитентами выступают западные банки, так как наши банки, к сожалению, пока не обладают достаточной экспертизой.
Главной проблемой первых этапов развития ИСЖ было не проседание базовых активов – это нормально для инвестиционного продукта, это риск клиента. Проблемой была именно непонятность продукта, расчета доходности. По мере развития рынка, ИСЖ фактически способствовало росту финансовой грамотности не только у клиентов, но и у клиентских менеджеров в банках, так как были оптимизированы инструменты их обучения. Если раньше использовали только депозиты, то теперь у многих физлиц есть опыт пользования инвестиционными продуктами. Однако, по опыту урегулирования первых дожитий, такое важное преимущество ИСЖ, над любым другим массовым инвестиционным продуктом, как наличие защиты капитала, не воспринимается рынком как плюс. А ведь именно ради этого, по сути, такой продукт и создавался.
Есть сложности в части восприятия доходности, выбора стратегии и прогнозирования результатов прохождения договора. В отличие от депозита, здесь всегда есть вероятность того, что клиент не сможет заработать на ИСЖ (но он в любом случае не потеряет капитал). Невозможно заранее спрогнозировать, в какую стратегию вкладываться. Средняя доходность по пулу клиентов пока получается чуть ниже процента по депозиту. Но эта цифра не показательна, так как в подсчет включаются и клиенты, у которых произошел рост базового актива (когда клиент правильно выбрал стратегию и получил высокую доходность по стратегии) и те, у кого сработала защита капитала.
В настоящее время у нас предлагается два типа ИСЖ: с передачей клиенту динамики базового актива и «купонный ИСЖ». Последний вариант был выведен нами на рынок в 2016 году, и к настоящему времени он занял около 20% в продажах. Купонные стратегии предполагают, что клиент получает выплату, в случае если, например, акции компании не снизятся ниже первоначального уровня. Выплата доходности здесь ежегодная. К сожалению, о купонном продукте информированность клиентов ниже, хотя продукт является менее рискованным, меньше зависит от того, что будет с рынком, нежели ставка на определенное направление его движения.
По всему нашему портфелю 65% договоров проходят с ростом базового актива и для 35% договоров работает защита капитала. Порядка 25% договоров показывают среднюю доходность –8,8%. По купонным ИСЖ дожития ежегодные, доход получила половина клиентов, средний процент 12,4% в рублях и 3,9% в долларах.
В ближайшем будущем у нас продолжится расширение спектра стратегий, предлагаемых на выбор клиенту, а также набор дополнительных страховых рисков и сервисов.
Из-за изменения ключевых ставок, к 2020 году продукт ИСЖ потребует изменений, возможно, он вообще будет заменен. Может произойти замена ИСЖ на НСЖ с инвестиционной составляющей. Может, появится новый продукт как результат скрещивания ИСЖ и НСЖ – долгосрочный инвестиционный продукт с прозрачным механизмом начисления дополнительной инвестиционной доходности, страховой защитой и широким набором дополнительных сервисов. Еще одним фактором эволюции страхования жизни может стать появление нормативной базы для долевого страхования жизни (unit-linked), и тогда долевое страхование станет драйвером не только инвестиционных услуг, но и послужит появлению качественно новых продуктов накопительного и пенсионного страхования.
«В прошлом году произошла настоящая реинкарнация ИСЖ»
В ноябре у клиентов Сбербанка появится возможность делать микроинвестиции: планируется запустить продукт, позволяющий вкладываться в фондовый рынок от 100 рублей. Об этом в интервью «Известиям» сообщила старший вице-президент — руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова. Она также поделилась планами по сокращению сроков ситуативного страхования: например, полис от несчастных случаев можно будет оформить всего на несколько часов. Кроме того, топ-менеджер рассказала о первых итогах тестирования инвесторов, реинкарнации рынка инвестиционного страхования жизни и возможностях развития бизнеса НПФ.
Инвестиционная квалификация
— Одно из наиболее значимых изменений на рынке частных инвестиций в 2021 году — введение тестов для неквалифицированных инвесторов. Как скажется на рынке разделение инвесторов на квалов и неквалов?
— Действительно, с 1 октября неквалифицированные инвесторы не смогут приобретать некоторые сложные продукты. Но здесь надо сделать важное уточнение. Успешное прохождение тестирования, которое сейчас введено, не дает человеку статуса квалифицированного инвестора. Оно лишь позволяет ему получить доступ к некоторым сложным продуктам. Проще говоря, раньше он мог покупать только акции, облигации и открытые ПИФы, а теперь сможет покупать и ЗПИФы для неквалифицированных инвесторов. Однако, например, ЗПИФы для квалифицированных инвесторов он всё равно не сможет приобрести, даже пройдя тестирование: для этого потребуется статус квалифицированного инвестора, который подразумевает выполнение требования по объему портфеля, опыту работы на рынке ценных бумаг либо профильному образованию.
Мы поддерживаем ограничение продаж сложных и структурных продуктов неопытным инвесторам, ведь это поможет новичкам сформировать правильные ожидания от инвестирования.
— Ваши клиенты сталкиваются с какими-либо трудностями при прохождении тестирования?
— Это простой тест, люди обычно легко его проходят, так что тестирование не стало барьером для доступа к инвестиционным инструментам, к тому же такая практика используется на всех развитых рынках. Я думаю, что система тестирования будет развиваться, мы обсуждаем эту тему с регулятором.
— Какие изменения могут быть внедрены?
— Может быть расширена линейка продуктов, предлагаемых инвесторам, успешно прошедшим тест. Мы ожидаем, что будет введено тестирование при продаже сложных инвестиционных страховых полисов. Мы уже начали проверять уровень знаний инвесторов при продаже ИСЖ. Когда это будет принято на законодательном уровне, важно, чтобы процедура тестирования по любым инвестиционным продуктам была идентична практике продаж брокерских продуктов.
— Как в 2021 году изменился портрет вашего среднестатистического инвестора?
— Клиенты становятся моложе, у них появляется запрос на персонифицированные инвестиционные предложения. Но главный тренд — это переход «в цифру». По продуктам доверительного управления доля привлечений в онлайне в 2020 году была 18%, а в этом — уже 28%. Мы покрыли консультации по большинству продуктов голосовым ассистентом: теперь о них можно узнать прямо в «Сбербанк Онлайн» у виртуальных ассистентов «Сбера». Более того, голосом можно приобрести пай в ПИФе. Первые сделки уже прошли. В следующем году увеличим количество инвестпродуктов, которые можно будет купить голосом.
— Сбербанк планировал запустить возможность делать микроинвестиции — вкладывать небольшие суммы по аналогии с таким инструментом, как «Копилка». Когда планируется появление такого сервиса?
— В ноябре мы запустим в «Сбербанк Онлайн» инвестиционную копилку на основе ПИФов. В нее можно будет вложиться от 100 рублей. В следующем году в приложение добавится возможность инвестировать через инвесткопилку в биржевые фонды. Это перспективный инструмент вовлечения клиентов в сбережения и инвестиции.
— В I квартале 2021-го Сбербанк предложил клиентам стратегию доверительного управления, построенную на ответственных инвестициях. Проявляют ли россияне интерес к зеленому инвестированию?
— БПИФ «Ответственные инвестиции» мы запустили в феврале этого года. Объем средств под его управлением уже составляет 1,5 млрд рублей, а число пайщиков превысило 14 тыс. О зеленой повестке сейчас много говорят, спрос на нее появляется. Зачастую новые сложные продукты приживаются сначала в сегменте Private Banking, а потом масштабируются на другие сегменты. Кстати, недавно отечественный ПИФ впервые получил ESG-рейтинг от аккредитованного агентства — это наш ОПИФ «Добрыня Никитич».
— Какие новые инвестиционные продукты вы планируете запускать в ближайшее время?
— У нас в планах запустить новый фонд для венчурных инвестиций (pre-IPO фонд), а также стратегию доверительного управления на китайский рынок. Она должна появиться уже до конца 2021 года. Этот рынок интересует клиентов, мы видим запрос на такие инструменты. Мне кажется, что в ближайшее время захотят инвестировать и в Индию. Также мы планируем запустить несколько новых биржевых фондов — на финтех-компании и исламские инвестиции.
Перерождение страхования
— В начале 2021-го «Сбер» запустил страхование по подписке. Пользуется ли популярностью этот продукт?
— Действительно, в феврале 2021 года появилась возможность оформить по подписке программу «Защита от травм», в апреле — программу страхования средств на счетах «Сбереги финансы», в июле — «Защиту дома». Активировать страховую защиту по всем трем программам можно на срок от одного месяца в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн».
Мы отмечаем высокий интерес клиентов к такой модели потребления. В частности, 45% договоров по программе «Защита от травм», которые заключаются в онлайн-каналах, касаются именно подписки. Для «Сбереги финансы» и «Защиты дома» эти показатели составляют 32 и 24% соответственно.
— Вы планируете сокращать срок, на который можно оформить подписку?
— Мы продолжим двигаться в сторону ситуативного страхования. Хотим сделать доступным страхование, которое можно оформить всего на несколько дней, — это станет одним из фокусов нашей работы в 2022 году. Планируем также предлагать свои продукты в нужном контексте: например, человек оплатил картой «Сбера» кофе в аэропорту в ожидании вылета — мы предлагаем ему страхование отмены рейса, потери багажа.
— В октябре «Сбер» вышел на рынок ОСАГО. Как в вашей стратегии уживается развитие собственного продукта и маркетплейса, где есть предложения разных компаний?
— Уверена, что ОСАГО станет одним из флагманских продуктов «СберСтрахования». Занять лидирующие позиции на этом рынке мы планируем в течение 2–3 лет. Наш основной канал продаж ОСАГО сегодня — банковский: купить полис можно в любом отделении Сбербанка, на сайте «Сбера» или в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». Кстати, приложение позволяет нам достучаться до огромной аудитории: 70 млн человек пользуются им хотя бы раз в месяц. При этом, если пользователю не понравится наш продукт, он сможет оформить полис у страховых компаний-партнеров, представленных на маркетплейсе, — и тогда мы получим комиссионное вознаграждение. Так что отказываться от работы на этой площадке мы не планируем и открыты к сотрудничеству.
— Какие ноу-хау в страховании вы планируете интегрировать?
— Мы хотим внедрить телематические системы в автостраховании. Это позволит гораздо оперативнее реагировать на происшествия и более гибко формировать тарифы, учитывая персональные особенности вождения.
Также мы планируем развивать страхование экологических рисков. Сегодня мы уже предлагаем продукты для всех сегментов бизнеса, но в дальнейшем будем более внимательно и глубоко анализировать возможные риски и формировать в зависимости от этого индивидуальные тарифы.
— В прошлом году в связи с пандемией рынок возлагал большие надежды на сегмент ДМС. «СберСтрахование», в частности, планировало продвигать этот продукт в сегменте МСП. Как поменялась конъюнктура в этом сегменте?
— Рынок ДМС в России примерно на 85% корпоративный и, соответственно, очень чувствителен к экономической ситуации: компании режут расходы на страховку.
Я верю в медстрахование, мы будем активно развивать это направление. Планируем плотно работать со «СберЗдоровьем» и внедрять в наши полисы ДМС телемедицину.
— Мы уже затрагивали тему ИСЖ. Это довольно дискуссионный продукт. Как вы с ним работаете с учетом низкого доверия граждан?
— Основная причина снижения доверия к ИСЖ заключается в том, что этот продукт продавался не тем клиентам. Он подходит клиентам, которым нужны его уникальные преимущества (юридические и налоговые привилегии, страховая защита и 100-процентная защита капитала), — и обычно это не массовые клиенты. С другой стороны, высокая комиссия агентов ограничивала доходность ИСЖ, что тоже сказалось на имидже продукта.
В прошлом году у нас произошла реинкарнация ИСЖ. Мы существенно снизили комиссию сети, и в итоге средняя доходность завершившихся полисов ИСЖ в 2021-м составила 9% годовых, а в отдельных стратегиях наблюдались двузначные годовые доходности. Весной этого года «СберСтрахование жизни» запустило новую программу, по которой предусмотрены регулярные выплаты купона. И уже летом мы произвели первые выплаты, причем условия для них сработали у 97% клиентов, которые инвестировали в этот продукт.
Клиенты, которые заинтересованы именно в этом продукте, точно есть, и мы продолжим создавать для них прозрачные продукты с понятными преимуществами.
— Как вы считаете, какие меры могли бы способствовать развитию негосударственного пенсионного обеспечения, стимулировать россиян самостоятельно заботиться о своем будущем?
— Чтобы сделать программы НПО более разнообразными, надежными и привлекательными для граждан, необходимы поправки в законодательство. Это увеличение горизонта безубыточности программ до пяти лет (сегодня НПФ обязаны обеспечивать безубыточность своих портфелей на горизонте одного года, что существенно снижает возможности предлагать портфели с разными уровнями риска и ожидаемой доходности) и внедрение отдельного налогового вычета за вложения в пенсионные продукты. Мы ведем диалог с регулятором по этим направлениям.
— В этом году «Сбер» празднует 180-летие. Понятно, что дочерние компании блока «Управление благосостоянием» гораздо моложе, но всё-таки у вас есть клиенты, которые с вами уже долгие годы?
— Старше всего из наших дочерних компаний — «Сбер НПФ» и «Сбер Управление Активами»: обе преодолели 25-летний рубеж, у обеих есть клиенты, срок действия договоров которых равен возрасту этих компаний. «СберСтрахование жизни» в следующем году отпразднует десятилетие. У нее есть клиенты, которые попробовали все программы ИСЖ, предлагаемые с момента основания компании, и до сих пор инвестируют в новые продукты. По НСЖ много клиентов, которые копят с нами вдолгую — 30 и даже 50 лет.