в каком году появились лифты в москве
История лифтов: от первых упоминаний до наших дней
История современных лифтов началась в 1743 году, когда любвеобильный Людовик XV больше не захотел утруждаться самостоятельным восхождением на этаж своей любовницы. Именно тогда Версаль оснастили громоздкой подъемной конструкцией, приводимой в движение слугами короля. Затем появился «Летающий стул» Велайера, располагавшийся снаружи здания и двигавшийся за счет системы лебедок и блоков. Но эпоха таких устройств быстро канула в Лету, а триумф лифтового оборудования начался в 1854 году, когда американский изобретатель Э.Г. Отис создал первый пассажирский лифт с ловителем – уникальным устройством обеспечения безопасности.
Первый в мире лифт: паровой, гидравлический, электрический
Лифты изобрели задолго до Отиса: первые упоминания об их «прародителях» датированы 2600 годом до н.э., ведь без них строительство Египетских пирамид было бы невозможно. В 1800 году появился паровой лифт для шахт, а позднее Уильям Томпсон разработал гидравлический подъемник. Но он был не слишком популярен и часто падал: люди попросту боялись непредсказуемых поездок на нем.
Только Элиша Отис смог сделать лифты по-настоящему безопасными. В конструкцию была добавлена рессора (плоская пружина), которая выгибалась при натяжении троса, а кабина плавно поднималась и опускалась. Если трос рвался, пружина распрямлялась и блокировала лифт, упираясь концами в направляющие. Уже в 1880-х годах электрическими лифтами оснастили немецкие дома, а позднее – Эйфелеву башню в Париже. Причудливые двухэтажные кабины главной французской достопримечательности вмещали 25 пассажиров, а руководили их движением водитель и кондуктор.
Первый лифт России
В России первое подобие лифта появилось во времена Петра I. Русские умельцы создали в Петергофе обеденный стол, двигавшийся между 1 и 2 этажами дворца. Первым пассажирским лифтом, построенным в Российской империи, стало гидравлическое самоподъемное кресло. Его в конце 18 века создал великий русский изобретатель Иван Кулибин. Механизм приводили в движение 1 – 2 человека: площадка с пассажирами поднималась благодаря гайке, двигавшейся по вертикально расположенным ходовым винтам.
Первый лифт Москвы
В столице первый электрический лифт появился в 1901 году. Его установили по адресу Рождественский бульвар, 17. В дореволюционное время лифты были диковинкой, ведь из-за поставок оборудования из Европы они стоили неимоверно дорого. Лишь в послевоенное время в СССР было налажено лифтостроение, поскольку знаменитые сталинские высотки требовали не только установки подъемного оборудования, но и его регулярного обслуживания. Так в 1953 году был учрежден трест «Лифтремонт», позднее преобразованный в «Мослифт».
Лифтовые запчасти – гарантия вашей безопасности
С 2013 года интернет-магазин ЛифтКомплект реализует лифтовые запчасти для оборудования брендов Otis, Kone, МЛЗ, КМЗ и др. В каталоге представлены приводы, ограничители скорости, приказные панели и другие виды оборудования для комфортной и безопасной эксплуатации. С ними бесперебойная работа лифта вам гарантирована – закажите наши лифтовые запчасти прямо сейчас и убедитесь сами!
Когда в Москве появился первый лифт?
Сначала немного истории.
Считается, что самый первый лифт в мире был смонтирован во Франции в 1743-м году – в версальском дворце короля Людовика XV. Предназначен он был для подъема его величества в покои … любовницы, которые размещались этажом выше.
Первенство, конечно же, условное, т.к. о лифтах, как подъемном механизме, знали и в Древнем Риме, и в Египте. Его описание есть в книгах зодчего Витрувия, ссылавшегося в своих трудах еще на Архимеда.
Привычный нам пассажирский общественный лифт с электрическим приводом первой выпустила компания «Siemens & Halske» в 1880-м году.
У нас первый лифт у нас появился только в 1904-м и был смонтирован во вновь построенном доходном владении Силуанова на Рождественском бульваре, №17. Удовольствие это было недешевым, т.к. подъемники в Российской империи не выпускались и их приходилось завозить из-за рубежа.
Фото 1. Дом на Рождественском бульваре, 17
Начало производства первых пассажирских лифтов в СССР связано со строительством сталинских высоток.
Интересно было узнать, что последний из лифтов, произведенных в Советском Союзе, был демонтирован в Москве только в 2012 году.
Организация по обслуживанию лифтового хозяйства столицы – предшественница «Мослифта» – была основана в 1953-м году, и уже тогда на ее балансе было порядка восьми сотен лифтов. Сегодня же в Москве их более 110 тысяч и это практически четвертая часть всех лифтов в Российской Федерации.
Вот такой маленький экскурс в историю появления лифтов в Москве.
Первые упоминания о лифтах связаны с легендарным древнеримским Колизеем. Считается, что он был оборудован двенадцатью лифтами, поднимавшими участников поединков на арену с подземных этажей. Грузоподъемные машины приводились в действие с помощью мышечной силы десятков рабов. Римский император Нерон поднимался в свои покои на роскошной платформе, подвешенной на канатах и скользившей по деревянным направляющим.
Близкий к современному механизм лифта, в котором для подъема использовались канатные барабаны, зубчатые передачи и металлические тросы, предложил великий Леонардо да Винчи. В России первые пассажирские лифты появились в Царском Селе и подмосковной усадьбе Кусково в середине XVIII века. Занимался «проблемами лифтового хозяйства» и знаменитый механик И. П. Кулибин: специально для Екатерины II он устроил в Зимнем дворце «подъемно-спусковые кресла» с винтовым приводом, причем едва ли не впервые изобретатель применил паровой привод.
Однако истинным «двигателем лифтового дела» оказался американский конструктор И. Отис, который не только выдвинул блестящую идею автоматического устройства, тормозящего кабину при обрыве несущего троса, но и принялся настойчиво внедрять лифты в конструкцию многоэтажных жилых зданий, магазинов и различных аттракционов.
Для привлечения общественного внимания к идее лифта и доказательства его безопасности Отис придумал весьма впечатляющий ход. На открытой для всеобщего обозрения платформе его поднимали на высоту нескольких этажей. Затем появлялся человек, одетый в традиционное облачение палача, в красном колпаке с прорезями для глаз и огромным двуручным мечом. Одним ударом он перерубал несущий канат, лифтовая платформа начинала падать, но, пролетев не более метра, тормозилась предохранительным устройством. Так было побеждено предубеждение против использования лифтов, и они начали триумфальное шествие по всем крупным городам планеты.
Первые электрические лифты появились в 80-х годах XIX века в Германии. С 1889 г. подъем на Эйфелеву башню и спуск с нее осуществлялись с помощью двухэтажной кабины на 25 человек, которую обслуживал экипаж из водителя и кондуктора. В Москве первый электрический лифт был установлен в 1901 г. в жилом доме.
Максимальная скорость перемещения скоростного лифта может достигать 10 м/с. Современный лифт преодолевает в месяц в среднем 3000 км, им пользуются до 12 тысяч раз. Несмотря на столь суровый режим эксплуатации, лифт остается вполне надежным и безопасным средством передвижения. С годами лифт превратился в «высокоинтеллектуальное» устройство, алгоритм его функционирования становится все более сложным и совершенным.
В 2000 г. МГУП «Мослифт» учредило ООО «Евролифт», основными задачами которого стали: разработка и продажа лучших российских и зарубежных лифтов, пуско-наладочные работы; проектирование, монтаж, модернизация лифтов и оборудования объединенных диспетчерских служб; техническая эксплуатация жилого фонда и нежилых строений; капитальный ремонт; монтаж и обслуживание систем управления зданиями; эксплуатация систем пожаротушения и дымоудаления.
Стремление предложить потребителю все самое лучшее, современное и в то же время не слишком дорогое предопределило необходимость разработки нового конкурентоспособного оборудования. Свои перспективы ООО «Евролифт» связывает с широким внедрением разработанной распределенной системы управления лифтами с частотно-регулируемым главным двигателем, управляемым приводом дверей кабины, малогабаритными устройствами замедления скорости движения кабины в аварийных ситуациях и пр.
Отличительной ее особенностью является децентрализация функций управления. Важнейшими преимуществами этой системы являются: сокращение потребного количества массы кабелей; снижение трудоемкости работ; уменьшение вероятности ошибок; возможность оперативной адаптации системы к требованиям заказчика путем изменения программного обеспечения; по
В середине ХХ в. этнографы наблюдали жизнь папуасского племени, по уровню своего развития находящегося в каменном веке. Погребальные обычаи этого племени требовали хоронить покойников на вершине деревьев. Для подъема мертвых тел аборигены использовали устройство, действующее по принципу современного лифта. Платформа, сплетенная из лиан и ветвей, поднимала груз с помощью противовеса.
Первое письменное упоминание о древнем лифте относится к 2600 г. до н. э. При строительстве пирамид египтяне использовали устройства, которые могли поднимать каменные блоки весом около 90 кг на высоту 150 м. При раскопках в г. Геркулануме, который был разрушен во время извержения Везувия одновременно с Помпеями, был обнаружен отдаленный предок современного лифтового механизма. Этот агрегат предназначался для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую.
В Сиракузах в III веке до н. э. разработкой подъемных механизмов занимался знаменитый Архимед. Легендарный древнеримский Колизей был оборудован 12 лифтами, которые поднимали участников поединков на арену с подземных этажей. Грузоподъемные машины приводились в действие с помощью мышечной силы десятков рабов. Привилегированные зрители поднимались в ложи на роскошной платформе, скользившей по деревянным направляющим.
В Средние века лифты использовались для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Механизм приводился в движение за счет усилий тяглового скота. Так, например, в 1203 г. во Франции был установлен лифт, приводимый в движение ослами. В ганзейских городах многие дома строились с внешним подъемником, позволяющим складировать товары на верхних этажах.
Все эти подъемные механизмы были большой редкостью. В массовом масштабе лифты применялись только в горнодобывающем деле. Однако с развитием технического прогресса возникла потребность в более эффективных подъемниках. В 1800 г. некий американец, владелец шахты по добыче каменного угля, сделал большой шаг вперед: придумал первый паровой лифт. В 1835 г. это новшество вошло в обиход фабричного грузоподъемного дела в Англии, а потом получило распространение в США.
В 1845 г. Вильям Томпсон, автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового. Через некоторое время его изобретение было усовершенствовано во Франции. Цилиндр здесь размещался горизонтально, а поршень через систему блоков тянул канат, поднимавший кабину. Впервые такое устройство было показано на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Позже его установили на Эйфелевой башне.
В каком году появились лифты в москве
Недавно проходила мимо этого дома на Рождественском бульваре и вспомнила, что именно тут, в доме 17, был установлен первый в Москве электрический лифт. По счастливому стечению обстоятельств в тот момент, когда я остановилась у подъезда в раздумьях, как бы мне туда попасть, к нему подошел мужчина и открыл подъезд своим ключем, любезно пустив меня внутрь. Конечно, сейчас здесь лифт уже не тот, который установили в 1901 году, но интерьер подъезда все же интересен.
Итак, электрический лифт в этом доходном доме был установлен в 1901 году.
Всего до 1915 года, когда многоэтажное строительство полностью сошло на нет, в московских домах успели установить около четырехсот пассажирских лифтов, все лифты были иностранными.
В России лишь в 30-х годах удалось наладить выпуск электрических лифтов. Но к 1956 году возможность использовать подъемный механизм была только у каждого 10-го москвича, что согласитесь, очень мало. В городе было много лифтов, которые уже давно сняли с производства и запасных деталей к ним не было, поэтому умельцы всячески ремонтировали лифты своими силами. В 1952 году создали трест «Лифтремонт» (ныне «Мослифт»), который занимался обслуживанием лифтов.
Благодаря налаживанию производства лифтов на Карачаровском механическом заводе, в 1955 году все новостройки обеспечивались отечественными лифтами.
Чтобы зайти в лифт, нужно подняться на две высокие ступеньки
Лифт очень-очень маленький из-за того, что лифтовая шахта была еще под тот, старый, лифт. Втроем тут уже тесновато будет!
Всего в доме 5 этажей. Часто ли вы видите лифты в 5-этажках?)
На каждом этаже две двери, за каждой из которых прячется две квартиры
Вечные четки: как выглядит последний лифт «патерностер» в Москве
В 1884 году в английском Дартфорде открылся первый в мире лифт непрерывного действия — патерностер. В первой половине XX века они пользовались большой популярностью, пока их не сменили скоростные лифты. Сегодня в Европе осталось только несколько десятков действующих патерностеров, а в России — лишь один. О том, как работает «старичок», рассказывает и показывает сайт «РИА Недвижимость».
Патерностером, от латинского Pater noster, что дословно переводится как «Отче наш», лифт назвали из-за его сходства с четками. Подъемник представляет собой петлю с пассажирскими кабинками, которые непрерывно ходят по кругу в двух шахтах — одна предназначена для подъема, вторая — для спуска.
Поскольку лифт не останавливается, он не имеет дверей — пассажиры заходят и выходят из него прямо на ходу. По этой причине патерностер весьма медленный — кабины перемещаются со скоростью около 0,3 метра в секунду. При таких темпах подъемник проезжает один этаж примерно за 15 секунд.
Несмотря на это, из-за непрерывности движения, патерностеры могли перевозить гораздо больше пассажиров, чем обычные лифты.
Наибольшее распространение они получили в Европейских малоэтажных странах, в США же, где активно развивалось высотное строительство, почти не использовались. В Советском союзе было установлено несколько лифтов непрерывного действия. Например, в столичных зданиях Госторга, Центросоюза, Московского энергетического института и Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема).
Во второй половине XX столетия электрические лифты стали гораздо быстрее, популярность патерностеров пошла на убыль. В 1974 году в Германии, одной из лидирующих стран по применению лифтовых «четок», навсегда прекратили их устанавливать.
Сегодня в большинстве стран ввод новых патерностеров запрещен. Дело в том, что они не приспособлены для пользования маломобильными гражданами.
В России остался только один действующий патерностер — в здании Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 11/1, где сегодня расположено Министерство сельского хозяйства РФ.
По словам бывшего начальника отдела технического обслуживания и ремонта здания Николая Стаценко, патерностеры в построенном в 1933 году Наркомземе были установлены по предложению американских коллег.
В советское время лифты останавливали только во время Великой Отечественной войны. «Работали они всегда исправно. Всего их было четыре», — говорит Стаценко.
Сегодня остался только один патерностер, остальные заменили на современные электрические лифты. «Его сохранили благодаря предыдущему министру сельского хозяйства России — Николаю Федорову», — рассказывает Стаценко.
Последний отечественный патерностер теперь является историческим памятником, и теперь его модернизацию обязательно нужно согласовывать с департаментом культурного наследия. Масштабная реконструкция лифта проводилась два раза — были заменены пассажирские кабины, а также автоматика и системы безопасности. Сама конструкция осталась та же — можно сказать, что этот механизм вечен.
Для безопасности на каждом этаже у лифта установлены видеокамеры. За его работой постоянно наблюдают специально обученные диспетчеры — всего в штате восемь человек. «В кабине можно ездить только по два человека. Если диспетчер увидит, что, например, зашли три пассажира, он нажмет кнопку стоп», — рассказывает Стаценко.
© «МЛМ Нева трейд» В старинных парадных Санкт-Петербурга сохранилось немало работающих памятников лифтового искусства, в основном эпохи модерна. Самый старинный из сохранившихся – лифт в доме купца Фридриха Людвига Мертенса на Невском проспеке, 21, говорит генеральный директор компании «МЛМ Нева трейд» Игорь Янукович. Перестроенное в 1912 году здание представляет собой смесь неоклассицизма и модерна. Мертенс был одним из богатейших людей Петербурга – в его доме роскошным было все, в том числе лифт.
Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
В старинных парадных Санкт-Петербурга сохранилось немало работающих памятников лифтового искусства, в основном эпохи модерна. Самый старинный из сохранившихся – лифт в доме купца Фридриха Людвига Мертенса на Невском проспеке, 21, говорит генеральный директор компании «МЛМ Нева трейд» Игорь Янукович. Перестроенное в 1912 году здание представляет собой смесь неоклассицизма и модерна. Мертенс был одним из богатейших людей Петербурга – в его доме роскошным было все, в том числе лифт.
Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
© «МЛМ Нева трейд» Еще один уникальный исторический памятник Петербурга – лифт в доме купцов Елисеевых по адресу улица Ломоносова, 14. Изюминкой его облика является изящная винтовая лестница, которая обвивает шахту.
Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
Еще один уникальный исторический памятник Петербурга – лифт в доме купцов Елисеевых по адресу улица Ломоносова, 14. Изюминкой его облика является изящная винтовая лестница, которая обвивает шахту.
Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
CC BY 2.0 / Just Booked A Trip / Elevador de Santa Justa Лифт Santa Justa в столице Португалии, знаменитой своими перепадами высот, был построен в 1902 году. Ровно сто лет спустя его признали памятником национального значения.
Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
Лифт Santa Justa в столице Португалии, знаменитой своими перепадами высот, был построен в 1902 году. Ровно сто лет спустя его признали памятником национального значения.
Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
© РИА Новости / Александр Вильф / Перейти в фотобанк Жилой дом на Котельнической набережной, 1/15 – одна из семи знаменитых «сталинских высоток» в Москве. Здания строили в 1947-1957 годах, их архитектура во многом перекликается с нью-йоркскими небоскребами.
Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.
Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка «Мослифта», обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.
Жилой дом на Котельнической набережной, 1/15 – одна из семи знаменитых «сталинских высоток» в Москве. Здания строили в 1947-1957 годах, их архитектура во многом перекликается с нью-йоркскими небоскребами.
Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.
Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка «Мослифта», обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.