в каком году появились эмо в россии
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
От хиппи до хипстеров. Как менялись молодёжные субкультуры в России и кто популярен сейчас
12 августа отмечают Международный день молодёжи. ООН учредило его, чтобы напомнить о том, насколько значительно влияние молодых на этот мир. Он продолжает развиваться благодаря бунтарству юных. У каждого поколения свои музыкальные предпочтения, сленг, символика, порой свои ценности и принципы самовыражения. И чем яростнее это противостояние с прошлым, тем ярче и необычнее молодёжные субкультуры, тем более значительное влияние они оказывают на искусство и общественную жизнь. Amic.ru сделал подборку самых популярных молодёжных течений в России XX и XXI века. Может, кто-то из вас вспомнит юность и поддастся ностальгии, рассматривая свои фото в образе стиляги или эмо-кида.
Считается, что в Советском Союзе первыми молодёжными бунтарями стали стиляги. Это движение в нашей стране появилось в конце 1940-х годов. В основном – в крупных городах, где больше было пересечений с заграницей. Для российских стиляг эталоном стал американский образ жизни, зарубежная мода, музыка и танцы. Они выступали против советского единообразия, намеренно цинично нарушали дозволенные рамки и нормы поведения. При всём этом стиляги были аполитичны. Выделялись яркой одеждой, причёсками, определённым сленгом. Например, именно эти ребята оставили нам в наследство слова «чувак», «хата», «жлоб», «туса».
В 60-е годы до России дошло движение хиппи. Изначально это направление несло в массы философию любви и пацифизма, естественности и природной чистоты. Самый известный во всём мире девиз хиппи – Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Они пропагандировали мысли о том, что человек должен быть свободен, а духовная община – идеальная форма общежития.
Характерные элементы, по которым можно было узнать хиппи: многочисленные этнические элементы одежды, бусы и браслеты из бисера, фенечки из ниток, хлопковая одежда.
В годы хрущёвской оттепели советских хиппи объединяли словом «система» и в целом негативно относились к этой субкультуре. По большей части из-за того, что многие её представители употребляли алкоголь и наркотики.
В те же 60-е годы появились битники – группы хулиганской молодёжи, пренебрегающие социальными нормами. Как правило, они вели асоциальный образ жизни. Отличительная особенность битников – любовь к джазовой музыке, чёрным свитерам и беретам.
Панки придерживались прогрессивных политических взглядов, основанных на стремлении к личной свободе. Многие представители этой субкультуры пропагандировали анархизм. Отличительная черта представителей панк-культуры – причёски в виде ирокезов, окрашенные в яркие вызывающие цвета, рваные джинсы, тяжёлые ботинки, кожаные куртки-косухи и черепа с шипами в качестве аксессуаров.
Бок о бок с панками шли металлисты. Обыватели отличали их друг от друга по причёскам: металлисты предпочитали носить длинные волосы, примерно как музыканты группы Metallica.
В 80-е годы среди российской молодёжи стала популярна готическая субкультура. Она была связана с появлением музыкального направления – готического рока. Кстати, представителей готики можно встретить и сегодня. Они одеваются преимущественно в чёрный цвет, интересуются мистикой, любят чёрный юмор. Изначально культура готов объединяла молодёжь, теперь же встречаются готы 35-40 лет (наверное, это повзрослевшие неформалы, которые не захотели отказаться от своего амплуа).
Готика также опирается не на политический или духовный протест, а на культуру и искусство – субкультура тесно связана с популяризацией фильмов ужасов, вампирской тематики в кино и литературе. Единого мировоззрения у готов нет, их объединяет не активное сопротивление, а пассивное и молчаливое неприятие общепринятых норм.
В конце 80-х и 1990-е годы на смену мрачному стилю панков и готов пришли яркие и зажигательные представители субкультуры хип-хоп. В большей степени субкультура завязана на музыкальном направлении латиносов и афроамериканцев. Представители этой субкультуры увлекаются исполнением рэпа или битбокса, танцами в стиле брейк-данс, диджеинг и рисованием граффити.
Афроамериканская субкультура стала ярким противопоставлением американской «белой» культуре и её молодёжным направлениям. Характерный стиль человека, приверженного культуре хип-хопа: свободная одежда в спортивном стиле (футболки и толстовки на пару размеров больше, кроссовки, кепки, мешковатые штаны), демонстрация брендов одежды (чем известнее, тем лучше). Причёски хип-хоперы предпочитают короткие либо носят дреды (впрочем, сейчас это уже не так модно). Популярностью в этой среде пользуются массивные украшения – толстые цепи, медальоны.
Характерный внешний вид эмо:
– рваная стрижка и длинная чёлка, закрывающая один глаз, волосы при этом выкрашены в чёрный, белый или розовый оттенок;
– пирсинг (и чем больше, тем лучше – эмо прокалывали носы, губы, брови, переносицы);
– выбеленные лица тональным кремом и густо накрашенные чёрной подводкой глаза – как у девушек, так и у парней, маникюр чёрным лаком;
– обилие чёрно-розовых элементов одежды, клетчатых рубашек, кед, а также аксессуары – значки, бантики, изображение черепа с костями или разбитого сердца.
В итоге в России эмо потеряли популярность в 2010-е годы. Но уже вскоре бывшие его представители образовали новую маленькую субкультуру – «ваниль».
«Ванильками» называли девочек, которые культивировали вокруг себя образ воздушной, трепетной барышни. Они носят преимущественно розовые наряды, мечтают о романтике, «сидя на подоконнике с чашкой кофе и думая о нём». Сейчас эта мини-культура также ушла в прошлое.
После 2010-х годов наступило субкультурное затишье. Но в 2016-18 годах они снова начали возвращаться в молодёжные круги. Появились так называемые «новые стиляги» XXI века – хипстеры. Само слово и культура пришли к нам с тех же 1950-х, но исполнение уже изменилось. Современные хипстеры любят узкие джинсы с подворотами, модные ботинки и микс дорогих брендов с винтажными вещами из секонд-хенда. Мужчины носят шляпы и отпускают бороды, за которыми тщательно ухаживают. Один из обязательных атрибутов хипстера – это очки в массивной оправе (могут быть тёмными или с обычным стеклом без диоптрий).
Но современные хипстеры не привержены к какому-то мировоззрению и не отстаивают свои моральные или политические ценности. Они выражаются только за счёт внешнего вида. Впрочем, на пике популярности хипстеры были недолго. Уже сейчас их практически не найти. Видимо, поверхностные культуры без опоры на идеологию долго не живут.
Последние годы среди молодёжи большой популярностью пользуется субкультура K-pop. Она берёт начало от одноименного корейского музыкального стиля. Подростки копируют стиль азиатских кумиров, слушают их песни, смотрят южнокорейские сериалы (дорамы). Отличительная особенность поклонников этой субкультуры – кукольный, сияющий макияж, который очень популярен в азиатских странах. Причём красятся как девушки, так и парни.
Ранее похожие, но малые субкультурные группы формировались на основе японских мультфильмов аниме, на которые их поклонники делали косплеи (реконструкция персонажа с помощью костюмов, париков, макияжа). Это направление так же живо, как и десять лет назад, но довольно малочисленно, по сравнению с K-pop фанатами.
Куда делись субкультуры, или «Верните мне мой 2007-й»
Эмо — забытый культурный феномен, который ушел в историю почти десять лет назад и больше никогда не вернется. И 2007-й, скорее всего, не вернуть не смотря на всю ностальгию бывших эмо-кидов.
Почти десять лет назад из моды вышли практически все субкультуры в России. Среди них готы, эмо, неформалы и другие течения. Яркие молодежные социальные явления получили бурное развитие во второй половине 2000-х, тогда можно было увидеть толпы «необычно» одетых молодых людей. Яркая или наоборот, темная одежда, вызывающий макияж и прически. Аутфиты продумывались до мелочей, а старшее поколение не стеснялось бросать косые взгляды. Особо ярые ненавистники создавали анти-движения не только субкультурам, но и их музыкальным группам.
Яркий культурный феномен или асоциальное явление? Чтобы разобраться в вопросе, 5-tv.ru поговорил с фронтменом группы «Animal ДжаZ» Александром Красовицким и бывшим ярким представителем эмо-кидов Москвы Кариной Дюбой.
И откуда вы такие взялись?
Субкультура эмо появилась не в 2000-х, а еще в 80-х в США. Социальное черно-розовое явление, как готика и панк, сформировалось из-за музыкального течения. Словом «эмо» обозначали несколько известных в узких кругах музыкальных пост-хардкоровых групп. Но этот круг был настолько узким, что группы практически никто не помнит и упоминание о них сейчас найти очень трудно. Один из примеров — Rites Of Spring. Тексты их песен были очень откровенными и брали слушателей буквально за душу, подпитывая их внутренние переживания. Кто-то в шутку назвал жанр эмокором.
ITAR TASS
В 90-х эмокор-групп появлялось все больше, но ярлыки начали вешать на всех подряд. Из-за этого произошла путаница. Даже группу Fall Out Boy было принято считать эмо из-за внешнего вида их бэквокалиста (которого многие считали фронтменом) Пита Вентца. Кстати, в 2000-е группа так и осталась в списке любимых групп эмо-кидов. Также эмо-группами ошибочно считали Panic! At the disco, Tokio Hotel, Cinema Bizarre, Paramore и певицу LaFee. Но их эмо-фанатов называли «позерами» (подражателями) субкультуры, так как группы все-таки не являлись эмокором, а настоящие эмо слушали совсем другую музыку.
В списке «трушных» эмокор-групп числились Bullet for My Valentine, «300 миль до рая» From First to Last, Jane Air, 30 Seconds to Mars, Bring Me the Horizon, «Animal ДжаZ» и другие как русские, так и зарубежные коллективы.
«За время в пути» эмо стали не те?
Не известно по какой причине, после почти 20-летней временной выдержки, в середине 2000-х все это превратилось в отдельную и очень популярную субкультуру. Первых эмо-кидов можно было увидеть в Москве уже в 2004-м, а пик популярности пришелся на 2007-й. Сейчас эмо подросли, получили дипломы, устроились в офисы и на заводы, и именно поэтому появилась уже крылатая фраза: «Верните мне мой 2007-й!».
— Причина популярности эмо заключается в самой стране. Россия выдержана в серо-коричневых тонах, черных и темных красках. Все было слишком серое вокруг, а эмо — это прекрасная разноцветная антитеза. Особенно, когда они красили волосы в эти ядерные цвета и делали пирсинг. Это противопоставление себя окружающей действительности и то, что в принципе испытывает подросток в пубертатный период.
В российской действительно субкультуру адаптировали «под себя» и она превратилась скорее в пародию, чем в изначальную идею. Оригинальный посыл эмо переврали и свели к стилю в одежде, возможность находиться на «сходках» (встречах) единомышленников и совместному мракобесию на центральных площадях городов. Например, в Москве эмо собирались на Пушкинской площади, а в Санкт-Петербурге на Манежной и у станции метро Московская. Наблюдатели со стороны замечали, что выглядело это все крайне маргинально.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— До нас это докатилось в 2004 — 2005-м. Но Россия как всегда берет из всего выжимку и особо не капается в ней. Эмо не предполагало сходку людей по внешним факторам, это были люди, которые замкнуты в себе и с помощью своих музыкальных предпочтений и тонкого духовного мира, пытались показать всю жестокость мира. По моему мнению, в России все превратилось в какую-то бесконечную пьянку и распределение людей по внешности. Культура эмо этого изначально не несла. На сходках и вписках я не присутствовала и вообще, те люди, которые были на Пушкинской, меня не знали.
Бурное развитие интернета в России как раз пришлось на те годы и внесло свою лепту в развитие субкультуры. Подростки становились активными юзерами и открывали для себя много нового. Бесконечные тематически картинки, фотографии зарубежных популярных эмо-кидов и новые музыкальные группы того времени быстро популяризировали культурный феномен среди молодежи от 13 лет. Спросив у бывшего эмо-кида об этом, ответ будет связан либо со влиянием музыки, либо со стечением обстоятельств.
Молодежь занималась поиском себя и не боялась экспериментировать. Все эти веяния, как правило, застали подрастающее поколение 90-х в пубертатный период. Отсюда и дикая популярность субкультур. Каждый мог найти себя в каком-либо стиле, музыке и обзавестись шумной компанией, если возникали трудности с общением в школе.
— Все пошло на спад из-за того, что это не было чем-то корневым, что произошло эволюционным путем. Это было надуто ветром благодаря модным телеканалам. Мы же не прошли периоды, предшествующие эмо-культуре. У нас толком не было битников, хиппи и так, чтобы это было массово в обществе. Это были какие-то отдельные анклавы хиппарские, например, та же группа «Акварирум» и все, что происходило вокруг них. И, в итоге, это было принесено ветром и также ветром и сдуло, когда появились какие-то новые течения.
Но затем интерес резко спал и явление окончательно исчезло в 2010-м. В эмо перекочевали представители многих других субкультур или наоборот, из эмо-кидов переходили в готику, неформалов, ска, треш и другие направления. Позже появились «ванильки», а в 2011–2013 годах реинкарнировались забытые в 40-х хипстеры.
Эмо VS общество
Российское общество воспринимало эмо в штыки из-за внешнего вида и якобы суицидальных наклонностей. Эмо-киды «страдали» от несчастной любви и играли в «Чайльд-Гарольдов» и «страдания юного Вертера». Из-за всего этого налета духа безысходности чуть ли не все случаи самоубийств среди подростков списывали на влияние эмо-культуры, которая якобы их провоцировала.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— «Любовь к суициду» была эдаким проявлением романтизма. Я не скажу, что люди себя убивали. Может быть, были какие-то моменты суицида, но не из-за субкультуры.
Кроме того, несовершеннолетние неформалы грешили дешевыми алкогольными напитками, посещением «вписок» — домашних вечеринок и тем же распитием высокоградусных коктейлей на музыкальных концертах. В те годы покупка алкоголя детьми школьного возраста была намного проще, чем в наши дни. Не было и запрета на продажу спиртного в ночное время.
Возмущались и власти. В 2008-м в Госдуме активно обсуждали возможное введение законов, которые бы боролись с «опасными тенденциями среди подростков». Субкультуру эмо отнесли к тем самым опасным тенденция. Политики с консервативными взглядами хотели начать контролировать специализированные сайты и форумы на ряду с ресурсами скинхедов. В крупных городах России прошли протесты молодежи.
Система образования тоже немало возмущалась из-за стиля эмо-кидов. Учителя жаловались на внешний вид своих неординарных учеников. Их не устраивал яркий макияж, пирсинг, темный лак для ногтей, пренебрежение школьной формой.
Особое внимание к субкультурам было приковано в 2009-м, когда в Санкт-Петербурге произошло жестокое убийство и расчленение готами девочки-неформалки Карины Будучьян. В ходе следствия и обсуждения трагедии по телевидению, на субкультуры обрушился шквал критики. Готов обвиняли в сатанизме и оккультизме, эмо и всех вместе взятых в аморальном образе жизни. Но наступил 2010-й, споры утихли, а эмо исчезли.
Масла в огонь пытался подлить сериал Валерии Гай Германики «Школа», который вышел по Первому каналу в 2010-м. Кажется, это было чуть ли не последнее упоминание субкультуры на телевидение и вообще в массмедиа. После 2010-го от эмо и след простыл…
Миф о розовых деликатесах: прошлое и настоящее самой эмоциональной субкультуры
Субкультура эмо, стремительно набравшая популярность во второй половине нулевых, так же быстро сошла на нет к началу следующего десятилетия. Бывшие эмо-киды подросли, избавились от многочисленных значков и металлических ремней, разошлись по офисам и обзавелись детьми. Кто-то вспоминает свои юные годы, нервно смеясь и краснея, а кто-то ностальгически вздыхает, рассматривая фотографии, сделанные на камеру старенькой раскладушки. Кажется, эта субкультура исчезла безвозвратно, но некоторые считают иначе.
VATNIKSTAN поговорил не только с бывшими эмо, но и с теми, кто верен движению до сих пор.
18+. Внимание! Данный материал содержит упоминания селфхарма и суицидального поведения. Если данная тема является болезненной для вас, пожалуйста, почитайте что-нибудь другое.
Эмо-хардкор появился в США ещё в 1980‑е годы, но полноценная субкультура вокруг этого музыкального жанра сформировалась только в начале нулевых. В России эмо появились ближе к середине десятилетия, когда американские подростки уже вовсю отрывались на концертах My Chemical Romance и постили фотографии на MySpace.
Новая субкультура стала быстро набирать популярность в нашей стране. Этому также способствовало появление в 2005 году музыкального канала A‑One (сокращённо от «Alternative One» — так телеканал назывался первые несколько месяцев после запуска), где транслировали клипы групп «Психея», Jane Air, Stigmata, «Слот», My Chemical Romance, The Used и других. Под эту музыку, перемежавшуюся передачами с обаятельными VJ Chuck и VJ Hobbit, подростки выстригали себе косые рваные чёлки, красили в чёрный волосы, глаза и ногти. А ещё делали пирсинг в домашних условиях, целясь катетером в бровь или оттопыренную губу.
В ассортименте магазинов рок-атрибутики появились чёрно-розовые шарфы-арафатки и сумки-почтальонки. А также всевозможные значки и напульсники с названиями групп, шашечками, Губкой Бобом и Hello Kitty. Эмо-киды находили друг друга в аське и Вконтакте, собирались на сходках или срывали голос на концертах. Те, кто был помладше, общались на beon.ru, и писали друг другу заборчиком, перемешанным с каомодзи — «чМаФфКи я тЕбЯ ЛаФфКи (づ ◕‿◕ )づ».
Как у любой другой субкультуры, у эмо была своя философия. Вопреки всеобщему убеждению, её смысл вовсе не состоял в истеричном: «Жизнь — боль, меня никто не понимает, и я хочу умереть». Главным для эмо-кидов было другое — возможность выражать все эмоции (как отрицательные, так и положительные) честно и открыто.
Эмо — самая спорная субкультура не только в России, но и в мире. Едва оформившись как движение, ребята с длинными чёлками и подведёнными глазами сразу оказались под жёстким давлением со стороны окружающих. Их считали плаксами и слабаками, обвиняли в пропаганде суицида и навязывании негативного отношения к жизни. Парни-эмо постоянно сталкивались с гомофобией.
В России ребят ловили в переходах и подворотнях, отстригали или вырывали чёлки, избивали. Чаще всего это делали скинхеды, гопники и другие «неравнодушные». Пострадавшими могли оказаться не только парни. Так, в 2007 году в Петербурге было совершено нападение на группу эмо. После этого одну из девушек увезли в больницу с пробитой головой. Печальную картину дополняла известная многим разудалая песенка группы RuZone «Эмо-эмо…».
Не осталось в стороне и государство. Например, в 2008 году нижегородские школы получили от местного Министерства образования циркуляр с призывом обратить особое внимание на представителей субкультуры. Причины были названы следующие: «Мечта каждого эмо — умереть… В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесённые раны». Сами эмо, обсуждая документ на форумах, называли его «полным бредом» и «выдумками чиновников, которым нечем себя занять».
В том же году ряд депутатов Госдумы предложили на обсуждение проект концепции политики по «защите нравственности детей». На страницах документа эмо и готы приравнивались к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Представителям субкультур планировали запретить появляться в учебных заведениях в характерной одежде и атрибутике, делать пирсинг и татуировки. Предлагалось ввести комендантский час и тестирование на наркотики в школах. К счастью, концепция подверглась серьёзной критике и в итоге не была принята. Среди странностей документа — попытка приписать субкультуре готов заведомую склонность к бисексуальности.
К концу нулевых субкультура начала умирать. Музыкальные группы стали распадаться. Их поклонники по окончании школ и университетов обзаводились новыми друзьями и интересами. На смену эмо-кидам пришли хипстеры с папиным Зенит‑Е, болтавшимся на шее поверх вязаного дедушкиного кардигана. Топоча уггами, с «I♥NY» на груди и стаканчиком кофе в руке, хипстеров догоняли «ванильки», оставившие в прошлом подведённые глаза и розовые ободки в волосах.
Справедливы ли были обвинения в адрес эмо-кидов? И существуют ли эмо в России сейчас?
Лучше спросить об этом у тех, кто когда-то увидел субкультуру изнутри и продолжает наблюдать её сегодня. Относят ли они себя к эмо в наши дни, или оставили это в прошлом — так или иначе, им есть что сказать.
Настоящие эмо до сих пор есть, просто их стало меньше
Те, кто вырос, но остался верен идее
Виктор, 28 лет, Волгоград
В 2006 году, когда мне было 13 лет, я активно слушал альтернативный рок — Linkin Park, Korn, Three Days Grace. В 2007‑м перешёл на поп-панк — Blink-182, Sum-41, The Offspring. В 2008‑м увидел на телеканале A‑One клипы Nevada Tan, они мне сразу понравились. От одноклассника я узнал про группы Stigmata, Amatory, Maio, Origami, AFI и т. д. И в 9‑м классе, когда мне было 15, серьёзно увлёкся этой музыкой.
Я стал искать единомышленников, у меня появилось много новых друзей. Начал ходить на концерты и сходки. Поменялся внешне — кеды, узкие джинсы, длинная крашеная чёлка, футболки с группами. Мои близкие и друзья отнеслись к этому спокойно. Мама говорила — возрастное, само пройдёт (не прошло). А лучший друг сказал, что ему вообще плевать на то, как я выгляжу, главное, что я — «нормальный пацан». Сам он, кстати, был типичным «чётким пацанчиком», слушал шансон и носил спортивные штаны.
От одногруппников я получил совсем другую реакцию. Как сейчас помню — 2009 год, я учусь в ПТУ на строителя. Прихожу на учёбу в зауженных джинсах, и сразу вопросы: «Надеть больше нечего, что ли?», «Джинсы у сестры взял?», «Чё, мужики нравятся?». В ПТУ контингент специфический, так что это было ожидаемо. И мне до сих пор смешно вспоминать, как на следующий год, 1 сентября, я пришёл на учёбу и увидел, что каждый второй теперь ходит в этих узких джинсах — модно же!
С тех пор прошло уже много лет. Я отучился, начал работать, но по-прежнему хожу на концерты и тусовки. Буквально месяц назад выбрался из Волгограда в Москву только для того, чтобы попасть на концерт любимых «-1». Сходки у нас в Волгограде есть до сих пор, людей приходит довольно много — 15–20 человек разного возраста, от 18 до 30 лет. Мы общаемся, музыку обсуждаем, кто-то на гитаре играет… Всё очень уютно и круто, как раньше. Одеваюсь я так же, тоннели оставил, только пирсинг с губы снял.
Мои музыкальные вкусы тоже практически не изменились. В 2011 году я узнал о «трушной» эмо-музыке (Orchid, Loma Prieta, La dispute), нашёл хороших отечественных исполнителей. До сих пор с большим удовольствием слушаю Namatjira, Состояние птиц, Marschak, Optimus prime, и более молодые группы. Например, «- 1» — одна из любимых. Жанр скримо периодически разбавляю более спокойной и мелодичной музыкой мидвест-эмо. Из зарубежных это Mineral, из наших — Пекинский велосипед и даша онзероад. Я сам уже долгое время мечтаю собрать группу и заняться музыкой, ищу единомышленников.
Субкультура эмо существует до сих пор благодаря тем, кто застал её расцвет в нулевых и помнит, как это было. Среди подростков тоже есть ребята, которым интересна эмо-музыка, нравится этот стиль, философия. А так называемый «эмо-рэп», типа Lil Peep, который сейчас все слушают, мне не близок — музыка должна пробирать до глубины души, а не служить фоном для пьяных тусовок.
Павел, 33 года, Новороссийск
До 2010 года я этой субкультурой не интересовался вообще. Стригся почти под ноль, носил всё серое, чтобы не привлекать к себе внимания. Всё изменилось, когда после армии я поступил в институт, где познакомился с девушкой-эмо. И вот, в 22 года мои увлечения, образ жизни и внешность стали меняться.
Всё свободное от учёбы время я отдавал своим хобби: трюкачил на BMX, записывал каверы на гитаре, учился играть на скрипке и пианино. Мы с девушкой начали всерьёз заниматься косплеем, которому, кстати, до сих пор посвящаем много времени и сил. Поначалу к нам присоединялись другие ребята с похожими интересами, но общение с ними не складывалось — весь их косплей состоял из кошачьих ушек на голове, зато они постоянно звали нас на сходки, весь смысл которых сводился к тому, чтобы напиться до беспамятства. Для меня это пустая трата времени, так что я всегда отказывался. И всё равно до сих пор появляются люди, которые зовут меня на подобные тусовки. Пусть развлекаются, у меня другие планы.
В моей семье к тому, как я выгляжу, относятся спокойно. Отец иногда позволяет себе какие-то шутки, но по-доброму, без агрессии. Посторонние реагируют по-разному. Конечно, есть люди, которым нравится то, что я делаю. А есть те, кто готов облить грязью любого, чья внешность хоть немного отличается от их собственной. Эти люди считают, что, раз я так выгляжу, то умею только ныть и резать руки, сидя на шее у родителей.
И ещё одна частая проблема — это, конечно, гомофобия. Хотя бывает и противоположная реакция — например, в социальных сетях мне пишут — ты гей? И, получив отрицательный ответ, расстраиваются.
Вообще, всё, с чем ассоциируют эмо, все эти ложные представления о том, что мы только и делаем, что плачем и жалуемся на жизнь — это глупо. К сожалению, даже самую яркую, интересную и светлую идею можно опошлить. Говорят же — ничто так не портит музыку, как её поклонники. Позеров в нашей субкультуре всегда хватало, именно из-за них и возникли эти глупые стереотипы, которые спровоцировали море агрессии и негатива по отношению к эмо в конце нулевых. На самом деле, идея этой субкультуры — не скрывать и принимать любые свои эмоции, чувствовать себя живым и искренне радоваться этому. Наш стиль имеет свою символику: чёрный — это тёмный и пугающий мир вокруг, а розовый — луч света, внутренний ребёнок.
К сожалению, для многих всё это было просто модой. В 2007‑м носили длинные чёлки, сейчас — стрижку андеркат. Потом будут носить что-то ещё. Но настоящие эмо до сих пор есть, просто их стало меньше.
Лина, 25 лет, Санкт-Петербург
Эмо-субкультурой я заинтересовалась в 2007 году, потому что всё чаще стала встречать эмо на улице, в школе и в интернете. Мне нравился их внешний вид, стиль, цветовые контрасты. И то, как они выражали себя через творчество, стихи. На тот момент мне было 11 лет, я была в 5 классе, училась в средней художественной школе.
Я стала делать косой пробор и носить ободок. В 6 классе у меня появилась сумка-почтальонка — одноклассница отдала за ненадобностью. Начала интересоваться музыкой, которая была популярна среди эмо на тот момент. Какое-то время наблюдала за этой субкультурой со стороны.
Когда подросла, начала экспериментировать с внешностью, ходила на сходки и концерты, выпивала, поздно возвращалась домой. Родители не могли принять мою новую внешность, регулярные походы на тусовки не одобряли. Одноклассники и одногруппники со мной почти не общались, но мне и одной было хорошо — лишний раз никто не потревожит. С новыми людьми я знакомилась на учёбе, в аське и социальных сетях. Там я тоже узнавала о сходках, которые, на самом деле, были пустым и бездарным времяпрепровождением. Были вписки, на которые я не ходила в принципе, но не только из-за строгости родителей — мне становилось не по себе от рассказов о том, что на этих вписках происходило.
Как-то после сходки я уговорила свою маму принять на ночь поддатую девочку, которая поссорилась с родными и не могла попасть домой. И эта девочка сделала мне филировку волос по всей длине лезвием «Спутник». Было больно, волосы рвало с корнями, концы секлись, но результат мне очень понравился. Потом она решила проколоть себе губу над раковиной — проколола. Оставалось только закрутить штангу и смыть кровь, но, увы, серьга выскользнула в водопровод…
Сейчас, конечно, многое изменилось. Я люблю проводить время на природе, постоянно слушаю музыку — везде и всегда ношу с собой наушники. До сих пор люблю гиги — когда несколько групп выступают на одной сцене, заодно и на билеты лишний раз тратиться не надо. С другими эмо общаюсь только на концертах и в соцсетях. Когда моя жизнь начала меняться, было грустно от того, что мой круг общения развалился. От алкоголя я отказалась, и решила попробовать собирать сходки без выпивки — несколько раз у меня получалось. К сожалению, впоследствии эту затею пришлось оставить — как оказалось, мои принципы уважал далеко не каждый. Зато во время сходок я познакомилась со своим будущим мужем, который пришёл как раз за тем, чтобы провести время в хорошей компании без алкоголя.
Я до сих пор не перестала экспериментировать с внешним видом: сама себя стригу (и других, кстати, тоже), делаю пирсинг. Медленно, но верно покрываюсь татуировками. Хочу реализовать себя в творчестве и зарабатывать этим. Правда, найти работу с такими внешними модификациями непросто. Но возможно.
Я считаю, что эмо всё ещё живы. Появляются новые группы, которые играют такую музыку — чаще всего мидвест, скримо и пост-рок, звучат они классно и качественно. Если тебе нравится эта музыка, интересна сама субкультура, её философия находит отклик в твоей душе, то возраст не важен. Я всё ещё называю себя эмо, но при этом остаюсь собой, радуюсь жизни и тому, что в своё время не последовала за другими по пути полного саморазрушения. Неважно, относишь ты себя к какой-то субкультуре или нет, главное — оставаться человечным, уважать вкусовые предпочтения и личные границы других людей, любить и беречь себя и своих близких.
Я чувствовала, что теряю свою индивидуальность
Рассказы тех, кто ушёл из субкультуры
Эля, 28 лет, Санкт-Петербург
Всё началось в 2007 году, когда я была в 7‑м классе. В то время я жила в Томске, и у нас было несколько клубов, где выступали Amatory, Stigmata, Jane Air и другие. Тогда же в городе появился местный музыкальный фестиваль, возникло много групп-подражателей. Вокруг всего этого начала формироваться отдельная группа поклонников со своими интересами и стилем одежды, куда затянуло и меня.
Сначала мы не отрезали чёлку, просто делали косой пробор, перебрасывали волосы на лоб и закалывали. Потом всё чаще стали покупать вещи в магазинах рок-атрибутики — нашивки, сумки-торбы, браслеты с шипами, напульсники. У меня было так много браслетов, что они могли занимать всю руку, до локтя. Волосы мне красить не разрешали, но я могла делать себе яркий макияж с чёрной подводкой. Носила многослойную одежду, платья поверх джинсов, футболки… Я всегда искала какие-то фишки, которые выделяли бы меня из толпы, не хотела носить то, что носили все — узкие джинсы, ремень с клёпками и худи. Но не всегда удавалось купить то, что хочется — то денег не хватало, то родители были против.
В семье мои увлечения не понимали. Говорили — вот ты вырастешь, всё это закончится, будешь смеяться над тем, какой ты была… Если 7 классе окружающие над нами только посмеивались, то в 8‑м мы стали аутсайдерами. Никто даже не пытался понять, что из себя представляет наша субкультура, все только смеялись и говорили что-то типа: «А, это те придурки, которые режут вены и плачут!» Это вообще не про эмо. Вся суть этой субкультуры в том, что ты позволяешь себе испытывать эмоции, быть искренним. Быть самим собой.
В конце 2007 — начале 2008 года на концертах и сходках собирались уже довольно большие группы людей. На концерты мы ходили постоянно: у нас весь год был расписан, так что деньги на билеты выпрашивались у родителей заранее. Помню, как к своему дню рождения я накопила денег и повела друзей, человек шесть или семь, на концерт Stigmata. Мне очень нравилась эта музыка и концерты, но были вещи, которые пугали — слэм, мош, стенка на стенку… На одном из концертов «Психеи» мне стало не по себе, когда я увидела парня, у которого был браслет с огромными острыми шипами: было страшно думать о том, что эти шипы могли вонзиться в меня, пока я толкаюсь в толпе. А на выступлении AMATORY я так сильно трясла головой, что повредила шею — она до сих пор начинает болеть при любых резких движениях.
Самый неприятный момент — вещества. Достать что-то серьёзное никто не мог, но все очень активно пользовались аптечными средствами. Все эти таблетки, капли ходили по школе. Как раз в 7‑м классе я посмотрела фильм «Детки со станции Зоо», и мне было жутко наблюдать за всем этим.
Постепенно мой интерес к эмо начал ослабевать. Я стала по-другому одеваться, перешла на другую музыку — Joy Division, The Cure. Сходки почти прекратились. Мне нравилась эта субкультура, её философия, музыка. Но я чувствовала, что теряю свою индивидуальность, сливаюсь с толпой одинаковых, несмотря на свою пестроту, людей. Мне хотелось слушать то, что хочется, носить те вещи, которые нравятся. Я до сих пор люблю выделяться, но сейчас чаще делаю это через макияж — каждый день придумываю что-то новое, использую косметику всевозможных цветов.
Сейчас эмо уже не встретишь на улицах, в отличие от тех же хиппи, например. Наверное, они существуют, просто в другой формации. Так, сейчас в социальных сетях появился тренд на «новую искренность», когда люди уже не стесняются открыто говорить о себе и своих эмоциях. Эта искренность осталась и со мной, перешла в мою профессию — драматургию. Таков один из кирпичиков, из которых я состою, и который останется во мне, наверное, уже навсегда.
Аня, 29 лет, Санкт-Петербург
В 2007 году, в 7 классе, я поехала в санаторий по путёвке. Там я приметила одну девочку, которая была старше меня. Она была очень круто одета — клёпаный ремень, длинная чёлка, чёрно-розовая одежда. Познакомиться с ней я так и не решилась, но мне очень хотелось выглядеть, как она.
Когда я вернулась из санатория, сразу стала самой модной в классе: купила себе тяжёлый металлический ремень, узкие штаны, толстовку, проколола бровь и губу. В школе приходилось носить форму, за этим строго следили. Нас постоянно вызывали к директору, отчитывали за внешний вид. Уроки географии, которые вёл сам директор, я просиживала с закушенной губой, чтобы спрятать серьгу.
Интернет тогда был дорогой, я могла сидеть в нём только ночью. Искала всякие картинки и гифки с эмо, черепушками, шашечками. Представляла, как приду в школу грустная, буду загадочно молчать… Слушала эмо-музыку, на уроках рисовала гробы в тетрадях. Когда мне сказали, что есть три главные эмо-группы — «Психея», AMATORY и Jane Air, — я сразу купила несколько MP3 со всеми их альбомами.
Включила эту музыку — какой же тяжёлой она мне показалась! До этого я слушала только Тату и Наталию Орейро… А потом я эти группы всё-таки полюбила. Была на всех концертах Психеи, даже познакомилась с их солистом. Как-то раз, в порыве танца, я разбила лоб об пол — настолько меня захватила музыка.
Постепенно моё увлечение стало сходить на нет. Я жила в Купчино, и тогда этот район был довольно опасным. Особенно для эмо — за длинную чёлку можно было получить по лицу. Мне вслед улюлюкали, говорили гадости. Постоянный поток агрессии и негатива был одной из причин, по которой субкультура начала постепенно умирать — из неё уходили даже «трушные» эмо, обещая вернуться, когда конфликты улягутся и станет безопаснее.
Мне до сих пор иногда хочется послушать эту музыку, что-то такое надеть. Недавно я купила несколько вещей в этом стиле. Сейчас я занимаюсь музыкой и пишу пьесы. У меня есть несколько произведений про то время — например, киносценарий, где девочка из сбегает из лагеря через лес, чтобы попасть на концерт Психеи.
Я думаю, субкультура эмо не просто жива — она бессмертна. Всегда будут группы, играющие эту музыку, и люди, которые станут ее слушать. Те, кто одевается в подобном стиле, делает пирсинг и носит косую чёлку. Эмо — уже часть нашей культуры, и от этого никуда не деться.
Яна, 27 лет, Санкт-Петербург
Мне было лет 15, когда я начала увлекаться всем этим. Отрезала чёлку, стала носить чёрно-розовую и чёрно-красную одежду, яркие рюкзаки, значки, напульсники… А ещё проколола язык. Несмотря на то, что у меня появилось много новых знакомых, моё поведение не переходило границы дозволенного. По ночам я не гуляла, домой в неадекватном состоянии не возвращалась, так что родители к моему новому увлечению отнеслись спокойно. Мой внешний вид изменился, а образ жизни — не особо.
Конечно, иногда я ходила на концерты и сходки, потому что на них было завязано всё наше общение. Ведь социальные сети в то время ещё не были так широко распространены. Но часто мне не хватало денег на все эти развлечения, а иногда было просто лень. Получается, что теперь даже вспомнить нечего…
И вот жизнь идет, меняется, мои детские увлечения прошли, впереди — скучная взрослая жизнь, работа экономистом в сфере здравоохранения.
Мне кажется, эмо-кидов уже не существует, и вряд ли они появятся снова. Это течение почти не подкреплено каким-либо материальным воплощением. Например, у панк-культуры есть чёткая и обширная музыкальная составляющая, благодаря которой панки никуда не исчезнут. А эмо или ска — это побочный продукт. Который, скорее всего, был сформирован под влиянием очень слабых ответвлений рок- и поп-культуры. Такое странное слияние жанров вряд ли получит продолжение — просто потому, что не найдёт отклик в музыке и других культурных проявлениях. В данный момент у молодёжи другие интересы, другое восприятие мира и вообще субкультур.
От автора
В 2005 году, когда мне было 15, интернета у нас ещё не было. Зато было кабельное и телеканал A‑One, благодаря которому я быстро переключилась с Ромы Зверя и «Смысловых Галлюцинаций» на My Chemical Romance и The Used. Я жила в маленьком городе, и новую музыку купить было практически негде. На рынке стоял один музыкальный ларёк, в котором продавали диски Трофима и сборники типа «200 танцевальных хитов для твоей вечеринки». Помню, как чуть не поссорилась с подругой из-за единственного диска AFI, который каким-то чудом туда попал.
Лена, автор материала
В 2007 я уехала учиться в Тверь. У меня уже была косая чёлка и чёрные кеды с розовыми шнурками, но на эмо я не тянула. Там, откуда я приехала, было сложно достать подходящую одежду — в основном, у нас были только магазины китайского ширпотреба и белорусской обуви. И как только я попала в первый настоящий магазин рок-атрибутики, то скупила всё, на что хватило денег — значки, напульсники, металлический ремень…
И там же приобрела билет на свой первый концерт. Это была группа Tracktor Bowling, которая мне не нравилась, но уж очень хотелось побывать в культовом для всех тверских неформалов клубе того времени — «От заката до рассвета». И с тех пор меня затянуло.
Как только появлялись деньги, я сразу же бежала за билетами. Была на 5diez, Jane Air, Origami… Лезла поближе к сцене, в слэм, не боялась толкаться со здоровыми дядьками, срывала голос и возвращалась в студенческое общежитие с синяками и звоном в ушах. После концертов мне становилось легко, я чувствовала себя счастливой. Как следует прокричавшись и напрыгавшись, освобождалась от всего, что болело и мучило. До сих пор обидно, что не удалось попасть на Психею — каждый раз, когда они приезжали, я либо простужалась, либо сидела без денег.
Потом у меня появился интернет — ночной безлимит. Я ложилась спать в четыре утра, в семь вставала и шла на учёбу, возвращалась и снова спала. Просыпалась ближе к полуночи, чтобы снова скачать несколько песен (один трек мог загружаться пять-десять минут), написать что-нибудь в блог, посидеть на форумах и ВКонтакте.
На первом курсе я часто попадала в дурные компании. Всё, что помню с того времени — это постоянные вписки, поездки на чужие дачи, посиделки в подъездах, дешёвое пиво и злые аптекарши. Весной 2008 года я попала в больницу, где пролежала три недели с больными почками, после чего надолго отказалась от алкоголя и всего остального.
Свой 18‑й день рождения я провела на улице под дождём — пришлось обойти несколько аптек в поисках катетера на 16. Тем же вечером мне прокололи губу. До этого я решалась только на проколы в ушах — их было пять или шесть. Кололи прямо на скамейке в парке, протерев пальцы и мочки ушей перекисью или хлоргекисдином. С ушами всё обошлось, а губа страшно воспалилась, так что через месяц, к радости родителей, серьгу пришлось вынуть.
Мама испугалась, когда я приехала домой с пирсингом и зачем-то сразу потребовала показать вены на руках — искала места уколов. Мой внешний вид родителям не нравился — меня называли пацанкой и говорили, что я выгляжу нелепо. А бывший одноклассник, как-то встретившийся мне на вокзале, спросил — это что ещё за покемон?
Я носила дедушкин галстук, увешанный значками, ярко-розовую джинсовую юбку, такие же гетры, сумку Hello Kitty и рваные чёрные колготки в сетку. Кто-то посмеивался надо мной, говорил колкости, но с открытой агрессией я никогда не сталкивалась. У меня появился небольшой круг друзей, не относивших себя к какой-то субкультуре. Они поддерживали меня и часто вытаскивали из всяких переделок. После трёх недель в больнице я перестала искать новые знакомства в неформальной среде, не посещала сходок, на концерты ходила одна.
В 2009 году моё увлечение начало угасать. Я всё ещё любила ярко одеваться, носила чёлку. Слушала ту же музыку, что и год назад. Но моя колючая стрижка постепенно превращалась в ровное каре, а кеды в прихожей уже соседствовали с балетками и туфлями на каблуках.
За решением своих внутренних проблем начала ходить не на концерты, а к психотерапевту. Не знаю, дошла бы я до него, если бы не моё пребывание с субкультуре — я научилась выражать эмоции открыто, не бояться чувствовать душевную боль, жить с ней.
С 14 лет меня постоянно мучили панические атаки, тревога, депрессия и суицидальные мысли. Я долгое время молчала об этом, от чего становилось только хуже. А потом научилась говорить о своих проблемах открыто и решилась, наконец, обратиться за помощью. Сейчас мне 31, и я до сих пор люблю вспоминать своё эмо-прошлое и не стыжусь его.
Для многих эмо остались в прошлом, но есть те, кому эта субкультура близка до сих пор. В сообществе Вконтакте «Верни мне мой 2007» ежедневно выкладываются посты со старой и новой эмо-музыкой. Его участники делятся своими селфи, на которых то и дело мелькают косые чёлки, разноцветные прядки и подведённые чёрным глаза.
В группе «Эмо-знакомства» каждый день ищут друг друга девушки и молодые люди разных возрастов — от 16-летних зумеров до 30-летних миллениалов. Не так давно эмо-культурой вдохновлялись в Тик-Токе e‑girls и e‑boys. А сейчас по хэштегу #emo там можно найти видео, посвящённые тому, что надеть, как красить глаза и зачёсывать волосы, чтобы стать похожим на эмо-кида конца нулевых. Появился новый музыкальный жанр — эмо-рэп. Он нравится далеко не всем, но музыка Lil Peep и XXXTentacion находит своего слушателя.
Так что утверждать, что эмо исчезли навсегда, точно не стоит. Их действительно стало меньше, но философия и эстетика движения до сих пор оказывает влияние на современную массовую культуру. И, скорее всего, ещё долго будет напоминать о себе.