в каком году появились аудиокассеты
История аудиокассет
История аудиокассет берет свое начало в 60-х годах прошлого века. С 70-х по 90-е годы аудиокассеты представляли собой практический единственный носитель информации. В течение 20 лет на них записывали музыку как популярных исполнителей, так и непрофессиональных музыкантов, поздравления и даже компьютерные программы.
Кроме того, аудиокассеты широко использовали при изучении различных языков, что существенно помогало научиться понимать иностранную речь. И уж наверняка немаловажную роль сыграли кассеты в работе спецслужб. Так было до того времени, пока в 90-е годы их не стали заменять компакт-дисками.
Первую в истории аудиокассету представила компания «Philips». Произошло это в 1963 году, а в 1964-м уже было налажено их массовое производство в Германии. В рекордно короткие сроки этот формат покорил мировой рынок, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, лицензия на изготовление кассет предоставлялась бесплатно и сделала их достаточно дешевыми, а соответственно, доступными для потребителя. Во-вторых, кассеты позволяли слушать, а также записывать звуки. Все это способствовало тому, что они быстро вытеснили своих конкурентов — старые многодорожечные картриджи, а также кассеты в формате DC International, и закрепили свое преимущество на мировом рынке.
В 1965 году компания «Philips» начала производство музыкальных аудиокассет, и в следующем году они были уже представлены американскому потребителю. Записать информацию на кассету или прослушать ее можно было при помощи диктофона. Нужно сказать, что первые аудиокассеты Филипс имели один существенный недостаток – плохое качество звука. Но уже в 1971 году эта проблема была решена, и вышли в свет первые компакт-кассеты с магнитной лентой на основе оксида хрома. На них было значительно выше качество звука, что уже позволило делать хорошие студийные записи.
Очевидно, что развитие кассетной индустрии тесно связано с эволюцией устройств для прослушивания кассет. Вряд ли компакт-кассеты получили бы такое масштабное распространение, если бы аппараты для их прослушивания не стали доступны массовому потребителю.
Безоговорочным лидером по производству стационарных кассетных деков являлась японская фирма «Nakamichi». Именно она задала стандарты, к которым стремились и другие производители. Качество воспроизведения со временем улучшалось, и к середине 80-х годов деки многих фирм вышли почти на один уровень с продукцией «Nakamichi».
Примерно в это же время появились переносные «бумбоксы», которые приобретали всё большую популярность. Острая конкуренция между тайваньскими и японскими производителями способствовала значительному снижению цен на них. «Бумбоксы» стали неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно с развитием хип-хоп культуры и рэпа.
Важным событием стало изобретение персональных плееров, что позволило любителям музыки слушать всевозможные композиции в любое время дня и ночи. Объемы продаж аудиокассет постоянно росли вплоть до конца 20 века, однако, им на смену пришли компакт-диски.
В Советском Союзе магнитофоны и аудиокассеты появились несколько позже, к концу 60-х годов. Однако в течение десяти лет они были практически недоступны массовому потребителю, поскольку стоили невероятно дорого. Мало у кого зарплата позволяла приобрести себе такое удовольствие. Из-за дороговизны кассеты неоднократно перезаписывались, что не могло не сказываться на качестве записи. Зачастую список песен писали от руки и так продавали. А для домашнего пользования кассеты перезаписывались не один раз и не дважды, а много-много раз.
Масштабное производство кассет и возможность их прослушивания в значительной мере способствовали музыкальному развитию, возникновению новых направлений и стилей. В конце 80-х годов появились так называемые пиратские кассеты, которые массово выпускались по всему миру. От этого страдали не только производители музыкальных аудиокассет, но и сами музыканты, чьи авторские права нарушались. Несмотря на многочисленные акции в поддержку авторов, пиратские кассеты пользовались большим спросом, и, соответственно, объемы выпускаемой незаконной продукции росли.
Несомненно, аудиокассеты в основном использовались для музыкальных записей, но на них также записывали и выступления политиков в Америке, Советском Союзе, Китае и ряде других стран.
В наши дни купить аудиокассету достаточно сложно, поскольку ее вытеснили новые, более удобные носители информации.
А как насчёт истории про аудио кассеты? Хотите узнать? Тогда слуш. эм. Читайте
Именно 30 августа далекого 1963 года на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила образец первой в истории компакт-кассеты. Та была в четверть размера существовавшего тогда ленточного картриджа и давала возможность записывать и воспроизводить аудиосигнал с помощью портативного устройства. Вести запись можно было на две стороны с временем звучания в 30 или 45 минут на сторону. За основу были взяты следующие стандарты: скорость движения ленты 4.76 см/сек, ширина ленты 3.81 мм. Язычки-предохранители от случайного стирания фонограммы у первой аудиокассеты отсутствовали. В качестве воспроизводящего устройства предлагался кассетный магнитофонPhilips EL 3300.
Но вернемся к кассете. Надо сказать, что в начале 60-х в мире существовало лишь три образца лент, которые можно было использовать в компакт-кассете – это были американские ленты 3M (с самым низким уровнем шума) и KODAK P 300, а также лента BASF PES-18. Наиболее сбалансированным по всем параметрам Philips признал немецкий образец, и таким образом, чести сделать самую первую ленту для компакт-кассеты удостоилась именно фирма BASF.
Несмотря на то, что новинка от Philips позволяла записывать сигнал в стереоформате, для записи музыки она была практически непригодна, скорее, для использования в диктофонах. К тому же ее корпус был весьма несовершенным. Но работа велась, технологии быстро улучшались: качество воспроизведения стереозвука в компактном формате росло, шум лент уменьшался. Следующие годы принесут новые вехи в развитии кассеты.
1965
Формат DC International.
В качестве экономического козыря было решено не требовать никаких лицензионных платежей за производство кассеты другими концернами, в то время как Philips хотя тоже не устанавливал копирайт на свой формат, но ввел общий лицензионный сбор за оборудование для производства своих кассет.
Твердость самураев и глобальная уступка голландцев обернулись триумфом. Создание бесплатной для производителей во всем мире технологии приведет к тому, что всего через несколько лет компакт-кассетой будет пользоваться весь мир. Уже с 1965 года на каждой производимой в мире кассете будет стоять классический логотип «компакт-кассета». А компании Grundig ничего не останется, как признать свое поражение. Вскоре она на какое-то время откажется от разработки и производства аудиокассет, сосредоточившись на выпуске аудио-видеотехники.
В 1969 году на появление в мире нового аудионосителя, наконец, отреагировали и в СССР. Харьковский завод «Протон» начал выпускать первый советский магнитофон под компакт-кассету «Десна». Диковинная для страны новинка была почти точной копией Philips EL3300. Питалась она от 6 элементов 343, что значительно увеличивало ее вес, или от выпрямителя размером чуть меньше, чем сам аппарат. Кроме того, «Десну» отличали низкие частотные характеристики, сильный шум двигателя и непомерная цена в 220 рублей, что в 1969 году вдвое превышало среднюю месячную зарплату по стране. Поэтому покупательским спросом «Десна» не пользовалась, тем более, что компакт-кассет в СССР тогда почти не было.
Тем не менее, производство компакт-кассет в СССР началось, по данным Википедии, примерно одновременно с выпуском кассетных магнитофонов. Коллекционерами обнаружена кассета, изготовленная на том же харьковском заводе «Протон», на вкладыше которой проставлена дата его типографского заказа — 1967 год. Эта кассета не имеет клапанов для блокировки записи (в «Десне», как и в ее прототипе Philips EL3300, не было рычага блокировки), и называется просто «кассета малогабаритная». Указано время звучания — 40 минут, и цена — 4 рубля 50 коп. В дальнейшем советские кассеты назывались МК с указанием времени звучания и номера модификации: МК-60, МК-60-1, МК-60-5 и т. п. Что касается кассет с музыкальными записями, то по имеющимся данным, их начала производить Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» в 1971 году на заводе в Таллине. Ленту для кассет первоначально поставляло предприятие ORWO из ГДР.
Dolby B и Chromdioxid
Понимая, что чуть опоздал, будущий транснациональный гигант SONY немедленно покупает у BASF лицензию на производство хромдиоксидных лент, а также получает исключительное право на их распространение на территории Японии, отсекая, таким образом, всех потенциальных конкурентов в своей стране.
И снова американцы. Как пишет сайт inthouse.ru, появление на рынке в 1971 году кассетной деки класса «hi-fi» Advent 201 практически похоронило некогда популярную 8-ми дорожечную технологию магнитной записи. Дека была оборудована Dolby B, практически неубиваемой лентопротяжкой, головками из мягкого пермаллоя, а также селектором переключения на хромовую ленту. Продажи детища известного американского аудиоинженера и предпринимателя Генри Клосса были многотысячными.
В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.
1976. Elcaset. Очередной неудачник.
EPITAXIAL, AVILYN & BERIDOX
Между тем, качество лент к 1977 году достигает, казалось бы, своего пика. Но пока это еще не так. Что же касается внешнего вида аудиокассет, то он уже перестал быть чисто технологическим и такой продукт, как кассета, без преувеличения, становится дизайнерским искусством.
Расцвет эпохи Аудио 70-х, несомненно, отражался и на аудиокассетах. Технологии их производства несутся вперед уже с космической скоростью.
К 1979 году американцы из компании 3М (Scotch) разрабатывают ленту Metafine с напылением частиц металла (Тип IV), благодаря чему полоса воспроизводимых частот становится еще шире. И хотя массовое производство лент типа «металл» оказывается трудным и дорогим, новый продукт получает широкое распространение.
В том же 79-м Международная электротехническая комиссия (IEC) официально регистрирует классификации типов лент I,II,III и IV. На некоторых кассетах фирмы BASF тип ленты теперь указывается вместе с аббревиатурой названия организации. Введенные стандарты становятся также частью DIN (Deutsche Industrie Normen).
И снова компания SONY. 1 июля 1979 года она устраивает настоящий переворот в кассетной индустрии: в этот день на рынке начались массовые продажи первого кассетного стереоплейера класса Walkman. Все «карманные» модели, известные до этого момента, являлись, скорее, диктофонами и высоким качеством воспроизведения не отличались. Модель Walkman TPS-L2 являлась портативным стереоустройством и имела размер чуть больше самой кассеты, что по тем временам было весьма инновационным решением. Она имела выход на две пары наушников, а также встроенный микрофон, который позволял обоим слушателям общаться друг с другом во время прослушивания. И хотя игрушка была недешевой – 33 тысячи японских иен, ее продажи исчислялись десятками тысяч. Впоследствии Walkman переживет десятки инкарнаций, станет частью музыкальной культуры и принесет Сони миллиардный «профит».
Этот год стал поистине поворотным для рынка высоких технологий, ибо вновь напомнили о себе корпорации Sony, а также Philips, которая в отличие от японских коллег, к тому времени давненько о себе не напоминала ничем масштабным. 21 июня 1982 года был анонсирован выпуск первого музыкального CD. Разработки компакта, как носителя, велись совместно инженерами двух концернов еще с конца 70-х. Разумеется, существует и чисто американская версия о том, что идея компакта якобы пришла в голову не японцам с европейцами, а американцам, и что было это еще лет за 10 до японско-голландской разработки.
Тем временем, в том же 1982 году несколько ведущих мировых концернов представили свои первые проигрыватели компакт-дисков. Музыкальные проигрыватели нового поколения были сверхтехнологичны и настолько же дороги (порядка 2000$). И абсолютно недоступны массовому пользователю, поэтому до полного вытеснения аудиокассеты с рынка оставались еще годы.
В том же 82-м напомнила о себе японская компания Nakamichi, произведя на рынке аудио очередной фурор. Как пишет сайт inthouse.ru, кассетная дека Nakamichi Dragon являлась уникальной даже среди флагманских моделей того времени. Она имела функцию автореверса, систему автоматической подстройки азимута головок, ручные калибровки подмагничивания на три типа магнитных лент, минимальную детонацию в 0,019%, навороченный электронный тракт и абсолютно футуристический дизайн. При заоблачной цене в 2500$ Dragon был весьма востребован и потому выпускался дольше всех остальных моделей Nakamichi.
И конечно же, нельзя не сказать о том, что 1982 год стал историческим в жизни каждого меломана в СССР. В магазинах по всей стране в свободной продаже появились аудиокассеты ведущих мировых производителей, и более того, последних моделей. Еще годом раньше подобное казалось совершенно немыслимым. До этого импортные кассеты и магнитофоны можно было купить только в магазинах Внешпосылторга или комиссионных по ценам, недоступным большинству советских граждан. Поэтому данные товары находились в сегменте, где процветала спекуляция. Средняя стоимость одной аудиокассеты составляла 25 полновесных советских рублей. В СССР 80-х годов это была сумма, на которую можно было примерно два раза посетить ресторан вдвоём, потребив там два полноценных обеда, включающих алкоголь. Примерно столько же стоил полный рацион одного советского человека чуть больше, чем на неделю.
Если мне не изменяет память, первой моделью, появившейся в советской розничной продаже, была великолепная Sony CHF90. А вскоре начался и вовсе «звездопад». В течение нескольких лет кассеты BASF LH-Extra I, JVC Dynarec F1, TDK D, Denon DX1, Sony (CHF и EF), Agfa Fe-I и Maxell LN продавались по госцене 8 руб. за 60-минутную и 9 руб. за 90-минутную. Тем временем, в США цены на эти модели колебались от 2 до 4 долларов за единицу. Официальный курс доллара в СССР составлял в то время 84 — 87 копеек за доллар.
Существует две версии того, откуда тогда появилось такое изобилие. По первой из них, массовый ввоз качественных кассет японского и западногерманского производства организовало советское правительство во время подготовки к Московской Олимпиаде 1980 года. Но тогда эти поставки, казалось бы, должны были начаться раньше. В Инете бытует также версия о польском следе. Дело в том, что Польша традиционно закупала в больших количествах импортные товары. Но тут в ПНР появился профсоюз «Солидарность» и по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. В связи с невозможностью расплатиться по договорам, Польша якобы обратилась к руководству СССР с предложением перекупить контракты. Ну, СССР и помог братской социалистической Польше. А к нам на Родину хлынул поток импорта, в том числе, аудиокассет.
Продажи записанных аудиокассет впервые превысили продажи виниловых пластинок. А катушечные системы уже практически вытеснены с потребительского рынка.
Наступление цифрового формата и все увеличивающиеся продажи компакт-дисков в странах Запада. Начало медленного спада продаж аудиокассет. В продукции некоторых производителей уже чувствуется явная экономия на разработке дизайна и вообще какая-то обреченность. Но качество лент пока остается на высоком уровне. И, тем не менее, с рынка аудиокассет потянулись первые крупные игроки. Лидеры американского рынка Memorex и Scotchпередают свое производство южнокорейской SKC.
На рынке появляются ленты с металлическим покрытием класса Hi-end. Sony выпустила новую версию топовой Metal Master, Maxell представила премиумную модель Metal Vertex, компания That’s отметилась Suono, а фирма TDK продолжила потрясать качеством уже известной модели MA-XG. Еще никогда качество звучания аудиокассет не было настолько высоким.
Один из лидеров химической промышленности Германии AGFA-Gevaert продает свое производство аудиокассет ближайшему конкуренту BASF. Создано новое предприятие под названием BASF Magnetics. С этого времени новые аудиокассеты, выпускаемые под брендами AGFA и BASF, начинают иметь общие компоненты (в частности, катушки).
Аудиокассеты, производившиеся под брендом AMPEX, начинают выпускаться под торговой маркой Quantegy.
В сентябре 96-го, на закате аудиокассетного производства, турецкая компания RAKS направила выгодное предложение немцам из BASF, с которой сотрудничала долгое время, о продаже ей производства магнитных носителей. Однако сделка сорвалась из-за протестов профсоюзов BASF в Германии. В результате BASF продал все свои мощности по производству магнитных лент (включая пять заводов в Германии и Франции) южнокорейской группе KOHAP, заводы которой до этого производили лишь основу для магнитных лент. Сделка вступила в силу 1 января 1997 года. С этого времени аудиокассеты BASFначинают выпускаться в Южной Корее на заводах нового собственника. Одновременно там ведется производство продукции Konica и JVC. Аудиокассеты всех трех брендов теперь имеют идентичный дизайн и отличаются только названиями на упаковке.
Между тем, общие продажи аудиокассет на мировом рынке снижаются до отметки 2 млрд. 3 млн штук в год. Это на 4,5% ниже показателя предыдущего года.
Май. EMTEC продана французской Dexxon Group, занимающейся выпуском компьютерных продуктов.
Уже несколько лет, как возобновлено производство и продажи в магазинах всего мира виниловых пластинок, что еще 10 лет назад казалось совершенно невозможным. Одновременно с этим стоимость редкого винтажного винила на аукционах порой доходит до весьма серьезных значений. Похожие цифры можно увидеть на торгах во время продаж качественных аудиокассет, выпущенных в 80-90-е годы. Количество кассетных коллекционеров (которых 10 лет назад насчитывались единицы) в мире продолжает расти и уже доходит до десятков тысяч. Весьма также стал востребован сам образ аудиокассеты: сегодня под нее стилизуются сувениры, компьютерные флешки, чехлы для смартфонов и даже расчески! Нарастающая популярность аудиокассет отмечается в последнее время и у американских независимых исполнителей, работающих в жанрах lo-fi, punk rock и heavy metal. Их привлекает, в частности то, что производство кассеты с записью обходится сегодня примерно в десять раз дешевле вновь набравшего популярность винила. Но поскольку сегодня все же 21-й век, к аудиокассетам исполнители часто прикладывают ссылку для скачивания этой же записи в цифровом формате. С нетерпением ждем развития событий!
Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами и даем обзор ситуации
Сегодня многие СМИ пестрят заголовками, что аудиокассеты возвращаются в пространство популярной культуры. Разбираемся, что происходит на самом деле, и какую долю рынка удалось завоевать ретро-накопителю. Также поговорим о причинах взлета и падения формата.
Когда появились аудиокассеты
Формат появился в 1963 году. Его предложила Philips. Инженеры компании хотели внедрить альтернативу сложным в обращении «бобинам». Первые кассеты компании предназначались для диктофонов и были непригодны для записи музыки. Однако все довольно быстро изменилось.
В начале 70-х Dolby представили технологию Noise Reduction. Она маскировала пленочный шум. Также были разработаны новые материалы, которые повысили прочность и надежность магнитной ленты. Эти решения повысили качество стереозвука. При этом в Philips не стали лицензировать производство кассет, и носитель быстро стал массовым.
В результате начинающие музыканты, которые не могли и мечтать заключить контракты с лейблами, получили инструмент для распространения записей. Американские церковные хоры и гаражные рок-группы записывали свои работы и распространяли их среди прихожан и фанатов по всей стране. Корпус носителя был достаточно прочным, чтобы выдержать поездку в почтовом конверте. Эта особенность также повлияла на его популярность.
Падение формата
Несмотря на то что ABBA стали первой «цифровой» группой, своей популярностью среди общественности накопитель обязан работе «Brothers in Arms» от Dire Straits. Как пишет The Guardian, только после него люди стали скупать проигрыватели и CD — это было в 1985 году. К 1988-му продажи дисков превзошли продажи винила.
Еще три года спустя аналогичная участь постигла аудиокассеты.
К началу нулевых доля кассет на мировом рынке аудионосителей не превышала 5%.
Кассеты возвращаются?
Последние несколько лет СМИ пишут о возрождении носителя, подкрепляя информацию статистикой. По данным Nielsen, в 2016 году продажи кассет выросли на 74% на территории США. В 2018-м в Великобритании этот показатель увеличился на 125%. Ряд аналитиков говорит, что в ближайшее время этот тренд только продолжит набирать обороты.
Также кассеты распространены в африканских и иных странах с жарким и пыльным климатом. Магнитная пленка лучше других форматов и накопителей проявляет себя в непростых условиях.
Фото Andrew Malone / CC BY
В качестве дополнительного аргумента в пользу возвращения аудиокассет СМИ приводят возникший дефицит магнитной пленки. Но причина этого кроется не только в возросшем спросе. Просто в мире функционирует всего два завода по производству магнитной ленты для кассет — в США и Франции. Последние фабрики закрылись или перепрофилировались более десяти лет назад, когда формат вышел из употребления из-за CD. Хотя в прошлом году компания National Audio Company, специализирующаяся на аудиокассетах, все же начала строить новый завод.
Сегодня многие исполнители выпускают свои альбомы на кассетах. В списке самых продаваемых релизов — новинки Кайли Миноуг, Арианы Гранде, Twenty One Pilots, Thirty Seconds To Mars и многих других. На кассете даже вышел альбом Джастина Бибера — он продавался в магазинах одежды Urban Outfitters. Однако есть мнение, что в скором времени «тренд на пленку» забудут.
Западная культура переживает момент коллективной ностальгии по 80-м, неотъемлемым элементом эстетики которого являются кассеты. Они фигурируют в таких хитах телевидения, как сериалы «Очень странные дела» и «13 причин почему». Заимствует кассетную эстетику и жанр vaporwavе, который также отсылает к культурным явлениям 80-х и помещает ретро-поп в современный контекст.
Когда минует мода на этот период, тогда продажи кассет вновь пойдут на спад. Однако они наверняка останутся нишевым форматом, популярным у энтузиастов. Они продолжат общаться онлайн, обмениваться редкими релизами и организовывать встречи единомышленников.
Дополнительное чтение из нашего блога:
«Между винилом и кассетой»: история тефифона
Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes
Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается
Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков