в каком году появилась цветная фотография в россии
Рождение цветной фотографии в России.
Знаете ли Вы, когда впервые в России научились делать цветные фотоснимки?
Вы удивитесь, узнав, что собственная цветная фотография в России появилась в 1902 году. Основателем цветной фотографии в России был русский ученый, химик,ученик Менделеева, изобретатель, член Императорского Русского географического и Русского фотографического обществ Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Впервые о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, разработанному Адольфом Мите, он объявил 13 декабря 1902 года.
Сергей Михайлович родился 18 (30) августа 1863 года во Владимирской губернии. В 1886 — 1888 годах он слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, изучал живопись в Императорской Академии художеств.
Уже в 1897 году он начал свои исследования в области фотографии. О своих опытах он сделал доклад В Императорском Русском Техническом обществе (ИРТО). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела ИРТО. К тому времени он стал уже российским авторитетом в области фотографии и был организатором курсов практической фотографии при ИРТО.
В 1902 году Сергей Михайлович учился в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге ( под Берлином ) под руководством известного тогда западноевропейского авторитета в области фотографии доктора Адольфа Мите.
Мите в 1901 году создал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» (“Dreifarbenfotografie nach der Natur”) и представил ее для широкой публики.
Принципы цветоделения, которые использовал Мите, были открыты Исааком Ньютоном и основывались на трехкомпонентности цветового зрения человека. Ньютон создал первую трехкомпонентную цветовую модель (RGB). Затем эти принципы были реализованы в опыте Джеймса Максвелла, который совместно с Томасом Саттоном 17 мая 1861 года впервые продемонстрировал широкой публике в Лондонском Королевском Институте цветную фотографию. Первой цветной фотографией в мире считается «Ленточка из шотландки».
В то время для получения цветного изображения использовались черно-белые фотоматериалы, на которых создавалось три цветоделенных изображения, снятых через светофильтры трех цветов в соответствии с трехкомпонентной моделью цвета (RGB). Для этого требовались черно-белые фотоматериалы чувствительные во всем спектре видимого света. Однако поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета. Об этом написано здесь.
Потребовалось провести специальные работы для того, чтобы научить эмульсию фотопластин чувствовать все цвета. Для этого были придуманы оптические сенсибилизаторы. Впервые сенсибилизатор был изобретен в 1873 году Германом Фогелем. Им была создана ортохроматическая фотоэмульсия. Однако в красной области чувствительность фотопластин была еще очень слабой. Только в 1905 году Бенно Гомолкой был получен сенсибилизатор на основе пинацианола, повышающий чувствительность к красному цвету, а в 1906 году начался выпуск первых панхроматических фотопластинок.
Для своих опытов Прокудин-Горский доработал фотокамеру, созданную А.Мите и используя её стал получать первые цветные фотоснимки. 13 декабря 1902 г. он впервые объявил широкой публике о создании цветных диапозитивов на основе трехкомпонентной цветовой модели.
Для расширения спектральной чувствительности фотоматериалов, особенно в красную область, фотографы создавали свои сенсибилизаторы, далеко не всегда они давали удовлетворительные результаты. Прокудин-Горский в 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству сенсибилизатор Мите. Новый сенсибилизатор расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т. к. до сего времени никем не получено».
Во время обучения у Адольфа Мите в Шарлоттенбурге 9 апреля 1902 года Прокудин-Горский присутствовал при первой демонстрации Мите цветных диапозитивов. Мите использовал фотокамеру, изготовленную в мастерских Вильгельма Бермполя. Фотокамера системы Мите-Бермполя использовалась в дальнейшем и Прокудиным-Горским для своих съёмок.
Первые цветные фотографии
Ещё каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были чёрно-белыми. Многие и не догадываются, что появилась цветная фотография намного раньше, чем широко вошла в жизнь. В этом посте — о развитии цветной фотографии.
На самом деле попытки получить цветные снимки стали предприниматься ещё в середине 19 века, вскоре после того, как появилась фотография. Но изобретателей подстерегало множество технических сложностей. Помимо того, чтобы просто получить цветной снимок, были большие проблемы с правильной цветопередачей. Именно из-за разнообразных технических сложностей широкое внедрение цветной фотографии в жизнь растянулось на более, чем сотню лет. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов, сегодня мы можем увидеть довольно качественные цветные фотографии 19 и начала 20 века.
«Ленточка из шотландки» — это фото считается первой в мире цветной фотографией. Его показал известный английский физик Джеймс Максвелл во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте 17 мая 1861 года.
Впрочем, фотографией Максвелл всерьёз не занимался, и пионером цветной фотографии стал француз Луи Артюр Дюко дю Орон. 23 ноября 1868 года он запатентовал первый метод получения цветных фотографий. Метод был довольно сложен и предусматривал трёхкратную съёмку нужного объекта через светофильтры, а искомая фотография получалась после совмещения трёх пластинок разных цветов.
Фотографии Луи Дюко дю Орона (1870-е)
В 1878 году Луи Дюко дю Орон представил свою коллекцию цветных фотографий на Всемирной выставке в Париже.
В 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем было сделано открытие сенсибилизаторов — веществ, способных повышать чувствительность соединений серебра к лучам различной длины волны. Затем другой немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к разным участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.
Фотографии Адольфа Мите (начало 20 в.)
Пионером цветной фотографии в России был Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который улучшил метод Адольфа Мите и добился очень качественной цветопередачи. В начале 20 века он объездил Российскую империю, сделав множество превосходных цветных снимков (до настоящего времени дошли около двух тысяч из них).
Фотографии Прокудина-Горского (Россия, начало 20 в.)
Всё же получать одно цветное изображение из трёх было неудобно, чтобы цветная фотография стала массовой, метод нужно было упростить. Этим занялись братья Люмьер, знаменитые изобретатели кинематографа. В 1907 году они продемонстрировали свой метод «Автохром», который позволял получать цветное изображение на стеклянной пластинке.
Некоторые из «автохромов» (начало 20 в.)
В течение следующих 30 лет «Автохром» стал основным методом получения цветных снимков для масс, пока фирма «Кодак» не разработала более совершенный метод цветной фотографии.
Первые цветные фотографии Азии и России 1909-1912 годов
Считается, что первая цветная фотография появилась только в 1932 году. Но на самом деле это не так. Первые технологии цветных снимков были изобретены в 1861 году и делались по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Несмотря на то, что до 1932 года было сделано 50 млн цветных снимков, до нашего времени дошло совсем немного цветных фотографий прошлого.
Первым русским фотографом, который использовал метод трехцветной фотографии, стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). При поддержке императора Николая II он путешествовал по всем уголкам Российской империи и делал цветные фотографии, составляя альбомы. Снимки пережили революцию, эмиграцию, несколько войн. И сейчас мы можем увидеть жизнь в дореволюционной России и Средней Азии в цвете.
Удивительные впечатления! Все снимки сделаны в период 1909 по 1912 годы.
В 1948 году вся коллекция фотопластин фотографа была приобретена Библиотекой Конгресса США. Всего чуть более 100 снимков.
Сарт, женщина парандже в Самарканде, Узбекистан, около 1910 года. До русской революции 1917 года, «сарт» было название для узбеков, проживающих в Республике Казахстан. Фото сделано в 1910 году.
В каком году появилась цветная фотография в россии
Одним из пионеров в области цветного фотоснимка, считается подданный Российской империи Сергей Михайлович Прокудин-Горский — это талантливый химик, изобретатель, фотограф, создатель неповторимой коллекции цветных фотографий Царской России.
Его авторству принадлежит уникальный метод позволяющий делать цветные снимки. Для их создания, сначала, фотографировались 3 изображения с интервалом в одну секунду. После, полученные три черно-белые негатива пропускались сквозь три светофильтра (синий, зеленый и красный) и совмещались в проекторе, через который и можно было увидеть цветные фотографии.
Отснятый Прокудиным-Горским по данному методу фото-сборник охватывает периоды 1903-1916 годов и носит название: «Коллекция достопримечательностей Российской империи». Эти фотографии демонстрируют нам яркий портрет — Российскую империю накануне Первой мировой войны и надвигающейся буржуазно-демократической революции. На снимках запечатлена повседневная жизнь и быт разных слоев населения России, старинные монастыри и церкви, промышленные мощности, новые заводы, железные дороги и мосты. Фотоматериалы вошедшие в сборник были отсняты в экспедициях по территории России, которые в большинстве случаях финансировались императором Николаем II. Также несмотря на название сборника, фотограф включил в него и фото сделаные в Италии, Швейцарии, Дании и в ряде других стран.
После революционных событий 1917 года жизненные обстоятельства вынудили Сергея Михайловича покинуть страну и перебраться во Францию. Коллекцию уникальных и значимых для истории фотоснимков пришлось оставить в Советской России. И только через несколько лет фотограф получит разрешение на вывоз её заграницу, конечно же, с условием изъятия снимков, имеющих стратегическое значение.
В 1848 году этот удивительный альбом был куплен Библиотекой Конгресса США у наследников С. М. Прокудина-Горского. В 2000 году с развитием компьютерных технологий снимки удалось отсканировать и восстановить в цветном изображение 1902 негатива. На сегодня коллекция находится в свободном доступе на сайте американской библиотеки Конгресса.
Завод по производству чугуна, 1910 год.
Тбилиси (Грузия), в начале XX века. Период между 1909-1915 годами.
Семья русских поселенцев в Муганской степи, Азербайджан, 1905 год.
Железнодорожный мост на реке Кама, период между 1905-1915 годами.
Гнездо аист на неопознанном религиозном здании, вероятно, мечеть в Бухаре, 1911 год.
Супружеская пара, Дагестан. Период между 1905-1915 годами.
Торговец дынями на рынке Самарканда в современном Узбекистане. Период между 1905-1915 годами.
Мастерская для производства хлопчатобумажной нити, Байрамали, Туркмения, 1911 год.
Внутренний вид электрической станции, Байрамали, Туркмения, 1911 год.
Село Колчедан в Уральских горах, 1912 год.
Салтинское ущелье в горах Дагестана, 1904 год.
Последний эмир Бухары, 1911 год.
Торговец материями. Самарканд. Период между 1905-1915 годами.
Вид на Суздаль вдоль реки Каменка, 1912 год.
Прокудин-Горский едет по Мурманской железной дороге на дрезине у Петрозаводска, вдоль Онежского озера, 1910 год.
С.М. Прокудин-Горский на реке Каролицхали, Кавказ. Период между 1907 — 1915 годами.
Православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобный,Тверская область, 1910 год.
Первое цветное фото Л.Н.Толстого, 23 мая 1908 год.
Мельницы в Тобольской губернии, 1912 год.
Сплав леса по Петровскому каналу, город Шлиссельбург, 1909 год.
Молодые крестьянки. Вологодская губерния, 1909 год.
Уборка хлебных злаков, Вологодская губерния, 1909 год.
Малороссия (Украина), близ Путивля, 1911 год.
Крестьянка мнет лен для изготовления ткани, Пермская губерния, 1911 год.
Городской служащий с сыном и внучкой, город Златоуст, 1097 год.
Не разгаданная личность на фотоснимке.
Дети, Вологодская губерния, 1909 год.
Строительство плотины, Московская губерния, 1912 год.
Крестьяне на реке, 1911 год.
Поделиться ссылкой:
Технология сия была изобретена четверть века раньше, во Франции и в Германии. Автор этих снимков ознакомился с технологией в Германии.
Технологии ранней цветной фотографии
Эксперименты по созданию цветной фотографии проводились практически с момента появления самой фотографии. Однако широкое применение цвета начинается в 1860-х годах.
Альбуминовая печать
Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.
Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Александр Эйхенвальд. Портрет Софьи Алексеевны Бобринской. 1867−1871. Альбуминовый отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.
Бромойль
Техника бромойля была изобретена в 1904 году Дж. Э. Роулинзом. Её можно узнать по мягкому матовому изображению, похожему на живопись. Способ широко применялся в первой половине 20-го века фотографами-пикториалистами (pictorialism от pictorial — «живописный»). Техника допускала не только контактную, но и проекционную печать, то есть она не требовала негатива того же формата, что и будущий отпечаток. Полученный отпечаток мог быть окончательным или использоваться в качестве клише для тиражирования снимка.
Василий Улитин. Балет «Пламя Парижа». 1932. Бромойль. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Бромойль или бромомасляный процесс — позитивная печать, основанная на дублении желатина. Дубление — это обработка желатина фотоэмульсии, делающая его труднорастворимым. Сначала получали чёрно-белый отпечаток на бромосеребряной бумаге. Проявленный снимок обрабатывали в дубящем желатин отбеливателе. Максимальное дубление происходило в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в самых светлых за счёт взаимодействия с серебром. Затем металлическое и бромистое серебро удаляли раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия.
После основательной промывки отпечаток клали в тёплую воду, что приводило к набуханию желатинового слоя. Тогда он приобретал способность к удержанию масляной краски в зависимости от степени дубления. На промытый снимок мягкой кисточкой наносилась краска, сильнее прилипавшая к задубленным местам теней и полутеней, в которых до отбеливания содержалось максимальное количество металлического серебра, и не ложилась на менее задубленные светлые участки. В результате на отпечатке появлялось полутоновое изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски, и фотограф имел возможность контролировать локальные тона.
Метод трёхцветной фотографии
Этот метод относится к раннему цвету в фотографии. Он был разработан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, а затем последовательно развивался Германом Вильгельмом Фогелем, Адольфом Мите и Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Метод требовал дополнительного оборудования: камеры с тремя объективами, фотофильтров, сенсибилизаторов (веществ, повышающих чувствительность серебряных соединений к свету) и оборудования для совмещения тройных снимков в одно цветное изображение. Предлагаем разобраться со всем по порядку.
Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фототипия. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
В 1861 году Джеймс Максвелл для получения цветного изображения применил три фотокамеры, оснащённые разными цветными светофильтрами — красным, зелёным и синим. Однако получить цветной снимок можно было только при проекции. Дальше важную роль начинает играть фотохимия и развитие сенсибилизаторов.
В 1873 году немецкий фотохимик Герман Вильгельм Фогель разработал состав, чувствительный к зелёному участку спектра. В 1902 году ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите вывел сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съёмки и проектор для показа полученных цветных снимков.
В 1905 году ученик Мите Прокудин-Горский придумал свой рецепт сенсибилизатора, чувствительного к красно-оранжевому участку спектра, продолжив эксперименты своего учителя. Он использовал чёрно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, а также фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка — фотографу удалось сократить время экспозиции. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра фотографий использовался проектор с тремя объективами. При сложении трёх изображений на экране получалось одно полноцветное.
Автохром
Технологию придумали изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1903 году. Основой для изображений служила стеклянная пластина. Их возможно было просматривать только на просвет или с помощью аппаратов, которые изначально выпускались теми же братьями Люмьер.
Пётр Веденисов. Коля Козаков и собака Джипси. Ялта 1910−1911. Автохром. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сначала на стеклянную пластину наносился картофельный крахмал, гранулы которого предварительно окрашивались в три цвета: красный, синий и жёлтый. Потом накладывался второй слой крахмала, в результате чего получалась вся палитра цветов. Далее — слой светочувствительной эмульсии, после чего пластину экспонировали и проявляли.
Каждый диапозитив на стекле существует в единственном экземпляре. Техника не предполагала моментальный снимок: крахмальные эмульсии требовали длительной выдержки. Поэтому модели должны были оставаться неподвижными долгое время в процессе съёмки.
С 1907 года производство пластин достигло промышленных масштабов: за один день могли выпускать до 6 тыс. штук. Такие цифры означали большую популярность автохрома по всему миру. В России страстным поклонником технологии был дворянин Пётр Веденисов. Он каждую неделю получал из Франции пластины. Фотограф-любитель снимал чаще всего жизнь своей семьи и близких друзей. Серии его фотографий стали летописью уклада жизни дворянства накануне великих потрясений.