в каком году появилась социальная работа
История социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная работа и ее история
Социальная работа является одним из видов серьезной профессиональной деятельности. Если изначально она была распространена лишь среди некоммерческих организаций, волонтеров и добровольцев, то чуть позже, после осознания ее необходимости в социальной и властной структуре, социальная работа стала полноценной специальностью, которой обучают в высших учебных заведениях.
Среди основателей социальной работы стоит выделить Мэри Ричмонд (1853-1949 гг., Соединенные Штаты Америки). В большей степени она посвятила себя и свою жизнь благосостоянию и благополучию детей и женщин. Она была основательницей или соосновательницей ряда женских групп, в которых играла ведущую роль. Среди них такие, как «Лига Матерей», «Новозеландское общество защиты женщин и детей», а также так называемое женское социальной движение. Тем не менее, ее нельзя назвать феминисткой, поскольку Мэри Ричмонд не искала равные права для женщин, но при этом она отстаивала их право иметь достойный уровень жизни, помогала тем, кто отчаялся и оказался в трудной жизненной ситуации.
Важное значение на формирование современной социальной работы и ее технологии оказали принципы Эльберфельдской системы. Более всего они распространились на территорию Германии и Франции, но чуть позже этот опыт подхватили многие другие зарубежные страны. В основе этих принципов, во-первых, самостоятельное принятие решения каждым попечительством, выбор собственной стратегии и технологии, которая будет максимально эффективно удовлетворять потребности нуждающихся категорий населения. Во-вторых, детальное обследование нуждающегося, его материального, социального статуса, уровня доходов, психического и физического состояния для того, чтобы индивидуализировать помощь. В-третьих, привлечение всех слоев населения к работе с бедными. Очень важно показать каждому человеку, что нуждающийся – такой же, как и он, обладает теми же правами и свободами.
История социальной работы в России
Что касается социальной работы в России, а также особенностей ее развития, то стоит отметить, что многие века на Руси складывались принципы милосердия, а также благотворительности. Это может отражать особенности менталитета русского человека. Без опоры на эти традиции не может складываться социальная работа, ее принципы, в особенности в России, с ее особым восприятием окружающего мира и ситуаций.
Готовые работы на аналогичную тему
В общем виде, социальная работа – это вид деятельности, которая направлена на организацию помощи и обеспечения различным слоям населения, которые в ней нуждаются. Спектр оказания помощи очень широк: это может быть прямая помощь от одного человека к другому, путем межличностного отношения и общения. Также может оказываться помощь человеку со стороны общины, от взрослого – ребенку, от здорового человека – больному, немощному, а также лицу с ограниченными возможностями.
Один из ключевых факторов, который послужил возникновению в России социальной работы как отрасли знания – это указ Госкомтруда СССР от 1991 года. В нем говорилось о том, что в обществе появилась нужда во введении совершенно новой профессиональной квалификации в учебные заведения по различным формам обучения – квалификация «социальный работник». С этого же момента начинаются достаточно активные исследования по истории социальной работы, а также по ее теории, функциям, целям и задачам, а также направлениям, по которым она осуществляется в первую очередь.
Но стоит отметить, что исследования, которые посвящены истории социальной работы конкретно в России очень мало, от чего складывается впечатление, что она появилась как раз лишь в начале 90-х годов 20 века. Но на самом деле историческое становление социальной работы в России прошло несколько этапов.
Этапы развития и становления социальной работы
Толчком для становления и развития благотворительности в России стало принятие христианской веры еще в 988 году. Жены великих князей, согласно летописям, отличались благочестивостью и мудростью, и призывали людей относиться друг к другу с любовью, хранить верность, помогать слабым и беззащитным. После того, как было принято христианство социальная помощь и благотворительность сосредоточились в церквях и монастырях.
При Екатерине второй начали открываться госпитали, смирительные дома, где содержались и обучались сироты. В монастыри стали принимать солдат и тех, кто хотел посвятить себя вере и службе человеческому благополучию. Чуть позже в каждой губернии России были приняты указы об общественном призрении – помощь нуждающимся, бедным, сиротам, немощным старикам, а также тем, кто пострадал во время военных действий.
В целом становление общественной работы в истории России, а также историю общественного призрения принято подразделять на несколько ключевых этапов:
Данную этапизацию предложил А. Стог, указывая на том, что помимо типологии процесса каждый этап отражает особенности динамики развития социальной работы и благотворительности в России. Каждый из этих этапов связан с особенностями выделения субъекта социальной работы, ее объектов, а также институтов поддержки и идеологии помощи. Помимо этого, меняется понятийный язык, появляются новые термины и понятия, которые вводятся для обозначения того или иного вида социальной работы (обеспечение, защита, страхование).
Социальная работа
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». [1]
Содержание
Понятие и статус социальной работы
По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:
Социальная работа как наука
Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).
Объект исследования
Объект науки — определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.
Объект социальной работы — система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество — это система). Объект социальной работы — это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы — это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.
Предмет исследования
Предмет исследования науки — это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект — это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.
Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)
Закономерности
Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):
Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):
Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности — это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.
Принципы
Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.
Группы принципов социальной работы:
Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:
Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)
Теоретические модели
Понятийно-категориальный аппарат
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во — вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.
Классификация понятий по степени общности:
Методы исследования
Метод — это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы — способы познания действительности.
Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.
Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) — это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.
Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).
Место в системе наук
Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.
При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)
Социальная работа как профессиональная деятельность
Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.
Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.
Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.
Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».
Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.
Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.
В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).
Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.
Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:
Российская социальная работа в общественном сознании
Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т. д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.
История
Европа и США
Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:
• самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
• индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
• привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.
Россия
Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:
Архаический период (до X века)
Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:
Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X—XIII века)
Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.
Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом:
Содержание понятия «милосердие» | XI век | XII век | XIII век |
Милостыня | Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние | Благотворение, добрые дела | |
Милость | Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь | Милостыня, подаяние; плата, жалованье | Прощение, снисхождение |
Милование | Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение | Готовность помочь, оказание милости | Благосклонность, любовь |
Миловати | Поддерживать, помогать | ||
Миление | Сострадание |
Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века)
Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века)
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.
Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков)
Период государственного обеспечения (1917—1991 годы)
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. — борьба с детской беспризорностью; 1923 г. — стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. — Всероссийское общество слепых; 1926 г. — Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. — пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. — введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
Период социальной работы (1991 — по настоящее время)
Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
День социального работника
Годом ранее, аналогичный праздник появился на Украине. В 1986 г. вышло Постановление государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О проведении эксперимента по организации отделений социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»
Структура социальной работы
субъект — содержание — управление — объект
Обучение социальной работе
Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.
В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.
Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования. Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.
Субъект Федерации | Высшее учебное заведение | Среднее учебное заведение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Республики | ||||||
Адыгея | филиал Российского государственного социального университета в г. Майкопе | |||||
Алтай | Горно-Алтайский государственный университет | |||||
Башкортостан | Башкирский государственный университет, | Туймазинский юридический колледж Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа) | ||||
Ингушетия | ||||||
Кабардино-Балкарская | Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова, | Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик) | ||||
Калмыкия | ||||||
Карачаево-Черкесская | Карачаево-Черкесский филиал | |||||
Карелия | Петрозаводский государственный университет | Педагогический колледж № 1 (Петрозаводск) | ||||
Коми | Сыктывкарский государственный университет | Педагогический колледж № 3 (Воркута) Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 (Сыктывкар) | ||||
Марий-Эл | Марийский государственный технический университет | |||||
Мордовия | Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва | Саранский государственный промышленно-экономический колледж | ||||
Саха (Якутия) | ||||||
Северная Осетия | Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова | |||||
Татарстан | Казанский государственный технологический университет Казанский медицинский университет Казанский социально-юридический институт | Педагогический колледж № 1 (Казань) | Финансово-юридический колледж (Ижевск) | |||
Хакасия | Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова | |||||
Чеченская | Грозненский техникум информатики и вычислительной техники | |||||
Чувашская | филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары | |||||
Края | ||||||
Алтайский | Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, | |||||
Камчатский | филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском | |||||
Краснодарский | Институт экономики и управления Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин) | государственный педагогический университет в Армавире | ||||
Красноярский | Красноярская государственная архитектурно-строительная академия | Ачинский педагогический колледж Красноярский педагогический колледж № 2 филиал Московского открытого социального университета в г. Перми | Чайковский политехникум | |||
Приморский | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | Большекаменский технический колледж Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток) Северо-Кавказский социальный институт | ||||
Области | ||||||
Амурская | Амурский государственный университет | |||||
Архангельская | Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова, | |||||
Брянская | Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского | |||||
Владимирская | Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета, филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме | Волгоградский педагогический колледж № 2 | ||||
Вологодская | Вологодский государственный педагогический университет | |||||
Воронежская | Воронежский филиал Российского государственного социального университета | Воронежский промышленно-гуманитарный колледж | ||||
Ивановская | Ивановский государственный университет | |||||
Иркутская | Байкальский государственный университет экономики и права | Братскский педагогический колледж № 1 Иркутскский педагогический колледж № 2 ПК № 2 | ||||
Калининградская | Российский государственный университет имени Иммануила Канта | |||||
Калужская | Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского | Анжеро-Судженский политехнический колледж | Нерехтское медицинское училище | |||
Курганская | Курганский государственный университет, | Курганский технологический колледж | ||||
Курская | Курский государственный медицинский университет Курский гуманитарно-технический институт Курский институт государственной и муниципальной службы | |||||
Ленинградская | Ленинградский областной институт экономики и финансов (Гатчина) | |||||
Липецкая | Липецкий государственный педагогический университет | |||||
Магаданская | Северо-Восточный Государственный Университет | |||||
Московская | Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха) Институт бизнеса, психологии и управления (Химки) | |||||
Нижегородская | Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара, | Нижегородский авиационный технический колледж Нижегородский педагогический колледж Перевозский государственный гуманитарно-технологический колледж | ||||
Новгородская | Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики | Боровичский педагогический колледж | ||||
Новосибирская | Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Омский гуманитарный университет НОУ | Омскский химико-механический техникум Гуманитарный техникум (Омск) Оренбургский институт экономики и культуры | Оренбургский учётно-финансовый техникум | |||
Орловская | Орловская региональная академия государственной службы Орловский государственный институт искусств и культуры | |||||
Пензенская | Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского, | Пензенский педагогический колледж | ||||
Псковская | Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова | |||||
Ростовская | Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове | Азовский государственный гуманитарно-технический колледж Ростовский-на-Дону экономико-статистический колледж | ||||
Рязанская | Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Рязанский филиал Московского психолого-социального института | Рязанский медицинский колледж | ||||
Самарская | Самарская государственная академия культуры и искусств Самарский медицинский институт РЕАВИЗ | Губернский колледж (Похвистнево) Самарский социально-педагогический колледж | ||||
Саратовская | Институт социального образования, филиал Российского государственного социального университета в г. Саратове Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации (Энгельс) | |||||
Сахалинская | ||||||
Свердловская | Уральский институт социального образования, Филиал Российского Государственного Социального Университета в Екатеринбурге Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия | Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова | ||||
Смоленская | Смоленский государственный университет, | Смоленский педагогический колледж | ||||
Тамбовская | Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, филиал Московского психолого-социального института в г. Уварово филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Твери | Тверской политехнический техникум | ||||
Томская | Сибирский государственный медицинский университет | |||||
Тульская | Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого | Заокский христианский многопрофильный колледж | ||||
Тюменская | Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия им. Д. И. Менделеева, | Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий | ||||
Ульяновская | Ульяновский государственный университет | Ульяновский социально-педагогический колледж № 1 | ||||
Челябинская | Челябинский государственный педагогический университет | Магнитогорский профессионально-педагогический колледж | ||||
Ярославская | Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова | |||||
Автономные округа | ||||||
Ненецкий | ||||||
Ханты-Мансийский | Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж | |||||
Чукотский | ||||||
Ямало-Ненецкий | ||||||
Автономная область | ||||||
Еврейская | Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия | |||||
Города федерального значения | ||||||
Москва | Институт сервиса Российского государственного университета туризма и сервиса, Институт Международных Социально-Гуманитарных Связей, Московский социально-экономический институт, Российско-американский христианский институт, | |||||
Санкт-Петербург | Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Северо-Западная академия государственной службы Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
|