в каком году появилась сега приставка
История компании Sega (35 фото)
Эпоха игровых автоматов
Появление видеоигр
1970-е годы в Америке были особым временем, особенно в Калифорнии, в которой зародилась знаменитая Кремниевая долина. Закончилась война во Вьетнаме, появлялись первые микропроцессоры и компьютеры, зарождался интернет, Стив Джобс собрал свой Apple, вышли первые Звездные войны. И разумеется, в 1970-х произошло полное обновление игровой индустрии: сменилось два поколения игровых консолей, стали появляться приставки на основе микропроцессоров, такие как Atari. Taito выпустили Space Invaders – первую популярную видеоигру.
Менялись технологии, менялось мышление и отношение к играм. Чтобы идти в ногу со временем, Sega начала стремительно расширяться, привлекать все новых и новых разработчиков игр, приобрела фирму Gremlin Industries для разработки и производства новых микропроцессоров для игровых автоматов. Ставка была сделана на будущее и новейшие разработки. В результате в 1979 у Sega/Gremlin появилась видеоигра Head On в инновационном жанре maze chase, который основан на передвижениях в лабиринте. До этого игры чаще были основаны на стрельбе. Жанр затем популяризировала игра Pac-Man.
Игра Monaco GP 1979 года стала одной из первых гоночных игр в кабинах, имитирующих автомобиль. А в 1981 году появился хит – Turbo. До этой игры гоночные игры выглядели плоско и использовали перспективу с высоты птичьего полета. В Турбо стал виден горизонт в конце дороги. Разработчики ввели в игру простой эффект масштабирования: деревья и дома становились больше, пока машина проезжала мимо них. Эту тенденцию другие компании начали повторять и дополнять.
Zaxxon 1982 года
Это игра, которая неплохо выглядит и сейчас. Талантливые разработчики создали эффект трехмерности за счет угла обзора, движения фона и использования нескольких слоев изображений.
Planet of Zoom 1982 года
В ней трехмерный эффект достигался за счет увеличения масштаба.
Персональные игры
Основатели Сеги понимали, что микропроцессоры – это только начало развития видеоигр. Компьютеры становились персональными, и игры также перемещались в дома. У Sega была отличная репутация и поэтому они уверенно начали план покорения рынка домашних консолей.
1981 год – в Японии начинаются пробные продажи первой игровой приставки Sega Game-1000, созданной на базе 8-битного процессора Zilog Z80.
Что же помешало SG-1000 стать популярной приставкой? Возможно, слишком позднее появление. Она не была уникальной. Рынок к тому времени уже заполонили многочисленные игровые консоли, часто похожие как две капли воды. Люди отдавали предпочтение тем, которые стоили дешевле.
1983 год – в индустрии компьютерных игр произошел кризис. Популярная компания Atari стала постепенно исчезать с рынка, и это произошло со многими приставками. Многообразие породило жесткую конкуренцию и отбило у многих желание производить консоли. Sega вкладывает огромные деньги в развитие графики и в разработку новых технологий.
Единственной, кто чувствовала себя уверенно в тот год, была японская компания Nintendo. В этом же году в Японии стартовали продажи Family Computer (Famicom), 8-битной игровой приставки. Famicom была стоила недорого, поэтому сразу стала фаворитом у геймеров.
1984 год – Sega выпустила SG-1000 II, создав целый отдел домашних консолей, нашла новых талантливых разработчиков.
Ю Сузуки написал свою первую игру Champion Boxing, а будущий создатель Соника, Юдзи Нака написал Girl’s Garden. Вышла игра Doki Doki Penguin со сложными головоломками и Orguss с визуальным параллакс эффектом.
В 1985 году Ю Сузуки выпустил Hang-On и Space Harrier.
1985 год – Nintendo представила консоль Famicon для Европы и США, переименовав её в NES (Nintendo Entertainment System). 8-битная консоль покорила мир на долгие годы. Передовые игры Сеги больше не интересовали геймеров.
1986 год – Nindendo (NES) принадлежали 90% рынка игровых приставок, а Sega и Atari — оставшиеся 10%. Sega выпускает приставку Sega Mark III (она же Master System), и за четыре месяца продаёт 125 тысяч штук.
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
Sega делала ставки на то, чтобы усилить свои позиции в качестве разработчика консольных игр с самой передовой графикой. Репутацию создавали Fantasy Zone, Space Harrier, Wonder Boy, Choplifter и Zaxxon, Outrun, After Burner и Shinobi, Altered Beast, Alex Kidd in Miracle World.
Геймеры любили персонажа Алекс Кидда, поэтому именно он сначала считался неофициальным талисманом платформы, наряду с волком из Altered Beast, входившим в комплект к приставке. Легендарный еж Соник появился позже.
1987 год, январь – компания Sega удивила всех новым товаром: 3D-очками, которые позволяли увидеть полноцветные 3D-изображения на экране телевизора. Зрители на выставке Consumer Electronics Show были заворожены объемным эффектом. Это было действительно невероятно для тех лет. Но когда инновационный аксессуар был выпущен, его почти никто не стал покупать. Дело было в непомерно высокой цене и совместимости лишь с небольшим набором игр.
16 бит. Genesis может то, что не может Nintendo
В компании знали, что они имеют превосходный продукт, и им нужно было лишь создать шум по этому поводу. Поэтому они напрямую ставили рядом две приставки, порой якобы «рекламируя» Nintendo. Сразу бросалась в глаза устаревшая графика, писклявый звук 8-битной системы и отсутствие «взрослых» игр.
Еще до выхода Sega Mega Drive Калинске просчитал слабые стороны и разработал мощную стратегию продвижения в США. Вместе с игровой индустрией взрослели и игроки, поэтому одна из ставок была сделана на спортивные игры. Sega подписала контракт с популярным 49-летним защитником Джо Монтана из Сан-Франциско и создала игру Joe Montana Football, а затем еще несколько игр со звездами футбола.
Вторым сильным ходом был выпуск игры Michael Jackson’s Moonwalker с королем поп-музыки в главной роли. Персонаж Майкла Джексона сражается с врагами, но не забывает танцевать и ходить своей знаменитой «лунной походкой». Параллельно, Sega распускала слухи о некоем таинственном новом талисмане.
Соник
Сеге нужен был талисман, демонстрирующий мощь 16-битной системы и Sonic The Hedgehog отлично справлялся с этой ролью. Разработчики понимали сильные стороны Mega Drive, поэтому максимально ускорили анимацию персонажа и насытил игру красочной графикой.
Персонаж был разработан в Японии Наото Осима и первоначально назывался «Мистер Needlemouse». Позже Наото признался, что просто переместил голову Кота Феликса (Felix the Cat) на тело Микки Мауса. Он был удивлен, что никто в SEGA этого не заметил.
Тем временем в России
В журнале про игры «Видео-асс» (№6) 1994 года с энтузиазмом описали появление Сеги: «Кажется, нас можно поздравить. По оценке «Стиплер», мы доросли до 16-разрядных «Сега Мегадрайв»!» С тех пор журнал стал писать не только о NES и увеличился вдвое, с 24 до 50 страниц».
Все сразу поняли, что Мега Драйв – совсем другое дело. Картриджи для нее были черные в отличии от ярко-желтых для Денди, графика более придвинутой, игры взрослее, на джойстике было больше кнопо. Мало кто мог себе ее позволить тогда, поэтому обладатели черных картриджей были в большом почете. В игральные клубы набивалось куча народу, чтобы поиграть хоть часик в Mortal Combat, Sonic, Comix Zone, Червяка Джима или даже просто прокомментировать чужую игру.
Взрослые игры
Игра Mortal Kombat появилась в 1992 году и стала самым успешным файтингом за всю историю видеоигр. Причем изначальной идеей Midway Games было сделать файтинг с участием Жана-Клода Ван Дама, любимого во всем мире по фильмам «Кикбоксер» и «Двойной удар».
Nintendo не допускала жестокости, поэтому полностью отказалась от насилия в Mortal Kombat и других играх: кровь там стала серой, а позднее зеленой, «фаталити» подверглись цензуре и были изменены на менее изощренные. (Правда, после третьей части игры цензура перестала существовать, а игры становились все жестче).
Для многих возрастные ограничения и тайные комбо на Mega Drive сделали жестокость игры еще более соблазнительной. Mortal Kombat стала игрой, знаменитой своими «пасхальными яйцами». Так американцы называли секретные послания и персонажей, которые появлялись при сложной комбинации действий. Эти комбинации переписывали в тетради во многих странах мира. Забавно, что один из секретных персонажей, красный ниндзя Ермак, был багом, то есть простой технической ошибкой. Персонаж Скорпиона сменял цвет с жёлтого на красный, при этом его имя менялось на «Error Macro», что сокращенно превратилось в Ermac. Разработчики многократно говорили фанатам игры, что это лишь ошибка, но в итоге сдались и ввели секретного персонажа в красном, открыть которого в игре Ultimate Mortal Kombat 3 можно, введя код 12344-44321.
Второй игрой, из-за которой всполошились американские родители, стала игра-ужастик Night Trap 1995 года, сделанная в жанре FMV (игры с видео). Увлечение играми FMV в те годы было массовым, похожим на увлечение игрушками Тамагочи или другими забавами 90-х годов, но затем их также быстро забыли. Эти игры состояли почти полностью из видео-клипов, создавая эффект интерактивного кино.
Консольные войны
32-битной приставкой стала Sega Saturn, которая вышла в 1994 году и была явно недоработанной и дорогой. Игры к ней варьировались от более-менее приемлемых до ужасных.
Библиотека игр для Dreamcast была ударной: новый трехмерный Sonic Adventure, файтинги Shenmue, Virtua Fighter 3, Soul Calibur и Power Stone, музыкальная игра Space Channel 5 и водные гонки Hydro Thunder. Dreamcast становится самой продаваемой консолью.
Компания Sega в наши дни
Вот уже более 15 лет Sega официально не выпускает приставки и старается не оглядываться назад. Этим занимаются другие компании. Sega не прекратила существование, а занимается сейчас разработкой игр и созданием новых игровых автоматов, которые до сих пор популярны в Японии.
Лишь в 2007 году Sega вспомнила прошлые консольные войны с Nindendo и выпустила игру Mario&Sonic на платформе Wii.
Энтузиасты до сих пор пишут игры под легендарную Mega Drive, больше всего запомнившуюся геймерам. Приставки Mega Drive стали выпускать другие заводы по примерно))) той же технологии.На них можно опробовать секретные комбо из школьных тетрадок, вспомнить 90-е, проронить скупую мужскую слезу и послушать знакомые с детства звуки на полную громкость.
История приставок sega mega drive/genesis (44 фото + 6 тянучек)
В конце 80-х годов двадцатого века игровые приставки третьего поколения начали постепенно отходить на задний план. Технологии развивались неимоверно быстро. В 1987 году первой ласточкой четвертого поколения стала приставка PC-Engine или TurboGrafx-16. Это была 16-битная приставка совместного производства NEC и Hudson Soft. До появления других приставок нового поколения, творение NEC расходилось с завидной скоростью. Как и с Famicom/NES, производители вновь проигнорировали европейский рынок. В родной Японии передовая PC-Engine даже опередила по продажам Famicom. Эта популярность сыграла с NEC злую шутку. Посчитав, что приставка разойдется в Америке хорошо, в NEC проигнорировали рекламу, что привело к печальным последствиям. В Европе и в остальном мире продажи вообще решили остановить. И спустя четыре года, PC-Engine ушла с рынка, уступив под натиском мощных рекламных компаний Sega и Nintendo.
Приставка четвертого поколения от Sega – Sega Mega Drive, она же Sega Genesis, вышла годом позже, после старта продаж PC-Engine. К сожалению, она не смогла стать такой же популярной в Японии, как консоли NEC или Nintendo. Зато в остальном мире, Sega Mega Drive заявила о себе в полной мере и до выхода SNES прочно держала первенство, даже на территории США.
Впрочем, и после выхода приставки четвертого поколения от Nintendo, Sega довольно нехотя сдавала позиции из-за агрессивной рекламы. Также у Sega было то, чего не могла дать Nintendo своим игрокам – очень много спортивных симуляторов и игр для «взрослых». Ну и конечно, свой результат в успех Mega Drive внесло решение о снижении стоимости консоли на 50 долларов США, что позволило приставке выглядеть более желанной чем SNES.
Характеристики и особенности
За графику отвечает 16-битный видеоконтроллер Sega Mega Drive с 64 Кб видеопамяти. Процессор снабжен 3-мя контроллерами полигонального вывода, 2-мя контроллерами частоты обновления и контроллером вывода спрайтов. Консоль способна выдавать на экране до 64 цветов одновременно, а также отображать до 80 спрайтов. Разрешение экрана 320х224.
Стандартные контроллеры
Контроллер для Mega Drive развил идеи, представленные в свое время разработчиками из Nintendo для контроллеров к Famicom\NES. D-pad, так называемая «крестовина», используемая для движения, расширила свои возможности и стала восьми направленной. Кроме нее, в первых версиях контроллера имелось три кнопки A, B и C и Start. Пару лет спустя на контроллере появились три дополнительные кнопки для действий X, Y и Z, а также кнопка Mode.
Кроме того, компанией Sega был выпущен еще и беспроводной контроллер Remote Arcade Pad. И это, несомненно, лучший беспроводной контроллер, среди приставок не только четвертого, но и пятого поколения. Подключался к консоли он с помощью дополнительного адаптера, который занимал оба гнезда под геймпады. Но адаптер, к счастью, спокойно может поддерживать до двух контроллеров. Работают они от пары пальчиковых батареек, и спокойно видятся консолью с расстояния 3-4 метров.
Аксессуары
В своем желании превзойти Nintendo, Sega тоже выпустила огромное множество дополнительных периферийных устройств. Некоторые из них были действительно интересны и удобны, другие были интересны и недоработаны, а третьи были попросту провальными.
SEGA CD
В 1991 году компания Sega пришла к выводу, что будущее за CD-дисками. И в конце года Sega, совместно с JVC, представили общественности Sega CD. Кроме того, что устройство позволяло консоли понимать CD-диски и расширяло ее технические возможности. Sega CD имело ОЗУ, питаемое от дополнительного источника питания, и использовало его для сохранения конфигураций, а также сохранения прогресса в прохождении игр.
SEGA 32X
Устройство для приставок Sega было создано в ходе нелепой попытки продержать свои консоли на плаву чуть дольше. Изначально, Sega 32X задумывалось как отдельная приставка под названием Project Jupiter. Впоследствии, руководство Sega в Америке пришло к выводу, что технологических новшеств в устройстве недостаточно, чтобы считаться самостоятельным продуктом. В результате продукт вышел под именем Sega 32X, как периферия.
Но Sega прогадала не с игроками, а с разработчиками. Sega 32X вышла практически одновременно с Sega Saturn, разработчики игр не видели смысла делать игры для устаревшей консоли. В связи с этим, Sega не смогла выполнить обещания, о большой линейке игр и покупатели Sega 32X негодовали
POWER BASE CONVERTER/MASTER SYSTEM CONVERTER 2
Power Base Converter/Master System Converter 2 – конвертеры, устанавливаемые в разъем для картриджа приставки; позволяют запускать на Sega Mega Drive игры от приставки Master System. Довольно полезная штуковина, в несколько раз расширяющая библиотеку игр
СВЕТОВЫЕ ПИСТОЛЕТЫ
Официальным световым пистолетом для приставок Sega стало нечто под названием Menacer. Выглядит устройство вполне футуристично, а также снабжено прицелом и прикладом. Его отличительной особенностью было отсутствие проводов. Menacer подключался к консоли через инфракрасный датчик. Но пользователям данная диковина не зашла. Для светового пистолета приставка от Sega располагала набором из шести простеньких игр. И этого было чрезвычайно мало, для того, чтобы появился смысл его купить
SEGA MOUSE/SEGA MEGA MOUSE
Отличилась Sega и мышкой своего производства. Японии и Европе досталась двухкнопочная Sega Mouse c шаровым приводом. Причем сам шар мог использоваться в качестве третьей кнопки, или, если его перевернуть, в качестве простенького трекбола. В США мышь преобразилась в трехкнопочную и потеряла свои “трекбольные” функции. Под управления мышью было адаптировано 10 игр на Sega Mega Drive и 16 игр на Sega Mega CD
BATTERUP И TEEVGOLF
BatterUp – пенопластовый контроллер для приставок Genesis и SNES, исполненный в виде бейсбольной биты. Сделано это было в виду большой популярности данной спортивной игры в Америке.
TeeVGolf – еще одна разновидность контроллеров для Genesis и SNES. Устройство представляло из себя нечто отдаленно напоминающее клюшку для гольфа и панель с инфракрасными датчиками, которая считывала ваши удары. Работало данное устройство только с играми PGA Tour Golf
SEGA ACTIVATOR
Следующее устройство управления было создано исключительно для файтингов. Устройство представляло собой эдакий восьмиугольник, каждая грань которого была снабжена инфракрасным сенсором. Когда игрок перекрывал луч рукой или ногой, на консоль отсылалась команда, соответствующая той или иной кнопке.
И вроде задумка была интересной, ведь дети очень любили махать руками и ногами, даже просто так. А тут можно было еще и виртуальному сопернику наподдать. Но получилось, как всегда. Устройство работало крайне нестабильно и частенько ловило помехи
THE FOOTPEDAL
Самые настоящие педали, для наибольшего погружения в мир гонок. Работала педаль только в комплекте с основным контроллером и было достаточно удобным. Это устройство не было эксклюзивным и выходило для различных игровых приставок и даже компьютеров того времени
Программное обеспечение Piano Teaching System содержало в себе множество обучающих уроков на самые разнообразные музыкальные жанры. И могло неслабо поднатаскать вас в игре на клавишных, вот только стоило оно почти 500 американских денег, на чем и прогорело.
SEGA ACTION CHAIR
Крайне жуткое устройство, частично позаимствованное у Nintendo. Ничем особенным от своего предшественника не отличается. Sega Action Chair позволяет использовать свое тело в качестве контроллера. Для движения приходится нагибаться в разные стороны, а за действия отвечают кнопки, расположенные на рычагах. Чего уж говорить, управлять игрой в таком положении крайне сложно, и не очень-то и хочется
STUNTMASTER
Огромные очки «виртуальной реальности» для приставок Mega Drive/Genesis. Помимо вывода изображения, этот мини-телевизор умел отслеживать повороты головы и создавал иллюзию трехмерного окружения. Очки, как и многие другие подобные устройства, шли в комплекте с головной болью от длительного использования. А так как желающих получать головную боль за большие деньги, в те времена, было мало, StuntMaster прогорел. Впрочем, кроме этого были еще и другие причины. Игр, предназначенных для очков, было мало, а денег за это просили много, да и само устройство оказалось весьма неудобным
MEGA-CD KARAOKE.
Еще у Sega была своя караоке-машина с блэк-джеком и… Работало сие устройство исключительно на CD-дисках и, в отличие от караоке для Famicom/NES, обладает куда большим функционалом.
Два порта под микрофоны с возможностью настраивать эти микрофоны, независимо друг от друга. Также Mega-CD Karaoke умеет воспроизводить обычные музыкальные CD-диски и отлично заглушает на них дорожку с вокалом. Это позволяет вам подпевать под абсолютно любой диск, главное текст песни знать
VIDEO JUKEBOX
Video Jukebox – наверное, самое странное устройство для домашних игровых консолей среди всех поколений. Все что оно может – это позволяет вам играть в разные игры, не меняя картриджи. Это был эдакий адаптер, рассчитанный на шесть картриджей. Вы заполняете его слоты играми, а потом просто переключаете их. Если шести игр вам мало, покупайте еще один Jukebox и соединяйте его с приставкой. Такой фокус можно провернуть до шести раз, тогда вы получите возможность играть в 36 игр, без надобности искать и заменять картриджи. Но в любом случае, рано или поздно, это все равно придется делать. Video Jukebox поддерживает приставки Genesis, SNES и Atari Jaguar
SEGA MAGIC DRIVE
Сие оборудование могло скопировать содержимое картриджей на флоппи-диски, и что самое интересное, обратно. Копирование происходило в формате SMD и файлы этого формата замечательно эмулировались на домашних ПК. Стопроцентно, самое полезное устройство для SMD
SEGA MEGA MODEM И X-BAND
Парочка сетевых модемов для приставок Mega Drive и Genesis. В Японии это был Sega Mega Modem. Он позволял подключаться к онлайн-службе Sega Meganet. Система поддерживала режим сетевой игры в 17 играх. Чуть позже появилась Sega Channel. Служба, работающая от кабельного телевидения. При ее помощи можно было даже игры качать, по одной в месяц. Игры загружались во внутреннюю память консоли и удалялись после отключения электропитания
В Америку подобная технология от Sega так и не добралась, зато нашлись свои умельцы из Catapult Entertainment. В 1994 году они создали устройство X-Band. А год спустя представили аналогичное устройство для SNES. Благодаря ему можно было играть онлайн, читать новости и даже пользоваться электронной почтой.
Распространенные проблемы
Пожалуй, единственной распространенной проблемой лицензионных приставок Mega Drive и Genesis стали слабоватые контроллеры, идущие в комплекте с приставками. В них частенько выходил из строя D-pad, делая невозможным движения или в одну сторону
Как и с играми для Famicom/NES, конструкции картриджей, от игры к игре, отличались, причем иногда достаточно сильно. В магазинах всегда можно было встретить картриджи различной ценовой категории, в зависимости от степени навороченности игры.
Чаще всего на плате располагалась DIP-микросхема MaskROM. Некоторые модели содержали в себе ПЗУ и микросхему RAM, питающуюся от батарейки. Такие картриджи могли сохранять прогресс в играх, до тех пор, пока батарейка не разряжалась
Кроме обычных картриджей, был у Sega Genesis и один специализированный вид, разработанный фирмой Codemasters. Этот картридж содержал в себе, помимо игры, два дополнительных порта для контроллеров. Как не сложно догадаться, позволял играть вчетвером. Но игр на подобных картриджах было не так уж и много
История возникновения приставки Sega
Многие из нас в своем детстве играли в приставку Сега Мегадрайв, которая, вместе с Денди, открыла нам Новую реальность. Мы собирались на квартирах, чтобы вместе с друзьями поиграть в Sonic The Hedgehog, Golden Axe, Mortal Kombat и другие игры. Это было более 20 лет назад, однако мир узнал о Сеге гораздо раньше.
Эпоха игровых автоматов
Рождение компании Sega пришлось на далекие 40-е годы прошлого века. Тогда это были не приставки, а крупные игровые автоматы, стоявшие в барах и комнатах отдыха. Играли в них не подростки, а американские солдаты, снимавшие стресс после перестрелок. Первые такие автоматы появились на военных базах США на Гавайских островах. Это были игры типа пинбол и «Однорукий бандит».
В 1952 году компания стала называться Service Games of Japan и импортировать игры в Японию. Примерно в это же время энергичный американец по имени Дэвид Розен владел в Японии сетью кабинок моментальной фотографии, и музыкальными автоматами, в которых играл американский и японский рок-н-ролл. Оба американских ноу-хау были в новинку для японцев и пользовались большим успехом. Японцы хотели развлечений и Розен решил расширить бизнес Rosen Enterprises и продавать аркадные автоматы.
В 1964 году пути двух компаний сошлись. После слияния SErvice GAmes и Rosen Enterprises появилось название SEGA Enterprises Ltd. Началась активная разработка новых игр.
В 1969 году большая часть компании переехала из Японии в США.
В 1975 году в Калифорнии появился аркадный автомат Bullet Mark, имитирующий тир. Он считался «олдскульным», но все равно пользовался популярностью: стрельба по мишени никогда не теряла актуальности.
Игровые автоматы Periscope и Bullet Mark
Появление видеоигр
1970-е годы в Америке были особым временем, особенно в Калифорнии, в которой зародилась знаменитая Кремниевая долина. Закончилась война во Вьетнаме, появлялись первые микропроцессоры и компьютеры, зарождался интернет, Стив Джобс собрал свой Apple, вышли первые Звездные войны. И разумеется, в 1970-х произошло полное обновление игровой индустрии: сменилось два поколения игровых консолей, стали появляться приставки на основе микропроцессоров, такие как Atari. Taito выпустили Space Invaders – первую популярную видеоигру.
Менялись технологии, менялось мышление и отношение к играм. Чтобы идти в ногу со временем, Sega начала стремительно расширяться, привлекать все новых и новых разработчиков игр, приобрела фирму Gremlin Industries для разработки и производства новых микропроцессоров для игровых автоматов. Ставка была сделана на будущее и новейшие разработки. В результате в 1979 у Sega/Gremlin появилась видеоигра Head On в инновационном жанре maze chase, который основан на передвижениях в лабиринте. До этого игры чаще были основаны на стрельбе. Жанр затем популяризировала игра Pac-Man.
Игровой автомат и геймплей Head On
Игра Monaco GP 1979 года стала одной из первых гоночных игр в кабинах, имитирующих автомобиль. А в 1981 году появился хит – Turbo. До этой игры гоночные игры выглядели плоско и использовали перспективу с высоты птичьего полета. В Турбо стал виден горизонт в конце дороги. Разработчики ввели в игру простой эффект масштабирования: деревья и дома становились больше, пока машина проезжала мимо них. Эту тенденцию другие компании начали повторять и дополнять.
Игровой автомат и геймплей Turbo
Zaxxon 1982 года – это игра, которая неплохо выглядит и сейчас. Талантливые разработчики создали эффект трехмерности за счет угла обзора, движения фона и использования нескольких слоев изображений. Посмотрите сами.
Игровой автомат и геймплей Zaxxon
Planet of Zoom 1982 года. В ней трехмерный эффект достигался за счет увеличения масштаба.
Геймплей игры Planet of Zoom
Эти годы стали золотыми для Сеги и сделали компанию лидером среди аркадных видеоигр.
Персональные игры
Основатели Сеги понимали, что микропроцессоры – это только начало развития видеоигр. Компьютеры становились персональными, и игры также перемещались в дома. У Sega была отличная репутация и поэтому они уверенно начали план покорения рынка домашних консолей.
1981 год – в Японии начинаются пробные продажи первой игровой приставки Sega Game-1000, созданной на базе 8-битного процессора Zilog Z80.
Приставка Sega Game-1000
Была запущена рекламная кампания в японском психоделическом стиле:
Реклама Sega Game-1000
Что же помешало SG-1000 стать популярной приставкой? Возможно, слишком позднее появление. Она не была уникальной. Рынок к тому времени уже заполонили многочисленные игровые консоли, часто похожие как две капли воды. Люди отдавали предпочтение тем, которые стоили дешевле.
1983 год – в индустрии компьютерных игр произошел кризис. Популярная компания Atari стала постепенно исчезать с рынка, и это произошло со многими приставками. Многообразие породило жесткую конкуренцию и отбило у многих желание производить консоли. Sega вкладывает огромные деньги в развитие графики и в разработку новых технологий.
Единственной, кто чувствовала себя уверенно в тот год, была японская компания Nintendo. В этом же году в Японии стартовали продажи Family Computer (Famicom), 8-битной игровой приставки. Famicom была стоила недорого, поэтому сразу стала фаворитом у геймеров.
Приставка Famicom от Nintendo
1984 год – Sega выпустила SG-1000 II, создав целый отдел домашних консолей, нашла новых талантливых разработчиков.
Приставка SG-1000 II
Ю Сузуки написал свою первую игру Champion Boxing, а будущий создатель Соника, Юдзи Нака написал Girl’s Garden. Вышла игра Doki Doki Penguin со сложными головоломками и Orguss с визуальным параллакс эффектом.
Champion Boxing, Doki Doki Penguin и Orguss
В 1985 году Ю Сузуки выпустил Hang-On и Space Harrier.
1985 год – Nintendo представила консоль Famicon для Европы и США, переименовав её в NES (Nintendo Entertainment System). 8-битная консоль покорила мир на долгие годы. Передовые игры Сеги больше не интересовали геймеров.
1986 год – Nindendo (NES) принадлежали 90% рынка игровых приставок, а Sega и Atari — оставшиеся 10%. Sega выпускает приставку Sega Mark III (она же Master System), и за четыре месяца продаёт 125 тысяч штук.
Приставка Sega Mark III / Sega Master System
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
Рекламный плакат Sega Master System
Sega делала ставки на то, чтобы усилить свои позиции в качестве разработчика консольных игр с самой передовой графикой. Репутацию создавали Fantasy Zone, Space Harrier, Wonder Boy, Choplifter и Zaxxon, Outrun, After Burner и Shinobi, Altered Beast, Alex Kidd in Miracle World.
Геймеры любили персонажа Алекс Кидда, поэтому именно он сначала считался неофициальным талисманом платформы, наряду с волком из Altered Beast, входившим в комплект к приставке. Легендарный еж Соник появился позже.
Alex Kidd
1987 год, январь – компания Sega удивила всех новым товаром: 3D-очками, которые позволяли увидеть полноцветные 3D-изображения на экране телевизора. Зрители на выставке Consumer Electronics Show были заворожены объемным эффектом. Это было действительно невероятно для тех лет. Но когда инновационный аксессуар был выпущен, его почти никто не стал покупать. Дело было в непомерно высокой цене и совместимости лишь с небольшим набором игр.
Очки 3D от Sega
16 бит. Genesis может то, что не может Nintendo
Приставка Sega Mega Drive
В компании знали, что они имеют превосходный продукт, и им нужно было лишь создать шум по этому поводу. Поэтому они напрямую ставили рядом две приставки, порой якобы «рекламируя» Nintendo. Сразу бросалась в глаза устаревшая графика, писклявый звук 8-битной системы и отсутствие «взрослых» игр.
Японская реклама Sega Mega Drive
Рекламные ролики Sega Genesis
Будущая победа компании стала результатом детально продуманного плана, разработанного новым вице-президентом – Томом Калинске и новым управляющим американского филиала компании – Майклом Катцем. Калинске до работы в Sega сделал популярными кукол Barbie, поэтому его решениям полностью доверяли в японском офисе. Он умел вести неравный бой.
Том Калинске с фигуркой Соника
Еще до выхода Sega Mega Drive Калинске просчитал слабые стороны и разработал мощную стратегию продвижения в США. Вместе с игровой индустрией взрослели и игроки, поэтому одна из ставок была сделана на спортивные игры. Sega подписала контракт с популярным 49-летним защитником Джо Монтана из Сан-Франциско и создала игру Joe Montana Football, а затем еще несколько игр со звездами футбола.
Joe Montana Football
Вторым сильным ходом был выпуск игры Michael Jackson’s Moonwalker с королем поп-музыки в главной роли. Персонаж Майкла Джексона сражается с врагами, но не забывает танцевать и ходить своей знаменитой «лунной походкой». Параллельно, Sega распускала слухи о некоем таинственном новом талисмане.
Michael Jackson’s Moonwalker
Соник
Сеге нужен был талисман, демонстрирующий мощь 16-битной системы и Sonic The Hedgehog отлично справлялся с этой ролью. Разработчики понимали сильные стороны Mega Drive, поэтому максимально ускорили анимацию персонажа и насытил игру красочной графикой.
Персонаж был разработан в Японии Наото Осима и первоначально назывался «Мистер Needlemouse». Позже Наото признался, что просто переместил голову Кота Феликса (Felix the Cat) на тело Микки Мауса. Он был удивлен, что никто в SEGA этого не заметил.
Микки Маус + Феликс (Felix the Cat) = Соник
В японской версии Соник имел клыки, игольчатый воротник, был синий и имел подругу по имени Мадонна. В США Соник потерял свои клыки, девушку и стал окрашен в цвета американского флага.
Стратегия сработала и к концу года было продано около миллиона приставок. Том Калинске превратил аутсайдера в лидера рынка. «Hyakumandai!» – скандировал Хаяо Накаяма. «Один миллион единиц!»
Реклама Sega: «Добро пожаловать на новый уровень»
Тем временем в России…
Практически в это же время Sega стала проникать на российский рынок. Это было начало чего-то невиданного.
Журнал «Видео-асс» (№6) 1994 года
В журнале про игры «Видео-асс» (№6) 1994 года с энтузиазмом описали появление Сеги: «Кажется, нас можно поздравить. По оценке «Стиплер», мы доросли до 16-разрядных «Сега Мегадрайв»!» С тех пор журнал стал писать не только о NES и увеличился вдвое, с 24 до 50 страниц».
Все сразу поняли, что Мега Драйв – совсем другое дело. Картриджи для нее были черные в отличии от ярко-желтых для Денди, графика более придвинутой, игры взрослее, на джойстике было больше кнопо. Мало кто мог себе ее позволить тогда, поэтому обладатели черных картриджей были в большом почете. В игральные клубы набивалось куча народу, чтобы поиграть хоть часик в Mortal Combat, Sonic, Comix Zone, Червяка Джима или даже просто прокомментировать чужую игру.
Взрослые игры
Игра Mortal Kombat появилась в 1992 году и стала самым успешным файтингом за всю историю видеоигр. Причем изначальной идеей Midway Games было сделать файтинг с участием Жана-Клода Ван Дама, любимого во всем мире по фильмам «Кикбоксер» и «Двойной удар».
Журнал «Видео-асс» (№14) 1995 года
Вариантов «фаталити» было множество: обезглавливание, снятие кожи, разрезание надвое, четвертование, поджег, вырывание хребета, сдавливание противника приспособлением для уплотнения мусора и т.д.
Пример фаталити с вырыванием хребета
Sega крайне элегантно разрешила этот конфликт: малыши были защищены от «фаталити» и вида насилия с помощью первой системы возрастных рейтингов V.R.C. (Videogame Rating Council), а взрослые геймеры могли беспрепятственно лить реки крови и вырывать позвоночники, стоило лишь ввести секретную комбинацию.
Videogame Rating Council
Nintendo не допускала жестокости, поэтому полностью отказалась от насилия в Mortal Kombat и других играх: кровь там стала серой, а позднее зеленой, «фаталити» подверглись цензуре и были изменены на менее изощренные. (Правда, после третьей части игры цензура перестала существовать, а игры становились все жестче).
Для многих возрастные ограничения и тайные комбо на Mega Drive сделали жестокость игры еще более соблазнительной. Mortal Kombat стала игрой, знаменитой своими «пасхальными яйцами». Так американцы называли секретные послания и персонажей, которые появлялись при сложной комбинации действий. Эти комбинации переписывали в тетради во многих странах мира. Забавно, что один из секретных персонажей, красный ниндзя Ермак, был багом, то есть простой технической ошибкой. Персонаж Скорпиона сменял цвет с жёлтого на красный, при этом его имя менялось на «Error Macro», что сокращенно превратилось в Ermac. Разработчики многократно говорили фанатам игры, что это лишь ошибка, но в итоге сдались и ввели секретного персонажа в красном, открыть которого в игре Ultimate Mortal Kombat 3 можно, введя код 12344-44321.
Второй игрой, из-за которой всполошились американские родители, стала игра-ужастик Night Trap 1995 года, сделанная в жанре FMV (игры с видео). Увлечение играми FMV в те годы было массовым, похожим на увлечение игрушками Тамагочи или другими забавами 90-х годов, но затем их также быстро забыли. Эти игры состояли почти полностью из видео-клипов, создавая эффект интерактивного кино.
Night Trap
Mega Modem от Sega
Sega Game Gear
Sega Mega CD
Приставка Genesis II (MegaDrive 2)
Sega Nomad
Консольные войны
Sega так разогнались, так старалась быть первой в технических достижениях, что часто выпускала продукт намного раньше, чем это стоило делать. Компания с середины 90-х представила несколько технических модификаций, которые могли бы стать культовыми, но почему-то не сложилось: это SEGA Mega CD и 32-битную приставку. Именно эти системы ее позднее и погубят.
Многие связывают это с несогласованностью японского и американского офиса. Каждый видел дальнейшее развитие компании по-разному: кто в лазерных дисках, кто в карманных устройствах, кто в 32 и 64-битной системе, а кто и вовсе в возвращении к аркадным автоматам. Например, Калинске хотел сделать CD-приставку и уже начал общаться с Sony, но Накаяма отказался от этой затеи. В результате Sony выпустили знаменитую Play Station в одиночку. От затеи разработать 64-битную приставку у Silicon Knights Накаяма также наотрез отказался, и эта идея воплотилась в Nintendo 64.
Sega Mega Drive + Sega CD + Sega 32X
32-битной приставкой стала Sega Saturn, которая вышла в 1994 году и была явно недоработанной и дорогой. Игры к ней варьировались от более-менее приемлемых до ужасных.
Sega Saturn
Рекламные постеры 90-х были ориентированы на взрослую аудиторию. Главным хитом была Virtua Fighter, игра в 3D, поэтому первую партию приставок раскупили сразу же, как только они появились на полках магазинов, но фанаты были разочарованы. Приставку прозвали «Ящиком Пандоры», и о ней забыли как только вышла легендарная Sony Play Station.
В Sega разгорелся скандал, поскольку сразу стала очевидна непродуманность стратегии компании: к выходу Sega Saturn не успели договориться с магазинами, не успели выпустить рекламу и разработать игры. Долги компании составляли 270 миллионов долларов. Крайним сделали Калинске, уволив его в 1996 году.
Sega Dreamcast
Библиотека игр для Dreamcast была ударной: новый трехмерный Sonic Adventure, файтинги Shenmue, Virtua Fighter 3, Soul Calibur и Power Stone, музыкальная игра Space Channel 5 и водные гонки Hydro Thunder. Dreamcast становится самой продаваемой консолью.
Sonic Adventure
Soul Calibur
Узнав о том, что Microsoft и Nintendo разрабатывают Xbox и GameCube, 31 января 2001 года разоренная Sega объявила о прекращении производства домашних консолей.
Компания Sega в наши дни
Вот уже более 15 лет Sega официально не выпускает приставки и старается не оглядываться назад. Этим занимаются другие компании. Sega не прекратила существование, а занимается сейчас разработкой игр и созданием новых игровых автоматов, которые до сих пор популярны в Японии.
Лишь в 2007 году Sega вспомнила прошлые консольные войны с Nindendo и выпустила игру Mario&Sonic на платформе Wii.
Игра Mario & Sonic для Wii
Энтузиасты до сих пор пишут игры под легендарную Mega Drive, больше всего запомнившуюся геймерам. Приставки Mega Drive стали выпускать другие заводы по той же технологии. Они такие же, как были у нас в детстве и стоят не 20-30 тысяч, как Xbox One и Playstation 4, а гораздо меньше. На них можно опробовать секретные комбо из школьных тетрадок, вспомнить 90-е, проронить скупую мужскую слезу и послушать знакомые с детства звуки на полную громкость. Купить Sega можете в нашем магазине.
Современная Sega Mega Drive 7
Источники изображений, использованных в материале: