в каком году появилась бензопила в ссср
«Дружба» по-советски: за что любили главную бензопилу СССР
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С 1960-х годов в Советском Союзе было выпущено в серию по меньшей мере 8 моделей бензопилы «Дружба». Вне зависимости от модификации все механизированные инструменты использовали двигатель МП-1 с воздушным охлаждением. Воздух подавался в агрегат при помощи маховиков с лопатками. Питание осуществлялось от карбюратора с диафрагмой. Несмотря на заявленные 8 моделей, принципиально конструкция пилы никогда не менялась. Однако, пила постоянно совершенствовалась в мелочах. Например, в 1980-е «Дружба» получила автоматическое смазывание цепи.
Было множество качеств, за которые «Дружбу» любили и ценили советские умельцы. У пилы была очень прочная и надежная конструкция. Большинство съемных элементов фиксировались при помощи резьбовых соединений. В случае заклинивания цепи двигатель продолжал работать. При этом он был достаточно мощным и имел повышенный крутящий момент. В целом пила отличалась высоким качеством сборки. Все модели имели хромирование рабочей поверхности.
Все это делала пилу «Дружба» крайне надежным и эффективным инструментом. Срок эксплуатации пилы достигал 30 лет. Без остановки инструмент мог работать на протяжении 50 минут. При этом инструмент мог справиться с любой древесиной и имел достаточно эргономичный (по меркам второй половины XX века) дизайн. Наконец, нельзя не вспомнить о том, что многие советские доморощенные инженеры снимали с пилы «Дружба» тот самый мотор МП-1 мощностью 4 лошадиные силы и находили для него порой весьма неожиданные применения. Например, создавали на его основе моторные лодки, снегоходы, трактора и даже делали целые пилорамы.
Видео с нашего канала расскажет про простой способ заставить старые ржавые инструменты выглядеть как с прилавка:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про ножи для выживания : реальный товар или уловка маркетологов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самая первая бензопила в мире. Радость лесорубов
Процесс резки и пиления у человека в крови: начиная от батона и колбасы и заканчивая деревьями в три обхвата и глыбами мрамора. Без качественной и надежной бензопилы, прошедшей свой многовековой и еще неоконченный путь развития, свою жизнь и работу теперь не может представить ни домашних дел мастер, ни профессионал. Техника пиления была освоена первобытными людьми еще восемь тысяч лет назад с пришедшим к ним пониманием, что зазубренный инструмент режет лучше, чем гладкий. Древнейшая, дошедшая до наших времен примитивная пила для распиловки кости и дерева была сделана из цельного куска кремния – для такой работы требовалось значительное применение физической силы.
Для обработки каменных глыб в конце эпохи неолита появилась кремниевая пластина с зубцами, под которые в процессе пиления для лучшего трения сыпали смоченный водой и выполняющий роль абразива песок. Пиление насквозь при таких трудозатратах не являлось таким уж необходимым: мастер делал глубокий пропил, а затем клиновидной колотушкой раскалывал камень на две части. Именно благодаря технике пиления появилась возможность придавать изделиям правильные геометрические формы, что стало эволюционным прорывом в технологических и строительных процессах.
Историческое развитие первой бензопилы
Ключевые элементы, вошедшие в дальнейшем в конструкцию самой первой бензопилы (цепная пила Уолтера С. Шайпа, шина, карбюраторный двигатель внутреннего сгорания) были изобретены в конце XIX века.
Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.
Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.
В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43. Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.
В 1947 году лесоруб и основатель компании «Oregon» Джозеф Буфорд Кокс модернизировал пильную цепь, разработав новую C-образную форму стальных зубьев.
По-прежнему тяжелый вес инструмента ограничивал спрос на него среди рядовых потребителей, и до конца сороковых годов пила оставалась востребована только как профессиональный инструмент лесорубов и строителей. Выпущенная в 1950 году компанией STIHL сверхлегкая пила весом всего 16 килограмм произвела эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшее усовершенствование конструкции позволило в 1954 году вывести на рынок садово-строительного инструмента еще более легкую 11-килограммовую модель с двухтактным ДВС. И, начиная с этого момента, бензопила прочно закрепилась в бытовом арсенале домашних мастеров.
1959 стал годом создания безредукторной, ставшей легендой среди первых бензопил STIHL Contra с мембранным карбюратором, допускающим вращение пилы во всех пространственных плоскостях. Незначительный по сравнению с предыдущими моделями вес 12,2 кг впервые позволил работать с ней одному оператору, увеличивая производительность лесозаготовок в разы. Так началась эпоха компактных бензопил.
В 60-х годах цепные бензопилы продолжают совершенствоваться: разрабатывается антивибрационная система и электронный блок зажигания, компанией Husqvarna предлагается принцип «двух масс» с отделением двигателя от рукоятки.
Разработки 70-х годов направлены на создание максимально комфортных условий для работающего с бензопилой: появился обогрев рукояти, тормоз моментальной остановки цепи QuickStop, активируемый инерционной силой автоматический тормоз, однорычажная система управления, рычаг блокировки газа.
В середине 80-х годов разрабатывается боковое устройство натяжения цепи, система смазки цепи Ematic, экологически чистое адгезионное масло для цепей BioPlus, катализатор двухтактных двигателей.
В 90-х конкуренция между STIHL и Husqvarna дает несколько знаковых патентов: безынструментальное натяжение цепи и центробежную систему очистки воздуха Air Injection.
Двадцать первое столетие
Совершенствование и модификация как самих бензопил, так и их ключевых составляющих продолжается и в наше время. Новые и новейшие технологии позволяют делать бензопилы более мощными, экологически чистыми и экономными.
На рынке достаточно много зарекомендовавших себя производителей современных, надежных и качественных бензопил: это и стоявшие у истоков самого изобретения STIHL и Husqvarna, и другие компании – японская ECHO, итальянская Oleo-Mac, американская Partner, южнокорейская Hyundai.
Никакой «дружбы»!
Бытует мнение, что первая отечественная мотопила появилась в 50-х годах, и это была легендарная «Дружба», вокруг рождения которой нагромождено огромное количество небылиц. На самом деле, отечественные бензопилы появились за два десятилетия до «Дружбы» и успели не только повоевать в Финскую и Великую Отечественную войны, но даже… получить «Оскара».
Бензопилы вермахта
Во время войны, в самой Германии и на подконтрольных ей территориях располагалось несколько производителей моторных пил, поэтому проблем с выбором у немцев не было. Самыми известными, пожалуй, являются две модели — Dolmar CL и Stihl KS43, представлявшую собой более мощную версию моделей Stihl BDKH и Stihl BDK середины 1930-х.
Конечно, это не единственные модели бензопил, доступные германской армии во время Второй Мировой войны, но именно на них обычно ссылаются в тех случаях, когда хотят сравнить «у них и у нас». «У нас», как правило, показывают ручные пилы и делают выводы о несопоставимом техническом оснащении армий Германии и СССР. Но справедливы ли эти выводы?
Бензопилы Красной армии
В разное время эту модель производили мотоциклетный завод в Ижевске и Пермский машиностроительный завод, сейчас носящий имя Дзержинского — как видим, ЗиД начал выпускать мотопилы за 20 лет до появления «Дружбы»!
К сожалению, источники военных лет не балуют нас указанием на конкретные модели советских мотопил. В учебниках и нормативах военных инженеров, докладах, статистике и даже заводских архивах чаще всего писали просто «моторная пила» или «мотопила» — ни марки, ни мощности, ни веса. Но есть два числа, которыми можно оперировать достоверно:
«Записка НКО СССР и Генштаба Красной Армии в Политбюро ЦК ВКП(б) И.В. Сталину и СНК СССР В.М. Молотову с изложением схемы мобилизационного развёртывания Красной Армии» сообщает, что на 1 января 1941 года в РККА в наличии было 3908 моторных пил. А в книге «Инженерные войска Советской Армии 1918-1945» в таблице «выпуск средств инженерного вооружения в годы Великой Отечественной войны» есть строчка «моторные пилы» с указанием их количества — 3598 штук.
Итого, имеем примерно 7500 моторных пил собственного производства, прошедших через армию в годы войны. К этому числу могут быть некоторые вопросы, но общую картину оно даёт — количество моторных пил отечественного производства измерялось тысячами штук.
Бензопила, получившая «Оскар»
Итак, о чём идёт речь? Речь о советском фильме 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой» и его американской версии «Moscow Strikes Back», получившей в 1943 году «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». В начале фильма (в советской версии в конце 10-й минуты) есть сцена создания лесного завала с использованием моторной пилы.
По характерной цельноповоротной конструкции, направлению выхлопа, форме бака и кожуха крыльчатки можно однозначно установить, что это мотопила МП-220. Налицо неожиданное свидетельство того, что отечественные мотопилы в годы Великой Отечественной Войны не только были, но и «получили» кинопремию «Оскар» — хотя и не персональную, а в составе коллектива.
История цепных пил · История механизированного инструмента
«Дружба» по-советски: за что любили главную бензопилу СССР
Первая модель бензопилы со странным названием «Дружба» появилась в Советском Союзе в середине прошлого века. Делался инструмент в первую очередь для промышленного использования: валки леса и распила заготовленных бревен. В последствии данный инструмент стал настоящей легендой. За что же советские труженики его так полюбили?
Главная пила Советского Союза.
С 1960-х годов в Советском Союзе было выпущено в серию по меньшей мере 8 моделей бензопилы «Дружба». Вне зависимости от модификации все механизированные инструменты использовали двигатель МП-1 с воздушным охлаждением. Воздух подавался в агрегат при помощи маховиков с лопатками. Питание осуществлялось от карбюратора с диафрагмой. Несмотря на заявленные 8 моделей, принципиально конструкция пилы никогда не менялась. Однако, пила постоянно совершенствовалась в мелочах. Например, в 1980-е «Дружба» получила автоматическое смазывание цепи.
Простая и надежная.
Было множество качеств, за которые «Дружбу» любили и ценили советские умельцы. У пилы была очень прочная и надежная конструкция. Большинство съемных элементов фиксировались при помощи резьбовых соединений. В случае заклинивания цепи двигатель продолжал работать. При этом он был достаточно мощным и имел повышенный крутящий момент.
Из пилы часто делали поделки.
Все это делала пилу «Дружба» крайне надежным и эффективным инструментом. Срок эксплуатации пилы достигал 30 лет. Без остановки инструмент мог работать на протяжении 50 минут. При этом инструмент мог справиться с любой древесиной и имел достаточно эргономичный (по меркам второй половины XX века) дизайн. Наконец, нельзя не вспомнить о том, что многие советские доморощенные инженеры снимали с пилы «Дружба» тот самый мотор МП-1 мощностью 4 лошадиные силы и находили для него порой весьма неожиданные применения. Например, создавали на его основе моторные лодки, снегоходы, трактора и даже делали целые пилорамы.
Отличный был мотор.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Почему бензопилу назвали «Дружбой»
Содержание статьи
Существует немало примеров народной этимологии, касающихся этой модели бензопилы. Например, высказывается предположение, что название «Дружба» символизирует привычку дружно работать, которую так уважали в Советском Союзе. Чаще говорят о том, что выбор названия лежал в общем русле советских традиций, когда подавляющее большинство наименований включали слова «мир», «союз», «советы», «победа» или «дружба».
Слово это в СССР действительно любили, но выбор названия для пилы определялся более конкретными обстоятельствами. Чтобы разобраться в них, придется вспомнить историю ее создания.
Когда появилась бензопила «Дружба»
Модель бензопилы, получившая столь символичное название, была разработана в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро имени академика А.Г.Ивченко. Работа была завершена в ноябре 1953 года. Запуск новой пилы в массовое производство состоялся несколько позднее – в 1955 году, на двух предприятиях: ГУП ПО «Сибприбормаш» в Бийске и Машиностроительном заводе имени Ф.Э.Дзержинского в Перми.
Если внимательно присмотреться к датам разработки бензопилы и запуска ее в производство, легко заметить, какая дата находилась между ними – 1954 год. В тот год страна отмечала юбилей, очень значимый для Украины, где и была разработана новая модель бензопилы – 300-летие воссоединения Украины с Россией. Название «Дружба», присвоенное бензопиле, призвано было символизировать эту знаменательную дату.
Существует и другая версия происхождения названия. По некоторым данным, в разработке бензопилы принимали участие специалисты из Китая. В таком случае название «Дружба» должно было символизировать дружбу советского и китайского народов. Впрочем, достоверность этой версии вызывает сомнение, ведь ухудшение отношений между СССР и Китаем произошло раньше.
Судьба «Дружбы»
Можно без преувеличения сказать, что бензопила «Дружба» была оценена по достоинству. В 1958 году, через три года после запуска в массовое производство, ее представили на выставке технических новинок, состоявшейся в Брюсселе. Здесь «Дружба» удостоилась золотой медали.
Не менее высокого мнения о пиле придерживались и те, кто ею пользовался, например, профессиональные вальщики леса. Конструкция пилы позволяет пилить крупные стволы в положении стоя, в то время как с другими пилами приходится опускаться на колени. Если за «Дружбой» правильно ухаживать, она может служить 30 лет. И это далеко не все достоинства.
Сегодня «Дружба» уже представляется устаревшей моделью: слишком большой вес, неудобный съемный стартер, отсутствие кнопки «Стоп». В 2008 году она была снята с производства. Такова судьба любой техники: одни модели устаревают, другие приходят им на смену. Но и сегодня еще есть работоспособные экземпляры «Дружбы», и многие ценят их больше, чем современные бензопилы.
Весьма интересные приключения пережило и название бензопилы. «Дружбой» в шутку стали называть двуручную пилу, ведь работа ею требует участия двух человек. А в румынском разговорном языке появилось слово «drujba», которым обозначают любую бензопилу.