в каком году построили баку
История Баку
Краткая информация об истории города Баку
История города Баку глубоко уходит своими корнями в эпоху палеолита, когда на Апшеронском полуострове обитал древний человек. В переходный период от каменного века к началу бронзы на территории Апшерона появляются первые наскальные изображения, свидетельствующие о высоком уровне развития местных племён.
Расцвет Баку начинается в античный период. Об этом свидетельствуют различные археологические находки. Кроме того многие средневековые здания Ичери-шехер (Старый город) построены на фундаменте разрушенных античных зданий, многие из которых не могут идентифицировать до сих пор.
Баку возник как небольшое поселение-крепость на берегу моря. Оно было обнесено крепостной стеной со рвом. В начале первого тысячелетия это был уже хорошо развитый портовый город. В этот период город находился под римским владычеством, о чем свидетельствует старая латинская надпись у подножия горы Беюк-даш.
В раннем средневековье (V-XII вв.) территория Баку входила в состав области Ширван. При Сасанидах Ширван был отдельной административной единицей, позже, когда Азербайджан был захвачен арабами, эта территория стала называться государством Ширваншахов, куда кроме Баку вошли также Шемаха, Дербент и другие города Азербайджана.
В X в. Баку из небольшой приморской крепости превращается в крупный торгово-морской порт на Каспийском море. Как и многие другие государства в составе Арабского халифата, государство Ширваншахов было относительно независимо. Несколько раз город подвергался нападению руссов, которые грабили город, но в целом история Баку этого периода относительно спокойна. Одно из таких нападений произошло в 1030 году, когда войска руссов сразились в Баку с войсками ширваншаха Минучихра I ибн Йазида. Ширваншах проиграл, и руссы захватили некоторые территории государства, но через год они были изгнаны с территории Баку.
В XI веке начинаются завоевательные походы турков-сельджуков. В 1066 году они впервые нападают на город, а в конце XII века государство Ширваншахов со столицей Баку попадает под власть Сельджукидов. К концу XII века относится постройка фортификационных сооружений вокруг города-крепости, которые частично сохранились и дошли до наших дней. По словам многих историков того периода, Баку превратился в одну из самых неприступных крепостей на Каспийском море и его значение сильно возросло.
В 1220 году Азербайджан подвергся нападению монголов. Второе вторжение произошло в 1231 году, когда почти вся территория Азербайджана покорилась монголам. Баку был единственным городом, который оказывал долгое и упорное сопротивление монголам, но в конечном итоге жители города были вынуждены сдать город.
В период владычества монголов правители из династии Ширваншахов были вассалами монгольских ханов. Территория Кавказа, захваченная монголами, была переименована в Султанию, которой правила монгольская династия Ильханов. Город Баку стал зимней резиденцией монгольских правителей.
После распада монгольского государства в XIV веке, Ширваншахи начинают борьбу за независимость, которую государство приобретает лишь после смерти Амира Тимура. В течение ста лет Баку и государство Ширваншахов было абсолютно независимо от иноземных захватчиков. В этот период начинается новый этап расцвета Баку. Был построен знаменитый Дворец Ширваншахов, также велись масштабные работы по благоустройству города, строились караван-сараи, мосты.
Новый этап завоеваний города начинается с приходом к власти в Иране династии Сефевидов. В 1501 году шах Исмаил Сефеви захватывает Баку и присоединяет территории государства к Ирану. В результате борьбы между Ираном и Османской Турцией Баку несколько раз переходил под власть турков, в частности в 1578 году османы захватили город, но позже иранские войска сумели его вновь отбить.
Так как Баку считался одним из самых больших торговых портов на Каспийском море, он имел важное стратегическое значение, поэтому в борьбу за город включатся Российская Империя. В середине XVIII века было создано Бакинское ханство, которое в 1796 год было впервые захвачено русскими войсками. Окончательно Баку попал под протекторат Российской империи в 1805 году.
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
БАКУ- город в Закавказье, на западном берегу Каспийского моря. Известен с 5 в., с 1747 столица Бакинского ханства, в 1806 занят российскими войсками, с 1813 в составе Российской империи. С 1859 центр Бакинской губернии. С 1920 столица Азербайджанской ССР (в 1922-91 в составе СССР). С 1991 столица Республики Азербайджан.
Герб Баку — на фоне морских волн горят факелы. Ведь Азербайджан называют «страной огней», и Баку с его природными огнями — своего рода ее символ. Герб имеет вид щитообразной пластинки прямоугольной формы, нижняя сторона в виде острого угла. Пластинка со всех сторон обрамлена золотистой полоской. Фон герба светло синего цвета (символ мира и ясного неба) и на фоне пластинки изображены три языка пламени одинакового размера (символ Страны Огней) золотистого цвета. В нижней части герба изображен занимающий по вертикальной линии 1/10 часть пластинки и показывающий наличие нефти участок черного цвета, морские волны бирюзового цвета, занимающие оставшуюся часть.
Город Баку имеет тысячелетнюю историю. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок (1932-1936 гг.), которые показали, что на месте Баку за несколько столетий до нашей эры существовало поселение. Известно также, что в VIII в. жители этих мест добывали нефть.
В XII в. Баку на непродолжительное время становится столицей ширваншахов. К этому периоду относится возведение крепостной стены вокруг тогдашнего города. К XII в. значение Баку возрастает и большую популярность приобретает Бакинская бухта как хороший порт.
В XV в. Баку становится известен как резиденция ширваншахов.
К XVII в. древняя часть города обносится двойным рядом крепостных стен со рвом.
Очень большую роль в развитии Баку сыграла добыча нефти. В записках путешественников X в. при упоминании о Баку говорится о его нефтяных источниках. В те далекие времена бакинская нефть применялась для освещения как светильное масло, ею лечили больных, а во время войн использовали как зажигательное средство.
В XV в. в окрестностях города уже насчитывалось около пятисот нефтяных колодцев. Добыча осуществлялась самым примитивным способом — нефть вычерпывали из колодцев кожаными мешками. Добываемая нефть морским путем через Астрахань увозилась в Россию, а через Персию — в страны Востока. В середине XIX в. царское правительство сдавало небольшие участки нефтяных промыслов Апшерона на откуп частным лицам.
Девичья башня в Баку. XII в.
В 1807 г. население Баку составляло всего около 5 тыс. человек. К 1897 г. оно увеличилось до 112 тыс. человек, а к 1920 г. достигло 255,6 тыс. человек. Баку — один из крупнейших в стране промышленных центров. Его хозяйственный облик определяет добыча и переработка нефти.
Постройка нефтеперерабатывающих заводов в этом районе началась с 1872 г., когда вследствие многочисленных пожаров было запрещено строить заводы в черте города. Кроме добычи и переработки нефти в Баку сосредоточен целый ряд других отраслей промышленности, однако все они прямо или косвенно связаны с нефтью. Баку — центр химической, машиностроительной, металлообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.
Баку — крупнейший транспортный узел республики. Здесь перекрещиваются судоходные, железнодорожные, автомобильные и авиационные пути сообщения. Удобное географическое положение Баку на морском берегу обеспечивает самые широкие возможности для перевозки его продукции, и в первую очередь нефтепродуктов. Бакинский порт — главнейший из портов страны.
Торговый порт вытянут вдоль северного и западного берегов Бакинской бухты. Теперь порт полностью переоборудован, все погрузочные и разгрузочные работы в нем механизированы.
В северо-западной части Бакинской бухты — причал для паромной переправы.
Железные и автомобильные дороги связывают Баку с другими городами республики и крупными городами, соседних стран.
Наскальные рисунки в Гобустане. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
Баку — культурный и научный центр Азербайджана.
В городе имеются Азербайджанский Государственный театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, азербайджанский и русский Драматические театры, Театр юного зрителя и много других культурных заведений.
Основным ядром Баку, откуда он стал расти по всем направлениям, является Старый город (крепость) — Ичери-Шехер, занимающий на юго-востоке Бакинского плато почти центральное положение. К северу, северо-западу и северо-востоку от него амфитеатром расположился Байыр-Шехер — Внешний город, состоящий из небольших поселений Верхне-Нагорной и Чемберекенда, Кара Кюлюка, Арменикенда, Завокзального, Заводского, в котором выделился Черный и Белый город.
Значительная часть внутренних строений и наружных стен Ичери-Шехера реставрирована. В нем охраняется целый комплекс уникальных памятников: минарет Сынык-кала XI в., Девичья башня (знаменитая Кыз-Галасы) XII в., минарет Джума-мечети,Дворец ширваншахов, гранитное здание Диван-хана (судилище) с прекрасным порталом, молитвенный зал, увенчанный куполом, усыпальница, двухкупольная мечеть с изящным минаретом (1442 г.), мавзолей математика и астронома Сеида Яхья Бакуви, перекрытый граненым шатром, Восточные ворота, овдан и бани. Дворец ширваншахов в настоящее время превращен в музей истории. Его окружают изумительные по своей красоте мечети.
Вид на Баку с Каспийского моря, на заднем плане — телебашня и комплекс зданий «Тюльпан»
У южных стен крепости возвышается Кыз-Галасы — Девичья башня. По преданию, Кыз-Галасы была воздвигнута ширваншахом в честь своей возлюбленной, которая, узнав о том, что она его дочь, выбросилась с башни в Каспийское море. Теперь это предание легло в основу азербайджанского национального балета «Кыз-Галасы».
Внутренняя часть крепости представляет собой лабиринт узких улочек-переулков и тупиков, застроенных столь типичными для Апшерона домиками с плоскими крышами. В настоящее время эта часть крепости реконструируется.
maximus101
maximus101
Ранняя история Баку схожа с ранней историей Еревана. Оба города имеют названия, чья древность может уходить вглубь тысячелетий. При этом основаны оба эти города относительно поздно. Баку по свидетельствам письменных источников появился примерно в 9-10 веках, а Ереван только в 15-16 вв. Последний компенсирует свое более позднее основание расположением в очень древнем центре цивилизаций сложившихся еще за тысячи лет до н.э. Столица Азербайджана такого пласта истории под собой не имеет, но при этом гордо носит имя, этимология которого изобличает его чрезвычайную древность.
Картлис Цховреба
В Ширван отправили эристава Картли, а сам царь Георгий прибыл в Багаван (Баку), чтобы подготовить свадьбу сестры своей. Пробыл там десять дней и решил уже возвращаться, но воздал Господь за грехи наши: скончался царь Георгий в Багаване 18 января, в среду, в хроникон 442.
Храм огнепоклонников 18-19 веков в Сураханах под Баку.
И видимо с огнями Апшеронского полуострова (естественными выходами газа и нефти на поверхность) и нужно связывать появление ойконима Баку (Багаван). Ибо для местных огнепоклонников огонь несомненно был выражением божественной сущности.
Все это хорошо известные и понятные вещи, но есть в ранней истории Баку и значительная доля загадочности. Связана она с тем, что ни во одном письменном источнике нет упоминаний о каких-либо храмах огнепоклонников в районе Баку до 17-18 веков. Более того, нет вообще каких-либо упоминаний населенных пунктов связанных с этой областью до 9 века.
Дербент-наме
Когда дата Пророка дошла до двухсот семидесятого (883-84) года, халиф Багдада отделил половину нефтяных скважин и соляных копей от владений Ширвана и сделал их вакуфом в пользу населения Дербенда. Он приказал: «Сделайте хранилище в Бадку (Баку) (Каз: здесь и далее: Бадкубэ) на берегу моря. Нефтяные скважины и соляные копи являются вакуфом для жителей Дербенда».
Итак, нефтяные и соляные промыслы Бадку всецело отделили от владения Ширвана и передали их населению Дербенда.
Арабский автор ал-Масуди описывал эпические картины огненных извержений в регионе Апшеронского п-ва. При этом ни о какой культовой деятельности в данном районе он не упоминал. Хотя ведь несомненно, что огонь вырывающийся из земли или моря на десятки (а может и больше) метров должен был сильно воздействовать на психику людей. Тем более людей огню поклоняющихся. Но по факту никакой информации о культовом центре в районе Баку-Апшерона средневековые авторы так и не оставили. Можно предположить, что такое состояние дел было связано с табуированностью данного региона. Т.е. Апшерон был настолько «страшно» священен, что ни писать, ни думать о нем было нельзя. И первое описание области Баку оставили лишь пришедшие сюда мусульмане спокойно относящиеся к огненным стихиям.
ал-Масуди
На этом же море лежит место Баку; в нем находятся нефтяные источники в царстве Шарвана по соседству с Баб-уль-Абвабом (Дербентом). Там добывают белую нефть. Там же находятся вулканы, т. е. источники огня, бьющие из земли. Против источников нефтяных лежат острова, на которых бьют сильные фонтаны огня, видимые ночью на очень далекое пространство.
В этих нефтеносных землях находится вулкан, или источник огня, беспрерывно извергающий из себя все время пламя вверх. Против этого берега в море лежат острова; на одном из них на расстоянии трех дней пути от материка находится огромный вулкан. В определенное время года он ревет, огни его увеличиваются, поднимаясь к небу, как самые высокие горы, и он выбрасывает огня больше, чем это море, так что его видно на расстоянии почти ста фарсахов от берега. Этот вулкан можно сравнить с вулканом Буркан, находящимся в Сицилии (вулкан Этна) в земле франков и лежащим не далеко от Африки, что в Магрибе.
Бакуракерт — Древний город Армении
Баку — Древний город Армении который назывался Бакуракерт. 80 лет назад, лишь каждый 5-ый житель Баку был азербайджанцем. До середины ХХ века христиане составляли большинство населения Баку. Мало кому известно, но современная столица Азербайджана, никогда не была азербайджанским городом.
Город носит название армянского царя Бакура, который правил Великой Арменией в 160-164 годах нашей эры. Баку — Древний исторический город Армении который назывался Бакуракерт.
Бакуракерт (арм. Բակուրակերտ) — город в области Маранд исторической области Васпуракан Армении к северо-востоку от озера Урмия.
По мнению ряда международных исследователей, Бакуракерт построил царь Великой Армении Трдат I в честь своего брата Бакура I.
Город Бакуракерт назван в честь царя Армении Бакура I. После поражения в войне с парфянами в 161 году, царь Армении Сохемос бежал в Рим, где стал сенатором. На армянский трон сел Бакур I,получивший корону царя Великой Армении из рук парфянского царя Вологеза III.
Бакур продержался на троне до 163 года, после чего был захвачен в плен римлянами и вместе со своим братом Мирдатом увезен в Рим, где до конца жизни сохранил формально титул «царя Армении».
Изначально это было небольшое поселение и оставалось таким до присоединения к России в начала 19 века. На момент присоединения к России там проживало всего 2 тысячи человек. Бурное строительство города начинается с середины 19 века. Город целиком строится и осваивается представителями двух народов: русскими и армянами.
По данным царской переписи начала ХХ века, в городе был следующий религиозный состав населения: христиане — 60.1%, мусульмане — 35.4%, иудеи — 4,5 % из них, по национальному признаку : русских-35,5 %, азербайджанцев — 21,4 %, армян — 20,1 %
В 1918 году в город врываются турецкие войска, которые учреждают первую в истории азербайджанскую государтсвенность со столицей в городе Баку.
После обретения независимости в 1991 году, В Баку были уничтожены все упоминания об истинной истории города. Лишь восточно-христианская архитектура напоминает знатокам архитектуры о былой славе этого христианского города, носящего имя царя Древней Армении Бакура Первого.
Да к сожалению кавказские варвары все, что можно было уничтожили, чтобы не дай Бог ничего не осталось ни от армян, ни русских и евреев и представителей других национальностей,» толерантный Азербайджан»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Баку – тайна рождения города
БАКУ И ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ
Как возник город Баку? Когда? Кем были его первые жители? Как они жили? Во что верили? На каких языках говорили? Сведения обо всем этом порой противоречивы и скупы. Далее, я привожу цитаты из многих источников. Возможно, не все они верны или точны. Но, надеюсь, что проанализировав их, мы сможем вместе с читателями сделать определенные выводы.
Первые сведения о Баку появились в «Книге мертвых» 3500 лет до нашей эры, в период правления первого египетского фараона Менесана.Более древнее прошлое современного Баку в историческую эпоху неизвестно. В виду отсутствия письменности. Поэтому, учитывая известные даты, можно сказать, что городу Баку не менее пяти с половиной тысяч лет. Следует отметить, что в целом весь Апшеронский полуостров богат курганами, чашечными углублениями, которым 4-6 тысяч лет.
В октябре 2007 года, при рытье котлована на месте так называемого «дома Губернатора» были обнаружены остатки фундамента бывшей крепостной стены, фрагменты колонны, каменные стелы, на глубине 6-8 метров найдено большое количество керамики, которая по заключениям археологов датируется античным (IV-I век до нашей эры) и средневековым периодом. Исторические находки, предметы быта, керамические кувшины, сосуды и прочая утварь, а также монеты однозначно свидетельствуют о гораздо более древнем происхождении Ичери Шехер, чем это утверждалось до сих пор. Интересно то, что находки были обнаружены на глубине 6-8 метров от поверхности под слоем синей глины. Вполне возможно, что слой глины образовался в результате донных отложений во время поднятия Каспия, который характерен периодическими изменениями уровня. Таким образом, можно предположить, что наиболее древняя часть города находилась на побережье или же в Бакинской бухте. Об этом же свидетельствуют и различные упоминания о каменных дорогах, идущих по дну бухты в сторону острова Наргин.
Могилы, высеченные в скалах тысячи лет назад, встречаются на Апшероне в нескольких местах. В частности, на древнем культовом месте Умидгая, рядом с Нардаранским пиром, в Шагане рядом со средневековым мавзолеем, рядом с мавзолеем в Сураханах, в Нагорном парке на камне Пирвензаре. Кстати, следы древнего ритуала сохранились и до наших дней. Ныне при рытье могил на Апшероне, их обкладывают камнем-кубиком, хотя это и не предписано мусульманскими правилами. Также сохранилась традиция приносить по праздникам на могилы родных сладости.
Как известно, Девичья башня построена на выступе береговой скалы. На поверхности скалы вокруг башни высечены различные колодцы. По характеру расположения колодцев можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. У подножия башни проглядывается прямоугольное углубление, ныне заваленное камнями и почти незаметное. Это прямоугольное углубление являлось, скорее всего, могилой, подобной тем древним захоронениям, что встречаются на Апшероне.
Таким образом, могила, высеченная в скале, могла служить тем древним культовым местом, рядом с которым построили Девичью башню. По положению могилы и колодцев видно, что колодцы расположены вокруг могилы. Об их назначении можно сделать предположение по аналогии с некоторыми древними захоронениями царствующих особ, найденными в Северной Африке. Там, в аналогичные колодцы вокруг могил, клали подношения, которые могли понадобиться покойнику в загробном мире. То, что у подножья Девичьей башни был похоронен почитаемый человек, косвенно подтверждается и обнаруженной в 1960-х годах, на месте так называемой «базарной площади» рядом с башней, группой домусульманских могил (кладбище рядом с местом поклонения).
Кстати, дворец Ширваншахов в старой крепости Баку также построен на культовой скале. На территории дворца встречаются чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную форму, соединенные между собой желобками. Такие чашечные углубления бронзового века встречаются и в других культовых местах на Апшероне. На территории дворца Ширваншахов также имеются колодцы, аналогичные колодцам вокруг Девичьей башни. Причем, по расположению колодцев очевидно, что они существовали на скале до постройки дворца. Известно также, что на этой территории существовало место поклонения (пир) Сюдгуюсу. Следующими древними культовыми местами были возвышенность в Нагорном парке у камня Пирвензаре, и скалы на Биби-Эйбате. Там впоследствии появился пир, на месте которого была построена мечеть.
В 58 году до н. э. Юлием Цезарем для войны с гельветами был сформирован XII римский легион. Символом легиона при формировании, как и у всех легионов Цезаря, стал бык…
Легион, созданный Цезарем, одержал немало славных побед. Он участвовал в битве на Сабисе в 57 году до н.э. против троекратно превышающих сил нервиев. Битва закончилась блестящей победой римлян. В 52 году до н.э. легион сражался против войск Верцингеторикса в Галлии… Во время гражданской войны XII легион сражается на стороне Цезаря при Фарсале. После Фарсалы легион удостаивается звания — Victrix («Победоносный»). После смерти Цезаря легион сражается под командованием Марка Антония…
В 14 году новой эры легион сражается в Иордании. В течение следующих десятилетий подразделения легиона используются для подавления восстаний евреев и поддержания порядка в провинции. Он удостаивается звания Fulminata (Молниеносный»).
О том, что территория Закавказья издавна интересовала римских правителей, говорит тот факт, что ещё в 65 до н.э. Помпей, преследуя Митридата VI Евпатора, предпринял поход на Кавказ с целью подавления мятежных стран — Армении, Иберии и Албании. По словам Плутарха, он подчинил племена албанов и дошел до берегов Каспийского моря. Формально Албания находилась под римским протекторатом и царь Албании был упомянут среди друзей римского народа. Однако положение римлян на Кавказе было шатким ввиду усиления Парфии. Поэтому для укрепления положения римский император Веспасиан отправил к берегам Каспийского моря XII «Молниеносный» легион (XII Fulminata). Самый надежный свой легион, благодаря поддержке которого он и пришел к власти…
Итак, римский легион с тотемом быка направился покорять город, чьим символом потом стал именно образ того самого быка. Направился… и исчез. Прошло почти две тысячи лет. в 30-х годах XX века на территории заповедника Гобустан у подножья горы Беюк-даш была обнаружена каменная плита с загадочной латинской надписью, относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами. Надпись на каменной плите гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus > Leg XII Ful.
В переводе на русский язык это означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Стало ясным, что в гобустанской надписи, упоминается тот самый XII легион… который был истреблён местными жителями. Бакинцы, апшеронцы, победили римлян, ибо эта надпись – оказалась последней на земле, в которой легион оставил память о своем пребывании…
БАКУ И АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ
Один из двенадцати – апостол Варфоломей, согласно церковному преданию, проповедовал веру Христову в Кавказской Албании.
Апостол Варфоломей, согласно Житию, после проповеди Евангелия в Индии направился в Кавказскую Албанию.
Известно, что с древности между Индией и Албанией были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, связанные с распространением в этих странах религии Зороастра. Большинство средневековых историков (Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамави и др.), ссылающихся на поздние зороастрийские источники, считали, что зороастризм возник именно на территории южного Азербайджана. Учение Зороастра постепенно распространяется в Индии, а затем посредством персидских царей династии Ахеминидов и в Иране. Поклонение верховному божеству зороастризма Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Поэтому зороастрийцев называют огнепоклонниками. Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось и в Кавказской Албании. К этим храмам и направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. Можно предположить, что таким маршрутом и воспользовался проповедник христианства в Индии – святой Варфоломей, слышавший рассказы паломников о «стране огня» – древней Албании.
В Житии город Альбан отождествляется с нынешним Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь. В начале XIX века на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 года. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что «на сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых – святой апостол Варфоломей».
Дошедшие до нас исторические сведения выявляют причину, по которой апостола Варфоломея для казни над ним привозят именно в Албанополь – город на западном берегу Каспийского моря.
Историки, занимающиеся изучением Албанопля – древнего Баку, исходя из свидетельств древних авторов и своеобразности застройки территории, а также археологическим находкам, пришли к выводу, что Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами.
Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца. Событие это произошло между 68-71 годами по Р.Х.
Поскольку Варфоломей – это патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил. Тогда полное арамейское имя апостола – Натанаэл бар Толами (Натаниэл сын Птолемея).
БАКУ – ТАЙНА НАЗВАНИЯ
Баку находится на Апшеронском полуострове. Почему он так называется? Откуда, с какого языка начались имена города и полуострова, на котором он стоит? По этому поводу существует множество версий. Сначала сообщу о своей, по поводу Апшерона. В шумерской мифологии Каспийское море называется Аб-су. Звуки «с» и «ш» в речи многих народов древности менялись местами очень часто. Окончание «рон», в котором звук «о» тоже зачастую произносился как «а». Возможно, это остаток от слова Арран – Название Арран происходит от персидского варианта названия Кавказской Албании. Апшерон в таком случае – это Аб-су-Арран ( Абшуран – Каспийский Арран (Каспийская Албания). В XIX веке была распространена гипотеза, что название имело исходную форму Абширин и его следует понимать, как «сладкая вода», где ширин – «сладкий» (иран.). Согласно еще одной гипотезе, первичной бы ла форма Афшаран, где афшар – наименование одного из тюркоязычных народов, а ан – топонимический аффикс, т.е. «место, где живут афшары». Так же название полуострова Апшерон чаще всего объясняют из языка древних жителей полуострова ираноязычных татов, как «соленая вода», где аб – «вода», шерон – «соленый» (шор – солончак»); считается, что первоначально название относилось к Каспийскому морю с его соленой водой, а затем было перенесено на всё каспийское побережье полуострова. Однако, мне представляется более реальным вариант Аб-су-Арран.Ряд поселений на Апшероне получили своё название от населявших эти места в древности племён. Так, например, от названия населявших Апшеронский полуостров ираноязычных племён скифов-массагетов (маскутов) из династии парфянских Аршакидов произошло название селения Маштага, от мардов — Мардакян, от тюрков — Тюркан, от курдов — Кюрдахана.
Часть пятая. ПЕРВЫЕ БАКИНЦЫ
В IX веке до н.э. территория современного Азербайджана входила в зону расселения маннев. В середине VIII в. до н.э. регион стал предметом споров Ассирии и Урарту, а в конце века сюда переселились киммерийцы, изгнанные в начале VII в. до н.э. проходившими через Кавказ скифами. В 616 г. до н.э. маннеи были разгромлены мидийцами и территория на юго-запад от Каспийского моря вошла в состав Мидийской империи. Во второй половине VI в. до н.э. Мидия была завоевана персами и территория Азербайджана вошла в состав державы Ахеменидов. Вероятно, к этому времени относится проникновение в регион зороастризма. Святилища зороастрийцев известны и на территории Баку В IV в. до н.э. здесь жили албаны, племя иберо-кавказской (северокавказской) языковой семьи, которые 1 октября 331 до н.э. участвовали в битве при Гавгамелах на стороне персидского царя Дария III, потерпевшего поражение от Александра Македонского.
О том, что степные районы к югу и юго-западу от Каспийского моря в первом тысячелетии до новой эры населяли каспии – кочевые скотоводческие племена, которые уже к первому веку до новой эры слились с другими народами, упоминал в свое время отец всемирной истории Геродот. Каспии считаются доиндоевропейским племенем; Эрнст Герцфельд отождествлял их с касситами Иранского нагорья 2-го тысячелетия до н.э., говорившими на языке, не родственном ни одному из известных языков мира. Другой учёный, И.М. Дьяконов считал каспиев родственными касситам. Происхождение каспиев до сих пор вызывает споры.. В 1971 году Пьер Грело (фр. Pierre Grelot) опубликовал обнаруженные им в арамейских папирусах из Египта ономастические сведения, имеющие отношение к каспиям. На основании этих сведений можно сделать вывод, что каспии — народ либо иранского происхождения, либо находившийся под сильным иранским влиянием.
Судя по всему, албанский племенной союз существовал уже в начале второй половины I тыс. до н.э. Об этом кроме всего прочего свидетельствует и то, что у Арриана союзниками Атропата, вместе с кадусиями и сакесинами, названы именно албаны, а не какие-либо племенные группы, обитавшие на территории Албании. В первые века н.э. в Прикаспийской полосе возникло так называемое Мазкутское (Массагетское) царство ираноязычных племен и т.д. Все то, что мы знаем об Албании и албанах, позволяет нам сказать, что албаны вступают на историческую арену возможно уже к V в. до н.э., во всяком случае не позднее IV в. до н.э., когда они участвуют в знаменитом Гавгамелском сражении на стороне персов.
Автохтонное население правобережья Куры (междуречья Куры и Аракса) состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие. Хотя определенное число ираноязычных народов селилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения не была даже индоевропейцами. Район Апшеронского полуострова и современного Баку входил в состав области Каспиана, первоначально принадлежавшей Атропатене, а с рубежа нашей эры находившейся в пределах Кавказской Албании. То, что в районе современного Баку проходил древний караванный путь, подтверждается находками монет античного периода. Караванщикам в любом случае нужно было где-то останавливаться на отдых. Этим ещё раз косвенно подтверждается наличие населенного пункта с гостиницами – «караван-сараями» для проживания купцов в районе древнего Баку.
Полибий, говоря о владениях царя Атропатены Артабазана, писал: «Гордый достигнутыми успехами царь пожелал пригрозить владыкам варваров, живущих над собственными сатрапами и в пограничных с ним, и напугать их, дабы впредь они не дерзали поддерживать мятежников доставкою припасов и войска, а потому решил идти на них войной, прежде всего на Артабазана. Этот последний почитался могущественнейшим и мудрейшим из владык и господствовал над так называемыми атропатиями и приграничными с ним народами… Когда решение было принято, войска перевалили через Загр и вторглись в страну Артабазана, которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасида, господствует над Понтом, и область доходит до Гирканского моря.» Гирканское море – одно из древних названий Каспийского моря.
Кроме албанцев, как сообщают Страбон и Птоломей, на этой территории жили также другие племена, в частности – леги (предки лезгин) в ареале, охватывающем приблизительно территорию нынешнего южного Дагестана, гелы, занимающие преимущественно нынешний южный Дагестан и район реки Кудиал-чай, впадающей в Каспийское море. Их территории располагались северо-западнее современного Баку.
Точное время исчезновения албан как самостоятельных племен неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку новой эры понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Однако, ещё в X веке мусульманские географы, в частности, Аль-Мукаддаси и Ибн-Хаукаль, сообщали, что население Аррана (Албании) говорило на арранском (албанском) языке. В настоящее время единственными этническими преемниками кавказских албан считаются удины, небольшая национальность, компактно проживающая в селах, в основном на территории Азербайджана. В эпоху античности они именовались утиями.
Итак, на право именоваться первыми жителями города Баку претендуют в разной степени представители многих народов, обитавших в Западно-Прикаспийском регионе в период с третьего по конец первого тысячелетия до новой эры. Это – каспии, саки, массагеты, мидяне, утии, гаргарейцы, леги, гелы, муги, кадусии и другие народы. На протяжении всей своей истории Баку был городом межнационального общения. Каждая из приходящих в эти места нация, откуда бы она ни пришла, со временем на вопрос о том, кто они, помимо своей племенной принадлежности имела право с гордостью ответить: «Мы – бакинцы!»