в каком году построили аэропорт шереметьево в москве
История московских аэропортов
В конце апреля откроется четвертый аэропорт московского авиационного узла. Наряду с «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» аэропорт «Раменское» станет крупной воздушной гаванью столицы. Предполагается, что к 2021 году его пропускная способность достигнет 12 миллионов пассажиров в год.
МОСЛЕНТА вспомнила, как развивались московские аэропорты, откуда взлетел первый пассажирский самолет, и где в столице был гидроаэродром.
Первый аэропорт столицы
Первая воздушная гавань появилась в Москве в 1910 году на Ходынском поле. Поскольку авиационный транспорт в то время только развивался, строили аэродром на пожертвования любителей авиации. Участие в создании аэродрома принимал и Николай Жуковский, который в 1904 году открыл закон, определяющий подъемную силу крыла.
На летном поле соорудили грунтовую взлетно-посадочную полосу и шесть маленьких ангаров. Первый взлет с площадки произвел польский летчик Михаил Сципио дель Кампо. Официальное открытие аэродрома прошло 3 октября 1910 года. На мероприятии присутствовали представители военного начальства и многие русские авиаторы.
Лётчик-испытатель Борис Иллиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле, 1910 год
Первый полет над городом выполнил русский авиатор Михаил Ефимов. А в 1918 году на Ходынском поле организовали «летучую лабораторию», в которой под руководством Жуковского проводили опыты и исследования по аэродинамике и воздухоплаванию.
Впоследствии на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота. А несколько позже рядом с площадкой разместились основные авиационные конструкторские бюро и авиазаводы.
Летное поле получило статус Центрального аэродрома, а первые пассажирские перевозки начались 3 мая 1922 года. Это были рейсы Москва-Кенигсберг-Берлин. Через год крылатые машины начали курсировать и внутри страны – появились воздушные трассы из Москвы в Нижний Новгород. Расстояние в 420 километров четырехместные аэропланы АК-1 преодолевали за два с половиной часа.
В 1931 году на Центральном аэродроме появилось первое здание аэровокзала, которое в то время было одним из самых больших в мире. В 1936 году воздушную гавань реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу.
Полет одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина над Ходынским полем, 1912 год
Спустя два года к аэропорту подвели Замоскворецкую линию метро. Одноименная станция появилась под Ленинградским проспектом. Теперь добраться до аэропорта стало еще легче.
После войны практически все рейсы с Центрального аэродрома перенесли в «Быково», «Внуково» и «Остафьево». Основной задачей летного поля на Ходынке стало испытание новых самолетов. В частности, здесь испытывали бомбардировщик Ил-28, транспортный самолет Ил-76, а также пассажирские лайнеры Ил-86 и Ил-96.
В период с 1960 по 1971 год здесь располагалась Центральная вертолетная станция. С Ходынки можно было улететь в другие московские аэропорты – «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
В 2003 году с полосы аэродрома взлетел последний самолет, аэропорт закрыли. Некоторое время на летном поле оставалась списанная техника, здесь планировали открыть музей авиации.
Однако впоследствии рядом появились высотные жилые дома, а на месте летного поля хотят построить парк. В здании аэровокзала сегодня располагается торговый центр.
«Быково», «Остафьево» и «Внуково»
В связи с увеличением объема авиационных перевозок в 1930-е годы началось активное строительство в столице других аэродромов. Вторым московским аэропортом стала площадка в «Быково». В 1933 году здесь построили грунтовую полосу и стоянку для самолетов.
В 1936 году в связи с реконструкцией Центрального аэродрома в Быково были переброшены основные пассажирские рейсы, которые выполнялись по центральному расписанию.
Во времена Великой Отечественной войны аэродром стали использовать для военных нужд, в это время здесь построили взлетно-посадочную полосу из кирпича. А в 1950-х на аэродроме установили диспетчерский пункт и радиолокатор.
В 1968 году в Быково испытывали Як-40, который стал первым реактивным пассажирским самолетом для местных авиалиний. Машина Яковлева стала совершать рейсы по маршруту Быково-Кострома-Быково, а затем и по другим линиям.
Самолеты Як-40 в аэропорту Быково, 1974 год
После постройки нового здания аэровокзала в 1975 году пассажиропоток в «Быково» превысил 1,5 миллиона человек в год. Однако вскоре все рейсы аэропорта стали выполняться с других аэродромов.
Долгое время из «Быково» летал единственный рейс – Москва-Нижний Новгород. А в 2011 году аэропорт закрылся. Сейчас на летном поле стоят склады, а рулежные дорожки используют для стоянки автомобилей.
Более счастливая судьба у подмосковного аэродрома «Остафьево», который был открыт на том месте, где в 1803 году приземлилась на своем воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.
В 1934 году в исторической местности появился аэродром. Отсюда в разные города Советского Союза регулярно летали почтовые и пассажирские самолеты Ли-2. Во время войны здесь дислоцировались самолеты, которые участвовали в бомбежках Берлина. Позже в «Остафьево» разместилась эскадрилья самолетов дальней авиации.
В 1990-е годы территорию активно начала осваивать компания «Газпром-Авиа», была проведена реконструкция аэропорта. В то же время возникла идея организации в «Остафьево» корпоративного аэродрома.
В начале 2000-х годов московские власти пытались добиться закрытия аэропорта, так как он мешал строительству жилых комплексов в деревне Староникольское, которая находится в зоне звукового воздействия посадочной площадки. Однако аэродром удалось отстоять.
Сегодня Остафьево представляет собой современный аэропорт бизнес-авиации. Также здесь дислоцируются воздушные суда морской авиации.
Открытый в 1935 году аэродром «Тушино» в годы войны обслуживал бомбардировщики и истребители. Затем он стал местом авиационных парадов, которые посещало высшее руководство государства. В 1970-80-е годы здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова, в котором молодых людей обучали пилотированию и прыжкам с парашютом.
Празднование Дня воздушного флота СССР на аэродроме в Тушино, 1956 год
С начала 1990-х годов аэродром стали использовать для проведения массовых мероприятий. В частности, тут проходил международный рок-фестиваль «Monsters of Rock» и фестиваль «Крылья».
Последний самолет улетел из «Тушино» в 2014 году. Это был магистральный Ил-14, который хранился на аэродроме более 20 лет и был восстановлен энтузиастами.
Московские гидроаэродромы
На том месте, где сейчас расположен Филевский бульвар, в период с 1923 по 1970 годы находился заводской аэродром космическо-научного производственного центра имени Хруничева. Рядом на Москве-реке располагался и небольшой гидроаэродром.
Другая водная гавань для воздушных судов находилась на Химкинском водохранилище на окраинах Тушино. Гидроаэродром начали строить одновременно с прокладкой канала «Москва-Волга», он получил название благодаря находившейся рядом деревне Захарково и стал Захарковским аэродромом.
Здесь были оборудованы специальные причалы для самолетов-амфибий, а также устройство для их подъема в ангары для ремонта. На Захарковском аэродроме базировались самолеты полярной авиации. Именно отсюда отправлялись экспедиции в Арктику.
Сейчас здесь стоит новый жилой микрорайон.
«Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово»
В 1937 году из-за перегруженности Центрального аэропорта на Ходынском поле было начато строительство новой авиационной гавани – аэропорта «Внуково». Первая очередь была закончена до начала военных действий, поэтому во время войны здесь уже располагалась Московская авиагруппа особого назначения.
Именно во «Внуково» 9 мая 1945 года приземлился пилотируемый летчиком Семенковым Ли-2, на борту которого находился «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии». Сюда же прилетал самолет с красным знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.
После окончания войны «Внуково» получил статус основного аэропорта столицы и первого международного аэродрома Москвы. Отсюда авиалайнеры полетели в Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и другие европейские страны.
Командно-диспетчерский пункт аэропорта Внуково, 1958 год
Мастюков Валентин; Коньков Александр / ТАСС
14 апреля 1961 года во «Внуково» с космодрома «Байконур» прилетел первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В аэропорту была организована торжественная встреча летчика.
Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась появлением новых пассажирских авиалайнеров и значительным увеличением объема пассажирских перевозок. Существовавшие тогда аэропорты не справлялись с наплывом желающих воспользоваться услугами воздушного транспорта. Поэтому было принято решение построить в Москве еще два крупных аэропорта. Так появились «Шереметьево» и «Домодедово».
Аэропорт «Шереметьево» изначально строился как главный военный аэродром Советской армии, в начале 1950-х годов он не принимал гражданские рейсы и носил название «Шереметьевский» по расположенному рядом поселку.
По легенде, идея создания в этом месте гражданского аэродрома возникла у Хрущева, который был сильно поражен размером лондонского аэропорта Хитроу. После посещения Англии он сказал, что подобный авиационный порт пора строить и в СССР. Его слова восприняли как руководство к действию, и уже 11 августа 1959 года «Шереметьево» принял первый пассажирский рейс из Ленинграда.
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год
Вскоре здесь построили здание аэровокзала, а география перелетов распространилась на весь мир: авиалайнеры стали летать в США, Канаду, Мексику, Аргентину и даже Австралию.
«Домодедово» появился несколько позже, но сразу в качестве гражданского аэропорта. Первый пассажирский Ту-104 вылетел отсюда в Свердловск в 1964 году, а регулярные пассажирские перевозки начались в 1966 году.
В советское время существовало четкое разграничение географии полетов между основными аэропортами Москвы. Например, из «Шереметьево» выполнялись международные рейсы и внутренние перелеты на север и северо-запад. Из «Внуково» летали на юг и в республики Закавказья. В «Быково» базировались самолеты, выполнявшие региональные перевозки по европейской части страны. «Домодедово» же специализировался на перелетах в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.
В 1990-е годы произошло резкое сокращение авиационных перевозок, в связи с чем нагрузка на аэропорты значительно снизилась. Аэропорт «Домодедово» перешел под контроль туристической фирмы и авиакомпании «Ист Лайн», которую создали предприниматели Антон Баков и Дмитрий Каменщик. В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта.
Сегодня «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» считаются основными аэродромами Москвы, принимающими миллионы пассажиров, однако существовавшая некогда специализация столичных аэродромов отсутствует. Все воздушные порты столицы являются международными и встречают самолеты со всего мира.
Прошлое, настоящее, будущее Шереметьево
Все мы так или иначе путешествуем и очень часто путешествие начинается с ж/д или авто вокзала, порта или аэропорта. Сегодня я решил поделиться с вами историей одного из главный аэропортов России, а именно Международный аэропорт Шереметьево и то, каким он станет уже в ближайшем будущем.
Сразу хочу отметить, что из-за ограничений сайта все фотографии не влезли, поэтому полный текст с фотография вы можете прочитать у меня на сайте
Официально датой открытия аэропорта Шереметьево считается 11 августа 1959 г. В этот день Ту-104 прибыл из Ленинграда в Москву.
Но на самом деле, первые борта приземлились на аэродроме 7 октября 1957 г. Это было 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября.
Но позже аэродром стал полностью гражданским. По первому проекту территория аэропорта была разделена на два сектора. Сектор 31 (северная часть территории аэродрома) включал в себя Центральный пункт управления, склады ГСМ, складские помещения, котельную, технические здания и корпуса, а также служебно-жилую инфраструктуру (общепит, прачечную, баню, столовые и т. п.). К сектору № 2 (южная часть аэродрома) были отнесены перрон с аэровокзалом, предполагавшимся для обслуживания правительственных перевозок, служебное здание, несколько других зданий и сооружений служебного назначения. Оба сектора увязывались аэродромным сектором, включавшим взлетно-посадочную полосу, магистральную и соединительные рулежные дорожки, места стоянок самолетов и перроны. Первоочередными задачами, требующими незамедлительного решения, стали замена радиосветотехнического оборудования, строительство на территории сектора № 1 аэровокзала, цеха бортового питания, гостиницы для пассажиров, багажного павильона, ангара линейных эксплуатационных мастерских (ЛЭРМ), корпуса вспомогательных производств, здания техслужб и других сооружений, необходимых для обеспечения регулярных полетов.
Кстати данный снимок являлся в свое время секретным фото архива США, сделан в 1966 году.
Шло время, пассажиропоток рос и география полётов так же расширялась. Чтобы справиться с загруженностью, в сентябре 1964 г. был открыт аэровокзальный комплекс Шереметьево-1. Главным архитектурным сооружением и изюминкой аэропорта Шереметьево на долгие годы стало посадочное здание, в народе прозванное «Рюмкой».
На данный момент терминал снесен и на его месте строится новый более современный терминал, но об этому чуть позже.
Уже в 1969 г. было перевезено 1,5 млн пассажиров. На международных линиях было перевезено 715 тыс. пассажиров и 22 тыс. т почты и грузов.
В 1974 г. в международном аэропорту Шереметьево завершилось строительство второй взлётно-посадочной полосы, так же в этому году объявили, что СССР примет 20 олимпийские игры в 1980 г.
И уже через 6 лет, 1 января 1980 г., в преддверии ХХ олимпиады в Москве, был сдан новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2. Знаменитый терминал включил в себя пассажирский аэровокзал с телетрапами, привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий. Возведение комплекса стало вторым рождением аэропорта. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час.
С тех пор аэропорт Шереметьево постоянно совершенствуется и модернизирует свою инфраструктуру.
В марте 2007 г. ввели в эксплуатацию новый терминал С и многоярусный паркинг для удобства пассажиров.
Уже через 2 года пассажиров принимает новый терминал D с пропускной способностью 12 млн человек в год. Кстати это единственный (пока что) частный терминал, собственник терминала Аэрофлот.
В 2010 году в Шереметьево завершена интеграция трех терминалов D, E, F и железнодорожной станции «Аэроэкспресс” в единый Южный аэровокзальный комплекс (ЮАВК) посредством пешеходных галерей. Теперь можно спокойно доехать из Москвы в Шереметьево на станцию Аэроэкспресса и добраться от нее до 3х терминалов за считаные минуты.
Через пару лет аэропорт вновь расширяется уже для бизнес-авиации. 16 января 2012 года введен в эксплуатацию Терминал А, предназначенный для обслуживания пассажиров бизнес-авиации. Новый терминал включает весь необходимый комплекс услуг для клиентов деловой авиации. Общая площадь терминала — 3 тыс. кв. м, а пропускная способность до 75 тыс. пассажиров в год.
Благодаря таким усилиям уже к 2012 году Шереметьево обслужило 26 млн человек. Напомню, что в 1969 году было обслужено всего 1,5 млн пассажиров.
Чтобы перевезти подобное количество пассажиров мало иметь современные терминалы, нужна так же техническая инфраструктура, так в аэропорту появляются топливозаправочные комплексы Роснефти, Газпром-Нефти и грузовой терминал.
Сейчас аэропорт является победителем и лауреатом множества мировых наград. Например, такой как «Лучший аэропорт Европы» в рейтинге ASQ (AirportServiceQuality) ACI (Международный совет аэропортов) или № 1 в Европе по пунктуальности полетов в рейтинге авторитетной статистической компании Flightstats (своевременное обслуживание 93,77% рейсов). До аэропорта легко добраться, благодаря современным и комфортабельным поездам аэроэкспресса или новой трассе М11. Но чтобы поддерживать статус одного из лучших, нужно двигаться дальше. Так по плану через 10 лет пассажиропоток составит 80 млн.
Для того, чтобы справиться с такой нагрузкой аэропорт совместно с правительством России начал строительство новой ВПП-3, которая будет проходить в Северо-восточной части аэропорта.
Для того чтобы авиасуда могли свободно перемещаться от ВПП-3 к Северному терминальному комплексу, будет возведен мост. Ширина моста в соответствии с рекомендациями Международной организаций гражданской авиации будет равна 60 м. Над пересечением моста с Шереметьевским шоссе предусмотрено устройство ограждающих конструкций шириной по 15 м с каждой стороны, которые обезопасят самолеты от повреждений со стороны недоброжелателей.
Помимо третьей полосы, в аэропорту полным ходом идет строительство нового пассажирского терминала внутренних воздушных линий (терминала B), нового грузового терминала, топливозаправочного комплекса.
По расчетам терминал сможет ежегодно принимать около 20 млн пассажиров.
Вот таким мы увидим терминал B в 2018 году.
Из терминала можно будет перейти в многоуровневый паркинг на 2500 мест — их соединит пешеходная галерея.
И «вишенкой на торте» будет межтерминальный переход, который соединит северную и южную зоны.
Подобные тоннели есть лишь в нескольких городах в мире, таких как: Мадрид и Лондон.
Всего будет 2 тоннеля, длина каждого составит почти 2 км. Первый тоннель будет отвечать за перевозку багажа пассажиров, второй для пассажиров стыковочных рейсов. Планируется, что ежечасно услугами поезда будут пользоваться более 3000 пассажиров. Путь займет не более 5 минут.
Сейчас ведется активная проходка тоннелей, в сутки каждый увеличивается на 18 метров.
Для бурения породы используется тоннеле-проходческий щит Herrenknecht.
Так что скоро один из авиа узлов Москвы преобразиться кардинально.
Вот, собственно, и все, что хотел рассказать вам о прошлом, настоящем и будущем международного аэропорта Шереметьево.
Полная версия статьи и больше фото по ссылке
Надеюсь вам понравилось.Если у вас появились вопросы, пишите, постараюсь ответить.
Выражаю благодарность сотрудникам Дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево за возможность побывать на будущих объектах нового терминального комплекса.
История аэропорта Шереметьево. Справка
11 августа 1959 года на полосу московского аэропорта «Шереметьево» впервые совершил посадку рейсовый Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. Этот день считается официальной датой рождения аэропорта.
Тем не менее история международного аэропорта «Шереметьево» началась еще 1 сентября 1953 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково в Подмосковье.
Изначально аэропорт Шереметьево строился как главный аэродром военно-воздушных сил Советской армии.
Свое название будущий аэропорт получил по двум расположенным неподалеку объектам ‑ жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
25 октября 1953 году на станцию «Лобня» прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома «Шереметьевский».
В 1957 году была введены в строй первые объекты аэродрома: взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме были размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов.
7 октября 1957 года состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октябрьской революции.
В июле 1959 года на аэродроме произвел посадку правительственный Ту-104, который прибыл из Лондона с генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым на борту. В речи, обращенной к журналистам, Хрущев пообещал, что в ближайшем будущем в СССР появятся аэропорты международного класса. Тогда же было решено передать аэродром «Шереметьевский» в ведение Гражданского Воздушного Флота (ГВФ).
30 июля 1959 года был подписан приемо-сдаточный акт между военным и гражданским авиационными ведомствами.
В августе того же года постановлением Совета Министров СССР Центральный аэродром ВВС «Шереметьевский» прекратил существование. Решением правительства он был передан Главному управлению ГВФ. На базе военного аэродрома должен был быть создан новый аэропорт столицы.
11 августа 1959 года на аэродром впервые совершил посадку гражданский рейсовый самолет Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. На следующий день газета «Советская Россия» объявила об официальном открытии нового аэропорта.
10 мая 1960 года на «Шереметьево» со старого аэродрома в Тушино, который был включен в городскую черту Москвы, были перебазированы два летных отряда Управления полярной авиации, имевшие в своем составе самолеты ЛИ-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолеты Ми-2, Ми-4.
2 июня 1960 года состоялось официальное открытие аэропорта «Шереметьево».
18 сентября 1962 года из аэропорта «Шереметьево» впервые в истории гражданской авиации стартовал групповой перелет вертолетов Ми-4 вглубь Арктики без сопровождения самолетов.
11 февраля 1964 года, с «Шереметьево» приобрел статус международного аэропорта, объединившись согласно приказу начальника ГУ ГВФ «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУ МВЛ)» с Международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации.
В том же году было построено новое здание аэровокзала Шереметьево, получившее название «Шереметьево-1».
3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» принял первых пассажиров. К 1964 году «Шереметьево» обслуживал рейсы 18 зарубежных авиакомпаний, на аэродроме приземлялись до десятка воздушных судов различных типов. К концу 1965 года «Аэрофлот» имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУ МВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта «Шереметьево».
20 ноября 1967 года состоялся первый трансатлантический рейс Москва – Нью-Йорк.
В октябре 1972 года было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП‑2), размеры которой позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. В 1974 году строительство полосы было завершено, в эксплуатацию была введена в 1977 году.
23 апреля 1975 года в «Шереметьево» на привокзальной площади был установлен турбовинтовой воздушный корабль Ил-18 в связи с двадцатилетием начала его эксплуатации на линиях «Аэрофлота». За годы службы он перевез свыше 235 млн пассажиров.
В том же году «Шереметьево» стал членом Международной Ассоциации Аэропортов (ACI Global).
17 ноября 1977 года было заложено новое здание аэровокзального комплекса «Шереметьево-2», 1 января 1980 года комплекс был сдан в эксплуатацию. Торжественное открытие комплекса состоялось 6 мая 1980 года.
11 ноября 1991 года «Международный аэропорт «Шереметьево» получил юридический статус госпредприятия вместе с постоянным свидетельством о регистрации, выданным Московской регистрационной палатой.
В июне 1995 года в аэропорту был открыт Центр деловой авиации.
По заявлению пресс-службы аэропорта, сделанному в июне 2009 года, в третьем квартале 2009 года завершиться строительство терминала московского международного аэропорта «Шереметьево-3». Туда будут переведены рейсы «Аэрофлота», как внутренние, так и международные, а также рейсы авиакомпаний альянса SkyTeam.
«Шереметьево-3» станет первым в России полноценным международным хабом (пересадочным узлом), опирающимся на базовую авиакомпанию и глобальный альянс. К услугам пассажиров будут предоставлены 143 стойки регистрации, в том числе 24 стойки саморегистрации (CUSS) и 30 стоек регистрации трансфертных пассажиров и негабаритного багажа.