в каком году петровский театр был разделен на большой и малый

Хроники главного театра столицы

18 января 1825 года в столице открылся Большой Петровский театр — величественное здание, увенчанное Аполлоном на колеснице, прообраз современного Большого театра. МОСЛЕНТА уже писала, как появился первый в Москве регулярный театр — «предшественник» Большого, а также о том, почему он исчез. Теперь вместе с историками и сотрудниками ГАБТа мы вспоминаем дальнейшую историю театра.

Первый «Большой»

Большой театр открылся как частный. У его истоков стояли князь Петр Урусов и англичанин Майкл Меддокс. Сначала сегодняшний Большой был Петровским музыкальным и располагался на современной Театральной площади. «Здание Петровского театра открылось в 1780 году. До его строительства эта земля принадлежала Лобановым-Ростовским, вокруг были частные дворы», — рассказывает МОСЛЕНТЕ пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.

Среди актеров Петровского театра были как приглашенные артисты, так и крепостные. Драматическая труппа театра тогда тоже была. Она входила в театральный коллектив вместе с оперной.

Три пожара и обновления

Осенью 1805 года здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах, а с 1808 года — на сцене деревянного Арбатского театра, который в свою очередь сгорел во время Отечественной войны 1812 года.

В 1819 году появился проект нового здания театра, выполненный профессором Академии художеств Андреем Михайловым. Его дополнил архитектор Осип Бове. Строительство началось уже в следующем году.

Открытие нового «подросшего» Петровского театра, названного уже Большим Петровским, состоялось 6 января (18 января по новому стилю) 1825 года.

Тогда же москвичи увидели один из символов современного Большого театра — скульптуру Аполлона на колеснице с конями. Спустя почти 30 лет бронзовый покровитель искусств мчался уже не на тройке, а на квадриге. Эту скульптуру на театре можно увидеть и сейчас.

Источник

В Москве открылся Петровский театр — предтеча Большого театра

в каком году петровский театр был разделен на большой и малый. 4615. в каком году петровский театр был разделен на большой и малый фото. в каком году петровский театр был разделен на большой и малый-4615. картинка в каком году петровский театр был разделен на большой и малый. картинка 4615. 18 января 1825 года в столице открылся Большой Петровский театр — величественное здание, увенчанное Аполлоном на колеснице, прообраз современного Большого театра. МОСЛЕНТА уже писала, как появился первый в Москве регулярный театр — «предшественник» Большого, а также о том, почему он исчез. Теперь вместе с историками и сотрудниками ГАБТа мы вспоминаем дальнейшую историю театра.Петровский театр на рубеже 18-19 веков

С 1776 года в Москве в доме графа Воронцова на Знаменке ставились различные спектакли. Актеры этой труппы играли и в драме, и в опере, и в балете. Труппа была невелика и включала 13 актеров, 9 актрис, балетмейстера, 3 танцоров, 4 танцовщиц и 13 музыкантов.

В декабре 1780 года весь творческий коллектив перешел в здание, главный фасад которого выходил на улицу Петровка, отсюда и название театра. Новое трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей было построено за пять месяцев архитектором Х.Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П.В. Урусова. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, и вмещал по разным источникам от восьмисот до полутора тысяч зрителей.

(30 декабря 1780) 10 января 1781 года состоялось открытие Петровского театра. Первое представление состояло из пролога «Странники» А.Аблесимова на музыку русского композитора Е.Фомина и балета австрийского балетмейстера «Волшебная школа».

В 1805 году здание первого в Москве постоянного театра сгорело. В 1824 году на месте сгоревшего построили новое здание Большого театра по проекту архитектора Осипа Бове. Открытие театра состоялось в январе 1825 года.

В 1853 году вновь возникший пожар унес костюмы и декорации, некоторые музыкальные инструменты и архив труппы. Объявили конкурс проектов восстановления здания пострадавшего театра. Победителем стал проект Альберта Кавоса. В 1856 году вновь восстановленный Большой театр был открыт. Его украшала знаменитая теперь на весь мир скульптурная группа Аполлона, созданная известным русским скульптором Петром Клодтом.

Источник

За три пожара до Большого

Сейчас главным театром Москвы и всей России считается Большой. Однако мало кто помнит, что раньше на его месте стоял совсем другой театр — Петровский. Он стал первым постоянным театром в Москве, и открылся как раз 10 января 1781 года (по старому стилю 30 декабря 1780 года). МОСЛЕНТА решила напомнить горожанам его историю.

Крепостные театры

Предтеча Большого вырос из крепостного театра графа Воронцова, которых в Москве было множество. Отдельные домашние представления силами крепостных актеров начали устраивать в дворянских домах еще в конце XVII, но распространилась традиция во второй половине XVIII — начале XIX веков. Просуществовали они вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Крепостные театры работали «не по стандарту». В некоторых играли только сами дворяне, часто титулованные и высокопоставленные, или их дети — такой театр обычно называют дворянским любительским. Другие дворяне играли вместе со своими крепостными. Некоторые составляли труппу из своих крестьян, но приглашали на главные роли «вольных» артистов императорской сцены. А иногда «вольные» знаменитости выполняли функции руководителей оркестров, балетмейстеров или педагогов. Помещичьи крепостные театры превращались в «публичные», если дворянин начинал брать плату за вход.

Театральные привилегии

Театр Воронцова располагался на Знаменке и был настоящим центром театральной жизни столицы второй половины XVIII века.

Согласно исследованию «Столетие организации императорских московских театров» (Погожин В.П), с 1769 года его арендовали «театральные магнаты» того времени — «итальянцы Бельмонти и Чути». Им даже была выделена пятилетняя императорская «привилегия» — что-то вроде лицензии на ведение деятельности или госконтракта. Также им было предложено место для строительства отдельного здания между Мясницкими и Покровскими воротами. Но они отказались от него и с разрешения властей начали устраивать свои представления в доме Воронцова.

Также с 1766 года спектакли в театре московского графа на Знаменке устраивал московский губернский прокурор и «большой любитель театра» князь Петр Урусов, также обладатель «привилегии». В условия его госконтракта входило строительство нового, каменного здания театра, «чтобы он мог служить украшением города и сверх того, был бы удобен для приличных маскарадов, комедий и комических опер».

Однако губернский прокурор недолго пробыл театральным магнатом — помещение Воронцова на Знаменке сгорело в 1780 году во время представления трагедии «Дмитрий Самозванец» Сумарокова.

Английский подход

Князь Урусов потерпел после пожара колоссальные убытки — 80 тысяч рублей, и вынужден был продать свою привилегию за 28 тысяч рублей компаньону Михаилу Медоксу, которого автор исследования лаконично называет «англичанином», а еще характеризует как «человека ученого, предприимчивого, отличного механика, страстно любившего театр».

Медокс исполнил то, что было поручено Урусову — заложил все свое имущество и приступил к строительству каменного театра на участке, купленном у князя Лобанова-Ростовского на Петровке. Он уложился в 5 месяцев вместо 5 лет, но остался серьезно должен Опекунскому совету — по смете Петровский театр должен был стоить 80 тысяч, но на деле обошелся в 130.

Проектировал и строил новое трехэтажное здание архитектор Христиан Розерберг. В книге «Столетие организации императорских московских театров» приводятся его размеры: длина — 32 сажени (примерно 64 метра), ширина — 20 саженей (примерно 40 метров), высота — 8 саженей (примерно 16 метров). По данным разных источников, театр вмещал 800-1500 зрителей.

Репродукция литографии XVIII века «Фасад Петровского театра».

Внутри было оборудовано 110 лож, «закрытых, как бы отдельными комнатами», партер и галереи, а возле оркестра были предусмотрены отдельные «табуреты» для постоянных посетителей — в основном это были организаторы крепостных театров, а еще 12 подъездов, три каменные лестницы и две деревянные. Освещали зал 42 хрустальные люстры.

Цены на билеты различались в зависимости от места: в креслах — 2 рубля, за креслами — 1 рубль. Сезон обычно длился с сентября по май, спектакли шли дважды в неделю.

Многопрофильная труппа

В Петровский театр полностью перешла труппа театра Воронцова: 13 актеров, 9 актрис, балетмейстера, 3 танцоров, 4 танцовщиц и 13 музыкантов. Они играли все, что только возможно: драму, балет. Показывали «Дмитрия Самозванца» Сумарокова, «важное сочинение г. Вольтера «Магомед», «Гонимых» Хераскова и даже оперу.

«Доросли» актеры и до оперных постановок, ставили «Перерождение», целиком построенное на мелодиях народных песен, с успехом представляли сочинение Аблесимова и Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват».

По данным открытых источников, костяк труппы составляли артисты университетского театра, Воспитательного дома и театра, принадлежавшего ранее полковнику Титову, и крепостные артисты. Звездами труппы были московские знаменитости: Надежда и Иван Калиграф, Андрей Ожогин, Василий Померанцев и только входившие в славу Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и Яков Шушерин.

Самая ранняя афиша – «Объявление от Петровского театра» 1791 год.

Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Долги, течь и пожар

Однако у театра оставалось множество проблем. Во-первых, Медокс оставался должен Опекунскому совету. Во-вторых, здание раскритиковал московский главнокомандующий князь Прозоровский. Он писал, что «фасад дурен; нигде нет в нем архитектурной пропорции», в зале «нет резонанса» и в сырую погоду бывает течь, если не топить — зрители сидят в шубах, а когда топят, становится «угарно». Также князю категорически не нравились актеры и репертуар.

Разбирательства вокруг Петровского театра длились до 1805 года и, возможно, продолжались бы дальше. Но 22 октября 1805 года прямо перед представлением оперы «Днепровская русалка» в здании случился серьезный пожар, который практически уничтожил театр. Труппа была вынуждена перебраться в театр князя Волконского, а на месте Петровского началось строительство Императорского Московского Большого театра, которым занялся знаменитый архитектор Осип Бове. В 1825 году он принял первых зрителей.

Однако и это еще не был привычный всем Большой — здание снова сгорело в 1853 году вместе с декорациями, костюмами, музыкальными инструментами и архивом. На сей раз восстановлением театра занялся Альберт Кавос, чей проект выиграл конкурс. И только в 1856 году здание с колоннами и знаменитой четверкой Апполона работы русского скульптора Петра Клодта было, наконец, открыто.

Источник

Правдивая история начала Большого театра в Москве

В 5-ти предыдущих статьях я рассказал о краткой истории 5-ти императорских театров России, в первую очередь, остановившись на их устройстве и ценах на билеты в 1895. При этом я прочитал материалы с сайтов этих театров. И неожиданно обнаружил, что историки несколько отступили от правды, более того «сдвинули в прошлое» на 4 года дату начала работы Большого театра в Москве.

Привожу две цитаты с сайта Большого театра в Москве https://www.bolshoi.ru/about/hist/history/

«ИСТОРИЯ
Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.»

«Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом… Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский…»

Во-первых – в 18-м веке в Москве была «Петровская» улица, а вовсе не «Петровка», Петровкой улица стала около 1850-го. Поэтому театр, стоявший на Петровской улице, и назывался Петровский, а по старой орфографии «Петровской». На карте 1796-го улица обозначена литерой «Ю», на Плане 1843-го – название написано непосредственно.

Во-вторых – никогда не было в Москве реки Неглинка – река называлась Неглинная – на карте 1796-го река Неглинная обозначена литерой «О», в тексте река названа Неглинная. На плане 1843 Неглинной реки нет – по ее руслу проложили трубы, а сверху расположился Проезд Неглинного бульвара. В 1859 здесь была улица Неглинная, а бульвар Неглинный был ближе к Трубной площади. В 20-е годы 20-го века Неглинный проезд стал Неглинной улицей, которой остается и по настоящее время.

А теперь немного подправим и саму историю, и дату основания театра в Москве.

Как известно, 30 августа 1756 императрица Елизавета Петровна учредила своим указом первый Российский театр в Петербурге, а 27-летний актер Федор Волков был назначен «первым Российским актером». В 1759 императрица отправила Волкова в Москву, для основания во второй столице публичного русского театра.

В те времена в Москве был частный театр Локателли, расположенный в районе сегодняшнего Ярославского вокзала. Он давал спектакли Итальянской оперы и русские пьесы. Некоторое время публика посещала театр, но, вероятно, любители театра там все представления посмотрели, а для простых москвичей цены билетов были высоки – театр пустовал. Локателли объявил себя банкротом и уехал в Петербург.

Волков занялся возрождением брошенного театра, он выписал ряд актеров из Петербурга, что повысило художественный уровень труппы, а также привлек в театральное дело московских студентов. Этому способствовало то, что в Московском университете активную работу вел литератор Херасков, который в 1756 создал там студенческий театр. В 1761 Херасков был назначен директором русского театра, воссозданного в Москве Федором Волковым, в 1763 он стал директором университета, что еще более укрепило театральное дело в Москве.

Среди московских студентов впоследствии выделились настоящие таланты – в первую очередь Плавильщиков, Сандунов, Калиграф, но в 60-е годы 18-го века театральное дело в Москве опять остановилось – Волков уехал в Петербург.

В Петербурге в то время было не до театральной Москвы – происходила смена власти. Первый русский актер Волков был на стороне Екатерины, считается, что он непосредственно участвовал в событиях отстранения и убийства императора Петра III в Ропше летом 1762. В 1763 Волков простудился на маскараде в Москве и в апреле умер – Россия осталась без «Первого актера». Государственный театр в Москве не функционировал.

С 1766 антрепризу Московского театра держали – полковник Титов, затем с 1769 по 5-летней привилегии итальянцы Бельмонти и Чути (Чинти). Итальянские спектакли давались в доме графа Воронцова на улице Знаменка, там был деревянный театральный зал – его и наняли итальянцы.

В 1771 итальянец Чути (Чинти) умер от чумы, и театральное дело в Москве перешло к товариществу Гроти и князя Урусова. Однако вскоре предприниматель Гроти вышел из убыточного театрального дела, и князь Урусов остался один.

Надо сказать, что театральное дело в Москве было серьезно осложнено указом Екатерины II от 1 сентября 1763. По нему со всех платных зрелищ в Москве повелевалось брать четверть дохода в пользу Воспитательного Дома. Это превращало любой московский театральный проект в нерентабельный.

Поэтому князь Петр Урусов, бывший «по совместительству» московским губернским прокурором, испросил для себя в театральной привилегии особых условий. Он желал:
1. единолично получить привилегию на 10 лет на все театральные представления Москвы;
2. платить Воспитательному дому не четверть дохода, а 3100 руб ежегодно по предварительному соглашению;

Со своей стороны князь Урусов обещал за 5 лет построить в Москве каменный театр.

Ходатайствовал за князя Урусова московский губернатор князь Волконский – в результате в 1776 привилегия Урусовым на театральные представления была получена.

Эту дату и считают на сайте Большого театра «началом» своей истории.

Разумеется, князь Урусов не вел дела сам – он привлек компаньона – 29-летнего англичанина Михаила Медокса,– следовательно, сразу нарушил условия своей единоличной привилегии. Медокс окончил Оксфордский университет, был по профессии математиком, и приехал в Россию в 1766. По протекции графа Панина он некоторое время преподавал математику и физику будущему российскому императору Павлу Петровичу.

Каким ветром математика Медокса занесло к Урусову в его театральный проект неизвестно. Однако Михаил Медокс поначалу сумел наладить дело.

Урусов и Медокс наняли все тот же театральный зал на Знаменке у графа Романа Воронцова. Отсутствие необходимости платить «четверть» в Воспитательный дом сделало проект Урусова – Медокса прибыльным. У Воронцова образовался т.н. «Знаменский Оперный театр». Свое обещание построить в Москве за 5 лет за свой счет каменный театр князь Урусов (которого на сайте Большого называют своим основателем) успешно заматывал. Точных сведений нет, но дальнейшие события показывают, что и 3100 руб в год Воспитательному дому не платились.

Михаил Медокс вышел из положения тем, что занял у Опекунского совета театра 130.000 рублей (это называется за свой счет?) и за 5 месяцев к концу 1780 выстроил новый театр по плану архитектора Розберга. В театре было 110 лож и галерея, здание театра было невелико 8 х 32 х 20 сажен.

Именно этот театр, выстроенный Медоксом, и называли Петровский, т.к. построен он был на Петровской улице на правом берегу реки Неглинной. Вторично повторяю – князь Урусов к Петровскому театру, на месте которого стоит в Москве Большой театр, не имеет ни малейшего отношения.

Открыли театр в декабре 1780 прологом Аблесимова «Странники».

Финансовая идея Михаила Медокса состояла в том, что он не продавал билеты в ложу – ложу требовалось абонировать на весь год. При этом абонент ложи мог перестраивать свою ложу, менять там убранство, мебель и т.д. Кроме того в зале театра были кресла для дам по цене 2 руб, места за креслами по 1 руб. Театралов, зачастую бесплатно, пускали посидеть у оркестра на табуретах. Предприниматель Медокс стал независим от конкретного посещения богатыми зрителями своего театра, а абонировать на год ложу в театре было делом престижа.

К тому же в труппе Медокса было всего 15 актеров и 9 актрис – и его постановки было вполне рентабельны.

Губернатором Москвы (главнокомандующим) в те годы был князь Долгорукий-Крымский, он был весьма доволен своевременным открытием Петровского театра и способствовал получению Михаилом Медоксом новой привилегии на 10 лет – с 1786 по 1796.

Дела у Медокса шли блестяще, но вспомним, что они опирались на прекращение платежей четверти дохода в Воспитательный дом. Неожиданно начальник Воспитательного дома Бецкий учредил у себя публичный театр с двумя труппами – итальянской и русской. При этом в спектаклях участвовали воспитанницы Воспитательного дома.

Бизнес Медокса стал терпеть убытки. Медокс обратился в суд, для доказательства нарушения Бецким своей театральной привилегии, но суд в действиях начальника Воспитательного дома нарушений не нашел. Кончилось дело тем, что Бецкий продал свое театральное дело все тому же Михаилу Медоксу.

А дела у Медокса уже были катастрофические – он заложил в Опекунский совет Петровский театр, все свое имущество и даже самого себя. В 1796 опекунский совет Петровского театра отошел в ведение новой императрицы Марии Федоровны – супруги императора Павла I. Мария Федоровна отстранила Михаила Медокса от дел, положила ему пенсию в 3000 руб в год и учредила особый комитет для приведения в порядок запутанных дел театра.

А дела оказались столь ужасными, что при императоре Павле I решение принято не было, при императоре Александре I особый комитет запросил ссуду Петровскому театру в сумме 300.000 рублей для уплаты долгов Воспитательному дому (за театр и годовые перечисления с процентами), и долгов многочисленным частным кредиторам Михаила Медокса.

Александр I в 1805 решил дело оригинально – своим указом он занял 300.000 рублей у Воспитательного дома, и 190.000 вернул ему же в качестве долга от Петровского театра, а 110.000 повелел выплатить 46 кредиторам Михаила Медокса.

Казалось бы все почти наладилось, но в октябре 1805 из-за неосторожного обращения театрального гардеробмейстера с огнем перед началом представления оперы «Днепровская русалка» Петровский театр сгорел дотла.

Был ли это поджог или несчастный случай – кто знает.

На этом я завершаю свой рассказ об истории зарождения русского театра в Москве.

Михаил Медокс, продолжал жить в России и получал свою пенсию, он скончался 27 сентября 1822 в селе Поповка, Каширского уезда, Тульской губернии, где и был похоронен.

Источник

В каком году петровский театр был разделен на большой и малый

30 декабря 1780 г. (10 января 1781 г.) в Москве открылось каменное здание Петровского театра — первого постоянного публичного театра старой столицы. Театр был построен архитектором Х. Х. Розбергом на средства театрального антрепренёра М. Г. Медокса. В здании имелся партер, три яруса лож и галерея, вмещавшие около 1,5 тыс. зрителей, «маскерадная зала в два света», «карточная» и другие специальные помещения. В 1788 г. к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду».

В день открытия театра «Московские ведомости» писали: «В удовольствие почтенной публике за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооружённое для народного удовольствия и увеселения. по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все возможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной. ».

В Петровском театре шли драматические спектакли, оперы и балеты. Именно здесь были показаны первые русские комические оперы. В лучшие времена в театре ежегодно проходило 30 пьес и 75 спектаклей. Популярность заведения была велика, поэтому предпринимались меры для «бронирования билетов», которое могла себе позволить только состоятельная публика: на один спектакль место в ложу купить было нельзя, существовала подписка на «годовой наём мест», о которой заблаговременно сообщалось в «Московских ведомостях».

Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Ядро труппы составляли актёры, начинавшие свою деятельность в Университетском театре. Кроме того, в театре давали представления французские, итальянские, немецкие коллективы.

Петровский театр был частным предприятием Медокса, которому приходилось конкурировать с императорскими театрами, существовавшими за счет государственной казны, а также с домашними крепостными театрами (театры Шереметьевых, Дурасова и др.). Поэтому владелец изобретал всевозможные способы для сохранения приоритета своего заведения. Так, Медокс первым в мировой театральной практике организовал художественный совет для решения творческих вопросов (утверждение репертуара, распределение ролей между актёрами), устраивал предварительные прогоны новых представлений, на которые приглашал специалистов для определения готовности премьеры. Несмотря на это, дела Медокса постепенно пошли на спад, сборы от спектаклей уменьшились, актёры перебегали в другие коллективы, театр ветшал. В конце концов, он отошёл за долги в казну и в 1801 г. стал собственностью Воспитательного дома.

В 1805 г. здание Петровского театра сгорело, а труппа перешла в ведение дирекции императорских театров. В 1821–1824 г. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание Большого театра, ставшего гордостью отечественной культуры.

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *