в каком году перестали выпускать волгу 3102
ГАЗ-3102
Из Википедии — свободной энциклопедии
КрАСЗ (Кременчуг, Украина)
Мелкосерийные:
ЗМЗ-503.10 (1982-1996)
ЗМЗ-4021.10 (1992-2003)
Steyr/ГАЗ-560 (с 1998)
5-ст МКПП (1994-2008)
мелкосерийные варианты могли снабжаться АКПП
1444 мм (1997-2008)
1500 мм (1997-2008)
ГАЗ-31029
Станислав Витальевич Волков
ГАЗ-3102 «Волга» (простореч. название «ноль вторая», «тридцать первая» [1] ) — советский и российский автомобиль среднего класса, выпускавшийся с 22 декабря 1981 г. Горьковским автомобильным заводом. Представляет собой V поколение, является развитием платформы ГАЗ-24 — её первой модернизацией. Модель ГАЗ-3102 является преемницей модели ГАЗ-24. Стала флагманом Горьковского автомобильного завода. Автомобиль имеет множество технических инноваций, главным из которых является система форкамерно-факельного зажигания в ДВС. Однако, по целому ряду политических причин, вместо массового производства данный автомобиль выпускался мелкой серией (около трёх тысяч машин в год), исключительно в качестве служебной машины советской номенклатуры среднего звена (это были должности, например, генералов, директоров крупных предприятий или руководителей научных институтов, которым ещё не был положен лимузин ГАЗ-14 «Чайка», но статус требовал более высокого уровня комфорта и безопасности, чем у обычных авто тех лет). Поэтому было принято решение о продолжении производства модели ГАЗ-24 в 1980-х годах, но с изменённым внешним видом. Данная модификация получила индекс: ГАЗ-24-10.
К концу 1980-х производство автомобиля должно было быть свёрнуто, но кризис позднего СССР, последствия его распада и сложности с переходом к рыночной экономике постсоветской России, привели к тому, что все попытки ГАЗа наладить выпуск новой, современной платформы — ГАЗ-3103, которая должна была прийти на смену предыдущей платформе (ГАЗ-24) в 1990-2000 годах, не увенчались успехом. Поэтому выпуск «директорской» Волги с неоднократными модернизациями продолжался 27 лет, что является рекордом для Горьковского автомобильного завода. Всего, по приблизительным оценкам, было выпущено порядка 156 тысяч автомобилей ГАЗ-3102, в том числе 27 тысяч в первоначальной комплектации 1981-92 гг.
Выпуск модели прекратился в ноябре 2008 года.
История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»
У Горьковского автозавода был шанс сделать из «Волги» аналог мерседесовского S-class. Но, желание сэкономить, поставило крест на всех интересных задумках, которые легли в основу ГАЗ-3102
Мерседес по дешевке
При разработке ГАЗ-3102 перед заводчанами ставилась сложная задача: сменить на конвейере ГАЗ-24 должен был настоящий советский Мерседес – что-то похожее на Mercedes-Benz в кузове W116 начала семидесятых. Так сказать, нашенский S-класс. Заводчане, было, обрадовались, но вскоре приуныли: им дали понять, что делать мерседес придется фактически из того, что есть – никаких суперрешений бюджет не потянет.
Конструкторы Горьковского автозавода старались сделать невозможное. Под капот поставили необычный движок с форкамерным зажиганием. Тормоза стали дисковыми. Кузов обрел клиновидное оперение, мягкое торпедо, красивые сиденья и большой бензобак за задним сиденьем: на Мерсе он находился именно там. Пассивная безопасность при этом была на высоте. Любопытно, что изначально бензобак по привычке запихнули вниз, но потом взглянули на W116 и сделали, как надо.
Успех и провал
Машина получилась классная. Но это ее и погубило. Чиновники дружно проголосовали «За!», но тут же возмутились – о том, чтобы на элитной машине ездили «обычные» ученые и прочие народные артисты, не могло быть и речи. В такси, само собой, путь был также закрыт – там должно было ездить нечто простенькое. Поэтому было принято решение резко ограничить выпуск удачной машины, подчеркнув лишний раз ее элитность. А на замену ГАЗ-24 решили запустить некий промежуточный вариант между ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 – так появилась ГАЗ-24-10. Мотор древний, тормоза барабанные, торпедо жесткое – и так сойдет.
Дальше – хуже. Форкамерный двигатель испытаний временем не выдержал и был потихоньку заменен привычным мотором – безо всяких экономий и форкамер. Но чиновникам до этого не было никакого дела: заправляться – не их дело. Под шумок была решена и судьба бензобака. Серийной оснастки на большой бак не было, да и кому он нужен, если чиновнику расположение запаски и бака абсолютно безразличны? Поглядывать на Мерседес перестали, а на 3102 поставили убогий старый бензобак от ГАЗ-24.
Дело – бак
Тем, кто уже не помнит, как выглядела ГАЗ-3102, напомним, о чем речь. Смотрим на древнее фото из заводской брошюры: лючок бензобака находится в верхней части заднего левого крыла. Такие автомобили иногда попадаются на дорогах и сегодня – и эта конструктивная особенность сразу выдает их преклонный возраст. А вот на более поздних фотографиях лючок находится ниже – там же, где у «обычных двадцатьчетверок» – разве что открывается в сторону, а не вниз.
Что в этом плохого? А то, что в первоначальном варианте на 3102 был 70-литровый бензобак. При волговской прожорливости это было правильное решение. При этом багажник выглядел огромным и был удобен, поскольку запасное колесо помещали под полом. А вот после странной модернизации испортилось сразу всё: в багажник переехало огромное колесо, занявшее огромную часть пространства, а бак похудел аж на 15 литров – его запихнули вниз. Визиты на АЗС участились, а плоский бак то и дело капризничал, норовя выплеснуть бензин обратно.
А если хочется?
По сравнению с «двадцатьчетверкой» багажник чуть приподнялся сзади и чуть вырос. Впрочем, на ГАЗ-24 были свои проблемы: под полкой задка устанавливали вентиляцию обдува заднего стекла, что съедало пространство для поклажи. А на 24-10 стекло сделали обогреваемым и багажник получил новые литры объема… Но 55-литровый бак оставался недомерком… Однако вскоре прошел слух: освоен выпуск 70-литровых бензобаков!
Откуда они появились? 70-литровые баки предназначались для редких волжанок с восьмицилиндровыми моторами, а также с роторными движками. Они соответствовали посадочным местам 55-литровых баков, потому замена не была особо сложной. Надо было только не забыть позаботиться об удлинении бензоприемника – иначе «лишний» бензин всегда оставался бы на донышке. Отличить старый бак от нового можно было не только по «пузатости», но и по числу продольных штамповок. Но это решение не было серийным, а потому 55-литровый бак ушел в историю вместе с ГАЗ-31105.
Различия модели разных лет выпуска
1 серия 1980-1992
Изначально машина планировалась как преемница ГАЗ-24, поэтому были предусмотрены несколько вариантов по внешнему виду и техническим решениям. В серию, тем не менее, машина пошла только как служебный автомобиль в одном исполнении (не считая разнообразия цветовых и фактурных исполнений салона). В розницу не продавалась до 1991 года.
На машины двигателями V8 объемом 5530 куб.см. устанавливался гидроусилитель руля с внешним гидроцилиндром.
индекс | год выпуска | двигатель | описание/особенности |
---|---|---|---|
3102 | 1981-2009 | ЗМЗ 4022.10 | R4, 2445 куб.см., 105 л.с.. Карбюратор К156. Стандарт. |
31025 | 1983 | Peugeot- Indenor XDP 4.90 | Дизель, R4, 2112 куб.см., 68 л.с. |
31028 | 1985 | ВАЗ 413 | Роторно-поршневой двигатель, S4, 2600 куб.см., 2 секции, 125-140 л.с |
31013 | 1986-1994 | ЗМЗ-13 ЗМЗ-503.10 | V8, 5530 куб.см., 195 л.с., АКПП 3ст. Карбюратор К114. |
31012 | 1986 | ЗМЗ-14 ЗМЗ-505.10 | V8, 5530 куб.см., 220 л.с., АКПП 3ст., 2 карбюратора К114, главная передача 3.17 |
31014 | 1985 | ЗМЗ-14 ЗМЗ-505.10 | V8, 5530 куб.см., 250 л.с., АКПП 3ст., 2 карбюратора К114, бронированная версия. |
31016 | 1985 | ГАЗ-3105 | V8, 3400 куб.см, 170 л.с., КПП – 5ст механическая. Карбюратор К114. |
310207 | ЗМЗ 4022.10 | Для стран с тропическим (сухим и влажным) климатом | |
3106M | 1986 | ГАЗ-3105 | Шасси, трансмиссия, двигатель, салон – ГАЗ 3105. 4х4. |
3102 L | 1987 | ЗМЗ 4022 | Удлиненная версия. |
1988 | Toyota 2L-T | Турбодизель, R4, 2446 куб.см, 96 л.с. | |
31015 | 1989 | MERCEDES BENZ M103. 940 | R6, 2597 куб.см, 160 л.с. |
Технические новшества (относительно ГАЗ-24):
Типовой экстерьер 1981
Варианты колпаков колес
Основной | 24/рекламный | Пластик |
Типовой интерьер 1981
Типовой моторный отсек 1981
Вскоре после запуска мелкосерийного производства ГАЗ-3102 были внесены некоторые изменения.
Изменения 1983
Изменения 1985
В 1985 году анонсирована модернизация ГАЗ-24.
Базой для улучшений эргономики, технических характеристик и средств безопасности ГАЗ-24 стали решения, внедренные ранее на ГАЗ-3102.
После налаживания серийного производства ГАЗ 24-10 в 1986-м году упрощенные детали интерьера а также разработанный для этого автомобиля двигатель ЗМЗ 402 стали устанавливаться и на ГАЗ-3102. Были подготовлены новые решения и для самой ГАЗ-3102.
Изменения экстерьера 1985
Изменения интерьера 1986
Изменения в моторном отсеке 1986
2 серия 1992-1997
В 1992 году выпуск ГАЗ 24-10 прекращен. Основной легковой машиной Горьковского автозавода становится ГАЗ 31029.
Государство перестало быть основным и единственным заказчиком ГАЗ-3102. Вплоть до окончания выпуска будет модернизирована только система обмыва фар и добавлена шумоизоляция капота. Все последующие изменения произойдут добавлением деталей машин сборочного конвейера.
С целью очередного удешевления производства ГАЗ-3102, модель унифицируют по узлам с ГАЗ 31029.
индекс | год выпуска | двигатель | описание/особенности |
---|---|---|---|
31017 | 1996 | ЗМЗ-4064 | R4, 2280 куб.см., 200 л.с., турбонагнетатель |
31024 | 1992-1999 | Ford Cologne V6 | V6, 2935 куб.см., 150 л.с. КПП 5 ст или АКПП (Ford A4LD). Версия COSWORTH – 195 л.с., только с АКПП A4LD. |
1993 | Toyota 3S-FE | R4, 1998 куб.см., 169 л.с. | |
1994-1997 | ROVER 20T4 | R4, 1994 куб.см., 136 л.с. | |
1995-1998 | ROVER V8 | V8, 3946 куб.см., 180 л.с. АКПП (zf4hp22) |
индекс | год выпуска | двигатель | описание/особенности |
---|---|---|---|
3102-40 | 1992 | ЗМЗ 402 | R4, 2445 куб.см., 100 л.с., карбюратор К151 |
3102-12 | 1993 | ЗМЗ 4062 | R4, 2280 куб.см., 130 л.с. |
Технические новшества: (относительно предыдущей серии):
Регулировка зеркал заднего вида из салона.
Типовой экстерьер 1992
Типовой интерьер 1992
Изменения экстерьера 1992
Изменения интерьера 1992
Изменения в моторном отсеке 1992
Изменения в моторном отсеке 1994
3 серия 1997-2003
В 1997 производство ГАЗ 31029 свернуто. Начало конвейерной сборки ГАЗ 3110. Машина разработана практически заново.
Годом ранее прекращен выпуск ЗМЗ 4022.
Двигатель, трансмиссия, интерьер ГАЗ-3102 полностью заменены деталями ГАЗ 3110. Осуществленные модернизации предварительно обкатывались на ГАЗ 31029 и ГАЗ-3102.
На машины устанавливаются кондиционеры разных производителей.
Кроме внесерийной продукции завода (производства ЗАМС (Завод автомобилей малых серий, бывший ПАМС)) заводские таблички на произведенные ими автомобили устанавливают несколько сборочных фирм, основная продукция которых – машины по индивидуальным заказам.
индекс | год выпуска | двигатель | описание/особенности |
---|---|---|---|
1998 | Toyota 5L | Дизель, R4, 2985 куб.см., 89 л.с. | |
1998 | Toyota ЗRZ-FE | R4, 2694 куб.см., 150 л.с. | |
1998 | Toyota 2JZ-GE | R6, 2997 куб.см., 220 л.с. | |
1998 | Toyota 5VZ-FE | V6, 3378 куб.см., 190 л.с. |
Комплектации: Комплектование машин ГАЗ 3110 и ГАЗ-3102, если последние три цифры после индекса модели одинаковы – аналогичны.
Технические новшества (относительно предыдущей серии):
Типовой экстерьер 1997
Типовой интерьер 1997
Типовой моторный отсек 1997
Изменения экстерьера 1997
Изменения в моторном отсеке 1997
Изменения интерьера 1998
4 серия 2003-2006
В середине 2003 года, последнего года выпуска ГАЗ 3110, завод произвел очередную модернизацию легковых машин. Для ГАЗ-3102 сертифицирована АБС, но на машинах она встречается редко.
Коммерческая ГАЗ 3110 заканчивала свой выпуск, готовилась следующая машина ГАЗ 31105, нововведения для выпуска которой обкатывались на серийных ГАЗ-3102.
Технические новшества (относительно предыдущей серии):
Типовой экстерьер 2003
Изменения экстерьера 2003
Изменения интерьера 2003
5 серия 2006-2009
Уже два года серийно выпускается ГАЗ 31105. С запозданием, но ГАЗ-3102 также подверглась модернизации. К индексу модели (как и в случае ГАЗ 3110) прибавили цифру «5». Итого – ГАЗ 31025.
Комплектование машин ГАЗ 31105 и ГАЗ 31025 с одинаковыми последними тремя цифрами после индекса модели, как и прежде – аналогичны.
индекс | год выпуска | двигатель | описание/особенности |
---|---|---|---|
3102-501 | 2006 | Chrysler 2.4L | ГУР, ЭСП, ЦЗ |
3102-503 | 2006 | Chrysler 2.4L | |
3102-581 | 2006 | Chrysler 2.4L | ГУР, ЭСП, ЦЗ, стальные диски, регул руля в 2 пл, салон ткань, тонировка, упр маг на руле. |
3102-583 | 2006 | Chrysler 2.4L | ГУР, ЭСП, ЦЗ, литые диски, регул руля в 2 пл, ткань, тонировка, упр маг на руле, электрозеркала. |
3102-590 | 2006 | Chrysler 2.4L | ГУР, стальные диски, новый салон, салон ткань |
3102-593 | 2006 | Chrysler 2.4L | ГУР, ЦЗ, стальные диски, салон ткань, конд. |
3102-751 | 2006 | ЗМЗ 40621 | |
3102-753 | 2006 | ЗМЗ 40621 | |
3102-756 | 2006 | ЗМЗ 40621 | ЭСП, литые диски, молдинги, ПТФ, локеры, электрозеркала, конд. |
3102-801 | 2006 | ЗМЗ 40621 | ГУР, салон ворс, тонировка |
3102-803 | 2006 | ЗМЗ 40621 | |
3102-900 | 2006 | ЗМЗ 40525 | ГУР, стальные диски, салон ткань |
3102-903 | 2006 | ЗМЗ 40525 | ГУР, стальные диски, салон ткань, конд. |
Технические новшества (относительно предыдущей серии):
Типовой экстерьер 2006
Типовой интерьер 2006
Изменения экстерьера 2006
Изменения интерьера 2006
Изменения в моторном отсеке 2005
Двигатели:
В 2006 году с конвейера Заволжского моторного завода сходят последние ЗМЗ 402, выпускавшиеся тем самым на 10 лет дольше ЗМЗ 4022. Отдельные машины с карбюраторными двигателями изготавливаются и в 2007 году.
В том же 2006 году на ГАЗ 31025 начинают устанавливать двигатель Chrysler DCC 2,4 L DOHC (2,429 л.). Двигатель может быть в модификации отвечающей нормам выбросов «EURO 2» или «EURO 3».
В связи с установкой нового двигателя были изменены:
Изменения интерьера 2008
Через год после рестайлинга интерьера ГАЗ 31105, новый салон начали ставить и на ГАЗ 31025. Впрочем, и «старый» салон встречается на машинах вплоть до конца выпуска.
Окончания выпуска ГАЗ-3102 – конец 2008 года.
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102
«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе «двадцать четвёртого» семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью, так и конструкцией. А еще небольшой тираж и малая распространённость «тридцать первой» с самого начала сделали её весьма статусным автомобилем в глазах советских автомобилистов, что способствовало возникновению целого ряда мифов, связанных с историей создания и особенностями этой «Волги для избранных». Сегодня мы будем отделять реальные факты про ГАЗ-3102 от «шофёрских» вымыслов и фантазий.
В восьмидесятые годы среди автомобилистов СССР ходили упорные слухи о том, что внешность ГАЗ-3102 скопировали с автомобиля иностранного производства (в разговорах фигурировали как Mercedes, так и американские марки вроде Cadillac), из-за чего после возникшего скандала выпуск модели якобы спешно пришлось свернуть. Такие домыслы были в основном связаны с малой распространённостью «тридцать первой», которая выпускалась не десятками тысяч штук в год, как другие советские легковушки, а в ограниченном количестве – всего 2-3 тысячи экземпляров ежегодно.
В действительности же внешность автомобиля не имела прямых заимствований, хотя в дизайне без труда прослеживались актуальные на тот момент тенденции как американской, так и европейской дизайнерских школ. Обилие хромированной отделки и массивная хромированная решетка были характерны как для седанов североамериканского производства, так и для отдельных производителей Европы (все того же Mercedes), а общая лаконичность и сдержанность облика новой Волги напоминала новейшие европейские разработки в сегменте среднеразмерных седанов вроде Audi 100 C2 и Volvo 700-й серии.
Предсерийный ГАЗ-3102 чем-то неуловимо напоминал заокеанские автомобили. Но – не более того.
Однако при этом «тридцать первая» сохранила фирменное решение передка — так называемый «китовый ус» решетки радиатора, характерный для прежних Волг. Кроме того, огромные светоблоки задних фонарей по оформлению нисколько не перекликались с задней оптикой седанов вроде Mercedes Е- или S-класса, на которые и ссылались «злые языки». Вдобавок художники-конструкторы Николай Киреев и Станислав Волков были сильно ограничены старой центральной частью кузова с неизменными по размерам проёмами стёкол и дверей, из-за чего были вынуждены «подгонять» пропорции новых передней и задней частей под обычный силуэт «двадцать четвёрки».
Крупная задняя оптика – необычное решение, по которому ГАЗ-3102 сходу легко отличить от прежних Волг
…не считая формы колёсных колпаков на отдельных экземплярах ГАЗ-3102.
«Ноль вторая» была чуть длиннее ГАЗ-24, но центральная часть кузова при этом не претерепела особых изменений
Поэтому, несмотря на некоторое стилистическое сходство с американскими и европейскими автомобилями того времени, дизайн ГАЗ-3102 был оригинальным, а не являлся копией какого-то конкретного автомобиля.
Несмотря на то, что подавляющее большинство Волг в СССР всегда покупало само советское государство для своих нужд, отправляя автомобили на службу в различные учреждения и таксопарки, как ГАЗ-21, так и ГАЗ-24 можно было купить в автомагазине наряду с Москвичами и Жигулями. Конечно, Волги были практически всегда вдвое дороже малолитражек – к примеру, в середине восьмидесятых годов ГАЗ-24-10 стоил около 16 000 рублей. Однако «тридцать первую» частный автовладелец приобрести просто не мог, поскольку автомобили этой модели распределялись исключительно в гаражи, обслуживавшие государственный аппарат – различные министерства, гражданские и военные ведомства, обкомы и райкомы партии, причем далеко не всем по статусу был положен автомобиль черного цвета (!), поэтому поначалу чиновники не самого высокого ранга довольствовались белыми и бежевыми «ноль вторыми». В частные руки первые ГАЗ-3102 попали уже незадолго до развала СССР – причем это были отнюдь не новые автомобили, а машины, списанные с государственной службы и прошедшие капитальный ремонт. К примеру, в конце 1989-го «тридцать первую» 1983 года выпуска можно было приобрести на аукционе, причем при стартовой цене в 20 500 рублей потрепанная Волга была куплена кооперативом аж за 53 тысячи «деревянных»! Ну а новые «тридцать первые» в это время начали продаваться и за вовсе баснословные 80-100 тысяч рублей, хотя официально Волга (ГАЗ-24-10) вплоть до 1991 года стоила всё те же 16 000… И лишь в последний год существования Союза ГАЗ-3102 все же появился в прейскуранте №086А Госкомцен СССР по цене 40 000 рублей.
Аукцион – новый способ приобретения автомобиля в СССР
Сначала массовости новой модели мешали смежники, которые никак не могли освоить оригинальные комплектующие в необходимых объемах. Затем вмешались высокопоставленные «пользователи» новой «персоналки», которые в прямом смысле препятствовали не только продаже «ноль второй» частникам, но и её работе в качестве такси. Именно поэтому на ГАЗ-3102 в восьмидесятые годы ездили не обычные советские граждане, а так называемые «слуги народа» — госаппарат, партийная элита, руководящие чиновники и военные генералы.
Как и в случае с прежними Волгами, новая модель получила специальные модификации (31011/31012/31013), которые дополнили линейку горьковских «догонялок». От обычной «ноль второй» они отличались V-образными восьмицилиндровыми двигателями и гидромеханической автоматической трансмиссией от Чайки. Чтобы компенсировать изменение развесовки такой Волги с перетяжелённой передней частью, в багажнике для сохранения устойчивости и управляемости на приемлемом уровне действительно размещали специальный балласт — например, тяжелую плиту или ящик с песком.
Восьмицилиндровая «догонялка» на базе ГАЗ-3102 практически не отличалась внешне от обычной Волги
У обычной «тридцать первой» с рядной «четвёркой» распределение массы по осям особо не отличалось от любой другой Волги двадцать четвёртого семейства, поэтому ни в каком дополнительном балласте базовая модель не нуждалась. Но именно ГОНовские «догонялки» со своими свинцовыми или чугунными чушками и породили среди автомобилистов легенду о том, что любой ГАЗ-3102 нуждался в балластной загрузке ведущих колёс.
Удивительно, но именно самая редкая с точки зрения массовости выпуска модель Волги стала своеобразным рекордсменом по длительности конвейерной жизни, ведь её выпускали на ГАЗе более четверти века — с 1982 по 2009 годы! За это время «ноль вторая» пережила несколько модернизаций и продолжала пользоваться определенным спросом и в новом государстве. И если в СССР роль «более доступной Волги» отводилась модели 24-10, то в начале девяностых эту роль взял на себя так называемый «ослобык» под индексом ГАЗ-31029. Ну а «ноль вторая» в России так и не стала простой «рабочей лошадкой», являясь своеобразным промежуточным звеном между «двадцать девятой» Волгой и подержанными иномарками. Причем в девяностые годы объем производства ГАЗ-3102 увеличился с обычных для этой модели 2-3 тысяч автомобилей в год до 4-6 тысяч экземпляров, а в рекордном 1996-м на ГАЗе и вовсе собрали свыше 10 000 «тридцать первых»!
До 1991 года доля ГАЗ-3102 в общем количестве выпущенных Волг не превышала 4%
Несмотря на то, что владельцы завода ГАЗ озвучили неизбежное снятие модели с производства еще в 2005 году, ГАЗ-3102 с очередными «пакетами обновлений» выпускался вплоть до начала 2009 года, когда ГАЗ полностью прекратил производство легковых автомобилей собственной разработки. Интересно, что последние «ноль вторые» оснащались «чужим сердцем» — двигателями Chrysler DCC на 2,4 литра мексиканского производства.
ГАЗ-3102 получил совершенно новую тормозную систему, главной изюминкой которой оказались передние дисковые тормоза, разработанные совместно с английской фирмой Girling. Их отличительная особенность — четырёхпоршневые суппорты, малые поршни которых были объединены с задним контуром, благодаря чему передние тормоза сохраняли работоспособность в любой ситуации. Кроме того, тормозная система получила тандемный вакуумный усилитель, а в заднем контуре появился регулятор давления («колдун»), изменявший эффективность работы задних тормозов в зависимости от загрузки задней части автомобиля.
Новые тормоза Волги с главным рабочим цилиндром от АЗЛК-2140 оказались довольно эффективными, но не слишком долговечными в эксплуатации, из-за чего конструкторам пришлось в срочном порядке разрабатывать вентилируемые тормозные диски вместо обычных «блинов», а тормозной цилиндр всё же заменили более производительным. Изменили впоследствии и схему гидролиний, отказавшись от «лишних» соединений и трубопроводов.
В самом начале выпуска новенькие служебные «ноль вторые» неоднократно попадали в аварии, связанные с внезапным отказом тормозов. Именно из-за этого в среде профессиональных шоферов закрепилось мнение о ненадёжной тормозной системе ГАЗ-3102. В действительности же причиной выхода тормозной системы из строя было использование «не той» тормозной жидкости — система с дисковыми тормозами требовала исключительно современные жидкости вроде «Невы» или «Росы», в то время как в гаражах в гидропривод «тридцать первой» по старинке лили обычную БСК, которая в жаркий день закипала во время штатных для ГАЗ-3102 замедлений.
Кроме необычной системы форкамерно-факельного зажигания (о ней чуть позже в следующем разделе), ГАЗ-3102 отличался рядом технических новаций, необычных не только для горьковских легковушек, но и для остальных советских автомобилей.
Это и вентилируемые передние дисковые тормоза, о которых мы вспоминали в отдельном материале, и многие другие малозаметные нововведения. Так, новая модель лишилась поворотных форточек в передних дверях и получила утопленные травмобезопасные дверные ручки, которые впоследствии перекочевали и на «двадцать четверку». Еще одно новшество ГАЗ-3102 — прямоугольная передняя оптика, ранее не применявшаяся на Волгах. За чистоту стёкол новых фар отвечали установленные на переднем бампере специальные струйные форсунки, подававшие воду под давлением 6 кгс/см², а вместо вентиляторного обдува заднего стекла для предотвращения его запотевания предусмотрели электрический обогрев. ГАЗ-3102 также получил совершенно новый интерьер с мягкой полиуретановой отделкой приборной панели и ортопедическими передними сиденьями, благодаря чему новая модель была заметно комфортабельнее обычного ГАЗ-24. Впоследствии некоторые решения конструкции кузова и салона перекочевали на модернизированную «двадцать четвёрку» под индексом 24-10.
Струйный омыватель фар – необычное решение для советских автомобилей
Интерьер «ноль второй» полностью отличался от устаревшего на тот момент салона ГАЗ-24
Главное отличие ГАЗ-3102 от прежних Волг скрывалось под капотом: двигатель ЗМЗ-4022.10 впервые в истории серийного советского автомобилестроения получил форкамерно-факельное зажигание, которое позволяло мотору работать на более бедной смеси, что повышало КПД и улучшало экологические показатели. Достигалось это благодаря новой 12-клапанной головке цилиндров с форкамерой и трёхкамерным карбюратором К-156, одна из секций которого как раз и питала дополнительную камеру сгорания в головке блока. Интересно, что основная камера сгорания наполнялась при впускном тракте обеднённой смесью, а форкамера — обогащенной, благодаря чему горение в цилиндре было даже равномернее и быстрее, чем при обычном искровом зажигании.
Двигатель новой Волги с форкамерно-факельным зажигание отличался конструкцией головки блока и трёхкамерным карбюратором
Однако в двигателестроении бесплатных пирожных никогда не бывало: тепловой режим двигателя с форкамерным зажиганием получался куда более напряженным, а карбюратор требовал довольно точной и сложной настройки, которая и являлась непременным условием правильной работы нового двигателя. Лишь в этом случае максимальная мощность по сравнению со старым мотором ЗМЗ-24Д увеличивалась на 10 л.с., а средний расход топлива уменьшался на два литра — до 8,5 л/100 км. Тем не менее, даже при верных настройках систем питания и зажигания ЗМЗ-4022.10 отличался склонностью к перегреву и заслужил плохую репутацию, поскольку в процессе эксплуатации сопла постепенно забивались, и двигатель начинал работать с перебоями. В итоге уже в 1984 году на ГАЗе разработали двигатель ЗМЗ-402.10, лишенный форкамеры и дополнительной секции в карбюраторе К-151. Такой мотор запустили в серийное производство уже в 1985-м, и именно он со временем стал основным двигателем «ноль второй». Однако автомобили с форкамерным мотором в Горьком небольшими партиями выпускали до 1992 года, а комплектующие к двигателю ЗМЗ-4022.10 Заволжский моторный завод производил вплоть до 1996 года.
«Ноль вторая» даже попала на рекламу ВО «Автоэкспорт»
Волга для избранных
ГАЗ-3102 – действительно особенная модель Волги, которая отличалась от прежних и последующих легковушек ГАЗ строгим и лаконичным экстерьером, а также выделялась на фоне других советских автомобилей целым рядом необычных технических решений. Уже в девяностые годы многие российские автомобилисты смогли осуществить свою советскую мечту, купив ту самую чёрную (или белую) «ноль вторую», о которой десятилетием ранее в гаражах слагали легенды.
- что такое sidecar в openshift
- что такое приходный ордер на товары