в каком году перестала существовать русь
Распад Киевской Руси
Отец и сыновья
В последние годы жизни у Владимира были большие проблемы из-за сыновей. Так, вскоре после женитьбы на дочери польского князя Болеслава в 1013 г. Святополк устроил заговор против приемного отца. Организаторами заговора были польский князь Болеслав, а также епископ Рейнберн, духовник жены Святополка. Заговор был раскрыт; Святополк, его жена и Рейнберн арестованы. Польский епископ умер в заточении, а Святополк и его супруга пребывали под стражей до самой смерти Владимира.
В 1014 г. поднял мятеж еще один сын Владимира — Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он завел отдельное войско и отказался платить в Киев положенную ежегодную дань — 2000 гривен. Это вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.
Святополк Окаянный
Было два варианта дальнейших действий: признать власть Святополка и сохранить прежние отношения зависимости с Киевом либо поддержать Ярослава, готового сражаться со Святополком и обещавшего Новгороду некоторую политическую самостоятельность.
Летописец передал часть вечевой речи Ярослава: «Любимая моя и честная дружина, братье, отець мой Володимер умерл есть, а Святополк княжить в Киеве, хощу на него пойти; потягнете по мне».
Новгородцы поддержали Ярослава, и он с четырехтысячной дружиной и присоединившимися печенегами двинулся на юг. В кровавой сече под Любечем (город на черниговской земле) Ярослав победил Святополка и в 1016 г. вошел в Киев.
Святополк бежал к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму, и уговорил его послать против Ярослава войско. Поляки помогли Святополку выгнать брата из Киева и вновь овладеть престолом. Однако вскоре недовольные киевляне начали «оттай» (тайно) убивать поляков. Болеслав спешно отправился домой.
Тенденции к раздроблению
Отношения Ярослава с братьями стали первыми признаками дробления древнерусского государства. Это явление получило название феодальной раздробленности. Предпосылками послужили изменения в политической и экономической структуре государства. Понятно, что Киев боролся за его целостность. Однако рост городов, крупного землевладения и связанное с ним политическое усиление местной знати в конце концов привели к раздроблению огромного, но непрочного государства.
Местные князья, знать и духовенство стремились к обогащению, захвату земли и подчинению себе рабочей силы. В плане политическом этот процесс выразился в укреплении и обособлении отдельных земель и, в конечном счете, отпадении их от власти киевского князя. Стоит отметить, что подобные явления имели место и в средневековой Западной Европе.
В XI в. во главе государства по-прежнему стоял киевский князь. Однако отношения между ним и близкой к нему крупной знатью изменились. Его дружинники превратились в землевладельцев, постепенно сливаясь с земским (местным) боярством. Они теперь не особо зависели от великого князя экономически и служили ему на обычных вассальных условиях. Л потому князь вынужден был считаться с ними в куда большей степени, чем раньше. Чтобы как-то заставить бояр служить себе, он раздавал им земли, чем содействовал еще большему их обогащению.
Крупные бояре поступали в точности так же, как и князья: окружали себя вассалами, обретая таким образом большую политическую силу. По мере усиления отдельных княжеств и образования новых политических и экономических центров на русской земле Киев постепенно утрачивал свой привилегированный статус. Отдельные княжества уже начали отказываться от выплаты дани Киеву, который стал терять свои прежние экономические ресурсы и, соответственно, власть.
Киевский князь по-прежнему оставался главой русского войска, но стали меняться принципы его формирования. Вместо княжеской дружины и «воев» появляются вооруженные отряды, приводимые вассалами по требованию князя.
Княжение сыновей Ярослава Мудрого
После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) признаки раздробления государства стали еще более очевидны. У него было пять сыновей. Умирая, князь завещал им подчиняться старшему брату
Изяславу. Сыновья выполнили предсмертный наказ отца: они разделили между собой княжества и более 15 лет правили ими в мире и согласии. А великокняжеский престол занял Изяслав Ярославич. В 1068 г. он с братьями Всеволодом и Святославом проиграл сражение половцам и по решению народною вече был изгнан из Киева.
Престолом же завладел князь Всеслав Полоцкий по прозвищу Чародей. Через год при помощи польского короля, приходившегося ему племянником, Изяслав вернул себе власть.
В 1073 г. братья Ярославичи впервые серьезно разругались, и Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. После этого союз Ярославичей распался. Святослав занял киевский престол, а Всеволод отошел в тень. Святослав попытался распространить свою власть на всю Русь.
Но эти усилия были уже исторически обречены на неудачу. Непосредственной причиной тому были постоянные усобицы между братьями. К этой борьбе они пытались привлекать союзников из Европы: польского князя Болеслава Смелого, германского императора Генриха IV и даже Папу Римского Григория IV. Ярославичи часто сменяли друг друга на великокняжеском престоле. И только после смерти в 1076 г. Святослава и гибели в бою в 1078 г. Изяслава престолом на долгий срок (1078—1093 гг.) завладел Всеволод Ярославич.
Необратимые процессы
Хотя князь Всеволод Ярославич и одержал победу, восстановить прежнее значение Киева ему не удалось. Времена переменились, и он был вынужден идти навстречу требованиям местной знати. А чего хотела феодальная знать? Независимых от Киева собственных вотчин-княжений.
И в этом противостоянии Всеволод проиграл. Отдельные княжества усилились настолько, что управлять ими из Киева стало невозможно. Феодалы в своих землях создавали нечто подобное государственному управлению, что обеспечивало им власть над населением. На место относительно единому древнерусскому государству пришла «самостийность» княжений-вотчин. Неизбежным следствием стали феодальные войны.
Потерявшая свое недавнее единство Русь вступила в полосу нескончаемой борьбы феодалов за земли-княжения, за укрепление своей власти и самостоятельное, независимое от киевского правления развитие своих территорий. Результатом тяжелых феодальных войн стало феодальное раздробление Руси в XII в., длившееся более 400 лет.
Тем не менее в начале XII в. была сделана попытка восстановить прежний политический устой.
Княжеские съезды
В 1094—1099 гг. русские князья (внуки и правнуки Ярослава Мудрого) погрязли в кровавых междоусобных конфликтах, и в это же время резко увеличилось количество опустошительных набегов на Русь половецких кочевников. Древнерусское государство оказалось на грани краха.
Чтобы остановить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, князья время от времени собирались вместе. Так, в 1097 г. шесть самых влиятельных князей собрались в городе Любеч на Днепре. По инициативе Владимира Мономаха съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Иначе говоря, съезд решил, чтобы каждый из князей «держал» свою вотчину, то есть полученную от отца землю, и не посягал на владения других князей. Это означало возникновение нового политического строя на Руси. Также князья согласились признать Святополка Изяславича великим князем. Таким образом, русская земля была разделена на семь вотчин (седьмая принадлежала полоцкому князю Бсеславу, не приехавшему на съезд), однако все еще формально оставалась под властью великого князя.
После Любечского съезда на Руси началась очередная междоусобица, переросшая в масштабную войну в западных княжествах. Она окончилась в 1100 г. съездом в Уветичах.
Попытки Владимира Мономаха спасти Русь от распада
Сын великого князя Всеволода Ярославина и дочери византийского императора Марии Мономах — Владимир — был сторонником сильной великокняжеской власти на Руси и прекращения распрей между князьями. В 1093 г., после смерти отца, он, чтобы не вступать в конфликт со своим двоюродным братом Святополком Изяславичем, уступил ему киевский престол. Затем Владимир Мономах активно помогал великому князю в борьбе против половцев. Он также изо всех сил старался замирить русских князей, убеждая их прекратить междоусобные войны ради спасения Руси.
После смерти в 1113 г. Святополка в Киеве началось восстание низов. Народ стал грабить дом киевского тысяцкого Путяты, ближайшего помощника Святополка, а также лавки евреев-ростовщиков. Это был первый на Киевской Руси еврейский погром. Понятно, что следующими объектами погромщиков могли стать боярские хоромы. А потому было срочно отправлено посольство к Владимиру Мономаху, княжившему в ту пору в Переяславле.
Иначе говоря, новый князь потребовал немедленно прекратить бунт, а также не убивать евреев. Он пообещал киевлянам справедливого решения назревших вопросов.
Так Владимир Мономах стал великим князем Киевским. В сказании XIII в. «Слово о погибели Русской земли» годы его княжения названы самым счастливым временем для Руси.
Правление Владимира Мономаха
Сразу после восшествия на великокняжеский престол Владимир Мономах провел реформу, которая законодательным путем несколько смягчила положение низов. Совместно с советниками он выработал «Устав Владимира Мономаха», или «Устав о резах». Этот документ упорядочил проценты ростовщиков при ссудах и усложнял условия закабаления крестьян. Владимир писал в своем произведении «Поучение»: «. и худого смерда, и убогые вдовице не дал есм сильным обидети».
Ему удалось на время прекратить распри князей с боярством. В его лице феодалы нашли правителя, способного защищать их интересы и искать приемлемые компромиссы. Активный участник феодальных съездов, Владимир отстаивал идею укрепления существующего порядка на Руси и боролся против княжеских усобиц, ослаблявших государственную власть.
Владимир Мономах был политиком международного уровня: он был известен в Западной Европе, в Византии, в причерноморских степях. Особенно укрепляли отношения династические браки. Матерью Владимира была дочь византийского императора Константина IX, его сестра Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV, дочь Евфимия — за венгерского короля Коломана, еще одна дочь — за византийского царевича Льва, сына императора Романа IV Диогена. Сам Владимир Мономах первым браком был женат на английской принцессе Гите Уэссекской, дочери последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г.
Став киевским князем, Владимир оставил за собой и свои прежние вотчины, именуясь князем переяславским, а также ростовским и суздальским. Он признал право каждого владетельного князя на определенную вотчину, что означало признание факта раздробления Руси. Вместе с тем Владимир стремился укрепить и власть Киева. Он в корне пресекал малейшую попытку сопротивления и распоряжался другими князьями как собственными подчиненными.
В правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава удельные князья вынуждены были считаться с властью киевского князя. Возродилась, хоть и ненадолго, былая военная мощь древнерусского государства. И первыми это ощутили половцы.
Однако этот относительно благополучный период истории продолжался недолго. Экономические условия того времени способствовали обособлению феодальных княжеств, входивших в состав древнерусского государства. Наступил период феодальной раздробленности — Русь разделилась на множество самостоятельных феодальных княжеств.
В 1130-х гг. на Руси уже было 15 удельных княжеств со своими дружинами, крепостями, торговыми центрами. Со временем войска этих государственных образований уже не уступали в силе и мощи киевской дружине, больше не нуждались в защите великого князя и не желали подчиняться ему и платить налог. В этой новой политической реальности Киеву было отведено более чем скромное место. А с начала XIII в. Киевское княжество стало одним из объектов борьбы между владимиро-суздальскими, галицко-волынскими, а также смоленскими и черниговскими князьями.
Долобский съезд — съезд русских князей, состоявшийся в начале 1103 года у Долобского озера вблизи Киева. В нём приняли участие князь киевский Святополк Изяславич и переяславский князь Владимир Мономах. Является одним из значительных этапов в попытках древнерусских князей прекратить раздоры и объединить усилия перед половецкой угрозой.
В этой статье мы проследим, как Древнерусское государство переходило от централизации к раздробленности. Это крайне важный и интересный период в истории России.
В древнерусском обществе, как и в других политических образованиях раннего Средневековья, государство ассоциировалось прежде всего с личностью князя. Князь — правитель, выступал в качестве организатора и распределителя производившихся обществом материальных благ. Князь делил государство между своими сыновьями, один из которых в результате борьбы за власть становился единым правителем русских земель. Княжеская дружина поддерживала централизацию, поскольку для экономической независимости необходимо было контролировать трансконтинентальные торговые пути: Балтика — Ближний и Средний Восток, Балтика — Чёрное море.
В 1097 году состоялся Любеческий съезд членов княжеского рода, который был призван разрешить назревшие противоречия. Было принято решение «каждо да держить отчину свою», что являлось важнейшим шагом на пути к разделу Древнерусского государства. Земли, находившиеся во владении отдельных князей, становились их наследственной собственностью, которую они теперь могли свободно передавать своим наследникам.
Однако определенное политическое единство все же сохранялось: была оговорена обязанность князей защищать русскую землю от кочевников. Вслед за этим последовал ряд успешных походов против половцев (1103, 1107, 1111 г.г.).
За время походов на половцев вырос авторитет одного из организаторов — Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича. В 1113 году Владимир Мономах становится киевским князем. Он активно предпринимает попытки восстановить прежнее значение княжеской власти: рассматривает князей как своих «вассалов» и карает их в случае неподчинения, лишая княжеских столов. Такую же политику продолжает и его сын Мстислав (1125-1132 г.г.). Однако успехи в сохранении государственного единства были временными и непрочными, поскольку держались на личном авторитете правителей, отца и сына. Таким образом, распад Руси был не остановлен, а лишь отстрочен.
Правление Мономаха можно охарактеризовать как «золотая осень» Древнерусского государства. Были определённые успехи во внешней политике. Так в 1116 году был предпринят успешный поход на Византию. В 1123 году был заключён мир, закреплённый династическим браком.
Стабильность межкняжеских отношений под руководством киевского князя и относительно единая политика по отношению с соседями ушли в прошлое.
Причины феодальной раздробленности.
Через этап раздробленности прошли многие государства Европы. Так например, Каролингская империя, одно из самых крупных государств раннего Средневековья, распалась на множество крупных и мелких владений. Данный процесс был связан с мощными социальными сдвигами. Свободные общинники превращались в зависимых от сеньоров людей. Последние добились административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. В результате центральная государственная власть оказывалась бессильной.
Древняя Русь испытывала аналогичные процессы: у дружинников появлялись земельные владения, на которых жили зависимые люди. Также в крупного землевладельца превращалась и церковь. Однако в XII веке данный процесс находился на Руси в зачаточном состоянии и развивался крайне медленно.
Сплоченная и солидарная сельская община, взаимопомощь ее членов в условиях усиления государственной эксплуатации — замедляла процесс разорения общинников и попадания их в зависимость от феодалов-дружинников. Также изъятие сравнительно небольшого по объёму прибавочного продукта у сельчан было делом непростым. Поэтому князья и социальная верхушка на протяжении долгого хронологического периода предпочитали получать свои доходы, участвуя в централизованной системе эксплуатации. На Руси XII века не было феодалов, заинтересованных в неподчинении центральной власти.
Почему же распалось Древнерусское государство? Наместники князя должны были отдавать в Киев две трети собранной дани, за это центральная власть гарантировала помощь в подавлении восстаний враждебного местного населения и защите от внешних угроз. Однако со временем положение наместников и их дружин на местах укреплялось, развивались связи с местным населением, создавались общественные организации управления: «десятские», «сотские» лица, управляющие населением от имени князя-наместника. Во главе такой организации стоял «тысяцкий», руководивший городским ополчением. И дружинники, и местное население были заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева, что позволило бы присвоить часть централизованного фонда государственных доходов. В Древней Руси XI — XII вв. при господстве натурального хозяйства и отсутствии прочных экономических связей между землями не было каких-либо факторов, которые могли бы препятствовать этим центробежным силам.
Особые черты феодальной раздробленности на Руси.
Древнерусское государство распалось на достаточно крупные и устойчивые образования в отличие от Каролингской империи, разделившейся на множество мелких и крупных владений. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли.
«Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделённой политическими границами, они продолжали жить в едином социо-культурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни».
История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006, Стр. 119
В XII — первой половине XIII века Русь активно развивалась в условиях феодальной раздробленности. Отмечается рост числа поселений городского типа. Также расширялись территории уже имеющихся городских центров: так Киев увеличился втрое, Галич — в 2,5 раза, Полоцк — вдвое, Суздаль — втрое. Именно в период феодальной раздробленности город-крепость превратился не толко в место пребывания власти и социальной элиты (князя и дружины), но и в центр ремесла и торговли. Существовали десятки ремесленных специальностей, и их число увеличивалось. На Руси знали такие сложные византийские ремёсла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Все это говорит о том, что подъем должна была испытывать и хозяйственная жизнь деревни, поскольку расцвет городов немыслим без этого.
Феодальная раздробленность имела и негативные последствия. Так из-за частых воин между князьями Русь становилась уязвима для внешних угроз. Зачастую сами князья объединялись с половцами и выступали против других русских княжеств. Особенно негативным последствиям была подвержена южная часть русских земель. Так земли Среднего Поднепровья — исторического ядра Древнерусского государства — постепенно приходили в упадок, и их роль в «русской жизни» уменьшалась. В то же время росло политическое значение Галицко-Волынской и Ростовской земли.
Интересно также посмотреть на внешнеполитический контекст и его влияние на процессы, происходящие в Древнерусском государеве. Но это уже тема для отдельной статьи.
Источники и дополнительная литература.
1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006
2/ Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ
3/ Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.
Часть 2. Раннее Средневековье.
Следующая статья по плану:
Лига историков
8.1K постов 35.6K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Поправьте «Юрия Долгорукова»)
Юность в сапогах. Как служилось в дореволюционной армии
И. Репин «Проводы новобранца» (1879)
В данном посте речь пойдет о том, как пополнялась армия Российской империи и о том, как служилось простым солдатам. С петровских времен армию пополняли за счёт рекрутов. В 1699 году был подписан указ «О приёме в службу в солдаты из всяких вольных людей» (1699). В Указе 1705 года впервые использовано слово «рекрут», а срок службы был «доколе силы и здоровье позволят». Каждая сельская или мещанская община должна была предоставить определённое количество новобранцев. Число могло варьироваться. Сначала высчитывали исходя из количества людей в общинах. При императрице Елизавете всю территорию России разделили на 5 полос, и каждая раз в пять лет поставляла по одному рекруту со ста душ. Затем правила неоднократно меняли. С 1834 года полос было уже 2 (сначала южная и северная, затем западная и восточная), и рекрутов набирали из них поочередно. В 1855 года принцип полос отменили, а количество потенциальных «служивых» определяли манифестами исходя из текущей ситуации.
С 1736 года не забирали единственного сына в семье, а если сыновей было несколько, один из них мог избежать призыва. В первую очередь старались выбирать сыновей из многодетных семей. В 1762 году Пётр III ограничил срок службы 25 годами. Во второй половине от воинской повинности были избавлены купцы, лица духовного звания. В итоге армию стали комплектовать из мещан и крестьян. Для дворян действовали другие правила, и это уже отдельный разговор. С 1834 года срок действительной службы сократили до 20 лет, а затем списывали в запас. Со временем срок службы сохранился до 12 лет. Иногда помещик по желанию мог отправить кого-либо служить вне очереди. В этом случае выдавалась квитанция, которая могла служить «индульгенцией» для другого потенциального рекрута. Некоторые помещики продажей подобных квитанций существенно пополняли свой бюджет. Появился даже полулегальный бизнес по поиску желающих за вознаграждение отправиться служить вместо другого лица.
Яков Башилов «Кантонист» (1892)
Ещё один способ пополнить ряды новобранцев – кантонисты. Само это слово стало использоваться с 1805 года, оно произошло от названия прусских полковых округов — кантонов. Первоначально в кантонисты записывали несовершеннолетних детей солдат, иногда беспризорников. С 1827 года ими также становились дети евреев, цыган, иногда финнов или поляков. До 14 лет кантонисты должны были поступить в кантонистские школы, а учиться в других не имели права. Стать кантонистом считалось ещё хуже, чем обычным рекрутом. Во-первых, они считались военнообязанными с детства, и участь их была заранее решена, откупиться не получилось бы. Во-вторых, довольно часто их отправляли учиться в другие регионы, и связи с семьёй обрывались. Евреев старались отослать подальше практически всегда и при этом склоняли добровольно или принудительно перейти из иудаизма в православие. В-третьих, условия жизни были самыми спартанскими, а из-за специфического контингента учащихся и жестоких методов «воспитания» нравы в школах были очень суровые. Смертность среди детей-кантонистов была заметно выше, чем среди обычных.
В 1874 году вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Теперь все совершеннолетние мужчины (совершеннолетие в это время наступало в 21 год) независимо от сословия 6 лет находились на действительной службе и 9 лет числились в запасе (для флота — 7 лет и 3 года в соответственно). В устав о воинской повинности не раз вносились изменения, но основные принципы сохранялись. В 1906 году сроки службы сократились. Последний раз изменения в устав вносились в 1913 году. В пехоте и артиллерии служба официально длилась 18 лет. Из них только 3 года приходились на действительную службу, затем 7 лет запаса первого разряда и 8 лет второго. Во флоте 10 лет (5 лет действительной службы и 5 в запасе). В остальных родах войск 17 лет (4 года и 13 лет соответственно). Лица, имеющие среднее или высшее образование имели преимущества. Так, например, выпускники институтов, землемерных училищ, а также пиротехнического и технического училище артиллерийского ведомства служили 2 года, а остальные 16 числились в запасе. Также они имели право сдать экзамен и получить офицерский чин. Находящихся в запасе могли дважды вызывать на военные сборы, которые длились до 6 недель. После завершения действительной службы человек сохранял свой чин, что было особенно важно, если он желал в дальнейшем продолжить службу в армии или полиции. Время действительной службы учитывались в стаже госслужащих. Призыву не подлежали негодные по состоянию здоровья, казаки (для них были отдельные правила), большая часть «инородцев» и жителей Сибири и Дальнего Востока, все христианские священнослужители (включая старообрядцев), представители мусульманского духовенства, единственные сыновья, а также некоторые другие категории граждан. Если потенциальный призывник является на тот момент единственным трудоспособным мужчиной в семье, он имел право на отсрочку. Призывная компания проходила раз в год путем жеребьёвки. Если призывнику жребий не выпадал, он официально числился ратником и в последующие годы в жеребьёвке больше не участвовал. Вопросами призыва занималось губернское или уездное присутствие.
Н. Неврев «Возвращение солдата на родину» (1869)
К сожалению, сохранилось не так уж много подробных описаний самого призыва и бытовых подробностей солдатского быта. В записках и мемуарах офицеров внимания этому уделяется мало. Пожалуй, подробнее всего описана повседневная жизнь солдат глазами офицера в книге А. А. Игнатьева «50 лет в строю» (но надо учитывать, что написана и опубликована она была уже в советские времена, да и к дореволюционным элитам автор относится критично). Воспоминаний самих солдат тем более не так много. Во-первых, не все призывники изначально были грамотны, во-вторых, из числа грамотных не все имели время и желание что-либо писать, в-третьих, далеко не каждому издателю было бы интересно напечатать подобные откровения. Редкий пример подробного рассказа о военном быте – «Воспоминания кавалергарда» Д. И. Подшивалова (книга опубликована в 1903 году). О некоторых подробностях можно судить только по обрывочным сведениям, упоминаниям в рамках других тем и нормативным документам (а нормы на практике выполнялись, увы, не всегда).
Из материалов Этнографического бюро князя Тенишева по Новгородской губернии: «Нет бесшабашного разгула с отчаяния самих призываемых парней, нет раздирающих душу плача и рыданий родителей. Все успели освоиться с тем взглядом, что эта повинность есть не что иное, как временная отлучка. Правда, отлучка довольно продолжительная, года 3—4 и не по своей воле, и всё-таки остается большое утешение, что три года невесть как долго, не 30 лет, как было прежде. Три года пройдут, и не заметишь. В солдатах служить теперь, говорят знающие мужики из запасных, не тяжело, особенно, если человек грамотный или научен какому-нибудь ремеслу. А тут и примеры хорошей службы: вон такие-то и такие вернулись домой «ундерами», тот принёс из солдат денег, другой серебряные часы получил в награду. Молодые люди, имеющие льготу не только первого разряда, 2-го и 3-го даже и не гуляют по-настоящему, изредка разве кутнут в качестве рекрутов. Пьют и напиваются они в праздники и на ярмарках, но не потому, что скоро жребий тянуть, а просто, как молодые парни. Безольготные начинают погуливать за месяц или за два, смотря по характеру парня и по его семейному достатку. Родители рекрутов сами покупают им водки, матери почаще пекут пироги. Работают рекрута меньше; им позволяют ходить в гости к другим рекрутам и у себя принимать их. Много-то и часто пить не на что: подати и оброки в это время выбивают, на дорогу несколько рублишек надо припасти рекруту. Иной гуляет больше так, на сухую — выпьет на гривенник, а куражу на рубль. Бедные рекрута норовят как-нибудь присоседиться к богатым купеческим сынкам. В нынешнем году один из таких сынков в д. Клопузове в месяц прогулял 200 руб. Я позволил себе остановиться на минутах провода рекрута потому, что это самые драматические минуты в жизни крестьянина. Теперь семейные уехавшего рекрута ждут не дождутся, когда батька их вернётся из города, он расскажет, как устроился Миша в казарме, куда он будет назначен на службу, когда в отправку погонят. Еще с большим нетерпением ждут от Мишутки первого письма, в котором он, по обыкновению, во первых строках просит родительского благословения, по гроб жизни нерушимого, затем шлёт всем родственникам, начиная с отца-матери и кончая родней десятого колена нижайшее почтение и с любовью низкий поклон, величая всех по имени и отчеству, даже тех, которые в люльке лежат. Ни о чём не забудет спросить солдат в своем письме: он хочет знать: сколько какого хлебца намолотили, кого принесла комолая коровушка, сколько рябушка цыпляток высидела. Заканчивается всегда солдатское письмо просьбою послать сколько-нибудь деньжонок».
Н. Пимоненко «Проводы новобранцев»
Разумеется, были и уклонисты. Сколько именно – вопрос сложный. Корреспондент бюро князя Тенишева из Новгородской области сообщает: «Случаи уклонения от воинской повинности очень редкие и происходят они большею частию бессознательно. Это вот как бывает. Идёт, например, девятнадцатилетний парень, подлежащий через два года отбытию воинской повинности, на заработки. Ему дают годовой билет в тех видах, чтобы ко времени призыва он был уже дома. Срок билета истекает, а парень не является. Наводят о нём справки на месте предполагаемого его жительства, но там его нет. Оказывается потом, что парень просто болтается где-нибудь. Он и в уме не держал умышленно уклоняться от солдатчины, а просто попал в какую-нибудь шайку предосудительных людей Он привлечён был к ответственности за уклонение от воинской повинности. Таких случаев бывает по одному и по два каждый год на участок в десять волостей. Факты небольших членовредительств бывают, но это ни к чему не ведёт. Лиц, заподозренных в умышленном членовредительстве, берут сперва в больницу на испытание и излечение, а потом на действительную службу. В строевые не годится, зачисляют в какие-нибудь другие! Серьёзных и тяжёлых членовредительств с целью уклонения от воинской повинности я не знаю». Другую картину мы видим в мемуарах А. А. Игнатьева: «Гораздо реже доходила до полка очередь дежурства в окружном суде, куда высылался офицерский караул. На том заседании, на котором пришлось мне присутствовать, добрая половина дня была посвящена разбору дел о членовредительстве. Я не верил своим ушам, когда читали обвинительный акт: подсудимый, молодой крестьянин, узнав о своем призыве в армию, отрубил себе топором указательный палец на правой руке, чтобы не быть годным к военной службе. Несчастный, чахлый маленький человечек, охраняемый двумя громадными кавалергардами в касках, слушал всё это с полным равнодушием. Так же бесстрастно отнесся он и к горячей речи молодого защитника, доказывавшего суду, что его клиент левша. В подтверждение этого он предлагал подсудимому продеть нитку в иголку, взять стакан с водой и тому подобное. Суд, состоявший из украшенных орденами гвардейских полковников, приговорил подсудимого к пяти годам арестантских рот. Тяжелое чувство вызвал во мне этот суд. Впервые я увидел с полной наглядностью, что для русского крестьянина наша армия была чем-то вроде каторги».
Из воспоминаний Подшивалова: «Наступило 1 ноября, день жеребьёвки. В помещении для приёма новобранцев, на столе, стоял стеклянный круглый вращающийся ящик, в нем до половины лежали в разных направлениях – вдоль, поперёк и стоя – белые бумажные тоненькие трубочки, – это были жребии. Когда я был вызван к ящику, чтобы вынуть свой жребий, то просунул в отверстие и взял одну из трубочек, которая лежала сверху всех и казалась приготовленной для меня; вынув, я передал эту трубочку председателю, последний развернул её и громко сказал: “№ 39-й” и затем передал её мне. Конечно, я был доволен своим “жребием”.
На следующий день была, так называемая, «ставка» и я, будучи провожаем рыданиями своей матери, в числе прочих явился в присутствие. Здесь народу было видимо-невидимо: каждого новобранца провожала чуть ли не целая семья; много было посторонних любопытствующих, меня же никто не сопровождал Протискавшись среди битком набитого народом помещения – к решётке, отделяющей комиссию от публики, я стал ждать вызова и пока наблюдал за процессом осматривания новобранцев. За присутственным столом сидели члены комиссии в шитых золотом дворянских мундирах, городской голова и несколько старшин – с медалями. Обстановка торжественная.
Председательствующий (предводитель дворянства) по списку и по порядку №№ жребиев вызывал новобранцев. Вызываемый проходил через дверь за решётку, где заседала комиссия, и там раздевался догола; его ставили под мерку для измерения роста, а затем обмеряли грудь. Прежде всего доктор спрашивал каждого новобранца, здоров ли он. При этом очень не многие оказывались совершенно здоровыми, а чаще всего слышались заявления о каких-либо болезнях. Заявившего о какой-либо болезни доктор начинал исследовать, выслушивать, клал на диван и проделывал разные манипуляции. Часто заявления рекрута о своей болезни не принимались во внимание, и после более или менее подробного осмотра и обмера груди, доктор говорил что-то с председателем в полголоса, и последний громко объявлял о годности или негодности рекрута для военной службы. Я заметил, что очень немногие относились равнодушно к своей участи, большинство проникнуто явным желанием “отбояриться” и стараются показаться негодными». Автор рос в благополучной и относительно зажиточной крестьянской семье, получил начальное образование. Однако позже семья его разорилась, появились большие долги, да и сама жизнь в деревне ему наскучила. По этим причинам, в отличие от многих односельчан, он действительно хотел попасть в армию. Он был отобран в гвардию, что считалось большой удачей. Из 200 новобранцев гвардейцами стало всего 8 человек. Далее следовали «гулянья», длившиеся три дня. Затем новобранцев собрали, разбили на группы, и после прощания с родными они отправились к месту службы – в Петербург.
Я пожаловался на бедность нашей раскладки на ужин. Тогда он, подсев ближе, открыл мне свой секрет:
— Оставляйте от обеда немного мяса, а если сможете сэкономить на цене сена, то прикупите из фуражных лишних фунтов пять, заведите противень — да и поджарьте на нём нарубленное мясо с луком, кашицу варите отдельно, а потом и всыпайте в неё поджаренное мясо. Так я и поступил. Вскоре, на зависть другим эскадронам, уланы 3-го стали получать вкусный ужин». Игнатьев также упоминает казённые чарки водки. В некоторых источниках утверждается, что вся артель из 5-6 человек ела из одной общей миски (таким образом нередко принимали пищу в крестьянской среде, но для армии это выглядит странным анахронизмом), в некоторых – что всё же были отдельные тарелки.
Ещё один интересный вопрос – личные взаимоотношения между солдатами и офицерами. Довольно печальную картину можно увидеть в мемуарах, оставленных А. Т. Болотовым. «Мы получили в роту свою сих новых и стриженых солдат более сорока человек, и их надлежало нам к весне выучить всей военной экзерциции. Князь поручил сию комиссию мне, которую я охотно на себя и принял, ибо могу сказать, что до всякого рода военной экзерциции был я чрезвычайный охотник; к тому же был тогда и наивожделеннейший случай оказать мне в том свою способность Что касается до обучения солдат, то не одних рекрутов, но и всех старых солдат должно было совсем вновь переучивать, ибо вся экзерциция была от прежней отменная. Я прилагал о том неусыпное старание. Рота наша должна была еженедельно к квартире нашей собираться, и тут учил я её почти денно и нощно. По счастию, удалось мне найтить средство обучать их без употребления строгости и всяких побой. Я вперил в каждого солдата охоту и желание скорее выучиться и искусством своим превзойти своих товарищей. Одним словом, они учились играючи, и я, обходясь с ними ласково и дружелюбно, разделяя сам с ними труды и уговариваниями своими довёл их до того, что они учились без роптания, но охотно и сами старались о том, чтоб скорее выучиться. Для скорейшего достижения до того, установили они сами между собою, не давать тому прежде обедать, кто не промечет без ошибки артикула. И для меня было весело смотреть, когда они, сварив себе каши и поставив котел, не прежде за оный садились, как став наперед кругом оного и не прометав ружьём самопроизвольно всего артикула. Сим средством обучил я всю свою роту в самое короткое время и довольно совершенно. Солдаты были мною чрезвычайно довольны, ни один из них не мог жаловаться, чтоб он слишком убит или изувечен был, ни один из них у меня не ушёл, и не отправлен был в лазарет, или прямо на тот свет; напротив того, имел я то удовольствие и награду за труды мои, что при выступлении в лагерь получил от полковника публичную похвалу, ибо как он стал все роты пересматривать и нашёл, что наша рота была обучена всех прочих лучше, то был так тем доволен, что расхвалил нас с князем, отдал во весь полк о том приказ и велел всем прочим ротам брать нашу себе в образец и столь же хорошо обучиться прилагать старание. Сие было хотя прочим ротным командирам не весьма приятно, но они причиною тому были сами; некоторые из них, хотя не меньше нашего об обучении своих рот старались, но будучи уже слишком строги, только что дрались, но тем не только что солдат с пути сбивали, но многих принудили бежать или иттить за увечьем в лазарете. Другие не разумели сами хорошенько сей новой экзерциции, а потому не могли и об обучении солдат с успехом стараться». Как видим, в середине 18 века (описанные события происходили незадолго до Семилетней войны) рукоприкладство – обычное дело.
Существовали и официально налагаемые наказания. Они были прописаны ещё в петровском воинском и морском артикуле, и эта практика сохранялась и дальше. Провинившихся могли бить батогами, а в некоторых случаях могли наказать ещё суровее. Например, шпицрутенами. Наказанного гнали сквозь двойной строй солдат (часто сослуживцев), которые должны были бить его особыми палками (толщиной с шомпол). В некоторых случаях ударов могло быть несколько тысяч, и по сути речь шла о мучительной казни. За тяжкие преступления, например, дезертирство, могли казнить. Надо заметить, что подобная практика была и во многих других странах. В Англии применялись и более жестокие и изощрённые кары, но русскому солдату от этого было бы не легче. В 1880-х физические наказания отменили, и провинившихся обычно просто отправляли на гауптвахту. Если речь шла об уголовном преступлении, делом занимался суд.
Часть информации взята тут:
А. Т. Болотов«Записки А. Т. Болотова, написанных самим им для своих потомков»
А. А. Игнатьев «50 Лет в строю»
Д. И. Подшивалов «Воспоминания кавалергарда»
Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»
Все мои очерки о нравах и быте до революции можно прочитать тут
Если есть пожелания по следующим темам, тоже буду им рада
В предыдущем посте о полиции есть навигация по другим постам