в каком году отца вампилова расстреляли по приговору сталинской комиссии
Биография Александра Вампилова
Драматург, прозаик, публицист Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Он был четвертым, самым младшим ребенком в семье. Через несколько месяцев после рождения Александра его отца, работавшего директором Кутуликской школы, по доносу арестовали и в начале 1938 года расстреляли (в 1957 году был реабилитирован посмертно).
В школьные годы Александр Вампилов играл в самодеятельных постановках, писал стихи, был редактором школьной газеты.
В 1960 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1958 году его небольшие рассказы впервые стали публиковаться в университетской и областных газетах: «Иркутский университет», «Советская молодежь», «Ленинские заветы». Они были подписаны псевдонимом А. Санин. Писатель образовал его от своего имени — друзья называли его Саней.
В октябре 1959 года, учась на пятом курсе университета, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодежь», затем в ней заведовал отделом. Он ездил в командировки по области, писал репортажи о строительстве Братской ГЭС, городов Железногорска, Усолья.
В эти годы Вампилов также продолжал писать рассказы. В 1961 году вышла первая книга писателя «Стечение обстоятельств», которая включала в себя юмористические рассказы и сцены.
В сентябре 1961 года Вампилова направили в Москву на одногодичные Высшие журналистские курсы при Центральной комсомольской школе. По возвращении он был назначен ответственным секретарем редакции.
Работая в газете, Александр Вампилов начал писать пьесы. Первым драматургическим опытом стали одноактные пьесы «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами» (более поздние их варианты под названиями «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» вместе образуют пьесу «Провинциальные анекдоты»).
В начале 1964 года Вампилов ушел из газеты «Советская молодежь» и целиком посвятил себя творчеству. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и часто ездил в командировки по ее заданиям.
В 1964 году вышли в свет два коллективных сборника иркутских писателей «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок», в которые вошли рассказы Вампилова. Всего Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и анекдотов.
В 1964 году в журнале «Театр» была опубликована одноактная пьеса «Дом окнами в поле». В том же году Вампилов написал первую большую пьесу — комедию «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно, известны четыре варианта пьесы).
Осенью 1965 года он был рекомендован в Союз писателей по итогам Читинского семинара молодых писателей (принят 16 февраля 1966 года).
В 1965-1967 годах Александр Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах при Московском литинституте имени М. Горького.
В 1965 году написал комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург закончил пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года он завершил работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).
Пьесы вызывали горячие отклики, однако их ставили только провинциальные театры. Первая постановка вампиловской пьесы (это была «Прощание в июне») состоялась в литовской Клайпеде в 1966 году.
К началу 1970-х годов отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки московский Театр имени Ермоловой, «Прощание» — Театр имени Станиславского (Москва). В марте 1972 года прошла премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском большом драматическом театре. «Ленфильм» подписал с Вампиловым договор на сценарий «Сосновых родников».
17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб, утонув в озере Байкал. Его похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.
Перед гибелью Вампилов писал водевиль «Несравненный Наконечников», работа осталась неоконченной.
В ноябре 1972 года за пьесу «Прощание в июне» драматург был награжден премией Иркутского комсомола им. И. Уткина (посмертно). После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы («Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его пьесам.
В настоящее время пьесы Александра Вампилова не сходят с театральных афиш страны, по его произведениям сняты фильмы «Старший сын», «Валентина» (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»), «Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота»), «Прощание в июне», «История с метранпажем», «Провинциальный анекдот» (по пьесе «Двадцать минут с ангелом»), поставлена опера Геннадия Гладкова «Старший сын», осуществлены теле- и радиопостановки по пьесе «Дом окнами в поле». Большим успехом пользуются его пьесы за рубежом.
Память об Александре Вампилове увековечена в названии астероида (малая планета), мемориальных досках, скверах и парках, улицах. В 1992 году неподалеку от места его гибели на берегу Байкала был установлен камень-символ. В 2003 году памятник Вампилову открыт в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова, в 2007 году — в Москве во дворе театра «Табакерка», в 2012 году — в Иркутской области в городе Черемхово и в поселке Кутулик. Его имя носит библиотека в поселке Кутулик. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. В 1987 году Иркутскому областному театру юного зрителя было присвоено его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова.
С 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни». В 1997 году фестиваль получил статус всероссийского, стал называться «Байкальские встречи у Вампилова» и проводиться с периодичностью раз в два года. С 2001 года утвердилось его новое наименование — Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова. В 2013 году театральный форум обрел статус международного.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Александр Валентинович Вампилов
Фото Все
Видео Все
Александр Вампилов. «Старший сын» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Я старым не буду. Драма Вампилова | Телеканал «История»
Александр Вампилов. «Старший сын» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Александр Вампилов — биография
Александра Вампилова запомнили как талантливого драматурга, прозаика и сценариста.
Александр Вампилов был обычным советским человеком, но своими мыслями, поступками и творчеством напоминал представителя совсем другой эпохи. Друзья звали его не иначе, как «канатоходец». Он всегда балансировал между обыденным и рискованным, метался в поисках своего пути, подкупал своей искренностью и честностью. Александр писал пьесы и рассказы, хотя самое важное произведение его жизни так и не было написано. Вампилов не получил признания при жизни, может от того, что сама жизнь его была очень короткой, как полет мотылька.
Детство
Родился Александр Вампилов 19 августа 1937 года в роддоме райцентра Черемхово Иркутской области. Вообще семья Александра жила в поселке Кутулук, но он был настолько маленьким, что больница в нем отсутствовала. На момент рождения Саши, в семье подрастали трое старших деток – Володя, Миша и Галя. Отец — Валентин Вампилов, происходил из бурятских ламов, имел высшее образование и работал в должности директора поселковой школы. Мама – Анастасия Вампилова, русская, ее предки были православными священниками. В этой же школе вела математику и занимала кресло завуча. То, что младший сын будет писателем, отец знал еще до его рождения. Ему часто снились сны о писателях-классиках, и он видел в них предсказание судьбы ребенка.
Александр Вампилов в юности
Свое имя будущий писатель получил в честь великого поэта Пушкина, в год рождения Вампилова как раз отмечали сотую годовщину гибели классика.
Саша абсолютно не знал своего отца. Дело в том, что Валентин Вампилов был арестован по доносу его коллеги.
Власти не посмотрели на то, что он отличный специалист, занимал высокую должность и владел пятью языками. Ему инкриминировали панмонголизм, а это приравнивалось к измене родине. В самом начале 1938-го он был арестован, и спустя несколько месяцев расстрелян.
Осужденный отец и мать Александра Вампилова
Родственники отца и раньше не особо жаловали свою русскую невестку, а после ареста Валентина и вовсе отвернулись от нее. Ждать помощи было неоткуда, поэтому женщина старалась сама обеспечить четверых детей. Единственным помощником в этой ситуации оставалась бабушка по маминой линии – Александра Африкановна. Она стала для Саши своеобразной Ариной Родионовной.
Детство Саши было таким же, как у миллионов его сверстников. Он гонял в футбол, ходил с одноклассниками в походы, осилил гитару и мандолину. Учился средне, с точными науками совсем не дружил, любимым занятием мальчика было чтение. Он сидел за книгой каждую свободную минуту. Однажды он написал своему другу письмо, в котором говорил, что из школьных предметов ему интересна только литература, а все остальное он учить не хочет. Он готов был читать сутками напролет, забыв о еде и сне.
С миром искусства мальчик познакомился в школе – посещал школьный театр, участвовал в самодеятельных спектаклях. Писательский дар Вампилова тоже впервые обнаружился в школьные годы. Он стал редактором стенгазеты, писал стихи.
После окончания поселковой школы Александр уехал в Иркутск. Он штурмовал историко-филологический факультет, но эта попытка не имела успеха – экзамен по немецкому языку парень провалил. В течение года Саша занимал должность инструктора в кружке струнных инструментов, и готовился к поступлению. В следующем году удача улыбнулась настойчивому абитуриенту, он поступил на выбранный факультет. Диплом института Вампилов получил в 1960 году.
Литература
Творческая биография Александра Вампилова началась на последнем курсе вуза. Его приняли на должность литературного сотрудника газеты «Советская молодежь», где он работал вплоть до 1964 года. За эти годы он продвинулся по карьерной лестнице и стал ответственным секретарем. Но при всем этом его мало интересовала партийная дисциплина и комсомольская доблесть, писать об этом потомку бурятских лам и священников не было никаких сил. Вампилов уволился из газеты, которая пропагандировала идеологию и не несла ничего нового и интересного. После увольнения Саша продолжал сотрудничать с редакцией, даже бывал в командировках по ее заданию.
Александр Вампилов
В 1957 году Вампилов дебютировал как прозаик. Его первым произведением стал рассказ под названием «Персидская сирень», который напечатала газета «Иркутский университет». Вампилов подписался псевдонимом «Санин», потому что боялся, что его будут критиковать. Однако никаких критических замечаний не последовало, и через год он представил свое второе произведение – рассказ «Стечение обстоятельств». Под таким же названием в 1961-м автор выпустил сборник рассказов.
В талант Вампилова никто не верил, сомневались даже самые близкие люди. Первые произведения автора, в том числе и комедийная пьеса «Прощание в июне», не сделали его известным и популярным.
Он пытался прорваться через безразличие театральных режиссеров, отправлял свои творения по столичным театрам, но все было безуспешно.
После того, как Александр погиб, худрук театра «Современник» Олег Ефремов сказал, что в 60-х предпочтение отдавалось произведениям Володина и Розова, начали ставить шекспировский «Гамлет». И только Вампилов оставался невостребованным, потому что его современники привыкли мерить все стереотипами, и редко решались на эксперименты с репертуаром.
Александр не раз говорил друзьям, что ему не нравится перекраивать свои пьесы, и делать их привлекательными для чиновников и хамов. Предложение о переделке текста поступило даже от Ефремова и Любимова. Первый вообще считал, что «Прощание в июне» нужно назвать «пьесой национального автора». Однажды Вампилов случайно услышал разговор главных режиссеров, которые решили закрыть дверь в театр «этому настырному буряту».
Впервые комедию «Прощание в июне» поставил режиссер Вадим Допкюнас в клайпедском драмтеатре в 1966 году. Эта постановка произвела настоящий фурор, после которого пьесу включили в репертуар восьми театров в разных городах СССР. Только Москва оставалась равнодушной к произведениям талантливого автора.
В 1967 году вышла еще одна комедия Вампилова – «Старший сын». Он сумел также дописать «Утиную охоту», которую начал уже давно. И только после гибели Александра их оценили по достоинству, критики назвали их талантливыми и очень пронзительными сочинениями.
Пьеса «Старший сын» в театре
В 1977 году пьеса «Старший сын» была экранизирована режиссером Виталием Мельниковым. Роли главных героев достались выдающимся актерам того времени – Николаю Караченцову, Евгению Леонову, Светлане Крючковой и Михаилу Боярскому. Лента имела большой успех и пополнила «золотой фонд» отечественного кино.
В 70-е годы дошла очередь до экранизации «Утиной охоты». Ленту назвали «Отпуск в сентябре», режиссер отдал роли ключевых персонажей звездам советского кино – Юрию Богатыреву, Олегу Далю, Ирине Купченко, и другим, не менее известным артистам.
Фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Теперь имя Александра Вампилова загремело на всю страну. Все говорили о его драматургическом таланте, для миллионов зрителей он стал любимым автором. К сожалению, всенародная слава и зрительская любовь опоздали, он больше в них не нуждался.
В 1971-м, ровно за год до трагического конца, Вампилов написал еще одну драму, получившую название «Лето красное – июнь, июль, август…», хотя сам автор назвал ее «Валентина». Одновременно с этим Александру удалось издать однотомник своих произведений, среди которых была пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
Вампилов долго ждал признания от столичных театров, однако так и умер, не дожив до этого. Все завертелось после его трагической гибели в 1972 году. Пьесы «неформатного бурята» появились в репертуаре Театра им.Ермоловой и им.Станиславского. Ставит их и БДТ в Ленинграде.
Кадр из фильма «Старший сын» по пьесе Вампилова
В 2006 году пьеса Вампилова «Старший сын» была экранизирована в Голливуде, в 2015-м режиссер Александр Прошкин снял картину «Райские кущи», в основу которой легла «Утиная охота». В роли Галины появилась Чулпан Хаматова, в Зилова перевоплотился Евгений Цыганов. Книги непризнанного в свое время автора вышли на двадцати языках, в том числе на немецком, английском, французском.
Личная жизнь
Первый раз Александр Вампилов женился на Людмиле Добрачевой, знакомство с которой состоялось в студенческие годы. Официальное оформление их отношений состоялось в 1960 году, а в 1963-м они уже развелись. В личной жизни писателя появилась Ольга Ивановская, на которой он женился вскоре после развода.
Александр Вампилов с женой Людмилой Добрачевой
В 1966-м супруги стали родителями дочери Елены. Больше детей у Александра не было. Несмотря на рождение ребенка, семейная жизнь не принесла драматургу безоблачного счастья и спокойствия. В пьесе «Утиная охота» есть персонаж Зилов, прообразом которого был сам Вампилов. Так же, как и его герой, автор постоянно метался, мучился в любовном треугольнике.
Смерть
Август 1972-го стал трагическим для Александра Вампилова. Саша и его друг Глеб Пакулов, тоже литератор, взяли моторную лодку и отправились в соседний поселок Листвянку за покупками. Впереди был день рождения Вампилова, он хотел достойно отметить свое 35-летие. Друзьям нужно было переплыть Ангару, которую в тот день сильно штормило. По этой причине друзья отказались от идеи попасть в Листвянку и остановились в Николе – этот поселок был ближайшим к ним.
Причиной смерти доктор назвал остановку сердца от переохлаждения – Байкал не радует теплыми водами даже в августе.
Александр Вампилов погиб в озере Байкал, в истоке Ангары. Он не дожил до своего 35-го дня рождения всего два дня.
Могила Александра Вампилова
Похоронили писателя и драматурга на Радищевском кладбище Иркутска. А место гибели Вампилова на Байкале с тех пор отмечено памятным знаком.
Пьесы
Ссылки
Гибель драматурга Александра ВАМПИЛОВА
Гибель драматурга Александра ВАМПИЛОВА
А. Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец — Валентин Никитович — работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать — Анастасия Прокопьевна — работала там же завучем и учителем математики одновременно (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей — Володя, Миша и Галя.
Отец поначалу захотел назвать сына Львом, в честь писателя Льва Толстого. Однако затем передумал. В тот год отмечалось 100-летие со дня гибели А. С. Пушкина, поэтому сыну дали имя, соответствующее этой дате, — Александр. Причем будущее своего сына Валентин Никитич предсказал уже тогда. В письме жене, находившейся тогда в роддоме, он писал: «Я уверен, что все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как во сне я все вижу писателей…»
К сожалению, воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к «панмонголистам» — так энкэвэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, который и был произведен в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.
Объяснять читателю, что такое жить с клеймом родственников «врага народа», думаю, нет необходимости. Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.
Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: «Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов — трудно ему приходилось…»
Между тем первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре.
Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним — А. Санин.
В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».
В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами.
Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву, в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь, зимой 1965 года, произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Случилось это при следующих обстоятельствах.
Александр периодически захаживал на Центральный телеграф за почтой и деньгами. И вот в один из таких приходов он заметил там знаменитого драматурга, славе которого тайно завидовал. Не теряя ни минуты, Вампилов подскочил к знаменитости и буквально прокричал ему в ухо:
— Здравствуйте, Алексей Николаевич!
Арбузов от неожиданности вздрогнул, оглянулся и вдруг попятился назад. То ли он испугался, что этот чернявый провинциал в стареньком драповом пальто начнет клянчить у него деньги, то ли еще чего-то, но выражение его лица не сулило начинающему драматургу ничего хорошего. Однако Вампилов не растерялся. Быстро сунув руку за пазуху, он извлек на свет несколько листов исписанной бумаги и произнес:
— Я был на семинаре одноактников, который вы вели. Вы меня не помните?
— Нет, не помню, — искренне ответил Арбузов и уже повернулся, чтобы уйти.
Однако Александр не дал ему этого сделать. Протянув впереди себя свои листочки, он сказал:
У меня с собой оказалась моя новая пьеса, вы не могли бы ее посмотреть?
Арбузов какое-то время медлил, видимо, раздумывая, как поступить. Было видно, что ему не очень хочется иметь дело с начинающим писателем, но последний смотрел с такой надеждой, что драматург не выдержал. Он взял из рук Вампилова пьесу и положил ее в свой портфель.
— Хорошо, я прочитаю ваше сочинение, — произнес затем Арбузов. — Только ответ я вам дам не скоро. Позвоните мне, когда закончится чемпионат мира по хоккею.
Пьеса «Прощание в июне», которую Вампилов вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова потрясающее впечатление. После нее он несколько дней ходил вдохновленный и рассказывал о ней всем своим друзьям. Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не удалось: первым ее поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете «Советская Клайпеда», которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга.
В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.
Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы. Отмечу, что одним из его собутыльников был и Николай Рубцов, дела которого тогда шли неважно.
— Ты чего грустишь, Николай? — спрашивал его иногда Вампилов. — Опять не печатают? Ну и плюнь! Меня тоже не печатают, но я же не плачу. Пойдем лучше ко мне выпьем!
И они шли в комнату к Вампилову. Там Александр доставал пачку черного чая, заваривал его покрепче, и они с Рубцовым коротали время за тихой мужской беседой.
Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это были «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне» (именно ее читал А. Арбузов), «Случай с метранпажем», «Старший сын», «Утиная охота» (обе — 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.
Рассказывает О. Ефремов: «Мы прозрели не сразу. Когда была напечатана «Утиная охота», у критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов. Странный и «безнравственный» персонаж «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет. Его, Зилова, психологический опыт казался какой-то чудовищной аномалией…»
К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» — Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг — нелепая гибель.
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями — Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым — отправился на отдых на озеро Байкал.
Вспоминает В. Шугаев: «В тот день я вернулся в Иркутск из поездки, увидел вечером темные Санины окна и вспомнил, что он собирался на Байкал. Ближе к полуночи громко и длинно зазвонил телефон.
— Старик, это Глеб. Саня утонул. Я из больницы звоню, Лодка перевернулась. Меня вот спасли, а его нет. — Звонил из Листвянки Глеб Пакулов, иркутский литератор, владелец этой проклятой лодки, которую когда-то мы помогали ему перевозить на Байкал…»
Что же произошло в тот день? Вот как описывает случившееся Ю. Нагибин:
«Глебушка (Пакулов) в смерти Вампилова не виноват, просто в нем сильнее оказалась сила жизни. Когда их лодка опрокинулась вблизи берега, Глебушка стал истошно орать и случившиеся на берегу люди пришли ему на помощь. Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…»
По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.
Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и люди совершенно незнакомые. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не оказалось. Стали искать его по всему кладбищу и в конце концов нашли. Пока тот вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле — прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю могилы, дожидаясь, когда же… Вот тогда кто-то в толпе произнес: «Не хочет Саня так рано в могилу уходить…»
Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата…
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван театр — ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень. Как пишет критик Т. Шах-Азизова: «Такой плотности осмысления, такого потока литературы не знали ни А. Володин, которому А. Вампилов наследовал, ни Э. Радзинский, с которым одновременно он начинал».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 19. Школа драматурга
Глава 19. Школа драматурга Что бы ни происходило в квартире Мольера на улице Ришелье, жизнь в театре Пале-Рояль шла своим чередом. В труппу в этом году вошли новые актеры. Первый – Франсуа Ленуар сьер де ла Торилльер, бывший капитан кавалерии, обладавший не только хорошими
ГЛАВА 19 ШКОЛА ДРАМАТУРГА
ГЛАВА 19 ШКОЛА ДРАМАТУРГА Что бы ни происходило в квартире Мольера на улице Ришелье, жизнь в театре Пале-Рояль шла своим чередом. В труппу в этом году вошли новые актеры. Первый — Франсуа Ленуар сьёр де ла Торплльер, бывший капитан кавалерии, обладавший не только хорошими
Рождение драматурга. «Иванов»
Рождение драматурга. «Иванов» Иван Леонтьевич Щеглов:Драматургом же сделался он, можно сказать, нечаянно, попав однажды в театр Корша на представление заигранной одноактной пьески «Победителей не судят» (сюжет пьески вертится на укрощении грубого, но добродушного
ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ»
ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ» В конце августа 1939 года погода в Северной Атлантике явно не баловала. Казалось, сама природа выразила протест против неумолимо надвигавшейся войны, терзая штормами морские просторы.Вот уже несколько суток U-30 крейсировала в неспокойных атлантических
Женщины драматурга
Женщины драматурга Сначала я хотел назвать главку просто как «Женщины Ибсена». Но потом решил написать: драматурга. Ибо Ибсен выстраивал свои отношения с женщинами, как драматург, драматургически и без всякого хэппи-энда. В своих пьесах и драмах Ибсен смело ставил
Гибель
Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят — Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и
Глава VII Злоключения драматурга
Глава VII Злоключения драматурга Одна дама спросила меня, почему я не пишу пьес.— Я уверена, мистер Джером, — прибавила она с ободряющей улыбкой, — вы могли бы написать пьесу.Я ответил, что уже написал их девять, шесть поставлены на сцене, три имели успех в Англии и Америке,
В 1958 году в Театре имени А. С. Пушкина поставили новый спектакль – «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Альвареса Касоны.
В 1958 году в Театре имени А. С. Пушкина поставили новый спектакль – «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Альвареса Касоны. Раневская там сыграла роль Бабушки, причем как обычно очень сильно переправила текст, так что в театре даже шутили, что в
В 1966 году в Театре имени Моссовета была поставлена пьеса американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» с Раневской в главной роли.
В 1966 году в Театре имени Моссовета была поставлена пьеса американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» с Раневской в главной роли. Это было время, когда театры перестали бояться обвинений в «космополитизме», и в их репертуаре вновь стали появляться
Гибель Зои
Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,
Загадочная гибель
Загадочная гибель Севернее горы Хамар-Дабы, в районе пункта Дунгур-Обо, эскадрилья из полка Григория Кравченко перехватила группу японских самолетов, перелетевших границу. Но это было только завязкой очередного воздушного сражения. Вслед за первой эскадрильей
Еще гибель
Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному