в каком году открыт новосибирский оперный театр
В каком году открыт новосибирский оперный театр
Новосибирский театр оперы и балета имеет особую судьбу. Театр, который строился и открылся в период Второй мировой войны, вырос из смелой мысли, силы духа и жажды будущего. Истоки проекта, благодаря которому в итоге появилось самое большое в России театральное здание, находились в головокружительных идеях Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед». Строительство в начале 1930-х в одноэтажном городе огромного театрального здания было сродни полету на Марс. Инициаторы проекта хотели создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», где перед зрителем могли появляться прямо с улицы автомобили, тракторы, танки или колонны демонстрантов. Непростые реалии зари социализма заставили от многого отказаться и многое изменить. И тем не менее Новосибирский театр оперы и балета всей своей историей доказал: невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в незавершенном театральном здании хранились эвакуированные фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции. С сентября 1941 года в Новосибирске размещался эвакуированный из осажденного города симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Оркестр, руководимый Евгением Мравинским, во время эвакуации дал более 500 концертов, которые посетило около 400 тысяч слушателей; состоялось также 240 концертов по радио. 7 ноября 1942 года в присутстии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была создана и прозвучала в блокадном Ленинграде.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-70-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
На стабильности творческого процесса негативно отразились кризисные явления в управлении театром; весной 2015 года они вылились в острый общественный конфликт. Это вызвало необходимость в смене руководства. Генеральным директором театра вместо Бориса Мездрича был назначен Владимир Кехман.
Масштабы, рекорды и загадки Новосибирского оперного театра
«Самолет» вместо купола
Одной из самых уникальных конструкций театра является купол, разработанный по задумке архитектора П.Л. Пастернака. Его диаметр составляет 60 метров, а высота 35 метров. При строительстве перекрытий купола не применялись контрфорсы и фермы. Такой способ был впервые применен в Европе. Если сравнивать архитектурный шедевр Пастернака со скорлупой куриного яйца, то в пропорциях купол Оперного гораздо меньше. Сверху купол покрыт тысячей железных чешуек серебристого цвета.
В 90-е годы при реконструкции здания восстановление покрытия купола стало особой проблемой, так как элементы первоначального покрытия выколачивались вручную по шаблонам. К сожалению, к 90-м годам специалистов такого уровня уже не существовало в стране, поэтому чашу купола решили изготовить по технологии, применяемой при строительстве самолетов. В результате рисунок поверхности купола был сильно упрощен, а часть элементов оказалась вообще не реализована. Рисунок оригинальной кровли был восстановлен только в 2005 году, пишет opera-novosibirsk.ru.
Не меньшей трудностью при реставрации зрительного зала послужило исправление проблем акустики и света. Дело в том, что зал новосибирского театра известен как один из самых трудных для вокалистов: воздух, который необходимо «раскачать» певцу своим голосом (без микрофона), весит 35,5 тонн. Именно по этой причине Новосибирск не приглашал оперных звезд. Также из-за некоторых особенностей театра артисты плохо слышали оркестр, поэтому они все время вынуждены были стоять у самого края оркестровой ямы, оказываясь в затененной области. В театре также не было фронтального света, две осветительные ложи способны были охватить только 10% сцены.
Не меньшей оригинальностью отличается и потолок театра, представляющий собой акустический экран из прессованного картона. Верхнюю галерею театра украшают 16 скульптур, копии произведений античных мастеров. Ведь неспроста новосибирский Оперный театр называют иногда Сибирским Колизеем, подчеркивая тем самым наличие в интерьере большого зала подобия античного амфитеатра. Впечатляет также и люстра над зрительным залом, диаметр которой составляет почти 6 метров, а вес – 2 тонны. Во время проведения реставрационных работ хрусталь для люстры пришлось искать в Москве, Твери, Франции, Чехии, Китае, пишет bohemia-studio.ru.
Интересно, что вес пожарного занавеса театра составляет 32 тонны. До реконструкции этот занавес состоял из пемзобетона весом 72,5 тонны.
Недостроенный «храм науки»
А начиналось все в 1921 году, когда в Новониколаевске, как тогда назывался Новосибирск, было решено построить Дом Науки и Культуры. В 1928 году архитектор Курилко представил свой проект, в соответствии с которым обещал построить «сверхмеханизированный синтетический театр планетарно-панорамного типа», который в нужный момент мог превратиться и в цирк, и в научно-исследовательский институт или картинную галерею, пишет gorodgid.ru.
В театре должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади со знаменами в руках, должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене.
Зрительный зал предполагался в виде амфитеатра на 2600 мест, под трибунами которого был устроен тоннель, в котором на подвижных фурках могли передвигаться декорации. Аналогичное кольцо фурок (меньшего диаметра) было устроено за сценой вокруг склада декораций. Кольца пересекались на сцене и врезались в поворотный круг. Декорации сцены предполагалось также быстро убирать в развитые боковые кулисы. По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк.
Партер на 600 мест при необходимости мог быть перемещен на сцену, а на его месте возникала подъёмно-опускная арена, трансформируемая для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. На поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы, для чего был спроектирован специальный проектор.
Строительство здания была начато весной 1931 году. Однако идея возведения громоздкого Дома Науки и Культуры не вызвала одобрения в инженерных кругах, в результате было принято решение о строительстве театра, окончательный проект которого был доработан инженером-конструктором Л.М. Гохманом. В 1937 году здание было удостоено Гран-при Всемирной выставки в Париже.
В 1941 году строительство театра было приостановлено. Во время войны здесь хранились экспонаты Третьяковской галереи, ГМИ им. А.С. Пушкина, ленинградских музеев и многих других. Именно в это время родилась легенда о том, что в Новосибирск вывезли Янтарную комнату.
Также в здании театра была налажено производство гранат и минометов. Летом 1942 года театр был включен в список первоочередных объектов на завершение строительства. Уже в ноябре того же года здесь была исполнена Седьмая («Блокадная») симфония Дмитрия Шостаковича, сообщает novosibirsk.ru.
В годы войны не хватало ни рабочих рук, ни строительных материалов, на специалистов и средств. Однако новосибирцы справились со всеми трудностями, и в 1943 году были завершены основные строительные работы, а зимой 1944 года главные помещения театра были признаны годными к эксплуатации. Как сообщает opera-novosibirsk.ru, недостроенными остались левое крыло театра и некоторые помещения театра. Все эти работы были завершены только в 50-х годах.
14 мая 1944 года в Новосибирске была открыта хоровая и балетная студия и организован большой симфонический оркестр филармонии. А 12 мая 1945 года, через три дня после Победы, театр открылся оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин» в постановке Н. Г. Фрида и в декорациях К.Ф. Юнона. Кстати, по информации novosibirsk.rfn.ru, именно эту первую постановку, которая уже давно не идет в театре, планируют восстановить к следующему театральному сезону.
14 декабря 2005 году началась вторая жизнь новосибирского Оперного театра. Именно в этот день состоялось открытие главного театра Сибири после масштабной реконструкции. Своему «второму рождению» театр во многом обязан Ирине Драчевской, супруге полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе тех лет, которая сделала очень многое для начала реконструкции.
В поисках музы
Оперный – это не только архитектурная гордость сибирской столицы. Специалисты признают, что именно здесь находится одна из лучших балетных школ в мире. Солисты оперы и балета выступают в крупнейших театрах мира – Большом и Мариинском, «Ла Скала», «Ковент‑Гарден», Римская Опера, «Ла Фениче», «Дойче Опер», Баварская Опера, «Колон» и др.
В основе репертуара театра не только русская и зарубежная оперная и балетная классика, но также и авангардные постановки. Одной из самых необычных является опера Верди на сюжет «Макбета». Интересно, что исполнитель главной партии «Макбета», оперный певец из Греции Димитрис Тилякос перед премьерой рассказал журналистам о том, что источником вдохновения для него стали прогулки перед театром. В общем-то, за музой сюда приходят не только известные артисты, но и обычные жители города.
Из последних постановок театра – русская хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» в концертном варианте, которую театр впервые представил 11 декабря 2009 г. В январе 2010 г. состоялась премьера оперы-феерии «История Кая и Герды» Сергея Баневича, в феврале впервые в Новосибирске театр представил оперу Моисея Вайнберга «Пассажирка» в концертном исполнении.
В 2005 г. на базе Новосибирского театра оперы и балета под руководством главного дирижёра театра Теодора Курентзиса и главного хормейстера Вячеслава Подъельского были созданы камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и камерный хор New Siberian Singers, с успехом выступающие на концертных площадках Новосибирска, Москвы и за рубежом.
Новосибирский Оперный театр имеет широкую международную известность, является обладателем 16 национальных премий, более 50 дипломов фестиваля «Золотая маска», удостоен Гран-при конкурса «Окно в Россию» как лучший театр российской провинции. В декабре 2005 года Банк России выпустил в обращение серебряную монету достоинством 3 рубля серии «Памятники архитектуры России». На ней изображен Государственный Академический театр оперы и балета.
Свое 65-летие Новосибирский государственный академический театр оперы и балета отметит гала-концертом «Приветствую тебя, Сибирский Колизей!» с участием артистов театра и приглашенных звезд. На юбилей, помимо официальных лиц и ветеранов, приглашена также и зрительница, которая посещает спектакли с самого первого театрального сезона. К сожалению, единственная оставшаяся в живых солистка из самого первого состава труппы театра 88-летняя Надежда Дезидериева-Кули по состоянию здоровья не может прийти на торжество.
В каком году открыт новосибирский оперный театр
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | website | | | Gelio Vostok | ] |
[ | userinfo | | | Обо мне | ] |
[ | archive | | | gelio@inbox.ru | ] |
|