в каком году открылся вайлдберриз
Дикие ягоды. Как семья преподавателя создавала интернет-магазин Wildberries
К безлюдной площадке с видом на ночные «Лужники» подъезжает черный внедорожник. Из салона громко звучит музыка, вокруг танцуют девушки, за которыми наблюдают несколько мужчин. Вечеринку прерывает появление девушки-зомби со спутавшимися волосами и в рваной одежде. От страха вся компания бросается врассыпную, а через пару секунд стилисты интернет-магазина Wildberries преображают незваную гостью в красавицу.
Сердце, мозг и мышцы
Сооснователь Wildberries Татьяна Бакальчук однажды призналась: они с мужем Владиславом никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Компания всегда была очень закрытая, как и они сами. «Интроверты» — чуть ли не единственное объяснение, которое слышишь от близких знакомых Бакальчуков. Ответы для Forbes предприниматели дали письменно, но на фотосъемку согласились.
Единственный раз Forbes удалось поговорить с Татьяной Бакальчук в 2012 году. Тогда стало известно, что свой небольшой бизнес супруги начали у себя в квартире, до этого Владислав занимался бизнесом по продаже компьютеров и предоставлению доступа в интернет, его жена преподавала иностранные языки. С рождением первой дочери (сейчас в семье четверо детей) преподавать стало невозможно, возникла потребность в новом заработке, и решили попытаться продавать одежду из немецких каталогов Otto Group.
В России такая модель уже работала. В конце 1990-х немецкий концерн хотел закрепиться в РФ, но помешало полное отсутствие у россиян опыта покупок на расстоянии, а также проблемы в работе почты и ценовая адаптация. Долгое время Otto вел торговлю только через агентов. Бакальчуки и стали одним из них, поставили агентское вознаграждение 10% и цены по курсу ЦБ. Продавать начали через сайт, домен wildberries.ru зарегистрировали 30 марта 2004 года на частное лицо.
Осенью 2004-го интернет-магазин начал принимать заказы. Поначалу Бакальчуки обрабатывали и доставляли вещи своими силами, но примерно через год потребовались дополнительные ресурсы и больше места. Тогда же Владислав познакомился с будущим партнером Сергеем Ануфриевым, они ходили в один тренажерный зал. «Компания Wildberries только начинала развиваться, мы были, как это модно говорить, стартапом», — вспоминает Бакальчук. По его словам, Сергею проект понравился, и он «начал его развивать». Как именно, Бакальчуки не уточняют, но источник, близкий к компании, утверждает, что это было что-то наподобие венчурных инвестиций: «Бизнес у Бакальчуков очень быстро рос, нужны были офис и склад, а оборотных средств не было». В начале 2005 года арендовали помещение побольше, наняли программистов, операторов кол-центра и курьеров.
Cобеседник Forbes говорит, что без Сергея компания не состоялась бы или как минимум не имела бы такого масштаба: «Если Влад — это мозг компании, Татьяна — сердце, то Сергей — мышцы». По его словам, Ануфриев всегда отвечал за работу службы безопасности, курьерскую службу и логистику, за Владиславом оставалась стратегия и IT-направление, а Татьяна занималась коммерцией, ассортиментом, переговорами с поставщиками.
По данным СПАРК, Татьяна Бакальчук является генеральным директором и владельцем 100% ООО «Вайлдберриз». Знакомый с владельцами предприниматель говорит, что «по экономическому участию» каждому партнеру может принадлежать по 30–35%. Владислав владеет курьерской компанией «Атолл», сотрудничающей с Wildberries, а также долей в «Юнионтеле» (интернет-провайдер iFlat в Москве и Московской области). Сергею Ануфриеву принадлежит «ВБ Технологии» — компания по разработке компьютерного ПО приоритетно для собственного интернет-магазина, зарегистрированная в мае 2017 года. Между владельцами Wildberries нет четкого распределения ролей и зон ответственности. «Мы все делаем сообща, в операционном и стратегическом управлении задействованы все», — говорит Татьяна.
Первопроходцы
До появления Wildberries одежда в Рунете практически не продавалась. По данным «Яндекс.Маркет», в 2004 году популярностью пользовались электроника, книги, товары для дома — вещи, которые не требуют детального рассмотрения или примерки. «Тогда в принципе не было такого понятия, как онлайн-рынок, — вспоминает Татьяна Бакальчук. — Кроме Boutique.ru, с которым мы практически не конкурировали, никто не продавал одежду в сети».
Для владельцев Wildberries решение немецкого партнера стало вызовом. В 2006 году оборот интернет-магазина составил 14 млн рублей. Сотрудничество с Otto почти достигло потолка, рассказывает Анатолий Мохов, который несколько лет дистанционно консультировал Wildberries по юридическим и налоговым вопросам, а позже стал работать в команде: «Любой рынок имеет свой предел при любых расходах на маркетинг». Кроме того, изменились и ожидания клиентов: онлайн-покупки стали воспринимать уже не как развлечение, а как полноценный сервис. Исполняемость заказов по каталогам сильно варьировалась: от 80% в начале сезона до 30% в конце, объясняет Владислав Бакальчук. Пора было переходить на прямые контракты с брендами, которые продавались у нас через каталоги, и расширять портфель в целом. «Тогда никто не понимал, что, как и в каких объемах можно продавать через интернет, — вспоминает сооснователь. — И заключение каждого крупного договора было для нас важным событием».
За 2007–2008 годы Wildberries удалось договориться со многими крупными поставщиками, постепенно в ассортимент вошли Tom Farr, s’Oliver, Tom Tailor (даже одежда Otto до сих пор представлена среди 10 500 марок). В числе первых крупных брендов был Adidas. Из-за кризиса 2008-го у немецкого производителя спортивных товаров образовались большие остатки на складах. Источник, знакомый с ситуацией на рынке, уверяет: «От крупной партии на €1 млн отказался «Спортмастер», а Wildberries взял этот невыкупленный товар в кредит». Продать 3000 пар одной модели кроссовок удалось за два года. Так в Wildberries появилось спортивное направление, через какое-то время — электроника, мелкая бытовая техника и автоаксессуары, партию которых, уточняет источник, Бакальчуки купили в 2015 году у испытывавшего трудности «Сотмаркета».
Тот же источник утверждает, что Wildberries часто выкупал стоковые товары. Хотя в самой компании уверяют, что «всегда были нацелены на актуальные коллекции». В среднем закупка стокового ассортимента могла обходиться интернет-магазину значительно дешевле и экономить до 40–50% затрат, оценивает один из бывших менеджеров интернет-магазина KupiVip. «Это нормальная практика, — говорит совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. — Мы, например, недавно выкупили крупную партию батареек, которую не реализовал «Эльдорадо», и хорошо продали ее». А бывшие лидеры Рунета в категории одежды и обуви — KupiVip и Boutique.ru — с самого начала продавали вещи премиум-брендов со стоков из Европы.
Помощь конкурентов
Поздним вечером после работы 26-летний консультант Boston Consulting Group Оскар Хартманн спешил домой, чтобы рассказать, что решил уволиться и начать свой бизнес — интернет-магазин одежды. Узнав, что супруг бросает престижную работу ради авантюры, жена проплакала всю ночь, рассказывал Хартманн на конференции Conde Nast. 29 октября 2008 года на рынок вышел KupiVip.ru — проект, скопированный Хартманном с успешной французской интернет-компании Vente Privee. Теперь Бакальчуки со своим Wildberries были на рынке не одни.
C ростом числа заказов увеличилась нагрузка на кол-центр, а с ней и расходы. При подтверждении заказа оператор должен был рассчитать стоимость доставки исходя из региона. «Нужно было сократить время для подтверждения заказа, и мы ввели единую стоимость доставки по всей России — 300 рублей», — объясняет Татьяна. Темп развития бизнеса заставлял предпринимателей постоянно расширяться. Владислав говорит, что, как только заканчивались свободные площади, приходилось снова переезжать. Так было раза два-три, пока в 2009 году они не осели в деревне Мильково, где до сих пор находится офис компании (планируется переезд в бизнес-центр на «Автозаводской»). С 2010 года поставки Wildberries измерялись фурами.
Один из бывших сотрудников вспоминает, что операционной деятельностью всегда занимались Бакальчуки: «Обороты росли, бизнес показывал первую прибыль, и третий партнер начал активнее участвовать в процессах: присутствовал на планерках, интересовался ходом переговоров с поставщиками». Ему же принадлежала идея ролика на Воробьевых горах и рекламная кампания в 2012–2013 годах в регионах — Тамбове, Саратове, Выборге, Липецке.
В 2011 году на российский рынок вышел еще один игрок, проект немецкого инкубатора Rocket Internet — Lamoda. Запустив масштабную маркетинговую кампанию, стартап быстро вырос в разы, оборот по итогам 2013 года превысил 5 млрд рублей. «Когда появилась Lamoda, мы уже стали закаленными бойцами и были рады новому игроку, который, как и мы, начал развивать российский интернет-рынок», — говорит Татьяна.
Рабство, суды и звездная родня: малоизвестные истории о Wildberries
В самом маркетплейсе по традиции все отрицают.
Сначала основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала самой богатой женщиной России, а потом вместе с мужем, которому принадлежит 1% компании, возглавила рейтинг Forbes богатейших семей страны, опередив владельцев «Фосагро» Гурьевых и знаменитое семейство Ротенбергов.
Но время от времени в СМИ всплывают истории о компании, которые не укладываются в чудесную историю успеха. Собрали самые громкие из них.
Первый капитал
Издание The Bell выяснило, что муж Татьяны Бакальчук Владислав на момент запуска Wildberries был вовсе не ноунейм-радиофизиком, а вполне себе успешным бизнесменом. С конца девяностых он продавал компьютеры, а в 2002 году основал провайдер UTech в партнерстве со своим знакомым Алексеем Фадеевым. По данным системы СПАРК, в 2006 году выручка UTech составила около 30 миллионов рублей, прибыль — 1,2 миллиона.
«Все, что удалось выручить, вложили в компанию. Точную сумму не вспомню. Кажется, 3 миллиона рублей», — говорила Татьяна Бакальчук.
Однако в том же СПАРК продажа доли не отражена, а в 2007 году Владислав Бакальчук еще числился владельцем 50% бизнеса.
Семейное дело
Команда в Wildberries подобралась что надо. Вот, например, запуск собственной торговой марки компании курировала сестра Татьяны Бакальчук Марина Андреева (Ким). И здесь начинаются незамысловатые семейные хитросплетения, как в какой-нибудь пьесе. Вот ее главные действующие лица.
Марина Андреева (Ким) — сестра Татьяны Бакальчук, родственница Альбины Цой.
Альбина Цой — сестра Юрия Цоя.
Юрий Цой — племянник Сергея Цоя.
Сергей Цой — муж Аниты Цой, пресс-секретарь экс-мэра Москвы Юрия Лужкова с 1991 по 2010 год. С 2010 года — первый вице-президент и статс-секретарь компании «РусГидро». Вице-президент «Роснефти» по материально-техническому обеспечению. По информации РБК, финальный босс «Роснефти» Игорь Сечин знаком с Цоем еще со времен его работы у Лужкова, и ему «важно иметь на хозяйственной должности, связанной с распоряжением деньгами, человека, которому можно доверять».
Анита Цой (Анна Ким) — российская певица, композитор, телеведущая и филантроп, друг семьи Игоря Сечина, финального босса «Роснефти».
Но в Wildberries, конечно, говорят, что ни Сергей Цой, ни Анна Ким никакого отношения к развитию компании не имеют.
© Предоставлено: Woman’s Day
Судьбоносный Adidas
Наблюдатели за становлением Wildberries говорят, что Бакальчуки в свое время управляли секонд-хендом в ТЦ «Динамит» в Выхино-Жулебино. В Wildberries причастность магазина к компании отрицают, но в 2003 году адрес «Динамита» был указан в контактах каталога D-Luxe, сделанного той самой студией UT Design. Ладно, спишем это на банальное совпадение.
Вот еще одно совпадение. В «Динамите» тогда располагался фитнес-клуб Universal Gym человека и Тарзана Сергея Глушко, где работал нынешний бизнес-партнер Владислава Бакальчука Сергей Ануфриев (в 2012 году РБК сообщало, что он паритетно владеет Wildberries с супругами Бакальчук). Именно он предложил новым знакомым купить крупную партию вещей Adidas. По данным российского Forbes, из-за финансового кризиса в 2008 году у немецкого производителя осталась нереализованной партия одежды и обуви на сумму больше 1 миллиона евро. И если другие компании отказывались от такой солидной сделки в такое непростое время, то Wildberries взяла остатки в кредит и продала за следующие два года. Так в компании появилось спортивное направление.
Проблемы с поставщиками
По итогам 2016 года Wildberries становится крупнейшим российским онлайн-ритейлером (по версии агентств Data Insight и Ruwards). Аналитики оценивают продажи компании в 45,6 миллиарда рублей. А в 2017 году у Wildberries начинаются сложности в отношениях с контрагентами. К октябрю 2017 года компания получила от партнеров 22 судебных иска, в том числе банкротный. Общая сумма исковых требований превысила 283 миллиона рублей. (За предыдущие три года ритейлер выступал ответчиком в 40 разбирательствах, сумма исковых требований партнеров составляла чуть больше 146 миллионов рублей.)
Поставщики стали жаловаться на маленькую выручку, были недовольны тем, как ставят скидки на их товар, как он отгружается со складов. Появилось напряжение. Например, в ноябре 2015 года Wildberries заключила договор поставки обуви с фэшн-дистрибьютором United Fashion Group, а уже через год, по данным UFG, ритейлер стал «систематически препятствовать отгрузке товара» и задерживать платежи, несмотря на согласованные сроки и условия. По словам представителей компании, Wildberries сначала требовали 80 миллионов рублей в качестве торговой премии (поставщик выплачивает ее продавцу за продвижение товара), а после отказа предоставить скидку ритейлер пригрозил возвратом сезонного товара на сопоставимую сумму. И вернул. На 41 миллион рублей.
В январе 2017 года UFG направил Wildberries письменную претензию с требованием погасить задолженность, но компания письмо проигнорировала. Тогда поставщик обратился в суд. В июле 2017 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск UFG и обязал Wildberries выплатить дистрибьютору 31 миллион рублей за поставленный товар, 420 тысяч рублей в качестве компенсации убытков, возникших из-за непринятого товара, и 200 тысяч рублей на покрытие расходов по оплате госпошлины.
При этом из-за закрытости компании от СМИ и вообще начали появляться слухи о банкротстве Wildberries. Тогда основатели онлайн-магазина наняли профессиональных пиарщиков, которые решили, что надо раскручивать историю Татьяны Бакальчук — простой учительницы английского языка, которая в декрете решила заняться своим делом и стала успешной бизнес-леди. Материал пульнули в Forbes, и публикация сработала — поставщики стали лояльнее.
Массовые увольнения
В ноябре 2020 года сотрудники Wildberries стали жаловаться на увольнения «целыми командами „по собственному желанию“». Руководительница группы мобильной разработки компании Татьяна Аверьянова рассказала у себя в «Инстаграме», что маркетплейс при этом не выплачивая компенсации, не набирает новых сотрудников, а действующим задерживает зарплату.
«Моей команде сообщили, что проект закрыт, бюджета на содержание команды нет и все должны написать заявление на увольнение по собственному желанию. Мой проект далеко не первый. Несколько сотрудников мне удалось перевести на другие проекты, но потом стало известно, что эти проекты тоже закрывают или максимально урезают. Тем, кто отказывается писать заявление по собственному желанию и ждет официального сокращения, просто ничего не отвечают», — написала Татьяна.
В Wildberries тогда заявили, что информация о массовых увольнениях не соответствует действительности, а в компании открыто более трех тысяч вакансий, да и вообще это просто релокация торговых объектов — «закрываются неэффективные, но и открываются новые».
Кстати, еще сотрудники Wildberries, которые работают на выдаче, часто жалуются, что на них вешают вещи, которые по тем или иным причинам отказались брать покупатели, в том числе бракованный товар.
Штрафы для продавцов
В марте 2021 года в чате маркетплейс-торговцев появился скриншот официального письма от Wildberries одному из продавцов:
Нами выявлено 52 фейковых (заказных) отзывов с Вашей стороны на свои товары. Вынуждены наложить на Вас штрафную санкцию в размере 100 000 рублей. Во вложении ДС+Акт. Вам нужно заполнить реквизиты в ДС и загрузить документ.
Ждем от вас обратной связи.
В службе поддержки подтвердили, что это реальное письмо, а сумму штрафа натурально взяли с потолка.
«Нет правил и нет коэффициентов. Накрутка отзыва как факт — запрещена. Это репутация площадки и имидж для покупателей. Такая вещь как накрутка нигде не приветствуется и, соответственно, пресекается, и Вам должно быть об этом известно. Если это Ваш товар, то это не значит, что Вы можете на нем отзывы крутить, а потом удивляться, что за это штраф выставили, владелец площадки за собой право оставляет устанавливать действующие правила и санкции», — объяснили в службе поддержки.
Украинские санкции
Осенью 2020 года Wildberries начинает работать в Украине и тут же сталкивается с критикой. Стоило только директору по развитию Wildberries Вячеславу Иващенко заикнуться, что жители Украины «получат доступ к широкому ассортименту товаров от десятков тысяч брендов», а в стране откроют 800 партнерских пунктов выдачи заказов, как министр культуры Украины Александр Ткаченко предлагает ввести санкции против Wildberries. Все силы страны брошены на поиски на сайте чего-нибудь этакого противозаконного. А кто ищет, тот, ты знаешь, всегда найдет футболки с портретами Владимира Путина, одежду с символикой российской армии и полиции и «значительное количество книг ярко выраженного антиукраинского содержания». За все за это летом 2021 года Украина вводит санкции против всея Wildberries и против Татьяны Бакальчук лично. Украинский президент Владимир Зеленский одной подписью блокирует активы компании, запрещает транзит ресурсов через территорию Украины и призывает всеми способами мешать выводу капиталов из страны.
Комиссии за покупки
В августе 2021 года Wildberries предложил покупателям разные условия при платежах картами разных платежных систем. Например, картой «Мир», по QR-коду через систему быстрых платежей товар можно оплатить без комиссии, а вот при оплате картами Visa или Mastercard появилась комиссия «иностранной платежной системы» в размере 2% от стоимости покупки. В Wildberries это объяснили тем, что компания снизила все цены на те же 2%, тем самым «благодаря новой опции россияне, оплачивающие товары через отечественные платежные системы, смогут ежедневно экономить около 40 миллионов рублей».
Логика (с точки зрения интернет-магазина) простая: показать клиенту стоимость товара, «очищенную» от комиссии за транзакцию, и предоставить выбор, как платить. Если у клиента есть карта «Мир» или он заплатит через систему быстрых платежей, стоимость покупки для него останется прежней. Если такой возможности нет и у клиента карта Visa, Mastercard или Maestro, с него возьмут еще 2% — столько в среднем для самой площадки стоит оплата картой иностранных платежных систем.
Но международные платежные системы нововведение Wildberries не обрадовало. Представитель Visa заявил, что расследует решение интернет-магазина взимать комиссию за оплату их картой: у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты. В Mastercard анализируют ситуацию и обеспокоены возможной дискриминацией миллионов держателей карт — активных участников рынка электронной коммерции. По словам генерального директора Mastercard в России Алексея Малиновского, платежная система не взимает напрямую никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт, а все транзакции на территории России обрабатываются Национальной системой платежных карт.
Рабство
16 августа 2021 года в «Инстаграме» движения «Альтернатива» (освобождает людей из рабства по всему миру) появилось сообщение о Владимире Ильине (имя изменено) из Пскова, которого неизвестные пообещали подбросить до дома, а подбросили до одного из складов Wildberries в Подмосковье.
«Владимир оказался в подвале, откуда его и еще нескольких мужчин вывозили на рабочие точки — утепление кровли складов Wildberries. Сегодня наши сотрудники освободили Владимира. Сейчас он на свободе и уже направляется домой. Надеемся, на этом его полоса невезения закончилась. К сожалению, в последнее время крупные компании гонятся за дешевой рабочей силы и не проверяют своих подрядчиков. В результате на объекте Wildberries оказались самые настоящие рабы, у которых отобрали документы, и которых избивали и заставляли работать за еду», — рассказали активисты движения в «Инстаграме».
В пресс-службе Wildberries «Афише Daily» рассказали, что все это черный пиар, речь идет о подрядной организации, в логистических центрах самой компании «всегда присутствует руководство, которое разрешает возникающие вопросы, а весь персонал находится под круглосуточным наблюдением».
А еще Wildberries уверенно держит флаг самой закрытой от СМИ компании. Возможно, оно и к лучшему. Ученые вот считают, что богатые люди, как правило, плохо понимают, о чем говорят.
История Wildberries
Сегодня Wildberries стал лидером – крупнейшим онлайн-ритейлером России, работая на рынке 16 лет. По географии присутствия компания охватывает 6 стран: Россию, Польшу, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Армению. Собственная сеть терминалов выдачи заказов насчитывает почти 7 тысяч точек.
Как и полагается, у ритейлера есть красивая легенда, которая стартует с 30 марта 2004 г. – дата регистрации домена wildberries.ru. Что было дальше? Рассмотрим по пунктам.
Пункт выдачи заказов (фото: wildberries.ru)
Начало истории со слов её основателя
У истоков бизнеса стоят две ключевые фигуры – Татьяна Бакальчук (по информации «Картотека.ру», она владеет 100% акций) и её муж Владислав Бакальчук. Татьяна преподавала иностранные языки, но с рождением первого ребёнка отошла от основной работы, занявшись продажей одежды из немецких каталогов Otto Group. В России их реализация происходила через агентов: они брали с покупателей 10% предоплаты заказа и 15% агентского гонорара.
Основатели Wildberries Татьяна и Владислав Бакальчук (фото: Forbes)
Достойных конкурентов в категории одежды не было, поэтому компания быстро развивалась. Со временем руководство арендует помещение, нанимает программистов, операторов call-центра, курьеров для доставки.
Стоит упомянуть ещё одну ключевую персону – Сергея Ануфриева, который впоследствии стал партнёром бизнесменов, отвечая за эффективность службы безопасности, логистику и курьерскую доставку. Некоторые эксперты утверждают, что он стал инвестором компании. Владельцы бизнеса опровергают данный факт, заверяя, что всё продвижение шло за счёт собственных средств и кредитов в крупных банках.
Появление сильных конкурентов и рывок в лидеры
Начиная с 2008 г., на отечественном рынке появляются сильные соперники. KupiVip.ru – онлайн-магазин Оскара Хартмана, в 2011 г. стартует Lamoda – немецкий проект Rocket Internet.
Второй ритейл вкладывает огромные суммы в маркетинг, но Wildberries уверенно вышел вперёд за счёт нового решения – запуска бесплатной доставки на лето, а потом навсегда. Тогда как соперники ограничивались краткосрочными акциями на бесплатную доставку. В результате численность заказов в 2013 г. значительно выросла с оборотом 9,6 млрд руб. Для сравнения: оборот Lamoda в тот же период составил около 5 млрд руб.
Ноябрь 2006 г. – немецкий магазин Otto, с которым сотрудничали Wildberries, объявляет о планировании запуска онлайн магазина и строительстве логистического центра в России. Тогда российская компания приступает к расширению своего портфеля.
В течение 2 лет (2007-2008 гг.) Wildberries заключает договора с крупными поставщиками: Tom Tailor, Tom Farr, s’Oliver, Adidas. Позже помимо одежды и спортивного снаряжения в каталоге появляется электроника и мелкая бытовая техника.
Смена модели работы с поставщиками
В 2013 г. Wildberries ежедневно обрабатывал до 18 тыс. заказов. Всё бы хорошо, но наступил кризис. Интернет ритейл работал по принципу выкупа товаров у поставщиков с последующей продажей на своём сайте. В результате компания закупала их по одной цене, а из-за резкого скачка валюты расплачивалась с зарубежными партнёрами по другой. Работающая ранее концепция дала сбой.
В 2014 г. руководство меняет модель сотрудничества с поставщиками – от выкупа товаров переходит на договора их реализации. Тогда же для клиентов вышло мобильное приложение Wildberries.
Решение оказалось успешным. Удобный веб-сайт и лояльные условия впоследствии привлекли множество брендов. За ассортимент стали отвечать сами поставщики. Результат – Wildberries в разы увеличил ассортимент, пополнив каталог сторонними товарами, от электроники до книг и канцелярии.
Планомерный рост
По статусу на 2017 г. каталог сайт Wildberries вмещал 1,5 млн товаров, предоставленных более 10 тыс. брендов. К этому времени уже была запущена собственная служба доставки с автопарком из 150 машин и свыше тысячи пунктов выдачи по России. Среднесуточное число заказов в среднем составляло 140 тыс., общая выручка за весь год – 69,1 млрд руб. с приростом в 35% по сравнению с предыдущим годом.
2018 г. показывает ещё более высокие результаты:
Причиной роста компании послужил запуск автоматизированного портала для поставщиков – suppliers.wildberries.ru. Функционал сервиса позволял партнёрам вести контроль за движением товаров, самостоятельно управлять продажами, запускать маркетинговые кампании, составлять отчёты в реальном времени. В следующем году запускается приложение «Wildberries.Партнёры», доступное в Google Play и App Store.
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
В 2019 г. ритейл поднимает оборот на 88% с показателем 223,5 млрд руб. Численность поставщиков увеличивается до 19 тысяч, брендов – до 30 тысяч, ассортимента – до 3,6 млн. наименований.
Росту способствовало снижение комиссии для поставщиков – с 38% до 15%.
Штат компании достиг 32 тыс. сотрудников. Средний пробег грузовой машины из собственного автопарка составил 40 тыс. км за год.
Масштабирование бизнеса в 2019 г.
Открытие центров экспертизы электронной коммерции
Wildberries создаёт B2В-Центры экспертизы для поставщиков и компаний-производителей, планирующих начинать сотрудничество или работающих с крупнейшим онлайн-магазином России. Цель – проведение курсов, семинаров, тренингов и консультаций, позволяющих изучить нюансы платформы Wildberries и основы бизнеса в сегменте электронной коммерции.
За 1 год было открыто 11 центров: в Курской области, Ульяновске, Архангельске, Красноярске, Липецке, Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казахстане.
Как развивалась собственная логистика?
Осенью 2019 г. сообщается о начале строительства крупного распределительного центра в Татарстане площадью 100 000 кв. м. Проект поддержал президент Республики.
Согласно планам ритейла, после полной реализации проекта логистический центр предоставит жителям 4 тыс. новых рабочих мест. Для самого интернет-магазина – это возможность увеличить ассортимент, закрепить отношения с малым и средним предпринимательством.
Татьяна Бакальчук и Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов (фото: Пресс-служба Президента РТ)
Летом 2019 г. подписывается соглашение о строительстве сразу 2 распределительных центров в Казахстане по 50 00 кв. м каждый. Результатом проектов станут 5 тыс. новых рабочих мест и, конечно же, укрепление позиций в Республике.
Более того, компания расширяет партнёрство, объявив о начале сотрудничества с самозанятыми в октябре 2019 г. Вполне верный шаг, учитывая, что самозанятость вышла за рамки пилотного проекта в России: с 2020 г. она распространяется на все регионы.
2020: уверенный выход и становление на европейском рынке
Бизнес в России развивается крупными шагами, поэтому Татьяна Бакальчук принимает решение о покрытии европейского рынка, стартуя с Польши. Запланировано открыть 100 фирменных пунктов выдачи заказов на территории страны. Причём бесплатная доставка, возможность примерки и возврата товара сохраняется.
Польша действительно отличная отправная точка для дальнейшей экспансии на европейском рынке – отсюда можно выйти на Центральную и Восточную Европу. Тем более, что на польском рынке онлайн-торговли по прибыли лидирует сегмент одежды.
Рука помощи в условиях кризиса
Семья Бакальчук практически не даёт интервью, но маркетинговая и пиар стратегии выстроены на отлично. Кроме открытия новых распределительных центров в Ставропольском крае, Уфе, Белгороде и Ярославле, 25 марта 2020 г. компания сообщает о наличии 3500 новых вакансий в почти 500 городах России. По информации СМИ, таким образом Wildberries решила поддержать людей во время кризиса, который спровоцировала эпидемия коронавируса.
Дальше больше: 16 апреля 2020 г. Wildberries открывает ещё 4 тысячи постоянных/временных вакансий в курьерской службе и распределительных центрах. Для этого крупнейший ритейл предоставил отдельное мобильное приложение WB курьеры, в котором соискателями заполняется анкета и загружаются сканы документов. На момент написания статьи приложение доступно только для Android.
Дополнительно запушен сервис ВсемработаВБ.рф, куда обращаются не только соискатели, но и компании для временного трудоустройства своего персонала. По статусу на середину апреля 2020 г. в штате компании числится 40 000 сотрудников.
Вывод
Wildberries – удачный пример бизнеса, который за короткий срок смог развиться в крупных масштабах. Площадку сравнивают с китайским маркетплейсом Alibaba. Однако отечественный онлайн-ритейл не просто использовал модель, а адаптировал её под менталитет жителей России.
Выделю 5 ключевых особенностей компании: