в каком году открылось метро в новосибирске
Более 30 лет надежной
эксплуатации
Поездка в Москву инженеров института «Новосибгражданпроект» с целью изучения вопроса о строительстве метрополитена и увязки его с технико-экономическим обоснованием Генерального плана развития Новосибирска.
В составе института «Новосибгражданпроект» создан отдел транспортных проблем. По заданию Госплана РСФСР начата подготовка комплексной схемы развития всех видов транспорта в Новосибирске. Начата работа по определению основных пассажиропотоков в городе и выбор вариантов трассы будущего метро.
Утвержден проект комплексной схемы развития городского транспорта, включая метрополитен. Предложен тоннельный переход метрополитена через реку Обь. В московском институте «Метрогипротранс» рассмотрели предварительные материалы технико-экономического обоснования строительства первой очереди метро в Новосибирске.
23 апреля Совет Министров РСФСР утвердил технико-экономическое обоснование проекта Новосибирского метрополитена. В июне институт «Бакметропроект» приступил к выполнению технического проекта.
В ноябре Совет Министров СССР утвердил проект строительства Новосибирского метрополитена.
17 января подписан приказ об организации в г. Новосибирске филиала института «Ленметрогипротранс» — «Новосибметропроекта». 12 мая состоялся торжественный митинг, посвященный началу строительства новосибирского метро. 10 июня начаты работы по строительству перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь им. Ленина».
1 марта забита первая свая на строительстве станции «Вокзальная». В апреле начат перенос транспортных коммуникаций с Красного проспекта и площади им. Ленина и строительство троллейбусной линии по улицам Писарева, Мичурина, Серебренниковской. 20 июня монтажники мостоотряда №38 приступили к строительству метромоста через Обь. «Следующая станция — «Сибирская»» — так был назван фильм режиссера Ю. Шиллера, посвященный новосибирскому метро и принятый Гостелерадио СССР.
19 июня закончена проходка первого тоннеля от станции «Октябрьская» до станции «Площадь им. Ленина». В ноябре «Новосибирскпромстрой» приступил к строительству электродепо метрополитена «Ельцовское». Cтроителям новосибирского метро было присуждено переходящее Красное знамя Минтрансстроя СССР и ЦК профсоюза. Заключен договор на соревнование между новосибирскими и харьковскими метростроителями.
Закончена проходка второго перегонного тоннеля «Октябрьская» — «Площадь им. Ленина». Участок тоннеля пройден экспериментальным щитом КТ-5,6-Д2, одновременно проходившим испытания. Станция «Октябрьская» передана под отделочные работы. Мостоотряд №38 треста «Мостострой-2» завершили сооружение русловых опор метромоста через Обь.
В феврале монтажники бригады М. А. Долгих приступили к сборке металлического пролетного строения метромоста через Обь. 27 декабря подписан акт о вводе в эксплуатацию первой очереди производственной базы метростроителей.
Группе новосибирских метростроителей вручены медали ВДНХ СССР за освоение механизированного горнопроходческого комплекса КТ-5,6-Д2. По итогам социалистического соревнования коллектив управления строительства «Новосибирскметрострой» завоевал первое место среди подразделений Минтрансстроя СССР и среди генподрядных строительных организаций Новосибирска. 30 июля подписано указание №2232 «О создании Новосибирского метрополитена».
25 апреля в техническую школу Харьковского метрополитена отправлена группа для подготовки по специальности «машинист электропоезда». 29 июля в город поступили первые вагоны электропоездов. В декабре прошел первый рабочий поезд от станции «Октябрьская» до станции «Красный проспект» и пробный поезд по всей линии метрополитена. 27 декабря начата обкатка электропоездов в рабочем режиме.
7 января на станции метро «Площадь им. Ленина» состоялся торжественный митинг, посвященный открытию Новосибирского метрополитена. Начато регулярное движение поездов.
31 декабря в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского».
26 июля 1991 принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса».
2 апреля принимаются в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Создание на базе управления метрополитена одноимённого эксплуатирующего предприятия МУП «Новосибирский метрополитен».
28 декабря была введена в эксплуатацию следующая станция Дзержинской линии — «Маршала Покрышкина». А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58 километровый тоннель до станции «Площадь Гарина-Михайловского».
25 июня построена следующая станция «Берёзовая роща».
Открыто полноценное кольцевое движение метрополитена.
Станция «Золотая Нива» работает в полную мощность, после выполнения отделочных и строительных работ по вестибюлю №1 (входы 2, 4), а также строительства оставшихся входов на поверхность.
Новосибирский Метрополитен
Новосибирский Метрополитен
Описание
Страна
Город Расположения
Дата открытия
Эксплуатант
Маршрутная сеть
Число линий
Число станций
Длина сети
Технические данные
Дневной Пассажиропоток
Годовой Пассажиропоток
Содержание
История
В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В 1968 году городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично Л. И. Брежнева, в августе 1972 года приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «Бакметропроект» — филиалу «Метрогипротранса». В 1974 году был разработан новый вариант технико-экономического обоснования. 12 декабря 1978 года проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утверждён Советом Министров РСФСР, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее.
Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). В 1983 году за одну смену туннелепроходчики построили 3,86 метра тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой», установив рекорд того времени. В следующем году он был побит — было пройдено четыре метра за смену. 28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.
Спустя декаду после приёмки, 7 января 1986 года, метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58-километровый тоннель — до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Следующая же станция, «Берёзовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива», и 26 октября она была закрыта по решению суда на 30 суток в связи с конструкционными проблемами. Инициатива по закрытию станции принадлежала Ростехнадзору. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года
Архитектура
Новосибирская организация Союза архитекторов СССР и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.
В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в 1985 году, станций применялись: гранит и мрамор, стекло, цветные цементы, художественная и облицовочная керамика. Для следующих станций применили Петенёвский мрамор (серо-кремовый) из Маслянинского района, а также минералы, добытые на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Средней Азии и в Грузинской ССР.
На последних двух пущенных в Новосибирском метрополитене станциях («Берёзовая роща», «Золотая Нива») строители применили современные материалы: алюминиевые панели, керамогранит, нержавеющая сталь, полимерные покрытия; алюминиевый сайдинг, металлопластиковые панели.
Линии
Станции
Районы. | Количество станций. | Станции. |
---|---|---|
Центральный | 4 |