в каком году открыли симферопольское шоссе
Автобан имени Сталина
Дорога к Черному морю как советская симпатическая магия
1500 километров двухполосного асфальта, автозаправки, гостиницы, сервисные станции — а в конце пути ласковое Черное море. Таким получился один из первых послевоенных «нацпроектов» — автострада между Москвой и Симферополем. Та, что сейчас называется «старым Симферопольским шоссе». Люди, которые задумывали и строили эту дорогу, хотели построить советскую версию американской транспортной мечты — реальность, как водится, оказалась проще и грубее.
«Паккарды» в черноземе
До войны — да и сразу после нее — твердой автодороги от Москвы до Крыма не существовало. Асфальтовых шоссе в СССР тогда вообще было немного. И в Крым, который с царских времен был всероссийской «житницей и здравницей», ездили исключительно по железной дороге. Ну, еще можно было слетать на самолете — такое могли себе позволить 10 — 20 человек в государстве.
Товарищ Сталин, конечно, мог себе позволить самолет до Ялты. Но почти не пользовался им: «отец народов» страдал аэрофобией. Салон-вагон был вождю знаком и привычен — но в 1946 году Сталин решил обойтись без него. И поехал отдыхать в Ялту на автомобиле.
Эта поездка закончилась величайшим конфузом и стоила множества седых волос свите генсека. «Паккарды» главы государства — основной и подменный — а также автомобили охраны доехали лишь до Чернского района Тульской области. А там — застряли в жирных тульско-орловских черноземах. Дорога, хоть как-то пригодная для обычных автомобилей, кончилась; Сталин на одной из ближайших станций пересел в спецпоезд и в невеселом настроении духа уехал в Ялту. Тульская администрация готовилась к «посадкам», дорожное начальство тоже переживало.
Головы, однако, так и не полетели. Зато из Крыма полетели распоряжения в кратчайшие сроки разработать проект скоростной асфальтовой магистрали, которая соединит столицу и Черное море. К началу 1947 года этот проект был вчерне готов; по плану дорогу надлежало закончить к летнему сезону 1950 года. И с этим дорожники, в принципе, справились.
Сталин — это вам не Троцкий с его «перманентой революцией»; политический наследник Ленина был сторонником, в общем-то, вполне обывательских ценностей. Эстетический идеал той эпохи — субтропический черноморский курорт с его колоннами, бюветами, пальмами и кипарисами. Бытовой идеал был позаимствован из поверженной Германии: каждой достойной семье — «народный автомобиль», в роли которого выступал бывший Opel «Москвич-400».
Дорога для «народных авто» из сердца Страны Советов в советский рай просто должна была быть идеально проработанной в художественном и инженерном смысле. И авторы проекта постарались: для своего времени эта трасса была ничуть не хуже немецких автобанов — правда, вдвое уже их.
Постройки трассы городок Мценск
Символическое начало этому шоссе в Москве было положено около нынешнего «нулевого километра», что рядом с Историческим музеем. Оттуда стартовали маршрутные такси марки ЗиС-110, которые с одной ночевкой доставляли желающих в Ялту. Этот сервис был, понятно, недешевым, да и самих машин в сезон было немного, так что для большинства безмашинных (как и для водителей) дорога в Крым начиналась с Садового кольца. Здесь, на Житной улице, д. 10, располагалась центральная московская автостанция — сейчас в этом помещении коммерческая поликлиника.
Отсюда, по Люсиновской и Большой Тульской улицам, а дальше по Варшавскому шоссе, выезжали из Москвы в сторону Подольска и Серпухова. Узкое по нынешним меркам двухполосное шоссе извивалось, сплошь обсаженное подкрашенными у корня липами. За Серпуховом, когда машины пересекали двойной, железнодорожный и автомобильный, мост, начиналось по-настоящему дальнее путешествие. Тула, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Красноград, Запорожье, Мелитополь — через два (для легковых машин) или три (для грузовиков и автобусов) ходовых дня впереди показывались лиманы Перекопского перешейка. А там рукой подать уже и до Симферополя, откуда — езжай, куда душа пожелает, везде море и солнце.
Примерно каждые 100−150 километров на трассе были устроены АЗС; через каждые 300 км — попадались станции технического обслуживания автомобилей. А в двух местах на трассе — в Мценске между Тулой и Орлом и в Зеленом Гаю в районе Запорожья — построили целые комплексы: в каждом из этих двух городков была гостиница, ресторан, СТО, бензоколонка и автостанция. А также, разумеется, несколько жилых домов для служащих этого комплекса.
Московская область, Серпуховский район. Типовая столовая-чайная на трассе Москва — Симферополь. Построена в 1950-х годах, заброшена в начале 2000-х
Сейчас тот из двух городков, что в Мценске — продолжает работать, гостиница там осталась гостиницей, автосервис — автосервисом. Лишь АЗС полностью перестроена под современные стандарты. В Зеленом Гаю городок оказался в запустении и медленно разрушается. Остальные постройки вдоль трассы частью перестроены, частью полуразрушены — лишь немногие станции, павильоны, магазины остались «в живых».
Гостиница «Мценск» — самое удобное место для ночевки путешествовавших по трассе. Если утром выехать из Москвы на «Победе», ближе к вечеру приедешь сюда. Жаль, гостиница слишком мала — всего на 50 отдыхающих
На толпу не рассчитывали
То, как должна была работать эта дорога, можно увидеть в нескольких советских фильмах, самый известный из которых — «К Черному морю» (1957). Это действительно очень красивая дорога — единственный недостаток которой заключается в низкой пропускной способности. И ширина дороги, и вместительность гостиниц, и автозаправки — всё было рассчитано на очень небольшой поток автомобилей. А «Москвичи» и «Победы», а позже «Волги», понемногу в народ, и к середине 50-х годов трасса оказалась довольно тесной. К тому же гостиницы на трассе работали, в основном, на прием пассажиров рейсовых автобусов, а для частников мест обычно не было.
Таким строители трассы видели придорожное кафе на берегу Оки (кадр из х/ф «К Черному морю», 1957)
Так сказочной красоты дорога в Крым понемногу превращалась в обычное узкое шоссе. С проблемными обгонами грузовиков, с пробками на узких мостах и очередями на заправках. Уже в 60-х годах, по воспомнинаниям тогдашних автотуристов, дорогана Симферополь воспринималась не как красивое преддверие отпуска, а как досадное препятствие на пути к нему.
Во второй половине 70-х годов между Москвой и Симферополем стали строить новую автомагистраль — уже по современным стандартам. Это «новое Симферопольское шоссе», оно же трасса М2 «Крым», которое одним махом пересекает Московскую область и беспрепятственно доходит до Тулы. К концу Советского Союза его не успели до конца достроить, так что больше половины дороги до Крыма современные автомобилисты все так же проезжают по старой трассе.
А несколько участков «автобана имени Сталина» до сих пор находятся в первозданном состоянии, двухполосные и обсаженные старыми липами. Чтобы побывать на них, не надо далеко ездить: эти участки примыкают к разрушенному в 90-е годы автомобильному мосту через Оку за Серпуховом. По одной из этих дорожек серпуховчане ездят купаться на Оку, а другая — на тульской стороне реки — вовсе заброшена, никому не нужна, и ямы на бывшем асфальте давно уже напоминают воронки от противотанковых мин. Это кусочки дороги, не вписавшиеся в современную карту — так же, как есть уголки в России, не вписавшиеся в капитализм. Осколки того времени, когда, построив дорогу, ее авторы надеялись, что вслед за ней потянется вся страна. А получилось, что называется, как всегда.
Скульптурная группа из бетона простояла в целости около полувека, но все-таки начала разрушаться
г. Серпухов. Здание бывшей автостанции
В Серпухове за поворотом на новую Симферопольскую трассу дорога осталась практически в первозданном состоянии
Сбоку от «мотеля» в Мценске — дома служащих городка
Гостиница «Мценск» когда-то имела обширный гостевой двор (кадр из х/ф «К Черному морю», 1957)
«Дорогие гости! Приветствуем вас! Мест все равно нет, так что не тратьте время!» ((кадр из х/ф «К Черному морю», 1957)
Общие характеристики
Качество покрытия
Автомобильная дорога М-2 «Крым» на всем своем протяжении имеет асфальтобетонное твердое покрытие. Более качественным оно представляется на скоростном участке трассы от Москвы до Тулы. Также хорошо сохранилось покрытие в Белгородской области. А вот на территории Курской области дорога имеет больше всего различных дефектов. В то же время происходит постоянный ямочный ремонт покрытия трассы. Ширина проезжей части варьируется от восьми до десяти метров.
О качестве покрытия можно также судить по фото, размещенным в данном обзоре.
История маршрута
Крымский тракт известен ещё со средневековья. Первоначально он начинался на территории современной Днепропетровской области на Украине и тянулся до полуострова. Это была торговая дорога, по которой из Крыма на территорию Украины ввозилась соль, а в обратном направлении – зерно и некоторые другие продукты.
С присоединением Гетманщины к Русскому царству торговый путь стал тянуться до самой Москвы. В середине XIX века была построена дорога, которая соединяла Москву и Харьков. Сразу в послевоенные годы создали трассу № 4 Москва – Симферополь, проходящую через Харьков, которая уже имела твердое асфальтированное покрытие.
Строительство трассы М2
Идея строительства современной трассы Москва – Крым возникла с проведением летней Олимпиады в 1980 году в Советском Союзе. Планировалось, что это будет скоростной аналог уже существующей дороги. Впрочем, на многих участках новая трасса М2 – реконструкция старой магистрали. Но к началу Олимпиады удалось лишь построить отрезок, проходивший по территории Московской области, да и то не полностью. К 1983 году трасса была продолжена лишь до Серпухова. Тогда же началось строительства участка Тросна – Тула.
К концу 80-х годов большая часть работ по реконструкции старой трассы была ещё не закончена. С начала 90-х годов проект в значительной мере был свернут, и реконструкция производилась лишь время от времени, эпизодически. Собственно автомагистраль, которую планировалось строить до Крыма, была доведена только до Тулы. Она имела отрезок в 155 км.
Дальнейшая судьба трассы
С ликвидацией Советского Союза трасса М2 Москва – Крым утратила свое былое транспортное и экономическое значение. По сути, она была разделена между двумя государствами: Россией и Украиной. Ни в одной из этих стран данное направление движения не было приоритетным, транспортная нагрузка существенно сократилась. В связи с этим российские власти больше обращали внимания на развитие дорог приволжского района и Сибири. Именно с момента распада СССР магистраль приобрела нынешнее свое название в классификации автомобильных дорог России – трасса М2 «Крым».
В течение 90-х годов XX века фактически никаких работ по реконструкции дороги проведено не было. К концу первого десятилетия XXI века был реконструирован отрезок длиной 12 километров. Теперь автомагистраль доходила до пересечения с трассой Р-132.
Перспективы
В 2012 году администрация Тульской области объявила, что она намерена инициировать дальнейшее строительство магистрали вплоть до украинской границы. В настоящее время можно говорить о том, что трасса М-2 на участке Москва – Тула реконструирована полностью. Дальнейшая починка магистрали пока под вопросом. Собственно, от Тулы до украинской границы и далее по территории Украины шоссе представляет собой дорогу, построенную ещё в послевоенные годы.
Планируется, что в ближайшее время трасса М2 станет платной. Вернее, плату будут брать за проезд по участку с 21-го по 108-й километр. Этот отрезок магистрали, известный под названием Симферопольское шоссе, полностью находится на территории Московской области. Планируется постройка двадцати одного пункта, где будут брать оплату за проезд.
Маршрут
Трасса М2 берет свое начало в Москве, точнее, на пересечении Московской кольцевой дороги и Варшавской магистрали. До пересечения с ММК дорога имеет 3 полосы движения в каждом направлении. После ММК трасса М2 сужается до двух полос. Затем магистраль пересекает «Большую бетонку».
Потом путь трассы проходит через мост по реке Оке, через город Серпухов, и пролегает по территории Тульской области. На 155-м километре автомагистраль обрывается, и на Тулу идет обычное шоссе, представляющее собой участок старой трассы Москва – Симферополь. Сама автомагистраль огибает Тулу с запада и обрывается на пересечении с дорогой Калуга – Рязань.
На этом магистральное шоссе заканчивается, и далее в сторону границы с Украиной дорога Москва – Крым представляет собой обычную трассу. После Тульской путь пролегает по территории Орловской области, обходя стороной такие крупные города, как Орел и Мценск, и пересекает границы Курской области. После того как дорога огибает город Курск, она пролегает по территории Белгородской области, административный центр которой, Белгород, также остается в стороне. Окончанием трассы считается государственная граница России и Украины, а именно многосторонний автомобильный пункт пропуска «Нехотеевка».
Украинский участок дороги
Хотя украинский участок дороги Москва – Симферополь и является фактическим продолжением трассы М2, но официально он носит уже другое наименование – М20. Эта дорога пролегает от украинского многостороннего автомобильного пункта пропуска «Гоптовка» до Харькова. После этого трасса принимает наименование М-29 и идет до Новомосковска в Днепропетровской области как скоростная дорога. После этого номер шоссе меняется на М-18, и оно тянется до границ Крыма. На территории Крыма трасса идет через Симферополь до Ялты. По украинской классификации она носит название 35А002, а по российской – Р20. Именно в Ялте заканчивается европейская трасса E105.
Отзывы
Выше мы рассмотрели общие характеристики и маршрут, по которому проходит трасса М2. Отзывы водителей помогут получить более целостное представление о ней.
Большинство шоферов удовлетворены качеством трассы на всем протяжении пути. Особенно отмечается высокий уровень комфорта при передвижении от Москвы до Серпухова. Хотя в то же время некоторые водители отмечают разбитые куски трассы на участке после пересечения реки Оки.
Есть и такие водители, которые сетуют на состояние дороги даже от Москвы до Серпухова. Чем же вызвала их негодование на этом участке трасса М2? Ремонт дороги и мостов – вот главный источник претензий водителей к данному отрезку. Например, летом 2015 года именно там шли масштабные ремонтные работы.
Но в общем большинство водителей отмечают высокий уровень качества крымской трассы, особенно по сравнению с местными дорогами областного значения.
Кроме того, нарекания автолюбителей вызывает пристальное внимание работников ГИБДД на трассе, особенно на территории Курской области. Но этот факт, скорее, можно записать в актив работникам нашей инспекции, ведь главная их задача – снижение уровня аварийности на порученном участке дороги.
Более всего люди довольны ездой по прилегающему к Москве участку трассы, а также по дороге, которая проходит по территории Белгородской области. Наибольшее количество нареканий вызывает Курский отрезок.
Общие выводы
Таким образом, можно констатировать факт, что дорога Москва – Крым находится в сравнительно удовлетворительном состоянии. Конечно, есть люди, которые не хвалят её качество, но по среднероссийским меркам оно находится в пределах допустимого уровня. Не последнюю роль в том, что дорога неплохо сохранилась, играют постоянные её ремонты, а также щадящий транспортный поток. Например, в советское время движение по трассе было гораздо оживленнее.
До недавнего времени пик увеличения транспортного потока приходился на летнее время, когда на территорию Украины и Крыма ехало большое количество отдыхающих. Но сейчас, после начала конфликта, летом интенсивность движения транспортных средств по дороге по сравнению с прошлыми годами тоже снизилась.
Стоит отметить, что скоростная автомагистраль тянется только от Москвы до Тулы, а далее её до самой границы с Украиной сменяет обычная трасса. Будут ли реализованы планы по дальнейшему строительству магистрали, во многом зависит от целого ряда экономических и политических факторов.
Симферопольское шоссе
Симферопольское шоссе, Крымка, Харьковка
М-2 в сети автодорог России федерального значения
Содержание
Маршрут
Автомагистраль М-2 начинается на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, далее проходит по территории Московской области восточнее городов Щербинки, Подольска, Климовска. До пересечения с А107 Московским малым кольцом дорога имеет по четыре полосы в каждую сторону движения и полностью освещена. На обходе Подольска дорога имеет пять полос движения в каждую сторону. Далее трасса сужается до трёх полос в каждую сторону, полностью освещена, обходит подмосковные Чехов и Серпухов с востока. На 83-м км автодорога пересекает А108 Московское большое кольцо и сужается до двух полос в каждую сторону. В Московской области на трассе расположен один пост ДПС на 100-м км, на подъезде к мосту имени Подольских курсантов через реку Оку. Закрыт по состоянию на 2019 год.
На данном отрезке у дороги имеется дублирующая дорога, старое Симферопольское шоссе, проходящая западнее, через упомянутые города. В них на адресных табличках домов и дорожных указателях она значится как Симферопольское шоссе.
Далее автомагистраль идёт по территории Тульской области и имеет освещение до 156-го км. Развязка на 155-м км пересекается со старым ходом M-2. Отсюда основной путь на Тулу продолжается по обычной двух-трёхполосной дороге. Автомагистраль обходит Тулу с запада и заканчивается на пересечении с трассой Р132 Калуга — Тула — Рязань в районе населённых пунктов Помогалово и Жировка.
Затем трасса идёт по территории Орловской области, обходя с востока по объездной дороге город Мценск. Перед въездом в административный центр области находится пост ДПС, оборудованный весовой платформой. Далее дорога обходит Орёл с восточной стороны. Большая часть объездной вокруг Орла имеет ограничение 60 км/ч из-за близлежащих крупных заводов, железнодорожной станции и пересечения части города. Здесь трасса снова пересекает Оку и также с востока обходит пригородный посёлок Знаменка. Далее трасса идёт по объездной с западной стороны посёлка Кромы и движется в южном направлении. У села Тросна начинается ответвление A142 E 391 на Железногорск и Калиновку, далее на Киев. Село Тросна не имеет объездной дороги.
Далее трасса идёт по территории Курской области. Обходит с запада города Фатеж, Курск по объездной дороге, проходящей по окраине города, и Обоянь.
Затем дорога идёт по территории Белгородской области. Проходит восточнее города Строитель, обходит Белгород по объездной дороге с запада и далее идёт на юго-запад через Стрелецкое и заканчивается на государственной границе с Украиной в Нехотеевке.
Далее от Гоптовки до Крыма автострада имеет украинские обозначения М-20 (до Харькова) и М-18 (от Харькова до Симферополя).
История дороги
В основе трассы дороги лежит древний Крымский тракт. Решение о строительстве капитальной дороги было принято императором Николаем I в 1828 году для организации надёжной транспортной связи с Крымом и военно-морской базой в Севастополе. Строительные работы продолжались несколько десятков лет, параллельно вдоль шоссе устраивалась телеграфная линия. Трасса была закончена в 1858 году, тогда же было открыто регулярное сквозное движение пассажирских дилижансов.
К Олимпийском играм 1980 года в Москве было принято решение о строительстве скоростного дублёра дороги. Эстафета Олимпийского огня частично прошла по новой дороге, несмотря на то, что к 1980 году был завершён лишь участок трассы в Московской области и развязка со МКАД. Данная развязка была первой на МКАД, движение по которой осуществлялось в трёх уровнях.
Дальнейшая реконструкция дороги в Тульской области велась до конца 1980-х годов, в результате которой участок дороги, соответствующий требованиям автомагистрали, дошёл до развязки на Тулу на 155-ом км.
В 2019 году начался капитальный ремонт участка дороги с 515-го до 543-го км на обходе Курска с устройством дополнительных полос движения.
В ноябре 2018 года завершён капитальный ремонт участка дороги с 620-го по 637-ой км, от Верхопенья до Яковлева в Белгородской области. Проезжая часть была расширена до четырёх полос для движения с двойной сплошной.
С 678-го по 720-ый км, на границе с Украиной — дорога 4-полосная с разделительным ограждением.
Трасса М-2 «Крым» Москва — Белгород
Федеральная автомобильная дорога М-2 «Крым» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — государственная граница с Украиной (с подъездами к историко-архитектурному комплексу «Одинцово», Туле, Орлу, Курску, Белгороду).
Общая протяженность — 720 км.
Стационарный пост ГАИ находится в населенном пункте Иншинский в Ленинском районе Тульской области на 192 км трассы.
Дорога пользуется популярностью у туристов, желающих отдохнуть летом на берегу Черного моря. По этой причине, в сезон отпусков загруженность трассы сильно увеличивается. Инфраструктура развита хорошо. На КПП «Нехотеевка» в летний период собираются значительные очереди.
Путешествуя за рулем, необходимо делать остановки на отдых. Многие водители пренебрегают этим правилом, нередко засыпают за рулем и становятся причиной ДТП.
На пути трасса пересекает множество мостов через реки. Часть дороги проходит по холмистой местности, присутствуют крутые спуски, подъемы и резкие повороты.
Города: Тула, Мценск, Орёл, Курск и Белгород имеют объездные, которыми желательно воспользоваться, чтобы избежать проезда по незнакомому городу.
КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС
На протяжении 8 км от трассы M-4 идет 8 полос для движения, далее по всей протяженности дорога имеет 4 полосы, по две в каждую сторону.
СОСТОЯНИЕ
Дорога в хорошем состоянии: полотно ровное, на отдельных участках присутствует небольшая колейность.
ЗАПРАВКИ
79 км — Татнефть (в/из Москвы)
82 км — Лукойл (в/из Москвы)
89 км — Shell (в Москву)
94 км — Газпромнефть (в/из Москвы)
142 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая сторона))
170 км — Shell (из Москвы)
195 км — Лукойл (в Москву)
231 км — Лукойл (в Москву)
540 км — Лукойл (из Москвы)
687 км — Лукойл (в Москву)
702 км — Лукойл (в Москву)
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
г. Орел — Орловский областной краеведческий музей (1897 г.), музей М. М. Бахтина, музей И. С. Тургенева, Городской парк культуры и отдыха (1822 г.);
г. Белгород — Белгородский государственный историко-археологический музей (1924 г.), Белгородский государственный художественный музей (1983 г.), Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Преображенский кафедральный собор (1813 г.), Успенско-Николаевский собор (1709 г.), Смоленский собор (1727 г.), Покровский храм (1791 г.).
Трасса является составной частью европейского маршрута E105. Протяжённость автодороги составляет около 700 км.
Продолжение трассы на территории Украины — автострада М-20 до Харькова и М-18 Харьков — Ялта (участок от границы Крыма до Ялты рассматривается крымскими властями как региональная дорога 35А-002).
Маршрут
История дороги
- что такое поссесинг тульпа
- в каком возрасте начинают нестись бройлерные куры кобб 500