в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии

В каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. История первой в России школы для глухих детей.

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка ex6kuwKjHnkkE37 v3r8ci3p3t tiLKf6eFcx3DSrgkRIkYDP3 L0 LUAljNlUuP7rjGFBZv. История первой в России школы для глухих детей.

Музейно-Выставочный комплекс ЦККД «Павловск» запись закреплена

История первой в России школы для глухих детей.

Публикуемые материалы любезно предоставлены Музеем истории школы-интерната № 1 г. Санкт-Петербурга.

Летом 1806г. императрица Мария Фёдоровна гуляла по Павловскому парку. Увидев идущего навстречу мальчика, Мария Фёдоровна поздоровалась с ним. Мальчик ничего не ответил. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, что это сын генерала Меллера – Александр Меллер, что он глухой, и что в семье есть ещё двое глухих детей.

Марии Фёдоровне проблема нарушения слуха была известна не понаслышке (известно, что Павел 1 имел одностороннее нарушение слуха, и его внебрачный сын страдал тем же недугом). Приняв близко к сердцу историю Саши Меллера, императрица предложила родителям отправить мальчика в Париж, в институт для «глухонемых детей», в котором учился и её собственный внук. Не желая отправлять сына так далеко от себя, родители мальчика поблагодарили Марию Фёдоровну, но отказались от предложения. Этот случай заставил императрицу задуматься о судьбе глухих людей в России. Был отдан приказ об организации школы для детей с нарушением слуха. И 15 декабря 1806 г., в крепости БИП города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Через три года школа переехала на улицу Гороховую в Санкт-Петербург, а в 1963 году на проспект Энгельса, где и располагается по настоящее время.

Первым директором школы стал приглашенный Марией Фёдоровной падре Зигмунд из Вильно. Позже директор Парижского института для глухих, по просьбе императрицы прислал своего ученика – Ж.Б.Жоффре. После него школой руководил Г.А.Гурцев – серб по национальности, он был турецким подданным. Ещё одним иностранцем, возглавлявшим школу, был француз В.И.Флери. Более чем за двести лет школу возглавляли двадцать директоров. Все они, имея разные представления о методах обучения глухих детей и системе организации школы, искренне и глубоко были преданы своему делу. Каждый из них внёс свой неоценимый вклад в развитие нашей школы и Российской сурдопедагогики в целом. Например, Александр Фёдорович Остроградский организовал при школе двухгодичные курсы подготовки сурдопедагогов. До этого проблема подготовки специализированных кадров стояла очень остро. Решалась она таким образом: вместе с глухими детьми в школе обучались и слышащие (обычно это были дети из приютского дома, находящегося рядом со школой на территории современного РГПУ им.А.И.Герцена). После окончания школы, слышащие выпускники, зная методику и систему обучения так сказать, «изнутри», становились наставниками и преподавателями неслышащих детей. Они разъезжались по всей стране, обучая детей во вновь открывающихся школах. С момента организации курсов обучение педагогов было целенаправленным и специализированным.

Кроме непосредственно занятий с глухими детьми, учителя школы с самого начала развивали сурдопедагогику как науку. В школе были опробованы различные методики и системы обучения детей с нарушением слуха. Накопленный опыт обобщался, и его результаты регулярно публиковались в научных изданиях страны. Педагоги школы создавали новые учебники, методические разработки и наглядные пособия для работы в специализированных учебных заведениях. В разные периоды в школе существовали те или иные виды и формы организации учебного процесса. Этот опыт также освещался на страницах периодических и научных журналов, закреплялся в новых Уставах школы.

В 20-х годах 20-века директором школы стал П.С.Янковский. Будучи сторонником раннего образования, он открыл при школе отделение дошкольного образования (детский сад для глухих детей). Ещё при Г.А.Гурцеве школа стала вывозить своих воспитанников на летнюю дачу. Там ребята не только отдыхали, но и ухаживали за подсобным хозяйством (сад, огород, некоторые домашние животные). Традиция же выезда в лагеря труда и отдыха сохранилась до наших дней. Каждое лето ученики и учителя школы отправляются в лагерь труда и отдыха на острове Коневец.

22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство передало сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Директор школы Зинаида Ивановна Тельнова срочно отозвала всех учителей из отпусков. 7июля 1941 года учителя (Тельнова З.И., Банах В.И., Березина Л.И., Вельферт Т.Н., Спиридонова Л.Н., Фёдорова К.И., Галунова, Гарабурда В.М., Пономарёва А.И., Приозерская и другие) повезли детей в эвакуацию в Ярославскую область на станцию Тащиха. Для школьников выделили пионерский лагерь. Он находился в лесу. Свет зажигать не разрешали. С наступлением осени З.И.Тельнова добилась предоставления железнодорожного состава для перевоза детей в Сибирь. Школа должна была отправиться в Челябинскую область. Но произошла задержка, и в эту осень увезти школьников вглубь страны не удалось. Зиму ребята и учителя провели в селе Курба. Для учеников освободили тёплый клуб, а учителей распределили по избам колхозников. Только весной 1942 года школа смогла выехать в Сибирь. Поезд был в дороге 3 недели. Приходилось пережидать эшелоны с бойцами, боеприпасами. Наконец дети и взрослые добрались до станицы Нижняя Сонарка, в 30-ти км. от Троицка. Поселились в большом каменном здании, бывшей молельне старообрядцев. Колхоз снабжал школу продуктами, но все обязательно должны были работать на полях. Это было очень тяжелое для всех время. Кроме работы, старшие ребята посылали на фронт посылки с варежками, шарфами, переписывались с бойцами. К осени 1943 года учителя стали получать письма от родных и близких детей. Они просили прислать или привезти детей в те места, куда были эвакуированы с предприятиями их мамы. Учителя старались выполнить эти просьбы.

В блокадном Ленинграде в это время (1943 г.) оставшейся частью школы руководит А.Е.Давыдов. Когда в 1946 году уезжавший состав школьного коллектива вернётся из эвакуации, А.Е.Давыдов станет директором объединенной школы. Он будет руководить ею более 20-ти лет. Многие учителя школы прошли в разных родах войск всю войну и вернулись к своим воспитанникам с орденами и медалями. В помещении школы во время войны располагался госпиталь. В 1946 году в старом здании на улице Дзержинского, д.18, вновь начнутся занятия.

А.Е.Давыдов начинает собирать материалы по истории школы и организовывает школьный музей. Школа становится экспериментальным центром по проблемам содержания образования и развития речи глухих детей. Педагоги школы делятся опытом в научных статьях. Школа становится: Опорной для Научно-исследовательского института дефектологии по разработке программ для школ глухих; Базовой для кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета РГПУ им.А.И.Герцена. Педагогический коллектив школы – постоянный участник научно-практических конференций и семинаров.

Источник

В каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии

Свой 210-й день рождения отмечает старейшая в России школа-интернат № 1 для детей с нарушением слуха. Она была основана в декабре 1806 года на средства супруги императора Павла I Марии Федоровны.

Поводом для открытия школы послужила случайная встреча летом 1806 года императрицы, совершавшей прогулку по Павловскому парку, с одним мальчиком. Увидев его, Мария Федоровна поздоровалась, но ребенок ничего не ответил. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, что ребенок глухой.

Марии Федоровне проблема нарушения слуха была знакома не понаслышке (известно, что Павел I имел одностороннее нарушение слуха и его внебрачный сын страдал тем же недугом). Эта встреча заставила императрицу задуматься об обучении глухих в России, и по ее приказу 15 декабря 1806 г. в крепости Бип города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Эта дата и считается днем рождения образовательного учреждения, которое теперь носит название школы-интерната № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Через три года после своего основания школа переехала из Павловска на Гороховую улицу (с 1927 г. она называлась улицей Дзержинского). В 20-х годах XX века при школе было открыто отделение дошкольного образования (детский сад для глухих детей).

Тогда же воспитанников стали вывозить на летнюю дачу, где ребята не только отдыхали, но и ухаживали за подсобным хозяйством (сад, огород, некоторые домашние животные). Традиция выезда в лагеря труда и отдыха сохранилась до наших дней.

После сообщения о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз все учителя были срочно отозваны из отпусков. В июле 1941 года они повезли детей в эвакуацию в Ярославскую область на станцию Тащиха, а оттуда весной 1942 года — в Сибирь.

В блокадном Ленинграде в помещении школы располагался госпиталь. В 1946 году уезжавшие педагоги и дети вернулись домой из эвакуации, и в здании на ул. Дзержинского, д. 18, вновь начались занятия. Многие учителя прошли в разных родах войск всю войну и вернулись к своим воспитанникам с орденами и медалями.

В послевоенные годы началась активная поисковая работа, а собранные материалы по истории учебного заведения легли в основу школьного музея.

В 1963 году начался новый этап в истории школы — она переехала на проспект Энгельса, д. 4, где располагается до сих пор.

Одна из особенностей заключается в том, что до 7-го класса дети живут на территории школы-интерната в отдельном доме, а старшие приезжают на занятия из разных районов города. Поэтому образовательный процесс здесь тоже имеет свою специфику. В нем самое главное — это коррекционно-развивающая работа.

Создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ученика легло в основу программы развития школы-интерната № 1 как «школы социального успеха».

Обучение глухих детей опирается на принцип формирования речевого общения, так как именно общее недоразвитие речи является следствием отсутствия слуха. Речевое и общее развитие неслышащих детей обеспечивает их успешную социализацию. Педагогический коллектив постоянно находится в творческом поиске, совершенствовании педагогического мастерства, освоении новых технологий.

Еще в 50-х годах прошлого века школа стала экспериментальной площадкой и приняла активное участие в разработке и внедрении в образовательный процесс системы обучения глухих языку по принципу формирования речевого общения под руководством профессора РАН С. А. Зыкова. Эта система позволила резко повысить не только уровень речевого общения детей, но и качество знаний, что облегчило включение выпускников школы в общественную жизнь и производительную деятельность наравне со слышащими.

С 1987 года в школе началась экспериментальная работа по сокращению сроков обучения, которая полностью отвечала требованиям времени: дать основное общее образование глухим учащимся за 10 лет, чтобы они в возрасте слышащих выпускников могли получить профессиональное образование.

С 1993 года в порядке эксперимента в образовательном процессе использовалась технология музейной педагогики.

С 1995 года школа стала участницей целевой программы «Социализация».

С 1999 года проводилась экспериментальная работа по расширению экономических знаний учащихся (совместно с кафедрой экономического образования факультета РГПУ имени А. И. Герцена).

С 2005 по 2010 год в практику работы педагогов стал внедряться проектный метод. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации.

Своим опытом педагоги школы-интерната делятся на городских и международных научно-практических конференциях и семинарах, он также ежегодно освещается в сборниках ЮНЕСКО по материалам международных конференций «Ребенок в современном мире».

Успешной работе учащихся и педагогов способствует развитие материально-технической базы: в школе-интернате есть локальная сеть, серверная, два компьютерных класса (стационарный и переносной), приобретено 11 интерактивных досок, рабочее место каждого учителя оборудовано персональным компьютером, кабинеты начальной школы оснащены фронтальной звукоусиливающей аппаратурой.

В актовом зале и кабинете ритмики установлены стационарные индукционные петли, позволяющие ученикам с помощью слуха и зрения лучше воспринимать речевой материал. Слуховые кабинеты (для индивидуальной и фронтальной работы) оборудованы специальной аппаратурой, которая помогает в работе с детьми при формировании их речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

В 2010-2014 годах началось использование в практике работы с неслышащими детьми компьютерных MIMIO-технологий — эти специальные интерактивные технологии делают процесс обучение более увлекательным и эффективным.

В 2014-2015 годах школа-интернат стала участницей экспериментальной работы по апробации федерального государственного стандарта образования начального общего образования для глухих обучающихся. В его основе лежит системно-деятельностный подход. В этом году ФГОС НОО для глухих детей уже введен.

Успехи и достижения

Показателем достаточного уровня образованности воспитанников стали результаты их участия в конкурсах и олимпиадах. Среди достижений последних лет — победа выпускников 2016 года во Всероссийской олимпиаде по математике среди коррекционных образовательных учреждений; призовые места старшеклассников в XI районном литературно-этическом конкурсе творческих работ «Горжусь и помню!», районном конкурсе «Колесо истории», V районной краеведческой олимпиаде «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Адреса…».

Разнообразны и направления творческой деятельности. Весной 2012 года воспитанники интерната стали участниками экологического конкурса «Зеленая планета», выступив в роли артистов киностудии «Жираф». Итогом совместной работы стал фильм «Однажды во дворе», который победил на XVII Международном кинофестивале «Кино без барьеров».

В условиях школы-интерната дополнительное образование увеличивает пространство, в котором глухие школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, демонстрировать свои способности.

Дети занимаются в спортивных секциях и художественных студиях (танцевальной, изобразительной, театральной и жестовой песни), принимают активное участие во внутришкольных, районных, городских, республиканских соревнованиях, конкурсах и выставках. Разнообразная творческая деятельность помогает их самореализации.

В последние годы усилилось взаимодействие школы-интерната с детскими творческими коллективами города и района: со школой № 232 Адмиралтейского района, домами детского творчества «Современник» и «Союз» Выборгского района, ГДЮТ (Аничков дворец) и другими.

Большое внимание также уделяется физическому воспитанию и спорту. Воспитанники интерната — члены сборных города и России по различным видам спорта (спорт глухих). В нынешнем учебном году юные спортсмены добились побед во всероссийских и городских соревнованиях.

Директор – о 210-м днем рождения

Более чем за двести лет школу возглавляли двадцать директоров. Сейчас школой руководит Наталья Михайловна Крутицкая.

Она — заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, отличник Всероссийского общества глухих, награждена знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Ее педагогический стаж — более 30 лет, а педагогическое кредо: «Учитель остается учителем тогда, когда сам не прекращает учиться».

— Свой день рождения наша школа-интернат ежегодно празднует в декабре, — рассказала нам Наталья Михайловна. — Но нынешний праздник, конечно, особенный. К 210-летию учебного заведения дети готовят поделки, рисунки, плакаты к выставке «Подарок школе», юные экскурсоводы готовятся к проведению экскурсий для учащихся, родителей и выпускников в музее истории школы, творческие студии репетируют номера для праздничного концерта «С днем рождения, любимая школа!».

Стоит отметить, что выпускники разных лет тоже собираются принять активное участие в праздновании 210-летия со дня основания первой в России школы для глухих детей, которое состоится 15 декабря 2016 года.

Обучая и воспитывая не слышащих детей, школа следует славным традициям своих предшественников. Особая атмосфера доверия и творческого поиска, любовь к детям, вера в их творческие способности, надежда на светлое будущее каждого выпускника делают школу комфортной для успешного учебного процесса.

Сурдопедагоги и дефектологи первой в России школы для глухих по праву гордятся тем, что почти все выпускники школы говорят внятно. Вместе с полученными глубокими знаниями это позволяет им успешно продолжать обучение в лицеях, колледжах, училищах, а затем и в высших учебных заведениях, участвовать во всех сферах жизни общества и вести нормальную, полноценную жизнь наравне со своими здоровыми сверстниками.

Источник

Развитие сурдопедагогики в России

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. История первой в России школы для глухих детей. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. История первой в России школы для глухих детей. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. История первой в России школы для глухих детей. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. История первой в России школы для глухих детей.

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. История первой в России школы для глухих детей.

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. История первой в России школы для глухих детей.

На основании древнерусской литературы, летописных сводов и др. источников можно судить о том, что понятия «глухота» и «немота» были известны на Руси с глубокой древности. Характерным для тех времен было также и то, что в этих понятиях различались состояние и степень дефекта (глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие). В Древней Руси призрением глухих и других «убогих детей» занимались церковь и монастыри. Сурдопедагогика в России начала развиваться на основе опыта воспитания глухих в системе общественного призрения (госпита­ли, сиротские дома, приюты при монастырях и др.) и опыта Пе­тербургского и Московского воспитательных домов (1763 г.), в которых было организовано воспитание глухих совместно со слышащими с раннего возраста. Дома создавались в основном, на средства благотворительности. В этих домах осуществлялось физическое, нрав­ственное воспитание и трудовое обучение детей (ремесленная под­готовка).

Произошедшая в 1864 г. в России реформа образования коснулась учебных заведений для глухих: сближение содержания обучения и воспитания глухих с таковым в народных училищах; обучение ремеслам стало обязательным; училища получали право принимать приходящих учащихся, что расширило их контингент и способствовало превращению училищ в общеобразовательные учебные заведения. К 1880 гг. XIX века в России было только 3 крупных училища: в Петербурге, Москве и Варшаве; они не могли удовлетворить всех нуждающихся; новые училища открывались по частной инициативе, на средства благотворительности. К концу века возникают училища на периферии: в Казани, Вязниках и др. Всего насчитывается 23 училища с 885 учащимися.

В этот период активно развивается методика обучения и воспитания глухих детей. Достижения сурдопедагогики в рассматриваемый период связаны с именами А. Ф. Остроградского (1853-1907), И. А. Васильева (1867-1941), Н. М. Лаговского (1863-1933), Ф. A. Pay (1868-1957) и др. К началу XX в. созда­ется русская система обучения детей с нарушениями слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого в единстве с развитием словесной речи и усвоением общеобразова­тельных и профессиональных знаний и умений. Большое внимание уделялось сближению содержания обучения глухих с обучением слышащих в народных школах, что нашло отражение в програм­мах. Уделялось внимание физическому, умственному, нравствен­ному и особенно трудовому воспитанию глухих. В процессе обучения глухих использовали устную, письменную формы речи, в некоторых учили­щах – дактильную и жестовую речь. В содержание обучения в большинстве школ были включены следующие предметы: чтение с лица, произношение, развитие слухового восприятия.

После революции 1917 г. государство берет на себя заботу о воспитании и обучении глухих. В специальных школах для глухих ликвидируются сословные, национальные и другие ограничения. В 1918 г. в Петрограде был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих; при институте были открыты школа-интернат и детский сад. В 1920 г. в Петрограде открывается Отофонетический институт, который занимается изучением детей с недостатками слуха и речи. В 1929 г. в Москве организован Экспериментально-дефектоло­гический институт, где под научным руководством Л. С. Выгот­ского проводились исследования проблем дефектологии, в т. ч. глухоты. В 30-40 гг. в России выросла сеть школ для глухих и слабослышащих; стали готовиться учителя для этих школ.

в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. 640 1. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии фото. в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии-640 1. картинка в каком году открылась первая сурдопедагогическая школа в россии. картинка 640 1. История первой в России школы для глухих детей.

В 50-е годы развернулись научные поиски новых эффективных путей общего и речевого развития детей с разной степенью слухо­вой недостаточности. Эти поиски проводились под руководством ведущих ученых Научно-исследовательского института дефектоло­гии – Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, Ф. Ф. Рау и др.

Постановление Совета Министров РСФСР 1960 г. определило основные положе­ния специальных школ. Для школ глухих и слабослышащих уста­новлен 12-летний срок обучения, в течение которого глухие и уча­щиеся II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших получают знания в объеме 8-летней общеобразовательной школы. Учащиеся I отделения школы для слабослышащих получают за 10 лет обучения неполное среднее образование. В некоторых шко­лах для слабослышащих и позднооглохших детей начинают организовываться XI и XII классы I отделения, где учащиеся получа­ют среднее образование. Для всех типов школ обязательной ста­ла производственно-трудовая подготовка.

Под руковод­ством Р. М. Боскис разработана оригинальная система дифференцированного обучения слабослышащих в специальной школе с двумя отделе­ниями. В 60-е годы под руководством С. А. Зыкова проводятся иссле­дования по внедрению в практику школ для глухих предметно-практического обучения. Создается новая система обучения глухих в начальных классах, связанная с широким ис­пользованием предметно-практической деятельности учащихся в качестве основы для формирования у них понятий, развития речи как средства общения, трудовых умений и навыков. В эти годы внимание ученых привлекают вопросы развития и использования слухового восприятия глухих и слабо­слышащих в процессе обучения (Р. М. Боскис, В. И. Бельтюков, Т. А. Власова, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Pay и др.).

Источник

Краткий экскурс в историю сурдопедагогики

В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении глухих. В то же время вполне допустимо предположение о том, что глухие, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Их не считали полноправными членами общества.

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с неслышащими. Чаще других по характеру своей деятельности с ними имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда состоятельные люди нередко отдавали своих глухонемых детей. Вторые предпринимали разнообразные попытки «вылечить» глухонемого, «разбудить» его слух. Повседневное взаимодействие с глухими позволяло обнаружить их обучаемость, возможность общения при помощи жестов.

История сохранила имя первого человека, совершившего по представлениям того времени чудо: испанский монах-бенедиктинец П. Понсе Де Леон (1508—1584) обучил устной речи, пользуясь жестовой речью, письмом и дактилологией (пальцевой азбукой), двенадцать неслышащих учеников.

Развитие практики обучения неслышащих в странах Западной Европы подкреплялось и первыми теоретическими работами в этой области: современник П. Понсе, выдающийся итальянский ученый-энциклопедист Д. Кардано (1501—1576) не только дал физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, но и сформулировал важнейшие положения практики обучения глухих. Уже в 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глухих «О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого».

В ней был напечатан и первый дактильный алфавит, использовавшийся для обучения глухих. Автор — испанский учитель Х. П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучения нескольких глухонемых детей. История сурдопедагогики каждой западноевропейской страны бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи и священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавших глухих.

Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее коррекции и компенсации, накопление специфического педагогического опыта в условиях индивидуального обучения глухих — все это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки для признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление общественно-религиозного и педагогического внимания к этой категории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постепенный переход проблематики глухих в сферу педагогики.

В ХV—ХVIII вв. сформировались два направления в индивидуальном, а затем и в школьном обучении глухих детей. В их основе — выбор «своего» средства обучения глухого: словесного или жестового языка. В разные исторические периоды доминирующую роль играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мимический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два основных подхода в обучении глухих существуют в сурдопедагогике, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и преимуществ каждой из этих систем.

Во второй половине ХVIII в. в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы для глухих детей. Это, как правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, называвшиеся поэтому институтами. Начался второй период в развитии сурдопедагогики — от индивидуального обучения глухих сурдопедагогика переходит к их школьному обучению.
На протяжении двух столетий в Европе, США и других странах развивалась школьная и дошкольная дифференцированная система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях закрытых (интернатных) образовательных учреждений.

Во второй половине ХХ в. распространение интеграционных идей, подкрепленное существенным прогрессом в области слухопротезирования, созданием системы раннего выявления, ранней педагогической помощи детям с нарушениями слуха, привело к включению значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.

На Руси призрением глухих и других «убогих> занимались православная церковь и монастыри.
Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (ХVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в ХIХ в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г. Развитие российской сурдопедагогики в ХIХ в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в ХIХ в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих. С начала ХХ в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А. Рау.

После революции 1917 г. школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — Р. М. Боскис, А. И. дьячков, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, к. г. Коровин, Б.д. Корсунская, А. Ф. Понгильская, Э. И. Леонгард, А. П. Гозова, Т. А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л. П. Носкова, Е. П. Кузьмичева, Э. В. Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи — И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *