в каком году образована всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.
Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.
Членами ВТО, по данным на ноябрь 2015 года, являются 162 государства.
Россия стала полноправным членом ВТО с 22 августа 2012 года.
Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.
Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.
Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Высшим органом является Министерская конференция, объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.
Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.
В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.
В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).
Рабочие языки ВТО — английский, французский и испанский.
Генеральный директор с 1 сентября 2013 года — Роберто Азеведо (Roberto Azevêdo).
Штаб-квартира организации находится в Женеве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания
22 августа 2012 года Россия официально вступила в ВТО.
Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
— взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
— взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
— отказ от использования количественных и иных ограничений;
— транспарентность торговой политики;
— разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
С 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО.
Статус наблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.
Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.
Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
— доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
— список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
— перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
— протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.
Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.
В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.
В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).
Штаб-квартира организации находится в Женеве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Всемирная торговая организация (ВТО). Справка
Образована 1 января 1995 г. на основании системы взаимных договоренностей, (т. н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГААТ после годового переходного периода 1 января 1996 г.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
— взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
— взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
— отказ от использования количественных и иных ограничений;
— транспарентность торговой политики;
— разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Членами ВТО являются 153 государства. В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде. 5 февраля 2008 года Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил протокол о приеме Украины в члены ВТО.
Статус наблюдателей в ВТО имеют около 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.
Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ).
Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
— доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
— список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
— перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
— протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.
Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.
В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.
Штаб-квартира организации находится в Женеве.
ВТО и Россия
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Камнем преткновения все последние годы был и уровень господдержки российского агропрома, а также нормы фитосанитарного и ветеринарного контроля.
В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза.
В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Суть Всемирной торговой организации (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО) — международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 годы). Выполняет следующие функции:
контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;
организация и обеспечение переговоров стран-членов;
наблюдение за торговой политикой стран-членов;
разрешение торговых споров между странами-членами.
На 1 января 2012 года в ВТО состояли 157 стран.
Вступление России в ВТО
История присоединения России к ВТО
Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.
Условия присоединения России к ВТО
Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
Уступки России при вступлении в ВТО
Сельское хозяйство
В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.
По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.
Доступ на рынок
В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.
Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.
Авиасборы
Пошлины
В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5—10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.
Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3—5 %; на импортную одежду на 2,5—5 %; на новые автомобили-иномарки — до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее 2 евро.
В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.
С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).
В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.
Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.
Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.
С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).
В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.
Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.
Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.
Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года
Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.
После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.
Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн — в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.
По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.
Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Преимущества для России от вступления в ВТО
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.
Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.
По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.