в каком году образована егсэм
Что такое государственный экологический мониторинг
Рассмотрим, каким образом реализуется концепция экологического мониторинга в нашей стране.
Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды», мониторинг окружающей среды состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.
В Российской Федерации (как республике бывшего СССР) наблюдения за состоянием окружающей среды начали проводиться в 30-е годы прошлого столетия, и были направлены на контроль состояние поверхностных вод, что было обусловлено актуальностью проблемы водопотребления.
Первый этап организации наблюдений за загрязнением всех природных сред относится к 1972 году. Тогда специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана Общегосударст¬венная служба наблюдений и контроля за загрязненностью объ¬ектов природной среды (ОГСНК). Организация и обеспечение функционирования этой службы были возложены на Госкомгидромет. Кроме этой организации экологический мониторинг курировался рядом министерств, ведомств и специальных служб.
Вполне очевидно, распределение организации и проведения мониторинга по различным организациям, которые никак не связаны между собой, привело к дублированию их работы. Это намного снижало эффективность всей системы государственного мониторинга, делало практически недоступной информацию, как для государственных организаций, так и для простых граждан. Принимая во внимание эти обстоятельства, в 1993 году Постановлением правительства РФ ОГСНК была сформирована Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ).
Основная цель новой системы заключалась в выполнении государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработке стратегии и тактики организации природоохранной службы, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды.
Программой предусматривалось в сжатые сроки раз¬работать проект федерально-региональной программы создания и функционирования ЕГСЭМ, создать типовые проекты служб и систем экологического мониторинга, разработать методы выявления источни¬ков экологической опасности, критерии и методы оценки состояния и динамики экосистем. Значительное место в программе отводилось ме¬тодам и средствам оценки состояния и прогнозирования водных экоси¬стем
Однако концепция и системный проект ЕГСЭМ не был завершен и просуществовал только 2003 г. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 было принято решение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (или государственного экологического мониторинга).
Для чего служит экологический мониторинг РФ
Под государственным экологическим мониторингом окружающей среды (ГЭМОС) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.
Экологический мониторинг включает наблюдения за атмосферным воздухом, землями, лесами, водными объектами, животным миром, уникальной экологической системой озера Байкал, континентальным шельфом РФ, состоянием недр, исключительной экономической зоной страны, внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.
Цели ГЭМОС РФ состоят в следующем:
• наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия;
• оценка и прогноз изменений состояния природной среды под воздействием как природных, так и антропогенных факторов;
• обеспечение нужд государства, юридических и физических лиц достоверной информации о состоянии природной среды, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий негативных изменений.
Не останавливаясь подробно на задачах государственного экологического мониторинга, могу отметить, что он строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. В области охраны окружающей среды в нашей стране действуют принятые в бывшем СССР Государственные стандарты (ГОСТ), Санитарные нормы и правила (СанПиН), Руководящие документы (РД), Общесоюзные нормативные документы (ОНД).
В настоящее время экологический мониторинг осуществляется целым рядом министерств и ведомств: Министерством природных ресурсов, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной санитарно-эпидемиологической службой, Федеральной службой земельного кадастра, Министерством сельского хозяйства и продовольствия России, отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
В системе экологического мониторинга работают профессионалы высокой квалификации. К сожалению, проведение экологического мониторинга, по-прежнему, распределено по различным государственным службам. Это чревато тем, что приводит к неопределенности в распределении обязанностей, и недоступности информации об источниках воздействия и о состоянии природных ресурсов и окружающей среды. Ситуация еще более усугубляется из-за постоянных перестроек министерств и ведомств.
Что делать в этой ситуации? Вероятно, ждать и надеяться, когда в системе управления будет наведен порядок.
В каком году образована егсэм
от 24 ноября 1993 года N 1229
О создании Единой государственной системы экологического мониторинга
____________________________________________________________________
Утратило силу с 20 апреля 2003 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2003 года N 177
____________________________________________________________________
2. Возложить на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации общее руководство деятельностью ЕГСЭМ.
3. Утвердить распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти согласно приложению.
разработать и утвердить в I квартале 1994 г. основные нормативные документы, определяющие порядок функционирования и развития ЕГСЭМ в целом;
разработать во II квартале 1994 г. комплекс первоочередных мер по совершенствованию деятельности подведомственных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды с учетом требований ЕГСЭМ;
5. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации как государственному заказчику обеспечить разработку во II квартале 1994 г. проекта федеральной целевой программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга» с учетом работ по государственной программе «Экологическая безопасность России» и представить его в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации оказать перечисленным министерствам и ведомствам Российской Федерации методическую помощь при проведении указанных работ.
Председатель Совета Министров-
Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
Распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами
федеральной исполнительной власти
организация мониторинга источников
антропогенного воздействия на окружающую
природную среду и зон их прямого
воздействия
организация мониторинга животного и
растительного мира, мониторинг наземной
фауны и флоры (кроме лесов)
обеспечение создания и функционирования
экологических информационных систем
ведение с заинтересованными министерствами
и ведомствами банков данных об окружающей
природной среде, природных ресурсах
и их использовании
Росгидромет организация мониторинга состояния
атмосферы, поверхностных вод суши,
морской среды, почв, околоземного
космического пространства, комплексного
фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды
координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового
мониторинга загрязнения окружающей
природной среды
ведение государственного фонда данных о
загрязнении окружающей природной среды
Роскомзем мониторинг земель
Роскомнедра мониторинг недр (геологической среды),
включая мониторинг подземных вод и
опасных экзогенных и эндогенных
геологических процессов
Роскомрыболовство мониторинг рыб, других водных животных
и растений
Рослесхоз мониторинг лесов
Роскомвод мониторинг водной среды водохозяйственных
систем и сооружений в местах водозабора и
сброса сточных вод
Роскартография осуществление топографо-геодезического
и картографического обеспечения ЕГСЭМ,
включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем
Госгортехнадзор координация развития и функционирования
России подсистем мониторинга геологической среды,
связанных с использованием ресурсов недр
на предприятиях добывающих отраслей
промышленности
мониторинг обеспечения промышленной
безопасности (за исключением объектов
Минобороны России и Минатома России)
Госкомсанэпиднадзор мониторинг воздействия факторов среды
России обитания на состояние здоровья населения
Минобороны России мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных
объектах
обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами
военной техники двойного применения
Госкомсевер России участие в развитии и функционировании
ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера
Комитет по проведению участие в разработке, развертывании и
подводных работ развитии ЕГСЭМ в части мониторинга
особого назначения подводных источников воздействия
при Совете Министров- повышенной опасности в морях и внутренних
Правительстве акваториях на окружающую среду
Российской Федерации
Минсельхоз России обеспечение создания и функционирования
отраслевой системы мониторинга окружающей
природной среды
Минатом России координация деятельности подведомственных
Минсельхоз России предприятий и организаций отрасли
Минтопэнерго России (независимо от форм собственности)
Роскоммаш в области мониторинга источников
Госкомоборонпром антропогенного воздействия на окружающую
России природную среду
В каком году образована егсэм
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 ноября 1992 года N 13
О создании и развитии Единой государственной
системы экологического мониторинга России
В целях развития системы экологической безопасности России, совершенствования информационного обеспечения органов власти и государственного управления Российской Федерации, а также общественности данными об экологической обстановке на территории страны приказываю:
1.Принять предложение Главного научно-технического управления, Управления экологической безопасности и нормирования и Управления охраны почв и земельных ресурсов о формировании и развитии Единой государственной системы экологического мониторинга России (ЕГСЭМ России) на базе Федерального информационно-аналитического центра Государственного института прикладной экологии, Федерального центра геоэкологических систем и региональных информационно-аналитических центров при территориальных природоохранных органах Минприроды России с участием наблюдательных систем и средств министерств и ведомств Российской Федерации.
2. Главному научно-техническому управлению (Петров) обеспечить общее руководство работами по созданию, функционированию и развитию ЕГСЭМ России.
4. Государственному институту прикладной экологии (Дмитриев) совместно с Федеральным центром геоэкологических систем (Гаврилов):
к 1 февраля 1993 года представить руководству Министерства на рассмотрение и утверждение проект Концепции Единой государственной системы экологического мониторинга России;
к 1 апреля 1993 года подготовить системный проект ЕГСЭМ России и проект программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1994-1995 годы по ее созданию и развитию.
5. Главному научно-техническому управлению (Петров) совместно с Управлением экологической безопасности и нормирования (Куценко) и Управлением охраны почв и земельных ресурсов (Яковлев):
в 1 квартале 1993 года с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовить и представить руководству Министерства проект Постановления Правительства Российской Федерации о создании ЕГСЭМ России и проект Положения о ЕГСЭМ России.
до 1 сентября 1993 года обеспечить подготовку проекта Государственной программы экологического мониторинга России, включая ее научно-методическое обеспечение.
6. Главному научно-техническому управлению (Петров) предусмотреть в планах 1993 года выполнение научно-исследовательских работ по созданию и развитию ЕГСЭМ России.
7. Главному финансово-экономическому управлению (Качкова), Главному управлению материального, социально-хозяйственного обеспечения и капитального строительства (Вершков) произвести в 1993 году финансирование расходов на создание и развитие технической базы информационно-аналитической системы экологического мониторинга в Государственном институте прикладной экологии и Федеральном центре геоэкологических систем.
9. Назначить руководителем работ по созданию и развитию ЕГСЭМ России заместителя Министра Н.Г.Рыбальского.
10. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации В.И.Данилов-Данильян
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
В каком году образована егсэм
от 9 февраля 1995 года N 49
2. Департаменту научно-технического обеспечения экологической безопасности (Куценко) совместно с Главным управлением нормативно-правового регулирования (Максименко) обеспечить в установленном порядке регистрацию «Положения о Единой государственной системе экологического мониторинга» в Министерстве юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра А.Ф.Порядина.
Утверждено
приказом Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
от 9 февраля 1995 года N 49
ПОЛОЖЕНИЕ
о Единой государственной системе экологического
мониторинга
I. Цели, задачи и функции ЕГСЭМ
1. Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.
2. Основными задачами ЕГСЭМ являются:
проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;
проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;
прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.
3. В соответствии с основными задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.
Эти работы выполняются в рамках ЕГСЭМ на единых научно-методических и метрологических подходах.
II. Структура ЕГСЭМ
4. Единая государственная система экологического мониторинга создается на основе территориально-ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем.
В ЕГСЭМ выделяются базовые и специализированные подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.
5. Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг:
— водных объектов: поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод;
— недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
— земель, почвенного покрова;
— наземной флоры и фауны (кроме лесов);
— фонового состояния окружающей природной среды;
— источников антропогенного воздействия.
6. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг:
— рыб, других водных животных и растений;
— воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально-гигиенического мониторинга);
— околоземного космического пространства;
К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Минсельхозприроды России.
Функционирование подсистем осуществляется на основании настоящего Положения и Положений о подсистемах ЕГСЭМ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими деятельность этих подсистем, по согласованию с Минприроды России.
8. В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.
9. В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
— топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем;
— электронные системы передачи данных.
10. В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
11. ЕГСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС.
III. Функционирование ЕГСЭМ
13. Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах Российской Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.
На территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
14. Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются в субъектах Российской Федерации по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта Российской Федерации.
15. Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.
Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.
Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно-аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.
16. Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.
Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.
Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.
18. Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
— необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
— сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
— целесообразностью создания мощных региональных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.
19. На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:
— обобщение информации, получаемой на территориальном или региональном уровнях;
— обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
— информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти;
— информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
— обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
— обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе, глобальных системах экологического мониторинга.
20. Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой организационной, методической и информационной основе. Федеральный информационно-аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно-управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
21. Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет бюджетных средств.
Текст документа сверен по:
рассылка
Единая государственная система экологического мониторинга
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
Система единого экологического мониторинга осуществляет контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, а так же возможность активного воздействия на ситуацию. Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.
В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;
мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;
обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы.
Структуру единого экологического мониторинга можно представить сферами получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и принятия решений.
Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:
информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;
системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов;
система принятия решений.
Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.
Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.); фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды.
Использование в измерительном комплексе современных контроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радиосвязи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.
Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона; гидрометеорологических измерений; о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования; о результатах медико-биологических и социальных исследований и др.
Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.
ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки и управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами – единственно верным решением будет обращение к ГИС.
Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и экологии.
ГИС становится основным элементом систем мониторинга.
Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования промышленных объектов или регионов (под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду).
Атмосфера
Схема и классификация мониторинга
Система единого экологического мониторинга (схема) предусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной глубиной проработки.
Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.
Второй уровень математического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду. Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей среде.
Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.
При практической реализации концепции единого экологического мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов (табл. 1).
Таким образом, единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.
Состав сухого атмосферного воздуха
Наименование основных газов
Относительная молекулярная масса, кг/моль
Примечание. Средняя относительная молекулярная масса сухого воздуха составляет 28,966 кг/моль.
Выделение (106 т/сут) некоторых газообразных веществ
Согласно табл. 2, природные источники выделяют больше вредных веществ, тем не менее, самым опасным является антропогенное поступление. Это связано с тем, что вредные вещества антропогенного происхождения накапливаются в зоне обитания человека. Кроме того, специфические вредные вещества, не существовавшие ранее в природных условиях, в настоящее время становятся составной частью атмосферного воздуха, его микроэлементами.
Воздух считается чистым, если ни один из микрокомпонентов не присутствует в концентрациях, способных нанести ущерб здоровью человека, животным, растительности или вызвать ухудшение эстетического восприятия окружающей среды (например, при наличии пыли, грязи, неприятных запахов или при недостатке солнечного освещения в результате задымленности воздуха). Так как все живое очень медленно адаптируется к этим новым микрокомпонентам, химические вещества служат объективным фактором неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье человека.
Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха
Вещества, находящиеся в атмосферном воздухе, попадают в организм человека главным образом через органы дыхания. Вдыхаемый загрязненный воздух через трахею и бронхи попадает в альвеолы легких, откуда примеси поступают в кровь и лимфу.
В нашей стране проводятся работы по гигиенической регламентации (нормированию) допустимого уровня содержания примесей в атмосферном воздухе. Обоснованию гигиенических нормативов предшествуют многоплановые комплексные исследования на лабораторных животных, а в случае оценки ольфакторных реакций организма на действия загрязняющих веществ и на добровольцах. При таких исследованиях используются самые современные методы, разработанные в биологии и медицине. В настоящее время определены предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе более чем 500 веществ.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) – это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает и не окажет на него вредного влияния (включая отдаленные последствия) и на окружающую среду в целом.
Гигиенические нормативы должны обеспечивать физиологический оптимум для жизни человека, и, в связи с этим, к качеству атмосферного воздуха у нас в стране предъявляются высокие требования. В связи с тем, что кратковременные воздействия не обнаруживаемых по запаху вредных веществ могут вызвать функциональные изменения в коре головного мозга и в зрительном анализаторе, были введены значения максимальных разовых предельно допустимых концентраций (ПДКмр.) С учетом вероятности длительного воздействия вредных веществ на организм человека были введены значения среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДКсс).
Таким образом, для каждого вещества установлено два норматива: Максимально разовая предельно допустимая концентрация (осредненная за 20-30 мин) с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека и среднесуточная предельно допустимая концентрация с целью предупреждения общетоксического, мутагенного, канцерогенного и другого действия при неограниченно длительном дыхании.
Предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе населенных мест
Класс опасности вещества
Пыль (взвешенные вещества)
В местах, где расположены курорты, на территориях санаториев, домов отдыха и в зонах отдыха городов с населением более 200 тыс. человек концентрации примесей, загрязняющих атмосферный воздух, не должны превышать 0,8 ПДК.
Посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
Стационарный пост наблюдений – это специально оборудованный павильон, в котором размещена аппаратура, необходимая для регистрации концентраций загрязняющих веществ и метеорологических параметров по установленной программе. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных или наиболее распространенных загрязняющих веществ. Место для установки стационарного поста выбирается, как правило, с учетом метеорологических условий формирования уровней загрязнения атмосферного воздуха. При этом заранее определяется круг задач: оценка средней месячной, сезонной, годовой и максимальной разовой концентраций, вероятности возникновения концентраций, превышающих ПДК, и др.
Перед установкой поста следует проанализировать: расчетные поля концентраций по всем ингредиентам от совокупности выбросов всех стационарных и передвижных источников; особенности застройки и рельефа местности, т.е. перспективы развития жилой застройки и расширения предприятий промышленности, энергетики, коммунального хозяйства; транспорта и других отраслей городского хозяйства; функциональные особенности выбранной зоны; плотность населения; метеорологические условия данной местности и др. Пост должен находиться вне аэродинамической тени зданий и зоны зеленых насаждений, его территория должна хорошо проветриваться, не подвергаться влиянию близкорасположенных низких источников (стоянок автомашин, мелких предприятий с низкими выбросами т.п.). Количество стационарных постов в каком-либо городе (населенном пункте) определяется численностью населения, рельефом местности, особенностями промышленности, функциональной структурой (жилая, промышленная, зеленая зона и т.д.), пространственной и временной изменчивостью полей концентраций вредных веществ. Так, например, исходя из численности населения, количество постов определяется по табл. 4.
Зависимость количества стационарных постов от численности населения
Численность населения, тыс. чел.
Для населенных пунктов со сложным рельефом и большим числом источников рекомендуется устанавливать один пост на каждые 5-10 км2. Чтобы информация о загрязнении воздуха учитывала особенности города, рекомендуется ставить посты наблюдений в различных функциональных зонах – жилой, промышленной и зоны отдыха. В городах с большой интенсивностью движения автотранспорта посты устанавливаются также и вблизи автомагистралей.
Для обеспечения оптимальных условий проведения стационарных наблюдений отечественной промышленностью выпускаются стандартные павильоны-посты наблюдений или комплектные лаборатории типа ПОСТ. Лаборатория ПОСТ – это утепленный, обитый дюралевыми ячейками павильон, в котором установлены комплекты приборов и оборудования для отбора проб воздуха, проведения метеорологических измерений: скорости и направления ветра, температуры, влажности. Практически все стационарные пункты контроля загрязнения оборудованы комплектными лабораториями ПОСТ-1. Выпускаются и устанавливаются более новые модификации лаборатории – ПОСТ-2 и ПОСТ-2a, которые отличаются более высокой производительностью отбора проб и степенью автоматизации.
На стационарных постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и метеорологическими параметрами должны проводиться круглогодично, во все сезоны, независимо от погодных условий. Для постов наблюдений, как правило, устанавливаются три программы наблюдения: полная, неполная и сокращенная.
По полной программе наблюдения проводятся ежедневно (выходные – воскресенья, субботы чередуются) в 1, 7, 13 и 19 ч местного декретного времени, либо по скользящему графику: вторник, четверг, суббота – 7, 10 и 13 ч; понедельник, среда, пятница – 15, 18 и 21 ч.
Наблюдения по первой программе предусматривают измерения содержания в воздухе как основных, так и специфических загрязняющих веществ. По неполной программе наблюдения проводятся ежедневно (воскресенья и субботы чередуются), но только в 7, 13 и 19 ч местного декретного времени.
В районах, где температура воздуха ниже 45 oС, наблюдения проводятся по сокращенной программе – ежедневно, кроме воскресенья, в 7 и 13 ч по местному декретному времени. Наблюдения по сокращенной программе допускается проводить также в местах, где средние месячные концентрации меньше 1/20 ПДКмр или меньше нижнего предела диапазона измерений примеси используемым методом.
При неблагоприятных метеорологических условиях (туман, продолжительная инверсия температур и др.) отбор проб воздуха на всех постах наблюдений должен производиться через каждые 3 ч. Одновременно следует отбирать пробы под факелами основных источников загрязнения на территории наибольшей плотности населения. Подфакельные наблюдения осуществляются за характерными для данного предприятия примесями.
Стационарный пункт контроля радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха представляет собой либо стационарный павильон типа ПОСТ, либо домик размером 3х3х3 м. Он устанавливается, как правило, на специально оборудованных гидрометеорологических станциях (ГМС), огороженных металлической сеткой с размером ячеек 10х10 см.
Площадь огороженной площадки составляет 5х10 м, а высота сетки – 1,2-1,5 м. Площадка должна располагаться на расстоянии не менее десяти высот до ближайшего здания и не менее 30 м от дорог. Площадка должна иметь травяной покров. Не допускается высаживание других растений, тем более кустарников и деревьев.
На территории ГМС не ближе 4 м от домика и ограды устанавливается марлевый планшет для сбора радиоактивных выпадений и термолюминесцентный дозиметр. Установку для отбора проб воздуха лучше размещать в специальной будке с жалюзи, приподнятой над поверхностью земли на 80-100 см. Выброс воздуха, прошедшего через фильтры установки типа «Тайфун», должен производиться обязательно в противоположную от планшета сторону. Если стационарный пункт не обеспечен электропитанием (трехфазное 5-10 кВт), то вместо фильтрующей установки допускается использование марлевого конуса.
Наблюдение за радиоактивностью атмосферного воздуха осуществляется систематически круглый год. Смена марли на планшетах и вертикальных экранах, а также фильтров в установках производится ежедневно в 7 ч 30 мин утра по местному декретному времени. С фильтрующих установок фильтры могут сниматься как через 24 ч – в 7 ч 30 мин, так и через 12 ч, т.е. два раза в сутки.
При двухразовом отборе определено время работы установок: с 7 ч 30 мин до 13 ч 30 мин и с 19 ч 30 мин до 1 ч 30 мин. Скорость воздуха в установке определяется с помощью расходомеров УС-125 или УС-175-12 три раза в сутки: в 7ч 30 мин, 13 ч 30 мин и 1 ч 30 мин.
Отбор проб атмосферного воздуха для анализа
Одним из основных элементов анализа качества атмосферного воздуха является отбор проб. Если отбор проб выполнен неправильно, то результаты самого тщательного анализа теряют всякий смысл. Отбор проб атмосферного воздуха осуществляется через поглотительный прибор аспирационным способом путем пропускания воздуха с определенной скоростью или заполнения сосудов ограниченной емкости. Для исследования газообразных примесей пригодны оба метода, а для исследования примесей в виде аэрозолей (пыли) – только первый.
В результате пропускания воздуха через поглотительный прибор осуществляется концентрирование анализируемого вещества в поглотительной среде. Для достоверного определения концентрации вещества расход воздуха должен составлять десятки и сотни литров в минуту. Пробы подразделяются на разовые (период отбора 20–30 мин) и средние суточные (определяются путем осреднения не менее четырех разовых проб атмосферного воздуха, отобранных через равные промежутки времени в течение суток). Обычно для получения средних суточных значений концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе пробы воздуха отбирают в 7, 13, 19 и 01 ч по местному декретному времени. Средняя суточная концентрация может быть получена и при более частых отборах проб воздуха в течение суток, но обязательно через равные промежутки времени. Наилучшим способом получения средних суточных значений является непрерывный отбор проб воздуха в течение 24 ч.
Для отбора проб воздуха используются электроаспираторы, пылесосы и другие приборы и устройства, пропускающие воздух, а также устройства, регистрирующие объем пропускаемого воздуха (реометры, ротаметры и другие расходомеры).
Учитывая, что метеорологические факторы определяют перенос и рассеяние вредных веществ в атмосферном воздухе, отбор проб воздуха должен сопровождаться наблюдениями за дымовыми факелами источников выбросов и основными метеорологическими параметрами, к числу которых относятся: скорость и направление ветра, температура и влажность воздуха, атмосферные явления, состояние погоды и подстилающей поверхности. Результаты наблюдений записываются в рабочий журнал гидромет наблюдателя, а обработанные результаты – в книжку записи наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и метеорологическими элементами (КЗА-1).
Методы дискретного отбора проб воздуха для последующего анализа в химической лаборатории несомненно важны и необходимы в общей системе наблюдений загрязнения атмосферного воздуха. Однако при получении информации о загрязнении атмосферного воздуха только в сроки 7, 13 и 19 ч нельзя быть уверенным в объективности информации о средней суточной концентрации. Не исключено, что в промежуточные сроки наблюдались значительно более высокие или более низкие концентрации. По данным таких дискретных наблюдений нельзя установить суточный ход концентрации примеси и его зависимость от метеорологических условий. Поэтому на пунктах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ) используются газоанализаторы, позволяющие восполнить пробел в ручных методах дискретного отбора проб и представляющие информацию о суточном ходе концентрации по записи на диаграммной ленте. Наиболее широко используются на ПНЗ следующие газоанализаторы: для диоксида серы – кулонометрический газоанализатор (ГПК-1) и флюоресцентный газоанализатор (667ФФ), оксида углерода – оптико-акустический (ГМК-З), оксида, диоксида и суммы оксидов азота – хемилюминесцентный (645ХЛ), углеводородо-ионизационный (623ИН), озона – хемилюминесцентный (652ХЛ).
Список литературы
1. Мазур И.И., Молдаванов О.И., Шишов В.Н. Инженерная экология. Общий курс: в 2 т.: учеб. пособие для втузов; под ред. И.И. Мазура. М.: Высш. шк., 1996. Т.1. Теоретические основы инженерной экологии.
2. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: учеб. пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих / Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России / Под ред. В.Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.