в каком году образован ростов на дону
Город Ростов-на-Дону
Символика
Флаг
Герб
Администрация
346007, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 47
тел. +7 (863) 244-13-23, факс +7 (863) 240-83-67
Глава администрации города
Логвиненко Алексей Валентинович
Председатель городской Думы – глава города
Зинаида Васильевна Неярохина
География
Ростов-на-Дону – административный центр Ростовской области и Южного федерального округа России с населением более 1 млн человек.
История
В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов-на-Дону вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. Ростов-на-Дону в планах фашистского командования был стратегической целью – недаром Геббельс назвал его «воротами Кавказа». Но именно здесь, у «ворот Кавказа», в ноябре 41-го Вермахт потерпел первое крупное поражение. В период оккупации города фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство. В развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, школ и больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. Однако, благодаря самоотверженному труду ростовчан, столица Дона была восстановлена из руин и стала еще более красивой.
В 1970 году Указом Верховного Совета СССР город Ростова-на-Дону был награжден орденом Ленина, в 1982 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны I степени. В преддверии празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Ростову-на-Дону было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Сегодня Ростов-на-Дону – это один из наиболее крупных мегаполисов современной России, политический, экономический, культурный и научный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.
Экономика
Позиционирование в качестве столицы юга России и локализация в городе крупных промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба (управление СКЖД и др.) обусловливает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности.
Ростов-на-Дону является восьмым по численности населения городом Российской Федерации (без учета городов Москва и Санкт-Петербург) и заметно выделяется среди российских городов-миллионников, занимая первое место по количеству индивидуальных предпринимателей на тысячу жителей. Город входит в пятерку лидеров по вводу жилья и бюджетной обеспеченности на 1 жителя.
По итогам конкурса, проведённого клубом руководителей муниципальной сферы (КРМС) в 2020 году, город Ростов-на-Дону удостоен почетного знака и диплома в номинации «100 растущих муниципальных экономик России».
Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его позиционирование в качестве «ядра» Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2,3 млн человек, формирующего крупнейший на юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.
В народном голосовании среди российских городов, имеющих развитую ИТ-инфраструктуру, хорошую базу подготовки специалистов, перспективные проекты и стартапы, Ростов-на-Дону получил звание ИТ-столицы России.
Культура
В Ростове действует 220 учреждений культуры и искусства, работают творческие союзы и национально-культурные общества.
В разное время в городе жили и работали такие выдающиеся писатели как А. Солженицын, М. Налбандян, М. Шагинян, В. Панова, А. Фадеев, художники М. Греков, М. Сарьян и В. Щебланов, композиторы и музыканты А. Артамонов и К. Назаретов, актеры Ю. Завадский и В. Марецкая. Ростов-на-Дону – родина русской балерины О. Спесивцевой, выдающейся певицы ХХ века И. Юрьевой, народного артиста СССР Р. Плятта.
Ростов-на-Дону является крупным образовательным и научным центром. Здесь действуют 22 учреждения высшего профессионального образования, в которых учатся более 130 тыс. человек.
В Ростове-на-Дону работают 4 театра, два из которых академические, 4 музея, крупнейшая на юге страны Донская государственная публичная библиотека, госцирк, областная филармония, Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова, Ростовский-на-Дону филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, колледж искусств, колледж культуры, выставочные залы художников.
В Ростове-на-Дону вот уже 94 года функционирует один из крупнейших в Европе зоопарков. Этот уголок фауны площадью 60 гектаров населяют около 5 тыс. особей, в том числе более 500 видов редких животных, птиц и рептилий, более 180 из которых занесены в Красную книгу. Одним из крупнейших садов России считается Ботанический сад, площадь которого составляет 161 гектар.
Ростов-на-Дону – это еще и один из крупнейших джазовых центров страны. Именно здесь, как нигде в мире, сильна база эстрадно-джазового образования, которую еще в начале 1980-х заложил первый в стране «профессор джаза» Ким Назаретов, открывший при Ростовской консерватории кафедру эстрадно-джазовой музыки. В городе работает уникальная, единственная в стране детская джазовая школа имени К. Назаретова.
Доброй традицией стало проведение в Ростове-на-Дону театральных фестивалей «Минифест», «Русская комедия», международных джазовых фестивалей, Международного фестиваля «Аккордеон плюс», конкурса детских и молодёжных эстрадных исполнителей «Звёзды Ростова», юных композиторов и других конкурсов всех жанров народного творчества.
В 2021 году проведен Первый фестиваль купечества им. А.П. Чехова «В городском саду», посвященный 272-ой годовщине со дня основания города Ростова-на-Дону.
О городе
География
История
В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. Ростов-на-Дону в планах фашистского командования был стратегической целью – недаром Геббельс назвал его «Воротами Кавказа». Но, именно здесь, у «Ворот Кавказа» в ноябре 41-го Вермахт потерпел первое крупное поражение. В период оккупации города фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство. В развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, школ и больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. Однако, благодаря самоотверженному труду ростовчан столица Дона была восстановлена из руин и стала еще более красивой.
В 1970 году Указом Верховного Совета СССР город Ростов-на-Дону был награжден орденом Ленина, в 1982 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны I степени. В преддверии празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Ростову-на-Дону было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Сегодня Ростов – это один из наиболее крупных мегаполисов современной России, политический, экономический, культурный и научный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.
Экономика
Позиционирование в качестве столицы Юга России и локализация в городе промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба (штаб СКВО, управление СКЖД и др.) обусловливает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности.
Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его позиционирование в качестве «ядра» Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2 млн человек, формирующего крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.
Только в 2008 году общий объем инвестиций в экономику города составил порядка 65 млрд. рублей. Размер средней заработной платы в Ростове-на-Дону в течение 2008 года увеличился на 31,5%, составив 17,4 тыс. руб. Индекс физического объема производства по полному кругу предприятий составил 113,5%. Лидирующие позиции продолжают сохранять такие предприятия как «Роствертол», «Ростсельмаш», «Юг Руси», «Глория Джинс».
Экономический потенциал города неоднократно был отмечен на Всероссийском конкурсе «Золотой рубль», который проводится «Национальной корпорацией экономического развития» под патронатом Президента РФ и пропагандирует лучший опыт в области экономики, достигнутый регионами, городами и предприятиями России. По итогам 2008 года Ростов-на-Дону, согласно рейтингу Федерального делового журнала РБК, в котором учитывались показатели 64 из 75 городов России с населением от 250 тыс. человек, вошел в десятку самых привлекательных городов России для ведения бизнеса.
Социальная сфера
Адресный подход используется и в работе с ветеранами, которых в городе проживает более 20 тысяч. Им оказывается практическая помощь по ремонту жилья, приобретению бытовой техники и т.п. С целью улучшения жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны построен, не имеющий аналогов в России, комплекс специализированных домов для проживания 350 человек, в котором расположены помещения для общественного питания, бытового, медицинского, социально-консультативного, культурно-досугового обслуживания.
Достопримечательности
Ростов-на-Дону имеет особенный, неповторимый облик благодаря имеющемуся здесь богатому историко-культурному наследию. Вся его история, начиная со времен небольшого поселения у Темерницкой таможни и крепости св. Димитрия Ростовского, и до наших дней отражена в многочисленных памятниках архитектуры, археологии, монументального искусства и мемориальных комплексах воинской славы.
Отдавая дань прошлому, город увековечил в камне и бронзе образы своих земляков и людей, внесших достойный вклад в историю Донской столицы: М. Горького, М. Шолохова, М. Сарьяна, Г. Седова.
На улицах города можно встреть множество городских скульптур. Это прогуливающийся «Горожанин», предлагающий товар «Купец», милая «Цветочница» с корзиной первых фиалок, и многие другие скульптуры малых форм, радующие ростовчан и привлекающие внимание гостей города.
Культура
У донской культуры не только славное прошлое, но и не менее яркое настоящее. В Ростове действует 220 учреждений культуры и искусства, работают творческие союзы и национально-культурные общества.
В разное время в городе жили и работали такие выдающиеся писатели как А. Солженицын, М. Налбандян, М. Шагинян, В. Панова, А. Фадеев, художники М. Греков, М. Сарьян и В. Щебланов, композиторы и музыканты А. Артамонов и К. Назаретов, актеры Ю. Завадский и В. Марецкая. Ростов-на-Дону – Родина русской балерины О. Спесивцевой, выдающейся певицы ХХ века И. Юрьевой, народного артиста СССР Р. Плятта.
Ростов-на-Дону является крупным образовательным и научным центром. По количеству вузов город занимает третье место в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга). Здесь действуют 50 учреждений высшего профессионального образования (13 государственных, 12 негосударственных вузов и 25 филиалов вузов, работающих в других городах), в которых учатся более 120 тыс. человек.
В Ростове-на-Дону вот уже 80 лет функционирует один из крупнейших в Европе зоопарк. Этот уголок фауны площадью 90 гектаров населяют около 5 тыс. особей, в том числе 400 видов редких животных, птиц и рептилий, более 100 из которых занесены в Красную книгу. Одним из крупнейших садов России считается Ботанический сад Ростовского государственного университета, площадь которого составляет 161 гектар.
Ростов-на-Дону – это еще и один из крупнейших джазовых центров страны. Именно здесь, как нигде в мире, сильна база эстрадно-джазового образования, которую еще в начале 80-х заложил первый в стране «профессор джаза» Ким Назаретов, открывший при Ростовской консерватории кафедру эстрадно-джазовой музыки. Доброй традицией стало проведение в Ростове-на-Дону фестивалей искусства «Донская весна», «Минифест», «Русская комедия», международных джазовых фестивалей, фестиваля юных композиторов памяти Ростовского композитора А.П. Артамонова, а также фестиваля народного творчества «Мой город – моя судьба».
История Ростова-на-Дону
История превращения Ростова-на-Дону в один из крупнейших городов юга России динамична: от официального признания Ростова городом (1806 г.) до времени его усиленного роста и развития (1880–1900-е гг.) прошло менее ста лет.
Но задолго до того, в 1749 году, на месте современного Ростова по указу императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Темерницкая таможня. С этого времени и принято вести отсчет истории города.
Другой предшественницей Ростова-на-Дону стала крепость, основанная для защиты южных русских границ в 1761 году, также по указу Елизаветы. Она получила имя святителя Димитрия (1651–1709), митрополита Ростовского и Ярославского, известного своей просветительской деятельностью. Название постепенно трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, потом просто Ростов и, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, – Ростов-на-Дону. Город расположился на перекрестке сухопутных и водных дорог, что способствовало его росту и развитию, торговый порт принимал суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов.
До середины XIX века в Ростове было всего 14 улиц, медленно прибавлялось число каменных строений. Но уже во второй половине XIX в. город поражал современников темпами развития и бурного роста.
Исключительно выгодное географическое положение, развитие порта и железнодорожного сообщения, бесспорная предприимчивость его жителей – все это способствовало стремительному превращению его в «русский Чикаго» и «донской Вавилон». В начале XX века Ростов становится крупнейшим центром международной торговли на юге страны и третьим в России по величине внешнеэкономического товарооборота. Город приобретает европейский вид, здесь действуют 17 консулов иностранных держав, растет число учебных заведений.
К началу XX в. в Ростове было уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики… В этот же период сформировался и архитектурный облик делового центра, в котором тон задавали здания, построенные выдающимися архитекторами, как местными, так и столичными.
После революции и гражданской войны город развивался вместе со всей страной. К концу 1930-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза. В этот же период окончательно оформилось и слияние Ростова с соседней Нахичеванью-на-Дону – городом, который был основан в одном из форштадтов крепости Димитрия Ростовского армянскими переселенцами из Крыма (границы двух городов, расположенных бок о бок, постепенно стирались и сохранились лишь в названиях. Так, Нахичеванский переулок – бывшая граница, Нахичеванская межа).
В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. Потери были огромны: фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство, в развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. Благодаря беззаветному труду горожан Ростов-на-Дону поднялся из руин, были восстановлены многие полуразрушенные здания, выстроены целые районы, город украсили памятники, парки и скверы.
История Ростова-на-Дону
История Ростова-на-Дону берёт свое начало с момента основания Темерницкой таможни в 1749 году. Позже была построена крепость, названная в честь святого Дмитрия Ростовского. Город несколько раз менял свое название, перестраивался, расширялся. В настоящее время Ростов-на-Дону — один из самых крупных и густонаселённых городов России.
Содержание
История города до его основания
На территории города имеются развалины древних поселений, постройка которых датируется разными эпохами — вплоть до 5 тысяч лет назад. Люди селились на Дону издавна — примерно с меднокаменного века, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. Здесь издавна был мягкий климат, удобное географическое положение, а также изобилие рыбы и мяса — на Дону паслись стада бизонов, шерстистых носорогов и мамонтов. В то время ещё не закончился последний Ледниковый период. Люди жили здесь огромными племенами, так как гораздо легче было прокормить себя сообща. Орудия они изготовляли себе из тонких пластин кремня, которые отделялись от более крупных кусков (нуклеусов). Потом пластины обрабатывали деревянными либо костяными инструментами — притупляли края, скалывали тонкие чешуи — так делали иглы, копья, кинжалы и ножи в Древнее время.
В период Бронзового века на окраине нынешнего Ростова-на-Дону были расположены крепостные сооружения, датируемые 3 тыс.лет до нашей эры. [1] Размер был впечатляющий — длина Ливенцовской крепости по периметру — 280 метров, площадь Каратаевской крепости — 425 квадратных метров. [2] На территории крепости находились курганы и грунтовые могильники. О культуре поселенцев известно мало, обнаружено лишь несколько амфор. Здесь предположительно жили арийцы, которые потом ушли в Среднюю Азию. Об этой крепости известно очень мало, во многом потому, что до сих пор не создан музей.
Известно, что крепость бралась штурмом — об этом свидетельствуют более тысячи кремниевых наконечников стрел.
Основание города
Указом Елизаветы Петровны 15 декабря 1749 года была основана таможня на правом берегу Дона в его низовьях, в 46 километрах от устья реки, где она впадает в Азовское море:
Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого „Богатый колодезь“, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами. |
Однако саму таможню начали строить не вокруг Богатого Колодезя, а на левом берегу реки Темерник, около разрушенной древнегреческой крепости.
XIX век
В 1802 году Новороссийская губерния Российской империи была разделена на Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую губернии. Ростовский уезд вошёл в состав Екатеринославской губернии. В 1811 году город получает свой герб, на котором была изображена крепостная башня, символизирующая прошлое города. После устранения опасности со стороны Османской империи и освоении южных торговых путей Ростов-на-Дону оказался в центре внешней торговли страны. В 1836 году была построена новая ростовская таможня, и за 10 лет обороты торговли Ростовского порта выросли примерно в 30 раз.
В 1838 году название соседнего города Нахичеван было изменено на Нахичеван-на-Дону, для отличия от одноимённого города в Закавказье. В 1887 году город Ростов-на-Дону вошёл в состав Области Войска Донского. К середине XIX века город стал одним из крупнейших пунктов хлебного экспорта в Российской империи, он увеличился более чем в 100 раз. Также в городе был очень крупный экспорт железа, он составлял четверть экспорта из всей Российской империи.
Также столь стремительный рост перевозок грузов вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митрадат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он, вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.
В первой половине XIX века стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. В середине XIX века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский.
Промышленное развитие Ростова в первой половине XIX века поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, все больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 году купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 году в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т. д.
С ростом экономического значения Ростова рос и сам город, увеличивалось его население. Согласно официальной статистике того времени, в 1809 году в городе было около 3000 жителей, в 1833 — 8138, в 1856 — 13200 человек. В действительности населения было больше. Официальная статистика не учитывала пришлых людей. Известно, что в начале 50-х гг. XIX века, когда постоянное население города немногим превышало 11 тысяч жителей, сюда ежегодно, особенно в летнее время, приходили на заработки до 15 тысяч человек. По своему сословному составу постоянное население города было неоднородным. В 1850 году из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419 человек, разночинцев — 1972 человека, крестьян — 519 человек. Значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей, которых насчитывалось 1065 человек. Остальные сословные группы населения были менее представительны.
В 1841 году годовые доходы города составляли 13618 рублей, а расходы — 12100 рублей. В 1844 году Ростову было передано право получения в течение 25 лет десяти процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 году составили около 28 тысяч рублей. В середине 60-х гг. XIX века из 595 российских городов только у 33-х доходы составляли свыше 25 тысяч рублей.
В первой половине XIX века в Ростове отсутствовали городские лечебные заведения. Лишь в крепости существовал маленький военный госпиталь, который, разумеется, не мог удовлетворить потребности растущего города. Только в 1856 году была открыта больница на 30 коек в арендованном помещении. Тогда же было принято решение о строительстве городской больницы в специальном здании. Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное, и в 1850 году насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей. Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем.
Вторая половина XIX века ознаменовалась отменой в России крепостного права, началом технической революции в промышленности и на транспорте, бурным ростом городов. К этому времени Ростов-на-Дону представлял собой уже достаточно крупный, динамично развивающийся город. Особенно заметными были сдвиги в промышленном производстве, которое росло с каждым годом. Ярким примером может служить развитие табачной промышленности. Основанные в середине XIX века табачные фабрики Я. С. Кушнарёва и В. И. Асмолова в 60-е гг. имели совокупный капитал, едва достигавший 6 тысяч рублей. А уже к 1895 году табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн рублей. По сравнению с предыдущими годами, был заметен существенный рост и в других отраслях производства. В 1880 году в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, 3 пивоваренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтный завод и пр. Всего в Ростове было около 100 промышленных, двух тысяч торговых и трех тысяч мелких кустарных предприятий. Заметную роль играл механический завод Д. А. Пастухова, преобразованный в 1889 году в судоверфь металлического судостроения (ныне завод «Красный Дон»). В Ростове стали выпускаться сложные по тем временам изделия, в том числе пассажирские и грузовые пароходы. В развитии экономики Ростова активную роль стали играть банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. XIX века из годового оборота всех 67 обществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско—Камского и Азовско—Донского банков в Ростове.
Результатом развития промышленного производства в Ростове стал рост годового оборота города, который в конце XIX века составлял уже свыше 150 млн рублей. Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился во все районы страны. По-прежнему первое место во внешней торговле города занимал вывоз хлеба, в том числе и за рубеж. В 1868 году жители Ростова и Нахичевани впервые услышали паровозный гудок — до Ростовской пристани по берегу Дона была продлена открытая за четыре года до этого автономная железнодорожная линия, изначально соединившая Грушевские каменноугольные рудники (ныне город Шахты) и Аксайскую пристань. В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году — со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены её Главные мастерские (нынешний Ростовский электровозоремонтный завод). На этом предприятии уже в конце XIX века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растет число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году. Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город ширился, увеличивалось его население. Если в 1860 году в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м — уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119 476 человек. Наибольшую группу составляли мещане — 45 процентов; 5 процентов составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3 %. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2 500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек. В Нахичевани, которая была тогда самостоятельным городом, на рубеже веков жило более 30 тысяч человек. Постепенно в Нахичевани также появлялось все больше промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал в 1891 году механический чугунно-меднолитейный завод, преобразованный в 1898 году в акционерное общество «Аксай» (ныне «Красный Аксай»). Два соседних города, первоначально разделенные примерно двухкилометровым незастроенным пространством, все более активно стремились навстречу друг другу. Новые экономические реалии диктовали необходимость реорганизации в России органов управления.
16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение», введенное в Ростове в 1871 году. В соответствии с ним на четыре года избиралась городская дума и назначалась городская управа во главе с городским головой. Согласно «Положению», городская управа не имела права заниматься политическими вопросами. Круг её деятельности охватывал хозяйственные и экономические отношения. Реформа открывала перед городом широкие перспективы самоуправления. И именно в этот период было сделано очень многое для превращения Ростова в солидный, хорошо застроенный и достаточно благоустроенный город. Большую роль сыграл в этом талантливый городской голова А. М. Байков, при котором Ростов все более активно приобретал черты цивилизованного европейского города.
Центром Ростова-на-Дону в XIX веке долгое время была Московская улица. Вместе с ростом города центр его перемещается на Большую Садовую улицу. Здесь размещались многочисленные богатые здания банков, гостиниц, магазинов, клубов, а также городской сад проекта архитектора А. Померанцева.
В 1865 году в Ростове было завершено строительство первого водопровода. В 1886 году в городе появился телефон. В 1887 году по Большой Садовой улице, а чуть позже по Таганрогскому и Большому проспектам и ряду других улиц начала действовать конно-железная дорога, а с 1902 года — трамвай. В 1896 году Ростов получил электрическое освещение.
Выгодное географическое положение на перекрёстке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, английских, персидских купцов. В 1835 году гарнизон и военное имущество крепости были переведены в Анапу [13]
Промышленная продукция крупнейших из 98 предприятий Ростова пользовалась большим спросом за рубежом. Имена В. И. Асмолова, И. С. Панченко, Е. Т. Парамонова, Н. Н. Токарева, Н. А. Панина, П. Р. и В. Р. Максимовых и других были среди завоевавших дипломы российских и международных выставок. К 1914 году в Ростове были открыты консульства 17-ти иностранных государств. К своему 100-летию город насчитывал около 15 тысяч жителей, а к XX веку в нём проживало свыше 110 тысяч человек. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX века в Ростове действовало уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причём каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу.
Ростов в Гражданскую войну
Довоенные годы
28 декабря 1928 вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону.
Великая Отечественная война
Ростов оставался советским до июля 1942 года, когда после провала наступления Красной Армии под Харьковом немецкое командование начало наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 в Ростов вошла 17-я армия вермахта. На этот раз советские войска не оказали врагу должного сопротивления, что было отмечено в тексте известного приказа НКО № 227 — «Ни шагу назад!».
Война нанесла городу большой ущерб: Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России. В городе в ходе боевых действий было уничтожено около 12 тыс. домов. [22]
Коллаборационизм на Дону
Послевоенный период
После войны Ростов-на-Дону был практически разрушен: все мосты, множество зданий, улицы, полностью завод «Ростсельмаш». Однако город начал очень быстро реставрироваться. Уже 1 июня на улицы города выехал первый трамвай. Особо внимание уделялось Ростсельмашу. Уже в 1947 году закончилось реставрация I очереди завода, началось производство нового типа комбайнов, названных «Сталинец-6». Восстанавливались и другие предприятия, и другие части города. Были отремонтированы табачная фабрика, паровозоремонтный завод. В то же время строились и новые предприятия. Вместе с ними восстанавливался и сам город. 9 августа 1945 г. был утверждён генеральный план восстановления города, разработанный под руководством академика архитектуры В. Н. Семёнова. А в ноябре ростовчане узнали, что их город включён в число 15 крупнейших и старейших русских городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Тридцать шесть специализированных организаций были заняты в 1949 г. восстановлением. Только в течение 1948—1951 гг. было сдано в эксплуатацию 378 восстановленных и заново отстроенных зданий, в том числе 228 жилых. На полную довоенную мощность начинало работать коммерческое хозяйство города, его многочисленные общественные службы. Постепенно восстанавливались и такие выдающиеся здания, как театр имени М. Горького, Лендворец, Дом Советов; Дворец культуры «Ростсельмаш» был построен — вместо разрушенного заново, по другому проекту (архитектор А. Т. Мулик). Была благоустроена Городская набережная, которая стала одним из любимых мест отдыха для жителей города.
В 1965 году был открыт новый Ворошиловский мост, высота которого от земли была около 30 метров. Общая длина моста составляла 450 метров. В 1952 году был открыт Волго-Донской канал и Ростов-на-Дону стал «портом 5 морей». Также возрождалась и культурная часть города, было построено множество новых школ, техникумов, вузов. В 1957 году в городе открылся цирк, который был одним из лучших в СССР. Стали выпускаться и новые газеты: газета «Дон», редакторами которой были известные писатели — М. Шолохов, К. Паустовский и другие; газета «Вечерний Ростов», первый номер которой вышел в июле 1958 года. В 1954 году в Ростове-на-Дону было более 500 библиотек, крупнейшей из которых являлась научная библиотека им. Карла Маркса (была переименована в Донскую публичную библиотеку), в которой находилось более 1 миллиона книг в 1954 году. В 1958 году в Ростове-на-Дону была построена первая городская телевышка, положившая начало Ростовскому телевидению. 1 января 1959 года началось постоянное транслирование телеканалов. В 60-х годах в Ростове-на-Дону успешно развивалась основа образования — школа, также происходит переход ко всеобщему среднему образованию. К началу 70-х гг. количество средних школ достигает 75. В городе появляются новые вузы: Музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С. В. Рахманинова) и завод-втуз (ныне Академия сельхозмашиностроения). Событием в жизни города стал ввод в строй одного из самых красивых вузовских зданий — РИСХМа (ныне Донского государственного технического университета). В эти же годы растёт роль Ростова-на-Дону как научного центра. Ещё с конца 50-х гг. в Ростовском университете плодотворно работают школы почвоведов во главе с профессором А. С. Захаровым, математиков под руководством профессора Ф. Д. Гахова и др. Одним из первых в стране начал работу над проблемой пересадки органов человека коллектив учёных Ростовского мединститута. Выдающимся событием в жизни города и всей области стало присуждение в 1965 г. Нобелевской премии по литературе М. А. Шолохову, многие страницы жизни которого связаны с Ростовом.
Важной вехой в развитии промышленности и экономики Ростова в 1970-е гг. становится реконструкция Ростсельмаша. В разработке и изготовлении технологической оснастки для него, в строительстве его многочисленных объектов участвовало около 80 процентов предприятий города. Результатом стало строительство, по сути, нового завода. Наряду с «Ростсельмашем», активно развивались и другие предприятия. Особенно заметно росли заводы военно-промышленного комплекса, среди которых следует отметить вертолётный (бывший авиационный) завод и группу приборостроительных предприятий. Вслед за первым опытом массового жилищного строительства — проспектом В. И. Ленина — были построены гораздо более крупные жилые массивы — Западный, а затем и Северный. Фактически площадь жилого фонда города за три десятилетия более чем удвоилась.
Современный период
После распада СССР Ростов-на-Дону стал занимать 10 место в Российской Федерации по численности населения. В 1990-х годах, несмотря на экономический кризис Ростов-на-Дону продолжал развиваться. Было построено и реставрировано здание Городской Думы.
В 2000 году Ростов-на-Дону стал центром Южного федерального округа, вновь подтвердив и ранее существовавший неформальный статус крупного регионального центра. Ныне население Ростова, по данным переписи 2002 года, достигает 1 070 000 человек.
Не прекращалось развитие города и в трудные 1990-е годы. Несмотря на социально-экономический кризис, в Ростове именно в этот период были построены важные культурные объекты — Донская государственная публичная библиотека и Государственный музыкальный театр. Эти два здания как бы задали тон новому этапу развития города. Особенно эффектным стало здание Музыкального театра, выполненное в виде огромного рояля с открытой крышкой. Как и сто лет назад, рубеж веков стал весьма значимым периодом в архитектурной летописи Ростова. Один за другим растут новые офисные здания, гостиницы, учреждения культуры и досуга, спортивные сооружения. В городе открылись новые вузы, значительно увеличилось число студентов. Для жилищного строительства характерно большее, чем раньше, разнообразие архитектурного облика зданий.
250-летие Ростова, отмеченное в 1999 году, способствовало резкому увеличению объёма реставрационных работ. Многие архитектурные памятники реставрированы. В их числе — Городская Дума, Кафедральный собор, Дворец творчества детей и молодёжи, Театр юного зрителя, ряд кинотеатров и клубов, а также старинных жилых зданий. Впервые за последние десятилетия в городе не только реставрируются старые, сохранившиеся храмы, но и строятся новые. Активнее стали решаться жилищно-коммунальные проблемы. Реконструируются транспортные и водопроводные сети. Асфальт на многих центральных улицах постепенно заменяется эффектной плиткой. Реконструируются, приводятся в порядок любимый ростовчанами Пушкинский бульвар и Набережная Дона. Вновь подверглись обновлению ростовские вокзалы. Особенно впечатляет новый вид Главного железнодорожного вокзала. Преобразилась и Привокзальная площадь, вблизи которой построены оригинальные здания.
Наконец-то начала решаться и многолетняя городская проблема, связанная с благоустройством набережных Темерника. Постепенно улучшается экономическая ситуация на предприятиях города. После непростого кризисного периода растёт выпуск конкурентоспособной продукции на «Ростсельмаше», «Роствертол», подшипниковом заводе, «Эмпилсе» и многих других предприятиях Ростова. Весьма активно развивается Ростовский порт, который теперь имеет многочисленные причалы не только на правом, но и на левом берегу Дона, ниже железнодорожного моста.
В 2009 году празднование 260-летия Ростова праздновалось с широким размахом. Празднование продлилось два дня. Были приглашены популярные артисты России — Дима Билан, Филипп Киркоров, группа «ВИА Гра» и группа «Город 312».