в каком году написано моцарт и сальери
«Моцарт и Сальери» — пьеса-трагедия А.С. Пушкина
Пьеса «Моцарт и Сальери» написана Александром Пушкиным в 1830 году. Впервые опубликована в 1831 году.
Замысел пьесы «Моцарт и Сальери»
Согласно дневниковым записям Александра Пушкина и его переписке с друзьями, идея создания этой пьесы зародилась у поэта еще в 1826 году. Уже тогда он обдумывал содержание нескольких драматических произведений, которые позднее получат название «маленькие трагедии». Сам же Пушкин для этого жанра чаще использовал названия «драматические сцены» и «опыты драматических изучений». Но в какой степени поэт реализовал свою задумку тогда, в 1826 году, остается неясным Достоверно известно лишь то, что окончательный текст пьесы появился в 1830 году.
Болдинская осень
В жизни самого поэта в тот момент происходили важные события. В 1830 году Александр Пушкин, наконец, получил согласие от родителей Натальи Гончаровой в ответ на его предложение руки и сердца. Поэт счастлив, воодушевлен, готовится к свадьбе и уезжает в свое нижегородское имение Большое Болдино, чтобы привести дела в порядок. Но там его застает эпидемия холеры, разразившаяся в округе, и Александр Сергеевич вынужденно проводит в Болдино три осенних месяца. И это время стало одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта! Душевный подъем, обилие творческих замыслов и уединение подарили миру прекрасные сочинения литературного гения. Именно тогда была написана и пьеса «Моцарт и Сальери».
Болдино. Усадебный дом
Исторический контекст
Так как пьеса «Моцарт и Сальери» получила очень неоднозначную оценку в обществе (особенно при жизни Александра Пушкина), следует отдельно остановиться на тех настроениях, которые витали в обществе в конце 20-х годов XIX века.
Вольфганг Амадей Моцарт умер за восемь лет до рождения Пушкина – в 1791 году, в возрасте 35 лет. А его учитель Антонио Сальери покинул наш мир уже при жизни Александра Сергеевича – в мае 1825 года, в возрасте 74 лет.
Леопольд Моцарт. Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони
То есть история жизни двух этих, без сомнения, одаренных композиторов, была на слуху у всего мира и будоражила умы многих любителей музыки, а что уж говорить о любителях сплетен! Более того, в 20-е годы XIX века в России возник настоящий «культ Моцарта», и одним из распространителей его в нашей стране был музыкальный критик и музыкант-любитель Александр Улыбышев, близко знакомый с Пушкиным. Сам Александр Сергеевич был довольно далек от музыки, и многие сведения об австрийском композиторе и его учителе почерпнул как раз из статей Улыбышева, а также из французской и немецкой прессы. Все эти источники превозносили Вольфганга Амадея как величайшего гения всех времен, который «сумел постигнуть самую сущность искусства». А его манера творить представлялась легкой игрой, не стоившей автору почти никаких усилий.
Реальный Моцарт
Но нужно сказать, что такой образ Моцарта не вполне соответствовал реальности. К тому времени, когда Пушкин взялся за свою пьесу, во всем мире уже укоренилось некое общее представление об австрийском композиторе как о светлом гении, который абсолютно лишен гордыни и тщеславия, равнодушен к славе и титулам, живет одной лишь музыкой, сочиняет также легко, как дышит и сам даже не подозревает о степени своего таланта.
Однако анализ переписки Моцарта с друзьями и официальными лицами при дворе, а также воспоминания современников, открывшиеся нам в XX веке, рисуют несколько иной портрет гения: реальному Вольфгангу Амадею были вовсе не чужды стремления к славе и почестям, поиски солидных должностей, зависть и обсуждение коллег по музыкальному цеху, муки творчества и бесшабашные гуляния. Безусловно, все эти черты, свойственные любому смертному человеку, ничуть не умfляют достоинств прекрасной музыки талантливого композитора, а лишь развеивают миф о нем, как о «невинном гении музыки». Но во времена Пушкина всего этого еще не знали.
Портрет Моцарта работы Дорис Шток. Дрезден, 1789 год
Реальный Сальери
Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы; скульптор Л. Ф. Шабо
Если брать жизнь этого итало-австрийского композитора, то ее вполне можно назвать успешной.
Он был признан одним из самых известных композиторов своего времени; талантливым педагогом – выпустил плеяду ярких учеников, среди которых были Амадей Моцарт, Лювиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист; сделал блестящую карьеру, дослужившись до поста придворного капельмейстера и прослужив на этой должности 36 лет; наконец, он был прекрасным семьянином и любящим супругом. Кстати, всю жизнь Сальери восхищался талантом вовсе не своего ученика Моцарта, а своего учителя композитора Кристофа Глюка. Таким образом, реальный Антонио Сальери сильно отличается от художественного образа, созданного Пушкином в своей пьесе. Кстати, состоявшийся в Милане в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти Моцарта. Однако, подчеркнем, что это случилось спустя 160 лет после смерти Пушкина.
«Моцарт и Сальери» — краткое содержание
Сцена первая
Первая сцена пьесы открывается рассказом о Сальери. Еще маленьким мальчиком будущий композитор услышал звуки органа, и с тех пор музыка пленила его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь разобраться, из каких же частей состоит красивая мелодия. Сальери долго и старательно трудился, отбросив в сторону всякую праздность. В итоге он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не поймал себя на том, что жутко завидует молодому композитору Моцарту. Тот был откровенным разгильдяем, к музыке относился как к легкому приятному занятию и сочинял ее также легко, как птицы поют свои песни. И при этом музыка его была столь прекрасной, что даже сам Сальери делал сравнение не в свою пользу.
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год
Сцена вторая
Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черных одеждах и попросил сочинить для него Requiem (траурное музыкальное произведение). И вот композитор уже написал музыку, а гость так и не возвращается. Но Моцарт даже был рад этому, потому как теперь уже мечтал оставить эту мелодию себе.
Тема пьесы «Моцарт и Сальери»
Основной темой своей трагедии Пушкин вывел сравнение двух противоположных начал: рационалистического, стремящегося все упорядочить, разложить «по полочкам», выверить с математической точностью и творческого, которое существует исключительно в режиме вдохновения и не терпит никакого насилия над собой! Пушкинский выдуманный Сальери не просто завидовал Моцарту, но всерьез боялся, что из-за таких гениев, которые творят по божественному проведению, нисколько не напрягаясь, такие трудяги, как он, будут миру не нужны.
Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер
Критика пьесы
Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики из-за того, что он в искаженном свете преподнес образы исторических персонажей. Отчасти эта критика была обоснована, так как «маленькая трагедия» русского поэта, разлетевшаяся по миру, способствовала повсеместному распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери.
Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821 год
Правда многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений взял имена двух музыкантов лишь как пример и художественный образ извечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивал на том, что его трагедия исторически верна.
«Моцарт и Сальери» в музыке
По пьесе Александра Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков в 1897 году создал оперу «Моцарт и Сальери». В 1962 году режиссер Владимир Горрикер поставил и снял фильм-оперу.
Моцарт и Сальери
«Моцарт и Сальери» — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в Михайловском в 1826 г. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени (1830 год). Впервые напечатана в альманахе «Северные цветы на 1832 г.». Пьеса экранизирована.
Зарождение и развитие замысла
Первоначальное название трагедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», что указывает на порок, концептуально актуализированный в произведении. В то же время Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника. Чувство зависти, гложащее пушкинского Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта. В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.
Сюжет и концепция
Первый намёк на созревание страшного замысла убийства заявлен в сцене, когда Моцарт наигрывает свою «безделицу», а окончательно в рассудке Сальери закрепляется преступное намерение тогда, когда после сочинения этой «безделицы» непритворно заворожённый Моцарт останавливается у трактира и слушает слепого скрипача. По мнению Сальери, он обязан «остановить его» ради спасения высшей справедливости, ради избавления человечества от слишком райских песен, которые оно, состоящее из «чад праха», неспособно воспринимать. Пушкинский Сальери — совершенно особый тип: он отнюдь не «маленький человек», поверженный величием Моцарта: наоборот, он сам искренне презирает «маленьких людей» и испытывает откровенную ненависть к гениям, а осуществление страшного замысла Сальери мотивирует сам для себя тем, что необходимо спасти «жрецов и служителей музыки» от неминуемой гибели. Сальери — типичный представитель «человека середины», «маленькие люди» для него чересчур малы, а гении — неоправданно велики, и именно он, Сальери, призван исправить существующее положение.
Что касается Моцарта, то он лишён способности верить в свое божественное мессианское предназначение, что также утверждает Сальери в его преступном намерении: в ответ на замечание Сальери о том, что «Моцарт бог», Моцарт в шутку отвечает, что его «божество проголодалось». Он в данном случае представляет собой полную противоположность Сальери, который ни на миг не сомневается в собственном избранничестве. Именно в речи прямого, доверчивого и простодушного Моцарта отсутствуют так называемые апарте (реплики в сторону), которыми буквально пропитана речь Сальери. Он даже не подозревает о роковом замысле Сальери, поэтому без всяких колебаний принимает протянутую ему «чашу дружбы», поскольку ему чуждо само представление о преступлении. Пушкин в образе Моцарта сумел воплотить свой идеал «прямого поэта», который «сетует душой на пышных играх Мельпомены и улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены».
«Моцарт и Сальери» — единственная пьеса Пушкина, которая была поставлена при жизни поэта. 27 января 1832 года она была представлена на суд публики на сцене Александринского театра. Главные роли успешно исполнили актёры Иван Иванович Сосницкий (Моцарт) и Яков Григорьевич Брянский (Сальери). Позже роль Сальери исполняли такие известные русские актёры, как Михаил Семёнович Щепкин в 1853 году, Константин Сергеевич Станиславский (1915 год), Николай Симонов в 1962 году и Иннокентий Смоктуновский в 1979 году.
В 1897 году русский композитор Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Моцарт и Сальери».
Александр Пушкин. «Моцарт и Сальери»
«Моцарт и Сальери» входит в цикл коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии» (они предназначались не для постановки в театре, а для чтения).
Пушкинский Сальери предстает в произведении ремесленником, который добился успеха напряженным трудом и отречением от праздных забав и наук, чуждых музыке. Он мучительно завидует Моцарту, который, напротив, обрисован автором как гуляка, не сознающий своего величия и таланта.
«Моцарт и Сальери» — единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни, в январе 1832 года в петербургском Большом театре.
Смотрите также
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Моцарт и Сальери (трагедия)
«Моцарт и Сальери» — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени (1830 год). Пьеса экранизирована.
Зарождение и развитие замысла
Первоначальное название трагедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», что указывает на порок, концептуально актуализированный в произведении. В то же время Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника. Чувство зависти, гложащее Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта. В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.
Сюжет и концепция
Первый намёк на созревание страшного замысла убийства заявлен в сцене, когда Моцарт наигрывает свою «безделицу», а окончательно в рассудке Сальери закрепляется преступное намерение тогда, когда после сочинения этой «безделицы» непритворно заворожённый Моцарт останавливается у трактира и слушает слепого скрипача. По мнению Сальери, он обязан «остановить его» ради спасения высшей справедливости, ради избавления человечества от слишком райских песен, которые оно, состоящее из «чад праха», неспособно воспринимать. Пушкинский Сальери — совершенно особый тип: он отнюдь не «маленький человек», поверженный величием Моцарта: наоборот, он сам искренне презирает «маленьких людей» и испытывает откровенную ненависть к гениям, а осуществление страшного замысла Сальери мотивирует сам для себя тем, что необходимо спасти «жрецов и служителей музыки» от неминуемой гибели. Сальери — типичный представитель «человека середины», «маленькие люди» для него чересчур малы, а гении — неоправданно велики, и именно он, Сальери, призван исправить существующее положение.
Что касается Моцарта, то он лишён способности верить в свою божественное мессианское предназначение, что также утверждает Сальери в его преступном намерении: в ответ на замечание Сальери о том, что «Моцарт бог», Моцарт в шутку отвечает, что его «божество проголодалось». Он в данном случае представляет собой полную противоположность Сальери, который ни на миг не сомневается в собственном избранничестве. Именно в речи прямого, доверчивого и простодушного Моцарта отсутствуют так называемые апарте (реплики в сторону), которыми буквально пропитана речь Сальери. Он даже не подозревает о роковом замысле Сальери, поэтому без всяких колебаний принимает протянутую ему «чашу дружбы», поскольку ему чуждо само представление о преступлении. Пушкин в образе Моцарта сумел воплотить свой идеал «прямого поэта», который «сетует душой на пышных играх Мельпомены и улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены».
«Моцарт и Сальери» — единственная пьеса Пушкина, которая была поставлена при жизни поэта. 27 января 1832 года она была представлена на суд публики на сцене Александринского театра. Главные роли успешно исполнили актёры Иван Иванович Сосницкий (Моцарт) и Яков Григорьевич Брянский (Сальери). Позже роль Сальери исполняли такие известные русские актёры, как Михаил Семёнович Щепкин в 1853 году, Константин Сергеевич Станиславский (1915 год), Николай Симонов в 1962 году и Иннокентий Смоктуновский в 1979 году.
В 1897 году русский композитор Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Моцарт и Сальери».
Борис Годунов • Русалка • Сцены из рыцарских времён ( неок. )
Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.
В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.
Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.
В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.
Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.
Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: