в каком году написана песня ты у меня одна
Юрий Визбор и Ада Якушева: «Ты у меня одна»
Брак двух легенд бардовской песни был трудным, но расстаться до конца они так никогда и не смогли.
В годы оттепели за этим романом следила вся огромная страна, болевшая туристско-гитарной романтикой. «Ты у меня одна, словно в ночи луна, словно в степи сосна, словно в году весна», — пел Юрий Визбор. «Ты мое дыхание, утро мое ты ранее, ты и солнце жгучее и дожди», — звенела в ответ серебряным колокольчиком Ада Якушева. Не верилось, что это любовь реальных людей — так похожа она была на светлую песню.
Визбор и Якушева вместе учились в Московском педагогическом институте. Аббревиатуру МГПИ в те годы в шутку расшифровывали как Московский государственный поющий институт: на одном курсе с Визбором и Якушевой учились и другие сочинители песен — Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Коваль. А талантливая, звездная пара Визбора и Якушева была главной легендой «поющего института».
Горе — любить такого трепача
Визбор, обожавший горы, привел Аду в свою огромную туристическую компанию. А там, кажется, все писали если не песни, то, по крайней мере, стихи. Ада и сама не заметила, как тоже начала ходить в походы, рифмовать слова и подбирать аккорды, и очень скоро она стала той самой «девушкой с гитарой».
«Она была такая светлая, необыкновенная», — вспоминают друзья юности. Впрочем, чтобы увидеть Якушеву в молодости, достаточно посмотреть на ее внучку, певицу Варвару Визбор: такая же необычная красота, теплый джазовый голос, мягкая, немного угловатая грация.
Но даже у такой невероятной девушки, как Ада, были соперницы. Вокруг Визбора все время кружился хоровод студенток и молоденьких аспиранток. «О, боже мой, какое горе любить такого трепача», — писала Якушева.
Только с тобой
После института Визбора призвали в армию, и Ада стала почти каждый день получать от него письма. Эта переписка сейчас опубликована, по ней даже поставлен музыкальный спектакль.
«Страшно тебя ревную», — признавался он. «Только с тобой! В нищету и славу, в дальние края и в кафе через дорогу!» — писала она. И в ответ: «Адка, слушай меня внимательно! Ты — моя надежда, мой единственный шанс на счастье. Если ты уйдешь — я погибну!».
Визбор вернулся из армии, и в 1957 году они с Адой поженились. Вскоре родилась дочь, Татьяна.
Не уходи или не приходи
В начале 60-х появились первые магнитофонные записи с песнями Визбора. Песни разлетались по стране, и как напишет потом один из современников, «Визбор спас от маразма целое поколение, уведя его в горы». Нарастающая слава барда и беспокойная журналистская профессия бросали его по всему свету. Путешествия, творчество, поклонницы… Он часто повторял, что «только влюбленный имеет право на жизнь».
Ада тоже серьезно занималась делом. Вела передачи на радиостанции «Юность», писала песни. И всегда понимала, что у мужа появилась новая пассия. Начинает носить тельняшку, вязать морские узлы — значит, завелась яхтсменка. Не отходит от холста — художница. Дороже всего семье обошелся роман с горнолыжницей: Визбор купил такие дорогущие горнолыжные ботинки, что пришлось месяц жить в режиме строгой экономии.
«Он бегал от одной юбки к другой, как мартовский кот», — честно рассказывала Ада о браке с Визбором. Но они оставались самыми близкими людьми, и все равно любили друг друга. «От такого мужчины, как Юра, можно многое вытерпеть», — говорила Ада.
Свою боль она выплескивала в песни: «Мне всё равно, сколько лет позади, мне всё равно, сколько бед впереди. Я не хочу, чтобы ты уходил. Не уходи или не приходи…» А однажды, уезжая в командировку, оставила мужу записку: «Наверное, у тебя появилась другая женщина, от которой тебе трудно отказаться». Визбор ответил: «Сколько бы не было на моем пути любимых девушек, как вспомню тебя, про все забываю».
Но к этому времени они уже не жили вместе. А потом появилась та, ради которой Визбор совсем отказался от своей Ады: актриса Евгения Уралова. Они с Юрием вместе играли в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь», и вскоре после съемок поженились.
И от Визбора надолго отвернулись почти все друзья. Все поддерживали Аду.
Если б ты знал
После развода и у Ады, и у Юрия все сложилось хорошо. Она вышла замуж за бывшего однокурсника, заместителя директора радиостанции «Юность» Максима Кусургашева. Он, кстати, был свидетелем на их свадьбе с Визбором. Родила еще сына и дочь. Много работала, и ее теплый голос узнавали все советские радиослушатели. Благодрая работе на «Юности» она познакомилась с начинающей певицей Аллой Пугачевой. Девушки сдружились, пели на два голоса, а их дети — Кристина и Максим — потом еще долго общались.
Все говорили: в глубине души Визбор и Якушева так и не сумели расстаться. Ада написала свою самую печальную песню:
Если б ты знал,
Как долго я тебя сегодня ждала,
Ты бы, наверно, отложил бы дела,
Зашел ко мне на два слова.
Как раньше, помнишь?
Если б ты знал,
Как я скучаю по улыбке твоей,
Как часто я теперь завидую ей,
Моей сопернице новой.
А Визбор продолжал жить, как герой увлекательной книжки: занимался альпинизмом, дружил с космонавтами, катался на горных лыжах, любил самых красивых женщин. Писал песни, снимал документальные фильмы, играл в художественных: всем запомнился его Борман в «Семнадцати мгновениях весны». С Адой они поддерживали самые лучшие отношения, которые только могут быть у «бывших», а их дочь Таня жила то с ним, то с ней — у кого в это время были лучше жилищные условия.
На двадцать пятый день рождения дочери Визбор пришел уже с четвертой женой. И при ней, и при всех гостях сказал Аде: «знаешь, если бы я начал жизнь сначала, я бы снова женился на тебе».
* * *
Когда в мой дом любимая вошла,
В нем книги лишь в углу лежали валом,
Любимая сказала: «Это мало!
Нам нужен дом». Любовь у нас была.
И мы пошли со старым рюкзаком,
Чтоб совершить покупки коренные,
И мы купили ходики стенные,
И чайник мы купили со свистком.
Ах, лучше нет огня, который не потухнет
И лучше дома нет, чем собственный твой дом,
Где ходики стучат старательно на кухне,
Где милая моя, где милая моя,
Где милая моя и чайник со свистком.
.
Ада Якушева – “ Здравствуй, это главное»
Будь глазами кораблям упрямым,
Рельсами упрямым поездам,
Будь геологу искомым камнем,
Мною будь, когда со мной беда.
Крыльями, взметнувшимися к небу,
Пением посадочных полос,
Будь, прошу тебя, повсюду, где бы
Быть тебе сегодня ни пришлось.
Крыльями, взметнувшимися к небу,
Пением посадочных полос,
Будь, прошу тебя, повсюду, где бы
Быть тебе сегодня ни пришлось.
Будь, прошу тебя, повсюду, где бы
Быть тебе сегодня ни пришлось.
Юрий Визбор и Ада Якушева. «Больше, чем любовь.» (фильм)
Юрий Визбор посвятил «Ты у меня одна» Аде Якушевой… и ушел к актрисе Евгении Ураловой
Поклонники любят и до сих пор поют песни Юрия Визбора: «Охотный ряд», «Синий перекресток», «Александра» из мелодрамы «Москва слезам не верит», «Лыжи у печки», «Ходики», «Серега Санин». И, конечно же, «Ты у меня одна», посвященная Аде Якушевой. Именно ей посвящены лучшие лирические стихи и песни барда.
История любви Ады Якушевой и Юрия Визбора превратилась в легенду. Так почему же любовь закончилась?
Визбор и Якушева вместе учились. Оба они в 1952 году поступили в Московский педагогический институт имени Ленина, избрав специальность — русский язык и литература. В молодежной среде МГПИ была популярна самодеятельность, песенное творчество и туризм. Именно в этом вузе в 50-х годах родилось новое направление авторская песня, у истоков которой стоял Юрий Визбор.
Вот как об этом в своей книге «Три жены тому назад» рассказывала сама Ада о Юрии: «Он писал стихи, которые часто публиковались в многотиражке «Ленинец», хорошо пел и играл на гитаре, считался классным спортсменом, писал сценарии студенческих капустников-обозрений, водил туристские группы. Любого из перечисленных достоинств было бы, наверное, достаточно, чтобы обрести популярность в нашем сугубо женском вузе. А еще он был весьма пригож собой. Неудивительно, что за ним постоянно увивался длинный хвост поклонниц … А потом случилось неизбежное — я тоже влюбилась в Юру».
Юрий вместе с другом Володей Красновским по распределению попал в Архангельскую область, в поселок Кизема, оттуда ушел в армию. Причем, поскольку это была поселковая школа, то ему пришлось работать на все руки, преподавать все, включая географию и физкультуру. А Ада осталась работать в Москве.
Поначалу лишь письма Якушевой были наполнены нежностью, а те, что приходили от Визбора, были чисто дружескими. У Юрия Визбора в Москве оставалась невеста, на которой, отслужив в армии, он собирался жениться. Ада об этом знала и очень страдала.
Интроверт по натуре, своими переживаниями она делилась с единственным человеком — бывшим однокурсником Максимом Кусургашевым. Безнадежно влюбленный в Аду Максим выслушивал, утешал. В том, что чувствует сам, признаться не мог, поскольку был несвободен: женился еще на третьем курсе — до того, как познакомился с Адой.
Но не прошло и года после отъезда из столицы Визбора, как его невеста отправилась в ЗАГС с другим. Прочие пассии Визбора, тоже клявшиеся в вечной любви, сошли с дистанции еще раньше. Продолжала писать и ждать только верная Ада.
«Без Адки жить невозможно»
Ее любовь была такой сильной и беззаветной, что он не устоял и сам влюбился. В одном из его писем есть такие слова: «Захожу в зал, полно красивых девушек и ни одной тебя…» Домой, по его признанию, возвращался с мыслью: «Без Адки жить невозможно».
В феврале 1958 года они поженились. В феврале 1958 года они поженились. Максим Кусургашев был свидетелем на регистрации. А поздней осенью 1958 года на свет появилась дочь Таня.
Двадцать второго ноября 1958 года в окно палаты послеродового отделения, заглянули два взлохмаченных мужика. Бедные женщины, находившиеся в палате, испытали ужас при их появлении, но Ада быстро успокоила соседок: «Девочки, не пугайтесь — это мой на дочку посмотреть пришел». Пришел… на четвертый этаж.
Взять отвесную стену роддома Визбору и его лучшему другу Володе Красновскому удалось с помощью альпинистского снаряжения и водосточной трубы, на которой они и закрепились в ожидании торжественного момента — младенцев вот-вот должны были привезти на кормление.
Пока альпинисты висели, они слушали восторженные речи только что родившей Ады: «Девочка — просто чудо, красоты неописуемой!» Когда наконец медсестра привезла в палату младенцев на кормление, кулек был поднесен к окну, Визбор, по его собственному признанию, потерял равновесие и чуть не сорвался.
А потом, не сказав ни слова, стал спускаться вниз. Через годы он так объяснял свою реакцию на дочь: «Рот у тебя, Татьяна, был от уха до уха, нос — размером с рот, а волосы — цвета крови парижских коммунаров».
Судьбоносное кино
В 1965 году в жизни Юрия Визбора произошло судьбоносное событие. Потом окажется, что оно отразится и на его отношениях с женой. Уже известный тогда режиссер Марлен Хуциев пригласил Визбора в свою картину «Июльский дождь».
Когда позвонили с «Мосфильма» и сказали, что режиссер Хуциев приглашает на пробы, Юрий не поверил. Решил: разыгрывает кто-то из друзей. На киностудию в назначенный день и час поехал только для того, чтобы посмотреть шутнику в глаза. Но на вахте — совершенно неожиданно — получил пропуск и уже через несколько минут разговаривал со знаменитым режиссером.
Хуциев сказал, что давно ищет исполнителя на роль Алика — бывшего фронтовика, ироничного интеллигента-ловеласа с гитарой. То, что Юрий Визбор не актер, а журналист, Марлена Мартыновича не смущало.
Актер-дебютант на съемках познакомился с двадцатипятилетней актрисой из Ленинграда Евгенией Ураловой. Надо отдать должное, Женя была красива и талантлива, но была замужем за актером Всеволодом Шиловским.
Высокая, стройная, каре светлых волос, большие и выразительные глаза, плюс — необычный для женщины низкий тембр голоса (критики заметили, что в фильме она еще и говорит с несколько ленивой, как бы усталой интонацией)…
От разных квартир ключи
Как потом отметит Уралова, Визбор вначале ей не понравился: лысый, грустный, некрасивый — толстый нос, глаза немного навыкате…
Но от него шла мощнейшая мужская энергетика и она влюбилась. Натурные съемки продолжались две недели, и все эти две недели они по вечерам гуляли под осенним дождем вдоль берега водохранилища и говорили, говорили и без конца целовались…
В тот год в блокноте поэта появятся строчки:
«А счетчик такси стучит,
И ночь уносит меня.
От разных квартир ключи
В кармане моем звенят…»
Расставались они с Адой трудно и долго. Якушева вскоре напишет:
Снова твое бесконечное «жди»
Белой дорогой мне в окна глядит,
Снегом о снежный стучится настил.
Я не хочу, чтобы ты уходил.
В снег не хочу и в жару не хочу
Я прислоняться к другому плечу.
Хватит ли сил мне, не хватит ли сил,
Я не хочу, чтобы ты уходил… (1965 год)
Вскоре Визбор оставил ключи от квартиры на Неглинной Аде. Ада и Юрий за все годы брака поссорились лишь однажды и то во время творческого процесса совместного написания песни «Рассветы стали дрожащие».
Юрий настаивал, чтобы были «красивые рассветы». Ада же хотела «холодные рассветы», потому что, по ее мнению, «красивые» звучит пошло. Разругались в пух и прах.
«Люби, если любится»
Конечно, она знала о каких-то его интрижках, но закрывала на них глаза. Ада всегда безошибочно понимала, что у мужа появилась новая пассия. Начинает носить тельняшку, вязать морские узлы — значит, завелась яхтсменка. Не отходит от холста — художница. Дороже всего семье обошелся роман с горнолыжницей: Визбор купил такие дорогие горнолыжные ботинки, что пришлось месяц жить в режиме строгой экономии. Но то, что с Ураловой у них настоящая любовь, а не интрижка, она сразу поняла.
Сохранились письма Якушевой и Визбора друг другу, по сути — эпилог истории их любви.
Вот строчки из письма Ады: «…Милый мой! Я чувствую, сбывается то, о чем я тебе когда-то говорила. И я готова снова все понять и простить, потому что моя доброта к тебе и моя нежность безграничны. Люби, если тебе любится, и если кто-нибудь спросит, скажи, что я знаю и понимаю … Прощай, мой зверь! Всего тебе хорошего и радостного, что ты не смог получить от меня…»
А эти — из ответа Визбора: «Я безгранично благодарен тебе за твою любовь, за твою большую, настоящую человечность … Я знаю, что нет на свете другого человека, который бы так хорошо понимал меня, а главное — так хорошо чувствовал меня, который был бы для меня столь же беззаветным. Это, как ты понимаешь, почти все. Вот с этим чувством к тебе я и живу».
Визбор женится на Ураловой, купит кооперативную квартиру в Черемушках.
Влюбленный Юрий посвятит песню Ураловой, которая тут же станет хитом:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все — расставаться пора.
Милая моя, солнышко лесное,
Встретишься со мною?
30 января 1967 года у Юрия и Евгении родилась дочь Анна. Евгении было не по душе оттого, что муж постоянно проводит время в компании друзей, вечно исчезает — то в горы, то в походы на байдарках.
Так что вернувшись из роддома имени Грауэрмана и порадовавшись тому, как аккуратно и любовно приготовил Юра кроватку, коляску и пеленки, Женя тут же с грустью поняла, что почти всю новую для их семьи нагрузку ей придется взвалить на свои женские плечи. Визбор не мог изменить привычного для него образа жизни. Как же без друзей и без гор?
«Я бы снова женился на тебе»
Экс-супруга Визбора — Ада Якушева выйдет замуж за своего давнего воздыхателя — заместителя директора радиостанции «Юность» Максима Кусургашева, искренне любившего ее с момента первой встречи и до последнего вздоха… У них появятся двое детей — сын Максим и дочь Дарья.
Всем участникам этой истории хватило мудрости сохранить нормальные человеческие отношения. Визбор и Якушева и созванивались, и виделись, и поздравляли друг друга со всеми праздниками, и вместе принимали участие в воспитании общей дочери Татьяны.
Визбор часто повторял блоковское утверждение, что «только влюбленный имеет право на звание человека» и в подобном состоянии он пребывал постоянно.
Брак с Евгенией Ураловой распался из-за новой любви Юрия — художницы Татьяны Лаврушиной. Однако этот союз продлился лишь чуть больше полугода. Впоследствии выяснилось, что после свадьбы Татьяна завела себе богатого «друга» и Визбор сразу стал не нужен. Избавившись от Визбора, Татьяна вышла замуж и уехала с мужем в Америку.
Последней супругой Визбора была журналистка Нина Тихонова, с которой он прожил десять лет.
На двадцатипятилетие дочери Татьяны Визбор пришел уже с четвертой женой. И при ней, и при всех гостях сказал Аде: «Знаешь, если бы я начал жизнь сначала, я бы снова женился на тебе».
В 1982 году Визбор перенес инфаркт, но быстро восстановился и вскоре отправился в горную экспедицию.
В марте 1984 года Юрий поехал с друзьями-альпинистами в Осетию — кататься на лыжах. Вернулся помолодевший, загорелый, красивый. А через некоторое время вдруг стал жаловаться на боли и обратился к врачам. А через две недели в онкоцентре ему поставили диагноз: «рак».
Эта болезнь стала причиной смерти Юрия Визбора 17 сентября 1984 года. Знаменитому барду было всего 50 лет.
Ады Якушевой не стало в 2012 году. Все говорили: в глубине души Визбор и Якушева так и не сумели расстаться. Ада посвятила Юрию свою самую печальную песню:
Как долго я тебя сегодня ждала,
Ты бы, наверно, отложил бы дела,
Зашел ко мне на два слова.
Как раньше, помнишь?
Как я скучаю по улыбке твоей,
Как часто я теперь завидую ей,
Моей сопернице новой.
Новое видео:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Юрий Визбор «Ты у меня одна».
Юрий Визбор
«Ты у меня одна…»
Визбор часто повторял блоковское утверждение, что «только влюбленный имеет право на звание человека». И могу засвидетельствовать, что в подобном состоянии он пребывал постоянно. Подозреваю, что он пытался вылепить цельный образ идеальной для него женщины. И скульптурной этой работе не видно было конца.
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
Юрий Иосифович Визбор (20.06.1934 — 17.09.1984)
Первую роль Визбор сыграл в фильме «Июльский дождь» (1967). Среди самых интересных ролей – Мартин Борман в «Семнадцати мгновениях весны». По сценариям Визбора поставлено свыше сорока документальных фильмов, а также художественный фильм «Год дракона» и телефильм «Капитан Фракасс». Юрий Визбор — один из основателей и самых ярких представителей авторской песни. «Если я заболею, к врачам обращаться не стану», «Ты у меня одна», «Александра, Александра, этот город наш с тобою…», «Милая моя, солнышко лесное» — его песни поют на праздничных застольях и у костра, порою даже не ведая, кто их сочинил. Окончив пединститут, он стал бардом, актером, журналистом, писателем, альпинистом, моряком и даже немного летчиком.
Я испытываю глубочайшее удовольствие, когда слышу или вижу, как поет человек. Не работает, не выступает, не зарабатывает на хлеб, а творит при тебе искусство — живое, волнующее, свое. Песня — и не только своя собственная, но и та, которую ты исполняешь, — наделена некой тайной познания другой души. Когда не происходит такого познания — скучно, друзья. Больше всего я люблю слышать и видеть, как поет Булат Окуджава, хотя слово «исполнитель» вряд ли подходит к этому необыкновенному мастеру.
Мне кажется, что невозможно слушать исполнение одного из самых глубоких произведений о войне — песни «Темная ночь», отрешась от Марка Бернеса. Эту песню пытались исполнять очень хорошие певцы, чьи вокальные данные были, несомненно, выше данных первоисполнителя. Но та мера боли, вложенная Бернесом в сорок третьем году именно в исполнение этой песни, делает это произведение, на мой взгляд, совершенно недосягаемой вершиной исполнительского творчества. Только песня, пропущенная, как кровь, через сердце, становится высоким, волнующим искусством.
Этим сентябрем я говорил с ним последний раз по телефону. Он был безнадежно болен и, кажется, знал об этом. Голос его был слаб, но бодр.
— По утрам отпускает, а к вечеру опять… — сказал он. — Зайди как-нибудь утром, денька через два.
— Чего тебе принести?
Тут он помедлил, а потом с какой-то полушутливой яростью сказал:
— Знаешь, принеси мне яду. Такого, знаешь, незаметного, без запаха и вкуса, и чтоб сразу.
Я вроде бы нашелся:
— Юр, прямо не знаю. Есть, конечно, у меня цианистый калий, вон целая цистерна, но ведь пахнет, зараза! Горьким миндалем.
Визбор хохотнул и тут же своей скороговорочкой сообщил мне историю, как одного мужика не брал цианистый калий, ну совершенно, и он шантажировал своих семейных, выпивая у них на глазах по стакану отравы. Но однажды забыл, что нельзя сразу после этого пить черный кофе…
— Позвони мне послезавтра. Может, увидимся…
Но послезавтра уже нельзя было к нему. А через неделю — я увидел его. А он меня — нет…
Вот и собрал Юра вокруг себя тысячную компанию… Вот и встретилось вокруг него постаревшее наше поколение. На дереве — большая фотография: он стоит, чуть наклонившись через гитару к микрофону, — и улыбается. Наша молодость, наша первая песня — Визбор.
Дочь Юрия Визбора Татьяна:
В 1981 году Юра написал песню «Пройдет сентябрь по цинковой воде». В ней он предсказал не только месяц своей смерти, своего «прикосновения к земле», но и погоду: в день его смерти стеной лил «цинковый» дождь…
В апреле 84-го он уехал с Рюминым и другими космонавтами кататься в горы. И вернулся оттуда с каким-то желтым загаром. И все время говорил, что плохо себя чувствует. Он не привык ходить к врачам. Максимум мог позвонить другу, врачу-травматологу, и рассказать, что у него болит. Так мы дотянули примерно до 15 июня. А 20-го ему исполнялось 50, и все готовились к юбилею…
20 июня надо было забрать из больницы заключение врачей. И вдруг завотделом томографии говорит: «Вашему мужу жить три месяца. И не мучайте его. Рак 4-й степени». А это же день рождения…
Мы придумали историю, что у него гепатит и что он вот-вот поправится. Он вроде повеселел. А однажды, когда у него был Юлик Ким, Юра ему сказал, что вынужден играть перед Нинон весельчака, хотя испытывает невыносимые муки и готов застрелиться, если Юлий принесет ему пистолет… Человек сгорел за три месяца, полный планов и задумок…
Он не читал молитв, не ходил в храм. Но когда за ним приехала реанимация, и ребята подняли его на стуле и стали выносить, он на пороге попросил развернуть его к окну и вдруг положил та-а-акой широкий крест. Никогда раньше этого не видела. У каждого ведь приходит свой час, когда он обращается к Богу. Я поняла, что в ту секунду он попросил Бога о спасении.
Дочь Юрия Визбора Татьяна:
Официально отец был в браке четыре раза и женился всегда по «принципиальной» любви. Есть люди, имеющие любовниц на стороне, отец же считал, что должен жениться на той, кого любит. С мамой он учился в Московском педагогическом институте в начале 50-х годов прошлого века. Когда после вуза служил в армии, мама писала ему. Их переписка опубликована в книге «Три жены тому назад». В 1958-м родители поженились, в том же году родилась я. Вторая жена папы — актриса Театра имени Ермоловой Евгения Уралова, которая до сих пор там работает. Познакомились они на съемках фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь». Не заметить эту очень красивую женщину было просто невозможно. У отца с Евгенией родилась дочь, моя сестра Анна. С третьей женой, художницей, отец прожил несколько месяцев, не помню ее. С четвертой, Ниночкой Тихоновой, папа был в браке 8 лет. Нина Филимоновна родила двух девочек. Мы с сестрами очень дружны, а мои дети — сын и дочь — считают всех жен отца своими бабушками.
Отец из моей жизни не уходил никогда, мы постоянно общались. Мама вышла замуж второй раз за ближайшего друга папы Максима Кусургашева, потрясающего журналиста, работавшего на радиостанции «Юность». Родила двоих детей, моего брата Максима и сестру Дарью.
Мама долгое время занималась журналистикой, почти 30 лет проработала на радиостанции «Юность». Сейчас на пенсии.
Когда мне исполнилось 25 лет, отец пришел на день рождения со своей последней женой Ниной и сказал маме при всех, мол, был бы молодым, все равно на тебе женился бы. Мне кажется, хоть разрыв был достаточно болезненным для обоих, они так и не смогли до конца расстаться.
… При этом все визборовские женщины внешне очень сильно похожи друг на дружку. Я сама сегодня больше похожа на Евгению Уралову и на Нину Тихонову, чем на свою собственную маму. Почему-то именно в последние годы это стало сильно проявляться. Мы все живем дружно, хотя, как и в каждой семье, у нас бывают разногласия.
Я считаю, что мне сильно повезло с мамой и мачехами. Ниночка — крестная мать моих детей. Женя меня очень многому научила, когда я одно время обитала у них с отцом. Родители меня никогда не «делили», они до самой смерти папы сохраняли потрясающие, добрые отношения, и я жила в той семье, где на тот момент были подходящие квартирные условия. И никто не делал из этого трагедии. Потом Женя как актриса многое сделала для моей дочери Варвары, которая сейчас учится на первом курсе Щукинского училища. Я ужасно люблю всех своих сестер и братьев. Семья у нас большая.
Отец всегда говорил: не надо путать лирического героя песни с ее автором. Но в тот момент, «когда в мой дом любимая вошла, в нем книги лишь в углу лежали валом», была Евгения Уралова, которая вошла в этот дом. Только не на место моей мамы Ады Якушевой. Родители уже расстались, там был какой-то проходной роман, насколько я знаю. Получалось так, что ни одна последующая жена не разбивала брак предыдущей.
Одну из самых нежных песен «Ты у меня одна…» он посвятил моей маме. А «Милая моя, солнышко лесное…» — Евгении Ураловой.
Первой женой Юрия Визбора стала его сокурсница, известный бард и журналистка Ада Якушева. У них родилась дочь Татьяна, теперь – ведущая популярных музыкальных программ на «Радио России».
История любви Ады Якушевой и Юрия Визбора превратилась в легенду. Многие из тех, кто учился с ними в институте в одно время, признавались, что просто были влюблены в эту необыкновенную талантливую пару.
Ада – удивительный, талантливый, остроумный человек. От нее всегда веет добром. Я как-то с удивлением спросила у Юры: «Как ты мог разойтись с такой женщиной?» Но Визбор в свои прошлые отношения никого не допускал и никогда в жизни не говорил плохо о своих женщинах.
Ты – мое дыхание, Подожди, себя тая, Ты моя мелодия, Ты – мое дыхание, «О, боже мой, какое горе – любить такого трепача!», — такие строки я написала, когда положила на Визбора глаз. А у него всегда была огромная толпа воздыхательниц. Но что толку ревновать такого человека? Хотя поводов было предостаточно. Юра всегда жил по своим непредсказуемым законам. От любвеобильности Визбора я все же настрадалась. «Легкость» наших отношений как бы подразумевалась сама собой: разве могут два поэта спокойно жить рядом друг с другом? Обладая неуемным чувством юмора, Юра очень любил выражение нашего общего друга Зиновия Гердта — «три жены тому назад», которое вполне достоверно определяет этапы его жизненного пути. Несмотря на моральный фактор, я все же «рискнула» опубликовать письма Визбора ко мне. … Он то уходил, то возвращался. Очень уж влюбчивым был. Бегал от одной юбки к другой, как мартовский кот. Но, несмотря на все эти уходы-приходы, между нами всегда оставались светлые отношения. … Поженились мы в 1957 году. Юре всегда по-благородному хотелось, чтоб все было законно. У меня даже когда-то была его фамилия. Со всеми своими женами Визбор сочетался законным образом. |