Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880)
Жанр:
«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти ) — роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанный в 60-е годы XIX века.
Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова. [1]
Содержание
Сюжет
Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
Почему роман Тургенева начинается 20 мая 1859 года? Откуда автор заимствовал воззрения Базарова? Почему нам рассказывают про роковую влюбленность Павла Петровича и кольцо со сфинксом? Ответы на эти и другие вопросы — в новом выпуске рубрики про секреты великих книг
1. Тайна первой фразы романа
В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:
«— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим…»
Статья Герцена «Very dangerous. ». 1859 год Из издания «Колокол. Первое десятилетие », Лондон, Женева, 1867 год
2. Тайна комплексов Базарова
Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:
«— Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы».
В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозначена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?
Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.
Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократическое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.
3. Тайна имени Базарова
Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:
«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»
Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсевия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?
Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.
4. Тайна сфинкса
Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:
«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».
И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?
Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллельно, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум конфликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.
Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нелли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.
Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персонажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.
5. Тайна мировоззрения Базарова
Нигилист Базаров размышляет:
«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»
Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!
Блез Паскаль. Гравюра Герарда Эделинка. XVII век Bibliothèque nationale de France
Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Чернышевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:
«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…» Цитируется в переводе П. Д. Первова 1888 года.
Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к материализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.
6. Тайна бреда Базарова
Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»
При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.
И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:
«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в символ не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой психики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.
7. Тайна смерти Базарова
Базаров умирает от тифозного заражения:
«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня? — Есть; на что тебе? — Нужно… ранку прижечь. — Кому? — Себе. — Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? — Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. — Ну? — Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».
Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототипов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.
После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототипов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о новом средстве борьбы с сибирской язвой. Очень скоро Тургенев узнал, что Дмитриев умер, что, очевидно, повлияло на складывание финала романа со смертью героя.
Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными материалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разглядели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иронии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутовинову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.
Наконец, сама фамилия Базаров была в конце годов на слуху — в Туле профессором Духовной академии был Иоанн Григорьевич Базаров, а его сын, Иоанн Иоаннович, с 1844 года был священником русской церкви по Франкфурте-на-Майне и духовником дочери одного из великих князей. В 1869 году Тургенев лично с ним познакомился в Штутгарте.
Цитата:«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
История создания
Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.
Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Проблематика:
Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: социально-психологический роман.
Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Краткое содержание
Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.
Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.
Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.
В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).
За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.
На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.
После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).
Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.
Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.
Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).
Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.
Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране. В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает. Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.
Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.
Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.
У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.
На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.
Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.
В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.
Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются. Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия. Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.
Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.
У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.
По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.
Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.
После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.
За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.
Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.
Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.
Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.
Экранизации
«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).
Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».
Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).