в каком году начали строить метро в красноярске
«Метро: попытка №5»: «Большой репортаж» ТВК о строительстве красноярской подземки
На площади Революции под клумбой находится одна из первых станций красноярского метро. Попасть туда не получится еще очень долго – шахту засыпали песком в 2009 г. Красноярскому недостроенному метро уже почти 28 лет. В 1999 г. впервые заговорили о его консервации. После этого много денег утекло в стройку, которой пока не суждено закончиться и по сей день. Потрачены миллиарды рублей: на проекты, строительство и консервацию. Тем временем власти просят выделить деньги на еще одну – пятую – попытку построить метро. Почему же с метро у Красноярска все так сложно? Нужна ли нам подземка? Ответы на эти вопросы в большом репортаже Елены Армас «Метро: попытка №5»
Попытка №1 – 1995 год
Торжественное перерезание красной ленты, шампанское и надежда. Так начиналась первая попытка построить метро в далеком октябре 1995 г.
О том, что Красноярску нужна подземка, заговорили еще 1983 г. Метрополитен в то время не просто транспорт – это престиж и статус для города. Эксперты разработали проект, его утвердили в Госплане СССР. Но спустя 5 лет, в 1989 г. все проекты метро в регионах свернули по экономическим причинам.
В начале 90-х строительство возобновили по инициативе в то время губернатора Красноярского края Валерия Зубова. В 1995 г. вырыли первый ковш для будущей станции «Площадь Революции».
Через 5 лет планировали открыть 5 первых станций. Но уже в 1999 г. появились серьезные проблемы с финансированием – работы остановили на стволе станции возле ЖД вокзала.
На станции отключили электроэнергию и насосы для откачки воды – это был протест в ответ на то, что власти не выделяют достаточно средств. На тот момент уже бывший губернатор Валерий Зубов заявил, что федерация всегда давала деньги на строительство подземки, но нужно было уговаривать, требовать и находить средства в краевом бюджете, ведь останавливаться было нельзя.
«Если мы с этого поезда, под названием строительство метро, выскочим, обратно уже не заскочить», – сказал Зубов в 1999 г.
Попытка №2 – 1999 год
Решили попытаться построить метро еще раз. Теперь вложиться в подземку предложили самим красноярцам – с помощью лотерейных билетов.
Не получилось. Но строительство все равно продолжилось, правда, очень медленно. Как итог – к 2000 г., за 5 лет, прошли всего 200 м. тоннелей. Работали тогда всего 8 человек. Но власти все равно тешили красноярцев надеждами – «скоро прокатимся с ветерком».
«Надо отнестись к этому как к всенародной стройке. Будет метро. И я с вами еще прокачусь в первом вагоне», – говорил Валерий Глотов, бывший заместитель губернатора Красноярского края, в 2000 г. курировавший строительство метро.
Петр Пимашков – на тот момент мэр Красноярска. Тогда приближалась предвыборная гонка, а метро было чуть ли не самой главной мечтой красноярцев. Потому Петр Иванович воодушевленно обещал, что метро у нас точно появится к 2008 г. Сегодня уже 2021 г., а надежда у бывшего мэра Красноярска все еще не угасла.
«Мы тогда верили. Не просто верили, мы понимали, сколько может проходить этот комбайн LOVAT в течение года. Все это считается. Все мы могли построить. Финансовые проблемы были, есть и, к великому сожалению, будут. Решение этой проблемы затянулось. Но, еще раз повторяю: сейчас появилась уверенность. Красноярск давно заслужил метро, и оно будет построено», – считает теперь уже депутат Госдумы Петр Пимашков.
«Если не будет принята госпрограмма, не будет выделяться 3 млрд руб. в год, а будет только 10 млн, значит, строительство метро растянется более чем на 100 лет. И это будет закапыванием госсредств», – говорил в 2003 г. генеральный директор ОАО «Бамтоннельстрой» Александр Голышев.
Попытка №3 – 2006 год
Как словом – так и делом. 3 млрд руб. никто не дал, но строительство потихоньку продвигалось. К концу 2007 г. прошли более 3 км тоннелей.
Однако 2008 г. начался с консервации одной из первых станций метро «Площадь Революции». Шахту засыпали песком, а в 2011 г прекратили строительство и на других объектах подземки. Тогда же перестали выделять деньги из федерации.
С 2011 по 2014 гг. город тратил 50 млн руб. только на консервацию метро – поддержание уже построенных тоннелей. Затем эта сумма увеличилась до 76 млн руб. ежегодно. За все время строительства на подземку, которой нет, уже потратили более 6 млрд руб.
Попытка №4 – 2012 год
В 2012 г. губернатор Лев Кузнецов заявил, что в Красноярске продолжают строить метро. Из федерального бюджета обещали выделить 1 млрд руб. Но поступления этих денег в город и возобновления работ так и не произошло. Поэтому в 2015 г. депутаты и вовсе предложили засыпать метро, мол, это траты в никуда.
«Если вы вспомните Новосибирск – это была плановая экономика. Ну, хватит пиариться. Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Давайте потратим какие-то деньги и закопаем», – говорил в 2015 г. депутат Горсовета Александр Коропачинский.
За Уралом метрополитен не строили более 30 лет. Последний – в Новосибирске, там его открыли в 1985 г.
Казанский метрополитен – единственная подземка, которая открылась в России после распада СССР.
Остальные – Омск, Челябинск, Пермь, Уфа, Ростов-на-Дону – такие же недострои, как у нас.
Попытка №5 – 2021 год
2021 г. Пятая попытка построить метро. И вот как в мечтах метростроевцев должно выглядеть начало нашей подземки. Первая ветка – 9 станций – от Высотной через центр и до Октябрьского моста. Сначала запустят первые 6 станций до «Ленинской», а затем остальные 3.
Главный метростроевец Красноярска Игорь Иванов занимается метрополитеном уже 23 года. Он уверен: подземка нам нужна в первую очередь как сибирскому городу – чтобы люди не мерзли на остановках в ожидании автобусов.
«Мы надеемся, и расчеты показывают, что в резко-континентальном климате Сибири пассажиры выбирают именно наш транспорт и никакой другой. Первый этап – это 6 станций. В техническом задании на конкурсе было заявлено, что мы делаем изыскания на 9 станций, но на 6 станций делаем стадию «П» – проект. Первыми будут сданы 6 станций, а через год-два – еще 3 станции», – говорит строитель метро.
Это дизайн шести станций, которые входят в первую очередь строительства подземки – «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» и «Ленинская». На них потратят 90 млрд руб. Потом добавят еще 3 станции – на их постройку уйдет еще 17 млрд руб. Длина первой линии нашего метро составит около 12,5 км.
«Единственное, что сейчас вызывает вопросы со стороны экспертизы – это вопросы обследования тоннеля. От предыдущего строительства остался небольшой участок. Как только мы досогласуем – у нас немножко отличается мнение от мнения коллег из экспертизы – мы можем считать, что проектную работу закончили. Дальше – разработка рабочей документации и строительство».
Метро для красноярцев – это уже даже не городская легенда. Это нечто сакральное. В некотором роде символ распада СССР и кризисных 90-х. Мы верим: подземка обязательно решит все проблемы – с пробками, с экологией, с общественным транспортом.
Но нужно нам метро на самом деле? Или это просто привычка – хотеть метро?
Сейчас Красноярск разделился на два лагеря. Одни слепо верят в чудесную силу метрополитена, а другие настаивают: это пустая трата денег. Почему те, кто когда-то хотел метро, теперь просят ни в коем случае его не строить?
Директор коммуникационного агентства Василий Дамов живет в Красноярске с начала 90-х. Он видел и торжество стройки, и ее вечные проблемы, потому уверен: у красноярцев пропало доверие. Произошло это в конце нулевых, когда начали консервировать первую станцию. А все последующие возрождения «стройки века», по мнению красноярца, были обычным пиаром:
«Я думаю, что у людей в голове живет мысль, что метро – это признак столичности. Вот будет у нас метро, и сразу как станем крутыми, заживем! Будет метро – значит, все остальное тоже будет. Но, на самом деле, метро – это очень дорогая игрушка. Нужно много денег, чтобы его построить. Еще больше – чтобы его содержать. Сейчас эта история скорее про пиар. Я не вижу, откуда возьмутся федеральные деньги на метро».
Выделит федерации деньги или нет – пока неизвестно. Но урбанисты уже говорят, что эти миллиарды снова закопают в землю. Ведь метро нам, по сути, не нужно. Оно не избавит город от всех дорожно-транспортных проблем. И эти деньги лучше потратить на альтернативный транспорт, который свяжет весь город, а не только пару районов. Скоростные трамваи, городские электрички, новый автобусный парк – нужно решать проблему комплексно, а не слепо идти под землю. Еще важно учитывать опыт других городов.
«Они делают метро, но это будет инвалид. Как в Самаре, Новосибирске и в Нижнем Новгороде. Можно сделать альтернативную систему метрополитена с помощью трамвая или троллейбуса. Сейчас довольно много систем bus rapid transit – то есть это движение по особой выделенной полосе, на которую не могу заезжать другие виды транспорта. Это даже лучше и дешевле, чем метрополитен. Нужно смотреть на проблему в комплексе, а не говорить, что нам срочно нужно метро. Если мы обновим и переделаем систему общественного транспорта, мы сделаем жителям города намного лучше, чем сделаем метро и закопаем много-много денег под землю», – считает урбанист Иван Новичихин.
Даже если метро в Красноярске построят, оно станет одним из самых глубоких в России – это третья причина, почему с подземкой у нас все так сложно. Под Красноярском капризный грунт – трещиноватый, обводненный и проседающий, требует тщательного крепления забоев, специальных методов проходки и глубокого котлована.
Средняя глубина должна составить около 60 м., говорят геологи. Для сравнения: у самого глубокого, петербургского метро средняя глубина – 57 м. Там, кстати, грунт очень похож на красноярский. Но нам нужно рыть глубже.
«Спускаться на большую глубину имеет смысл, когда у меня могучая развитая сеть, и я еду на огромные расстояния. Спускаться под землю, когда мне надо проехать небольшие расстояния – непривлекательно для пассажиров. Надо понимать, что даже если какие-то деньги будут выделены, это будет отдельная ветка метро, грубо говоря, от точки А до точки Б. Она что-то обслужит, но для остального города это будет просто выставка достижений народного хозяйства. Это не транспортная система. Если что-то делать, то именно с охватом города, чтобы это была нормальная система, обслуживающая все пятачки городской территории. Нужен умный, хороший проект современного рельсового транспорта. Не обязательно лезть под землю, а в вашем случае даже бессмысленно. Это категорически не проходит по деньгам».
Чтобы не повторять историю соседа, нужно развивать наземный транспорт, уверен Василий Дамов. А чтобы разгрузить дороги в том же центре, который каждый будничный вечер стоит в 10-балльных пробках, достаточно ввести ограничения на въезд авто.
«Частный автомобильный транспорт из центра города нужно убирать. Мне кажется, если ограничить центр города Медакадемией, Копыловским мостом, тюрьмой и набережной, из этого прямоугольника частный транспорт нужно максимально быстро, максимально количественно убирать. Люди могут видеть на примере Новосибирска, что наличие в городе хорошего, разветвленного метро не разгружает улицы. Новосибирск последние год-два стоит в хронических 10-балльных пробках, и метро на это не влияет никак», – считает Василий Дамов.
«30 лет мы строим метро. Это наша головная боль. За это время в области несколько раз сменился руководящий состав, а наше метро передается по наследству. Никто не готов сказать «стоп, закончили» и зарыть метро, потому что на это нужно 9 млрд. А чтобы достроить нужно 70 млрд. У Челябинска и области таких денег нет, нужны какие-то федеральные субсидии. Федералы денег не дают. Приходится поддерживать то, что есть. На данный момент у нас все 4 станции. Помню, когда я поступала в институт, это был 2003 г., нам обещали достроить метро в 2007 г. Сейчас 2021 г. – метро до сих пор нет», – рассказывает главный редактор телеканала «31 Канал – Челябинск» Евгения Моргунова.
«Я уже договорился отправить туда своих проектировщиков. Считаю, что заявленная сумма в 100 млрд достаточно большая. Мы найдем решение более дешевое, более оптимальное. Но начатое надо закончить, потому что это приводит к технологическим рискам, потому что мы же под землей каналы прорыли, а их нельзя так бросать, их надо заканчивать», – заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Многолетнюю судьбу Красноярска и подземки решит Главгосэкспертиза. Если новый проект пройдет все согласования, то начать строительство обещают уже в конце этого года. Это станет пятой попыткой построить метро. Желания, как и все 30 лет до этого, много. Целесообразность проекта и финансирование смущает и экспертов, и горожан. Но, тем не менее, все ждут подземку. Увенчается ли пятая попытка построить в Красноярске метро успехом? Или все закончится, как множество раз до этого?
Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
Красноярский метрополитен
запланировано более 30
Акмолинская | ||||
Октябрьская | ||||
Аэровокзал | ||||
Красный Яр | ||||
Стрелка | ||||
Проспект Мира | ||||
Площадь Революции | ||||
Вокзальная | ||||
Улица Копылова | ||||
Высотная | ||||
Бугач |
Красноя́рский метрополите́н — строящаяся система линий метрополитена в Красноярске (Россия). Должен стать девятым метрополитеном в России, третьим в Сибири (после Новосибирского и Омского) и семнадцатым в СНГ.
Содержание
История
Необходимость метрополитена в перспективно развивающемся Красноярске была осознана ещё в 60-е годы прошлого века. В генеральный план города линии метро на перспективу были внесены уже в начале 70-х годов.
В 1983 году на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято одно из двух исключительных решений о строительстве метрополитена в ещё не достигшем статуса города-миллионера Красноярске (другим таким исключительным случаем была столица союзной республики Рига).
В 1984 году московский институт Гипрокоммунтранс разработал комплексную транспортную схему города, и институту Харьковметропроект было дано задание сделать технико-экономическое обоснование красноярского метрополитена. Тогда же началась разработка технико-экономического обоснования, его утверждение в Госплане СССР, непосредственное проектирование (институт Харьковметропроект), строительство базы и т. д. Инженерно-технические изыскания провёл красноярский трест «КрасТИСИЗ». В 1989 г. все работы были свёрнуты (как и в других городах со спроектированным, но не начатым строительством метро).
Работы по проектированию были возобновлены в постсоветской России в 1993 году; в 1994 году технический проект первой очереди первой линии прошёл гос. экспертизу и был утверждён постановлением Госстроя РФ.
Первая очередь первой линии метрополитена предусматривала ввод в эксплуатацию пяти станций — «Высотной», «Вокзальной», «Копыловской» (ныне «Улица Копылова»), «Площади Революции», «Проспекта Мира», наклонных ходов на трёх последних, перегонных тоннелей между ними; технического корпуса, а также электродепо. Строительная длина первой очереди — 8,5 км; среднее расстояние между станциями — 1,85 км. Планируемый объём перевозок — 55 млн пассажиров в год, или 169 тыс. пассажиров в сутки.
Из первой очереди был выделен 5,5-километровый первый пусковой участок в составе трёх первых станций в центре.
Заказчик — Управление по строительству красноярского метрополитена; генпроектировщик — «Красноярскметропроект [1] »; генподрядчик — «Красноярскметрострой» (головная организация — «Бамтоннельстрой»).
Строительство
Подготовительные и горно-капитальные работы начались в 1994 году. Непосредственное строительство — был вынут первый ковш земли — началось 17 октября 1995 года.
В 1998 году финансирование пошло на убыль, из городского бюджета средства не выделялись, а в 1999 году ситуация стала настолько критической, что генеральный директор «Красноярскметростроя» (подразделение ОАО «Бамтоннельстрой») пригрозил отключить откачивающие воду насосы.
После проведения подготовительных работ и сооружения подходных выработок, 26 декабря 2001 года отечественным проходческим щитом КПЩ-12 от шахтного ствола № 2 (на ул. Ладо Кецховели) на глубине 60 метров началась проходка непосредственно левого перегонного тоннеля в сторону будущей станции «ул. Копылова».
В июле 2003 года в Красноярске введён в эксплуатацию завод, оснащённый автоматической карусельной линией по производству высокоточных железобетонных блоков для обделки тоннелей. Оборудование было поставлено французской фирмой СВЕ. Завод выпускает до 11 блоков за смену.
Железобетонные блоки стали поставляться на строительство метрополитенов Красноярска, Новосибирска, Челябинска.
К этому времени проходческий комплекс КПЩ-12 прошёл 242 метра левого перегонного тоннеля. После установки приставки механизированной разработки забоя скорость проходки тоннеля значительно возросла.
Пятого сентября 2003 года на строительной площадке станции «Высотная» был запущен в эксплуатацию (после консервации работ на площадке в 1997—2001 гг.) доставленный из Сингапура в 2002 году тоннелепроходческий комплекс LOVAT. Под LOVAT была сооружена монтажная камера длиной 120, шириной 24 и глубиной 12 метров.
В 2005 году федеральный бюджет выделил 144 миллиона рублей, на которые было пройдено 250 метров тоннеля «Высотная» — «Улица Копылова».
В 2006 году было выделено 230,2 миллионов рублей.
В 2007 году было освоено 630 миллионов рублей, 588 миллионов из которых поступили из федерального бюджета, остальные — из бюджета края. На эти деньги в 2007 г. выполнено 930 погонных метров тоннелей на перегонах между станциями «Высотная», «Улица Копылова» и «Вокзальной». Также выполнен институтом «Красноярскметропроект» ряд проектных работ в размере 23 млн рублей. К сентябрю 2007 г. было пройдено более 2100 метров непосредственно перегонных тоннелей, не считая подходных выработок и шахтных стволов.
К маю 2008 года на красноярском метрополитене пройдено уже более 3,5 тыс. метров горных выработок, из них готовых тоннелей — около трёх километров. Всего освоено порядка 4,8 млрд рублей.
Помимо проходки тоннелей, продолжается строительство станции «Высотная» (открытым способом) — сооружение котлована, объектов платформенного участка,вестибюлей, других элементов станции; продолжаются строительные работы на станции «Вокзальная» (глубокого заложения); обслуживающие работы на горных выработках станции «Площадь Революции» — освещение, проветривание, водоотлив, а также надзор и контроль; работы по проектированию локомотивного депо и станций, входящих в пусковой комплекс.
В 2008 году из федерального бюджета на строительство красноярского метрополитена выделен 801 миллион рублей.
В настоящий момент принято решение горные выработки станции «Площадь Революции» законсервировать до введения в эксплуатацию первого участка из трёх станций; технический корпус демонтировать, строительную площадку временно ликвидировать; из-за отсутствия достаточного количества рабочих на других участках рабочих данного ствола № 5 перевести на основной фронт работ по проходке тоннелей и строительству станций пускового участка. [2]
В 2011 году принято решение о прекращении строительства и консервации станции «Вокзальная».
Грунты, тоннели, механизмы
В расположенном по обеим сторонам Енисея и вытянутом вдоль его берегов почти на 40 км Красноярске очень тяжёлые для строительства метрополитена грунты — сильно трещиноватые, значительно обводнённые и проседающие. Они требуют как тщательного крепления забоев, так и специальных методов проходки, а, следовательно, дорогостоящего оборудования. Большинство запроектированных станций красноярского метро — глубокого заложения. Средняя глубина заложения красноярского метрополитена — 60 метров; рабочие стволы достигают отметки более 83 метров. Работы ведутся в сложных геологических условиях с применением технологии химического закрепления грунтов. Для проходки тоннелей применяются тоннелепроходческий комплекс «Lovat» канадского производства, именуемый «Ольга» и отечественный щитовой комплекс КПЩ-12 (левый перегонный тоннель). Среди вспомогательного оборудования имеются германский дизелевоз «Shoma», вагоны ВСК-6,2 и растворовозы на базе бетононасосов «Skru-krit» (Япония). Обделка тоннелей производится высокоточными железобетонными блоками. Строительство ведёт ООО «Красноярскметрострой» с привлечением головной организации ОАО «Бамтоннельстрой», также расположенной в Красноярске.
Станции
Станции метрополитена будут в основном глубокого заложения — за некоторыми исключениями («Высотная», у медицинского университета и др.)[1]. Институтом Ленметрогипротранс проводилась «привязка» некоторых станций петербургского метрополитена для метро Красноярска, например, проект станции «Площадь Восстания» метрополитена Санкт-Петербурга предлагался для строительства станции «Площадь Революции», проект станции «Площадь Мужества» — для станции «Вокзальная» и т. д. Станции «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» первой очереди будут соединены с вестибюлями и кассовыми залами четырёхленточными эскалаторами.
Открытие первого пускового участка с тремя станциями («Высотная» (мелкого заложения), «улица Копылова» (глубокого заложения), «Вокзальная» (глубокого заложения)) на линии длиной 5,17 км, сооружением инженерного корпуса и электродепо в последний раз формально было запланировано на 2012 год, однако в связи с плохим федеральным финансированием определение даты открытия не представляется возможным.
На следующем этапе строительства запланированы две станции второго пуского участка — «Площадь Революции» и «Проспект Мира» (обе глубокого заложения), после чего эксплуатационная длина первой очереди первой линии составит 8,22 км. После этого должна быть построена станция наземного типа в районе Стрелки.
Линии
Запланированы и прошли ещё в 90-е годы экспертизу две линии.
Первая линия: Высотная — Улица Копылова — железнодорожный вокзал «Красноярск-Пассажирский» — площадь Революции — Стрелка — ул. Аэровокзальная — Высотная — Северный — «Зелёная Роща» — алюминиевый завод.
Вторая линия должна была идти с севера на юг: «Солнечный» — «Северный», центр города и далее на правый берег с сооружением тоннеля под Енисеем.
В перспективе планировалась третья линия, которая прошла бы следующим образом: Дрокино — ул. Калинина — пл. Революции — правый берег.
Интересные факты
При пуске метрополитена его станции обрели бы титул самых восточных станций российского метро.
См. также
Источники
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Красноярский метрополитен» в других словарях:
Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г … Википедия
Красноярский трамвай — Трамвайная система Страна … Википедия
Красноярский государственный театр оперы и балета — Красноярский государственный театр оперы и балета … Википедия
Метро — Метрополитен Привод электродвигатель с 1890 г. Период с 1863 года Скорость 20 100 км/ч Область применения подземный (наземный) общественный транспорт … Википедия
Красноярск — У этого термина существуют и другие значения, см. Красноярск (значения). Город Красноярск … Википедия
Транспорт Красноярска — Красноярск крупный транзитный узел, расположенный на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по реке Енисей. Содержание 1 Железнодорожный 2 Автомобильный 3 Водный … Википедия
Список метрополитенов — Ниже приводится список метрополитенов мира. Системы, фактически полноценным метро не являющиеся, но, тем не менее, часто называемые метро, выделены курсивом. Страны, в которых есть метрополитены … Википедия
Красноярск (краевой центр) — Город Красноярск Флаг Герб … Википедия
Высотная (станция метро) — «Высотная» Пусковая линия Красноярский метрополитен … Википедия
Площадь Революции (станция метро, Красноярск) — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфраструктуры, связанном с метро. Содержание ста … Википедия