в каком году на тнт появился стендап
О проекте
«СТЕНДАП В РОССИИ СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ. РАНЬШЕ ЛЮДЯМ ТРЕБОВАЛОСЬ ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ. СЕЙЧАС ЛЮДЯМ НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ МНЕНИЙ, ВЕДЬ МЫ ЧИТАЕМ «ТВИТТЕР», БЛОГИ И САМИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ».
Вячеслав Дусмухаметов.
Продюсер Stand Up
Состав выступающих комиков стабилен?
Есть костяк проекта, без сомнения. Но есть и рубрика «Открытый микрофон», куда каждый может прийти и высказать свое мнение. Такое уже происходит, и кое-кто из ребят, выступивших в «Открытом микрофоне», закрепился в основном составе шоу. Мне кажется, что, когда проект пойдет на ТНТ, многие люди загорятся, потому что это очень интересный и новый жанр. И многие придут к нам в проект. Cоответственно, существующий костяк будет расширяться.
Все больше резидентов Comedy Club начинают делать еще какие-то проекты на ТНТ. В этом и заключается карьерный рост комика?
Действительно, люди вырастают, становятся звездами. У Comedy есть четкий и понятный жанр. Когда люди дорастают до чего-то другого и это не помещается в жанр Comedy Club, они пытаются сделать что-то за его рамками. Главное, чтобы все получалось талантливо. И выходило на канале ТНТ.
Stand Up сначала не планировали показывать в прайм-тайм. Почему первоначальные планы изменились?
Изначально мы делали Stand Up для поздней ночи, а когда увидели, что получилось, решили поставить шоу в прайм-тайм.
Что определило выбор в качестве ведущего Руслана Белого?
Никакого выбора ведущего не было. Руслан – идейный вдохновитель и один из креативных продюсеров этого шоу. Еще один креативный продюсер – Юлия Ахмедова. Руслан и Юля родом из славного города Воронеж, и их связывает давняя дружба, что очень помогает в работе.
Stand Up подразумевает рассказ комиков о проблемах, которые может понять большинство. Например, поездка в плацкартном вагоне на верхней боковушке у туалета. Что будет, когда участники шоу станут звездами и пересядут на самолеты в бизнес-класс?
Наши комики – это люди из народа с мнением. Stand Up не гламурное шоу, это народное шоу. И народ бывает разный. Кто-то в эконом-классе летает, кто-то в бизнес-классе. Дай бог, чтобы наши стендап-комики пересели в бизнес-класс, я к этому стремлюсь. Когда все они по разу пролетят в бизнес-классе, задайте мне снова этот вопрос. Посмотрим, как комфорт отразится на их творчестве.
Когда вы громче смеетесь: когда смотрите выступление стендап-комиков в зале или когда видите на экране уже смонтированный вариант?
Живьем, когда все происходит здесь и сейчас, стендап смотрится гораздо интереснее. У нас же не просто вечеринка. За прошедший год, который мы работали в клубном формате, это уже превратилось в некий клуб единомышленников, куда приходят люди, чтобы интересно провести время. Приходите и вы. Вся информация о нас есть в Интернете.
Руслан Белый.
Ведущий и креативный продюсер Stand Up
Откуда в одночасье взялось такое количество крутых стендап-комиков?
Я не думаю, что мы уже крутые стендап-комики. Мы начинающие. А нашлись ребята не сразу, конечно. Мы работаем над шоу с августа прошлого года. Не было такого, чтобы мы набрали народ и сразу сняли передачу. В Москве и в других городах есть небольшие площадки, где выступают стендап-комики – кого-то мы увидели и позвали в Stand Up. Целый год мы нарабатывали материал, у нас были вечеринки каждые две недели. И если сравнить запись первой такой вечеринки и то, что получилось в итоге, можно увидеть, что это «две существенные разницы».
Как попасть на съемки Stand Up?
Пока мы нераскрученное шоу, все происходит по сарафанному радио. Перед съемками первых выпусков мы давали объявленияна сайтах и в соцсетях – так что следите за новостями в Интернете. И да, приходите сейчас, пока у нас все бесплатно! А то потом мы станем миллионерами и начнем брать деньги за вход. Именно в таком порядке.
Юлия Ахмедова.
Креативный продюсер Stand Up
Да. Нам присылают видео со своими стендапами самые разные люди. Мы просматриваем каждую запись и абсолютно всем отвечаем. Талантливых новичков мы приглашаем выступить в специальной рубрике «Открытый микрофон». Некоторые наши участники, например Виктор Комаров, начинали именно оттуда. Потом мы его пригласили к себе, и сейчас он один из основных участников Stend Up, выступает регулярно.
Телевизионные рейтинги – это один критерий успеха телепроекта. Но у любого создателя шоу есть и свои личные критерии успешности. Как ты определишь, что Stand Up удался?
Stand Up – не искусственный проект. Не было такого, что мы придумали идею, потом провели кастинг и набрали людей. Все наши участники много лет выступают в жанре стендап, живут им, все время что-то делают для развития. То есть, даже если бы Stand Up не было, каждый из нас все равно бы этим занимался. Stand Up – это наша жизнь. А будет ли он хорошим телевизионным продуктом, это другой вопрос: последнее слово всегда за зрителем. Мы надеемся, что, посмотрев наше шоу, люди заболеют стендапом так же, как им болеем мы. Если мы достигнем этой цели, то можно считать, что у нас все получилось.
Вячеслав Дусмухаметов сказал, что Stand Up – это место, где люди могут высказать свое мнение и услышать чужое. В интернет-блогах тоже люди высказывают свою позицию и читают, что думают другие. Там главная тема – политика. Вы тоже о ней будете говорить?
В Stand Up каждый комик выходит на сцену и рассказывает о вещах, которые его волнуют. Естественно, любого образованного человека – да и вообще любого человека – волнует то, что происходит в нашей стране, в том числе политика. Но она волнует каждого стендап-комика под разным углом. Например, у нас есть Стас Старовойтов. Он женат, и в одном стендапе он рассказывает о том, что государство ему выделило помощь на покупку квартиры в рамках программы «Доступное жилье – молодой семье». Это очень маленькая сумма, и Стас рассуждает о том, можно ли на нее что-то купить. Ему это близко. У Руслана Белого есть стендап о запрете курения в общественных местах. Это тоже политика.
Александр Дулерайн.
Генеральный продюсер ТНТ
Мы давно пытались создать площадку, где могли бы пробовать себя комики следующего поколения. Если вы помните, «Смех без правил» и «Убойная лига» были как раз об этом, и «Comedy Баттл» об этом, и Stand Up тоже. Он вообще задумывался как лаборатория, и мы не планировали ставить его в прайм-тайме, но, когда увидели, что получилось, были приятно поражены. Это очень смешное и резкое шоу, абсолютно для прайм-тайма.
Создатели шоу скромно сваливают придумку Stand Up друг на друга. Кто же все-таки это изначально затеял?
Вы же сами сказали – Райкин. Но и он, мне кажется, был не первым.
Сейчас Stand Up – это простота декораций, неформальная атмосфера и тому подобное. То есть напоминает ранний Comedy Club. Допускаете ли вы, что со временем Stand Up Comedy тоже превратится в элитарное шоу, и хотели бы вы этого?
Напоминает ощущением нового большого хита:) А как они будут развиваться – неизвестно.
Stand Up – это попытка создать некую монополию на этот жанр? То есть собрать всех лучших людей, которые работают в этом направлении?
Мы вообще пытаемся собрать всех лучших людей на всех направлениях. Но как только соберем – рождаются новые. Насколько Stand Up является экспериментальной вещью? С одной стороны, юмор – сила ТНТ. С другой – даже ТНТ нужна смелость для того, чтобы поставить в эфир часовое шоу, где комики один за другим рассказывают истории и больше ничего не происходит. Ни миниатюр, ни музыкальных номеров, ни танцев. Если мы увидим, что у шоу низкие рейтинги, мы заставим их петь и танцевать.
Все герои Stand Up, кроме Руслана Белого, – абсолютно новые для широких масс лица. Почему вы решили не приглашать других известных стендап-комиков? Александра Незлобина и Павла Волю, к примеру.
Вся идея этого шоу – находить и открывать новые таланты. Зачем же нам приглашать звезд Comedy? Мы хотим, чтобы Stand Up привлекал гениальных неизвестных комиков со всего мира.
Стендап от какого известного человека (не комика) вы хотели бы услышать?
Честно говоря, у меня такого желания никогда не возникало.
Руслан Белый не первый и не последний. Многие резиденты Comedy Club причастны к запуску новых проектов на ТНТ. Не боитесь ли вы таким образом растерять звездный состав самого Comedy?
Наоборот – мы видим в этом развитие Comedy.
История возникновения жанра «стендап» в России
Отечественная культура комедии еще с советских времен сверкает яркими именами, знакомыми практически каждому россиянину: Аркадий Райкин, Роман Карцев, Геннадий Хазанов, Виктор Коклюшкин и, конечно, Михаил Жванецкий с Евгением Петросяном. Все они, безусловно, были профессиональными юмористами — но можно ли это назвать стендапом? Вряд ли — все-таки домашние заготовки, прочитанные по бумажке (в случае с Райкиным — еще и с переодеванием в различные образы), пусть прямо в лицо аудитории, пусть с квелым интерактивом (одним из первых работать с залом стал Ян Арлазоров) — это не стендап.
«Райкин, Хазанов, Карцев — это скорее артисты разговорного жанра, юмористы, — размышляет резидент шоу «Stand Up» Нурлан Сабуров. — Конечно, их выступления отчасти можно считать предпосылками появления стендапа, ведь каждый понимает его по-своему, но все же это немного другая история. Плюс не надо забывать про особенности советского политического режима.
На Западе свобода слова тоже появилась не просто потому, что так решило государство. Комики чувствовали, что телевидение выглядит слишком чистеньким и прилизанными, и начали с этим бороться, позволять себе больше. Однако в СССР с учетом цензуры это было невозможно».
Стендап, как показал опыт работы Джорджа Карлина, Энди Кауфмана, Луи Си Кея, Джимми Карра и других зарубежных комиков, это когда в нерв не стесняются лезть бор-машиной, не задумываясь об анестезии. И не подглядывая в бумажку, потому что стендап — это не читка сценария, а разговор со зрителем с глазу на глаз. Струящийся поток мыслей, его боль, проблемы, комплексы, страхи и радости. Общество должно быть готово к такому жанру.
На западе стендап развивается давно, и до России доходили лишь пространные отголоски его успеха. Так, о великом Энди Кауфмане мы узнали только из фильма Милоша Формана «Человек на Луне», где образ бога троллинга воплотил Джим Керри.
Однако — несмотря на безусловные заслуги юмористов постсоветского периода — стране нужна была свежая кровь. Новая энергия, подача, иной подход к разработке и развитию темы. Особый уровень откровенности при общении со зрителем. Наевшаяся фейковыми ток-шоу страна жаждала видеть перед собой людей, готовых говорить прямо, открыто.
Одними из первых эту дорогу начали протаптывать резиденты «Comedy Club». Некоторым короткие монологи Павла Воли пришлись по душе, другим они показались вопиющей безвкусицей.
Так или иначе, постепенно ночные эфиры ТНТ стали наполняться практически беспримесными комедийными стендап-шоу. Программы «Убойная лига» и «Смех без правил» стали первым подобным опытом — там был и абсурдный юмор, и парадоксальный, и экспериментальный, и традиционный. Многие эти проекты уже подзабыли, но свою важную задачу они выполнили — посеяли зерно, давшее обильные всходы в виде расцвета стендапа в России.
Почти все комики их тех первых передач оказались востребованными: Антон Борисов работает с Иваном Ургантом, Денис Косяков пишет сценарии, снимается в кино и сериалах, Руслан Белый снял собственное стендап-шоу «Комик в городе», некоторые артисты обосновались в «Comedy Club».
Сегодня жанр активно шагает по стране и одним ТНТ, разумеется, не ограничивается. В каждом городе живут и растут собственные лиги, открытые микрофоны (клубные площадки, где каждый может выйти и прочитать монолог) и масса одаренных артистов.
Важно, что одинаковых среди них почти не бывает. Выживают только яркие индивидуальности. Недостаточно быть честным и хорошим парнем с отличным чувством юмора. В стендапе приветствуются нездоровый уровень цинизма, аномальная самоирония, черный юмор или самокритика — каждый выбирает свой метод достучаться до публики.
«В интернете принято ругать русский стендап. Несколько лет так же ругали русский рэп, но потом однажды в течение месяца по мощному альбому выпустили Оксимирон, Скриптонит и ATL, и критики потихоньку успокоились. Рэп вышел за собственные границы и стал музыкой номер один, — считает стендап-комик Денис Чужой. — Думаю, так же будет и со стендапом. К людям, которые хотят смешно доносить свои взгляды на жизнь, прислушаются и понесут им деньги. Наверное, пока не хватает пары прорывных концертов, которые бы заткнули критиков».
На его взгляд, «в целом жанр в России уже в порядке».
«Есть хорошее шоу на ТНТ, но туда уже не помещаются все классные комики. Значит, они вывалятся в шоу-конкуренты и в интернет. Прелесть стендапа в том, что это невероятно дешевый в производстве жанр, — продолжает он. —
Это не КВН, где нужно вырезать из гипсокартона красивые декорации, привезти трезвого красивого ведущего и позвать руководителя комитета по молодежи и туризму. Нужны только микрофон, барный стул и минералка (да и то без последней можно обойтись). Значит, прокачиваться в этом может почти любой желающий.
Сегодня вы знаете десять комиков, а завтра от них будет не продохнуть. По крайней мере, хочется верить».
Комик шоу «Stand Up» Слава Комиссаренко называет стендап «самой широкой формой юмора», у которой «могут быть сотни проявлений».
«Это может быть умный стендап или же актерский с большим количеством гэгов, как у Джима Керри. Один человек может выходить на сцену и говорить на какие-то общественно-политические темы. А другой после него на той же самой сцене огромной кувалдой бить по арбузу. И это тоже будет стендап, — говорит Комиссаренко. — Поэтому мы можем говорить о том, что в стендапе может быть сатира. Однако если задуматься, какой процент от общего выступления она занимает, то, наверное, небольшой».
По словам креативного продюсера шоу Руслана Белого, «юмор можно считать формой социальной коммуникации».
«Вы никогда не задумывались о том, что в корне шутки всегда лежит правда? Поэтому в последнее время очень часто стали обижаться на юмор. Ведь мы говорим правду. А она зачастую обижает, — подчеркивает он. — Стендап всегда должен олицетворять то, что думает автор. Шутка всегда должна вызывать споры. Потому что на комика ходит только его зритель. Тогда концерт получается действительно откровенным и качественным».
Коллега Белого и резидентка «Stand Up» Юлия Ахмедова полагает, что настроение общества влияет на настроение стендапа, потому что «комик через призму себя пропускает происходящие вокруг него события».
При этом мало кто из стендаперов работает в исключительно развлекательном ключе. Практически у всех есть публицистический запал и необременительная жизненная философия, но при этом нет токсичного снобизма, который отталкивает зрителя.
Публика всегда чувствует, когда с ней разговаривают снисходительно, — у стендаперов такой привычки нет.
Да, комик открывает дверь в дом слушателя ногой, но только потому что считает его старым приятелем, с которым можно поделиться сокровенным, обнявшись за столом на кухне. При этом он не поучает, не морализаторствует, не навязывает собственное мировоззрение. Просто, как хороший продавец, комик предлагает зрителю несколько пар очков для осязания действительности. Принимать новую оптику или нет — каждый выбирает сам. Он лишь на первый взгляд беспредельщик и грубиян, на самом деле — деликатный и внимательный к слову хулиган-интеллектуал. Глядя на раскованное и порой вальяжное поведение Славы Комиссаренко, Тимура Каргинова, Стаса Старовойтова и других, в это сложно поверить.
В то же время стендаперы чрезвычайно внимательны. То, что мы видим по телевизору в их исполнении, — не поток сознания, а отточенный на открытых микрофонах — опен-майках — материал с четкой композицией и концепцией. Фактически — литературное произведение, жанровые границы которого расшатаны едкими репризами и колкими шутками.
Еще Аркадий Райкин доносил до доброго зрителя в девятом ряду простую истину: «Бесконфликтная литература — изобретение недоумков». Время чуть скорректировало цитату классика: судя по темпам развития стендапа в России, бесконфликтному юмору тоже пора на покой.
«Очень важно не выглядеть искусственно и не говорить то, что идет вразрез с твоим внутренним я, — уверен Нурлан Сабуров. — Зрители должны чувствовать искренность. Если тебя действительно беспокоит какая-то проблема, а самое главное — ты можешь про нее смешно пошутить, это один разговор.
Многие хорошие западные комики, например, могут во время выступления высказать непопулярное среди большинства мнение и благодаря удачной шутке изменить реакцию аудитории с негативной на позитивную. Это и есть настоящее искусство. А если ты просто говоришь то, что люди хотят услышать, какой в этом смысл? Опять же: если ты действительно считаешь так же, как и остальные 90%, в этом нет ничего критичного. Важно только не переобуваться в воздухе, а оставаться собой».
Новые выпуски «Stand Up» выходят на ТНТ по воскресеньям в 22:00. Большой концерт участников шоу пройдет 29 сентября в Crocus City Hall.
«Платили редко, иногда кормили»: как живут стендаперы
Российскому стендапу нет и 20 лет, так что сейчас он в пубертате: постоянно ищет новые форматы и отстаивает себя. Первое стендап-шоу на ТВ вышло в конце 2012 года на телеканале СТС – «Центральный микрофон». А дальше закрутилось: ТНТ запустил Stand Up, стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб» (на СТС). А с 5 по 7 апреля в творческом квартале Vernissage 150 комиков из разных стран выступают в жанрах стендапа, импровизации и открытого микрофона. Поговорили с российскими стендаперами, которые умудряются зарабатывать на своих шутках, узнали, как началась их карьера, сколько денег получают комики и как вообще обстоят дела со stand up в России.
Илья Якямсев, занимается стендапом 10 лет
Я работаю менеджером проектов в IT. Стендапом занимаюсь более-менее регулярно вечерами.
Для меня это развлечение, работа и что-то особенное, в общем хобби, которое помогает жить интереснее и веселее. Постоянно выступаю уже лет пять, а в целом – десять. Однажды вышел на сцену и мне понравилось. Плюс как-то сразу начало получаться, было много комплиментов. А вот историй с началом карьеры связано мало: просто выступал в каждом месте, куда приглашали, ездил по городам. Практически никогда не отказывался от предложений, даже в поселке городского типа Нагорный выступал. Первые деньги заплатили через несколько месяцев, но потом три года больше не предлагали: выходил на сцену бесплатно. Моя самая первая зарплата за стендап – это ужин: меня покормили вкусным и горячим.
Есть мечта сделать стендап основной работой, но это долгий путь. Самое сложное здесь – делать свое дело с каждым разом все лучше, иногда хочется расслабиться, но не могу себе позволить. Я шучу на любые темы, но некоторые не проходят «госприемку» со стороны моей жены. Например, она отсеивает те приколы, где она выглядит невыгодно: в моем стендапе проигрываю всегда я. Бывает такое, что шутка не заходит, я расстраиваюсь, но вида не подаю.
В России нет никакого бизнеса стендапа: это обычные полуподпольные выступления за определенную сумму, в среднем, чтобы не умереть с голоду. Платят обычно заведения со сценой, которые могут себе позволить развлекательную программу. Вообще стендап в России только зарождается, поэтому пока что он отсутствует как культура и бизнес. Даже средней ставки за выступление пока нет: все зависит от того, кто выступает, или от того, насколько сошел с ума человек, пригласивший комика.
Денис Чужой, занимается стендапом три года
Раньше я был автором смешных историй для телевидения или печати. За это время у меня накопилось много неформатных шуток: первое время публиковал их в твиттере, чуть позже один свадебный ведущий в моем родном городе Курске решил устроить сольный стендап-концерт. Я выступал на разогреве, и мой выход был единственным, над которым смеялись в тот вечер. Захотелось продолжить. Причем я пришел в стендап не ради денег: первые годы он приносил только убытки. Пришлось много ездить, как можно чаще выступать в разных местах и даже городах, чтобы не надоедать зрителю своим материалом. В разъездах приходилось много тратиться: на проезд и минералку. При этом платили очень редко. Чуть чаще кормили. На этом этапе отсеиваются 90 процентов людей, которые видели в стендапе легкий трамплин на канал ТНТ.
Первые деньги за стендап я получил на «мани майке»: в течение десяти минут комики показывают свой лучший материал, а зрители выбирают лучшего из выступающих. Через пару месяцев я выиграл две тысячи рублей, а владелец бара, где мы выступали, дал мне сверху шесть бутылок сидра. Так началась профессиональная часть моей карьеры. Занимаюсь стендапом чуть меньше трех лет, но только прошлой осенью стал на нем зарабатывать столько, чтобы сделать его основной работой: сейчас получаю от одной до трех средних офисных московских зарплат.
О средних зарплатах комиков пока говорить трудно: бизнес стендапа в России устроен так, что его почти нет. Исключение – вершина айсберга – канал ТНТ, все остальное делают сами комики: возят друг друга по городам, арендуют залы, рисуют афиши и приглашают людей. Но в любом случае в нашей стране стендап находится под сильным радиоактивным излучением КВН и Comedy club. Зрителям по-прежнему хочется только шуток, личность комика и его взгляд на жизнь вторичны. Жанр расцветет, когда люди «наедятся» обычным стендапом и захотят чего-то поинтереснее.
Марат Секаев, занимается стендапом 8 лет
Для меня стендап – это способ самопознания и самовыражения. В моем окружении я часто вызывал смех у людей: в школе, университете, на разных работах. Но к стендапу пришел случайно: однажды нашел Вконтакте выступление Эдди Иззарда (британский комик трансвестит), посмотрел его и был поражен – он был очень смешным и ему удавалось так классно шутить одному на сцене. Я понял, что это мое и стал искать что-то подобное в Москве. Так и началась карьера. Вообще стендап – лучшая работа в мире: ее прелесть в том, что можно выступать и в 80 лет, здесь нет пенсии. Первый раз за выступление мне заплатили 1000 рублей после двух месяцев бесплатной работы. А вот первый гонорар получил в 2011 году (я тогда только начинал), мне дали 12 000 рублей за выступление сразу в двух городах – Ярославле и Иваново. Если честно, выступил я средне, но опыт от поездки получил колоссальный. Мой самый большой гонорар за один выход на сцену (10–минутный) – 80 тысяч рублей: работал на корпоративе.
Самое сложное в стендапе – писать материал и редактировать его, порой на это уходят недели или месяцы. Считаю, что шутить можно на любые темы, главное делать это грамотно и смешно. Можно придумать невероятно крутую и смешную шутку даже про онкологию или СПИД. Хотя всегда найдутся люди, которым надо на что-то обидеться. Но это уже их дело, ни один комик никому не желает зла, а всего лишь пытается рассмешить публику.
Вообще сложно прививать культуру стендап–комедии в России. Зачастую публика не готова, но в последние годы все-таки сформировалось определенное комьюнити постоянных зрителей. Да и четкой схемы бизнеса стендапа в нашей стране нет. Есть несколько комиков, которые гастролируют по городам (например, ТНТ стендап), у них даже свой ТВ-проект есть. Но таких мало, большинство – клубные комики, и я к ним отношусь. Раньше комики пытались попасть только на ТВ, но спустя несколько лет поняли, что гораздо быстрее и выгоднее выкладывать свои выступления на YouTube. Больше отдача, чем на телике. В Stand Up Club #1 мы делаем контент для нашего youtube канала и за счет этого многие зовут нас выступать в другие города.
«Мы, женщины, друг друга не любим» Как юмористки с ТНТ обещали говорить о проблемах женщин, но занялись их травлей
Шоу «Женский стендап» запустилось весной 2020 года. Авторы идеи обещали, что в нем не будет запретных тем, а женщины с разными взглядами смогут выражать их на большую аудиторию. Надежды на новый формат возлагали и многие зрители: они ожидали, что шоу покажет, что женский юмор — это не только архаичные шутки про домохозяек, несообразительных блондинок и мужские измены. Однако спустя чуть более года они подтвердили: харизматичные и умные артистки, вопреки ожиданиям, продолжают множить стереотипы о женщинах. Корреспондентка «Ленты.ру» просмотрела множество выпусков юмористического шоу, разобралась в том, справедливы ли отзывы зрителей и зрительниц, и в том, какие ценности шоу предлагает зрителям
«Мужской стендап выглядит уныло»
«Женский стендап» должен был стать принципиально новым форматом для ТНТ — телеканала, на котором доминирует мужской юмор. Например, во флагманском юмористическом проекте канала Comedy Club всего одна резидентка — Марина Кравец, причем в шоу постоянно делается акцент на то, что она единственная женщина в проекте. Роли Кравец достаются приблизительно одинаковые: недалекая девушка, ищущая «спонсора»; проститутка; обманутая жена, терпящая измены и алкоголизм супруга. Образы женщин в монологах резидентов Comedy Club также стереотипны: комики высмеивают «пустых и глупых» красоток, умных карьеристок, которые, по их мнению, забыли о своем «месте». В их шутках женщины эмоциональны, истеричны и эгоистичны. Им неведомы логика и критическое мышление. В более позднем проекте ТНТ Stand Up долгое время тоже была только одна женщина — Юлия Ахмедова. Несмотря на то что позднее к шоу присоединились другие девушки, процент их выступлений был крайне низким: как правило, в часовом выпуске был лишь один «женский» монолог.
Юлия Ахмедова в проекте «StandUp»
Недавно закрывшийся проект Comedy Woman с полностью женским составом участниц неоднократно подвергался критике за стереотипные и женоненавистнические шутки. На протяжении долгих лет в нем обыгрывали одни и те же образы. Среди них — обманутая, глупая, ревнивая или эгоистичная жена, хитрая любовница, повернутая на шопинге девушка, ссорящиеся подружки. Большинство сюжетных ходов шоу было построено на конфликтах и соперничестве между резидентками. Другие известные проекты ТНТ, такие как «Холостяк» и «Дом 2», демонстрировали в основном соперничество женщин ради отношений и их мнимую несостоятельность вне пары.
«Женский стендап» позиционировался как откровение, «срыв покровов для тех, кто считает женский юмор милым и безопасным», — так сообщается в анонсе. Однако для кого он на деле оказался опасным? В 2020 году в интервью Ирине Шихман креативный продюсер проекта Зоя Яровицына утверждала, что в российском обществе наконец созрел запрос на то, чтобы слышать женский голос — именно им, по словам Яровицыной, и стал проект. После первых выпусков зрители подмечали: «После Comedy Woman был стереотип, что бабы в основном порют в стендапе *** (чушь), данный выпуск поменял мнение, спасибо, годно»; «Мужской стендап выглядит уныло по сравнению с девочками».
Действительно, на заре проекта артистки часто высмеивали то, что будто не замечали авторы Comedy Club: самодовольных мужчин и излишне самокритичных женщин, неравноправие в семьях, стереотипы о возрасте и внешнем виде и многое другое. Яровицына поднимала в своих монологах некоторые значимые проблемы: например, говорила о том, что определение «женский» стало синонимом «плохого», или о том, что женские заслуги на фоне мужских часто обесцениваются. Ей вторила ведущая проекта Ирина Мягкова: она с гордостью отмечала, что резидентки поднимают важные для женщин темы, которые табуированы в обществе.
Однако уже тогда не все резидентки разделяли подобные взгляды коллег на юмор: на вопросы об отличиях женского стендапа от мужского они отвечали, что различий никаких нет, кроме того, кто выступает с монологом. Вероятно, именно это мнение вскоре разделил и Comedy Club Production, занимающийся подготовкой выпусков передачи.
Недружба
Несмотря на то что многие монологи, действительно, казались злободневными и ироничными, избежать претензий из-за клише «Женскому стендапу» не удалось. Еще в конце 2020 года в своем интервью Ирина Шихман раскритиковала и Мягкову, и Яровицыну за то, что обе они используют в монологах стереотипы о женщинах. «Если кто-то захочет — пошутит. Никто не хочет. Есть темы, которые нас волнуют, и мы про них шутим. Значит, мы такие ограниченные люди. » — говорила в ответ на это Мягкова.
У нас первая задача — что должно быть смешно. Поэтому когда мне там какие-то говорят претензии, что вы поддерживаете патриархат, вы не продвигаете феминизм, — так, а где мы сказали, что мы будем его продвигать? Мы делали юмористическое шоу, мы его сделали
При этом в сети широко известен ее монолог под названием «О кризисе среднего возраста, тупых девушках и женской дружбе». В нем стереотипы и жестокие шутки витиевато переплетаются с их оправданиями. Всем, кто всерьез воспринимает ее «шутки», будто бы попросту не хватает здравого смысла, полагает она. «Залезу на шест и как с высоты шлюшьего полета как все осознаю! Вы знаете, что больше всего меня в этом бесит? Почему нам всегда прилетает от баб? От своих же, прикиньте?» — завершает она монолог, странным образом сводя вместе тему поддержки с критикой женщин, которые занимаются танцами на пилоне. «Мать, а ты не поздно решила ворваться в карьеру стриптизерши? Ну просто ей 37 лет, представляете 37-летнюю стриптизершу, которая после каждого трюка на шесте говорит «хоба-на»? Они называют это хобби», — рассказывает Мягкова под гомерический хохот зала, нанося те самые удары, которым она удивится в финале монолога.
Также она утверждает, что мужской кризис среднего возраста с мотоциклами и тусовками намного интереснее и ярче, чем женский с «кружками по интересам», и предполагает, что хотела бы себе именно первый сценарий. В итоге Мягкова приходит к выводу: «Мы, женщины, друг друга не любим». Будто в доказательство собственных слов комикесса ставит диагноз любым дружеским отношениям между женщинами — мол, дружить женщины могут только вдвоем против третьей, иначе никак. Кстати, во многих монологах резиденток женщины называются «бабами» — по поводу и без, вне зависимости от эмоциональной окраски.
Нелюбовь
При этом, согласно монологам Яровицыной, жить в браке намного лучше, чем без него. Стадия первых свиданий и влюбленности в нового партнера в ее выступлениях рисуется кошмарной: «Вот это дурацкое время, когда тебе нужно делать вид, что ты идеальная. Краситься каждый день, писать на беззвучном режиме, думать, как бы ему намекнуть, что ты в постели огонь, но не шлюха». Несмотря на то что комикесса нередко говорит об ошибочности стереотипов, в этом выступлении необходимость «казаться» подается для женщин как аксиома. Правда, в других монологах Яровицына иронизирует и над этим: «Мужчины часто требуют от женщин невозможного — например, они практически все хотят, чтобы девушка в сексе была раскованной, умелой, все знала, но чтобы до него у нее было мало парней. В идеале — один. Видимо, тренер, только он ее готовил не к Олимпиаде, а к Сергею. И не сам типа, а чисто на тренажерах».
Однако вопросы внешности и того, что женщинам необходимо казаться идеальными, остаются открытыми: резидентки «Женского стендапа» нередко говорят о заниженных требованиях к представителям мужского пола и завышенным в отношении женщин, но, в основном, в контексте неизменной данности. Яровицына, по ее собственным словам, вышла замуж, потому что сорвала джекпот — в ее муже воплотились сразу два положительных качества: «веселый и моется». Мягкова же, в оправдание своей нынешней смелости и откровенности, приводит раннее замужество и неопытность до развода.
Парадоксальные высказывания, в которых юмористки пытаются то подкрепить, то опровергнуть стереотипы, иногда соседствуют не только в разных монологах, но даже внутри одной фразы. «Смотрите, я не феминистка, но я считаю, что женщинам приходится намного сложнее, потому что к нам предъявляется больше требований», — предупреждает Яровицына. С одной стороны, она признает то, что неравноправие существует, с другой — открещивается от принадлежности к тем, кто декларирует борьбу с ним.
Нелогичность
Заявленная главными авторами шоу позиция — шутить лишь про то, что волнует женщин, казалась вполне логичной. «Женский стендап» на то и женский. Да и идея продемонстрировать, что женские шутки — не про кошечек и бантики, тоже вполне жизнеспособна. Но в какой-то момент эта последовательность рассыпалась.
Логика проектов Comedy Club Production оказалась универсальна: если в привычном Comedy Club есть только одна девушка, то в проекте, в названии которого указано, что он «женский», появился мужчина. При этом ввели его не в качестве конферанса (как Дмитрия Хрусталева и приглашенных в эпизоды актеров в Comedy Woman), а как полноценного артиста «Женского стендапа». Так в проекте появился комик и открытый гей Павел Залуцкий.
В интервью Ирине Шихман Мягкова и Яровицына назвали его «фишкой» и заявили, что он был привлечен «для разнообразия». На упреки в том, что таким образом они лишь подкрепили стереотипы, они ответили туманно, сообщив, что у них нет никакой глобальной цели. Однако почти сразу назвали понятной причину, по которой в шоу пригласили Залуцкого: «Знаешь, есть такая легкая ассоциация с обычной жизнью — всегда в компании девочек есть гей. Подружки и гей!» Сам Залуцкий начал свой первый монолог тоже в русле клише: предположив, что зрители в зале будут недоумевать, что делает мужчина в «Женском стендапе», он ответил, что он открытый гей. Остается только предполагать, смогли ли зрители увидеть в этом логику.
Неравноправие
Однако если женщины в монологах резиденток постоянно балансируют между сложностью собственной жизни и попытками хоть как-то существовать в ней по собственным правилам, то у мужчин никакого выбора нет вовсе: в монологах все они самоуверенные, самовлюбленные, неверные и недалекие. Мужчинам в мире «Женского стендапа» живется легко и просто: их во всем поддерживают друзья и родители, общество всегда занимает их сторону и прощает абсолютно все — от глупых и хулиганских поступков, до постоянных измен. А если мужчина не изменяет, то это скорее его недостаток: значит, никто из подруг даже не думает позариться на такого.
Когда авторы «Женского стендапа» впервые объявили о том, что в третьем сезоне проекта появятся новые резидентки, многие зрители возлагали на них большие надежды. В комментариях к первому выпуску сезона они заявляли, что юмор фрешменок более интеллектуальный, чем прежний. Но нашлись и ценители классики, которые воспринимали монологи резиденток исключительно через призму стереотипов:
— Весь выпуск высматривала в зале Марию Маркову. Была почти все время очень грустная и редко смеялась. Очень надеюсь, что у нее все в порядке.
— Не боись, у нее все супер, она просто была сконцентрированная на поиске мужика
Хотя проект и рассказывает о современных молодых женщинах, которые пытаются реализовать себя, он будто загоняет их в рамки. Героини монологов — это женщины, которые получили право работать и реализовывать себя, но они все равно должны обслуживать в быту всю семью — резидентки признают, что это несправедливо и глупо, но подают как неизбежную данность. Женщины вправе жить так, как они хотят, и быть собой, но мужчины все равно будут играть в их жизни ведущую роль (одна из юмористок даже утверждает, что ей нужен муж, который будет ее «осаживать»). Женщины могут жить, как хотят, и спать, с кем хотят, но осуждения общества им не избежать. Осмеянию в «Женском стендапе» может подвергаться любой личный выбор.
«Они все стали уже прям прогибаться под московский ритм. Недавно с девчонками виделись, и одна пришла в каких-то огромных шароварах, какой-то здоровой рубахе, стоит в углу, пьет воду и говорит: «Я сошла с ума. Мне жопа. Я хожу в странных тряпках и питаюсь травой». Ну, это мы так услышали. Потому что она говорила что-то про чакры, про гармонию, вот это вот все говно для людей, которые раз в жизни съездили на Бали», — говорит комикесса.
Не везет и азиатам: им достается даже в монологах Сауле Юсуповой, которая часто иронизирует над своей монголоидной внешностью. По словам Юсуповой, быть кавказской девушкой намного лучше — ведь все знают, что за нее всегда заступятся братья, а вот братья-азиаты никого не пугают. «Даже если они приедут, что они сделают? Развезут всех по домам?» — вопрошает она, уточняя, что ей неприятно, когда в ней видят в первую очередь не девушку, а казашку. Она обвиняет парня, пригласившего ее на свидание на ипподром, в расизме, однако сама постоянно обыгрывает в шутках грубые стереотипы, которые можно было бы встретить в выступлениях резидентов Comedy Club, «Что было дальше» или «Прожарки» — например, пристрастие к наркотическим веществам.
«Женский стендап» действительно «упакован» таким образом, что создает впечатление абсолютно профеминистского проекта. На сцене, как отмечают ведущие, — «только женщины» (и Павел Залуцкий), и говорят они «только правду». В перебивках звучат фрагменты песни солиста группы «Каста» Шыма — «Песни про месть», где повествуется о жизни лирического героя, мечтающего взять реванш у мужчины, разрушившего жизнь его семьи и сведшего его мать в могилу. Но при этом резидентки постоянно напоминают о стереотипах в отношении женщин и, пытаясь выборочно высмеять некоторые из них, неизменно поддерживают другие. Роль женщины в их монологах неизменно патриархальна. Сами авторы и сценаристы всячески напоминают, что они не планировали как-то менять сложившуюся в мире ситуацию и не имеют глобальных целей, а лишь делают сатиру. Еще в 2020 году в интервью «Ленте.ру» Зоя Яровицына безапелляционно заявила, что феминизма в России нет. Разделяют ли другие резидентки этот взгляд, неизвестно, однако содержание многих монологов мало соответствует тому, что авторы обещали в анонсе передачи. В «Женском стендапе» российским женщинам как будто сообщают: да, тебе тяжело, и нам тоже. Давай с этим выживать, ну и пошутим немного.