в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира

Трагическая история древнейшего британского театра, на сцене которого впервые поставили Шекспира

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 1. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 1. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 1. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 2. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 2. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 2. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Театр «Глобус» был построен труппой актеров «Слуги лорда-Камергера», к которой принадлежал и английский драматург Уильям Шекспир. До этого труппа выступала в «Театре», построенном в 1576 году за чертой Лондона в Шордиче. Актеры объединения «Слуги лорда-Камергера» работали вместе с 1594 года, и сразу же стали широко известны и любимы зрителями. За годы актеры отыграли множество спектаклей, среди которых центральное место занимали пьесы, написанные Шекспиром.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 3. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 3. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 3. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Земля, на которой был построен «Театр», находилась в аренде на 21 год. Когда пришло время продлевать договор, арендодатель напрочь отказался это делать, угрожая, что может даже завладеть самим театром. Тяжба продолжалась два года, и за это время труппа выступала в Curtain Theatre, еще одном елизаветинском театре, здесь же прошла премьера пьесы «Ромео и Джульетта».

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 4. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 4. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 4. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда стало понятно, что продолжать играть в «Театре» актеры «Слуги лорда-Камергера» не смогут, они приняли решение… разобрать деревянное здание на доски, переправить их через Темзу и обосноваться на новом месте. По легенде, все это случилось в ночь 28 декабря 1598 года, когда арендодатель праздновал Рождество в своем загородном доме. Плотник Питер Стрит, который впоследствии построит еще один лондонский театр Fortune Playhouse, из старых досок «Театра» возвел новое здание на три тысячи зрительских мест.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 5. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 5. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 5. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Конечно же, версия о постройке за ночь романтизирована. Историки склоняются к мысли, что стройматериалы вначале доставили на склад, и только весной начали постройку гораздо более вместительного театра «Глобус».
Первые посетители пришли в «Глобус» уже в 1599 году, и на протяжении последующих 14 лет многие велики пьесы Шекспира были поставлены именно на этой сцене. В 1613 году во время спектакля «Генрих VIII» произошла трагедия: актер, стрелявший из пушки в одной из сцен, неверно выполнил трюк, и в здании театра начался пожар. Загорелась соломенная крыша, и театр был уничтожен огнем до основания. Несмотря на это, театр вскоре отстроили, но вот для «второго Глобуса» Шекспир уже не писал пьес. В 1962 году все театры Лондона были закрыты пуританами.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 6. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 6. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 6. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сегодня туристы могут увидеть театр «Глобус» в Лондоне. Это уже реконструированное здание, и находится оно в 200 метрах от первоначального расположения. Оно было построено в 1997 году, внешний вид здания воссоздали полностью, но по вместимости зрителей нынешний «Глобус» в два раза меньше своего предшественника.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 7. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 7. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 7. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Современное здание постарались воссоздать максимально похожим на театр Шекспира XVI века. Оно построено из досок без использования металлических конструкций и покрыто соломенной крышей, несмотря на то, что использование соломы в городе запрещено с 1666 года после Великого пожара. Зрители сидят на обычных скамьях, во время представления по желанию можно взять подушку. Музыкальные инструменты, задействованные в постановках, идентичны тем, на которых играли в эпоху Шекспира. Только в последнее время в «Глобусе» стали экспериментировать с современным звуком и светом.

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. shakespeares globe 8. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-shakespeares globe 8. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка shakespeares globe 8. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Театр Шекспира и его влияние на русский театр

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. 152088543516fv8o. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-152088543516fv8o. картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка 152088543516fv8o. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Театр Шекспира и его влияние на русский театр

Уильям Шекспир (, Великобритания), автор 11 трагедий и 17 комедий. Его произведения в разные времена и в разных странах назывались «устаревшими», но вот уже почти четыреста лет, как их сюжеты остаются востребованными, переживая поколения и эпохи. Секрет пьес Шекспира – в самих историях, которые остаются интересными именно потому, что отражают вечные темы: человеческие страсти, стремления и слабости. То есть все то, что не меняется на протяжении всей истории человечества то, что никак не зависит от технического прогресса и развития нанотехнологий.

При жизни Шекспира его пьесы играла труппа «», которая играла в лондонском театре «Глобус». Постановки в «Глобусе» были очень популярны. Для них было характерно полное отсутствие декораций. Это позволяло сильно сокращать время спектакля: акты сменялись один за другим довольно быстро, так как не было необходимости разбирать и собирать декорации. О смене места действия зрителей оповещали табличкой с надписью. Еще она немаловажная деталь: актеры «Глобуса» на сцене были одеты так же, как и их современники. Через много веков в разных странах режиссеры, ставя шекспировские пьесы, станут одевать труппу в современную одежду в качестве эффектного приема. Но перед этим пройдет еще немало времени.

Вплоть до середины XIX века произведения Шекспира переводились на русский язык не с оригинала, а через французские классические адаптации (Jean-François Ducis, 1733–1816). Наиболее известным автором в Росси в ту эпоху был А. Сумароков, которому и принадлежит первое упоминание о Шекспире, которое относится к 1748 году: «Шекспир, английский трагик и комик, в котором и очень худого, и чрезвычайно хорошего очень много. Умер 23 дня апреля, в 1616 году, на 53 века своего». Сумароков, в точности как и Дюсси, был скорее интерпретатором, чем переводчиком: допускал вольности в сюжете, в диалогах и даже в фабуле. Достаточно упомянуть лишь тот факт, что в его версии Гамлет не погибает, а женится на Офелии. Вообще в те годы, по примеру Дюсси, и русские писатели выпускали не переводы пьес Шекспира, а собственные версии его сюжетов. Они так и назывались: «Отелло» Вельяминова, «Леар» Гнедича, «Гамлет» Висковатова.

Но массовая мода, которая увеличивает количество, обычно плохо отражается на качестве, к сожалению, так же произошло в то время и с пьесами Шескпира. Вот что писал об этом Некрасов: «Кориолан» в том виде, в каком игран, в чтении, разочарует вас, введет вас в заблуждение и, чего Боже сохрани, заставит вас сомневаться в Шекспире. Нет, нет! Нарочно предупреждаю вас, что это не Шекспир виноват. Погодите, может быть, скоро явится у нас полный перевод «Кориолана», верный, отчетистый, изящный, тогда вы увидите, как далеко нынешнему «Кориолану» до шекспировского».

Совсем не таким был Гамлет Каратыгина. Из шекспировских ролей Каратыгин сыграл Отелло, Гамлета, Лира и Кориолана. В отличии от импульсивного Мочалова, он был более техничен, рационален, его персонажи меньше отражали актуальные настроения общества, но зато приближали зрителя к Вечному. Белинский, сравнивая двух этих исполнителей, писал: «Игра Мочалова, по моему убеждению, иногда есть откровение таинства, сущности сценического искусства, но часто бывает и его оскорблением. Игра Каратыгина, по моему убеждению, есть норма внешней стороны искусства, и она всегда верна себе, никогда не обманывает зрителя, вполне давая ему то, что он ожидал, и еще больше. Мочалов всегда падает, когда его оставляет его вулканическое вдохновение, потому что ему, кроме своего вдохновения, не на что опереться. Каратыгин за всякую роль берется смело и уверенно, потому что его успех зависит не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли. Оба эти артиста представляют собою две противоположные стороны, две крайности искусства. «

Гамлет Мочалова был протестом против существующего государственного устоя. Это был смелый, хоть и завуалированный вызов, что было очень популярно в кругах, симпатизировавших декабристским взглядам. И официальная цензура не могла смириться с таким положением дел. Так, в 1840 году были запрещены к постановке «Генрих IV» и «Комедия ошибок», в 1845 «Юлий Цезарь», в 1851 «Ричард III», в 1853 «Цимбелин». «Макбет» был допущен к русской сцене в 1860 году, и то с большими сокращениями. Был также запрещен перевод «Сна в летнюю ночь», сделанный Ап. Григорьевым.

Большую роль в популяризации трагедий Шекспира на рубеже XIX-XX веков играли гастролирующие актеры: М. Дальский, М. Иванов-Козельский, П. Самойлов, П. Орленев, братья Адельгейм, Н. Россов и другие. Для них была характерна страстная манера игры, изображение сильных эмоций, что было весьма востребовано, особенно у провинциальных зрителей. Самойлов и П. Орленев, культивировали в своей игре болезненный психологизм, за что были прозваны «неврастениками. Но, несмотря на этот, и ряд других недостатков, игра гастролеров пользовалась большой популярностью за счет эпатажа и за счет того, что в моду входили высокие страсти и акцентированная экспрессия. Именно в этот период в России формируется представление о Шекспире как о драматурге, в чьих пьесах центральное место занимает персонаж, а не интрига сюжета в целом.

К 1855 году остались непереведенными только шесть из 37 канонических. В г вышло в свет первое полное собрание сочинений Шекспира под редакцией Н. Некрасова и Н. Гербеля.

Немировича-Данченко могла называться «Рим в эпоху Юлия

Главную роль исполнял в спектакле В. Качалов. Театральные критики писали: «В Юлии Цезаре Качалов раскрывает проблему власти, лишенной народной поддержки. Качалов играл диктатора, оторванного от народа, скрывающего от всех свои тревоги и подозрения, диктатора, делающего из себя «полубога», замкнувшегося в своем одиночестве и потому обреченного на гибель».

Чуть позже на той же сцене появился «Гамлет». Главного героя играл все тот же Качалов. «Он трагичен в своем бессилии изменить мир, в своей исторической безысходности. Он понимает бесплодность своего подвига, но в то же время повинуется внутреннему долгу, толкающему его на подвиг, он весь охвачен тоской по лучшей жизни, дожить до которой, он знает, ему не суждено. «

В первые годы после революции Шекспир не утратил своей актуальности. Напротив, долгое время многие любители пьес драматурга искали в его произведениях созвучие своим чаяниями. И вот, наступили долгожданные перемены. Действительность оказалась далеко не благоприятной: везде разруха, и на построение новой жизни нужны время и силы. Общество нуждается в переосмыслении жизненных ценностей, общество ищет новые ориентиры.

Были также постановки Шекспира в популярном тогда формалистическом жанре. В качестве примеров, можно назвать спектакли «Макбет» Центрального просветительного театра (Москва, 1922), «Ромео и Джульетта», осуществленной Камерного театра (1921, реж. А. Таиров, в главных ролях А. Коонен и Н. Церетели), «Гамлет» в постановке на сцене театра им. Евг. Вахтангова (1932).

Очень созвучной современности, и можно сказать пророческой для советской интеллигенции оказалась мхатовская трактовка «Гамлета» 1924 года. Чеховский Гамлет – честный и принципиальный человек, растерявшийся перед лицом действительности, которую он не мог ни понять, ни принять.

Это было не только новым словом в шекспириане, но и определяло вектор развития для русского театра в целом. В дальнейшем советские режиссеры не только на примере шекспировских пьес старались придать самому простому сюжету глубину и новый смысл, а простые человеческие отношения рассматривали не отдельно, а на фоне общественных и исторических процессов.

«Станиславский выступает не только против романтической традиции истолкования Шекспира, представляющейся ему односторонней и изжитой.

Создавая свою концепцию образа Отелло, Станиславский спорит и с существеннейшими особенностями трактовки шекспировских образов у выдающихся трагиков реалистов конца XIX века».

Работа над постановкой длилась долго: «Отелло» появился на сцене в сезоне 1934/35 года. Этот театральный сезон и стал точкой отсчета нового, классического советского прочтения пьес Шекспира, с их принципами социалистического гуманизма.

А. Остужев отошел от классической традиции исполнения Отелло, как взрывного и не в меру эмоционального характера. «Он уже не столько эпический, сколько лирический Отелло. Это не пламень, не жар страстей, а теплота души, задушевность, душа».

Остужевский Отелло – гуманист, человек с высокими идеалами. Его брак с Дездемоной тоже своего рода идеал гуманизма: она выходит за него замуж по любви, презрев общественное мнение. Не стоит забывать, что спектакль ставился во времена, когда в России упразднялось понятие социальных классов и «старого мира». А ведь в «старом мире» браки заключались с непременным учетом социального положения будущих супругов: многое зависело от приданного невесты, от ее происхождения, здоровья и бесчисленных других факторов. А теперь массовая пропаганда славила высоту чувств, способных преодолеть любые предрассудки. Человек в советской морали представлял ценность сам по себе, как личность, и в контексте новых ценностей спектакль выглядел весьма и весьма современно. Даже печальная сцена гибели Дездемоны трактовалась по-новому: если раньше Отелло убивал в порыве слепой ярости, то теперь это было холодное действие, не убийство, а настоящая казнь, наказание, жестокое, но вполне трезвое и взвешенное решение.

Оттенок особого коварства получил на таком фоне образ Яго: он не просто строит козни, а пытается сокрушить идеалы Отелло, заставить принять его жесткую реальность.

В трагедии короля Лира теперь была поднята тема борьбы добра со злом. «Постижение мира открывает перед его Лиром ту истину, что одним добрым пожеланием, воплощенным в образе Корделии, зла не победишь. Пафос его познания есть также пафос изменения. Воля к познанию есть также воля к преодолению. Гнев «против жестоких сердец» есть гнев против «причин, порождающих жестокие сердца», писал критик.

Шекспир в Стране Советов зазвучал по новому, к его сюжетам обращались все чаще и чаще. Наиболее яркие имена на советской сцене: А. Хорава, А. Васадзе, В. Вагаршян, А. Поляков, Н. Мордвинов, В. Дудников, П. Молчанов, А. Хидоятов, М. Касымов, А. Алекперов, А. Овчинников. Из режиссеров, ставивших Шекспира следует отметить Евгения, Вахтангова. Особенным достижением стал спектакль «Двенадцатая ночь» в МХАТ II (1934). Этот спектакль развивал мотивы, выдвинутые при студийной постановке комедии в 1917 году с участием К. Станиславского, он вошел в историю как один из лучших образцов постановки. Комедии Шекспира все больше получали окрас новых реалий. С каждым годом он звучал сильнее. Герои Шекспира на советской сцене высмеивали не просто вечные пороки человечества, а в первую очередь осуждаемые новой красной моралью жадность, ханжество и пр.

Особенно интересной в этой связи оказалась трактовка «Укрощения строптивой» (Театр Красной Армии, реж. А. Попов). В стране большими темпами шел процесс эмансипации женщин, они выходили на производство, становились народными депутатами, официальная пропаганда неустанно сравнивала положение советской и «старорежимной» женщины. В этой связи «Укрощение строптивой» стало гимном равноправию полов.

В 1944 году, еще до окончания Великой Отечественной войны в Армении состоялся большой фестиваль шекспировских спектаклей. Для обсуждения были предложены постановки «Гамлета» и «Отелло». Задумка была в том, что одну режиссерскую постановку следовало просмотреть дважды: с двумя разными исполнителями главных ролей. Гамлета играли знаменитые армянские артисты В. Вагаршян и Г. Джанибекян. Джанибекян и Г. Нерсесян. Оказалось, что даже рамки одного режиссерского прочтения могут быть расширены видением актеров, играющих совершенно разные характеры в одном персонаже

А в театре им. Моссовета возродили турандотовскую традицию воплщения шекспировских комедий, когда стиралась грань между сценой и залом. Первой такой постановкой стали «Виндзорских насмешниц» (1957) Ю. Завадского. Причем в фойе театра зрителей ждала оживленная средневековая ярмарка.

Но конечно, самым значимым в истории советской шескпирианы стал Гамлет в исполнении В. Высоцкого на сцене московского Театра комедии и драмы, более известного как Театр на Таганке.

В нулевые годы XXI века и по сей день театральные трактовки Шекспира приобрели новый характер. Современный человек оказался на пороге переоценки ценностей. Старые ценности, на которых он воспитан, подверглись большому сомнению, которое усиленно тем, что в новых реалиях человек остался без инструментов выживания, без качеств, необходимых для выживания. Сложилась ситуация, в которой сам зритель оказался в роли Гамлета – перед выбором и полный сомнений. Современный человек часто сам с трудом понимает правила изменившейся реальности и новых правил межчеловеческих отношений.

Все это отразилось и на шекпировских постановках. Все чаще они осуществляются с элементами абсурда, а зачастую и полностью выдержаны в этом жанре. Рассмотрим тенденцию на примере трех спектаклей: «Ричард III» (театр «Сатирикон», реж. Ю. Бутусов, 2004), «Антоний и Клеопатра» (театр «Своременник», реж. К. Серебрянников, 2006) и «Гамлет» (Александровский театр, реж. В. Фокин, 2010).

О благородных порывах и духовных поисках забыто. Общество учится выживать, а вместе с ним учатся выживать и герои Шекспира.

В роли Ричарда III – Константин Райкин. Его персонаж, сгорбленный и страшный лицом, как бы наслаждается своим уродством, и тем страхом, который он наводит на людей. В спектакле использован шекспировский прием: одни и те же актеры играют несколько ролей. Сцена декорирована гигантскими предметами: огромные стулья и столы, рядом с которыми герои кажутся маленькими, оказавшимися не на своем месте и не в своем мире. Жестокие убийства и прочие преступления Ричарда осуществляются без пафоса, в обстановке напоминающей веселый балаган. В конце спектакля, перед собственной гибелью, Ричард вызывает у зрителя чувство жалости и неизбежности воздаяния за все поступки.

Каким будут Гамлет или Отелло через десять лет догадаться несложно. Их образы зависят от актуальных реалий, от того, в чем будет нуждаться будущее общество. Сюжеты Шекспира, взятые из народного фольклора или исторических хроник существовали задолго до рождения автора, переживут они и нас.

Вл. И.Немирович-Данченко, Из прошлого, М., 1936, стр. 203

, Моя жизнь в искусстве, Соч., т. 1, стр. 265

П. Марков, Театральные портреты, М.-Л. 1939, стр. 112

, «Качалов в трагических ролях» стр. 305

К. Станиславского. «Шекспировский сборник 1958», стр. 369.

Ю. Юзовский, Образ и эпоха. На шекспировские темы, 1947, стр. 59

— актер Шекспира. «Шекспировский сборник 1958», стр. 313-363

С. Михоэлс. Современное

сценическое раскрытие трагических образов Шекспира. «Шекспировский сборник 1958», стр. 469-470

Ю. Юзовский. Образ и эпоха. На шекспировские темы, 1947, стр. 78-189

Б. Емельянов, Трагедии Шекспира на советской сцене. «Шекспировский сборник 1958», стр. 411

«Кавказ, Антоний, не Египет» Олег Зинцов Ведомости 04.10.2006

Источник

Английский театр в эпоху Шекспира

в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. Webp.net resizeimage%20(8). в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира фото. в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира-Webp.net resizeimage%20(8). картинка в каком году на сцене театра начали появляться пьесы уильяма шекспира. картинка Webp.net resizeimage%20(8). Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мы продолжаем изучать театральные особенности разных стран и времен. Сегодня, даже сейчас, вы узнаете об эпохе одного из самых загадочных драматургов, личность которого до сих пор вызывает вопросы.

Прежде, чем в мир драматургии пришёл Уильям Шекспир, в Англии произошли значимые для театра события. Ещё до середины XVI века в Лондоне не существовало специальных зданий для спектаклей, а актёры были бродягами. Они выступали то в гостиничных дворах, то в дворцовых залах — в общем, где придётся.

В 1558 году Елизавета I приходит к власти и издаёт указ о том, что бродячие актёры теперь должны обязательно стать участниками труппы под покровительством знатных людей. По этой причине актёрский коллектив, в который входил Шекспир, стал называться «слуги лорда-камергера».

Постепенно появляются постоянные здания для спектаклей. Первым из них становится «The Theatre», который построил Джеймс Бербедж в 1576 году. Это действительно важное событие для театра Англии — теперь у актёров появилось место, где они могут ежедневно давать спектакли. Однако время от времени монархи приглашали их выступать в дворцовых залах.

Строительство театров продолжается, в 1599 году слуги лорда-камергера объединяют свои паи и строят «Глобус». Такая складчина была распространена в Англии эпохи Возрождения. Однако был ещё один вариант построить зрелищное предприятие — богатый антрепренёр возводил развлекательное учреждение и единолично владел им.

Английские театры в эпоху Шекспира были двух видов: общедоступные и закрытые. К первой категории относится Глобус, но его устройство мы рассмотрим позже. Из закрытых театров известен «Блэкфрайерс», в котором выступали популярные тогда труппы актёров-мальчиков. Такие здания были меньше, но входная плата была выше, поэтому зрители принадлежали к более знатным сословиям.

В 1603 году правителем Англии стал Яков I. Как яростный поклонник драматургии, он издал указ о королевском покровительстве театрам. По этой причине во время его правления все труппы были переименованы. Так, актеры театра «Глобус» стали «слугами его Величества».

Устройство театра «Глобус»

«Глобус» и остальные публичные театры выглядели как круглые или восьмигранные башни. Внутри была овальная площадка, на которой располагалась сцена на высоких подмостках. Вокруг неё было пространство для бедных зрителей, которые смотрели спектакли стоя. Представители более богатых сословий располагались в ложах или галереях, которые находились на втором и третьем ярусе с внутренней стороны театра. Некоторые зрители могли сидеть на самой сцене за дополнительную плату.

Сцена находилась на подмостках, из которых в зависимости от сюжета появлялись привидения (вспоминаем Гамлета и дух его отца). Этот помост также подразумевал ад, куда попадали грешники. Сама сцена интерпретировалась как земная жизнь, а балкончик над ней — небеса. Позади помоста располагались двери и лоджия. Они также использовались для мизансцен, например, когда Ромео приходит к балкону Джульетты. Ещё одной особенностью общественных театров является отсутствие крыши. Актёры всегда выступали днём (примерно в 12-13 часов), потому что им требовалось естественное освещение.

Шекспировский театр был очень условным. Успех постановки зависел, в том числе, и от воображения зрителей. Поэтому драматурги и труппа старались помочь публике погрузиться в мир пьесы. Для того, чтобы зрители поняли, что действие в спектакле происходит ночью, актёры ходили по сцене с зажженными факелами или говорили о времени суток. Например, герои могли желать друг другу доброй ночи или объявить о том, что часы бьют двенадцать.

Благодаря репликам актеров публика также узнавала о месте, в котором сейчас находятся персонажи или куда они направляются. Декорации отсутствовали, поэтому без пояснительных слов зрителям было тяжело догадаться, где происходит действие. Для этих же целей служили «титлы» — таблички с обозначением места.

В публичных театрах не было занавеса или кулис. В трагедиях Шекспира нередко кто-то умирал. Как убрать со сцены труп? Для этого драматург добавлял специальные реплики героев или действия, чтобы под таким предлогом унести «мёртвого» персонажа со сцены. Например, в конце знаменитой пьесы «Гамлет» Шекспир вводит появление Фортинбраса для незаметного очищения сцены от тел.

Также стоит отметить немалоизвестный, но важный факт: актрис в английском театре не было из-за религии. Все женские роли играли мужчины, как и мужские, что логично.

Спектакли Шекспира шли примерно два часа, однако антрактов не было. Зрители общались в полный голос, обсуждали происходящее на сцене, ели и даже справляли нужду прямо во время представления в специальную емкость, которую носил работник театра.

Для того, чтобы известить горожан о предстоящем спектакле, актеры кричали и били в барабан, над театром вывешивался флаг. Позже появились театральные афиши, в которых имя драматурга не было указано, да и публику это не интересовало.

В эпоху Шекспира к пьесам не относились как к целостному литературному произведению. Драматурги создавали текст только для выступления актёров конкретной труппы и театра, учитывая особенности и строение сцены. Шекспир тоже писал пьесы именно для «Глобуса», он даже не думал печатать свои труды как отдельную литературу, не привязанную к театру. Его произведения были изданы уже после смерти.

Всему, даже прекрасному, приходит конец, и в 1613 году во время спектакля «Генрих VIII» деревянный театр «Глобус» сгорает, Шекспир возвращается в родной город. Через год театр будет отстроен вновь, теперь уже из камня. Однако на смену знаменитому драматургу придут другие.

Безусловно, эпоха Шекспира была знаменательной и важной для театра Англии. Однако не стоит думать, что этот вид искусства получил такое развитие лишь благодаря Шекспиру. Кроме него в эпоху Возрождения способствовали процветанию театра такие драматурги, как Томас Кид, Кристофер Марло, Роберт Грин, Бэн-Джонсон, Джон Форд, Бьюмонт и Флетчер.

Анастасия Денгаза

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *