в каком году культурология

Культурология

в каком году культурология. cover. в каком году культурология фото. в каком году культурология-cover. картинка в каком году культурология. картинка cover. Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

1.1. Культурология как наука в системе гуманитарного знания

Культурология — базовая гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы ХХ века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культуры (классификация), с конца XIX века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты человеческой деятельности как носителей символической информации о данной культуре. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнологии, искусствоведения, социологии.

Что касается термина «культурология», он связан с работами английского философа Гоббса (XVIII в.), где он рассматривал человека в двух состояниях: природном (естественном) и культурном. Гердер, ученый XVIII–XIX вв., культуру определял в историческом аспекте. Однако первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат английскому этнологу Э. Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.

В России культурология как наука начинает развиваться в 60-е годы ХХ века. У истоков стоят такие исследователи как М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман.

Актуальность культурологии в ХХI веке обеспечивается рядом проблем, возникших в результате складывания мультикультурного мира. Основными из них являются:

1. Проблемы трансляции культуры в большей степени связано с языком культуры, поскольку изменение языка культуры приводит к изменению самой культуры и утрачиванию отдельных ее элементов. Так, например, непопулярность алтайского языка приводит к утрачиванию целого пласта культур одной из древних тюркских народностей. То же самое можно сказать о малых народах севера, монгольской культуре и др.

2. Проблема межкультурного взаимодействия — сжатие ойкумены (жизненного пространства) — привело к тому, что оно сузилось и привело к неизбежному взаимодействию различных народов по своей этнической принадлежности, вероисповеданию, моральным принципам и нормам. Возникает большое количество противоречий и конфликтов на разных уровнях взаимодействия, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая семейными отношениями.

Проблема массовости и дегуманизации культуры — господство масмедиа культуры приводит к уравниванию, десакрализации ценностных приоритетов культуры. Это ведет к обесцениванию и искажению существующих традиций.

Экологические проблемы поставлены на уровне диалога природы — культуры — человека: тесно связаны с нерациональным потреблением ресурсов, уничтожением природного фонда, переосмыслением роли человека в экосистеме.

На фоне этих проблем культурология определяет следующие цели и задачи:

• формирование уважительного и бережного отношения к культурному историческому наследию;

• дать представление о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии;

• выработать толерантное восприятие социальных и культурных различий;

• дать представление о феномене и сущности культуры и определить его значения в формировании личности.

1.2. Методы культурологии

Опираясь на другие социально-гуманистические науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.

К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит Диахронический метод — хронологическая последовательность их появления и протекания. Но диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и прежде всего обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности с синхроническим методом.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Сравнительно-исторический позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении культуры Древнего Востока на первый план выходит факт обожествления природных явлений: солнца, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется у совсем другого народа — славян в другую эпоху, представляя, таким образом, их языческую культуру. Стоит отметить, что в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов.

Структурно-функциональный метод — его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной.

1.3. Структура и принципы культурологического знания

Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Но каждая из этих наук обращена лишь к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений и позволяет рассмотреть не просто каждый культурный феномен в отдельности, но и определить взаимодействие этих феноменов, а также проанализировать их дальнейшее развитие и со-бытие. Здесь культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источники.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношения культуры и природы, культуры и цивилизации, определяет роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры. Помимо этого философия культуры исследует диалектику и динамику социокультурных процессов, определяет роль межкультурных контактов в изменении самобытности отдельных культур.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня — массовый, народный, элитарный. Каждый из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные — субкультуры детей, молодежи, стариков; конфессиональные — различные вероисповедания; профессиональные — определенный вид деятельности, и т. д. Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

Антропология культуры исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, выявляет ключевые моменты социализации, аккультурации, инкультурации человека. Изучает адаптацию человека к культурной среде, системам образования и воспитания. Главным направлением антропологии культуры является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Особенно ярко это проявляется при объяснении различий типов культур западной и восточной цивилизаций.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о различиях и противоречиях культурноисторического процесса. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, идеалах и символах разных народов;

исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; осуществляет практическое руководство культурой, проявляется в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение и т. п.). Одной из главных задач прикладной культурологии является репрезентация культурных особенностей, разработка ментальных программ культурной идентичности для народов «малых» культур, находящихся на грани исчезновения.

Культурология — гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества культур.

Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое слово у нее «культура». На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический тип и др.

1. Что изучает культурология как наука?

2. Какие гуманитарные дисциплины повлияли на формирование культурологии?

3. Какие методы исследования применяются в культурологии?

Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005. 474 с.

Ирхин Ю. В. Социология культуры: учебное пособие / Ю. В. Ирхин. М.: Экзамен, 2006. 525 с.

Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2005. 566 с.

Уайт Л. А. Наука о культуре / Л. А Уайт. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.

Источник

Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы

в каком году культурология. lazy placeholder. в каком году культурология фото. в каком году культурология-lazy placeholder. картинка в каком году культурология. картинка lazy placeholder. Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.

Что такое культурология?

Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.

Объект и предмет культурологии

За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:

Структура культурологии

Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.

Философия культуры

Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.

Социология культуры

Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.

Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:

Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.

Антропология культуры

Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.

Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).

История культуры

Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.

Прикладная культурология

В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.

Методы культурологии

Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:

Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.

История становления культурологии

Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.

В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.

В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.

Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.

В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.

Источник

Культурология

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

Содержание

Терминология

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Культурология в России

Источник

Культурология

в каком году культурология. Magnify clip. в каком году культурология фото. в каком году культурология-Magnify clip. картинка в каком году культурология. картинка Magnify clip. Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

в каком году культурология. Magnify clip. в каком году культурология фото. в каком году культурология-Magnify clip. картинка в каком году культурология. картинка Magnify clip. Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Культурология — это наука, которая изучает специфику развития материальной и духовной культуры цивилизаций, этносов, наций в конкретно-историческом периоде, их взаимосвязи и взаимовлияние.

Содержание

[править] История

До первой половины XIX века феномен культуры рассматривался через рациональное осмысление нравственно-правовых, эстетических норм жизни, философско-теоретического сознания. Во второй половине XIX века с развитием различных наук о человеке, культура стала исследоваться в рамках ряда научно-концептуальных направлений этих наук (эволюционистского, аксиологического, антропологического, формационного, циклического, социологического и др.), которые стали основой будущей культурологии.

Термин «культурология» в 1909 году предложил немецкий философ Вильгельм Освальд, который различил культурологию и социологию. Он использовал термин «культурология» для описания явлений, которыми является культура как феномен сугубо человеческой деятельности.

Культурология формировалась как часть философии или в других науках под ее влиянием. Вместе с тем методы и результаты культурологических исследований использовались философией. Большой вклад в развитие культурологии совершили Освальд Шпенгелер со своей книгой «Закат Европы» (1918), теория культурных суперсистем Питирима Сорокина, изложенная в «Социальной и культурной динамике» (1937—1941).

Эрнст Кассирер развивал символическую концепцию культуры на основе способности людей к массовой, систематической и постоянной символизации. Голландский культуролог Йохан Хёйзинга в книге «Человек играющий» (1938) внес в изучение культуры идею о том, что игра предшествует культуре и творит ее, чем начал игровую концепцию. Параллельно развивалась биосферная концепция культуры, по которой культура является закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной. Основоположником такого подхода считается философ-космист Владимир Вернадский. Английский историк и философ Арнольд Тойнби стал одним из разработчиков цивилизационной теории в культурологии, рассматривая всемирную историю как совокупность историй самостоятельных цивилизаций.

Канадский культуролог, философ и социолог Герберт Маршалл Маклюэн начал рассмотрение типов культуры, в зависимости от средств коммуникации в них. Основной его работой стала книга «Галактика Гуттенберга» (1962).

[править] Термин «культурология»

Термин «культурология» получил распространение в странах Восточной Европы, зато в англоязычных странах соответствующая дисциплина называется Cultural studies, а в немецкоязычных — Kulturwissenschaft. Феномен культуры в этих странах понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология. Кроме нее ведущими науками о культуре стали социальная антропология, социология, структурная антропология, историческая культурология, семиотика.

[править] Предмет культурологии

Объектом культурологии является культура в общем, обычно понимается как совокупность материальных и духовных ценностей и образ бытия и организации жизни человека. Однако из-за обилия других определений культуры объект не является однозначным. Предмет культурологии, непосредственно исследуемый аспект культуры, не является четко определенным по причине различных подходов к пониманию как объекта ее исследования, так и самой культурологии.

При широком подходе как к комплексной науке, культурология не имеет собственного предмета исследования, так как возникает составной частью других дисциплин. Соответственно выделяются история культуры, экология культуры, психология культуры и т. д., у каждого из которых свои предметы.

При понимании культурологии как самостоятельной науки, она выступает как теория культуры, основанная на обобщениях из конкретных наук. В этом случае предметом культурологии чаще всего определяется становление и развитие культуры как присущего исключительно человеку способа жизнедеятельности.

[править] Структура культурологии

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарным наукам, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере. Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.

Чёткие границы культурологии определить достаточно сложно, но в целом её наиболее общая структура может быть представлена следующим образом [4] :

[править] Основные задачи

Основные задачи культурологии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *