в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером

Deep Blue

На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Четыре десятилетия назад появились первые компьютерные программы, использовавшиеся гроссмейстерами для тренировок и анализа сыгранных партий. Во второй половине 1980-х годов представители шахматного сообщества не сомневались в том, что машина никогда не сможет победить человека в очном противостоянии. Десять лет спустя, в мае 1997 года, суперкомпьютер Deep Blue выиграл матч из шести партий у Гарри Каспарова. Разработка IBM навсегда изменила мир профессиональных шахмат.

Создание компьютера Deep Blue

Машина, обыгравшая чемпиона мира, была создана инженерами компании IBM. Поклонники шахмат были шокированы поражением Каспарова — шахматист возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985 года и редко уступал в официальных партиях. Эксперты по искусственному интеллекту заявили о победе машин в умственном противостоянии с человеком.

Прообраз Deep Blue был разработан во второй половине 1980-х годов. В 1985 году группа энтузиастов из университета Карнегги — Меллона (Питтсбург) создала программное обеспечение и аппаратную платформу для шахматного симулятора. Работы по совершенствованию софта велись на протяжении нескольких лет. В 1987 программа была переименована в Deep Thought. Два года спустя IBM выкупила права на ПО и начала разработку Beep Blue. Консультантом проекта стал гроссмейстер Джоэл Бенджамин.

В конце 1996 года специалистам IBM удалось оптимизировать алгоритмы суперкомпьютера и повысить производительность аппаратной платформы. Машина могла анализировать до двухсот миллионов позиций в секунду. После исторического матча против Каспарова оригинальный компьютер, размещавшийся в двух серверных шкафах, был разделен. Одна стойка досталась Национальному музею Американской истории. Вторая часть комплектующих машины была передана Музею компьютерной истории.

Матчи Deep Blue — Гарри Каспаров

Суперкомпьютер провел два матча против Гарри Каспарова. В феврале 1996 года чемпион мира победил Deep Blue со счетом 4:2. Машина выиграла первую партию противостояния, сотворив сенсацию. Впервые в истории шахмат сильнейший игрок планеты проиграл искусственному интеллекту. В пяти следующих партиях Каспаров одержал три победы при двух ничьих.

Перед матчем 1997 года IBM обновила программную и аппаратную составляющие Deep Blue. В повторном поединке суперкомпьютер оказался сильнее — 3,5:2,5. Каспаров выиграл первую партию, машина — вторую. Затем оппоненты трижды подряд свели поединки к ничьим. Шестая (и решающая) партия осталась за Deep Blue.

Победа в первой партии матча 1996 года была достигнута Deep Blue за 37 ходов. Компьютер разыграл вариант Алапина против сицилианской защиты. Машине удалось найти уязвимые точки в пешечной структуре Каспарова. После хода 24…exd5 все пешки чемпиона мира оказались либо изолированными, либо сдвоенными.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 1. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-1. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 1. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Гарри Кимович смог выровнять позицию, но допустил неточность — 27…d4. За следующие десять ходов Deep Blue сумел добиться победы.

В последней партии второго матча Deep Blue сделал нетипичный для машины ход. Каспаров выбрал защиту Каро-Канн и совершил ход 7…h6. Суперкомпьютер не стал беречь коня и пошел на неожиданную для соперника жертву в дебюте — 8.Nxe6.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 2. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-2. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 2. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Спустя одиннадцать ходов партия завершилась победой машины. Позднее Каспаров высказал предположение о том, что жертва была сделана не машиной, а сильным гроссмейстером-консультантом IBM. Создатели Deep Blue отвергали все обвинения в помощи живых шахматистов компьютеру.

Матч между Гарри Каспаровым Deep Blue привлек столь пристальное внимание всего мира, что вдохновил съемочную группу на создание документального фильма. Это цельное произведение включает интервью с тринадцатым чемпионом мира, а также болельщиками и разработчиками суперкомпьютера. Вы своими глазами увидите все, что сопутствовало матчу: подозрения, драматические повороты и переживания Каспарова.

Источник

Шахматное противостояние человека и компьютера. Справка

Эра компьютерных шахмат началась в 50-х годах ХХ века с появления первых шахматных программ. В 1968 году шотландский шахматист Дэвид Леви прославился своим пари, согласно которому он не должен был проиграть компьютеру в течение десяти лет. Леви выиграл пари, победив в 1978-м сильнейшую программу тех лет Chess 4.7, однако уже в следующем году он добился лишь ничьей в поединке с очередной версией программы, а в 1989-м шотландец в выставочном матче и вовсе капитулировал перед машиной Deep Thought.

Впрочем, до уровня чемпиона мира Deep Thought было еще далеко, что с блеском в том же году продемонстрировал Гарри Каспаров, выигравший обе партии противостояния с ней. Причем до этого в активе Каспарова уже был триумфальный сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами в Гамбурге в 1985 году, завершившийся с разгромным счетом 15-0 в пользу человека.

Первый в истории проигрыш чемпиона мира компьютеру в партии с обычным контролем времени был зафиксирован в Филадельфии 10 февраля 1996 года, когда Каспаров проиграл первую партию в матче с Deep Blue. Однако в самом матче 13-й чемпион мира одержал верх, выиграв три партии и сведя вничью две.

Состоявшийся в мае следующего года матч-реванш из шести партий остался за компьютерной программой (получившей название Deeper Blue) со счетом 3,5 на 2,5.

Наконец, в июне 2005-го программа Hydra в шести партиях разгромила седьмого на тот момент гроссмейстера мира британца Найджела Шорта со счетом 5,5-0,5.

Что касается соперника Крамника по боннскому матчу, то первая версия «Фрица» была разработана программистами немецкой компании Chessbase в ноябре 1991 года. В мае 1994-го Fritz впервые громко заявил о себе, сражаясь на равных с ведущими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первенство только Каспарову, да и то лишь на тай-брейке.

В мае 1995-го Fritz стал первым чемпионом мира по шахматам среди компьютеров, обыграв в решающем матче Deep Blue. В апреле 1999-го Fritz с большим преимуществом выиграл матч в быстрые шахматы у ведущей шахматистки мира Юдит Полгар (Венгрия) со счетом 5,5-2,5, а в июле того же года заработал себе приставку «Deep», сенсационно выступив на турнире во Франкфурте, где им были повержены Топалов, Леко, Свидлер, Полгар, Лутц, Морозевич и Адамс.

По мнению ряда аналитиков, человек уже практически исчерпал свои возможности в противостоянии с машиной за шахматной доской. С такой точкой зрения до матча компьютера с Крамником солидарны были и букмекеры: авторитетная контора Betandwin оценивала шансы Крамника и Deep Fritz как 5,30 к 1,50.

Источник

После Каспарова. Компьютерные шахматы — итоги и перспективы

Заключительная статья из цикла о противостоянии Каспарова с шахматными машинами.

Матч с X3D стал последним сражением Гарри Кимовича с машиной – больше он никогда не играл с компьютерами публично. Впрочем, и его соперничество с людьми тоже продолжалось недолго. Пару лет он ещё играл в обычных турнирах, но в 2005 году решил завершить свою шахматную карьеру. Отныне шахматы стали для него всего лишь хобби. После ухода Каспарова, в шахматах не осталось явного лидера.

На протяжении нескольких лет шахматную корону оспаривало сразу несколько примерно равных по силе гроссмейстеров. Но в 2013 году на вершину поднялся молодой норвежец Магнус Карлсен. Сегодня он чемпион мира и безусловный лидер мировых шахмат. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 746fc18195af45ec873778b900fa1d37. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-746fc18195af45ec873778b900fa1d37. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 746fc18195af45ec873778b900fa1d37. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.Между тем матчи людей и машин продолжались. В 2004-05 годах в Испании состоялись два матча ведущих гроссмейстеров против лучших шахматных программ. Оба закончились победой команды машин, со счетом 3½:8½ и 4:8.

В ходе второго матча состоялась также последняя на текущий момент, победа человека над одной из топ-программ при классических условиях игры. Честь столь специфического достижения выпала на долю гроссмейстера Руслана Пономарева, который смог воспользоваться оплошностью программы Дип Фриц 9.

И наконец, заключительным аккордом противостояния людей и машин стал матч чемпиона мира Владимира Крамника и шахматной программы Дип Фриц 10 в конце 2006 года. Снова победа машины – 4:2.

Несмотря на какие-то надежды переломить ситуацию, постепенно становилось понятно, что дни противоборства человека с машиной сочтены. По мере совершенствования алгоритмов и железа преимущество компьютеров проявлялось все более и более заметно.

После поражения Крамника, матчи людей с машинами — по крайней мере в классическом формате — прекратились. Общественный интерес к ним практически иссяк. С тех пор если и удавалось организовать подобные матчи, то только в «бюджетном» варианте. Размеры призового фонда упали с нескольких сотен до пары тысяч долларов.

Матчи теперь проводились с укороченным контролем времени, часто против не самых сильных шахматистов. Нередко человеку давалась фора, или же выделялся в помощь более слабый компьютер. С этого момента шахматные программы перестали быть соперником для людей, и постепенно перешли в разряд аналитических инструментов.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. f337486d5498435c8419216b0265e07c. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-f337486d5498435c8419216b0265e07c. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка f337486d5498435c8419216b0265e07c. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

На фото – Владимир Крамник играет с программой Дип Фриц 10.

Как и у людей, состав сильнейших программ тоже постепенно менялся. В конце 2005 года на смену «заслуженным» чемпионам старой волны – Джуниору, Фрицу, Шреддеру и другим, пришел новый фаворит – программа Рыбка.

Она намного обогнала конкурентов во всех рейтинг-листах и на протяжении пяти лет никто не смог оспорить её превосходство. С каждой новой версией она все больше и больше прибавляла в силе.

В конце 2010 года на вторые роли Рыбку отодвинул Гудини, став новым, очевидным лидером среди программ. Продержавшись на самом верху мировой табели о рангах около трех лет, он в свою очередь уступил место ещё более сильным конкурентам. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. c9f1606941334ee38429b6f4dd1e94e1. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-c9f1606941334ee38429b6f4dd1e94e1. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка c9f1606941334ee38429b6f4dd1e94e1. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

С 2014 года лучшими в мире считаются сразу две программы – Комодо и Стокфиш. В настоящее время они входят в аналитический арсенал практически всех ведущих гроссмейстеров. Стоит еще отметить, что в отличие от коммерческого Комодо, в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 70b5d38b1cdf49518f75861a2770d120. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-70b5d38b1cdf49518f75861a2770d120. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 70b5d38b1cdf49518f75861a2770d120. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.Стокфиш – это программа с открытым исходным кодом. А значит просмотреть её код, или даже просто наблюдать за процессом её совершенствования, может каждый.

Между тем, уровень современных программ продолжает быстро расти и предела их совершенству пока не видно. Но вернемся к вопросу противостояния людей и машин. Могут ли сильнейшие гроссмейстеры обыгрывать лучшие шахматные программы сегодня? Как уже упоминалось выше, нормальные матчи между людьми и компьютерами давно не проводятся, так что судить об этом можно только по косвенным признакам. В первую очередь, это конечно рейтинг. Современные программы уже более чем на 500 пунктов сильнее тех, что играли когда-то с Каспаровым и другими гроссмейстерами. Причем, даже без учета прогресса по части вычислительной техники.

Следует правда иметь в виду, что по результатам многолетних тестов, прирост рейтинга у машин слегка опережает человеческий – где-то в соотношении 5:4 или 4:3. Тем не менее, запас прочности современных программ настолько велик, что лучшие из них сейчас как правило без всякого труда выигрывают у тех программ, оборону которых в свое время безуспешно пытались взломать такие шахматные гиганты как Гарри Каспаров и Владимир Крамник.

Играя против когда-то «заслуженных» Фрицев и Джуниоров, современные программы легко приумножают даже совсем незначительный перевес, и без проблем доводят его до победы. В общем, посредством старых программ и рейтингов можно сделать вполне определенный вывод относительно силы игры современных машин.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 94ade6ed0ba446b99017234e5ab2ddd8. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-94ade6ed0ba446b99017234e5ab2ddd8. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 94ade6ed0ba446b99017234e5ab2ddd8. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Но, помимо рейтингов и матчей программ, несомненно важным является мнение и самих гроссмейстеров. По крайней мере тех, из них, кто в настоящее время постоянно играет в турнирах или занимается тренерской или аналитической работой. Без шахматных программ сегодня не обходится ни один серьезный анализ на «высшем уровне» и ведущие шахматисты (не как программисты конечно, но как пользователи), могут поведать о поведении программ очень многое:

Владимир Тукмаков, международный гроссмейстер:

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. acf55197f1c841349e2b9f1cd406b825. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-acf55197f1c841349e2b9f1cd406b825. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка acf55197f1c841349e2b9f1cd406b825. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.…В общении шахматиста с машиной был заведомый лидер – человек, который задавал направление поиска, а программа, послушно следуя указаниям лидера, только вносила коррективы и уточнения. Но в последние годы это соотношение драматическим образом и необратимо изменилось. Теперь уже ЖД взял на себя роль жреца и поводыря, оставляя белковому существу возможность практически использовать рекомендации высшего разума.

Сергей Шипов, международный гроссмейстер:

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 546d42fad5254f5381e2c72958d3ef44. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-546d42fad5254f5381e2c72958d3ef44. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 546d42fad5254f5381e2c72958d3ef44. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей — лучших из лучших — и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше… Современные программы (в первую очередь Рыбка и Гудини) обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы… В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.

Сергей Карякин, международный гроссмейстер:

…Я иногда сражаюсь с программой «Гудини» и могу сравнивать. В поединке в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. f93e4559a22648e9ac1c0a42a46ebbe4. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-f93e4559a22648e9ac1c0a42a46ebbe4. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка f93e4559a22648e9ac1c0a42a46ebbe4. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.против компьютера тебя не покидает чувство обреченности…

Возможен ли матч человек — машина сегодня? Каким он может быть? Давайте попробуем оценить варианты подобного соревнования. Во-первых, следует отметить, что разного рода легкие партии проводятся и в наши дни. А вот для серьезного матча нужен солидный призовой фонд, который вряд ли возможен при современном общественном интересе.

Но даже если оставить в стороне финансовые вопросы, то в вероятном матче человеку придется давать какую-то фору – по времени или по материалу. Иначе он вряд ли согласится играть. Фора по материалу (речь конечно идет о топ-гроссмейстерах) скорее всего выльется в одну-две пешки, или их разменный эквивалент из других фигур.

К сожалению, на размер материальной форы, по-видимому не слишком влияет сила игры лучших современных программ. Что естественно делает бессмысленным сравнение этих программ с людьми. Можно, в свою очередь, давать фору не по материалу, а скажем за счет уменьшения времени машины.

Но чтобы современная программа сбавила в силе до уровня компьютеров первой половины 2000-х, потребуется выставить ей около 1 секунды на ход на хорошем современном смартфоне. Подобного рода «подгонка» силы соперников в общем-то лишает смысла само соревнование между человеком и машиной. В лучшем случае мы определим, сколько форы по времени необходимо, чтобы соперники и в самом деле уравнялись в силах. И только.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 98dff7bedc0c4c7aa0360c6802ab50c4. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-98dff7bedc0c4c7aa0360c6802ab50c4. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 98dff7bedc0c4c7aa0360c6802ab50c4. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Какие же есть еще варианты? Отсутствие у компьютера дебютной книги человеку поможет мало, так как машины и без нее играют сильно. От удаления эндшпильных таблиц выигрыш будет ещё меньше.

Повторение ходов из предыдущих партий в основном исключено, вследствие заметной «рандомности» сопутствующей шахматным программам на многоядерных системах. Если же давать в помощь человеку слабую программу, то сразу встает вопрос, насколько велика роль машины в результатах человека.

В общем, трудно представить себе какие-то очевидные и интересные формы игры с компьютерами сегодня. Подводя итоги, можно сказать что время громких матчей людей и машин окончательно ушло в прошлое. Компьютер сегодня не соперник, а помощник людей. Под влиянием машин, да и не только их, современные шахматы постепенно меняются. К чему это приведет, предстоит увидеть нам с вами.

Источник

Шахматные компьютеры впервые смогли победить сильных шахматистов в конце 1980-х годов. Самым известным их успехом была победа Deep Blue над тогдашним чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым в 1997 году, но были некоторые разногласия по поводу того, благоприятствуют ли условия матча компьютеру.

В 2002–2003 годах было сыграно три матча между человеком и компьютером, но если Deep Blue была специализированной машиной, то это были шахматные программы, работающие на имеющихся в продаже компьютерах.

Шахматные программы, запущенные на имеющихся в продаже настольных компьютерах, одержали решающие победы над игроками-людьми в матчах 2005 и 2006 годов. Вторая из них, против тогдашнего чемпиона мира Владимира Крамника, является (по состоянию на 2019 год) последним крупным матчем человек-компьютер.

С тех пор шахматные программы, работающие на коммерческом оборудовании, в последнее время включая мобильные телефоны, могут побеждать даже самых сильных игроков-людей.

СОДЕРЖАНИЕ

МАНИАК (1956)

Mac Hack VI (1966–1968)

В 1966 году студент Массачусетского технологического института Ричард Гринблатт написал шахматную программу Mac Hack VI с использованием языка макроассемблера MIDAS на компьютере PDP-6 Digital Equipment Corporation с 16 КБ памяти. Mac Hack VI оценивал 10 позиций в секунду.

Шахматы xx (1968–1978)

Ставка Дэвида Леви (1978)

В течение долгого времени, в 1970-х и 1980-х годах, оставался открытым вопрос, сможет ли какая-либо шахматная программа когда-либо победить опыт ведущих людей. В 1968 году международный мастер Дэвид Леви сделал знаменитую ставку на то, что ни один шахматный компьютер не сможет победить его в течение десяти лет. Свою ставку он выиграл в 1978 году, победив Chess 4.7 (самый сильный компьютер в то время).

Cray Blitz (1981)

В 1981 году Крей Блиц забил 5–0 в чемпионате штата Миссисипи. В 4-м раунде он победил Джо Зентефа (2262), став первым компьютером, победившим мастера в турнирной игре, и первым компьютером, получившим рейтинг мастера (2258).

HiTech (1988)

В 1988 году HiTech выиграла чемпионат штата Пенсильвания по шахматам со счетом 4½ – ½. HiTech победил международного мастера Эда Форманека (2485).

Соревнование «Человек против компьютерных шахмат» на кубок Гарварда было организовано Гарвардским университетом. С 1989 по 1995 год было шесть испытаний. Они играли в Бостоне и Нью-Йорке. В каждом испытании люди набрали больше очков, и самый высокий результат был у человека.

ГодМужчины – Compu.Человеческие точкиCompu. точкиПобедительТочкиЛучшая программаТочкиКлассифицировать
1989 г.4–413½Борис Гулько, Майкл Роде4Глубокая мысль15
1991 г.4–4124Максим ДлугийЭвристическая альфа25
1992 г.5–5187Майкл Роде5Сократ33
1993 г.6–6279Джоэл Бенджамин5Сократ36
1994 г.6–829½18½Джоэл БенджаминWChess54
1995 г.6–623½12½Джоэл БенджаминВиртуальные шахматы4

Турниры «Эйгон человек – машина» (1986–1997)

В турнире 1997 года сыграли 100 игроков. Компьютеры набрали 151 ½ балла. Люди выиграли 148 ½ балла. Йона Косашвили набрал 6 очков в 6 играх среди людей. Каллисто набрал 4 ½ балла по компьютерам.

ГодИгрокиРаундовЧеловеческие точкиКомп. БаллыПобедительТочкиЛучшая программаТочкиКлассифицировать
1986 г.2 * 117Фред ван дер Влит6Бунтарь5
1987 г.2 * 136Мартин Воорн6Мефисто Даллас 16 бит3
1988 г.2 * 166Лекс Йонгсма6Мефисто Мега 447
1989 г.2 * 16657½23Ад ван ден Берг5Шахматный претендент8
1990 г.2 * 1464737Передовые технологии5Передовые технологии51
1991 г.2 * 206Джон ван дер Виль6MChess48
1992 г.2 * 2468460Давид Бронштейн6Мефисто 6803048
1993 г.2 * 326Давид БронштейнКороль53
1994 г.2 * 386114114Ларри КристиансенГидеон5
1995 г.2 * 486132155Джон ван дер ВильHiarcs52
1996 г.2 * 506137½162½Ясер Сейраван6Квест5
1997 г.2 * 506148½151½Йона Косашвили6Каллисто4

Глубокая мысль (1989)

В 1989 году Леви потерпел поражение от компьютера Deep Thought в показательном матче.

Однако Deep Thought все еще был значительно ниже уровня чемпионата мира, как тогдашний чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров продемонстрировал две убедительные победы в 1989 году.

Шахматный гений (1994)

Программа «Chess Genius» была включена в турнир по быстрым шахматам Профессиональной шахматной ассоциации в 1994 году. Она победила и выбила чемпиона мира Каспарова, но проиграла Вишванатану Ананду в следующем туре. Это был первый раз, когда компьютер победил чемпиона мира в официальной игре, хотя и с быстрым контролем времени.

Каспаров – Deep Blue (1996–1997)

1996 г.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 208px Chessboard480.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-208px Chessboard480.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 208px Chessboard480.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess rlt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess rlt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess rlt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess qdt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess qdt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess qdt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess kdt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess kdt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess kdt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess qlt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess qlt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess qlt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess nlt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess nlt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess nlt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess pdt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess pdt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess pdt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess plt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess plt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess plt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess plt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess plt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess plt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess pdt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess pdt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess pdt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess plt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess plt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess plt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess plt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess plt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess plt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess ndt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess ndt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess ndt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess klt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess klt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess klt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. 26px Chess rdt45.svg. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером фото. в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером-26px Chess rdt45.svg. картинка в каком году компьютер впервые победил в шахматах в матче с сильнейшим гроссмейстером. картинка 26px Chess rdt45.svg. На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Каспаров провел матч из шести игр против Deep Blue из IBM в 1996 году. Каспаров проиграл первую партию ( Deep Blue – Каспаров, 1996, игра 1 ), впервые действующий чемпион мира проиграл компьютеру при обычном контроле времени. Однако Каспаров перегруппировался, чтобы выиграть три и сыграть вничью в двух из оставшихся пяти игр матча, что привело к убедительной победе в матче со счетом 4–2.

1997 г.

В шестой партии Каспаров допустил грубую ошибку в самом начале игры. Каспаров называет основной причиной усталость и недовольство поведением команды IBM в то время.

Каспаров заявил, что в этом матче против него сыграло несколько факторов. В частности, ему было отказано в доступе к последним играм Deep Blue, в отличие от компьютерной команды, которая могла изучить сотни игр Каспарова.

Каспаров утверждает, что ему сказали, что матч должен быть научным проектом, но вскоре стало очевидно, что IBM хотела победить его только за рекламу компании.

Ананд – Бунтарь (1998)

Deep Junior в Дортмунде (2000)

Deep Junior играл с 9 гроссмейстерами на шахматном турнире Sparkassen Chess Meeting в Дортмунде, Германия, с 6 по 17 июля 2000 года. Sparkassen Chess Meeting 2000 года был шахматным турниром категории 19. Компьютерная программа Deep Junior соревновалась в формате кругового турнира. Deep Junior набрал 4½ в 9 раундах. Deep Junior получил оценку 2703.

КруглыйбелыйЭлоЧернитьЭлоРезультатДвижетсяЭКО
1Бареев Э2702Deep Junior½ – ½146D46
2Deep JuniorХюбнер, Р.26151–039C04
3Адамс, М2755Deep Junior½ – ½84C68
4Deep JuniorХалифман, А2667½ – ½129B08
5Крамник В2770Deep Junior1–065D00
6Deep JuniorАкопян В2660½ – ½89B00
7Ананд В2762Deep Junior½ – ½35 годD05
8Deep JuniorПикет, Дж.26490–168B15
9Леко, П2740Deep Junior0–1120C48

Крамник – Дип Фриц (2002)

Крамнику было дано несколько преимуществ в его матче с Фрицем по сравнению с большинством других матчей человек-компьютер, таких как тот, который Каспаров проиграл Deep Blue в 1997 году. Код Фрица был заморожен за некоторое время до первого матча, а Крамнику дали копию Фрица, с которым можно практиковаться в течение нескольких месяцев. Еще одно отличие заключалось в том, что в партиях продолжительностью более 56 ходов Крамнику разрешалось отложить игру до следующего дня, в течение которого он мог использовать свою копию Фрица, чтобы помочь ему в своем ночном анализе позиции.

Каспаров – Дип Младший (2003)

Каспаров – X3D Fritz (2003)

Человек против машин командного чемпионата мира (2004–2005)

2004 г.

2005 г.

Гидра – Адамс (2005)

Крамник – Дип Фриц (2006)

В первых пяти партиях Крамник превратил игру в типичную «антикомпьютерную» позиционную борьбу. 25 ноября первая партия завершилась вничью на 47-м ходу. Ряд комментаторов считают, что Крамник упустил победу. Двумя днями позже, вторая игра привела к победе Deep Fritz, когда Крамник совершил то, что Сьюзен Полгар назвала «промахом века», когда он не смог защититься от угрожающего мат-ин-одного в равной позиции. ( см. также грубую ошибку Дип Фриц против Владимира Крамника ). Третья, четвертая и пятая партии матча завершились вничью.

В заключительной игре, пытаясь сыграть вничью, Крамник сыграл более агрессивную сицилианскую защиту и был разгромлен, проиграв матч со счетом 4–2.

Было предположение, что интерес к соревнованиям по шахматам между людьми и компьютером резко упадет в результате матча Крамника и Дип Фрица в 2006 году. По словам профессора информатики Университета Макгилла Монти Ньюборна, например, «Я не знаю, что можно получить от этого [дальнейшего совпадения] на данном этапе. Наука завершена». Похоже, что предсказание сбылось, и по состоянию на 2019 год больше не было серьезных совпадений между человеком и компьютером.

Коэффициенты на матчи Рыбки (2007–2008)

С 2007 года Рыбка провела несколько форвардов против гроссмейстеров. Яан Эльвест сначала проиграл матч с перевесом пешек, а затем проиграл матч, когда получил преимущество по времени, цвету, дебюту и эндшпилю. Роман Дзиндзичашвили тогда проиграл матч из-за перевеса пешки и хода.

Карманный Фриц 4 (2009)

Pocket Fritz 3, использующий версию 12.1 Hiarcs, выиграл это же соревнование в прошлом году с шестью победами и четырьмя ничьими на HP iPAQ hx2790 с частотой 624 МГц. Кубок Меркосур 2008 года был турниром категории 7. Pocket Fritz 3 получил оценку производительности 2690.

Комодо матчи с форой (2015)

В 2015 году шахматный движок Комодо сыграл серию гандикапных матчей с гроссмейстером Петром Нойманом. Нойман выиграл матч.

Комодо матчи с форой (2020)

В 2020 году шахматный движок Комодо провел серию матчей с форой с австралийским гроссмейстером Дэвидом Смердоном с коэффициентом коня. Смердон выиграл 5: 1, несмотря на то, что большинство комментаторов выступали за победу Комодо. В ноябре 2020 года шахматный движок Komodo, обученный алгоритму обучения с подкреплением NNUE, сыграл 8 15-минутных партий против ведущего гроссмейстера Хикару Накамуры с учетом двух пешек. Накамура проиграл матч, сыграя вничью 3, проиграв 5 и выиграв 0.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *