в каком году коко шанель придумала маленькое черное
Почему Шанель не изобретала маленькое черное платье
В этом году исполняется 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель. Arzamas объясняет, почему Шанель придумала не платье, а лишь миф о нем
Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.
Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.
Венценосный черный
Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окрашенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на различии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?
В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В середине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружевные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа Сутаж — плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки женской одежды. — на плечах и вдоль рукавов.
Форменный черный
Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отроческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.
Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхождение, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, признававший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.
Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демократичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмурным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.
«Маленькие черные» до Шанель
Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.
Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно модном) платье из черного альпака Альпак — тонкая плотная шелковая ткань. и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоминающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.
Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запомнили именно версию Шанель.
Маленькое черное платье: история большой легенды
Все мы знаем об одном из величайших изобретений легендарной француженки Коко Шанель — маленьком черном платье.
Историки моды спорят о том, что же послужило вдохновением для Коко: ее грусть об ушедшем в мир иной друге или же желание создать нечто практичное для женщин, которым после разрухи из-за Первой мировой войны было не до обновок. Но факт остается фактом: в 1926 году увидело свет простое черное платье, которое со временем трансформировался в роскошный атрибут моды. Моды вне времени.
Безысходность и шик одновременно
Одно из самых знаменитых детищ Шанель было довольно аскетично. Она, считавшая колени самой некрасивой частью тела, прикрыла их, сделала полукруглый вырез и узкие рукава. Материал — креп. Никаких лишних деталей, чтобы этими самыми деталями в любой момент суметь разнообразить платье. Оно было на все случаи жизни, на все возможности кошелька, что также было очень важно в то крайне непростое время.
Бытует и мнение, что француженка, которая выросла в нищете приюта, как и практически все люди не бывшие счастливыми в детстве, получила свои душевные «насечки»: изначально черный цвет она воспринимала как одежду монахинь, воспитавших ее, цвет строгости и бедности.
Кстати, состоятельные клиентки Шанель первое время были в недоумении: новый наряд от великой гуру моды очень напоминал униформу их собственной прислуги.
Революция моды после войны
Платье быстро стало популярным. Конечно же, его знаменем было имя Коко Шанель. Но практически наравне с ним шел и его революционный дух, когда женщина должны была выглядеть элегантно и практично каждый день.
Как отмечала сама француженка, «мода равна времени, в котором она живет и мода не может быть оторвана от реальности. Но она все равно должна дарить мечту».
По мнению Шанель, этот баланс и должен стать главным в метаниях и стремлениях дизайнеров. Несмотря на мрачность цвета сама Шанель его таковым не считала и в скором времени и вовсе провозгласила его цветом свободы и силы. А то, что сказала Шанель повторял и весь мир.
На все времена и без ограничений
Американское издание Vogue сравнило новое детище француженки с мега-популярным на то время автомобилем Ford Model T и предрекло, что уже очень скоро новый наряд станет основным в гардеробе каждой элегантной женщины и пройдет сквозь время.
Эти слова оказались пророческими. Да, маленькое черное платье претерпевало изменения, побывав в руках у других дизайнеров, но, по сути, оставалось все тем же «шанелевским» фирменным подчерком красоты и элегантности.
Его популярность практически не проходила. Наоборот, она пошла в массы.
Это стало возможным благодаря легендарной Одри Хепберн, которая примерила образ Шанель в исполнении Givenchy. Затем — Тина Тернер, а еще чуть позже оно станет символом минимализма в руках Кельвина Кляйна и Хельмута Ланга.
«Шахерезада проста, а вот маленькое черное платье сложно» — так резюмировала философию своего труда Коко.
Практически на протяжении века маленькие черные платья остаются вне моды, поскольку они сами делают ее, присутствуя во всех повестках знаменитых и именитых модных домов, оставаясь одеждой для любого выхода и идеальным фоном для экспериментов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Маленькое чёрное платье Chanel
В 1926 году легендарная Коко Шанель придумала маленькое чёрное платье в память о погибшем возлюбленном, таким образом навсегда вписав в историю мировой моды базовое понятие о платье, которое должно быть в гардеробе каждой представительницы женского пола. В каком виде Дом Chanel предлагает нам примерить легендарное little black dress в 2019 году и насколько новые модели отличаются от исторического оригинала?
Об оригинальном маленьком чёрном платье — 1926
По аналогии с прижившейся аббревиатурой в англоязычных странах LBD (little black dress) предлагаю далее по тексту тоже использовать сокращенное МЧП (маленькое чёрное платье). Искушенные модницы, знакомые с историей моды, конечно же знают, что прилагательное «маленькое» было использовано именно в сравнении с нарядами начала ХХ века.
Сейчас самые первые ассоциации при упоминании МЧП будут связаны с чем-то коротким, аккуратным, похожим на платье-футляр или платье-карандаш можете на досуге проверить и спросить своих знакомых — 90% назовут эти ключевые слова. Какое же оно было изначально?
Более подробно о Коко Шанель и моделях ее платьев прекрасно написала IVOLGA в серии своих публикаций об эталонах женской красоты вот тут.
Самое известное исполнение маленького черного платья от Юбера Живанши — 1961
Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» продемонстрировала новое прочтение МЧП от Юбера Живанши и ее образ в мгновение стал культовым.
Платье претерпело изменения — оно лишилось рукавов, стало элегантно приталенным, длиной до щиколоток. Весь образ Одри стал иконой стиля — высоко уложенная бабетта и короткая чёлка веером, диадема, несколько слоев жемчуга, повторяющие вырез на платье, чёрные перчатки выше локтей, длинный мундштук, черные туфли на маленьком каблуке kitten heel и солнечные очки wayfarer).
Легендарное платье было продано в 2006 году на аукционе Christie’s в Лондоне почти за 1 миллион долларов!
Современные интерпретации
С момента создания МЧП претерпело множество изменений, его крой был адаптирован под любую фигуру и на любой случай.
А каждый уважающий себя бренд каждый год моделирует для нас новые и хорошо забытые старые модели фасоны. Слева направо: Tom Ford, Self Portrait, Valentino, Ganni, Saint Laurent, прошу заметить, что это именно те модели, которые есть в продаже и предназначены для того, чтобы мы их с вами носили (кхм, если позволяет бюджет), а не из тех вариантов, которые нам демонстрируют только для вдохновения, эпатажа или услады глаз.
Маленькое черное платье от Chanel в 2019
Конечно же мне захотелось посмотреть, а что сам Модный Дом Chanel предлагает нам в качестве МЧП именно сейчас?
Коллекция Весна-Лето 2019 включает в себя несколько черных и темно-синих вариантов. Давайте посмотрим!
1 Темно-синее удлиненное платье из крепа, расшитое золотыми пайетками, окрашенными вручную выглядит очень элегантно и сдержанно.
2 Модель из плиссированной шелковой органзы
3 Эта модель тоже из органзы с вышивкой. Вы заметили в образе столь актуальные в этом сезоне велосипедки? А они там есть! Черные велосипедные шорты из креп-стрейча с рекомендованной ценой 90 тыс рублей.
4 Женственное и воздушное черное платье из органзы
5 Плиссированный расшитый шелковый тюль в платье на бретелях
6 Многослойное платье из шелковой органзы
7 Плиссированный расшитый тюль
8 Расшитый шелковый тюль и модель платья, напоминающая русалку и чешуйки
По традиции в Круизной коллекции Cruise 2018-2019 представлены более вечерние наряды. Наиболее близкими к МЧП я выделила две модели платьев.
9 Облегающее платье из шерстяного жаккарда с интересным акцентом на талии, имитирующим фигуру «песочные часы»
10 Платье из переливающейся сетчатой ткани с глубоким вырезом и открытыми плечами.
Итак, что же осталось от оригинального самого первого МЧП?
С момента создания МЧП претерпело множество изменений (по всем пунктам), но сам факт необходимости найти именно свое то самое маленькое черное платье остается в силе. В моем гардеробе есть несколько претендентов на эту роль, но ни одно из них не смогло занять лидирующих позиций и не стало универсальным.
Поделитесь, нашли ли вы свое маленькое черное платье?
В каком году Коко Шанель придумала маленькое чёрное платье?
10 бонусов в вопросе. В каком году Коко Шанель придумала маленькое чёрное платье: 1926, 1928, 1930?
10 бонусов в вопросе. В каком году Коко Шанель придумала маленькое чёрное платье? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным в викторине.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины.
В каком году Коко Шанель придумала маленькое чёрное платье?
Словосочетание «маленькое черное платье» и имя Коко Шанель сегодня практически синонимы. Вспоминая о Коко Шанель, мы обязательно представляем платье строго кроя, и наоборот.
«Шахерезада проста, а вот маленькое черное платье сложно», — как-то сказала француженка Коко Шанель, заключив в одну фразу философию всей своей работы. Эта нарочито простое платье, которое Коко Шанель придумала в 1926 году, стало символом независимости и сексуальности, нежелании следовать сиюминутным трендам.
Маленькое черное платье — идеальное платье, которое есть в гардеробе каждой женщины – появилось в 1926 году благодаря незаменимой Коко Шанель. Однажды Коко Шанель сказала: «Мода меняется, а стиль остается. Я хочу, чтобы меня копировали, это будет лучшим доказательством моего успеха».
История большой легенды: маленькое черное платье — как оно покорило весь мир!
Сегодня маленькое черное платье есть практически у каждой женщины и является базовой вещью гардероба. Но далеко не все женщины знают, что этот на первый взгляд бесхитростный шедевр хранит тайну своего создания — трогательную историю о любви и изобретательности хрупкой женщины-модельера Коко Шанель.
В 1919 году в автомобильной аварии погиб возлюбленный мисс Шанель — Артур Кейпел — богатый наследник угольных шахт по прозвищу Бой. Узнав о страшной аварии, она много часов провела в дороге, чтобы увидеть обгоревшие останки автомобиля Артура. Многие утверждали, что именно Бой был самой сильной любовью Коко Шанель. Модельер не могла носить траур, так как не была замужем за Артуром.
Черный цвет в одежде в то время использовался в основном при пошиве мужских костюмов и верхней одежды и не пользовался популярностью у женщин. Коко Шанель сшила для себя маленькое черное платье, которое выражало ее скорбь и не нарушало этикета. Эту элегантную вещь можно было носить днем как строгий вариант повседневной одежды, а вечером, благодаря правильным аксессуарам, превратить ее в часть яркого вечернего образа, добавив, например, длинные жемчужные нити.
Первоначальный вариант маленького черного платья, созданный великим модельером, должен был отвечать нескольким простым параметрам:
Но у многих дизайнеров был свой взгляд на создание легендарной модели. Ярким примером этого являются платья, созданные Юбером де Живанши для «Холли Голайтли», наивной и эксцентричной героини О́дри Хе́пбёрн из кинофильма «Завтрак у Тиффани». Выход фильма поднял новую волну популярности платья.
Живанши предложил женщинам носить платье с бежевыми чулками, крупными шляпами и длинными перчатками, которые стали несомненным трендом и пользовались большим спросом у дам.
С течением времени пропали всяческие запреты и правила, связанные с ним. Сегодня в магазинах вы найдете платья любой длины, модели, покроя…
Но это не значит, что строгая элегантность потеряла актуальность. Добавив к простому платью несколько аксессуаров, можно сохранить идею великой Коко Шанель, при этом проявить фантазию и составить свой собственный комплект, отражающий вашу индивидуальность и стиль
Надев поверх платья цветной пиджак или жакет, вы создадите строгий деловой образ, а дополнив джинсовой или защитной курткой с грубыми сапогами, будете готовы к вечерней прогулке. Можно также разбавить образ свитером крупной вязки горчичного цвета с поясом, завязанным в узел, и ботильонами. Главное — не бояться экспериментировать с цветом и фактурами.
Сколько бы ни прошло времени, как бы ни менялись вкусы и стили, есть вещи, актуальность которых не уйдет в небытие и не потеряется на задворках модных тенденций.
Коко Шанель знала особый секрет простоты и элегантности не только платья, но и всей жизни и с удовольствием делилась им: «Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…»