в каком году изобрели тарелки
Происхождение и история тарелок. История Paiste
История тарелок начинается с тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.
Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).
Эволюция тарелок
Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.
Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.
Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.
В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.
Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).
История Paiste начинается на стыке веков
Россия
Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.
Эстония
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.
Польша
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.
Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.
Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.
США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.
Эстония и Испания
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.
Философия Paiste
Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.
Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.
Разработка инструментов
В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).
Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.
Неполный список достижений Paiste
1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве
1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества
1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки
1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне
1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда
1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)
1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)
1984 — Первые крашеные тарелки
1989 — Изобретение бронзового сплава Signature
1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)
2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)
2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»
2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)
Эндорсеры Paiste
Tommy Aldridge (Whitesnake)
17″ Signature Full Crash
19″ RUDE Thin Crash
20″ 2002 Medium
13″ 2002 Sound Edge Hi-Hat
14″ 2002 Wild Hats
16″ Signature Thin China
18″ 2002 Medium
12″ Signature Splash
18″ RUDE Thin Crash
16″ Signature Thin China
15″ Signature Fast Crash
22″ 2002 Power Ride
18″ 2002 Medium
19″ Signature Power Crash
20″ 2002 Medium
Frank Beard (ZZ Top)
16″ 2002 China
16″ 2002 Crash
14″ 2002 Medium Hi-Hat
19″ 2002 Crash
20″ 2002 Power Ride
18″ 2002 Crash
13″ Signature Mega Cup Chime
17″ 2002 Crash
15″ 2002 Medium Hi-Hat
18″ 2002 China
Russell Gilbrook (Uriah Heep)
21″ 2002 Wild China
15″ 2002 Wild Hats
20″ 2002 Wild Crash
10″ Signature Dark Energy Dark Energy Splash Mark I
22″ 2002 Wild Ride
20″ 2002 Wild Crash
21″ 2002 Wild China
Nick Mason (Pink Floyd)
14″ Signature Medium Hi-Hat
18″ Signature Fast Crash
18″ Signature Full Crash
21″ Signature Dark Energy Dark Energy Ride Mark II
20″ Signature Dark Energy Light Dark Ride Mark I
18″ Signature Full Crash
20″ Signature Traditionals Medium Ride
19″ Signature Full Crash
22″ Signature Traditionals Medium Light Swish
Nicko McBrain (Iron Maiden)
2008 Tour 15″ Signature Reflector Heavy Full Crash custom
19″ Signature Reflector Heavy Full Crash
16″ Signature Reflector Heavy Full Crash
20″ Signature Reflector Heavy Full Crash
18″ Signature Reflector Heavy Full Crash
14″ Signature Heavy Hi-Hat (Reflector Finish) custom
13″ Formula 602 Heavy Bell discontinued
22″ Signature Reflector Bell Ride
17″ RUDE Crash/Ride
20″ Signature Crash prototype
22″ Signature Reflector Heavy Full Crash
20″ Signature Reflector Heavy China custom
40″ Symphonic Gong (Custom Brilliant Finish) custom
Larry Mullen Jr. (U2)
Setup 2008/09 14″ Signature Heavy Hi-Hat
16″ Signature Power Crash
17″ Signature Power Crash
18″ Signature Power Crash
22″ Signature Power Ride
18″ Signature Full Crash
Ian Paice (Deep Purple)
22″ 2002 China
24″ 2002 Crash
22″ 2002 Ride
8″ 2002 Splash
22″ 2002 Crash
15″ 2002 Sound Edge Hi-Hat
Phil Rudd (AC/DC)
14″ 2002 Medium Hi-Hat
20″ 2002 Crash
19″ 2002 Crash
20″ 2002 Crash
20″ 2002 Crash
19″ 2002 Crash
19″ 2002 Crash
19″ 2002 Crash
Tico Torres (Bon Jovi)
16″ Signature Power Crash
10″ Signature Splash
14″ Signature Heavy Hi-Hat
18″ Signature Power Crash
16″ Signature Power Crash
20″ Signature Power Crash
22″ Signature Power Ride
20″ 2002 China
18″ Signature Power Crash
Alex Van Halen (Van Halen)
20″ 2002 Medium
19″ 2002 Crash
15″ 2002 Sound Edge Hi-Hat
20″ 2002 Crash
24″ Giant Beat Ride
24″ 2002 Big Ride
20″ 2002 Medium
20″ 2002 China
22″ 2002 Crash
40″ Symphonic Gong
Декоративные тарелки. История и современность
Однажды в нашу жизнь приходит какой-нибудь предмет, которым мы активно пользуемся. Мы даже порой не задумываемся откуда он взялся, как появился и кажется, что он просто был всегда. Это в большей степени относится к предметам, которые постоянно окружают наш быт – ложки, ножи, вилки, тарелки.
Свой рассказ о декоративных тарелках я хотела бы начать с маленького экскурса в историю. Мало кто знает, но тарелка, как вид, появилась гораздо позже ножей и ложек. Самая первая ёмкость появилась еще во времена неолита и была слеплена из глины. У нее не было ни устойчивого дна, ни привычных нам ровных бортов, скорее это было похоже на привычный нам вид миски. Дальше ёмкость менялась, у нее появилось плоское дно, обеспечивающее устойчивость, а так же она стала плоской. Для большей сохранности этого вида посуды мастера придумали запекать глиняное изделие в печи, тем самым придавая ему жесткость. Практически в одно и тоже время мастера Древней Греции и Рима обнаружили особый пигмент, который в сочетании с разными смолами давал удивительное по своей консистенции вещество. В качестве эксперимента этим веществом решили покрасить перед запеканием глиняную посуду. Мир получил керамику. На керамической посуде стали изображать сцены из жизни богов и героев
В 600 году нашей эры мастера Древнего Китая начали создавать изделия, которые отличались высокой прочностью при минимальной тонкости. Весь мир узнал о фарфоре. Фарфоровая посуда была исключительным изобретением Китая, которое они старались всеми силами держать в секрете. Однако в 1300 году китайская фарфоровая посуда начала появляться в европейских королевских дворцах, но из-за своей дороговизны она стала не столовой посудой, а именно декоративной.
Повсеместной тарель стала в XV веке во Франции, когда ее стали делать из дешевых материалов – олова, дерева и свинца.
В России как таковых тарелок не было, а были «блюда». Материалом из которого они были сделаны, блюда показывали статусность их владельца. Вся царская посуда была исключительно золотой. У просто придворных богачей она была серебряной, у помещиков – медная, а у простого люда – деревянной.
Тарелями же в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такая посуда украшалась вензелями и ставилась в доме на самом виду. Получить тарель считалось намного почетнее, чем орден.
Только с XVII века «тарель», которую русские быстро переделали в «тарелка» стала входить в предмет бытового обихода и с начала XVIII века стала просто незаменима при употреблении пищи.
Однако декоративная жизнь тарелки на этом не окончилась, а только стала развиваться. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались тарелки в сине-белой гамме, а так же самые старинные и редкие экземпляры.
В настоящее время существует огромное количество декоративных тарелок, которые украшают интерьеры многих домов.
Хотела бы представить Вашему вниманию некоторые варианты размещения декоративных тарелок в интерьере
История появления сувенирных керамических тарелок
Расписная керамическая тарелка сегодня ассоциируется с путешествием, так как многие приобретают их в поездках в качестве сувенира. По своему статусу и популярности они догнали магнитики на холодильник.
История тарелок, как посуды, так и предмета декора, достаточно богатая, но традиция дарить тарелки – исконно русская. В дар сувениры получали вельможи и прочие государственные деятели.
Идея покрыть тарелку декором воплотилась в самых разных народных промыслах. Благодаря этому, сегодня можно встретить сувениры Гжели, Федоскино, Хохломы. Дополняет разнообразие тарелок изделия индивидуальных мастеров. Богатые коллекции служат настоящим украшением интерьера. Коллекционеры научились подбирать сувениры по размеру, тематике росписи или истории традиций.
Но тарелка, как посуда, появилась раньше, поэтому полезно рассмотреть ее общую историю, тем более, что она не переходила из одной цивилизации в другую, то есть в Греции, Риме, Китае, Европе и на Руси у этой посуды своя история.
История возникновения
Наши предки длительное время обходились без ножей и ложек, однако идея создания тарелки зародилась еще во время неолита, то есть, сразу после того, как человек научился готовить пищу на огне. Первые тарелки таковыми можно назвать с большим трудом. Из глины раскатывался жгут и сворачивался спиралью. Затем он немного приглаживался и обжигался. Такое изделие скорее должно называться емкостью, а не тарелкой. Около 9,5 тысяч лет до н.э. тарелки имели вид полусферы. Их держали в руках, но не ставили на стол. Несколько позже стали делать плоские донышки и даже покрывать поверхность орнаментом. Обожженные глиняные тарелки можно назвать керамикой.
В Древней Греции и Древнем Риме керамическое искусство достигло своего апогея. Тарелки изготавливались на гончарном круге, поэтому дефицита в посуде не было. Посуда в Греции и в Риме делилась на сувенирную, парадную и обиходную. В принципе, уже с этого момента можно начинать историю декоративных тарелок. Обиходная посуда расписывалась редко, а на сувенирных и парадных тарелках были изображения античных богов или героев сказаний. Более дорогой считалась посуда из олова, серебра и золота.
В Древнем Египте керамическое искусство развивалось теми же темпами и в той же последовательности, что и в Древней Греции. Отличались лишь сюжеты картин. Найденные старинные сувенирные тарелки представляют собой великую археологическую ценность. Они позволяют восстановить историю предков, узнать больше об особенностях быта. Нередко на тарелках изображены портреты правителей, сцены баталий или охоты. Несколько позднее тарелки стали покрывать глазурью. Из такой посуды было удобно есть, а сама тарелка не обжигала руки.
Как уже было указано, искусство древних цивилизаций в плане изготовления керамических тарелок не было унаследовано более поздними поколениями, поэтому Европа узнала о глиняной посуде лишь в 14-15 вв. До этого повсеместно роль тарелки играли углубления в столе или же лепешки из хлеба. Каждый едок брал мясо из общего блюда и на куске своего хлеба разрезал его на части. Жидкие блюда наливали в деревянные миски (обычно на двух человек приходилась одна миска). После трапезы хлеб-тарелку отдавали собакам.
Примерно в 600 году до н.э. тарелки из фарфора начали изготавливать в Китае. На протяжении веков технология работы по керамике держалась в секрете. Китайский фарфор отличался прочностью и прозрачностью. Тарелки, расписанные вручную, в Европе ценились на вес золота. Только представители богатых сословий могли себе позволить приобрести посуду из китайского фарфора. Она была не только практичной. При постукивании она издавала своеобразный мелодичный звук. Отдельные экземпляры дошли до нас в первозданном виде. Широкое распространение в Европе китайский фарфор получил в 14 веке. С 18 века начинает развиваться европейский фарфор.
Свое название «Тарелка» получила именно в Европе. Круглую емкость для приема пищи стали называть «Талер», что в переводе означает – круг.
Сегодня под этим термином подразумевается крупная серебряная монета, давшая имя доллару. Тем не менее, изначально так называли тарелку. Но с подачи одного из королей, пребывающего в пьяной неге, талер был переименован в «Тарель». Оказывается, этот европейский король просто не мог правильно выговорить слово.
Терель для знати стала своеобразным символом почета, поэтому каждый желал заиметь у себя подобный подарок. Но так как изделие было неимоверно дорогим, то использовалось оно исключительно с целью декора помещения. Ее выставляли в самом видном месте и показывали гостям. Только по большим праздниками могли тарель использовать по прямому назначению, подавая в ней самое вкусное или дорогое блюдо. С 15 века во Франции стали изготавливать тарели из более дешевых материалов (дерево, олово, свинец), поэтому они стали повсеместными.
В Древней Руси подобная посуда существовала еще с 11 века, однако чаще всего употреблялось слово «блюдо». На блюде подавалась пища. Одно блюдо предназначалось сразу для нескольких человек. Изготавливали тарелки из дерева, олова, стали и, конечно же, из глины. В царском дворе посуда была сделана из золота. Однако нечистые на руку послы после трапезы могли спрятать дорогую посуда за пазуху, поэтому при Иване Грозном гостям подавали кубки и тарелки из позолоченной или посеребренной меди.
Еще одно название тарелок на Руси – плошки. Так называли емкости с плоским дном, которые можно было ставить на горизонтальную поверхность.
Русские цари, как и европейские правители, расписными тарелями награждали своих верных слуг, особо отличившихся своей преданностью. Такие тарелки были украшены различными вензелями и также устанавливались в комнате на самом видном месте. Термин «Тарель» на Руси появился в 16 веке. Так, в 1509 году тарель упоминается в завещании одного московского князя. До тех пор альтернативой понятию «блюдо» служило слово «миска». Встречались и второстепенные названия: «талера», «торел».
Документальным подтверждением использования тарелок, как индивидуальной посуды, является летопись времен Лжедмитрия. Он требовал, чтобы еду ему и Марине Мнишек подавали в отдельных тарелках.
В Домострое того времени было указано: «в час обеда следует осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы, тарели собрати».
Наиболее состоятельные люди обзавелись индивидуальной посудой только к 17 веку. Согласно записям Кариона Истомина, понятия «тарель» и «торель» — несколько отличаются друг от друга. Если изделие служит в качестве посуды, то ее называют торелью. Наградное блюдо – тарель. С 18 века тарелка, как неотъемлемый атрибут при приеме пищи, стала использоваться всеми слоями населения. Но на этом декоративная история расписных тарелок не закончилась, а сегодня изготовление керамических тарелок считается одним из видов декоративно-прикладного искусства.
Особенности сувенирных тарелок
Современным трендом в оформлении интерьера жилых и офисных помещений являются керамические расписные тарелки. Они могут размещаться в спальне, в гостиной, на кухне. Главная задача дизайнера – подобрать соответствующую стилистику, выбрать форму тарелок и способ размещения.
Тарелка в декоре помещения уже давно не является признаком мещанства, как это было изначально. Их не только используют дизайнеры, но и просто коллекционируют, не стараясь вписать в общий интерьер. Сувениры обладают определенной универсальностью, так как могут вписаться в любое тематическое оформление. Тем не менее, желательно учитывать цветовую гамму посуды, ее материал, а также технику нанесения изображения. В идеале цветовое оформление интерьера должно сочетаться с цветом посуды и не давать резких контрастов.
Несколько тарелок, размещенных на стене, уже составляют определенную композицию. В этой композиции все элементы также должны сочетаться. Их объединяет один из следующих признаков:
Тарелки, не отличающиеся своей однотонностью, предъявляют определенные требования к размещению и к формированию композиции. Общий вид должен быть продуман, чтобы выдерживалась симметрия.
В зависимости от формируемой композиции тарелки можно размещать:
На первый взгляд может показаться, что крепление тарелок к стене – элементарная задача. Обращаем внимание, что подобное мнение часто заканчивается засверливанием лишних отверстий. Если расстояние между тарелками будет разным, то от этого может испортиться вся картина.
Рекомендуется вырезать из бумаги своеобразные шаблоны и из этих шаблонов выложить на стене черновую картину. После определения и выбора лучшего варианта можно приступать к креплению самой посуды.
Размеры и материалы
Настенные тарелки изготавливают из разных материалов, но традиционно считается, что они должны быть выполнены из керамики. Фарфоровые тарелки будут стоить несколько дороже, чем фаянсовые. Их можно отличить по характерной белизне, прозрачности и легкости. Фарфоровые тарелки могут содержать рисунок, орнамент или быть однотонными. Независимо от росписи, фарфор на стене придает помещению определенную статусность и шик.
Обычная керамика дешевле фарфора, поэтому такие модели встречаются гораздо чаще, причем в большем разнообразии относительно форм и расцветок. Сувениром может стать даже обычная тарелка, не украшенная росписью. Сама керамика – это уже определенная история, способная погрузить в глубокое прошлое. У керамики есть определенные достоинства, такие как изящность, колорит, экологичность, гамма форм и цветов.
Посуда из фаянса – самый распространенный вид сувениров. Современные технологии обработки керамики делают фаянс качественным и практичным материалом, не уступающим фарфору. Фаянс также привлекателен, но, в то же время, более доступен. Фарфоровая, керамическая и фаянсовая посуда выгодно отличается от плетеных тарелок тем, что может быть использована по прямому назначению.
Дизайнерские решения
Оформить сувенирную тарелку можно самыми разными способами. В качестве украшения применяются надписи или картины, пейзажи, портреты, а также различные узоры. Современным трендом являются сувенирные тарелки с изображением символов того или иного города. Именно эти сувениры заменили традиционные магнитики. Кстати, тарелка может быть не только настенной. Она устанавливается на специальной подставке на любую горизонтальную поверхность.
Тарелки с изображением видов разных городов образуют целую композицию, которую можно составить так, словно она является хронологией путешествий. В современном искусстве пользуется популярностью такой дизайн: на стене изображен контур карты России или Мира. В месте расположения того или иного города закреплена тарелка с надписью или изображением. Но подобные идеи можно воплотить в реальность, если стена достаточно большая или посуда компактная.
Есть дизайнерские идеи специально для коллекционеров. Идея заключается в том, что на одной тарелке нанесена только часть изображения. Полная же картина получится, если разместить на стене все тарелки, словно мозаику. Альтернативой тарелок с городами служат тарелки со странами. В качестве рисунка может выступать флаг, герб или панорамы городов.
Авангардным направлением считается украшение тарелками с надписями. Эти надписи могут быть выполнены разными шрифтами. Цвет фона и цвет шрифта создают определенное направление для декора. Например, белые тарелки с черными надписями отлично вписываются в стиль модерн, арт-деко, классицизм.
Следовать русским традициям можно и сейчас, например, можно заказать декоративную керамическую тарелку в интернет-магазине художника-керамиста Натальи Ковалевой.