в каком году изобрели страх
Страх
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. [1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. [2]
Содержание
Страх в психологии
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. [3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. [4]
Страх в психологии общения
Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. [5]
Фобии
Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями». [6]
Страх в культуре
Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. [источник не указан 517 дней] Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.
Страх у человека
Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
Степени и виды страха
Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. [7] Он разделяет все страхи на три группы:
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Физиология
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно. [11]
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.
См. также
Примечания
Литература
Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм
Когда появился страх у людей?
Похоже, что страх появился вместе с человеком и не покидал его никогда. У первобытных людей он выполнял важнейшую функцию самосохранения. Страх голода гнал человека на охоту, страх перед смертью давал силы выжить, страх перед природными явлениями (грозой, сильным ветром, извержением вулкана) развивал интеллектуальные способности. Люди старались объяснить всё неизвестное и страшное, понять, как противостоять природным катаклизмам.
Обратимся к истории.
Эпоха раннего палеолита началась около 2,5 – 2 миллионов лет назад. В это время страх на планете Земля испытывали человекообразные обезьяны (предлюди). Скорее всего, это был исключительно биологический (животный) страх, поскольку вряд ли можно говорить о формировании социального общества в те далёкие времена в современном понимании. Зоологическое объединение животных – индивидуалистов, это ещё далеко не подлинный социальный организм. Поэтому и социальные страхи отсутствовали.
Энеолит – с 4 тысячелетия до нашей эры, появились медные и бронзовые орудия труда, которые стали вытеснять каменные, что говорит о новых возможностях, которые появились у людей в добыче пропитания, защиты от врагов. Наверное, именно у этих жителей позднего каменного века начали формироваться первые социальные страхи.
Что помогло первобытным людям выжить?
Думаю, это был страх, который помогал действовать, переносить огромные физические нагрузки. Поэтому и у первобытных людей и у современных чувство страха тесно связано с физиологией. Выброс в кровь адреналина и других гормонов быстро активизирует деятельность, например, неожиданное нападение на противника или защиту от него.
Бывает, страх активизирует, вызывая реакцию избегания или агрессии, а бывает и наоборот, затормаживает физическую активность, вплоть до того, что человек может впасть в ступор.
Испугавшись, первобытный человек мог быстро убежать от дикого животного, или напасть на него, вступить в схватку. Наверное, когда-то было необходимо, замереть, сделать так, чтобы враг не заметил.
Страх, проявляя себя в теле, помогал меньше думать, а больше действовать. Когда нападал дикий зверь, размышлять было некогда. Только молниеносное принятие решения спасало от смерти.
Можно сформулировать так: страх появился вместе с человеком, как защитная функция психики, которая позволяла активизировать физические силы на отражение многочисленных угроз жизни и здоровью, обеспечивая продолжение рода и развитие людей.
Продолжая аналогию проявления страха у людей и животных, можно найти много общего в реакции на громкий звук. Люди приседают, падают на землю, пытаются убежать от источника звука, если знают, где он находится. Для человека страшен не любой звук, а только неожиданный, чрезмерно громкий, неизвестного происхождения. Реакция животных на резкий шум похожа, они прячутся, мечутся, дрожат, могут непроизвольно описаться, как, впрочем, и человек.
Такое сходство в поведении, у людей и животных, говорит о необходимости страха, его основной функции – сохранения жизни и здоровья живых существ. Такая задача была и остаётся у всех животных, актуальна она была и для первобытных людей.
«Популярное Изложение»: Темнота, высота и пауки. Как эволюция сформировала страхи человека
Багаж необозримого прошлого
Самые устрашающие монстры из художественных произведений апеллируют к человеческим страхам, которые восходят к унаследованному от предков чувству опасности. Какие-то страхи универсальны, какие-то – околоуниверсальны, а какие-то – локальны. Локальные страхи – скажем, такие фобии, как боязнь молей – обычно избегаются писателями, кинорежиссерами и создателями видеоигр, творящими в жанре ужасов.
В процессе эволюции люди и их предки сталкивались с потенциально смертельными угрозами, живя в условиях хищничества, внутривидовой жестокости, загрязнения и заражения, потери общественного статуса, а также опасных явлений неживой природы. 2-5
Другими словами, люди испытывали угрозу со стороны хищных животных (от плотоядных млекопитающих и до таких ядовитых существ, как пауки и змеи); со стороны враждебно настроенных представителей своего же вида; со стороны невидимых патогенных микроорганизмов, бактерий и вирусов; со стороны общины, которая могла лишить человека его социального статуса, а также подвергнуть его остракизму и в конечном счете изгнанию, что в родоплеменном сообществе могло означать смерть; наконец, люди рисковали получить смертельные травмы по причине опасных природных явлений (например, сильных гроз), падения с обрыва или других небезопасных топографических особенностей.
Давление отбора, исходившее от такого рода опасностей, вылилось в то, что реакции системы страхов человека оказались ориентированы на своеобразие окружающей среды. Иначе говоря, в системе страхов и распознавания опасностей выработалась особая восприимчивость к угрозам такого характера. Иногда такая чувствительность способствует тому, что система страхов без должных на то оснований расширяет категорию опасного, распространяясь и на безвредные объекты – например, в категорию «опасные животные» таким образом могут попасть моли. Золотое правило в области выживания – «береженого бог бережет».
Базовые страхи
Наиболее базовые, универсальные, генетически встроенные страхи включают боязнь неожиданных и громких звуков, а также боязнь предметов с неясными очертаниями. Именно эти страхи мы рассчитываем активировать, когда мы прячемся за дверью с намерением напугать ни о чем не подозревающего друга/подругу, с грозным воплем вдруг выскочив из своего укрытия.
Неожиданные и громкие звуки вкупе с неясной фигурой вызовут у человека непроизвольный испуг. Такой же будет реакция и многих животных. Например, вы можете неслышно подкрасться к крысе и закричать – реакция грызуна будет похожа на вашу, если кому-то вдруг вздумается подкрасться сзади к вам и закричать. Вы также можете провести такой эксперимент с собакой, белкой или же грудным ребенком – это непременно сработает.
Рефлекс испуга первичен и стремителен, он очень эффективен в том, чтобы сориентировать и мобилизовать организм перед лицом опасности. Этот врожденный страх эксплуатируется, в частности, во многих видеоиграх и фильмах в жанре ужасов, когда их создатели прибегают к так называемым «jump scares», то есть эпизодам, в который некий монстр без какого-либо предупреждения вдруг выскакивает из темного угла, тем самым пугая зрителя или игрока.
Другие страхи универсальны, но в то же время сравнительно преходящи. Как продемонстрировали возрастные психологи, у детей в высшей степени индивидуальные страхи почти всегда развиваются наряду с боязнями, продиктованными эволюцией. И, как продемонстрировали эволюционные психологи, эти предсказуемые страхи дают о себе знать в те моменты, когда дети наиболее уязвимы для опасностей, к которым эти страхи восходят – или, точнее, когда дети были бы наиболее подвержены таким опасностям, доведись им жить в таких же условиях, как и наши давние предки, то есть в условиях, которые побудили наш вид к эволюции.
Эти условия в значительной мере отличались от современных, но приобретенные с незапамятных времен страхи никуда не ушли. Для младенцев, неспособных к самостоятельному передвижению и самозащите, самые опасные ситуации – как в доисторические времена, так и сейчас – это отсутствие опекуна и присутствие потенциально враждебных чужаков. Исходя из этого, у детей непременно развивается боязнь оторванности от родителя, а также боязнь незнакомцев – эти страхи сохраняются вплоть до времен, когда ребенок начинает ходить. 3
Когда дети начинают передвигаться самостоятельно, у них неизбежно развивается страх высоты. В возрасте 4-6 лет, когда дети начинают более активно познавать окружающую среду и вместе с тем становятся более уязвимыми для хищничества, ими завладевают мысли о смерти, боязнь таящихся во мраке монстров, а также страх перед такими опасными животными, как львы и тигры.
В середине позднего детства пробуждаются боязни травм, несчастных случаев и заражения, тогда как в позднем детстве и особенно в раннем подростковом возрасте дети весьма остро реагируют на социальные угрозы – дети склонны всё больше бояться потери статуса, друзей, а также остракизма со стороны окружающих. Это именно тот момент в развитии, когда для детей сверстники становятся всё более важными, чем родители, и когда главным испытанием для них становится «нахождение особой социальной ниши и выстраивание стабильных сетей взаимодействия». 3
Эволюционная логика, стоящая за этим предопределенным планом в развитии, предельно ясна: в процессе эволюции у детей выработались страхи, ориентированные на особенности окружающей среды. Эти страхи проявляются в той фазе, когда дети обычно сталкивались с такими повторяющимися опасностями, либо когда они были особо уязвимы для таких угроз. Некоторых людей может посещать чувство, что они переросли эти страхи – что перед сном им больше нет необходимости проверять, не прячется ли у них под кроватью какой-нибудь монстр – но большинство страхов впервые заявляют о себе в детстве и в несколько модифицированных формах остаются на всю жизнь. 3
В предисловии к собранию своих рассказов Стивен Кинг признается, что, ложась ночью спать, он по-прежнему «крайне обеспокоен тем, чтобы полностью прикрыть ноги одеялом до того, как будет выключен свет. Я уже давно не ребенок, но Мне не нравится спать, высунув из-под одеяла одну ногу Существо под моей кроватью, выжидающее возможности схватить меня за ногу, существует лишь в моем воображении. Я знаю это, но я знаю также, что если я постараюсь не высовывать ступни из-под одеяла, у этого страшного существа не будет ни единого шанса схватить меня за ногу». 6
Очевидно, Кинг шутит, но всё равно – кому из нас не доводилось поддаться этому устрашающему, иррациональному импульсу, исходящему из лимбической системы, этому древнему, исполненному тревоги голосу из далеких глубин мозга, который говорит нам не срезать путь через кладбище, когда солнце уже село, или же держать ступни под одеялом, когда мы одни? И не то чтобы мы верили в призраков, монстров или зомби – разумеется, нет, однако… береженого бог бережет, не так ли?
С помощью умственных усилий мы можем прогонять от себя якобы детские страхи – монстров, зловещих чужаков, опасных животных – но они будут продолжать жить по крайней мере в фильмах ужасов и даже в страшных историях для взрослых, где фигурируют гигантские чудовища, психопаты в хоккейных масках и внушающие отвращение ползучие твари, таящиеся во мраке.
Подготовленные страхи
Околоуниверсальные страхи также называют «подготовленными страхами». 7 Они встроены в человека иначе, нежели боязнь неожиданных, громких звуков или страх перед фигурами с неясными очертаниями. Нам не приходится учиться тому, чтобы в испуге уклоняться от баскетбольного мяча, который с большой скоростью летит в нашу сторону. Подготовленные страхи имеют врожденный характер – хотя лишь в том смысле, что они передаются генетически – но при этом активируются они только при наличии раздражителя извне. Система страхов человека оказывается в этом отношении довольно открытой к изменениям – то есть она предрасположена к перенастройке под влиянием окружающей среды.
Эволюционная логика, лежащая в основе этого явления, выстраивается следующим образом: в процессе эволюции человек научился приспосабливаться. 8 Нашему биологическому виду удалось добиться благоденствия во всех климатических зонах – от тропической до арктической. Однако, тогда как некоторые опасности неизменны во времени и пространстве – скажем, опасность удушья или утопления – в распространении угроз существуют также некоторые вариации, зависящие от окружающей среды. Например, ребенку-инуиту нет смысла бояться тигров или скорпионов, в то время у ребенка из сельской местности Индии нет оснований опасаться полярных медведей.
И поскольку наши гены не могут «знать», в каком именно климате и экологии мы вырастем, эти гены наделяют нас способностью и желанием разузнать о разных опасностях, которые имеются в нашем окружении. Люди быстро впитывают местную культуру, включая нормы поведения, язык, знания об опасностях, представление о том, что в данной культуре считается съедобным или несъедобным и так далее. В сущности, обучение – это «приобретенная в ходе эволюции способность к адаптации, необходимая для выживания в условиях перемен в окружающей среде, которые происходят в течение жизни индивида. Обучение позволяет организмам менять свое поведение в соответствии с особенностями той природной ниши, которую они занимают». 9
Поскольку для разных сред обитания характерны разные опасности, не все человеческие страхи инстинктивны и восходят к бессознательному. Человеку требуется обучиться тому, чего бояться, но такое обучение имеет место в рамках биологически ограниченного пространства возможностей. Тогда как разным средам обитания свойственны разные угрозы, в ходе эволюции некоторые из этих угроз оказались достаточно устойчивыми и мощными, чтобы оставить на нашем геноме отпечаток в виде подготовленного страха, то есть потенциальных возможностей, которые могут быть активированы по ходу жизни индивида в ответ либо на личный или посторонний опыт, либо на информацию, переданную через культуру.
Это объясняет, почему в поверхностных боязнях человека возможны вариации, в то время как глубинная структура распространения страхов стабильна. В отчете 2012 года «Слабые голоса, большие мечты», составленном гуманитарной организацией «ChildFund Alliance», была проведена классификация детских страхов и мечтаний на основе сведений от 5,100 респондентов из 44 стран. Согласно результатам этого опроса, среди детей из развивающихся и развитых стран наиболее распространенным страхом оказалась боязнь «опасных животных и насекомых». 10 Даже те дети, которые выросли в индустриализированной, городской среде, лишенной хищников, с легкостью приобретают боязнь опасных животных, поскольку подготовленное обучение – неотъемлемая часть человеческой природы.
В рамках другого исследования у детей из американских пригородов спросили об их страхах. Выяснилось, что дети «не боятся того, с чем их научили обращаться осторожно» – например, «уличного движения». Вместе с тем дети утверждают, что «страх им внушают млекопитающие и рептилии (наиболее часто): змеи, львы и тигры». 11
Подготовленные страхи включают боязнь змей, пауков, высоты, крови, замкнутых пространств, темноты, грома, общественных или открытых пространств, пристального к себе внимания со стороны социума, а также глубоких водоемов. 5, 7, 12 Это типичные объекты фобий, которые легко приобрести и от которых очень трудно избавиться. Фобию можно определить как «страх, который диспропорционально велик по сравнению с той опасностью, которую в действительности несет в себе объект боязни». 13
Из этого проистекает и странная природа фобий: они необычайно реальны и травматичны для того, кто от них страдает, притом что на деле фобии либо вовсе не коррелируют с опасностями из реального мира, либо непомерно преувеличивают имеющиеся риски. В индустриализированном мире почти никто не умирает от укусов змей или пауков – наиболее распространенных объектов фобий. Согласно статистике, предоставленной Национальным советом безопасности США, для человека, родившегося в 2007 году, вероятность смерти в ДТП в течение всей жизни составила 1 к 88.
Для сравнения, вероятность смерти от контакта с ядовитыми пауками составила 1 к 483,457, а от контакта с ядовитыми змеями или ящерицами – 1 к 552,522. 14 Нам бы следовало испытывать ужас перед автомобилями и гораздо меньше тревожиться о змеях и пауках. Но поскольку лежащие в основе фобий опасности на протяжении миллионов лет несли смертельную угрозу как для людей, так и для наших человекообразных (и млекопитающих) предков, мы по-прежнему рождаемся с эволюционно приобретенной предрасположенностью к выработке страха перед такими объектами.
Список Кинга
В 1973 году был опубликован список «личных страхов» Стивена Кинга. 15 Удивительно, но этот список в куда большей мере отражает типичное распределение эволюционно приобретенных объектов страха у человека, чем набор предметов, существ и ситуаций, которые предположительно должны вселять страх в жителя штата Мэн ХХ века:
1. Боязнь темноты
2. Боязнь скользких и мягких предметов/существ
3. Боязнь уродства
4. Боязнь змей
5. Боязнь крыс
6. Боязнь замкнутых пространств
7. Боязнь насекомых (особенно пауков, мух и жуков)
8. Боязнь смерти
9. Боязнь других (паранойя)
10. Боязнь за жизнь ближнего
Пусть это и личные страхи, но список Кинга мог бы быть списком любого другого человека – американца, азиата, африканца или европейца. Таким же мог бы быть список человека, жившего тысячу или же пятьдесят тысяч лет назад. Представители вида Homo sapiens склонны бояться одно и того же. Люди, живущие в индустриализированном мире, могут больше не подвергаться угрозе хищничества со стороны плотоядных, равно как не несут нам теперь особой угрозы ядовитые пауки и змеи, однако эти животные в виде неких призраков продолжают жить в центральной нервной системе человека.
В оформлении использованы иллюстрации Jana Heidersdorf.
Об авторе: Матиас Класен (Mathias Clasen) адъюнкт-профессор литературы и медиа на Кафедре английского языка и литературы Орхусского университета, Дания. Автор книги «Почему ужас пленяет» (англ. «Why Horror Seduces», 2017).
Список цитируемой литературы:
1. Wiater, S., Ed. Dark Thoughts on Writing: Advice and Commentary from Fifty Masters of Fear and Suspense Underwood, New York, NY (1997).
2. Barrett, H.C. Adaptations to predators and prey. In Buss, D.M. (Ed.) The Handbook of Evolutionary Psychology, Vol. 1, John Wiley & Sons, Hoboken, NJ (2005).
3. Boyer, P. & Bergstrom, B. Threat-detection in child development: An evolutionary perspective. Neuroscience & Biobehavioral Reviews 35, 1034–1041 (2011).
4. Buss, D.M. Evolutionary Psychology: The New Science of the Mind Pearson Allyn & Bacon, Boston (2012).
5. Marks, I.M. & Nesse, R.M. Fear and fitness: An evolutionary analysis of anxiety disorders. Ethology and Sociobiology 15, 247–261 (1994).
6. King, S. “Foreword” In Night Shift Hodder and Stoughton, London (1978).
7. Seligman, M.E.P. Phobias and preparedness. Behavior Therapy 2, 307–320 (1971).
8. Wade, N. Before the Dawn: Recovering the Lost History of Our Ancestors Penguin, New York, NY (2006).
9. Öhman, A. & Mineka, S. Fears, phobias, and preparedness: Toward an evolved module of fear and fear learning. Psychological Review 108, 483–522 (2001).
10. ChildFund Alliance. Wiseman, H. (Ed.) 2012. Small Voices, Big Dreams 2012: A Global Survey of Children’s Hopes, Aspirations, and Fears Richmond, VA (2012).
11. Maurer, A. What children fear. The Journal of Genetic Psychology 106, 265–277 (1965).
12. Dozier, R.W. Fear Itself: The Origin and Nature of the Powerful Emotion that Shapes Our Lives and Our World St. Martin’s Press, New York, NY (1998).
13. Marks, I.M. Fears, Phobias, and Rituals: Panic, Anxiety, and Their Disorders Oxford University Press, New York, NY (1987).
14. National Safety Council. Injury Facts 2011 Edition National Safety Council, Itasca, IL (2011).