в каком году и где был построен первый русский военный корабль

«Впервые корабли строились на море»: какую роль сыграл Архангельск в развитии российского флота

У истоков российского флота

История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали создавать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток современных военных кораблей.

Первым известным вооружённым парусным кораблём, построенным на территории России, стал «Фредерик». Правда, под российским флагом он не ходил. Его построили в 1636 году в Нижнем Новгороде специалисты, сопровождавшие голштинское посольство, следовавшее в Персию. Корабль спустился вниз по Волге, вышел в Каспийское море, однако сильно пострадал в шторм и был оставлен командой в районе Дербента.

«Первым российским кораблём западноевропейского типа стал «Орёл», построенный в 1668 году по голландским образцам в Дедино по указу царя Алексея Михайловича», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Команда «Орла» была сформирована из иностранных моряков. В 1669 году он вышел в своё первое плавание и прибыл в Астрахань. Однако в 1670 году судно захватили участники восстания Степана Разина и, по одной из версий, уничтожили его, а по другой, «Орёл» был заброшен и со временем пришёл в негодность.

«Следующим этапом развития российского флота стало начало строительства парусных кораблей молодым царём Петром I в Переяславле в 1688—1689 годах», — отметил Кротов.

По его словам, вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.

«Максимум они выходили в Каспийское море, которое также часто классифицируется учёными как озеро», — подчеркнул историк.

Соломбальская верфь

«В 1693 году начался третий этап в истории развития российского флота. В июле Пётр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение», — рассказал Павел Кротов.

Выбор места для будущей верфи был неслучайным.

«Царь остановился на Архангельске потому, что тогда этот город был единственным портом, через который можно было напрямую торговать по морю с Западной Европой», — пояснил в беседе с RT заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Считается, что верфь под Архангельском была основана 18 августа 1693 года. Однако учёный называет эту дату условной, отмечая, что она привязана к назначению Фёдора Апраксина двинским воеводой и поручению ему надзора за постройкой первого казённого корабля.

В 1693 году, ещё до того, как была заложена верфь в Архангельске, для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Пётр», на которой монарх в августе вышел в море и дошёл до восточных берегов Кольского полуострова.

«В сентябре 1693 года Пётр I провёл в Архангельске совещание по вопросам судостроения и лично участвовал в закладке 24-пушечного корабля «Святой Павел» на острове Соломбала, который стал в наши дни одним из районов Архангельска. Сама верфь, построенная несколько позже, стала называться Соломбальской. Все эти события и являются началом регулярного морского судостроения в России», — рассказал Гостев.

По словам Павла Кротова, с Архангельском связаны сразу несколько важных вех в истории российского флота.

«Именно в Архангельске началось российское казённое морское судостроение. Впервые корабли строились на настоящем море. Это уже не озеро и даже не Каспий. Кроме того, у Архангельска был образован первый военно-морской отряд из кораблей, охранявших порт и верфи», — отметил он.

В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться.

«В 1699 году там было построено по голландской технологии шесть больших океанских торговых кораблей, совершавших затем плавания в Западную Европу. А с 1708 года в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. В 1710-м имена «Святой Пётр» и «Святой Павел» получили уже новые российские фрегаты. А с 1713-го года на Соломбальской верфи строилась серия кораблей, названная в часть архангелов. Получилось очень символично: корабли с именами архангелов рождались в Архангельске», — рассказал Кротов.

До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.

Значимый вклад

По мнению Павла Кротова, Архангельск внёс значимый вклад в создание и развитие военно-морского флота России.

«Хотя сам по себе полноценный флот появился всё-таки не в 1693 году, а несколько позже — его возникновение было связано с боевыми действиями в районе Азова и на Балтике», — добавил эксперт.

По его словам, значительную часть первых корабельных экипажей составляли жители Русского Севера — поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.

«Случалось даже так, что матросы-поморы могли чему-то научить и своих офицеров, которые ещё недостаточно хорошо ориентировались в новых для себя условиях», — отметил Кротов.

По мере развития российского судостроения Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. При этом историки отмечают, что в последнее время роль Архангельска в создании российского парусного флота почему-то недооценивалась, хотя она была огромной и после XVII века.

«70% кораблей Балтийского флота были построены именно на Соломбальской верфи — на тот момент самой большой в стране», — подчеркнул Гостев.

В ходе Северной войны и после её завершения несколько раз поднимался вопрос о переносе северных судостроительных мощностей в Санкт-Петербург, однако в 1732 году Воинская морская комиссия провела исследование и пришла к выводу о перспективности развития Соломбальской верфи. С 1724 года и до начала XIX века на ней были построены 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна. В 1825 году в Архангельске был спущен на воду один из первых российских пароходов — «Лёгкий». В середине XIX столетия объёмы строительства кораблей на верфи сократились, а в 1862-м она была упразднена. За все годы её существования на ней был построен 481 корабль.

«В ХХ веке и до наших дней судостроительные традиции, заложенные ещё мастерами Соломбальской верфи, продолжили корабелы архангельской «Красной кузницы» и военных судостроительных заводов Северодвинска», — заключил Гостев.

Источник

Морским судам быть

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. jeth2u6gDscPENuF81HgqyVVQIMkZ7kXKIAkUVuC. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-jeth2u6gDscPENuF81HgqyVVQIMkZ7kXKIAkUVuC. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка jeth2u6gDscPENuF81HgqyVVQIMkZ7kXKIAkUVuC. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Aнглийский адмирал Поррис

16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка

Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. b5c37d12daffd338d1b4b6d212c05fe722a85c67. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-b5c37d12daffd338d1b4b6d212c05fe722a85c67. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка b5c37d12daffd338d1b4b6d212c05fe722a85c67. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.
Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. 9de6a0fb915508faee3044ff1935aee760e4a7a7. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-9de6a0fb915508faee3044ff1935aee760e4a7a7. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка 9de6a0fb915508faee3044ff1935aee760e4a7a7. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.
Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. 9c72b617981ed365f5b740eec36d8fea88214ed3. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-9c72b617981ed365f5b740eec36d8fea88214ed3. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка 9c72b617981ed365f5b740eec36d8fea88214ed3. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.
Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. 510b82f0e8b7ee085c1a34e14244ae250d2ad2ff. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-510b82f0e8b7ee085c1a34e14244ae250d2ad2ff. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка 510b82f0e8b7ee085c1a34e14244ae250d2ad2ff. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.
Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Божье провидение

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. baad76fe2395732bd1658a84ecc0e32cc3fe4f72. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-baad76fe2395732bd1658a84ecc0e32cc3fe4f72. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка baad76fe2395732bd1658a84ecc0e32cc3fe4f72. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.
Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Источник

Архангельск – колыбель русского кораблестроения

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. . в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка . История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Русские люди научились строить суда еще в древние времена. Без судов выжить было практически невозможно, и вся наша история доказывает важность судостроения. Дорогами для наших предков долгое время оставались реки, а потому требовались большие и малые суда для перевозки товаров, переброски войск. Да и в гости отправлялись водными путями. Русские летописи поведали нам о многих походах, например, о том, как русские князья на сотнях судов угрожали стенам Царьграда.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. . в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка . История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Известно, что наши суда по мореходности не уступали европейским и азиатским кораблям. История сохранила немало примеров, свидетельствующих о мощи славянского флота, о готовности дать отпор и преподать агрессивным соседям хорошие уроки.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. EOjFq9svS9d0uGuqXHjA4Kmr2UobreElgSys7lns. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-EOjFq9svS9d0uGuqXHjA4Kmr2UobreElgSys7lns. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка EOjFq9svS9d0uGuqXHjA4Kmr2UobreElgSys7lns. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Толчком для развития судостроения стало освоение русского Севера. Рост рыболовства и увеличение добычи пушнины потребовали и создания новых промысловых судов. На берегах Белого моря стали появляться верфи, способные справиться с потребностями населения. Появились корабли, способные совершать длительные плавания и готовые устоять перед суровым характером северных морей. В XVII веке, сразу после Смутного времени, русскому государству потребовались военные суда.

Морским судам быть!

Первым русским военным кораблем стал «Орел», который построили в 1669 году голландцы в Дедино Коломенского уезда. В свое первое плавание он отправился в Астрахань, где был захвачен участниками восстания Степана Разина. Дальнейшая его судьба весьма туманна: то ли восставшие его уничтожили, то ли он был брошен и пришел в негодность.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. 2f2kaAG9nhiH3SaWvoTSmyM5kbq8qgTkU6IlOhUy. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-2f2kaAG9nhiH3SaWvoTSmyM5kbq8qgTkU6IlOhUy. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка 2f2kaAG9nhiH3SaWvoTSmyM5kbq8qgTkU6IlOhUy. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Дальше мы вспомним Петра I. В октябре 1696 года Боярская дума под нажимом молодого царя принимает историческое решение: «Морским судам быть». Правда, он еще раньше начал строить корабли в Переяславле, но к морским плаваниям они не были приспособлены.

Еще в 1693 году Петр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение. На тот момент Архангельск был единственным морским портом, который открывал дорогу в Западную Европу, и, главное, здесь уже освоили традиции западного судостроения.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. qkspqZL9suNjri3tW9KJcF1HWo4mzg6499H7XkKD. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-qkspqZL9suNjri3tW9KJcF1HWo4mzg6499H7XkKD. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка qkspqZL9suNjri3tW9KJcF1HWo4mzg6499H7XkKD. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Считается, что верфь под Архангельском основана 18 августа 1693 года, но еще раньше там специально для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Петр», на которой он совершил плавание до Кольского полуострова. Для верфи был выбран остров Соломбала, который и дал название верфи – Соломбальская, в дальнейшем остров стал одним из районов города Архангельска. Царь успел поучаствовать в закладке корабля «Святой Павел», а затем отправился в Москву.

Казенное морское судостроение

Архангельское кораблестроение стало государственным делом. Корабли строили не на речках, а на самом настоящем море, и испытания они проходили самые серьезные. Для охраны города и верфи был создан специальный отряд из кораблей, а охранять уже было что. В 1699 году спущены на воду шесть больших торговых кораблей, которые уже спокойно плавали в Западную Европу. В 1701 году Соломбальская верфь значительно увеличилась, к ней присоединилось еще две верфи. Возросло и количество спускаемых кораблей. Появилось Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В 1708 году верфь начала строить боевые корабли для Балтийского флота, а всего за первые 25 лет на воду было спущено 126 современных парусных кораблей различных типов.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. . в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка . История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

В середине XVIII века Соломбальская верфь превратилась в крупнейший судостроительный завод, оснащенный современным оборудованием. Именно здесь был построен первый сухой док для ремонта подводной части кораблей. Только за 40 лет для пополнения Балтийского флота было построено 85 кораблей, а всего со времени закладки верфи Петром I и до 5 марта 1862 года путевку в жизнь получили 450 боевых кораблей и судов. В 1825 году на воду был спущен один из первых российских пароходов «Легкий». Своим успехом Соломбальская верфь в первую очередь была обязана замечательным северным корабелам, славным русским мастерам. Русский флот очень многим обязан Михаилу Дмитриевичу Портнову, Андрею Михайловичу Курочкину, Василию Артемьевичу Ершову, Федору Тимофеевичу Загуляеву. Эти мастера не только освоили заморские премудрости, но и во многом опередили практику мирового судостроения.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. 2Rr8YqhfROqq2c1qZJbiJU3trHsMi6U6EQtrOe4A. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-2Rr8YqhfROqq2c1qZJbiJU3trHsMi6U6EQtrOe4A. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка 2Rr8YqhfROqq2c1qZJbiJU3trHsMi6U6EQtrOe4A. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Обо всех кораблях рассказать в рамках нашего повествования невозможно, но вспомнить самый известный корабль мы просто обязаны. Таким стал линейный корабль «Азов», который строили знаменитые мастера Н. М. Курочкин и В. А. Ершов. Командиром корабля стал капитан М. П. Лазарев. За подвиг в Наваринском сражении М. П. Лазарев получил звание контр-адмирала, а линейный корабль «Азов» был отмечен высшей наградой: ему был пожалован кормовой Георгиевский флаг.

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. . в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка . История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

Время не стоит на месте, и на смену парусным кораблям пришли пароходы. В 1862 году верфь была упразднена. Но корабельная история Архангельска на этом не закончилась. Славные традиции мастеров Соломбальской верфи продолжаются на заводе «Красная кузница» и на военных заводах Северодвинска.

Источник

В каком году и где был построен первый русский военный корабль

Дединово на Оке . Место постройки первого русского военного корабля «Орел».

Дединово на Оке . Место постройки первого русского военного корабля «Орел».

Здесь зародилась история флота Российского, и появился бело-сине-красный государсвенный флаг нашего государства.

Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что — как он дальше разъясняет — «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет».

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла, как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами.

7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

Источник

Фрегат «Орел»

в каком году и где был построен первый русский военный корабль. h5pB3Br3irkW14jpoWYb65PpJM1Mb2QJOC5PqIfI. в каком году и где был построен первый русский военный корабль фото. в каком году и где был построен первый русский военный корабль-h5pB3Br3irkW14jpoWYb65PpJM1Mb2QJOC5PqIfI. картинка в каком году и где был построен первый русский военный корабль. картинка h5pB3Br3irkW14jpoWYb65PpJM1Mb2QJOC5PqIfI. История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

РУССКИЙ «ОРЕЛ» НА КАСПИИ

В 1671 г. Разин был захвачен и казнен в Москве, но край еще долго волновался, и нарушенная торговля с Персией еще долго не восстанавливалась. Боярин Ордин-Нащокин тоже скоро удалился от дел. На Белом море в это время тоже было несколько попыток завести свои торговые корабли, чтобы на них самим возить товары в иностранные порты, но русские купцы были там подвергнуты полному бойкоту, и им пришлось привезти товары обратно в Архангельск и тут продать тем же иностранцам по дешевой цене. Иностранцы всячески стесняли развитие нашего дела, широко пользуясь даваемыми им привилегиями и нередко производя насилия. Сочинение Стрюйса было много раз издано, и из него заимствовано изображение корабля «Орел», но при этом нужно оговориться, что корабль в различных изданиях изображен совершенно по-разному.

ПЕРВАЯ РУССКАЯ СУДОВЕРФЬ

Выбор Дединова в качестве места основания первой государственной верфи объясняется его ролью крупнейшего судостроительного центра средней России, который мог обеспечить верфь квалифицированными мастерами. Ни Астрахань, ни Нижний Новгород не представлялись подходящими местами, поскольку на нижней Волге уже разворачивалось казацкое движение во главе со Степаном Разиным.

В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ на верфь присылались мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.

Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, апробировании различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи. На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого военного морского корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубный, трехмачтовый фрегат длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. Впервые в истории российского судостроения его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года на верфи заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов.

Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все построенные суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Однако отправить их не удалось и кораблям пришлось зимовать в Дединово. Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давыд Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата.

Предположительно он был автором проекта корабля. Затем Бутлер представил еще проект постройки 36-весельной галеры. Он чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними начала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имеет капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковник Буковен был отстранен от управления верфью, а на его место был назначен Бутлер.

К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенной флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. Это высокое имя олицетворяло Россию как государство. Впервые русское судно получило персональное имя.

Пышное убранство «Орла», многочисленная позолота резко выделяли его среди других судов. На корме судна был изображен государственный герб России. На мачте развевался первый российский морской флаг, составленный из полос белого, синего и красного цвета. Первым командиром «Орла» стал Д. Бутлер. «Орел», яхта и другие суда флотилии покинули Дединово 7 мая 1669 года и в августе прибыли в Астрахань. Восстание Степана Разина сорвало планы развития торговли с Персией. «Орлу» так и не удалось выйти в море. Вскоре прекратила свое существование и верфь в Дединово, поскольку строительство морских судов было перенесено в Казань. Однако опыт строительства судов на первой государственной верфи в Дединово будет высоко оценен и использован Петром 1 при создании российского флота.

СТЕПАН РАЗИН

Получив прощение и свободу итти куда хочет, Стенька Разин вернулся со своей разбойничьей стаей на Дон в лучшем положении и с большими силами, чем в то время, когда они прибыли больные и распухшие от голода, жажды и соленой воды. За казаками последовала часть русских, весьма преданных Стеньке, на что он одних склонил хорошим жалованьем, других деньгами и подарками. Когда он проходил по улицам Астрахани и видел следовавшую за ним большую толпу, то разбрасывал дукаты и другие золотые монеты, и такая щедрость или, вернее, хитрый обман привлекали к нему многих необузданных и глупых людей. Некоторые из них были даже на службе у его величества. Когда весть о том дошла до господина наместника Прозоровского, он тотчас послал полковника Ведероса к Разину и велел ему передать и приказать немедля отослать в Астрахань слуг его величества, в случае же отказа он, Разин, снова впадет в немилость у царя и ему от того придется тяжелее и труднее, чем в прошлый раз, и может быть, ему придется расплатиться за старые грехи ради новых. Полковник Ведерос прибыл к нему и выполнил все, что было приказано; но Разин не хотел ничего слышать об этом приказе, нетерпеливо перебил его недостойными речами и еще немного и он разрубил бы саблей голову несчастного посланника. Однако гнев и ярость его вылились в кощунствах, проклятиях и неистовстве, и он говорил: «Как смеют приносить мне такие нечестные требования? Должен я предать своих друзей и тех, кто последовал за мной из любви и преданности? Меня еще понуждают к тому немилостью? Добро же, передай твоему начальнику Прозоровскому, что я не считаюсь ни с ним, ни с царем, что в скором времени явлюсь к ним предъявить свои требования, чтобы этот малодушный и трусливый человек, который теперь кичится и хвастается своей двойной властью, не смел так разговаривать и повелевать и делать мне предписания, как своему крепостному, когда я рожден свободным и у меня больше силы, чем у него. Пусть стыд выест ему глаза за то, что он меня встретил без малейших почестей как ничтожного человека» и т.д. и еще много других упреков. Стоявший перед ним полковник все время боялся, что его зарубят. С таким ответом вернулся Ведерос, из чего можно заключить, что сей разбойник нарушил данное слово и вновь стал вооружаться, как это и случилось в скором времени, так что господин Прозоровский весьма дивился, не ведая, где он в столь короткое время собрал такую большую силу, ибо у него оказался флот из 80 новых судов, на каждом две пушки и множество войска. С ним он поплыл вниз по Волге, но не показывал тогда никакой вражды, и князь Прозоровский также не находил нужным напасть на него до прибытия большого флота, снаряженного его величеством.

КОРАБЛИК И ШПИЛЬ АДМИРАЛТЕЙСТВА

Прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль «Орел», построенный царем Алексеем Михайловичем. Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части корабля хранится личная буссоль Петра I. Действительно, что-то должно было служить моделью, образом, или хотя бы воспоминанием при создании знаменитого кораблика. Его вместе с «яблоком» в 1719 году установил на шпиле Герман ван Болес. Это была первая перестройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по собственноручным чертежам Петра I.

Затем будет перестройка, предпринятая И. Коробовым в 1723 году и А. Захаровым в 1829. Однако ни тот ни другой не посягнули на блестящую находку «шпицного и плотницкого мастера» ван Болеса. Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, в его символ. И уже в то время началось вокруг него мифотворчество, потому что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на «шпице» Адмиралтейства не имел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *