в каком году далай лама покинул тибет
Почему Далай Лама был изгнан из Тибета?
Десятки людей погибли в результате массовых протестов против китайского правления в Тибете. Протестующие на улицах Лхасы поджигали китайские владения и разбивали правительственные здания. Демонстрации начались, когда буддийские монахи вышли из своих монастырей, чтобы отметить сорок девятую годовщину неудавшегося восстания против китайского правления в Тибете, которое в пятьдесят девятом году попыталось восстановить буддийского лидера Далай Ламу в качестве политического лидера Тибета.
Деятельность Далай Ламы
Далай Лама является главой доминирующего ордена тибетских буддистов Гелугпа («Желтая шляпа») и до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года он исполнял функции духовного и государственного правителя Тибета.
Нынешний четырнадцатый Далай Лама родился в Лхамо Тондуп в тысяча девятьсот тридцать пятом году в китайской провинции Цинхай. Он был признан инкарнацией тринадцатого Далай Ламы в тридцать седьмом году, возведен на престол в сороковом году и наделен полными полномочиями в качестве главы государства в пятидесятом году.
В восемьдесят девятом году ему была присуждена Нобелевская премия за мир в знак признания его ненасильственной кампании по прекращению китайского господства в Тибете. В первом десятилетии двадцать первого столетия Далай Лама предположил, что его преемник может быть назначен им, а не выбран в качестве его реинкарнации. Эта идея была отвергнута китайским правительством, которое заявило, что традиция назначения нового Далай Ламы должна быть продолжена.
В две тысячи одиннадцатом году он ушел с поста главы тибетского правительства в изгнании. Он написал ряд книг по тибетскому буддизму и автобиографию.
Как на Тибете выбирают Далай Ламу?
Далай Ламу находят, а не выбирают. Считается, что он обладает силой выбирать тело, в которое он перевоплощается. Это означает, что нынешний Далай Лама является реинкарнацией последнего. Поиски возрожденного духовного лидера являются обязанностью Верховных Лам по традиции Гелгупы и тибетского правительства.
Этот процесс может занять несколько лет: потребовалось четыре года, чтобы найти четырнадцатого (нынешнего) Далай Ламу. Поиски, как правило, ограничиваются Тибетом, хотя нынешний Далай Лама сказал, что есть шанс, что он не возродится, и что если он это сделает, его не будет в стране, находящейся под властью Китая.
Чтобы начать поиск, у Верховных Лам может случиться видение или мечта. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, они следят за направлением дыма, чтобы узнать, куда он отправляется. Они часто медитируют возле Лхамо Лацо, священного озера центрального Тибета, и ждут видения или указания направления, в котором следует искать. Это связано с верой в то, что дух женщины-хранителя озера пообещал первому Далай Ламе, что она защитит родословную реинкарнации.
Когда эти видения подтверждаются и мальчик найден, проводится серия испытаний, чтобы убедиться, что он — инкарнация. Существует секретный набор критериев, по которым оценивается ребенок. В дополнение к этому основной тест состоит в том, чтобы представить мальчику несколько предметов, чтобы посмотреть, сможет ли он выбрать те, которые принадлежали предыдущему Далай Ламе.
Если был найден только один мальчик, Верховные Ламы подтверждают свои выводы видными религиозными и светскими деятелями, прежде чем сообщать в Центральное правительство.Если найдено более одного мальчика, официальные лица и монахи проводят публичную лотерею.
Почему Далай Ламу XIV изгнали из Тибета?
Четырнадцатый Далай Лама отправился в изгнание в Индию в пятьдесят девятом году, в год неудачного восстания тибетцев против коммунистических китайцев, которые оккупировали страну с пятидесятого года. Далай Лама создал правительство в изгнании в Дхарамсале.
Где сейчас обитает Далай Лама и его последователи?
Чтобы избежать тюремного заключения, пыток и казни от рук китайского правительства, Далай Лама бежал в Индию. На сегодняшний день, когда духовный лидер не путешествует по миру, проводя лекции и конференции, он живет в Дхарамсале вместе с огромной колонией тибетских беженцев.
Со времени первого визита Далай Ламы на запад в начале семидесятых годов репутация Его Святейшества как ученого и человека мира неуклонно росла. В последние годы ряд западных университетов и учреждений присудили Премии Мира и почетные докторские степени духовному лидеру в знак признания его выдающихся трудов в буддийской философии и его выдающегося лидерства в служении свободе и миру.
Далай-Лама: пятьдесят лет изгнания
Сегодня – 50 лет антикитайского восстания в столице Тибета – Лхасе. События 1959 года завершились отъездом духовного лидера тибетцев, Далай-Ламы XIV из страны и установлением жесткого прямого правления Пекина в Тибете.
Сторонники Далай-Ламы называют действия маоистов в этом автономном районе КНР «геноцидом», а официальный Пекин утверждает, что правительство Тибета в изгнании ведет сепаратистскую деятельность. Сегодня демонстрации в поддержку Тибета прошли во многих городах мира, а в самом регионе приняты дополнительные меры для предотвращения выступлений тибетцев.
Впрочем, духовный лидер призвал своих соотечественников не отчаиваться: «Мы должны смотреть в будущее и работать для нашей общей пользы. Мы стремимся к законной и настоящей автономии, такой, которая позволит тибетцам жить в границах Китайской Народной Республики». В ответ представитель китайского министерства назвал слова Далай-Ламы «ложью»: «Клика Далай-Ламы перемешивает правду и неправду. Она распространяет слухи. Демократические реформы, осуществленные китайским правительством, самые масштабные и значительные в тибетской истории». Накануне председатель КНР Ху Цзиньтао призвал воздвигнуть «великую стену» против тибетского сепаратизма.
Тибетская проблема – одна из самых известных в современном мире. Это связано и с ее остротой, и с той невероятно успешной общественной кампанией в поддержку тибетцев, которую проводит Далай-Лама. У него – влиятельные друзья по всему миру: политики, актеры, писатели, общественные деятели. Именно широкая поддержка в западных странах позволила тибетцам в очередной раз напомнить о себе накануне Олимпиады, которая проводилась в прошлом году в Пекине.
Тибетский вопрос имеет глубокие исторические корни, однако кульминация этой драмы наступила пятьдесят лет назад. Китайская армия вторглась в Тибет сразу после создания КНР, однако в течение девяти последующих лет – под политическим и военным контролем китайцев – духовным лидером тибетцев оставался Далай-Лама XIV. Во второй половине пятидесятых власть коммунистического китайского руководства в Тибете усилилась, а выступления тибетцев подавлялись с невероятной жестокостью. 10 марта 1959 года несколько сот тысяч тибетцев окружили дворец своего лидера в Лхасе, опасаясь за его жизнь и свободу. Сопротивление в Тибете, тлевшее несколько лет, превратилось в широкомасштабное восстание, которое, в конце концов, потерпело неудачу. 17 марта Далай-Лама был вынужден бежать из столицы и укрыться на территории Индии, в Дхарамсале. Там до сих пор находится его резиденция и правительство Тибета в изгнании. Между китайским руководством и тибетцами существует даже терминологический спор – чем был отъезд Далай-Ламы XIV, «бегством» или «изгнанием»?
Действия китайских властей в Тибете многие историки и правозащитники называют «геноцидом». Само руководство КНР, как мы видим, считает свою деятельность в регионе «демократическими реформами». С китайской точки зрения Тибет в середине пятидесятых годов прошлого века представлял собой закрытое, отсталое теократическое государство с господствующей феодальной системой. В стране в качестве наказания за нарушения закона практиковалось вырывание глаз, отсечение конечностей и прочие жестокости. В Тибете не было медицины, светского образования, нормальной системы ирригации, промышленности. Кстати, последнее вовсе не отрицают ни сами тибетцы, ни их сторонники. С западной, мультикультуралистской точки зрения, тибетская культура и быт – уникальны, это особый мир, который был безжалостно уничтожен маоистами. Этому довольно распространенному взгляду способствует и большая популярность тибетского буддизма на Западе.
Китай, естественно резко отрицательно относится к деятельности Далай-Ламы и правительства Тибета в изгнании и не идет на прямые контакты с его представителями. В преддверие пятидесятилетия антикитайского восстания в Тибете размещены дополнительно тысячи китайских солдат и полицейских, поездки в эту провинцию чрезвычайно затруднены для иностранных журналистов. В соседнем Непале арестованы сто тибетских активистов, которые намеревались устроить акцию протеста у посольства КНР. Демонстрации и митинги в защиту Тибета и его культуры прошли во многих городах мира.
Об истории тибетской проблемы в эфире Радио Свобода рассказала редактор сайта центра тибетской культуры и информации Юлия Жиронкина:
— В 1954-1955 годах Далай-лама провел встречи с большинством представителей китайской Компартии. Тогда он получил заверения в том, что даже в случае создания тибетского автономного района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Однако, к сожалению, все эти заверения впоследствии оказались пустыми. Это привело к насильственному приведению в жизнь так называемых «демократических реформ», которые, опять же, начались с провинций Кхам и Амдо, распространились на Центральный Тибет и привели к немыслимому хаосу и разрушениям на территории всего Тибета.
— И тибетское правительство носит название тибетское правительство в изгнании. Однако, безусловно, это добровольный уход в изгнание его святейшества Далай-ламы. Он уходил вместе с министрами, это была небольшая партия, с большим трудом они преодолели гималайские хребты и нашли прибежище в Индии, где, собственно, правительство в изгнании на сегодняшний момент и существует, действует и отстаивает позиции тибетского народа, будь то внутри Тибета или вне Тибета.
— Я думаю, если вы спросите любого тибетца, где бы он сегодня ни находился, живет он в Тибете или в изгнании, конечно, их чаяние, их желание состоит в том, чтобы Далай-лама вернулся, дал духовное руководство и благословение своему народу. Насколько это возможно на сегодняшний момент, судить пока трудно, потому что тибетской стороной Китаю предложен так называемый меморандум о достижении подлинной автономии, который должен быть рассмотрен. И по результатам этого рассмотрения может быть принято решение о том, будет ли Далай-лама возвращаться в Тибет или нет. Возвращаться в Тибет просто на условиях тотального контроля со стороны Коммунистической партии бессмысленно. Он тем самым не сможет реализовать нужды и чаяния тибетского народа.
Исход далай-ламы: причины и последствия
60 лет назад в Тибете произошло крупное восстание
Об авторе: Татьяна Львовна Шаумян – кандидат исторических наук, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН; Сергей Львович Кузьмин – доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.
Фото China Photos/Getty Images
Это событие нечасто вспоминают в России: восстание в Тибете и эмиграция его главы далай-ламы XIV в Индию. Это неудивительно: в мире происходит много событий, которые находят гораздо больший отклик в средствах массовой информации. Однако далай-лама – канонический лидер последователей тибетского буддизма школы Гелуг, того буддизма, который официально признается одной из традиционных религий России. Поэтому его по праву считают духовным главой наших традиционных буддистов.
О тибетском восстании 1959 года и эмиграции далай-ламы написано много, но разные авторы оценивают эти события по-разному. Попробуем посмотреть на них беспристрастно, проанализировать их с научной точки зрения. Что это было за восстание, почему оно произошло и каковы его последствия?
В древности Тибет был одним из сильнейших государств Азии, соперничавшим с китайской империей Тан. Однако нет вечных империй. На смену империи Тан пришли другие государства, располагавшиеся на территории Китая и сопредельных стран, а Тибет после долгого периода раздробленности, зависимости от монгольской империи Юань, затем – независимости от китайской империи Мин, при помощи монголов вновь стал объединяться, на сей раз под властью далай-ламы V. Это было время роста новой великой империи – маньчжурской империи Цин, захватившей Китай. Тибетское государство постепенно погружалось во все большую зависимость от этой империи. Однако тибетцы продолжали сохранять уникальный образ жизни и жить по-своему.
После краха империи Цин в 1911 году ситуация принципиально не изменилась. Китайская республика предъявила свои права на Тибет, однако ее собственная нестабильность не позволила Пекину его интегрировать. Тибетцы продолжали жить по своим законам. Ситуация изменилась с провозглашением КНР. Новое государство не только провозгласило целью присоединение Тибета, но и организовало успешную военную экспедицию, итогом которой стало установление китайского контроля над ключевыми пунктами тибетской территории, в том числе над его столицей – Лхасой.
Нынешний Тибетский автономный район КНР (ТАР) – еще не весь Тибет. Значительная его часть была включена в прилегающие китайские провинции еще раньше, чем Китай взял под контроль будущий ТАР – области, подчинявшиеся Лхасе. Руководство Компартии Китая (КПК) приступило к строительству в КНР социализма. Переход к нему включал две стадии: демократическая реформа и социалистические преобразования. Эти реформы предусматривали перераспределение земель, подавление землевладельцев и врагов революции, классовое разделение общества и классовую борьбу. Первая фаза в Китае завершались в основном к середине 1950-х годов. Начался процесс форсированной коллективизации. Мао Цзэдун решил, что национальные меньшинства КНР не должны отставать от китайцев (ханьцев). Однако на территории будущего ТАР осуществление реформы было отложено на том основании, что там якобы сложились другие исторические условия. Но действительная причина состояла в том, что эту часть Тибета власти КНР еще не были в состоянии эффективно контролировать.
Казалось бы, простые крестьяне и кочевники должны были приветствовать осуществлявшиеся перемены: наконец-то приходит конец «феодальному угнетению». Однако произошло нечто обратное: на территориях проведения реформы стали разрастаться восстания тибетцев. К концу 1956 года они охватили тибетские области Кам и Амдо. Восстания были столь масштабными, что на их подавление были брошены значительные силы китайской армии, проводились бомбардировки монастырей с воздуха, к повстанцам и мирному населению проявлялась большая жестокость. Здесь не место описывать ее – факты легко найти в многочисленных публикациях. Отметим лишь, что коренное тибетское население ряда местностей значительно сократилось, буддизм подавлялся, монастыри разрушались, люди часто подвергались репрессиям и пыткам.
На территорию будущего ТАР (где еще не началось проведение реформ) прибывали тысячи беженцев. Туда перекинулось и восстание из соседних тибетских областей. Беспокойство местного населения и антикитайские настроения нарастали. К марту 1959 года возникла уже целая повстанческая армия численностью до 100–200 тыс. человек. Силы повстанцев были неплохо организованы, они создали административные структуры, проводили борьбу с бандами грабителей и т.д. Повстанцы взяли под контроль значительную часть Южного Тибета и некоторые части Восточного. Потери китайской армии достигли 75 тыс. человек.
К тибетскому религиозному празднику Монлам в начале марта 1959 года в Лхасе собрались десятки тысяч беженцев, паломников, группы вооруженных повстанцев – до 100 тыс. человек. Ситуация накалялась. Китайские власти 10 марта неожиданно пригласили далай-ламу в штаб своего военного округа на театральное представление – причем без сопровождения. Распространился слух, что его собираются похитить и отправить в Пекин. Такое уже случалось с высшими иерархами буддизма в Каме и Амдо. Кроме того, вспомнили недавние инциденты, когда к далай-ламе пытались пройти два вооруженных китайца.
9 марта толпы тибетцев стали собираться у дворца Норбулингка, где находился далай-лама, чтобы воспрепятствовать его захвату. Собралось до 30 тыс. человек. Они требовали независимости Тибета и ухода китайцев. Далай-лама и его приближенные пытались мирно уладить конфликт. С 10 по 16 марта далай-лама и китайское командование обменивались письмами. Но недовольство населения китайским присутствием усиливалось. Повстанцы пытались организовать митинги в разных частях Тибета, предать огласке происходящие события через индийские СМИ. 12 марта в Лхасе прошли многотысячные демонстрации женщин.
2 марта 1959 года в Пекине состоялось собрание руководителей КПК, на котором было решено ввести подкрепления в китайский лагерь у Лхасы. Это удалось сделать быстро и эффективно. Напряженность и конфронтация нарастали, в любой момент могли начаться крупные столкновения. Далай-лама и его приближенные убедились в тщетности своих попыток мирного решения конфликта.
В ночь на 17 марта 1959 года далай-лама, его родственники, приближенные и телохранители покинули Лхасу и направились в сторону Индии. Через некоторое время их взяли под свою защиту повстанцы. Поступали сообщения, что бегство далай-ламы организовало и обеспечивало ЦРУ. На самом деле ЦРУ не участвовало напрямую в осуществлении его бегства, хотя двое тибетцев, обученных в лагере ЦРУ, имели радиопередатчик и благодаря этому поддерживали связь с Индией, что позволило заранее согласовать с властями переход туда далай-ламы и его спутников. 30 марта они пересекли индийскую границу, избежав угрозы быть захваченными китайской погоней.
Между тем в Тибете предпринимались меры с целью подавления восстания. 20 марта, обнаружив исчезновение далай-ламы, китайцы начали артобстрел Норбулингки. После артобстрела кварталов Лхасы и близлежащих монастырей китайская армия перешла в наступление и к 23 марта захватила тибетскую столицу. Несколько дней город был завален трупами мужчин, женщин и детей. Развивая успех, в течение нескольких месяцев китайская армия заняла районы, контролировавшиеся повстанцами. Хотя точных данных о потерях тибетцев в тот период нет, но по некоторым сведениям с марта по октябрь 1959 года в Лхасе и окрестностях было ликвидировано 87 тыс. тибетцев и еще 25 тыс. арестовано. Однако повстанческое движение в Тибете продолжалось еще много лет.
За год с марта 1959 года в Бутан, Непал и особенно Индию бежали около 80 тыс. тибетцев. Поток беженцев не иссякает и сегодня, хотя он значительно уменьшился из-за ужесточения пограничного контроля со стороны КНР. За границами Тибета сформировалась обширная диаспора тибетцев. В Индии им удалось восстановить существовавшие в Тибете религиозные и другие традиционные институции, организовать на высоком уровне образование и создать эффективную систему управления.
Тибетский буддизм, еще столетие назад почти неведомый внешнему миру, теперь распространился во многих странах Европы и Америки, он служит предметом исследований специалистов разных областей науки. Заслуга в этом – прежде всего далай-ламы XIV и тибетских беженцев.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
От рождения и до изгнания
Его Святейшество Далай-Лама родился 6 июля 1935 г. в бедной семье в маленькой деревне Такцер провинции Амдо. Ему дали имя Лхамо Дхондуп, которое в буквальном переводе означает «Богиня, исполняющая желания». Деревня Такцер (Рычащий тигр) представляла собой маленькое и бедное поселение, расположившееся на холме, с высоты которого открывался вид на обширную долину. В течение длительного времени никто не заселял и не возделывал эту землю, только кочевники использовали ее под пастбища. Причиной тому была непредсказуемость погоды в этом районе. Его Святейшество пишет в своей автобиографии «Свобода в изгнании»: «В годы моего раннего детства моя семья была одной из двадцати смельчаков, которые рискнули добывать средства к существованию в этой местности».
Родители Его Святейшества были бедными крестьянами, в основном они выращивали ячмень, гречиху и картофель. Его отец был мужчиной среднего роста со вспыльчивым характером. «Помню, как-то я дернул его за усы, за что на свою беду был жестоко наказан», — вспоминал Его Святейшество. — Однако он был очень добрым человеком и никогда не держал зла». Свою мать Его Святейшество вспоминает как одну из добрейших женщин, каких он когда-либо встречал. В общей сложности она родила шестнадцать детей, из которых выжило семеро.
У Его Святейшества было две сестры и четыре брата, которые пережили младенческий возраст. Церинг Долма, старшая сестра, была на 18 лет старше Его Святейшества. «Она помогала матери по хозяйству и принимала роды. Когда, сразу после моего рождения, она взяла меня на руки, то увидела, что один глаз у меня открылся не полностью. Без колебаний она приложила большой палец к веку и силой раскрыла его, к счастью, без каких-либо болезненных последствий», — пишет Его Святейшество. У Его Святейшества было три старших брата: Тхуптен Джигме Норбу, самый старший, который был признан реинкарнацией высокореализованного ламы Такцера Ринпоче, Гьяло Дхондуп и Лобсанг Самтен. Младший брат Тензин Чогьял был также признан реинкарнацией другого высокореализованного ламы Нгари Ринпоче.
«Конечно, никому и в голову не приходило, что я могу быть чем-либо иным, нежели обыкновенным ребенком. Почти невозможно было поверить в то, чтобы в одной и той же семье родилось более одного тулку (лам-перерожденцев) и, само собой разумеется, мои родители не могли и представить себе, что меня провозгласят Далай-ламой, — пишет Его Святейшество. — Хотя чудесное выздоровление отца от тяжелой болезни во время рождения Его Святейшества и было благим знаком, но никто не придал этому особого значения. Так же и у самого меня не было особенных предчувствий того, что ждет меня в будущем. Мои ранние воспоминания очень обычные». Среди них есть такая картина: он наблюдает за группой дерущихся детей и бросается к ней, чтобы встать на сторону слабых.
«С особым удовольствием я вспоминаю, как маленьким ребенком с мамой заходил в курятник, чтобы собрать яйца и оставался там. Мне нравилось усесться в гнездо и кудахтать. Другим моим любимым занятием в детстве было складывать вещи в сумку, как будто я собираюсь в длительное путешествие, и приговаривать: «Я еду в Лхасу, я еду в Лхасу». Позже, об этом факте, а также о моей настойчивости в том, чтобы мне всегда позволяли сидеть во главе стола, стали говорить как о знаках того, что я, должно быть, знал о своем предназначении для великих дел».
Считается, что Его Святейшество является реинкарнацией каждого из предшествующих тринадцати Далай-лам Тибета (первый родился в 1351 г. н.э.), которые в свою очередь считаются проявлением Авалокитешвары, или Ченрезига, Бодхисаттвы сострадания, держащего белый лотос. На самом деле, он — семьдесят четвертое проявление Ченрезига в линии преемственности, которая берет начало от мальчика-брахмана, жившего во времена Будды Шакьямуни. «Меня часто спрашивают, действительно ли я верю в это, — пишет Его Святейшество. — Ответ дать непросто. Но в возрасте 56 лет, обдумывая свой опыт в настоящей жизни, я, будучи буддистом, без труда соглашаюсь с тем фактом, что духовно связан как со всеми тринадцатью предшествующими Далай-ламами, так и с Ченрезигом и с самим Буддой Шакьямуни».
Обнаружение Далай-ламы XIV
Когда Лхамо Дхондупу едва исполнилось три года, поисковый отряд, направленный тибетским правительством на поиски новой реинкарнации Далай-ламы, прибыл в монастырь Кумбум, куда его привели несколько знаков. Одним из них было забальзамированное тело его предшественника, Тхуптена Гьяцо, Далай-ламы XIII, который умер в возрасте 57 лет в 1933 году. Обнаружили, что у тела, находившегося в позе лотоса, голова повернулась с юга на северо-восток. Вскоре после этого, у регента, старшего ламы, было видение. Всматриваясь в воды святого озера Лхамо Лацо на юге Тибета, он ясно увидел, как перед его взором проплыли буквы тибетского алфавита «А», «Ка» и «Ма». Затем последовал образ трехэтажного монастыря с бирюзово-золотой крышей и дороги, ведущей от него к холму. Наконец, он увидел маленький дом со странной конструкцией сточных желобов. Он был уверен, что буква «А» указывает на северо-восточную провинцию Амдо, куда и был направлен поисковый отряд.
Когда члены поискового отряда достигли Кумбума, они уже понимали, что двигаются в правильном направлении. Было очевидно, что если буква «А» относится к Амдо, то «Ка» означает монастырь Кумбум, который и был трехэтажной постройкой с крышей цвета золота и бирюзы. Теперь им надо было найти холм и дом с необычным устройством желобов, и они начали свои поиски в близлежащих деревнях. Когда члены поискового отряда увидели искривленные ветви можжевелового дерева на крыше дома родителей Его Святейшества, то были уверены в том, что новый Далай-лама находится неподалеку. Однако они не стали раскрывать цели своего визита, а только попросились на ночлег. Руководитель отряда, Кевцанг Ринпоче, притворившись слугою, провел почти весь вечер, наблюдая и играя с младшим ребенком в доме.
Ребенок узнал его и закричал: «Лама из Сера, Лама из Сера!». Сера – это монастырь Кевцанга Ринпоче. На следующий день они покинули дом и вернулись несколькими днями позже уде в статусе официальной делегации. На этот раз они привезли с собой вещи, принадлежавшие Далай-ламе XIII, а также другие вещи, которые ему не принадлежали. В каждом случае, ребенок правильно определил вещи, которые были принадлежностью Далай-ламе XIII, приговаривая: «Это мое. Это мое». Эта проверка убедила поисковый отряд в том, что перед ними новое воплощение Далай-ламы.
Вскоре мальчик из деревушки Такцер был официально признан новым Далай-ламой. Сначала Лхамо Дхондупа привезли в монастырь Кумбум. «С этого времени начался в не самый счастливый период моей жизни», — напишет Далай-лама позже, вспоминая разлуку с родителями и незнакомую обстановку. Несмотря на это, в монастырской жизни все же обнаружились два утешающих обстоятельства. Во-первых, здесь жил старший брат Лобсанг Самтен. Вторым утешением служило то, что его учитель был очень добрым пожилым монахом, который часто брал на руки своего маленького ученика, прикрывая его своими монашескими одеждами.
С течением времени Лхамо Дхондуп должен был вновь встретиться со своими родителями, чтобы вместе направиться в Лхасу. Однако это событие произошло лишь полтора года спустя, потому что Ма Буфенг, местный китайский военачальник, мусульманин по вероисповеданию, отказывался выдать мальчику-реинкарнации разрешение на выезд в Лхасу без уплаты значительного выкупа. Только летом 1939 года Лхамо Дхондуп направился в путешествие в столицу Лхасу с большим отрядом, в который входили его родители, брат Лобсанг Самтен, члены поискового отряда и другие паломники.
«Путешествие в Лхасу заняло три месяца. Я практически ничего не помню, кроме величайшего удивления, которое вызывало у меня все, что я видел: большие стада дронгов (диких яков), пасущихся на равнинах, небольшие стада кьянгов (диких ослов) и изредка мелькающих гова и нава, маленькие антилопы, которые были такими легкими и быстрыми, что их можно было принять за приведения. Мне также нравились огромные стаи кричащих гусей, которые встречались нам время от времени», — писал Его Святейшество.
Отряд Лхамо Дхондупа был принят правительственной делегацией, состоящей из высокопоставленных чиновников, и сопровожден в местность Догутанг в двух милях от ворот в столицу. На следующий день была проведена церемония, на которой на Лхамо Дхондупа возложили духовное руководство тибетским народом. Затем его вместе с братом Лобсангом Самтеном отвезли в Норублинку, летний дворец Его Святейшества, который находился к западу от Лхасы.
Зимой 1940 г. Лхамо Дхондупа привезли во дворец Потала, где он был официально введен в должность духовного главы Тибета. Вскоре после этого признанный Далай-лама прибыл в храм Джоканг, где для Его Святейшества, как новообращенного монаха, была проведена церемония обрезания волос. С этого момента он должен был брить голову и носить монашескую одежду бордового цвета. В соответствии с древней традицией, Его Святейшество расстался со своим именем Лхамо Дхондуп и принял новое имя Джампел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо.
Затем он приступил к обучению. Учебный план был тем же, что и для всех монахов, нацеленных на получение степени доктора буддийской философии, и включал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию. Последняя дисциплина, самая важная и сложная, была разделена на пять категорий: праджняпарамиту (учение о совершенной мудрости); мадхьямаку, (философию Срединного пути); винаю (свод монашеской дисциплины); абхидхарму, (метафизику) и праману, (логику и эпистемологию).
Юношеские годы
Летом 1950 г., за день до открытия оперного фестиваля, Его Святейшество, выйдя из ванной комнаты в Норбулинке, почувствовал, как земля под ногами пришла в движение. Когда это природное явление стало затихать, люди начали поговаривать о том, что это было непростое землетрясение – это было предзнаменование.
Двумя днями раньше регент Татхаг Ринпоче получил телеграмму из Чамдо от губернатора Кама, в которой говорилось о внезапном нападении китайских солдат на тибетский пограничный пост. С предыдущей осени китайские коммунисты периодически атаковали границы Тибета, заявляя о своем намерении освободить его от рук империалистических агрессоров. Теперь все говорило о том то, что китайцы решили привести свое намерение в исполнение. «Я хорошо осознавал, что Тибет находится в великой опасности, поскольку наша армия насчитывала не более 8 500 офицеров и солдат и не могла бы противостоять победоносной Народной Освободительной Армии Китая (НОАК)», — писал Далай-лама.
Двумя месяцами позже, в октябре, в Лхасу пришли новости о том, что армия из 80 000 солдат НОАК перешла реку Дричу на востоке Чамдо. Итак, топор палача опустился на плаху, и вскоре суждено было пасть и Лхасе. С приближением зимы новости становились все хуже, народ стал требовать, чтобы Его Святейшество принял на себя всю полноту светской власти. В это неспокойное время Тибетское правительство провело консультацию с оракулом Нечунгом, который, подойдя к Его Святейшеству, положил хадак, белый церемониальный шарф, ему на колени и вымолвил: «Тху-ла бап» (Его время пришло). 17 ноября 1950 г. во дворце Норбулинка состоялась торжественная церемония возведения на трон Его Святейшества Далай-ламы как главы светской власти в Тибете. Ему было тогда всего 15 лет.
В связи со вступлением в должность Его Святейшество объявил всеобщую амнистию, и все заключенные были отпущены на свободу. «Я был рад такой возможности, хотя иногда испытывал сожаление по этому поводу, — писал Далай-лама, который прежде внимательно следил за жизнью заключенных из своего дворца. — Когда я наводил свой телескоп на тюремную территорию, она была пуста, и только несколько собак рылись в отбросах в поисках объедков. У меня было чувство, будто что-то исчезло из моей жизни».
Вскоре после того как пятнадцатилетний Далай-лама стал неоспоримым лидером шестимиллионного народа, стоящегона пороге полномасштабной войны, он назначил двух новых премьер-министров. Одним из них стал монах Лобсанг Таши, а вторым — опытный администратор мирянин Лукангва.
«Проконсультировавшись с ними и Кашагом (Кабинетом министров), я решил направить делегации за границу – в Америку, Великобританию и Непал, чтобы убедить эти страны вступиться за нас, — писал Его Святейшество Далай-лама. — Еще одна делегация должна была отправиться в Китай в надежде договориться о выводе войск. Эти миссии отправились в путь в конце года. Вскоре после этого китайцы сконцентрировали свои силы на востоке, и было решено, что я вместе с большинством высокопоставленных членов правительства перееду на юг Тибета, чтобы, если ситуация ухудшится, я мог с легкостью пересечь границу и бежать в Индию. Лобсанг Таши и Лункангва должны были остаться для выполнения своих обязанностей».
Во время пребывания Его Святейшества в Дромо, на границе с Сиккимом, пришли известия о том, что пункта назначения достигла только делегация, направленная в Китай, остальные миссии были вынуждены вернуться обратно. Невозможно было поверить в то, что Великобритания согласилась с притязаниями Китая на Тибет. Его Святейшество был расстроен и тем, что Америка также отказала им в помощи. «Я помню охватившее меня чувство великого горя, когда я осознал, что все это означало: Тибету придется встретиться со всей мощью коммунистического Китая в одиночку», — писал Далай-лама.
Расстроенный безразличием к судьбе Тибета, продемонстрированным Великобританией и Америкой, Его Святейшество предпринял последнюю попытку избежать полномасштабного вторжения Китая, направив в Пекин для переговоров с китайцами Нгабо Нгаванга Джигме, губернатора Кама. Его делегация была наделена полномочиями вести переговоры по единственному пункту: она должна была убедить китайское руководство не вводить войска на территорию Тибета. «Однако как-то вечером, когда я был один, грубый резкий голос объявил по радио о том, что «Соглашение из 17 пунктов о мирном освобождении Тибета» было подписано представителями правительства Китайской народной республики и, как они выразились, местным правительством Тибета. Как оказалось, китайская сторона даже подделала печать Тибета и принудила делегацию во главе с Нгабо подписать это соглашение. Так китайцам удалось совершить государственный переворот из-за уступчивости тибетцев, хотя и под дулом пистолета», — писал Далай-лама. Его Святейшество вернулся в Лхасу в середине августа 1951 г.
Накануне ухода в изгнание
Следующие девять лет Далай-лама провел в попытках избежать полномасштабного военного захвата Тибета Китаем и унять нарастающее недовольство тибетских сил сопротивления китайской агрессией. В июле 1954 г. Его Святейшество нанес исторический визит в Китай для проведения мирных переговоров, продлившийся по июнь 1955 г.; он встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, включая Чжоу Эньлая, Чжу Дэ и Дэна Сяопина.
С ноября 1956 г. по март 1957 г. Его Святейшество находился в Индии, где участвовал в праздновании 2500-летия со дня рождения Будды (Будда Джаянти).
Зимой 1958-1959 гг., когда Далай-лама сдавал заключительные монастырские экзамены в Лхасе, продолжали поступать обескураживающие сообщения о нарастающей жестокости китайцев.
Уход в изгнание
17 марта 1959 г. во время консультации с оракулом Нечунгом Далай-ламе было дано четкое указание покинуть страну. Слова оракула подтверждало и проведенное Его Святейшеством гадание, хотя шансы на успешный уход из Тибета были ничтожно малы.
Около 10 часов вечера Его Святейшество, переодетый в обычного солдата, в сопровождении малочисленного эскорта, сумел чудом пробраться через огромную толпу и направился к реке Кьичу, где к нему присоединилась остальная свита, включая ближайших членов семьи.
В изгнании
Через три недели после того, как Его Святейшество и его свита покинули Лхасу, они достигли границы с Индией, где их встретила индийская гвардия, сопроводившая беженцев сопроводила в Бомдилу. Индийское правительство уже дало предварительное согласие предоставить убежище Далай-ламе и его последователям. В Массури Его Святейшество встретился с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, с которым он обсудили меры по реабилитации тибетцев, бежавших в Индию.
Осознавая важность предоставления тибетским детям современного образования, Его Святейшество убедил Неру открыть в Министерстве образования Индии специальный отдел по вопросам образования для тибетских беженцев. Индийское правительство взяло на себя все расходы, связанные с открытием школ для тибетских детей.
20 июня 1959 года Его Святейшество созвал пресс-конференцию, где официально признал «Соглашение из 17 пунктов» недействительным. Он также провел кардинальную реорганизацию Тибетского правительства. Он распорядился создать новые министерства: Министерство информации, Министерство образования, Министерство внутренних дел, Министерство безопасности, Министерство по вопросам религии и Министерство экономики. Большинство тибетских беженцев, число которых возросло почти до 30 тысяч, были рассредоточены в придорожных палаточных лагерях у подножия гор северной Индии. 10 марта 1960 г. Далай-лама впервые выступил с теперь уже традиционным заявлением по случаю годовщины Тибетского народного восстания.