в каком году было отменено рабство в бразилии
В каком году было отменено рабство в бразилии
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
академик РАН A. О. ЧУБАРЬЯН (главный редактор)
член-корреспондент РАН B. И. ВАСИЛЬЕВ (заместитель главного редактора)
член-корреспондент РАН П.Ю. УВАРОВ (заместитель главного редактора)
доктор исторических наук М.А. ЛИПКИН (ответственный секретарь)
член-корреспондент РАН Х.А. АМИРХАНОВ
академик РАН Б.В. АНАНЬИЧ
академик РАН A.И. ГРИГОРЬЕВ
академик РАН А.Б. ДАВИДСОН
академик РАН А.П. ДЕРЕВЯНКО
академик РАН C.П. КАРПОВ
академик РАН А.А. КОКОШИН
академик РАН B.С. МЯСНИКОВ
член-корреспондент РАН В.В. НАУМКИН
академик РАН А.Д. НЕКИПЕЛОВ
доктор исторических наук К.В. НИКИФОРОВ
академик РАН Ю.С. ПИВОВАРОВ
член-корреспондент РАН Е.И. ПИВОВАР
член-корреспондент РАН А.П. РЕПИНА
академик РАН В.А. ТИШКОВ
академик РАН А.В. ТОРКУНОВ
академик РАН И.Х. УРИЛОВ
Ответственный редактор тома доктор исторических наук В.С. МИРЗЕХАНОВ
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 14-01-16-072
С.Б. Вольфсон (ответственный секретарь), А.А. Исэров, Е.В. Котова, А.Г. Матвеева, А.С. Намазова, В.С. Мирзеханов (ответственный редактор), О.В. Окунева, В.В. Рогинский, Г.А. Шатохина-Мордвинцева
доктор исторических наук Е.А. Вишленкова,
доктор исторических наук П.П. Черкасов
XIX век в мировой истории: проблемы, подходы, модели времени
Говоря о XIX веке, мы сразу задумываемся о содержании этого понятия: был ли XIX век лишь изобретением историков, либо это модель исторического времени — элемент самосознания человечества? Как «конструировался» XIX век, с чем его ассоциировали современники и потомки, справедливо ли называть его, как когда-то, «веком капитала»? Быть может, уместнее определения «век ускорения», «век прогресса», «век научного разума»? Или он был в первую очередь «веком революций», «веком социальных конфликтов», «веком избавления от рабства»?
Эпохи отличаются одна от другой во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о XIX в., мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Не подлежит сомнению, что у XIX в. была своя уникальность, позволяющая отличать его от других столетий. Временной континуум XIX в. осознается как эпоха врастания в современность. Понятие «XIX век» связывается с опытом ускорения времени и ассоциируется с модерностью/современностью как антиномией вечности. При этом название этого века, его нумерация, берет начало в христианской системе исчисления времени, и данное обстоятельство не раз побуждало историков задаваться вопросом, был ли девятнадцатый век у мусульманских народов, у китайцев, у индусов и многих других, живших за пределами западного мира. И если признать такую идею, то не будет ли тогда более правильным говорить об этом столетии, как исключительно «веке Европы», «веке Запада», «веке подъема германского духа», «веке британского могущества»? Однако сегодня существует все больше свидетельств того, что не только Европа, но и остальной мир всегда пребывали в пространстве исторического процесса, следовательно, не вполне верно говорить, что «пробуждение Азии» началось только в XX в. Благодаря всё новым источникам исследователи с некоторым удивлением продолжают «открывать» наличие истории, а значит и XIX в. повсюду, даже там, где не было письменности — в царстве «печальных тропиков» и на заброшенных островах Тихого океана.
Если признать, что история — не только удел великих персонажей, но и вся та почти неподвижная повседневность материальной жизни, которая традиционно скрывалась от глаз летописцев и архивариусов, то у всякого века, в том числе девятнадцатого, должно присутствовать и данное измерение. При таком понимании истории XIX век — еще и «век пара и электричества», «век телеграфа и железных дорог», «век скоростных сообщений», «век фотографии». Но, кроме того, это «век стали и чугуна», «век химических удобрений и травосеяния», «век новых продуктов питания и новых лекарств», если иметь в виду хинин, благодаря которому европейцам удалось совладать с малярией и начать экспансию в жаркие страны.
Наше современное понимание XIX столетия является многомерным, при этом мы не ощущаем этот век как иной/прошедший, не воспринимаем его как отчужденное прошлое. XIX век кажется близким, понятным и данным нам почти что в ощущениях. Мы пытаемся схватить его суть, имея в виду огромное множество черт этого времени, столь значимых и для тех, кто в нем жил, и для тех, кто пришел в него потом. Уникальная природа века проистекает из его невиданного разнообразия и, конечно же, из что наша связь с этим веком все еще сохраняется. Мы связаны с ним благодаря бесчисленным родословным ныне живущих людей, благодаря нашему языку, нашим обычаям и нашей вере, а также нашей памяти, которая все еще продолжает цепляться за этот век с помощью семейных фотоальбомов, тех песен, что пели наши прапрадеды, и тех заветов, что они чтили. Но время идет, безжалостно ослабляя эту тонкую связь. Поэтому каждый взгляд в это недавнее прошлое позволяет удерживать его перед собой как некий целостный образ, как символ, без которого наше понимание собственного настоящего и самих себя будет неполным.
История «глобального XIX века» требует прояснить исследовательские отношения с «веком» как аналитической категорией. Когда начался и когда закончился XIX век? Если отвечать на этот вопрос, не привязываясь к календарным датам, возможно, придется взять более значимые исторические ориентиры.
В глобальной перспективе еще труднее, чем только для России или Европы, установить содержательное, а не только формально-календарное начало XIX в., в ходе которого формировались и обретали нормативную силу несущие элементы и практики модерна в мире. Если даже в определении различных эпох европейской истории не существует единого мнения, то задача создания периодизации мировой истории представляется еще более сложной. Политические даты вряд ли могут здесь помочь. До XX в. ни один год не стоит рассматривать как эпохальный для всего человечества. Можно представить Французскую революцию ретроспективно как событие универсального воздействия на последующую историю, но с точки зрения воздействия на жизнь неевропейских обществ она не была переломным событием. Политическое начало XIX в., следовательно, невозможно фиксировать хронологически. С некоторого исторического расстояния момент, когда начинается XIX в., видится несколько рассредоточенным во времени. В какой-то мере то же самое можно сказать и о его финале. Картина усложняется, если добавить еще одну переменную. Крайне сложно вписать периодизацию, взятую из политической истории, в хитросплетение периодизаций других полей прошлого, связанных с политикой, — религии, искусства, идей, общества, экономики.
В 1800 г. единый календарный порядок еще не имеет обязывающего характера, системы организации времени в мире весьма разнообразны. На фоне такой «подвижности» календарных порядков власть чисел уже не очевидна, а календарные границы исторического времени оказываются, скорее, спорным моментом, чем единственной правомерной точкой отсчета.
XIX век, как и любой другой, представляется структурой, состоящей из напластований множества разновременных процессов. Там есть идеологические, политические и культурные слои, которые проходят через все столетие, соединяя его с XVIII в. и выводя прямо в XX в. Но попадаются и другие, прерванные, наложившиеся друг на друга, «переплетенные» между собой (Р. Козеллек). Для того чтобы охватить все эти разнообразные слои, необходимы самые гибкие эвристические инструменты: это в равной степени относится и к вопросу периодизации, и к жестким цезурам между эпохами, основанным на произвольных, неочевидных обстоятельствах, событиях и ориентирах.
Почему негры в Бразилии не отмечают день отмены рабства?
Золотой закон принцессы Изабел от 13 мая 1888 года отменил рабство в Бразилии или, если быть точнее, даровал свободу всем потомкам рабов, однако темнокожее население страны не спешит отмечать эту дату.
Причиной тому является отношение к бывшим рабам в период после отмены рабства. По словам Луизы Байррос, бывшего министра секретариата по продвижению политики расового равенства, в конце XIX века в Бразилии не были созданы достойные условия для ассимиляции представителей негроидной расы в их новом статусе свободных людей.
В своем труде A integração do negro na sociedade de classes, [1] написанном в 1964 году, социолог Флорестан Фернандес отметил, что господствующие классы не приняли никаких мер, способствующих интеграции бывших рабов в новом обществе. «Представители элиты сняли с себя всю ответственность и не занимались обеспечением безопасности освобожденных. Эти полномочия легли на плечи государства, церкви и ряда других институтов, которые должны были создать новый режим, в котором бывшие рабы смогли бы жить и трудиться», – сказано в тексте.
По слова Луизы Байррос, на момент отмены рабства шел спор о том, нужно ли выделять ресурсы на поддержку людей, которые только что приобрели статус свободного человека. Речь шла о том, чтобы предоставить семьям бывших рабов участки земли для начала новой жизни. К сожалению, эта инициатива не получила поддержки. Случилось так, что даже та ниша на рынке труда, которую до принятия Золотого закона занимали рабы, теперь была отведена под иммигрантов и белых рабочих.
Член «Союза негров за равенство» Алешандре Брага объясняет, что 13 мая стало особенным днем календаря для Бразилии и отрицать это не имеет никакого смысла, однако для темнокожего населения Бразилии все не так очевидно, ведь рабство было отменено формально, а на деле негры продолжали чувствовать себя изолированными от общества.
«Этот день начиная с 1980-х годов считается национальным днем борьбы с расизмом, он нужен для того, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме и показать, что одних лишь формальных юридических мер было недостаточно для того чтобы помочь темнокожему населению интегрироваться в Бразильское общество», – отметила Луиза Байррос. Она также рассказала, что в сегодняшних условиях дискриминации и изоляция представителей негроидной расы в Бразилии, правительство приняло ряд инициатив, которые привели к повышению реального заработка негров в стране.
Тем не менее несмотря на все положительные моменты, правительству предстоит еще очень много работы. Представитель «Союза негров за равенство» приводит следующие статистические данные, свидетельствующие о проявлении расизма в Бразилии: «Менее 9% парламентариев являются неграми, хотя порядка 51% населения считают себя представителями негроидной расы. Мы также сталкиваемся с дискриминацией в футболе и других видах спорта. Впереди долгая дорога».
«Мы до сих пор пытаемся ликвидировать последствия отмены рабства, после которого бывшим рабам приходилось надеяться только самим на себя. У темнокожего населения не было никаких амбиций, необходимо принимать решительные меры по улучшению социальной ситуации и ликвидации неравенства», – заявила Луиза Байррос.
[1] Интеграция негров в классовое общество.
Бразилия отмечает освобождение от рабства
13 мая 1888 года так называемый «Золотой закон» (Lei Aúrea) окончательно отменил рабство в Бразилии, спустя более 350 лет после того, как на этой территории появилась первая португальская колония. За эти несколько веков более 4 миллионов африканцев были разлучены со своими семьями и проданы в рабство. Вот такая получается грустная история.
Историческая наука, как известно, полнится мифами. Одним из таких мифов является «открытие» Бразилии португальцами в 1500 году, спустя шесть лет после Тордесильясского договора — соглашения, заключенного между Испанией и Португалией, по условиям которого они делили сферы влияния в мире между собой. Согласно этому договору, территории Бразилии приписывалась Португалии уже тогда, за шесть лет до ее «обнаружения» и два года спустя после «открытия» Америки Колумбом. После этого на территории Марокко, на других берегах Африки, на Ближнем Востоке, на Персидском и Индийском полуостровах и на Дальнем Востоке были сооружены три тысячи португальских крепостей и фортов.
Что же это получается: Колумб работал на португальцев, отдав им весь мир, а испанцам оставил лишь Латинскую Америку? Как известно, название «Америка» происходит не от испанского или португальского языков, а от имени итальянского исследователя и мореплавателя Америго Веспуччи (1454-1512), который первым объявил об обнаружении «нового континента» (Novus Mundus). Что касается деталей освоения Бразилии (названной в честь красного цвета растущих на берегах деревьев, напоминающих красные тлеющие угольки (португальское «brasa» — уголь), первые поселения португальцев появились на этой территории в 1532 году, а практика торговли рабами из Африки была поставлена на широкую ногу еще через некоторое время.
Это не означает, что коренное население территории, которая сейчас называется Бразилией, силком не угоняли в рабство — на самом деле, бразильскими индейцами в качестве рабов торговали вплоть до 1750 года. Однако ввиду того, что местные жители оказывали сопротивление все чаще, сюда привозили все больше африканцев. Рабов использовали как основную рабочую силу на промыслах по добыче сахара (главный бразильский экспорт до 1650 года), позже — в шахтах по добыче золота, серебра и алмазов (до XVIII века минимум), затем — на фермах и плантациях.
Первым рабов освободил бразильский муниципалитет Реденсан. Он находится в 55 километрах к югу от города Форталеза, на территории северного штата Сеара. Реденсан являлся крупной сахарной плантацией, которую я посетил в 2005 году. Постройки и условия жизни рабов были специально воссозданы. Рабы жили, спали, ели, пили в подвале, расстояние между полом и потолком которого не превышало 1,5 метра. Когда я вошел в это помещение, мне навстречу выпорхнули несколько сотен летучих мышей. По мере моего продвижения по рабским владениям мне приходилось нагибаться все ниже и ниже.
И тогда я начал понимать и чувствовать на своей шкуре все те нечеловеческие условия, в которых им приходилось жить: сначала — длительное путешествие из Африки, во время которого они были прикованы цепями к полу галер и в течение нескольких месяцев вынуждены были постоянно грести, сидя в собственных экскрементах. Затем — этот подвал, в котором им приходилось спать вплотную друг другу, словно шпротам в консервной банке. Поползав по подвалу минут двадцать, согнувшись в три погибели, я попросил разрешения войти в «комнату наказания». Это было небольшое отверстие в стене за деревянной дверью, в котором человек должен был стоять в полный рост, не имея возможности менять положения из-за размеров комнаты. В те дни наказание такого рода могло длиться до трех дней. Я решил провести в ней час, чтобы на собственной шкуре ощутить беспомощность и унижение, через которое пришлось пройти рабам.
Гид закрыл за мной дверь, и я попросил его открыть ее только через час. Почти сразу на моем лице оказался огромный паук. Чуть позже по моему телу поползли два таракана сантиметров по восемь каждый. Через полчаса наступила зловещая тишина, которая предвещала появление змеи. Она обвилась вокруг моей шеи, а затем отвлеклась на что-то слева от меня. В течение часа я чувствовал враждебность окружающей среды и беспомощность положения, в котором я оказался. А теперь давайте представим, через что проходили эти люди, находясь здесь день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом — люди, которых насильно забрали из семей и содержали в условиях нечеловеческой жестокости до конца дней.
Читайте самое интересное в рубрике «Мир»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Бразилия – самое крупное рабовладельческое государство в прошлом
С момента своего открытия в 1500 году Бразилия была центром торговли людьми в Южной Америке. Примерно с 1600 по 1850 год около 4,5 миллиона порабощенных африканцев были вывезены в Бразилию; это в десять раз больше, чем было продано в Северную Америку, и намного больше, чем общее число африканцев, которые были перевезены во все страны Карибского бассейна и Северной Америки вместе взятые.
В 1550 году Бразилия стала крупным импортером африканских рабов. Если посчитать, то в Рио-де-Жанейро было около 39 % населения – рабов ( в ходе переписи 2010 года в Бразилии было установлено “что 97 миллионов бразильцев, или 50,7% населения, теперь определяют себя как черную или смешанную расу…что впервые делает афро-бразильцев официальным большинством»).
Чудовищность положения работорговли в Бразилии была настолько далеко идущей, что страна в значительной степени не смогла развить эффективное антирабовладельческое движение, даже в то время как многие другие страны по всему миру проводили революционные реформы, направленные на отмену торговли людьми.
На протяжении 1700-х и начала 1800-х годов рабство было вытеснено в Британской империи, Северной Америке и Франции. Однако в Бразилии по-прежнему насчитывалось около полутора миллионов рабов, а импорт несчастных увеличился на 5,7%.
Только в конце 19 века в высших учебных заведениях страны начала зарождаться реформистская деятельность.
Молодые юристы, студенты и журналисты стали призывать своих соотечественников-бразильцев последовать примеру освобождения рабов в Северной Америке. В 1873 году Жоаким Набуко начал свою борьбу против рабства в Бразилии, создав бразильское антирабовладельческое общество. Он заявил “что” нет ни свободы, ни независимости в стране с полутора миллионами рабов.
Борьба за полную отмену рабства продолжалась под его руководством, и, наконец, 13 мая 1888 года императорская семья приняла Lei Aurea, “Золотой закон”, сделав Бразилию последней страной в Западном полушарии, которая официально отменила рабство.
Даже после отмены работорговли годы эксплуатации продолжали оказывать глубокое воздействие на бразильское общество, включая социальные различия и широкое распространение проституции (зачастую принудительной).
С конца 19 века эта работа была “частью культурного ландшафта в ранний период модернизации и урбанизации Бразилии, когда рабыни стали предлагать сексуальные услуги ” для выживания.
Такое длительное рабство в Бразилии создало огромный низший класс и очень заметное неравенство. Согласно Всемирному справочнику ЦРУ, 21,4% из 196,6 миллионов жителей Бразилии живут за чертой бедности.
Сегодня, спустя всего чуть более века после отмены рабства, Бразилия все еще сталкивается с последствиями своего почти 400-летнего наследия торговли людьми.
Существует необходимость в возобновлении усилий по отмене смертной казни для борьбы с проблемой, которая перешла от жестокости жизни на плантациях к жестокости на улицах: сексуальная торговля.
Крайнее экономическое неравенство не дает детям и подросткам иного выбора, кроме как искать работу везде, где они могут, превращая проституцию в единственный шанс на более менее приемлемый образ жизни.
Спрос на порабощенных африканцев не уменьшился после упадка горнодобывающей промышленности во второй половине 18 века. Скотоводство и производство продуктов питания распространились после роста населения, оба из которых в значительной степени зависели от рабского труда. 1,7 миллиона рабов были импортированы в Бразилию из Африки с 1700 по 1800 год, а распространение кофе в 1830-х годах еще больше расширило атлантическую работорговлю.
Бразилия была последней страной в западном мире, отменившей порабощение людей. К тому времени, когда рабство было отменено, 13 мая 1888 года, примерно 5,8 миллиона порабощенных людей были похищены из Африки в Бразилию. По одной оценке, это было 40% от общего числа порабощенных людей, вывезенных из Африки в Америку, в то время как другой источник оценил их общее количество в 12,5 миллионов, что увеличило бы этот процент до более 45%. Из общего числа только 10,7 миллиона рабов выжили.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Рабство в средневековой Португалии
Рабство начинается в Бразилии
Индийское порабощение до прихода европейцев
Задолго до того, как европейцы пришли в Бразилию и начали колонизацию, такие группы коренных народов, как папанасы, гвайанасы, тупинамбасы и кадиуэй, поработили захваченных в плен представителей других племен. Пленные жили и работали со своими новыми общинами как трофеи военного мастерства племени. Некоторые порабощенные в конце концов сбегут, но никогда не смогут вновь обрести свой прежний статус в своем собственном племени из-за сильной социальной стигмы против рабства и соперничающих племен. Во время своего пребывания в новом племени порабощенные туземцы даже женились в знак признания и рабства. Для порабощенных племен каннибалов казнь с целью пожирания (каннибалистические церемонии) могла произойти в любой момент.
Такие сообщения о каннибализме и межплеменном выкупе использовались для оправдания порабощения коренных американцев на протяжении всего колониального периода. Считалось, что португальцы ведут справедливую войну, порабощая коренное население, якобы спасая его от собственной жестокости. Этот акцент на доколониальном порабощении подвергался критике, поскольку он бросает вызов реальности, что португальское порабощение индейцев (а позже и африканцев) практиковалось в гораздо большем масштабе, чем предыдущие местные практики порабощения.
Религиозные лидеры того времени также выступали против этого повествования. В 1653 году падре Антониу Виейра произнес проповедь в городе Сан-Луис-де-Мараньян, в которой утверждал, что насильственное порабощение туземцев является грехом, призывая своих слушателей думать, что захват индейцев оправдан, и «давая благочестивое имя. спасения от продажи, столь насильственной и жестокой «.
Индийское порабощение после прихода европейцев
Вскоре после прибытия португальцев стало ясно, что коммерческое колониальное предприятие на таком огромном континенте будет затруднено. Рабский труд коренных народов был быстро использован для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной рабочей силе, особенно из-за спроса на рабочую силу со стороны растущей сахарной промышленности. Из-за этого давления рабские экспедиции коренных американцев стали обычным явлением, несмотря на противодействие со стороны иезуитов, у которых были свои собственные способы управления коренным населением через такие учреждения, как альдеи или деревни, где они концентрировали индейское население для облегчения обращения. По мере того как население прибрежных коренных американцев сокращалось из-за суровых условий, войн и болезней, работорговцы все чаще перемещались вглубь страны в бандейрах, или официальных рабских экспедициях.
Помимо захвата новых рабов и повторного поимки беглецов, бандейры также могли действовать как большие квазивоенные силы, которым было поручено истреблять коренное население, которое отказалось подчиняться правлению португальцев. Они также всегда были в поисках драгоценных металлов, таких как золото и серебро. Как видно из отчета об одной из экспедиций Инасио Коррейя Памплоны, бандейранты любили думать о себе как о храбрых цивилизаторах, которые укрощали дикость границ, истребляя коренное население и предоставляя землю поселенцам. За свои усилия они могли получить большую компенсацию от короны; Например, Памплона была награждена земельными наделами.
Однако со временем становилось все более очевидным, что рабство коренных народов само по себе не может удовлетворить потребности сахарных плантаций в рабочей силе. Во-первых, продолжительность жизни рабов-индейцев была очень низкой. Переутомление и болезни уничтожили коренное население. Кроме того, коренные американцы были знакомы с землей, а это означало, что у них был стимул и возможность убежать от своих рабовладельцев. По этим причинам, начиная с 1570-х годов, африканские рабы стали предпочтительной рабочей силой на сахарных плантациях. Индийское рабство продолжалось на границах Бразилии вплоть до 18 века, но в меньших масштабах, чем рабство на африканских плантациях.
Порабощение африканцев
В первые 250 лет после колонизации земли примерно 70% всех иммигрантов в колонию были порабощенными людьми. Рабы из числа коренного населения в то время оставались намного дешевле, чем их африканские коллеги, хотя они действительно страдали ужасающим уровнем смертности от европейских болезней. Хотя среднестатистический африканский раб из-за ужасных условий труда доживал до двадцати трех лет, это все равно было примерно на четыре года дольше, чем у коренных рабов, что было большим вкладом в высокую цену африканских рабов.
Африканские рабы также были более желанными из-за их опыта работы на сахарных плантациях. Например, на конкретной фабрике в Сан-Висенте в 1540-х годах африканские рабы занимали все самые квалифицированные должности, включая решающую роль сахарного мастера, хотя в то время их было значительно меньше местных рабов. Невозможно точно определить, когда первые африканские рабы прибыли в Бразилию, но оценки колеблются где-то в 1530-х годах. Тем не менее, африканское рабство было установлено по крайней мере к 1549 году, когда прибыл первый губернатор Бразилии Томе де Соуза с рабами, присланными самим королем.
Порабощение других групп
Рабство переносили не только коренные индейцы или чернокожие. Поскольку различие между военнопленными и рабами было размыто, имело место и порабощение, хотя и в гораздо меньших масштабах, захваченных в плен европейцев. Сообщалось, что голландцы продавали португальцев, захваченных в Бразилии, в качестве рабов, а также использовали африканских рабов в голландской Бразилии. Также есть сообщения о бразильских рабах пиратов-варваров, когда они пересекали океан.
В последующие века многие освобожденные рабы и потомки рабов стали рабовладельцами. По оценкам Эдуардо Франса Пайва, около трети рабовладельцев были либо освобожденными рабами, либо потомками рабов.
Конфрари и компадрио
Экономические изменения в 17 веке
Появление рабства в Бразилии резко изменилось с открытием месторождений золота и алмазов в горах Минас-Жерайс в 1690-х годах. Рабы в огромных количествах начали привозить из Центральной Африки и побережья Мина в шахтерские лагеря. В течение следующего столетия население росло из-за иммиграции, и Рио-де-Жанейро превратился в глобальный экспортный центр. Городское рабство в новых центрах городов, таких как Рио, Ресифи и Сальвадор, также повысило спрос на рабов. Были развиты транспортные системы для перемещения богатства, а после упадка горнодобывающей промышленности во второй половине 18 века расширилось животноводство и производство продуктов питания. Между 1700 и 1800 годами 1,7 миллиона рабов были привезены в Бразилию из Африки, чтобы сделать возможным этот стремительный рост.
Рабы, которые были освобождены и возвращены в Африку, агуда, по-прежнему рассматривались африканским коренным населением как рабы. Поскольку они покинули Африку в качестве рабов, когда они вернулись, хотя теперь уже как свободные люди, они не были приняты в местном обществе, которое считало их рабами. В Африке они также принимали участие в работорговле теперь как работорговцы.
Сопротивление
В одном примечательном случае порабощенные люди, которые восстали и сбежали от Энженьо Сантана в Баии, отправили своему бывшему владельцу плантации мирное предложение, в котором изложили условия, при которых они вернутся в порабощение. Порабощенные люди хотели мира, а не войны, и просили улучшить условия труда и больше контролировать свое время как условие для возвращения.
Однако в целом масштабные драматические восстания рабов в Бразилии были относительно редкостью. Большинство сопротивления вращалось вокруг целенаправленного замедления работы или саботажа. В крайних случаях сопротивление также принимало форму самоуничтожения посредством самоубийства или детоубийства. Однако наиболее распространенной формой сопротивления рабов было побег.
Мусульманское восстание 1835 года
Крупнейшее и наиболее значительное из бразильских восстаний рабов произошло в 1835 году в Сальвадоре и названо мусульманским восстанием 1835 года. Оно было спланировано мусульманской этнической группой рабов африканского происхождения, Мале, как восстание, которое должно было освободить всех рабов в Баия. В то время как организация была организована Malês, все африканские этнические группы были представлены в участниках, как мусульмане, так и немусульмане. Однако рабы бразильского происхождения явно не участвовали в восстании. Было арестовано около 300 повстанцев, из которых около 250 были африканскими рабами и вольноотпущенниками. Рабы и бывшие рабы бразильского происхождения составляли 40% населения Баии, но во время восстания были арестованы в общей сложности два мулата и трое чернокожих бразильцев. Более того, восстание было эффективно подавлено войсками мулатов на следующий день после его подстрекательства.
Мало того, что объединенные усилия восстания против репрессивного режима рабства были предотвращены в Баии из-за напряженности между африканцами и потомками африканцев бразильского происхождения, но и этнические противоречия внутри самого рабовладельческого населения африканского происхождения препятствовали формированию общей рабской идентичности.
Quilombos
Киломбо обычно располагались недалеко от колониальных населенных пунктов или городов. Помимо враждебных индийских сил, которые не позволяли бывшим рабам проникать глубже во внутренние районы Бразилии, основная причина такой близости заключается в том, что киломбо обычно не были экономически самодостаточными; полагаясь на рейды, воровство и вымогательство, чтобы свести концы с концами. Таким образом, киломбо представляли реальную угрозу колониальному общественному порядку.
Недавние исследования подчеркнули существование киломбо как важной формы протеста против рабовладельческого общества. Само слово «киломбо» означает «военный лагерь» и было выражением, связанным с эффективными африканскими военными общинами в Анголе. Эта этимология привела ученого Стюарта Шварца к предположению, что использование этого слова среди беглых рабов в Пальмаресе было очевидным из намеренного стремления беглых рабов сформировать сообщество с эффективной военной мощью.
Шаги к свободе
Конец рабства
Рабские личности
Рабы африканского происхождения
Роза Эгипсиака была женщиной африканского происхождения, которую поработили и увезли в Рио-де-Жанейро. После десятилетий порабощения у нее начались религиозные видения, и впоследствии она стала широко известна как религиозный мистик. Она основала монастырь для бывших проституток, как и она сама, но в конечном итоге была расследована инквизицией и наказана.
Бывшие рабы африканского происхождения
Одним из важнейших маркеров свободы раба было присвоение фамилии после освобождения. Эти имена часто частично или полностью являются фамилиями их бывших владельцев. Поскольку многим рабам при крещении было присвоено одно и то же или подобное христианское имя, раба обычно называли португальским или христианским именем, а также именем своего хозяина. «Мария, например, стала известна как Мария старшего Сантаны». Таким образом, когда раба освобождали для того, чтобы он или она принимали фамилию своего бывшего хозяина для ассимиляции в обществе в качестве свободного человека, это было в основном вопросом удобства.
Обретение свободы не было гарантией избавления от бедности или многих аспектов рабской жизни. Зачастую правовая свобода не сопровождалась сменой профессии бывшего раба. Однако у представителей обоих полов появилось больше возможностей участвовать в заработной плате. Бывшие рабыни в основном доминировали на рынках, торгующих продуктами питания и товарами в городских районах, таких как Сальвадор, в то время как значительный процент освобожденных от рабства мужчин африканского происхождения стали квалифицированными мастерами, в том числе скульпторами, плотниками и ювелирами.
Рабы и бывшие рабы бразильского происхождения
Раб, родившийся в Бразилии, был рожден в рабстве, а это означает, что их личность была основана на совершенно иных факторах, чем у рожденных в Африке, которые когда-то знали юридическую свободу. Цвет кожи был важным фактором в определении статуса потомков африканцев, родившихся в Бразилии: рабы с более светлой кожей имели как более высокие шансы на освобождение, так и лучшую социальную мобильность, если бы им была предоставлена свобода, что делало ее важной для идентичности обоих бразильцев. рабы и бывшие рабы.
Термин криуло в основном использовался в начале 19 века и означал бразильское происхождение и чернокожий. Мулат использовался для обозначения светлокожих африканцев бразильского происхождения, которые часто были детьми как африканского, так и европейского происхождения. По сравнению с их африканскими собратьями, увольнение за долгосрочное хорошее поведение или послушание после смерти владельца было гораздо более вероятным. Таким образом, неоплачиваемое увольнение было гораздо более вероятным путем к свободе для бразильских рабов, чем для африканцев, а также для освобождения в целом. Мулаты также чаще выходили на свободу, скорее всего, из-за того, что они были детьми раба и хозяина.
Расовые отношения
Гендерные различия
Незаметность женщин в бразильском рабстве, как и в рабстве в целом, только недавно была признана важной исторической пустотой. Историк Мэри Хелен Вашингтон писала: «Жизнь мужчины-раба стала репрезентативной, хотя опыт женщины в рабстве иногда радикально отличался». В Бразилии сектора рабства и наемного труда бывших рабов действительно различались по полу.
Женщины
Работа
В городских условиях африканские невольничьи рынки были дополнительным источником дохода как для рабынь, так и для бывших рабынь, которые обычно монополизировали продажи. Эта тенденция, согласно которой рынок является преимущественно сферой женщин, берет свое начало в африканских обычаях. Вильгельм Мюллер, немецкий министр, во время своего путешествия по Золотому Берегу отмечал : «Кроме крестьян, которые каждый день привозят на рынок пальмовое вино и сахарный тростник, нет мужчин, которые торгуют на публичных рынках, только женщины». Женщины продавали тропические фрукты и овощи, готовили африканские блюда, конфеты, пирожные, мясо и рыбу.
Рабовладельцы покупали Мину и ангольских женщин и девочек для работы поварами, домашней прислугой и уличными торговцами или квитандейрасами. Женщины, которые работали quitandeiras, получали золото за счет обмена готовой еды и aguardente (также известного как ром из сахарного тростника). Тогда рабовладельцы сохраняли дневную заработную плату в размере одной патаки, а quitandeiras должны были покупать себе еду и ром, тем самым обогащая порабощенных женщин и их владельцев. Имея доступ к золоту или к золотой пыли, quitandeiras могли купить свободу своих детей и себя.
Проституция была почти исключительно занятием рабынь, многие из которых были вынуждены заниматься ею, чтобы принести пользу своим владельцам в социальном и финансовом плане. Проституция также была способом, которым многие порабощенные женщины могли купить себе путь к свободе. Муниципальные власти пытались пресечь такие действия, запрещая чернокожим женщинам, как рабам, так и свободным, выходить на улицу после наступления темноты. Многие из этих усилий не увенчались успехом. Хотя многие муниципалитеты были против эксплуатации рабынь в процессе проституции, сексуальная эксплуатация и сексуальные надругательства, происходившие под крышей хозяина, часто игнорировались. Женщины-рабыни также использовались освобожденными мужчинами в качестве наложниц или гражданских жен и часто работали на них в дополнение к домашнему труду, кормилицам, поварам и разносчикам. В рабском мире чернокожих женщин часто унижали, как рабство в Соединенных Штатах. Они считались расовым пятном и не претендовали на честь. Привилегированная девственность не относилась к чернокожим женщинам, поэтому их использовали как белые, так и латиноамериканские мужчины. Порабощенные чернокожие женщины были более восприимчивы к использованию их хозяевами, но все чернокожие женщины были уязвимы для сексуального насилия и эксплуатации. Религиозный мистик Роза Эгипсиака была вынуждена работать проституткой у порабощенных рабочих-мужчин на золотом руднике в Минас-Жерайсе.
Порабощенным женщинам на плантациях часто давали ту же работу, что и мужчинам. Рабовладельцы часто заставляли рабынь работать вместе с мужчинами в изнурительной атмосфере полей, но знали о способах эксплуатации их в зависимости от пола. Выбор между ними всегда был делом целесообразности для владельцев. И в малых, и в больших поместьях женщины активно участвовали в полевых работах, и возможность получить освобождение от работы в пользу домашней работы была привилегией. Нередко порабощенные женщины часто становились наложницами своих хозяев или, в более широком смысле, любого белого или мулата. Было много случаев, когда эти сексуальные связи использовались во благо раба и помогали улучшить их повседневную жизнь и лечение. Это также привело к освобождению от рабства или свободы. Соколов также указывает в «Женщинах колониальной Латинской Америки», что эти сексуальные связи между рабом и господином также могут нанести ущерб их будущему. Когда жены узнавали об отношениях между мужьями и рабами, рабы часто сразу продавались. Однако были времена, когда детей, которых подозревали, что они были созданы в результате этого романа, вместо этого продавали. Рабы, которым удавалось иметь отношения со своим хозяином или с любым белым человеком, обычно получали богатство, освобождение и в некоторых случаях социальное положение. Их роль в воспроизводстве по-прежнему подчеркивалась владельцами, но рождение ребенка часто означало только то, что физические требования поля были вынуждены сосуществовать с эмоциональным и физическим притяжением отцовства.
Брак в рабском мире часто был трудным и в некоторых случаях запрещался из-за трудностей, с которыми он сталкивался с хозяевами, которые намеревались продать своих рабов. Когда рабы вступали в брак, продавать раба становилось намного труднее, из-за чего хозяева часто запрещали браки между своими порабощенными народами. Так как часто это было запрещено. Те пары, которые были вместе, но не могли вступить в брак и жили в неформальном консенсуальном союзе, не были защищены церковным законом и, таким образом, могли быть разделены в любой момент, если владелец захотел продать. Немногочисленные рабыни, которые действительно выходили замуж, обычно принадлежали лицам с более высоким социальным статусом или принадлежали религиозным орденам и были вынуждены выйти замуж в соответствии с этими орденами.
Демографически порабощенные женщины обычно оставались в рамках своей этнической группы, когда решали выйти замуж. Городские рабы чаще всего действовали на законных основаниях, когда дело касалось их способности и решения вступить в брак. Они приняли меры, чтобы помешать владельцам принудительно вступать в брак против их воли, а также подали в суд на тех, кто пытался запретить им вступать в брак. Сельские плантации были более изолированными, и поэтому их правила отличались. Хозяевам было дано больше возможностей оказать давление на своих рабынь, чтобы они вышли замуж за мужчин, выбранных для них; или, с другой стороны, владельцы сельских ферм запрещали браки рабов с другим рабом с отдельной плантации.
Соколов объясняет, что брак очень редко был законным. Доступ к рабам и сексуальная эксплуатация этих рабов были многочисленны и поэтому широко использовались в то время. Межрасовые союзы не поощрялись, поэтому большинство сексуальных контактов между черными женщинами или рабынями и белыми мужчинами происходили в секрете, но большинство из них были вовлечены в акт. Отношения между черными женщинами и белыми мужчинами часто считались предпочтительными из-за того, как часто белых младенцев кормили рабы и чернокожие женщины. Это также объясняет, почему черные семьи были сосредоточены вокруг женщины. Мать и ее дети были основой семьи, независимо от соотношения мужчин и женщин, что совершенно противоположно патриархальному белому и латиноамериканскому обществу.
Положение дел
Мужчины
Работа
Работа мужчин-рабов была гораздо более формальным занятием, особенно в городских условиях, по сравнению с работой рабынь. Часто мужские рабочие группы были разделены по этническому признаку, чтобы работать носильщиками и перевозчиками в бандах, перевозя мебель и сельскохозяйственную продукцию по воде или с кораблей на рынок. Также роль рабов заключалась в том, чтобы привозить новых рабов с кораблей на аукцион. Мужчины также использовались в качестве рыбаков, гребцов на байдарках, гребцов, моряков и ремесленников. До четверти рабов с 1811 по 1888 год работали ремесленниками, и многие из них были плотниками, художниками, скульпторами и ювелирами.
Мужчины также выполняли определенные виды домашней работы в таких городах, как Рио, Ресифи и Сальвадор, включая крахмаление, глажку, доставку воды и вывоз мусора. Однако на плантациях за пределами городов мужчины в основном участвовали в полевых работах с женщинами. В их обязанности входило также работа в котельных и уход за скотом.
Гендерный дисбаланс и семейная жизнь
Учитывая физически сложный характер труда на плантациях, землевладельцы предпочитали рабов-мужчин рабам-женщинам, что, особенно на ранних этапах истории работорговли, приводило к несбалансированному соотношению полов, что могло замедлить формирование семьи и снизить уровень рождаемости среди рабов.
Гендерный дисбаланс также был ключевой проблемой в quilmbos, что в некоторых случаях приводило к похищению чернокожих или мулаток беглыми рабами. К восемнадцатому веку, однако, рождаемость среди рабов стала нормальной, и браки стали более распространенными, хотя процент браков рабов все еще был ниже, чем у свободного населения. Законные браки между рабами имели некоторую защиту в соответствии с португальским законодательством, и рабовладельцам было трудно разлучить мужа и жену посредством продажи, хотя такая же защита не предоставлялась детям.
Семейная жизнь среди рабов была предметом интереса для наблюдателей в девятнадцатом веке. Эти наблюдатели утверждали, что рабы, у которых были прочные семейные связи, с меньшей вероятностью сбегали, поскольку им было что терять, поэтому они выступали за сбалансированное соотношение полов и защиту семейной жизни среди рабов в Баии.
Современная эра
Современное рабство
В 2007 году правительство Бразилии освободило более 1000 подневольных рабочих с сахарной плантации. В 2008 году бразильское правительство освободило 4634 раба по 133 отдельным уголовным делам в 255 различных местах. Освобожденные рабы получили общую компенсацию в размере 2,4 миллиона фунтов стерлингов (4,8 миллиона долларов). Они получили денежную компенсацию за неспособность правительства их защитить.
В отчете Института сельского хозяйства и торговой политики за 2017 год говорится, что «тысячи рабочих в мясной и птицеводческой отраслях Бразилии стали жертвами принудительного труда и бесчеловечных условий труда». В результате Южноафриканская птицеводческая ассоциация (SAPA) призвала провести расследование на основании недобросовестной конкуренции.
Карнавал и Иле Айе
Это было во время военной диктатуры Бразилии, которую многие называют самым мрачным периодом Бразилии, когда группа под названием Ilê Aiyê объединилась, чтобы протестовать против исключения чернокожих в штате Баия, где большинство чернокожих. В начале 1970-х годов произошла серия протестов, которые привлекли внимание к объединению спины, но они были встречены жестким подавлением. До 1974 года афро-баийцы оставляли свои дома только с религиозными фигурками, чтобы отпраздновать карнавал. Несмотря на повышенное внимание, приписываемое военной диктатуре, Иле Айе удалось создать блок только для чернокожих (группа карнавального парада), который проявил идеалы Бразильского движения чернокожих. Их цель состояла в том, чтобы объединить афро-бразильцев, пострадавших от деспотического правительства, и организовать политическую организацию, чтобы в их сообществе могли произойти устойчивые изменения.
С тех пор число Иле Айе выросло до тысяч. Даже сегодня черный блок продолжает исключать других из-за цвета их кожи. Они делают это, рекламируя эксклюзивные вечеринки и льготы для членов, а также физически избегая и отталкивая вас, если вы попытаетесь включить себя. Хотя средства массовой информации называют это «расистским», в значительной степени блок только для чернокожих стал одним из самых интересных аспектов карнавала Сальвадора и постоянно принимается как образ жизни. В сочетании с влиянием Олодума в Сальвадоре музыкальный протест и представление как продукт рабства и черного сознания постепенно превратились в более мощную силу. Музыкальное представление проблем и вопросов уже давно является частью истории Бразилии, и Иле Айе и Олодум изобретают способы оставаться актуальными и популярными.
Наследие рабства
Рабство, систематическое неравенство и неблагоприятное положение по-прежнему существуют в Бразилии. Хотя после отмены смертной казни был достигнут значительный прогресс, неравное представительство на всех уровнях общества увековечивает сохраняющиеся расовые предрассудки. Наиболее очевидны резкие контрасты между белыми и черными бразильцами в СМИ, правительстве и частном бизнесе. Бразилия продолжает расти и добиваться экономических успехов, однако ее беднейшие районы и соседние трущобы ( фавелы ), населенные большинством бразильцев африканского происхождения, избегаются и забываются. Крупные застройки в городах вытесняют бедных афро-бразильцев, и правительство удобно перемещает их на периферию города. Утверждалось, что большинство афро-бразильцев живут как граждане второго сорта, работая в сфере услуг, которая увековечивает их относительную бедность, в то время как их белым коллегам предоставляются возможности благодаря образованию и работе из-за цвета кожи. Пропаганду равных прав в Бразилии трудно понять из-за того, насколько неоднородно население Бразилии. Однако нет никаких сомнений в том, что количество видимых афро-бразильских лидеров в бизнесе, политике и СМИ несоразмерно их белым коллегам.
В 2012 году Бразилия приняла закон о позитивных действиях в попытке напрямую бороться с наследием рабства. Посредством этого бразильские политики вынудили государственные университеты иметь определенную квоту для афро-бразильцев. Доля допущенных афро-бразильцев, достигающая 30% в некоторых штатах, вызывает большое социальное недовольство, которое, как утверждают некоторые, усиливает расовую напряженность. Утверждается, что эти высокие квоты необходимы из-за неравных возможностей, доступных афро-бразильцам. В 2012 году Верховный суд Бразилии единогласно признал закон конституционным.