в каком году было написано стихотворение листок
Стихотворение и анализ «Листок»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? – отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Краткое содержание
В мировой поэзии нередко встречаются произведения, авторы которых прибегают к символу одинокого листка, гонимого ветром. Не обошел стороной этот образ и Михаил Юрьевич Лермонтов, сочинивший в 1841 году стихотворение «Листок». В произведении, похожем на сказку, прослеживается явная аллегория: природа здесь играет роль общества, листок, не нашедший своего пристанища, представляет собой образ самого поэта.
И. Шишкин. Дубы в старом Петергофе. 1891
В первом четверостишии читатель знакомится с приключениями дубового листка. Оторвавшийся от родимой ветки, он был унесен в степь, где увял и засох под палящим солнцем. Но на этом его история не закончилась: мощный ураган доставил его на черноморское побережье. Здесь его взору предстала роскошная чинара, в ветвях ее пели райские птицы, а весь облик говорил о величии и независимости. Листок, пытаясь вызвать сочувствие, поведал чинаре о своей тяжелой судьбе, но наткнулся на равнодушие и презрение. Красавица отвергла странника, объяснив это тем, что он не вписывается в круг ее общения и не может быть ровней ее сыновьям.
В то время как чинара, не ведая бед и лишений, наслаждается райской жизнью, листок испытывает удары судьбы. Если солнце и ветер – желанные для чинары стихии, для листка это – враждебные силы, волею которых он оказывается на далекой чужбине. «Царь-девице», к которой взывает листок, неведомы ни жалось, ни сочувствие, она прогоняет незваного гостя, не желая слушать его «небылицы». Этот момент становится кульминацией произведения, означающей крушение всех надежд гонимого листка.
В стихотворении наблюдается четкая параллель между скитаниями листка и судьбой М.Ю. Лермонтова. Если на родине поэт мог рассчитывать на поддержку многочисленных поклонников и друзей, в южной ссылке он столкнулся с непониманием и неприятием. Его творчество оказалось не востребованным в силу различий в менталитете. Поэт остается чужим для населяющего эти края народа, поэтому его душу терзают тоска и одиночество.
Анализ
История создания
Стихотворение «Листок» входит в число лучших стихотворений М.Ю. Лермонтова, созданных в последний период творчества. Поэт сочинил его в 1841 году и отразил в нем свои переживания: после короткого пребывания в Петербурге его ожидало возвращение в ссылку на Кавказ.
Намеком на собственную судьбу является география скитаний – листок оказывается на берегу Черного моря, то есть, на юге. Перемещение это совершается не по доброй воле, а велением «жестокой бури», под образом которой подразумевается власть, преследовавшая поэта за его стихотворение, посвященное смерти Пушкина.
Тему для «Листка» Лермонтов взял из одноименного стихотворения французского поэта А. Арно. Добавив собственные образы, немного изменив ритмику и объем текста, поэт представил миру совершенно уникальное произведение. Напечатано оно было уже после его смерти, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
Персонажи и образы
А. Игнатьев. Шелест листьев
В произведении два центральных образа – неприступная чинара и скиталец-листок. Роль рассказчика исполняет лирический герой. На первый взгляд, он беспристрастно ведет повествование, но создается ощущение, что судьба изгоя-листка близка и созвучна его собственной. Два мира противопоставлены друг другу – мир благополучия и мир страданий, которые звучат еще пронзительнее на фоне безмятежной и обласканной солнцем чинары. Второстепенные персонажи: жестокая буря, знойное солнце, холодное море служат образными элементами, дополняющими и усиливающими восприятие стихотворения.
Композиция
В этом лирическом стихотворении присутствует сюжет с присущими ему композиционными точками: завязкой (начало путешествий листка), развитием событий (скитания), кульминацией и развязкой (диалог с чинарой и отвержение). Стихотворение состоит из шести четверостиший, которые по смыслу можно разделить на две части. Первая часть – история путешествий дубового листка, вторая – диалог листка и чинары. Само содержание подтолкнуло автора на использование синтаксического разнообразия – текст содержит и слова героя, и диалог главных персонажей, в некоторых моментах эти элементы текста переплетаются между собой.
Автор намеренно оставляет финал открытым, чтобы читатель сам мог поразмышлять о судьбе отвергнутого листка. Тем не менее, последние слова он оставляет за чинарой, из чего следует, что листочек ожидает полное одиночество и крушение надежд.
Литературное направление произведения – романтизм. Отторжение обществом, страстное желание любви и понимания, обретения покоя и счастья – все это позволяет отнести данное стихотворение к литературному роду философской лирики. Жанровая принадлежность – элегия, об этом свидетельствует преобладание грустного настроения, разочарованности. Совпадение эмоциональных переживаний лирического героя с личными чувствами автора позволяют наделить стихотворение чертами автобиографии.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, относительно редким для русской поэзии размером. Параллельная рифма (ААВВ) содержит сочетание мужских и женских слогов.
Восприятию глубокого смысла произведения способствуют многочисленные средства художественной выразительности. Это такие эпитеты, как: «холодное море», «ветка родимая», «чинара молодая», «райские птицы», «листья изумрудные», «суровая отчизна». Большая роль принадлежит метафорам: «увял я без сна, усох я без тени», «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» и олицетворениям: «докатился до Черного моря», «молил о приюте».
Большое значение автор придает интонации. Она способствует большей выразительности речи персонажей, более яркому изображению их эмоций. Внутреннее напряжение передано аллитерацией. В сцене, где описывается просьба и отчаяние листка, преобладают слова со звуком «р»: «пРими же пРишельца», «немало я знаю Рассказов мудРеных».
Проблематика и основная идея произведения
Основная проблема произведения – одиночество и ненужность. Ощущение подобного положения угнетало поэта, что во многом объясняет такие черты его характера, как язвительность и неумение ладить с окружающими людьми. Положение изгоя созвучно с образом гонимого дубового листка. Лермонтов, как и этот образ, также не мог сникать понимания и участия, общество считало поэта замкнутым и необщительным. Богатство его внутреннего мира не представляло особого интереса, а поэзия прославила поэта лишь после его смерти.
Трагизм своего положения Лермонтов изложил в стихотворении «Листок», ставшем шедевром русской поэзии. Автор понимает, что ему так и не удастся найти свое место в бесчеловечном и жестоком мире. Невозможно встретить того, кто бы отказался от привычных ему благ ради поддержки и спасения незнакомого человека. Текст стихотворения содержит неоднозначный вывод: не стоит возлагать надежды на окружающих, рассчитывать нужно только на свои силы. Причем, местом, где человек может стать по-настоящему счастливым, является родная земля, отечество, несмотря на то, каким бы суровым оно не казалось по отношению к любящему его сыну.
Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
Всего получено оценок: 169.
Всего получено оценок: 169.
Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».
Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Композиция
Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.
Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».
Михаил Лермонтов
Листок (Дубовый листок оторвался от ветки родимой) (+ Анализ)
Листок
Михаил Лермонтов
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
Год написания: 1841
Анализ стихотворения Лермонтова «Листок» (1 вариант)
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.
Романс (Невинный нежною душою…) (+ Анализ)
В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.
Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.
Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова (2 вариант)
Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой.
Краткий анализ
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».
Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
Кавказ (Хотя я судьбой на заре моих дней. ) (+ Анализ)
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Тема
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».
Композиция
Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.
Средства выразительности
Поцелуями прежде считал…(+Анализ)
Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова (3 вариант)
Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ. Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.
В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»). В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя». Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».
Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.
Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла. Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны. Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.
Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта. Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы. Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.
Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.
Краткая справка
Первый шаг в проведении анализа стихотворения — краткие сведения об авторе и история написания. Не следует углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, вполне достаточно написать, что это великий поэт-романтик XIX века, автор многочисленных стихотворных произведений, в которых он размышляет о смысле жизни и предназначении человека, поэта. Многие тексты Лермонтова дышат трагизмом, пронизаны ощущением безнадежности.
Стихотворение «Листок» было создано в мае-июне 1841 года, при жизни автора читатель не смог познакомиться с текстом, поскольку он не был издан. Впервые опубликовано в 1843 году на страницах журнала «Отечественные записки».
Литературоведы относят «Листок» к позднему периоду лирики поэта, поскольку написан текст в последние месяцы жизни Лермонтова и представляет собой своеобразное поэтическое завещание. Основной мотив, несмотря на то что он близок автору, представляет собой заимствование из одноименной элегии Арно, которую русский читатель сумел изучить благодаря переводам Жуковского, Давыдова.
Нередко даже сам поэтический текст Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — листок, оторванный от родного дерева и безжалостно брошенный в пучину жизни — полностью перешел из произведения Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.
Поэтому большая часть исследователей сходится во мнении, что это самостоятельное произведение, которое стоит на одном уровне с «Тремя пальмами» и «Выхожу один я на дорогу». Эти тексты способны произвести гнетущее впечатление, помогают понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.
Тематика и проблематика
Ключевая тема стихотворения «Листок» — это одиночество, мотив, который был близок Лермонтову на протяжении всего его творческого пути. Несчастный дубовый листок оторвался от родной ветки порывом ветра и направился в путь. Здесь намечена тематика фатума, рока, главный «герой» не сам сделал свой выбор, не сам решился покинуть родину и пуститься в поиски приключений.
Это уже не романтизм, скорее, поэт рисует трагическую историю одинокого человека, который волей всевышнего попадает в мир, где никто не готов протянуть ему руку помощи. Не зря в тексте нет классического противопоставления, поэт не рисует перед читателем картины того, как именно проходило мирное существование листка до судьбоносного порыва ветра.
Следующий важнейший мотив — странствование, бродяжничество, скитание по миру в поисках пристанища. Но если в романтической лирике Михаила Юрьевича оно было добровольным, герои сами жаждали познать мир, найти свое место в нем, пережить приключения, то «Листок» — пример того, что странствовать персонажу приходится порой без собственного желания.
Тема человеческого равнодушия нашла отражение в образе чинары, мастерски созданном поэтом. Это гордое и красивое дерево растет на черноморском побережье, в комфорте, любимое солнцем, окруженное райскими птицами.
Но чинара не готова принять листок у своих корней, его беда оставляет ее равнодушной и безучастной, таковы и иные сильные люди — наделенные всем, о чем только можно мечтать, они не готовы протянуть руку помощи нуждающимся, одиноким и гонимым. Становится очевидно и то, какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»: антитеза, противопоставление образов прекрасной чинары и несчастного дубового листка.
Однако можно посмотреть и более глубоко. Листок — это часть могучего дуба, дерева мощного, которое ничем не хуже экзотической чинары. Это символ родины. Несчастный же лист оказался лишенным родной страны и против своей воли оказался за ее границами, далеко от своей земли, где никто не готов его понять и принять. Мотив разочарования далекими странами, свойственный поздней лирике Лермонтова, звучит здесь особенно ярко и мощно.
Образная система текста
При написании сочинения как на уроке в классе, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противопоставлении двух ключевых персонажей и выстроена основная сюжетная линия и проблематика. Главный герой, дубовый листок, оторванный от ветки, символизирует собой странника, всеми гонимого, никому не нужного. Он увял и засох от зноя и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям. И кажется, что судьба, наконец, смилостивилась над ним, он оказался у Черного моря, где светит ласковое солнце, дует теплый ветерок, журчат ручьи.
Но разочарование поэта настолько сильно, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этом райском краю, где есть все, несчастный странник оказывается один, никому не нужный. Основная мысль, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сочувствия добиться невозможно. Текст заставляет задуматься о том, что в своем несчастье каждый остается наедине с самим собой.
Противоположный образ, гордая и красивая чинара, растущая в тепле и комфорте, она счастлива, у нее есть все, поэтому одиночество ей не грозит. Ее слух услаждают райские птицы, ее зеленые листы согревает теплое солнце, кажется, что от нее требуется совсем немногое — дать временный приют несчастному скитальцу. Но прекрасное дерево не готово проявить милосердие. Уверенное в собственной силе, оно с презрением отвергает несчастного, говоря: «На что мне тебя!».
Жанровая специфика, особенности
Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:
Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.
Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:
Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.
И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:
Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.
У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.
Проведение анализа
Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.
Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.
При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.
Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.