в каком году было написано произведение песнь о вещем олеге
Песнь о вещем Олеге (Пушкин)
Песнь о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Примечания
В основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведённый Карамзиным в главе V тома I «Истории Государства Российского». Вещий Олег — первый киевский князь, правил в 879—912 гг. Прозван «вещим» после победоносного похода в 907 г. на греков. См. также комментарии Благого и др. и Цявловской.
«Песнь о вещем Олеге» Пушкина: краткое содержание, жанр и анализ
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Где прочитать полный текст и послушать аудиокнигу. Жанр «Песни о вещем Олеге». Анализ кратко.
Аудиоверсия доступна на YouTube.
«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в 1822 году, впервые опубликована в 1825-м.
Краткое содержание «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег едет на войну с хазарами. По дороге он встречает старика-кудесника и просит дать предсказание, обещая в награду любого коня:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?»
Пророк отказывается от предложенной награды и открывает князю будущее:
Князь усмехается, но решает поверить предсказанию. Он слезает с коня, чтобы больше никогда не садиться на него верхом. Олег приказывает дружинникам заботиться о коне, кормить зерном и поить ключевой водой.
Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
Проходит время. Однажды Олег пирует с дружинниками («Они поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они…») и вспоминает своего коня. Князю сообщают, что коня уже нет в живых.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
На холме возле Днепра он находит кости. Олег ставит ногу на череп коня и размышляет, что «старый хозяин тебя пережил». Внезапно из конского черепа выползает ядовитая змея и кусает князя:
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь
На похоронной тризне пируют новый князь Игорь с женой Ольгой и дружиной.
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Вещий Олег в истории Руси и легенда о его смерти
Вещий Олег — реальный древнерусский князь, упомянутый в летописях. Прозвище «вещий» означает «наделённый волшебной силой» или «способный видеть будущее». Неизвестно, носил ли Олег это прозвание при жизни, или его придумали позднее. В летописи сказано, что вещим его прозвали византийцы.
Олег стал новгородским князем после смерти легендарного Рюрика. В 882 году Олег подчинил Киев, поэтому он считается основателем единого Древнерусского государства. В 907 и 911 годах после успешного военного похода на Константинополь он заключил выгодные торговые договоры с Византией, сообщает летопись. Впрочем, в византийских источниках ни о чем таком не написано, так что военные подвиги Олега могли быть сильно преувеличены.
Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ХV век
Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьем. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
Кто у кого позаимствовал сюжет — русские у исландцев или исландцы у русских — непонятно.
Анализ «Песни о вещем Олеге»
Тема «Песни о вещем Олеге» — неотвратимость судьбы. Даже всесильный князь оказывается игрушкой в руках злого рока. Ни предостережение мудрого кудесника, ни готовность отказаться от любимого коня не помогают Олегу избежать своего жребия. Судьба всё равно настигает его.
Олег у костей коня. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
«Песнь о вещем Олеге» Пушкин писал под явным впечатлением от «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Одновременно произведение Пушкина было ответом на исторические баллады Жуковского и Рылеева (поэт открыто указывал на исторические неточности в балладе Рылеева «Олег Вещий»).
Язык произведения необычен. В «Песни» активно используются архаизмы и фольклорные мотивы. Вступление напоминает о народной поэзии и эпосе:
Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хозарам.
Автор активно использует эпитеты, заставляющие вспомнить о древних былинах: «буйный набег», «конь мой ретивый», «могучий Олег». В то же время Пушкин применяет и лексику, свойственную романтическим балладам: «вдохновенный кудесник», «обманчивый вал», «роковая непогода», «незримый хранитель». Здесь же — элегическое описание днепровского берега, где упокоились кости коня: «и ветер волнует над ними ковыль». Всё вместе это создает эмоциональный, возвышенный стиль, отмечает Е.В. Кузьменкова в статье «Баллада А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”».
Немногие современники оценили «Песнь…» по достоинству, отмечал первый биограф Пушкина, П.В. Анненков: «Её летописная простота, её безыскусственный рассказ, так свойственный легенде, были новостию и слишком резко отличались от кудрявых и замысловатых исторических стихотворений эпохи».
Однако в дальнейшем эта баллада стала одним из самых известных, «каноничных» русских стихотворений, она входила почти в каждую хрестоматию для школьников, отмечает Андрей Немзер в статье «“Песнь о вещем Олеге” и ее следствия». Это одно из тех произведений, при цитировании которого нет нужды называть первоисточник, — его знает любой, кто учился в школе.
Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
Всего получено оценок: 1362.
О произведении
Стихотворную повесть (балладу) «Песнь о вещем Олеге» Пушкин написал в 1822 году. Главная тема произведения – тема неизбежности судьбы, рока. Стихотворение написано в традициях романтизма (направление в литературе).
В балладе автор рассуждает о предопределённости, желании человека противостоять судьбе и ошибках, которые он на этом пути совершает. В произведении нашла отражение и тема поэта-пророка — «вдохновенного волхва».
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Песнь о вещем Олеге», пройти тест на знание произведения.
Главные герои
Краткое содержание
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам»
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?»
Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.
Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.
Заключение
Романтическая баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» основана на легенде о смерти киевского князя Олега, записанной в «Повести временных лет». Особое внимание автор уделяет фигуре «вдохновенного» кудесника, поэта-предвестника – он выражает волю богов, предрекая неизбежное.
Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Песни о вещем Олеге», а прочитать полный вариант произведения.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Песнь о вещем Олеге
Песнь о вещем Олеге
Олег Вещий | ||
Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899 | ||
| ||
---|---|---|
879 — 912 | ||
Предшественник: | Рюрик | |
Преемник: | Игорь Рюрикович | |
| ||
882 — 912 | ||
Предшественник: | Аскольд и Дир | |
Преемник: | Игорь Рюрикович | |
Вероисповедание: | язычник | |
Смерть: | 912 | |
Похоронен: | Киев или Ладога |
В летописи [1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее. [2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Содержание
Происхождение Олега
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
Начало правления. Захват Киева
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.
Поход на Византию
Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах. [8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.
По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года, [9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди, [10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами. [11]
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.
Историография по Вещему Олегу
Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
На юбилей «Песни о Вещем Олеге»
195 лет назад, в 1822 году, Пушкин написал одно из самых своих известных, хрестоматийных произведений — «Песнь о вещем Олеге»
Первое, что мы узнали о Пушкине, если б его не убили — это то, что он стал историографом.
Как Карамзин. Многие пушкинисты говорят об этом. Король советологов Ричард Пайпс в своей книге «Россия при старом режиме» десятки раз цитирует, опровергает «авторитетным суждением Пушкина» других историков, отмечает вообще его «историческое чутье». Юрий Поляков свой известный список русских писателей, начинавших как поэты и ушедших в другие жанры, подкрепляет примером «Нашего всего», убеждая, что Пушкин стал бы именно историком.
Пушкин сначала ворчал «В публике очень бранят моего «Пугачёва», а, что хуже — не покупают», но вскоре довольно шутил: «Емелька — добрый мой оброчный» (приносящий доход).
До того как стать «новым Карамзиным», Пушкин — жадный его читатель.
История Вещего Олега из «Повести временных лет» именно в карамзинском изложении, с его комментариями — стала фактом общественного сознания.
Рок, Судьба 1 наряду с Историей — главные увлечения Пушкина. Он запальчиво спорит со старым брюзгой Чаадаевым: «Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой, бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов?» Но лучший ответ — сам его шедевр.
причем никто уже и не узнает автора музыки, кажется сами строчки, начни их произносить:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
— с неизбежностью переведут вас на бодрый напев. Композитор Александр Муравьев в 1916 году лишь кодифицировал то, что уже десятки лет распевала вся русская армия. Кто-то присочинил и требуемый форматом песни припев:
Так громче музыка, играй победу
Мы одолели, и враг сражен.
Раз! Два!
Так за Царя, за Русь, за нашу веру
Мы грянем дружное ура,
Ура, ура!
От столь мощного походного «допинга» не могли отказаться и обе стороны Гражданской войны, только в «красной» версии вместо строки про царя и веру — пели: «Так за Совет народных комиссаров мы грянем…»
Были даже обычные подозрения, что «наш Нестор взял сюжет», но скандинавы выяснили: их сага гораздо более позднее произведение, отражение громкой судьбы нашего Олега.
Но задумаемся… Олег получил в общем странное для князя-полководца прозвище. Его близких по времени коллег жаловали: «Храбрый», «Удалой», «Завоеватель», по местам военных Побед («Невский»). Мстислав стал «Удатным» (удалым, удачливым), даже не имея в своем «княжеском портфолио» удачного похода на Царьград, как у Олега прибившего щит на врата его.
Олег вроде — опекун маленького племянника Игоря, но его опека — весьма долга. Он женит Игоря на Ольге (будущей святой), но еще в 911 году в договоре с Византией именуется «великим князем русским».
Скончался он в 912-м. С другой стороны, не и малейших намеков на соперничество. И у Пушкина Игорь и Ольга сидят на «тризне печальной Олега».
летопись монахами: показать невозможность языческого предвидения будущего. Странная логика: «князь погиб — значит, язычество не помогло». Но волхв — не домашний доктор, берущий судьбу, здоровье пациента «на полное сопровождение». Нет, «кудесник, покорный Перуну» как раз угадал.
Сохранивший, на наше счастье, этот перл истории православный монах дал пример великодушного стояния выше споров конкурирующих религий, высокий стандарт Историка.
Потому в «Борисе Годунове» столь любовно выписан монах Пимен:
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный.
* Игорь Николаевич Шумейко родился в 1957 году. Историк, публицист, по образованию кибернетик. Автор стихов, рассказов, очерков. В 1994 году издан роман «Вартимей-очевидец». Его рассказы, путевые очерки, эссе опубликованы в «Независимой», «Литературной» и «Новой» газетах, в «Комсомольской правде», журналах «Новая неделя», «Роман-газета», «Моя Москва».