в каком году были открыты шахтные гробницы

Шахтовые гробницы

Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Содержание

Микенская Греция

Широкое распространение на територии древней Греции шахтовые гробницы получили в среднеэлладский период, в особенности близ Микен, около 1650—1500 г. до н. э. Обычно эти гробницы, наполненные богатыми погребальными дарами (совершенно несвойственными более ранним захоронениям), относят к прибытию греческих вторженцев (или, согласно некоторым гипотезам, к их второй волне, поскольку первой могло быть возникновение элладской культуры в 22-23 вв. до н. э. Глубина шахтовых гробниц составляла около 4 метров. Покойника помещали в цисту (ящик) на дне вместе с богатыми погребальными дарами. Местонахождение гробницы иногда отмечала каменная стела.

Месопотамия

Доколумбова Америка

Другое

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Шахтовые гробницы» в других словарях:

Микенские шахтовые гробницы — Микенские шахтовые гробницы тип гробниц, которые начинают появляться в Греции в конце среднеэлладского периода, около 17 в. до н. э. Содержимое шахтовых гробниц характеризуется исключительным богатством погребальных даров, что особенно … Википедия

Микенская Греция — Раниеэлладский период ( XXX XXII вв. до н.э.) III тысячелетие до н. э. в истории материковой Греции характеризуется всё большим распространением металлов. Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено… … Всемирная история. Энциклопедия

Шахтовая гробница — Шахтовая гробница тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.… … Википедия

Гробница — Набатейские скальные гробницы в Петре (современная Иордания) Крипта одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащ … Википедия

Эгейское искусство — или крито микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело… … Художественная энциклопедия

Микенцы — (англ. Mycenaeans), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Самоназвание этого народа ахейцы, их… … Археологический словарь

Микенские древности* — памятники древнейшей догреческой культуры, процветавшей в бассейне Эгейского моря во 2 й половине II тысячелетия до Р. Х. Название свое эта культура и ее памятники получили от города Микены (см.) в Арголиде, где впервые были сделаны Шлиманом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Микенские древности — памятники древнейшей догреческой культуры, процветавшей в бассейне Эгейского моря во 2 й половине II тысячелетия до Р. Х. Название свое эта культура и ее памятники получили от города Микены (см.) в Арголиде, где впервые были сделаны Шлиманом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Микены — древний город в Арголиде (южная Греция), крупный центр эгейской культуры. В 3 м тысячелетии до н. э. поселение, с XVII в. столица одного из государств ахейцев. Расцвет Микен в 1400 1200. Около 1200 до н. э. Микены погибли от пожара. Раскопками… … Энциклопедический словарь

Элладская культура — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия

Источник

Руины древнего города Микены

Микены стояли у истока античной цивилизации. Этот город как мостик между еще архаичной, но очень яркой минойской цивилизацией и развитой, ушедшей далеко вперед Античностью Сократа, Перикла, Софокла…

в каком году были открыты шахтные гробницы. 37. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-37. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 37. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Сегодня известно, что жителями Микен были ахейцы, предки древних греков, которые пришли на территорию Греции в начале II тыс. до н. э., а уже к XIV–XI вв. до н. э. смогли развить богатую цивилизацию, которая переняла много у своей соседки — цивилизации минойской — и поглотила ее. Микены были культурным и политическим центром ахейцев до самого конца существования этой цивилизации.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 38. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-38. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 38. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Развалины этого города расположены на востоке полуострова Пелопоннес, что на юге современной Греции. Область эта и в древности, и сейчас называется Арголида. Руины находятся относительно недалеко от других центров Древней Греции: в 11 км южнее — Аргос, в 48 км северней — Коринф, в 90 км северо-восточней — Афины. С холма, где располагался дворец, взору открываются великолепные пейзажи: горы, холмы, сады и виноградники. Не зря древние ахейцы выбрали это место для основания города: кажется, что воздух здесь наполнен энергией и силой гор. Помимо руин древних Микен здесь остались шахтные гробницы, захоронения за пределами городских стен и дворец.

Город этот был открыт последним романтиком археологии Генри Шлиманом в 70-х гг. XIX в., и с этого момента об историческом значении этой местности стало напоминать не только название ближайшей деревушки Микинес, но и массовые раскопки, начатые Шлиманом.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 39. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-39. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 39. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Что искал и что нашел Шлиман

Прежде всего следовало бы сказать несколько слов о Генрихе Шлимане (1822–1890), немецком коммерсанте. Не имея исторического образования, основываясь только на тексте поэмы Гомера и описаниях Греции Павсания (греческого писателя II в. до н. э.), он жаждал археологических открытий. Именно Шлиман обнаружил развалины двух городов, упомянутых в «Илиаде» Гомера, — Микен и Трои.

На Микенах Шлиман производил раскопки в надежде отыскать гробницу Агамемнона — героя «Илиады», правившего армией ахейцев, двинувшихся на Илион (Трою). Впрочем, в Микенах он не нашел, что искал, но его находки были впечатляющими. Шлиман открыл пять царских захоронений с останками девятнадцати умерших, многочисленными предметами из золота и серебра (вазами, украшениями, погребальными масками). Художественные достоинства и историческая ценность находок тогда поразили весь ученый мир. Даже сам Шлиман записал впоследствии: «Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью микенских богатств».

в каком году были открыты шахтные гробницы. 40. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-40. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 40. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Что и говорить, могилы были буквально набиты золотом. Но для Шлимана важно было не золото, он считал, что нашел маски царской семьи Агамемнона и его близких, и все, казалось, говорит об этом: и число могил, и количество погребенных (17 человек: 12 мужчин, 3 женщины и 2 ребенка), и роскошь положенных в них предметов. Ведь богатство столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо именно самого Агамемнона.

Позднейшие исследования (уже после смерти Шлимана) показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона. Однако до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и даже носит его имя. Шлиман сделал потрясающие открытия, пустившись вслед за легендами, не подкрепленными фактами. А легенд этих, связанных с Микенами, было предостаточно.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 41. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-41. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 41. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Микены, выросшие из мифа

Основание любого крупного древнегреческого города связано с каким-нибудь героем. В случае с Микенами это Персей — сын Зевса и Данаи, отрубивший голову медузе Горгоне и оседлавший Пегаса.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 42. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-42. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 42. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

По одной версии, Персей основал Микены, потеряв в окрестностях будущего города наконечник (по др.-греч. слово звучит «микес») меча, по другой гипотезе, нашел гриб (по др.-греч. тоже звучит «микес») и напился воды из него. Греки считали, что среди развалин Микен есть источник Персея, который бьет там поныне.

Хотя Персей и основал город, строительство Микен приписывали гигантским одноглазым великанам циклопам. И правда, глядя на массивные древние стены, не верится, что их могли воздвигнуть люди. Кстати, любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 43. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-43. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 43. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Еще много сказаний связано с Микенами. Так, династию потомков Персея сменил род Пелопса (Агамемнон тоже был из этого рода), проклятый за подлость и жадность, что вылилось в итоге в нескончаемые несчастья для всего рода.

Клитемнестра (жена Агамемнона) вместе с любовником Эгисфом прирезали мужа, привезшего, кстати, из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы было отмщено ее сыном Орестом, убившим и любовника, и свою мать (по наущению дочери Клемнестры и его сестры Электры). Ворота, через которые он убежал из Микен, совершив убийство, и поныне стоят у входа в Микены и называются Львиными воротами. За это преступление он был наказан древнегреческими богинями эриниями, но это уже другая история.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 44. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-44. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 44. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 45. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-45. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 45. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Хотя мифы и рассказывают о несчастьях царской семьи Микен, судя по оставшимся нам археологическим свидетельствам, жили они хорошо и богато, ну а если между ними и были какие ссоры, все давно покрыто пеленой исторического забвения, и все, что нам остается, — строить догадки.

Микенские гробницы

О том, как жили (и умирали) микенские цари и князья, могут рассказать гробницы, в которых их хоронили. Они найдены Шлиманом при раскопках 1874– 1876 гг. Шахтовые гробницы поражают как богатствами, помещенными внутри, так и архитектурой.

Шлиман думал, что они принадлежат царским легендарным семьям. Эти гробницы и поныне носят названия мифических владельцев: гробница Клитемнестры и Агамемнона, сокровищница Атрея. Впрочем, сегодня археологи подвергают сомнению факт принадлежности этих гробниц именно им, но названия менять не стали.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 46. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-46. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 46. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Эти гробницы, или, как их еще называют, толосы, представляют собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным куполом, который образуется за счет того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над нижним.

Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях, во многих городах той эпохи, соседствующих с Микенами (Тиринф, Фивы, Пелос). По сути, эти гробницы представляют собой большие каменные колодцы на территории, впоследствии обнесенной стеной.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 47. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-47. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 47. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 48. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-48. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 48. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Среди гробниц наиболее известна сокровищница царя Атрея, расположенная за стенами города. Ее диаметр — 14 м, а высота купола достигает 13 м. Длинный коридор, ведущий в гробницу, высечен в скале и образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой.

Предметы, что были найдены в гробницах, относятся к так называемому переходному от среднеэлладского (2100– 1600 гг. до н. э.) к позднеэлладскому (1500–1100 гг. до н. э.) периоду и указывают на связь между Грецией и Критом в середине II тыс. до н. э.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 49. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-49. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 49. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. В могилах найдено множество сокровищ: предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, мечи, чаши, кольца, золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов. Были здесь и бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации. На двух довольно художественно изображены сцены охоты.

В период, когда сооружались гробницы, микенское общество переживало существенный подъем. Богатство шахтовых гробниц свидетельствует о большом развитии этой культуры во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование — явный пример уже происшедшего отделения труда ремесленников от земледельцев. Наличие некоторых вещей говорит о широких связях, возможно, торговых, с отдаленными странами (Египет занимал лидирующую позицию). Впрочем, все археологические данные указывают именно на местное происхождение микенской культуры.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 50. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-50. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 50. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Находки из гробниц многое способны рассказать о той цивилизации. Но можно взглянуть на микенское общество и с другой стороны, основываясь на письменных источниках.

Творчество Гомера как исторический источник

Успехи Шлимана, вооруженного поэмами Гомера, и археологические находки, накопленные в течение 150 лет, дают основание рассматривать творчество древнего поэта в качестве исторического источника, правда, с учетом того, что Гомер мог сам что-нибудь придумать (ведь он жил на несколько столетий позже описываемых событий) или это могли сделать переписчики.

в каком году были открыты шахтные гробницы. 51. в каком году были открыты шахтные гробницы фото. в каком году были открыты шахтные гробницы-51. картинка в каком году были открыты шахтные гробницы. картинка 51. Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Погребённые располагались на дне подобных шахт. Иногда по бокам от погребённого располагаются дополнительные камеры для подзахоронений.

Состояние микенского общества обрисовано с замечательной яркостью и полнотой в так называемых гомеровских поэмах, которые к началу VIII в. до н. э. уже существовали приблизительно в нынешнем виде. Создание «Илиады» и «Одиссеи» относится приблизительно к X–IX в. до н. э. Распределить содержащийся в поэмах исторический материал по конкретным эпохам и периодам нет никакой возможности. Главная часть текста принадлежит временам автора. Впрочем, с известной долей допустимости можно нарисовать себе портрет «среднестатистического» ахейца той эпохи и ахейского общества, ставшего прототипом античного эллинского общества.

Следует отметить, что ахейское общество менее архаично и уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и уже менее критичны. Однако исконные обычаи обладают большой силой и охраняются самими богами. Имеет значение общественное мнение. Еще остаются пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, однако городская община уже сложилась, а управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом (чем не прототип настоящей афинской демократии!). Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость в военном деле, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Гомеровское общество весьма неоднородно по составу: в нем особенно различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы. Между людьми свободными наблюдаются различия по состоянию и роду занятий. Взаимные отношения между господами и рабами не такие жесткие и даже носят отпечаток патриархальной простоты и близости. В отношениях между мужчиной и женщиной замечается больше равноправия, чем это было во времена Античности (вспомним хотя бы фривольное поведение Клитемнестры).

Несколько веков отделяют античную цивилизацию от микенского общества «Илиады» и «Одиссеи». Как бы перекликаясь с образами, что были созданы этой цивилизацией на золотых кубках, кинжалах, украшениях и, вероятно, во множестве безвозвратно погибших других произведениях искусства, гомеровские стихи воссоздают невероятно реальный образ той эпохи, дополняемый живой поэтической образностью древнего гения.

Как добраться

Из Москвы в Афины организован прямой рейс (Aeroflot, от €330) или с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее отправляйтесь на автобусе до города Нафплион (около €15), который станет промежуточным пунктом на пути к деревне Микинес (до €5).

Заключение

Микены выросли на месте деревушки и в течение нескольких столетий после упадка Кносса были настоящей европейской столицей своего времени. Находки в гробницах указывают на то, что богатства сюда стекались со всех сторон. Это был крупный культурный, административный и экономический центр.

Впрочем, военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова около 1100 г. до н. э. приводят микенскую культуру в упадок. Но в отличие от минойской куль туры, не оставившей особых «побегов», микенская культура не гибнет полностью. Часть ее населения переселяется в Афины, называвшиеся тогда Кекропией: там люди пытаются устоять перед натиском дорийских племен. В Афинах собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса (крупнейших городов микенской цивилизации), и их знания стали основой будущего расцвета Аттики. С падением ахейских государств и приходом племен греков-дорийцев завершается и история яркой эгейской цивилизации (минойской и микенской) и начинается история античной культуры.

Источник

Великие шахты смерти

В 1922-1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Леонарда Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города с IV тыс. до н.э по IV в. до н.э, в том числе царские гробницы раннединастического периода.

Сами гробницы представляли собой внушительные подземные камеры, сооруженные из жженого кирпича, употребление которого позволило создать купольные перекрытия. Две отличительные черты ярко характеризуют представленный здесь погребальный обряд – наличие сопровождающих жертвенных захоронений (до 59 человек в одной гробнице) и необычайное богатство погребального инвентаря. Особенной популярностью пользовался прием сочетания золота и лазурита. Так, золотые головы быков снабжены широкими бородами из бирюзы. Если в рядовых погребениях убейдского Эреду находят неказистые глиняные модели лодок, то в урских гробницах им функционально соответствует подлинно царская серебряная ладья. Лица, погребенные в этих усыпальницах, принадлежали к самому высокому социальному рангу – определены гробницы царя, носившего имя Мескаламду, и цариц (или жриц) Абарге и Пуаби.
Могила Мескаламду, найденная в рабочий сезон 1927/28 гг., была вырыта в шахте самой большой царской гробницы. В могиле были обнаружены копья, алебастровые и глиняные вазы, кинжалы, резцы и другие инструменты. Тут же — около пятидесяти медных сосудов, среди которых много рифленых, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная посуда из камня и глины, набор стрел с долотообразными наконечниками из кремневых осколков. Тело лежало в обычной позе спящего на правом боку. Широкий серебряный пояс распался; к нему был подвешен золотой кинжал и оселок из лазурита на золотом кольце. Между руками покойного была найдена тяжелая золотая чаша, а рядом — еще одна, овальная, тоже золотая, но крупнее. Около локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой — третья золотая чаша. К правому плечу был прислонен двусторонний топор из электрона, а к левому — обыкновенный топор из того же металла. Позади тела находились золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьги в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. Особого внимания заслуживает шлем покойного, выкованный из золота в форме парика, который глубоко надвигался на голову и хорошо прикрывал лицо щечными пластинами. Завитки волос на нем вычеканены рельефом, а отдельные волоски изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускаются вниз плоскими завитками, перехваченными плетеной тесьмой. На затылке они завязаны в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадают стилизованными локонами вокруг ушей, вычеканенных горельефом, с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. Локоны на щечных пластинах изображают бакенбарды. По краю нижней оторочки шлема в золоте проделаны маленькие отверстия для бечевок, которыми закреплялся стеганый капюшон — прокладка. От него сохранилось несколько обрывков.
В раскопочный сезон 1927/28 г. в другом месте кладбища были обнаружены пять скелетов, уложенных бок о бок на дне наклонной траншеи. У пояса каждого был медный кинжал, тут же стояли одна или две маленькие глиняные чашки. Ниже по траншее обнаружили слой циновок, который привел ко второй группе: десять женщин были заботливо уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин, но обычной погребальной утвари здесь тоже не оказалось. В конце крайнего ряда лежали остатки арфы: верхний деревянный брус был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди, — на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита и перламутра, а впереди выступала великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита.

Неподалеку от входа в подземный покой стояли тяжелые деревянные сани, рама которых была отделана красно-бело-синей мозаикой, а боковые панели — раковинами и золотыми львиными головами с гривами из лазурита на углах. Верхний брус (перекладину) украшали золотые львиные и бычьи головы меньшего размера, спереди были укреплены серебряные головы львиц. Ряд бело-синей инкрустации и две маленькие серебряные головки львиц отмечали положение истлевшего яремного дышла.

После того, как расширили площадь раскопок и сразу же натолкнулись еще на одну шахту, отделенную от первой лишь стеной и расположенную всего на метр восемьдесят сантиметров ниже. В могиле были обнаружены две деревянные четырехосные повозки, запряженные каждая тремя быками. Солдаты, лежавшие посредине могильного рва, были вооружены: один — связкой из четырех дротиков с золотыми наконечниками, двое других — набором из четырех дротиков с серебряными наконечниками; возле четвертого оказался поразительный медный рельеф — два льва, терзающие двух поверженных людей. По-видимому, это было украшение щита
На тела «придворных дам» была поставлена прислоненная к стене гробницы деревянная арфа. От нее сохранилась только медная бычья голова да перламутровые пластинки, украшавшие резонатор. У боковой стены траншеи, также поверх скелетов, лежала вторая арфа с чудесной головой быка. Она сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода — из лазурита. Помимо скелетов слуг, здесь же покоился и прах владелицы гробницы, имя которой, если верить надписи на цилиндрической печати, было Абарги.

В данном случае можно провести аналогию с мифом об Энки, который условно называется «Энки и мироздание» и рассказывает о том, как бог мудрости упорядочил жизнь на земле. Имеется ввиду эпизод о наполнении реки Тигр животворной водой. Согласно фрагментарно сохранившемуся тексту. Энки превращается в неукротимого быка, набрасывающегося на дикую корову – реку. Эта метафора вызывает в памяти миф о Зевсе, который приняв похищает Европу в облике быка.
Подводя итоги, можно сказать, что в «царских гробницах» Ура погребены служители древнего культа (царь-жрец и жрицы), который можно отнести к ранним формам шумерских верований периода их прибытия в Южное Двуречье. На это указывает наличие моделей лодок в захоронениях и инструментов, используемых при постройке судов – долото и пилы, имевших, видимо, некое сакральное значение. Большое количество человеческих жертв в богатых одеждах и без следа насильственной смерти, по-видимому, указывает на желание умереть со своим царем или жрецом и, возможно, явились результатом временной и не слишком длительной вспышки религиозных чувств, религиозной экзальтации, которую шумерологи сравнивают с усилением религиозного фанатизма в Египте в годы царствования Аменхотепа IV (ок. 1372-1352 гг. до н.э). Смена обычаев отражает перемену верований. В частности, по мнению Вулли, модели лодок, обнаруженные в двух царских гробницах и во многих частных могилах раннединастического периода, а также на кладбище Саргонидов, предназначались в дар злому духу, чтобы он не тревожил умершего или, что они должны были служить умершему: на этой лодке ему предстояло плыть к берегам потустороннего мира. Независимо от его истолкования этот обычай исчез. Со II тысячелетия до н. э. и вплоть до последних дней существования Ура о нем не сохранилось никаких свидетельств ни в одной из многих тысяч исследованных могил.

Л. Вулли писал: «В Месопотамии никто до нас не находил подобных гробниц, и нам не с чем было их сопоставить. Археология не знала тогда ничего похожего. Царские погребения были уникальны по времени, по богатству, по архитектуре и тем более по сложности связанного с ними ритуала».

Особое внимание следует обратить на архитектурные особенности царских гробниц. Вход в гробницу Абарги увенчан правильной кирпичной аркой, а кровля представляла собой кирпичный круглый купол с апсидами. Точно такой же купол был и над гробницей Шубад (Пуаби). Другие гробницы были накрыты куполами из грубоотесанного известняка. В этих подземных покоях не требовалось колонн. Зато в сооружениях следующей эпохи они попадаются в изобилии, а отсюда можно заключить, что шумерийцы умели их применять и раньше, в период царского кладбища. Можно сказать, что жителям Ура в начале III тысячелетия до н. э. уже были известны почти все основные элементы архитектуры. Царское кладбище относится к последней части раннединастического периода, с которого и начинается собственно шумерская цивилизация.
Аналогичный обычай шахтных захоронений бытовал далеко от Южной Месопотамии, на северо-востоке Пелопоннеса, в древних Микенах. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до н.э., по-видимому, с севера, из района придунайской низменности. Продвигаясь по территории Греции на юг, ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое поздние греческие историки называли пеласгами, народа, возможно родственного минойцам.

Наиболее ранними памятниками микенской культуры являются т.н. «шахтные гробницы» в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса. Первые шесть могил этого типа («круг А») были открыты в 1876 году Г. Шлиманом в черте стен микенской цитадели. В них было найдено множество предметов из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов. Шахтные гробницы датируются XVIв. до н.э. Часть вещей очень примитивна по исполнению, что выдает неискусную руку микенского ремесленника, другие являются работой лучших минойских мастеров. В шлимановском круге погребений находилось шесть подобных могил, в каждой обнаружили от двух до пяти скелетов. Только в могиле II был один погребенный. Внутри круга находилось несколько ямных погребений меньшего размера. Пол гробницы покрывали слоем гальки, поверх которого клали тело. Длинные стороны гробницы делали из бутового камня. Они поддерживали деревянную крышу. После ее установки на место глубокую яму заполняли землей. Иногда, чтобы отметить место захоронения, устанавливали резные стелы или панели. Некоторые из этих могил предназначались для одного человека, другие имели больший размер (самые большие достигали размеров 6,4 на 4,5 метра). Внутри могилы располагалось несколько погребений, явно принадлежавших членам одной семьи. Благодаря богатому содержимому их назвали «царскими» гробницами.

В 1952 году в Микенах был открыт еще один царский некрополь вне стен цитадели из 24 могил, аналогичных шахтному типу. Самые ранние могилы «круга Б» датируются 2 пол. XVIIв до н.э. В круге захоронений Б находится 24 погребения, 14 можно определить, как шахтные могилы. Их содержимое не отличается таким великолепием, как в захоронениях круга А, хотя и производит глубокое впечатление. Видимо, могилы круга Б датируются началом XVI в. до н. э. и, соответственно, относятся к немного более раннему времени, чем круг А.
В обоих могильных кругах встречаются отдельные примеры вытянутых погребений того типа, который, похоже, начал появляться в конце среднеэлладского периода одновременно с увеличением размеров гробницы. Некогда оба могильных круга были частью одного большого кладбища, которое поднималось по склону до самого основания акрополя. Позже, в XIII в., когда расширяли оборонительные сооружения цитадели, к могильному кругу А по-прежнему относились с таким благоговением, что обнесли его крепостной стеной, хотя это и создавало некоторые неудобства при обороне. В то же время выше захоронений были построены новые, более внушительные стены (так называемые теменосы), которые сохранились и до наших дней. Последнее захоронение в могильном круге А датируется примерно 1500 г. до н. э., но обычай захоронения в шахтных могилах продолжал бытовать вплоть до конца первой трети позднеэлладского периода (то есть до 1400 г. до н. э.). В то же время в царских шахтных могилах в Микенах появился совершенно иной тип захоронений – большие коридорные гробницы с толосами (купольные здания). Обычно они размещались внутри холмов (по крайней мере, так всегда было в Микенах). Погребальная камера в них круглой формы и перекрыта остроконечным куполом. Внутрь ведет дромос, или длинный коридор, горизонтально прорытый в холме. Обычно в Микенах подобные гробницы возводились теми же мастерами, что и толосы. Всего в Микенах обнаружили девять таких гробниц. Их можно датировать периодом примерно с 1500 до 1240 г. до н. э. Последние раскопки показали, что гробницы с толосами намного древнее, чем считалось ранее. Только в Микенах они появились позже, чем царские шахтные могилы.

Шахтные могилы известны на острове Левкас, где сохранилось похожее размещение шахтных могил группами, причем сверху на каждую насыпан холм, а также в Элевсине и Лерне.

На основе археологических находок можно дать только сокращенное и во многом приблизительное описание погребальных обрядов, совершавшихся в толосе после смерти представителя царского рода. Если его проводили в «Сокровищнице Атрея», то процессия плакальщиков, сопровождавших погребальную колесницу с установленными на ней носилками с телом, медленно двигалась по длинному дромосу, ведущему в самую середину холма. Справа и слева от них отлого возвышались стены, постепенно закрывавшие солнечный свет. Носилки снимали с колесницы и ставили на земляной пол, покрытый золотым покрывалом. Ярко сверкали парадные одежды, в которые было облачено тело, его голову венчала корона. К поясу прикрепляли его официальную печать и любимый кинжал. Вокруг него расставляли сосуды с едой, фляги с вином, кувшины с маслом и благовонными мазями, необходимые для жизни и ухода за телом во время его последнего путешествия. Рядом с ними клали его личное оружие: кинжалы, мечи, копья, а также лук и колчан, набитый стрелами. Затем плакальщики отходили в сторону, и по специальному сигналу слуги начинали закалывать лошадей, которые привозили колесницу с похоронными дрогами. Они беспокойно храпели в дромосе, как бы предчувствуя свою судьбу. За лошадьми наступала очередь баранов и других священных животных, которых приносили в жертву прямо внутри склепа. Наконец, снаружи зажигали костры, жертв поджаривали, и все участвовали в погребальном пире. Плакальщики воздавали последнюю дань умершему и удалялись, осторожно пробираясь между тел заколотых лошадей, разложенных так, чтобы их морды были обращены друг к другу. После того как большие двери закрывали, каменщики замуровывали вход.

Шахтные гробницы стали использовать только в позднеэлладский период. Некоторые ученые считают, что микенцы скопировали этот обычай с высеченных в скалах могил Среднего царства в Египте.

Каковы же общие черты погребальных обрядов, бытовавших в шумерской и микенской культурах?

1.Погребение в могилах «шахтного типа» и «купольных» гробницах.

2.Наличие разнообразной посуды из камня, металла и глины с едой, вином, маслом и благовонными мазями, необходимыми для жизни и ухода за телом во время его последнего путешествия

3.Размещение тела покойного на носилках внутри погребальной камеры.

4.Золотая чаша между руками покойного. Схожий ритуал типичен для многих народов, как кочевых, так и оседлых племен.

5.К поясу крепился кинжал и именная печать покойного.

6.Шлем покойного шумерского царя был выкован из золота в форме парика. В связи с этим вспоминается обнаружение золотых погребальных масок микенских царей.

7.Личное оружие: кинжалы, мечи, копья, а также лук и колчан, набитый стрелами.

8.Погребальная колесница/повозка. В Микенах – запряженная лошадьми, в Шумере – быками.

9.Жертвенное заклание лошадей/быков, которые привозили колесницу/повозку с похоронными дрогами.

10.Пение магических заклинаний. В Микенах – это наличие плакальщиц, в Шумере – игра на музыкальных инструментах, на что указывает наличие арф и останков музыкантов в могилах цариц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *