в каком году были написаны мифы древней греции
Мифы Древней Греции
Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.
У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].
На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.
В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.
По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».
Добро пожаловать в мир греческой мифологии!
Древнегреческая мифология
Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Содержание
Источники
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Происхождение
Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д. [источник не указан 816 дней]
Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:
Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии [1] :
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.
Религиозные представления древних греков
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Müller ).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Списки богов, мифологических существ и героев
Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.
Первое поколение богов
Краткое содержание «Мифы древней Греции»
Главные герои: боги Олимпа: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Прометей, Гефест, Афина, Артемида, Эрида, Афродита, Апполон, Арес
Форма произведения: фольклор | Жанр: фантастический | Время событий: античность | Место событий: Европа | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: более 15 часов |
Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, война и мир, героизм, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жадность, жизнь и смерть, культурное наследие, любовь, материнство, месть и великодушие, мечта, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни, человек и животные, человек и общество
О мифах
Мартин-де-Воса. Похищение Европы
Очень давно, когда у времени еще был обратный отсчет, Балканский полуостров заселяли древние эллины, оставившие миру огромное богатейшее наследие. Он представляло собой не только монументальные здания, античную живопись или скульптуры, изваянные из мрамора, но и величайшие произведения античной литературы и древние сказания – мифы Древней Греции. Их авторы воплотили в них представления древних греков о процессах, происходящих в природе и обществе, об устройстве мира с точки зрения того, как они его понимали.
Мифы Древней Греции возникали в течение нескольких веков, дойдя до последующих поколений в виде устных пересказов. До наших дней мифы дошли, благодаря поэзии Гесиода и Гомера, а также драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида и многих других авторов.
Создатели
Мифографы появились в Греции около четвертого века до н.э. Первыми из них были софист Гиппий, Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал мифы трагического содержания.
Картина мира в греческой мифологии
Микеланджело. Нарцисс у ручья
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
По древнегреческим мифам можно почти полностью воссоздать картину мира такой, какой она была в представлении древних жителей. Согласно мифам, мир был полон чудовищ и грозных великанов. Это были огромные одноглазые циклопы и неодолимые Титаны – дети Земли (Геи) и Неба (Урана). Этими образами греками олицетворялись стихии, которые покорил Зевс (Диас) – Громовержец и Тучегонитель. Именно он установил мировой порядок и стал повелителем Вселенной.
Изначально был безграничный темный Хаос, который и был источником жизни. Считалось, что все появилось из Хаоса – и сам мир, и сама богиня Земли Гея, которая дала жизнь всему существующему на ней. Была и еще одна сила, способная оживить все – Любовь (Эрос).
В недрах Земли, на огромной глубине существовал страшный и темный Тартар, представляющий собой бездонную вечную тьму.
Персонажи
Питер Пауль Рубенс. Орфей и Эвридика
При создании мира Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Никту. От Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и светлый День – Гемера (Имера). Свет озарил весь мир, и появилась смена дня и ночи.
Могущественная, живительная Гея породила бездонное голубое Небо – Урана, который раскинулся над Землей, воцарившись во всем мире. Гордо вознеслись к нему высочайшие Горы, которые породила Земля, и широко разлилось вечно бурлящее Море.
Титаны
После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран женился на благодатной Гее, которая родила ему шестерых сыновей-титанов и шесть дочерей. Их сын Титан Океан, омывающий всю Землю, и богиня Фетида родили все реки, которые впадали в моря, и морских богинь – океанид.
Титан Гипперион и Тейя подарили миру Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и Зарю – Эос. Астрей и Эос подарили небу сверкающие звезды и четыре ветра: северный – Борей, восточный – Эвр, южный – Нот и западный – самый нежный – Зефир.
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда
Помимо титанов, Земля породила трех великанов – одноглазых циклопов и трех пятидесятиголовых и сторуких великанов – Гекатонхейров, и не было силы, которая могла бы устоять против них, потому что их мощь была беспредельной.
Воспылал Уран ненавистью к своим детям-великанам и заключил их в самые недра Земли с пожизненным запретом выхода на свет. Это принесло огромные страдания матери-Земле, на которую давило это страшное бремя. Призвала она своих детей титанов, чтобы они восстали против Урана. Но титаны не осмеливались идти против воли отца. Только самый младший из них, отличавшийся коварством, Кронос, с помощью хитрости низверг Урана и отнял у него власть.
Сам Кронос не был уверен в долговечности своей власти: он опасался, что его собственные дети свергнут его и он разделит участь своего отца Урана. Поэтому он приказал своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
Тициан. Вакх и Ариадна
Кронос не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром двух нимф – Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты каждый раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач не был услышан Кроносом.
Царство Зевса
Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей
Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи
Посейдон – владыка морей
Гестия (Эстия) – защитница семейного очага
Деметра (Димитра) – богиня земледелия
Аполлон – бог света и музыки
Афина – богиня мудрости
Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов
Гефест (Ифестос) – бог огня
Афродита – богиня красоты
Арес (Арис) – бог войны
Артемида – богиня охоты
Франсиско-де-Сурбаран. Геракл побеждает лернейскую гидру
Земные люди обращались за помощью к определенным богам, воздвигали им храмы, чтобы задобрить – приносили жертвоприношения.
В греческой мифологии помимо детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, на Земле существовало много других божеств, которые олицетворяли разные силы природы.
Например, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в морях – Нереиды, в лесах – Дриады и Сатиры, в горах – нимфа Эхо.
Человеческими жизнями распоряжались три богини судьбы – Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Они пряли нить человеческой жизни от рождения и до самой смерти и в любое мгновение могли оборвать ее по своему желанию.
Американскому писателю Амброзу Бирсу принадлежат следующие слова: «Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, богах и пр. в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии».
Мифы Древней Греции: как их объясняли древние эллины
Греческие мифы казались античным мудрецам примитивными. Философ Платон, историк Геродот и другие пытались найти в их сюжетах рациональное зерно.
Классическая Греция: осмысление мифов
В V-IV веках до н. э. многие эллины задумывались о том, что рассказывают их мифы и эпические предания. Их ум не удовлетворяли истории о полулюдях-полумонстрах, и они пытались истолковать свои предания без участия в них сверхъестественных сил. Легенды переосмысливали такие люди как один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот. В IV веке до н. э. свой вклад в переосмысление мифов внес автор «Всеобщей истории» Эфор.
Ио не была похищена Зевсом в облике быка, а, согласно Геродоту, была увезена финикийскими пиратами. Эфор развил этот сюжет, добавив, что царь Египта, которому привезли девушку, послал взамен отцу корову. Так и родился миф о превращении Ио в корову.
Гекатей объясняет происхождение мифа о псе Кербере тем, что на мысе Тенар (где якобы располагался вход в Аид) обитала змея, чей ядовитый укус был смертелен. По мнению Эфора, гиганты были не порождениями Земли, а дикарями-людоедами.
Диалоги Платона показывают, что критическое отношение к мифам было популярно в его время. Критики мифов не отрицали существование богов, но исключали их из тех сюжетов, которые они толковали.
Кони Диомеда: трактат о мифах Палефата
Логичным продолжением греческой критики мифа стал трактат Палефата «О невероятном». Загадкой остается личность его автора. Византийский словарь «Суда» знает четырех писателей с именем Палефат, хотя имя популярным не было. Это — псевдоним, означающий — «давно изреченное».
Скорее всего, автор трактата «О необычайном» был современником Аристотеля. В трактате 52 главы, но 7 из них отличаются по стилю и просто пересказывают мифы. Они есть не во всех рукописях, но попали в первое печатное издание Палефата.
Каждая из 45 глав имеет структуру — пересказ мифа, опровержение, объяснение. Иногда, по мнению Палефата, в основе мифа лежит историческое событие, искаженное людской памятью. Иногда — неправильно понятое слово. Например, рассказ о каменной статуе Ниобы превратился в людской памяти в сюжет о том, что она была превращена в камень.
В трактате Палефата чудовища становились людьми, чьи деяния исказила людская память. Так, Сфинга (Сфинкс) у него — не загадывающий загадки монстр, а брошенная жена основателя Фив Кадма Она засела на соседней горе и нападала на фиванцев из засад. Автор добавляет, что «засада» и «загадка» у фиванцев — одно слово.
Легенду о конях-людоедах царя Диомеда автор объясняет тем, что некий древний землевладелец растратил свое состояние на содержание дорогих, но бесполезных коней. Про него стали говорить, что кони его съели.
Медуза Горгона, Сирена и другие гетеры: трактат Гераклита
В I веке н. э. было создано еще одно сочинение с объяснением мифов. Это трактат «Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе». Для краткости его называются просто — «О невероятном». Автором трактата называют филолога I века н. э. Гераклита, написавшего также «Гомеровские аллегории». Но возможно это разные авторы, потому что их сочинения не похожи по стилю.
В трактате Гераклита разобрано 39 сюжетов. 18 из них были в труде Палефата, но Гераклит почти всегда предлагает другие объяснения. Возможно, в руках у Гераклита была старая редакция труда его предшественника Палефата, где мифограф предлагал разные толкования одного и того же сюжета. Гераклит выбирал из них тот, который нравился ему.
Гераклит использовал при критике мифологических сюжетов те же принципы, что и предшественники. За историями о чудовищах он видел истории о разбойниках или воинах под грозными прозвищами. Иногда появление мифа он приписывает ошибке. Например, так он трактует историю о сестрах Фаэтона Гелиадах. По легенде, от скорби по брату они превратились в тополя. Согласно Гераклиту, девушки бросились в реку, а люди, двигаясь по течению реки за ними, увидели на берегу рощу тополей. Так они решили, что несчастные превратились в деревья.
Гидру Гераклит считал не монстром с 50 головами, а существом, окруженным множеством детенышей. Также и с Кербером — это просто свирепый зверь с двумя не менее свирепыми детенышами.
Самые яркие сюжеты «Исцеления от мифов» касаются чудовищ-женщин. Медуза Горгона, по мнению Гераклита, была красавицей, увидев которую мужчины словно каменели от ее красоты. В итоге она встретила Персея и потратила на него свои молодость и состояние, проще говоря — лишилась головы.
Гарпии были не крылатыми существами, похищавшими еду проклятого Финея, а стаей гетер, объедавших этого человека. Мужчины проматывали с ними свои богатства, после чего сирены уходили к другим.
Несколько толкований мифов Гераклита посвящены культурным героям. Так, Атлант, по мнению автора «Исцеления от мифов», был мудрецом, который все узнал о движениях небесных светил и переменах погоды. Поэтому об этом человеке говорили, что он несет в себе целый космос. А миф об Орфее, останавливавшем музыкой зверей, появился, когда этот человек своими словами призвал к благочестию дикарей, которые раньше не знали нравственности и законов.
Царь Мидас с ослиными ушами: «Повествования» Конона
В эпоху императора Августа греческий грамматик Конон написал еще один трактат с толкованием мифов — «Повествования». Конон посвятил свой труд царю Каппадокии Архелаю, правившему на рубеже I века до н. э. — I века н. э. Трактат Конона объединил изложение и толкование около 50 сюжетов мифов.
Писатель отбирал для своего сборника малоизвестные и локальные варианты мифов. Он находил сюжеты, которые позволяли связать миф с особенностями какой-то местности. В трех сюжетах он выбирает рационалистическое объяснение. Это истории о Мидасе, Кадме и Персее с Андромедой.
Конон толкует легенду об ослиных ушах Мидаса. Этот царь, по версии писателя, имел множество осведомителей, которые помогали ему поддерживать порядок в государстве. Отсюда появилась поговорка о длинных ушах Мидаса. Позже они в рассказах преобразились в ослиные уши.
Основатель Фив Кадм, согласно всем версиям мифа, был финикийцем. По мнению Конона, он был влиятельным человеком, которого финикийский царь послал в Европу основать форпост. Жителям Греции Кадм рассказал историю, что прибыл сюда в поисках похищенной Европы. Конон был не единственным — другие авторы его времени делали Кадма лидером военной экспедиции финикийцев в Элладу.
Миф о спартах (посеянных), людях, выросших из зубов убитого Кадмом Дракона, Конон толкует иначе. По его мнению, финикийцы победили беотийцев благодаря военным хитростям и доспехам, которых еще не знали в Греции. Поэтому беотийцы решили, что эти люди выросли из земли.
Морское чудовище Кетос из мифа об Андромеде Конон считает огромным кораблем, на котором похитили Андромеду. Проходивший мимо Персей услышал крики девушки, вмешался и перебил всех похитителей, которые, глядя на него, «окаменели от ужаса».
Так, эллины объясняли сверхъестественное в своих преданиях: искаженные слухи и буквально понятые метафоры. Но большинство критиков мифов были благочестивыми людьми и не отрицали существование богов.