в каком году были эмо в россии
Гид по эмо, часть 1: история появления, мировоззрение и внешний вид
Продолжаем серию материалов про субкультуры нулевых, и сегодня на очереди — самая неоднозначная субкультура, которая быстро обрела популярность и так же быстро ее потеряла, которую ненавидели другие неформалы и даже хотели ограничить на государственном уровне. Эта субкультура — эмо.
Мы подготовили подробный гид в трех частях и взяли интервью у Николая Савенкова, бессменного басиста самой популярной эмо-группы России нулевых — «Оригами». Интервью выйдет в третьей, заключительной части, обзора.
История
Как и большинство субкультур, эмо зародилась в среде поклонников определенного музыкального жанра. Произошло это в восьмидесятых годах прошлого века в США. Тогда на Западе был популярен хардкор-панк с тяжелым звуком и мощным вокалом. В этой среде появляется группа Rites of Spring, которая отличалась большой мелодичностью и лиричными темами в текстах. Многие считают Rites of Spring первой эмо-группой, однако сами музыканты открещиваются от таких ассоциаций.
Кадр из фильма: «EMOThe musical»
Тем не менее романтичная, ностальгическая и грустная лирика Rites of Spring оказала влияние на многих музыкантов и стала отправной точкой развития нового жанра — эмо-кора (сокращение от «эмоциональный хардкор-панк»). Еще одним заметным коллективом того времени стала группа Embrace, которая всего за год своего существования дала большой толчок к развитию жанра.
В девяностых эмо-музыка в США вливается в мейнстрим, и появляется много новых групп: Mineral, Jimmy Eat World, My Chemical Romance и многие другие.
А в нулевые движение эмо стало полноценной субкультурой, которая распространилась по всему миру, в том числе в России.
Расцвет популярности и критика
Источник:
https://pixabay.com/users/snbboy-1151139/
Не нравились эмо и представителям других субкультур. Готы не любили, когда их сравнивали и путали с эмо из-за похожих элементов стиля (черные волосы и одежда, пирсинг). Скинхеды, радикальные фанаты и просто гопники нередко били эмо за «неподобающий» внешний вид.
В июне 2008 года даже состоялись парламентские слушания в Госдуме, где обсуждали государственную политику в области духовно-нравственного воспитания детей. На слушаниях хорошенько досталось и молодежным субкультурам — эмо и готам. Их, по сути, приравняли к опасным скинхедам и футбольным фанатам.
В других странах эмо критиковали даже сильнее. В 2010 году в Армении Служба национальной безопасности начала кампанию против эмо, обвинив их в том, что они вредят воспитанию молодого поколения. По информации Русской службы BBC, на улицах Еревана даже задерживали молодежь-эмо.
Более радикальные методы борьбы с этой субкультурой применялись в Ираке. В 2012 году, когда по всему миру уже прошла волна популярности движения, эмо еще были популярны в этой стране. Из-за необычного внешнего вида эмо стали ассоциировать с гомосексуализмом, за который в Ираке полагалась смертная казнь. По сведениям BBC News, в 2012 году более 70 молодых людей эмо были похищены и убиты из-за принадлежности к субкультуре.
Мировоззрение
У эмо не было глубокой философии и единого списка принципов. Главный принцип основан на названии субкультуры: эмо — сокращение от «эмоциональный». Они жили эмоциями и ставили их на первое место — как положительные, так и отрицательные.
Поддерживали идеи любви к свободе, пацифизма. Для эмо чужд мачизм и агрессия, у них обостренное чувство справедливости. Из-за этого они часто страдали от столкновений с «циничным миром», который отказывался их принимать такими, какие они есть.
Эстетика эмо связана с романтизацией смерти, депрессией. Некоторые приписывали ей ревоспевание суицидальных настроений, однако многие представители эмо открещиваются от этого.
Атрибуты и стиль эмо
В одежде эмо отдавали предпочтение сочетанию двух цветов: черного и розового. Черный цвет преобладал и помогал подчеркнуть более яркие элементы гардероба: шарфы, значки, сумки, браслеты.
Одежда была облегающей, даже у парней. В моде у эмо были зауженные черные джинсы, рубашки в черно-розовую клетку, шарфы, сумки через плечо, покрытые значками с символикой любимых групп. Девушки часто носили полосатые черно-розовые чулки. Также модными были черные ботинки или кроссовки с розовыми шнурками.
Цвет волос должен был быть темным или темно-каштановым, у девушек допускались мелированные пряди. Обязательный атрибут прически — челка, закрывающая половину лица.
Макияж — темные круги вокруг глаз, розовые тени. Популярен был пирсинг: в носу и губах, тоннели в ушах у парней и девушек.
Еще несколько атрибутов эмо:
Почему культура эмо вдруг возрождается в 2017 году
Чем ты занимался в 2007 году? Я проводил свободное время в компании парней и девушек, одетых в черно-розовую одежду, и на концертах в липких подвалах, подпевая эмокорщикам. Примерно тем же я занимаюсь на выходных в 2017 году. Может, это просто попытка вернуться к истокам, но, скорее всего, показатель того, что эпоха эмо снова вернулась. Любопытно, что у западного издания Dazed вышел похожий текст накануне того, как я сел писать свой — и он начинался с тех же слов. Молодая музыка в России сделала сальто назад и вернулась к временам «блейзера», мальчиков с подведенными глазами и девочек, скрывающих лицо за длинной челкой.
Художник Matt Rota
Дух времени, конечно, наложил отпечаток: в 2007 году подростки осваивали интернет и городские форумы, а спустя 10 лет снимают истории в инстаграм и пишут в твиттер, как они «умирают на рейве». Стилистически российская ностальгия по эмо срослась с тоской по 90-ым, когда в стране было много проблем, но люди ощущали некоторую свободу и надежду на лучшее будущее. В 2017 году, когда политическая жизнь мечется между сталинизмом и эпохой правления Николая II, модные подростки создали собственную культуру. С одной стороны они носят ультраконсервативные марки одежды, вроде «Рубчинского» или «Молодости» и слушают кого-то наподобие группы «Кино» и «русского гранжа» — «Пасош» или Антоху МС. С другой — остаются актуальными: флексят под русских рэперов, копирующих стиль Атланты и хотят, чтобы в этой стране «все было как-то нормально».
Фавориты музыкальной сцены зачем-то снова стали писать о страдании и безысходности. В 2007 году на волне были Stigmata и Amatory, в низах — Marakesh, Neversmile и Animal Джаzz — неотличимые от западных аналогов, они однако сформировали собственный стиль, с пригоршней говнарства и бунтарским духом сытого поколения. Однако отрицать их влияние на культуру было бы пустым трепом: группы популяризировали целый жанр и стали голосами целого поколения. Неудивительно, что многие из них до сих пор дают в какой-то мере востребованные концерты «со всеми хитами».
В 2017 году нет жанра, популярней рэпа, поэтому хип-хоп — это современный рок-н-ролл. О чем поет Pharaoh, читает Хаски и рассказывает ультрапопулярная группировка Dead Dynasty? О смерти и предопределенности существования, депрессии и нежелании двигаться вперед, идиотах вокруг и ненависти к себе. То самое, о чем гроулили в 2007 году, начали технично читать или запевать в 2017 — моральная паника генофонда, которая подчистую копирует западные аналоги.
Художник Matt Rota
Культура эмо десять лет назад выглядела неуклюже и глупо, но пользовалась безумной популярностью. Сытые и в целом довольные подростки, которые оказались никому не нужны: родителей душит ипотека, в школе учителя заняты бестолковыми отчетами, а интернет мрачен и полон ужасов. Потому они собирались около торговых центров, чтобы выпить дешевой водки с соком, обсудить «тупых взрослых» и показаться на скейтборде. Пройдет пара лет, и эти подростки перейдут на «Двач», подсядут на MDK и пошагово превратятся в хипстеров, блогеров, журналистов, пиарщиков и стримеров.
Художник Matt Rota
В 2017 году российских подростков интернет совсем не удивляет. Они родились, когда он уже был, они выросли в нем. Без твиттера они не идут в кино, без инстаграма не едят в кафе, без фейсбука не ищут подработку на лето. Отсюда понимание того, что отдых и свободное время уже не модно проводить в интернете. Подростки снова хотят кричать, танцевать и целоваться по сортирам.
Им надоело быть хипстерами или миллениалами в глазах пузатых взрослых — ныне они не против сходить в подвал, поехать в лес на рейв или вместе сгонять в другой город на концерт модного рэпера. Желание вполне оправданное, потому что хип-хоп концерты стали громче, энергичнее и эффектней. Музыканты научились пользоваться примочками и стали работать с залом, а слушатели не просто качают ветками — они крутят серклы, жгут файеры и слэмят.
Художник Matt Rota
Теорий о популярности эмо десять лет назад ходило множество: родителей то пугали суицидальными наклонностями подростков, то объясняли, что поколение такое. В 2007 году взрослели дети 1992 года — одного из самых проблемных в истории России. В 2017 взрослеют дети начала нулевых — сытых времен, в которые родители были слишком заняты заработком денег, и дети по сути росли на улице. Сколько бы раз по телевизору не говорили о синих китах или выдуманных группах смерти, это все не имеет ничего общего с реальностью. «Мертвые» дети — те же эмокиды, чья культура, похоже, переживает свой Ренессанс.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
От хиппи до хипстеров. Как менялись молодёжные субкультуры в России и кто популярен сейчас
12 августа отмечают Международный день молодёжи. ООН учредило его, чтобы напомнить о том, насколько значительно влияние молодых на этот мир. Он продолжает развиваться благодаря бунтарству юных. У каждого поколения свои музыкальные предпочтения, сленг, символика, порой свои ценности и принципы самовыражения. И чем яростнее это противостояние с прошлым, тем ярче и необычнее молодёжные субкультуры, тем более значительное влияние они оказывают на искусство и общественную жизнь. Amic.ru сделал подборку самых популярных молодёжных течений в России XX и XXI века. Может, кто-то из вас вспомнит юность и поддастся ностальгии, рассматривая свои фото в образе стиляги или эмо-кида.
Считается, что в Советском Союзе первыми молодёжными бунтарями стали стиляги. Это движение в нашей стране появилось в конце 1940-х годов. В основном – в крупных городах, где больше было пересечений с заграницей. Для российских стиляг эталоном стал американский образ жизни, зарубежная мода, музыка и танцы. Они выступали против советского единообразия, намеренно цинично нарушали дозволенные рамки и нормы поведения. При всём этом стиляги были аполитичны. Выделялись яркой одеждой, причёсками, определённым сленгом. Например, именно эти ребята оставили нам в наследство слова «чувак», «хата», «жлоб», «туса».
В 60-е годы до России дошло движение хиппи. Изначально это направление несло в массы философию любви и пацифизма, естественности и природной чистоты. Самый известный во всём мире девиз хиппи – Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Они пропагандировали мысли о том, что человек должен быть свободен, а духовная община – идеальная форма общежития.
Характерные элементы, по которым можно было узнать хиппи: многочисленные этнические элементы одежды, бусы и браслеты из бисера, фенечки из ниток, хлопковая одежда.
В годы хрущёвской оттепели советских хиппи объединяли словом «система» и в целом негативно относились к этой субкультуре. По большей части из-за того, что многие её представители употребляли алкоголь и наркотики.
В те же 60-е годы появились битники – группы хулиганской молодёжи, пренебрегающие социальными нормами. Как правило, они вели асоциальный образ жизни. Отличительная особенность битников – любовь к джазовой музыке, чёрным свитерам и беретам.
Панки придерживались прогрессивных политических взглядов, основанных на стремлении к личной свободе. Многие представители этой субкультуры пропагандировали анархизм. Отличительная черта представителей панк-культуры – причёски в виде ирокезов, окрашенные в яркие вызывающие цвета, рваные джинсы, тяжёлые ботинки, кожаные куртки-косухи и черепа с шипами в качестве аксессуаров.
Бок о бок с панками шли металлисты. Обыватели отличали их друг от друга по причёскам: металлисты предпочитали носить длинные волосы, примерно как музыканты группы Metallica.
В 80-е годы среди российской молодёжи стала популярна готическая субкультура. Она была связана с появлением музыкального направления – готического рока. Кстати, представителей готики можно встретить и сегодня. Они одеваются преимущественно в чёрный цвет, интересуются мистикой, любят чёрный юмор. Изначально культура готов объединяла молодёжь, теперь же встречаются готы 35-40 лет (наверное, это повзрослевшие неформалы, которые не захотели отказаться от своего амплуа).
Готика также опирается не на политический или духовный протест, а на культуру и искусство – субкультура тесно связана с популяризацией фильмов ужасов, вампирской тематики в кино и литературе. Единого мировоззрения у готов нет, их объединяет не активное сопротивление, а пассивное и молчаливое неприятие общепринятых норм.
В конце 80-х и 1990-е годы на смену мрачному стилю панков и готов пришли яркие и зажигательные представители субкультуры хип-хоп. В большей степени субкультура завязана на музыкальном направлении латиносов и афроамериканцев. Представители этой субкультуры увлекаются исполнением рэпа или битбокса, танцами в стиле брейк-данс, диджеинг и рисованием граффити.
Афроамериканская субкультура стала ярким противопоставлением американской «белой» культуре и её молодёжным направлениям. Характерный стиль человека, приверженного культуре хип-хопа: свободная одежда в спортивном стиле (футболки и толстовки на пару размеров больше, кроссовки, кепки, мешковатые штаны), демонстрация брендов одежды (чем известнее, тем лучше). Причёски хип-хоперы предпочитают короткие либо носят дреды (впрочем, сейчас это уже не так модно). Популярностью в этой среде пользуются массивные украшения – толстые цепи, медальоны.
Характерный внешний вид эмо:
– рваная стрижка и длинная чёлка, закрывающая один глаз, волосы при этом выкрашены в чёрный, белый или розовый оттенок;
– пирсинг (и чем больше, тем лучше – эмо прокалывали носы, губы, брови, переносицы);
– выбеленные лица тональным кремом и густо накрашенные чёрной подводкой глаза – как у девушек, так и у парней, маникюр чёрным лаком;
– обилие чёрно-розовых элементов одежды, клетчатых рубашек, кед, а также аксессуары – значки, бантики, изображение черепа с костями или разбитого сердца.
В итоге в России эмо потеряли популярность в 2010-е годы. Но уже вскоре бывшие его представители образовали новую маленькую субкультуру – «ваниль».
«Ванильками» называли девочек, которые культивировали вокруг себя образ воздушной, трепетной барышни. Они носят преимущественно розовые наряды, мечтают о романтике, «сидя на подоконнике с чашкой кофе и думая о нём». Сейчас эта мини-культура также ушла в прошлое.
После 2010-х годов наступило субкультурное затишье. Но в 2016-18 годах они снова начали возвращаться в молодёжные круги. Появились так называемые «новые стиляги» XXI века – хипстеры. Само слово и культура пришли к нам с тех же 1950-х, но исполнение уже изменилось. Современные хипстеры любят узкие джинсы с подворотами, модные ботинки и микс дорогих брендов с винтажными вещами из секонд-хенда. Мужчины носят шляпы и отпускают бороды, за которыми тщательно ухаживают. Один из обязательных атрибутов хипстера – это очки в массивной оправе (могут быть тёмными или с обычным стеклом без диоптрий).
Но современные хипстеры не привержены к какому-то мировоззрению и не отстаивают свои моральные или политические ценности. Они выражаются только за счёт внешнего вида. Впрочем, на пике популярности хипстеры были недолго. Уже сейчас их практически не найти. Видимо, поверхностные культуры без опоры на идеологию долго не живут.
Последние годы среди молодёжи большой популярностью пользуется субкультура K-pop. Она берёт начало от одноименного корейского музыкального стиля. Подростки копируют стиль азиатских кумиров, слушают их песни, смотрят южнокорейские сериалы (дорамы). Отличительная особенность поклонников этой субкультуры – кукольный, сияющий макияж, который очень популярен в азиатских странах. Причём красятся как девушки, так и парни.
Ранее похожие, но малые субкультурные группы формировались на основе японских мультфильмов аниме, на которые их поклонники делали косплеи (реконструкция персонажа с помощью костюмов, париков, макияжа). Это направление так же живо, как и десять лет назад, но довольно малочисленно, по сравнению с K-pop фанатами.
Куда делись субкультуры, или «Верните мне мой 2007-й»
Эмо — забытый культурный феномен, который ушел в историю почти десять лет назад и больше никогда не вернется. И 2007-й, скорее всего, не вернуть не смотря на всю ностальгию бывших эмо-кидов.
Почти десять лет назад из моды вышли практически все субкультуры в России. Среди них готы, эмо, неформалы и другие течения. Яркие молодежные социальные явления получили бурное развитие во второй половине 2000-х, тогда можно было увидеть толпы «необычно» одетых молодых людей. Яркая или наоборот, темная одежда, вызывающий макияж и прически. Аутфиты продумывались до мелочей, а старшее поколение не стеснялось бросать косые взгляды. Особо ярые ненавистники создавали анти-движения не только субкультурам, но и их музыкальным группам.
Яркий культурный феномен или асоциальное явление? Чтобы разобраться в вопросе, 5-tv.ru поговорил с фронтменом группы «Animal ДжаZ» Александром Красовицким и бывшим ярким представителем эмо-кидов Москвы Кариной Дюбой.
И откуда вы такие взялись?
Субкультура эмо появилась не в 2000-х, а еще в 80-х в США. Социальное черно-розовое явление, как готика и панк, сформировалось из-за музыкального течения. Словом «эмо» обозначали несколько известных в узких кругах музыкальных пост-хардкоровых групп. Но этот круг был настолько узким, что группы практически никто не помнит и упоминание о них сейчас найти очень трудно. Один из примеров — Rites Of Spring. Тексты их песен были очень откровенными и брали слушателей буквально за душу, подпитывая их внутренние переживания. Кто-то в шутку назвал жанр эмокором.
ITAR TASS
В 90-х эмокор-групп появлялось все больше, но ярлыки начали вешать на всех подряд. Из-за этого произошла путаница. Даже группу Fall Out Boy было принято считать эмо из-за внешнего вида их бэквокалиста (которого многие считали фронтменом) Пита Вентца. Кстати, в 2000-е группа так и осталась в списке любимых групп эмо-кидов. Также эмо-группами ошибочно считали Panic! At the disco, Tokio Hotel, Cinema Bizarre, Paramore и певицу LaFee. Но их эмо-фанатов называли «позерами» (подражателями) субкультуры, так как группы все-таки не являлись эмокором, а настоящие эмо слушали совсем другую музыку.
В списке «трушных» эмокор-групп числились Bullet for My Valentine, «300 миль до рая» From First to Last, Jane Air, 30 Seconds to Mars, Bring Me the Horizon, «Animal ДжаZ» и другие как русские, так и зарубежные коллективы.
«За время в пути» эмо стали не те?
Не известно по какой причине, после почти 20-летней временной выдержки, в середине 2000-х все это превратилось в отдельную и очень популярную субкультуру. Первых эмо-кидов можно было увидеть в Москве уже в 2004-м, а пик популярности пришелся на 2007-й. Сейчас эмо подросли, получили дипломы, устроились в офисы и на заводы, и именно поэтому появилась уже крылатая фраза: «Верните мне мой 2007-й!».
— Причина популярности эмо заключается в самой стране. Россия выдержана в серо-коричневых тонах, черных и темных красках. Все было слишком серое вокруг, а эмо — это прекрасная разноцветная антитеза. Особенно, когда они красили волосы в эти ядерные цвета и делали пирсинг. Это противопоставление себя окружающей действительности и то, что в принципе испытывает подросток в пубертатный период.
В российской действительно субкультуру адаптировали «под себя» и она превратилась скорее в пародию, чем в изначальную идею. Оригинальный посыл эмо переврали и свели к стилю в одежде, возможность находиться на «сходках» (встречах) единомышленников и совместному мракобесию на центральных площадях городов. Например, в Москве эмо собирались на Пушкинской площади, а в Санкт-Петербурге на Манежной и у станции метро Московская. Наблюдатели со стороны замечали, что выглядело это все крайне маргинально.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— До нас это докатилось в 2004 — 2005-м. Но Россия как всегда берет из всего выжимку и особо не капается в ней. Эмо не предполагало сходку людей по внешним факторам, это были люди, которые замкнуты в себе и с помощью своих музыкальных предпочтений и тонкого духовного мира, пытались показать всю жестокость мира. По моему мнению, в России все превратилось в какую-то бесконечную пьянку и распределение людей по внешности. Культура эмо этого изначально не несла. На сходках и вписках я не присутствовала и вообще, те люди, которые были на Пушкинской, меня не знали.
Бурное развитие интернета в России как раз пришлось на те годы и внесло свою лепту в развитие субкультуры. Подростки становились активными юзерами и открывали для себя много нового. Бесконечные тематически картинки, фотографии зарубежных популярных эмо-кидов и новые музыкальные группы того времени быстро популяризировали культурный феномен среди молодежи от 13 лет. Спросив у бывшего эмо-кида об этом, ответ будет связан либо со влиянием музыки, либо со стечением обстоятельств.
Молодежь занималась поиском себя и не боялась экспериментировать. Все эти веяния, как правило, застали подрастающее поколение 90-х в пубертатный период. Отсюда и дикая популярность субкультур. Каждый мог найти себя в каком-либо стиле, музыке и обзавестись шумной компанией, если возникали трудности с общением в школе.
— Все пошло на спад из-за того, что это не было чем-то корневым, что произошло эволюционным путем. Это было надуто ветром благодаря модным телеканалам. Мы же не прошли периоды, предшествующие эмо-культуре. У нас толком не было битников, хиппи и так, чтобы это было массово в обществе. Это были какие-то отдельные анклавы хиппарские, например, та же группа «Акварирум» и все, что происходило вокруг них. И, в итоге, это было принесено ветром и также ветром и сдуло, когда появились какие-то новые течения.
Но затем интерес резко спал и явление окончательно исчезло в 2010-м. В эмо перекочевали представители многих других субкультур или наоборот, из эмо-кидов переходили в готику, неформалов, ска, треш и другие направления. Позже появились «ванильки», а в 2011–2013 годах реинкарнировались забытые в 40-х хипстеры.
Эмо VS общество
Российское общество воспринимало эмо в штыки из-за внешнего вида и якобы суицидальных наклонностей. Эмо-киды «страдали» от несчастной любви и играли в «Чайльд-Гарольдов» и «страдания юного Вертера». Из-за всего этого налета духа безысходности чуть ли не все случаи самоубийств среди подростков списывали на влияние эмо-культуры, которая якобы их провоцировала.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— «Любовь к суициду» была эдаким проявлением романтизма. Я не скажу, что люди себя убивали. Может быть, были какие-то моменты суицида, но не из-за субкультуры.
Кроме того, несовершеннолетние неформалы грешили дешевыми алкогольными напитками, посещением «вписок» — домашних вечеринок и тем же распитием высокоградусных коктейлей на музыкальных концертах. В те годы покупка алкоголя детьми школьного возраста была намного проще, чем в наши дни. Не было и запрета на продажу спиртного в ночное время.
Возмущались и власти. В 2008-м в Госдуме активно обсуждали возможное введение законов, которые бы боролись с «опасными тенденциями среди подростков». Субкультуру эмо отнесли к тем самым опасным тенденция. Политики с консервативными взглядами хотели начать контролировать специализированные сайты и форумы на ряду с ресурсами скинхедов. В крупных городах России прошли протесты молодежи.
Система образования тоже немало возмущалась из-за стиля эмо-кидов. Учителя жаловались на внешний вид своих неординарных учеников. Их не устраивал яркий макияж, пирсинг, темный лак для ногтей, пренебрежение школьной формой.
Особое внимание к субкультурам было приковано в 2009-м, когда в Санкт-Петербурге произошло жестокое убийство и расчленение готами девочки-неформалки Карины Будучьян. В ходе следствия и обсуждения трагедии по телевидению, на субкультуры обрушился шквал критики. Готов обвиняли в сатанизме и оккультизме, эмо и всех вместе взятых в аморальном образе жизни. Но наступил 2010-й, споры утихли, а эмо исчезли.
Масла в огонь пытался подлить сериал Валерии Гай Германики «Школа», который вышел по Первому каналу в 2010-м. Кажется, это было чуть ли не последнее упоминание субкультуры на телевидение и вообще в массмедиа. После 2010-го от эмо и след простыл…