в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях

Постановление Миннауки РФ от 13 марта 1992 года № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации»

в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. 48px Question book 4.svg. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях фото. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях-48px Question book 4.svg. картинка в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. картинка 48px Question book 4.svg. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внимание! Источник текста не указан. В нём могут содержаться серьёзные ошибки!

в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. 48px Kpdf bookish.svg. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях фото. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях-48px Kpdf bookish.svg. картинка в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. картинка 48px Kpdf bookish.svg. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. 40px Emblem important.svg. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях фото. в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях-40px Emblem important.svg. картинка в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях. картинка 40px Emblem important.svg. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 1992 г. № 13

О ВВЕДЕНИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации постановляет:

Комитета по высшей школе

Министерства науки, высшей школы

и технической политики

от 13 марта 1992 г. № 13

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.

3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.

Характеристика структуры высшего образования

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

2. Основу высшего образования — базовое высшее образование — составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Срок обучения по программам базового высшего образования — не менее 4 лет на основе общего среднего образования.

Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.

Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке.

4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:

4.1. На основе общего среднего образования — за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 — 6 лет.

Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

4.2. На основе базового высшего образования — за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.

Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.

4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.

5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.

Комитета по высшей школе

Министерства науки, высшей школы

и технической политики

от 13 марта 1992 г. № 13

1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации.

2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы.

Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз.

3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза.

Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня.

Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения.

5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля.

6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней.

Источник

В каком году была введена в россии многоуровневая структура образования высших учебных заведениях

Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

Коваль Светлана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск

С тановление и развитие двухуровневых образовательных программ в российской высшей школе

Аннотация
На основе анализа ряда документов показана идея возникновения двухуровневых образовательных программ (бакалавриат, магистратура) еще в период перестройки в СССР, а затем развитие и становление многоуровневой системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в начале 1990-х годов. Представлены концепции и новые понятия, назван ряд имен тех, кто стоял у истоков реформирования вузовской системы в России.

Ключевые слова
многоуровневая система высшего профессионального образования, бакалавриат, специалитет, магистратура, основные образовательные программы, направление подготовки, базовое высшее образование, рейтинг, уровни высшего образования, ступени высшего образования, степень бакалавра, степень магистра

С сентября 2011 года практически все вузы Российской Федерации перешли на подготовку специалистов в структуре балавриат – магистратура, то есть на реализацию двухуровневых образовательных программ высшего профессионального образования. Нам представляется актуальным обращение к идее возникновения и развития многоуровневой системы образования, которая появилась в России 20 лет назад, а своими истоками связана с реформированием высшей школы еще в СССР.

Готовность к переменам в образовании была подготовлена многолетней образовательной практикой ведущих вузов страны, и начавшаяся «перестройка» способствовала реализации целого ряда идей (того, что сегодня мы назвали бы инновациями)

В марте 1988 года произошло объединение трех «образовательных» ведомств СССР: Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию, и было создано единое союзное ведомство управления системой образования – Государственный комитет по народному образованию СССР. Перемены были некоторым результатом той новотворческой политики, которую достаточно активно проводил председатель Госкомитета ( в прошлом ректор Московского химико-технологического института, министр высшего и среднего специального образования СССР) Геннадий Алексеевич Ягодин.

В созданный Госкомитет обращались представители ряда вузов (Московского и Новосибирского государственных университетов, Университета дружбы народов им. П атриса Лумумбы, Московского химико-технологического института и др.) с предложениями о возможном изменении структуры подготовки специалистов с высшим образованием. Так, Горьковский государственный университет а его представители еще в середине 1980-х годов, обращались в Минвуз, обоснова в идею двухступенчатой системы подготовки) просил Госкомитет «разрешить и поддержать подготовку и эксперимент по введению двухступенчатого высшего гуманитарного (исторического) образования». Было подготовлено обоснование, которое нашло отражение в письме, подписанном ректором А.Хохловым [у автора имеется копия этого письма]. В 1989 году в Университете дружбы народов им. П атриса Лумумбы (ныне РУДН) состоялся перв ый выпуск магистров.

П рошедший в декабре 1988 года Всесоюзный съезд работников народного образования констатировал необходимость значительных перемен в системе образования. На съезде обсуждались вопросы перестройки системы высшего образования (правда, понятие «многоуровневое образование» там еще не использовалось).

Когда в 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете России, это способствовало оживлению законотворческой работы в различных сферах, в том числе в области науки и образования.

Президиум Верховного Совета РСФСР 29 октября 1990 г. в своем постановлении «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» констатировал: «В связи с переходом к рыночной экономике возникает реальная угроза резкого ухудшения социально-экономических условий функционирования системы народного образования и подготовки кадров в РСФСР. Нужна ее социальная и правовая защита. Во многом устарели и тормозят развитие и совершенствование системы образования существующие нормативные акты и положения. Необходимы их срочный пересмотр и приведение в соответствие с современными требованиями…» [1]. Совету Министров РСФСР поручено утвердить и ввести в действия эти Временные положения.

23 февраля 1991 г Совет Министров РСФСР принял постановление «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР», которым, в частности, было утверждено «Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР» [2]. В разделе «Общие положения» пункт 10 констатировал: «Временное положение о многоуровневой системе высшего образования в РСФСР утверждается Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы. Направления подготовки определяются Ученым советом вуза и регистрируются в Госкомитете…». Вероятно, это первое формальное употребление понятия «многоуровневая система образования», которое может служить точкой отсчета возрождения магистратуры в России (такая форма подготовки специалистов была в дореволюционной России) и освоения зарубежного опыта бакалавриата.

В развитие этого постановления на заседании коллегии Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы в мае 1991 г. состоялось обсуждение Плана мероприятий по выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. Этим же постановлением с сентября 1991 года был разрешен переход на новую (многоуровневую) систему подготовки специалистов четырем вузам: Ростовскому университету, Московскому институту тонкой химической технологии, Самарскому архитектурно-строительному институту, Томскому политехническому институту, а соответствующими распоряжениями Министерства образования – Российскому государственному педагогическому университету (бывшему Ленинградскому государственному педагогическому институту им. А.И.Герцена, в январе 1991 года получившему этот статус) и Калужскому государственному педагогическому институту.

Следует отметить, что широкого освещения в прессе первых шагов по реализации идеи двухуровневых образовательных программ не было. В основном обсуждение (точнее, информирование) шло на совещаниях различного уровня и в группах разработчиков концептуальных идей многоуровневой системы образования, которые отражали идеи демократизации и общественно-государственного влияния на изменение традиционных подходов к вопросам высшего образования.

Была создана Ассоциация университетов СССР по развитию университетского образования. Экспертной группой в 1991 г. разработана и предложена Концепция «Основные задачи Ассоциации» [3]. Этот документ во многом проясняет насущную потребность вузов в серьезных изменениях и показывает идеи о новой структуре высшего образования.

Во введении к концепции отмечалась «необходимость проведения серьезных и давно назревших изменений в его структуре и содержании», что определялось необходимостью решения задач «совершенствования учебного процесса», «повышения уровня университетского образования и качества подготовки специалистов», «повышения престижа университетского образования и создание у студентов высокого уровня мотивации активного творческого участия в учебном процессе в течение всего срока обучения», «активного участия в научно-исследовательской работе и общественной жизни» «повышение фундаментальной подготовки и общекультурного уровня».

Решение этих задач связывалось с созданием значительного количества «прикладных» университетов (технических, морских, сельскохозяйственных и др.; «свободных», кооперативных, прогнозировалось, что в недалеком будущем и частных), что становилось угрозой самого понятия «университетское образование» (как предполагающего подготовку широко образованных и высоко квалифицированных кадров для сферы управления, народного образования, науки, общественно-политической сферы деятельности, производства).

Важным становилось активное участие страны в жизни мирового сообщества, развития международных связей, разработка глобальных проектов, что должно было определять необходимость интеграции народного образования страны с мировой образовательной системой, приближения структуры именно университетского образования (как самой интернациональной формы образования) к структуре образования наиболее развитых стран мира (США, Германия, Япония). Не случайно Россия окажется подготовленной к вхождению в Болонский процесс.

В Концепции обращается внимание на то, что российские университеты никогда не ограничивались только образовательной и научной деятельностью. Значительная часть деятельности была связана с развитием народного просвещения и культуры общества. Эта роль определялась высоким интеллектом профессорско-преподавательского состава и большинства студентов, активной гражданской позицией, гуманистической и культурными традициями университетской жизни. Документ подчеркивал, что эти важнейшие функции университетов в последние десятилетия в значительной мере утрачены. Перестройка должна способствовать восстановлению роли университетов не только в качестве научно-образовательных, но и общественно-культурных центров своих регионов, республик (видимо, здесь можно увидеть истоки будущих региональных и федеральных вузов).

В условиях рынка и развития новых экономических отношений (рыночных) университетское образование как ведущая форма высшего образования должна обеспечить «конкурентоспособность» выпускников университетов в сравнении с выпускниками других вузов. Это возможно, если «наряду с общеобразовательной и фундаментальной подготовками университетское образование будет давать соответствующую специальную подготовку с присвоением соответствующей квалификации в конкретных видах научно-исследовательской или производственной деятельности» [3].

Решению этих задач должна способствовать и перестройка, связанная с переходом «на многоступенчатую систему высшего образования» (обратим внимание, что появляется термин «многоступенчатая система образования», хотя уже существует «многоуровневая система образования», что впоследствии будет способствовать некоторой путанице понятий)

Первая ступень определялась со сроком обучения 4-4.5 года, куда зачисляются выпускники средних общеобразовательных и средне-технических учебных заведений (в перспективе – все желающие, имеющие среднее образование). Основная задача первой ступени – образовательная функция, что должно обеспечить получение высшего образования (высшего, а не высшего профессионального) в принципе всем желающим. Учебный план должен включать мощный общеобразовательный блок и блок фундаментальных дисциплин по определенному направлению обучения. Блок специализированных дисциплин (большое количество спецкурсов по выбору, факультативных и индивидуальных форм обучения) должен разрабатываться с учетом конкретного направления обучения и обеспечивать специальную подготовку выпускников первой ступени для возможности производственной или педагогической деятельности в соответствии с направлением обучения. Обучение на первой ступени заканчивается сдачей государственного экзамена.

Таким образом, содержание обучения на первой ступени должно было примерно соответствовать существующему уровню 5-летнего университетского образования без дробного деления на многочисленные специальности и специализации. Получение качественного образования в сокращенные сроки должно было обеспечиваться интенсификацией учебного процесса за счет введения новых форм обучения (в том числе индивидуального обучения и самостоятельной работы студентов) при условии соответствующей мотивации. Сокращение предполагалось за счет времени, отводимого на подготовку дипломной работы, а также за счет сокращения обязательной учебной подготовки, ориентированной на получение обязательной специализации.

Предполагалось, что итоги обучения будут определяться на основе рейтинга, включающего:

успеваемость по блоку общеобразовательных дисциплин;

успеваемость по блоку фундаментальных дисциплин;

успеваемость по обязательным курсам гуманитарного цикла;

знание иностранных языков и языков народов СССР;

необходимый уровень компьютерной подготовки;

научно-исследовательскую работу студентов.

Рейтинг должен был учитываться при зачислении на вторую ступень, а также при решении вопросов распределения и трудоустройства.

Третья ступень обучения – 2-3 года должна, в основном, соответствовать современной аспирантуре. Сюда зачисляются в индивидуальном порядке выпускники второй ступени, рекомендованные университетом (кафедрой) для продолжения обучения [3].

Таким образом, разработка данной концепции – это один из источников поиска научного и организационного обоснования введения новой системы подготовки специалистов в России.

Первые итоги работы четырех вузов по апробации идей многоуровневой системы были подведены постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (реорганизованного органа управления высшего образования, который возглавил министр Б.Салтыков) от 13 марта 1992 года «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» [4]. Были определены цели и задачи многоуровневого высшего образования, утверждены «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня».

Фактически это был первый подробный нормативный документ о многоуровневой системе подготовки специалистов в России. Впервые в обновляющейся России появились новые понятия (ниже выделяются курсивом). «Временное положение…» констатировало, что «основу высшего образования – базовое высшее образование – составляют образовательно-профессиональные программы (ОПП) по направлениям обучения… Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по ОПП третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Срок обучения по программам базового высшего образования не менее четырех лет на основе общего среднего образования. Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения [позже бакалавр будет считаться не только степенью, но и квалификацией].

ОПП первого уровня включают двухлетнее обучение по программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием…

ОПП второго уровня – это еще два года обучения и получение степени бакалавра

ОПП третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности…

ОПП для лиц, имеющих степень бакалавра, направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием…» [5, с. 12-13]

Следует обратить внимание на то, что в этом документе речь шла о высшем образовании (а не о высшем профессиональном образовании). К тому же указывалось, что устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых успехов: диплом с почестями, дипломы 1-й и 2-й степени (но такие дипломы не были введены).

Большая разъяснительная работа о новой структуре проводилась работниками аппарата Комитета по высшей школе (позднее Государственного комитета по высшему образованию) и Министерства образования Российской Федерации, общественными группами, созданными при этих ведомствах. В состав группы Комитета входили В.Д.Шадриков, Ю.Г.Татур, В.С.Сенашенко, представители вузов, включившихся в эксперимент, представители Исследовательского центра проблем качества образования, который возглавляла Н.А.Селезнёва, проректор Нижегородского университета В.М.Соколов, доценты Московского педагогического государственного университета (он тогда был в подчинении Комитета по высшему образованию) Г.Е.Выборова, К.С.Махмурян и другие.

Подобная группа была создана и в Министерстве образования под руководством тогдашнего начальника Главного управления педагогического образования В.А.Болотова. В нее входили специалисты управления М.Н.Костикова, И.Н.Чистова, ректор РГПУ им. А.И.Герцена Г.А.Бордовский, проректор Омского педагогического института В.С.Ямпольский, проректор Калужского пединститута А.И.Панарин, проректор Нижегородского пединститута Т.Н.Тальникова и некоторые другие.

Чуть позже в этой группе активно начнут работать представители Герценовского университета: проректор В.А.Козырев, заведующая кафедрой педагогики А.П.Тряпицына, директор института непрерывного образования Н.Ф.Радионова, декан филологического факультета Н.И.Батажок, а также заведующая кафедрой педагогики Омского пединститута Н.В.Чекалёва, автор этой статьи – руководитель экспериментального учебно-научного подразделения Педагогическая мастерская Поморского государственного педагогического университета имени М.В.Ломоносова С.А.Коваль, декан филологического факультета Ярославского педагогического института А.И.Василевский и другие.

Уже в 1992 году 14 университетов, 36 технических и 15 педагогических вузов получили право на введение такой системы. В их числе был и преобразованный в ноябре 1991 года из Архангельского государственного педагогического института Поморский государственный педагогический университет имени М.В.Ломоносова.

Список вузов, подчиненных Комитету по высшей школе, в которых введена многоуровневая система образования, по состоянию на 12.08.1992 был опубликован в журнале «Высшее образование в России» [6].

Интенсивная деятельность по реформированию системы образования нашла свое отражение в принятом 10 июля 1992 года Законе Российской Федерации «Об образовании» [7]. Именно Закон в преамбуле закрепил понятия «образовательный уровень (образовательный ценз)»; в ст. 9 – «образовательные программы – общеобразовательные и профессиональные» и «программы высшего профессионального образования»; в ст. 24 – «высшее профессиональное образование». Понятие «уровня» представлено в п.1 ст. 24: «Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования…». Понятие «уровни» зафиксировано в п.5 ст. 27: «В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):… д) высшее профессиональное образование».

Позднее (в редакции Федерального закона от 24.10.2007 года) эти уровни были обозначены как бакалавр, специалист, магистр (получение последней квалификации (степени) – на базе бакалавриата; а также: п.5)… высшее профессиональное образование – бакалавриат; 5 1 ) профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура [8, с. 27].

Принятый в 1996 году Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» своим названием еще раз подчеркнул понятие «высшего профессионального образования» [9]. Однако в данном Законе появилось понятие «ступени высшего профессионального образования»: бакалавр; дипломированный специалист; магистр (ст.6). Таким образом возникло разночтение: многоуровневая и многоступенчатая система подготовки, обозначающая одну и ту же систему: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Основные направления реформы высшего образования первого периода были обобщены и сформулированы в 1995 году председателем Госкомитета по высшему образованию Владимиров Георгиевичем Кинелёвым в книге «Объективная необходимость»: «создание многообразия типов высшего образования по срокам и программам профессиональной подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам; интеграция вузов России в мировую образовательную систему, решение проблем, связанных с установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; децентрализация и демократизация управления высшей школой, предоставление действительной самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач и, вместе с тем, сохранение образовательного пространства страны; развитие альтернативного государственному высшему образованию» [10, с.106].

В.Г.Кинелёв указывал, что концептуально многоуровневая подготовка специалистов рассматривалась как включающая в себя четыре этапа.

Первый этап (неполное высшее образование) базируется на двухгодичных образовательных программах, в которые входят, в основном, общенаучные и гуманитарные дисциплины. На основе неполного высшего образования реализуется программа профессиональной подготовки со сроком до полутора лет.

Второй этап относится к полному высшему образования (базовое высшее образование). Он включает в себя образовательные и профессиональные программы, направленные на расширение общенаучного, гуманитарного образования и получение основ профессиональной подготовки по одному из направлений науки, техники и культуры. Лицам, успешно завершившим образование на этой стадии, присваивается степень бакалавра по избранному направлению подготовки. Срок обучения для получения степени бакалавра на базе неполного высшего образования составляет не менее двух лет, а на базе среднего образования – не менее четырех лет.

Наличие у специалиста квалификации «бакалавр» должно давать ему при поступлении на работу право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Третий этап полного высшего образования осуществляется по образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или с квалификацией «дипломированный специалист». Профессиональные, образовательные и научно-исследовательские программы на этом этапе обучения направлены на углубление уровня образования и профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с характером будущей профессиональной деятельности. Срок обучения здесь не менее двух лет, включая практику и дополнительную специализированную подготовку, предполагающую дальнейшую научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность выпускника.

Представляется, что сегодня, в период активн ого переход а вузов страны на многоуровневую систему образования, полезно обратиться к совсем недавней истории разработки и внедрения идей многоуровневой системы высшего профессионального образования.

5. Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, 1992. № 4-6. – с.12-13;

7. Закон Российской Федерации «Об образовании». – Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Ферации. – 1993. – № 1. – С.1-44

8. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 64 с. – (Кодексы. Законы. Нормы)

9. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Закон Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 44 с.

10. Кинелёв В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. – М.: Республика, 1995. – 328 с.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Establishment and Development of Two-Level Educational Programmes in Russian Universities

The article deals with the analysis of some documents dealing with the idea of two-level educational programmes (bachelor’s and master’s degrees) in the time of perestroika in the USSR, and then further development of the multilevel system of higher professional education in the Russian Federation at the beginning of the 1990s. The article covers the new terminology in the field of education and names the key people who were the pioneers in the field of educational reforms in Russia.

Key words : multilevel system of higher professional education, baccalaureate, specialist educational programme, master’s programme, major educational programme, basic higher education, ratings, levels of education, stages of higher education, bachelor’s degree, master’s degree

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *