в каком году была введена в россии многоуровневая структура образования в вузах
Двухуровневая система образования. Справка
В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия.
Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Это произойдет только в том случае, если Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами.
17 октября 2007 года Совет Федерации одобрил закон, совершенствующий систему высшего профессионального образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.
Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.
У каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Министерство образования и науки РФ, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Новая система должна заработать с 1 сентября 2009 года.
Введение и развитие многоуровневого высшего образования
С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре.
С 2011 года квалификации бакалавра и магистра стала основными квалификациями для поступающих в российские вузы.
Бакалавриат — первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования, в отличие от специалитета, не имеет узкой специализации. По окончании данного уровня, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве занимать должности, требующие высшего образования, либо продолжить обучение в магистратуре.
На рынке труда России в специалитет более понятен, но преимуществом бакалавриата является принятие этого вида квалификации по международной классификации. Учебные программы подготовки бакалавров в соответствии с государственными образовательными стандартами позволяют за один год перейти к любой совместимой профессии, когда, в свою очередь, учебные планы по программам подготовки «дипломированного специалиста», например, позволяют получать новую специальность только по программе второго высшего образования в течение 2-2,5 лет.
Магистратура – это второй уровень высшего образования. Нормативный срок обучения в магистратуре на базе бакалавриата составляет 2 года. Магистратура готовит высококвалифицированных специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д., а также научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе.
Квалификация «магистр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Для тех, кто уже получил диплом специалиста, предоставляется возможность получить степень магистра, пойти учиться в аспирантуру или начать/продолжить профессиональную деятельность.
Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества.
Доводы за многоуровневое образование.
Главное преимущество – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.
Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).
Доводы против многоуровневого образования.
Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.
Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.
Преимущества и недостатки специалитета
Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.
Первый недостаток – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.
Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.
Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».
Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения.
Два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура. Справка
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» вносит соответствующие поправки в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 года), в ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в закон РФ от 6 июля 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву».
Согласно статье 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года; для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Согласно статье 7 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.
По данным Минобразования, студентов‑бакалавров будут учить базовым профессиям, число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально‑экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.
Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно‑исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.
Двухуровневая система высшего образования должна заработать с 1 сентября 2009 года.
В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Постановление Миннауки РФ от 13 марта 1992 года № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 1992 г. № 13
О ВВЕДЕНИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации постановляет:
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
от 13 марта 1992 г. № 13
1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.
3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.
Характеристика структуры высшего образования
1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.
2. Основу высшего образования — базовое высшее образование — составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.
Срок обучения по программам базового высшего образования — не менее 4 лет на основе общего среднего образования.
Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.
3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.
Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке.
4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.
Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:
4.1. На основе общего среднего образования — за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 — 6 лет.
Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.
4.2. На основе базового высшего образования — за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.
Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.
4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.
5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
от 13 марта 1992 г. № 13
1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации.
2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы.
Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз.
3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза.
Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня.
Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения.
5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля.
6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней.
Многоуровневая система высшего образования и Государственные стандарты как предпосылки реформирования работы вузов на Юге России
Реформа высшей школы 90-х годов предусматривала создание альтернативной модели получения знаний. Ее основные направления состояли, во-первых, в создании многоуровневой системы подготовки кадров; во-вторых, во внедрении Государственных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. переход на многоуровневую структуру высшего профессионального образования является одним из основных направлений реформы высшей школы Российской Федерации. Законом определены образовательные уровни (общее высшее, базовое высшее и полное высшее образование), сроки получения образования на каждом уровне, варианты соотношения содержания образовательных профессиональных программ.
Многоуровневое высшее образование, реализуемое различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, призвано обеспечить решение следующих задач:
Данные концептуальные положения определяют направленность, характер, содержание и структуру модели многоуровнего высшего образования, реализуемого сегодня практически во всех вузах Юга России.
Получение высшего образования в вузах сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения программами трех уровней, обеспечивающих соответствующий образовательный ценз (уровень образования).
Основу высшего профессионального образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они представляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных знаний по избранному направлению образования.
Лицам, успешно завершившим первый уровень базового высшего образования, прошедшим специальную аттестацию, выдается свидетельство об общем (неполном) высшем образовании, которое обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут выбыть в сферу трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе образовательного уровня общего высшего образования может быть реализована программа профессиональной подготовки в срок до 18 месяцев.
Кроме профессионально-педагогической подготовки на базе высшего образования, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в учебно-воспитательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, мастер, диспетчер).
Второй уровень базового высшего образования рассчитан на следующие 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из направлений образования. Вторая ступень высшего педагогического образования связана с развитием субъектности в предметном содержании, с усвоением логики науки.
Базовое высшее образование (2+2) реализуется для лиц, аттестованным по итогам первого этапа, получившим свидетельство об общем высшем образовании и рекомендованным вузом для дальнейшего продолжения образования. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее образование, выдается диплом бакалавра по избранному направлению.
По ряду научных направлений, представленных аспирантурой, для лиц, имеющих диплом первой академической степени бакалавра образования, может осуществляться программа получения степени бакалавра наук. По отдельным направлениям образования в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения 3 года).
Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональную программу в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную квалификационную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат специалиста (преподаватель учебных заведений).
По ряду направлений, представленных в РГПУ, РГЭУ, СГУ и ряде других вузов специализированными советами по защите кандидатских и докторских диссертаций, могут реализовываться программы, необходимые для получения степени магистра наук. Такие программы предполагают преимущественно исследовательский характер подготовки.
Квалификационная характеристика гласит: «Деятельность бакалавра направлена на анализ функционирования организационных подразделений систем управления государственными акционерными и частными фирмами, научно-производственными объединениями, научными, конструкторскими и простыми организациями, органов государственного управления в целях рационального управления экономикой и социальным развитием».
Бакалавр должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.
Обязательный минимум профессиональной образовательной подготовки предусматривает цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин объемом 1800 часов и цикл математических и естественнонаучных дисциплин объемом 1000 часов, которые имеют такое же содержание, что и по другим направлениям.
Что касается цикла общепрофессиональных дисциплин (3000 часов), то он включает такие дисциплины, как «Экономическая теория», «История экономических учений», «История экономики», «Статистика», «Бухучет, финансы, денежное обращение и кредит», «Менеджмент», «Экономика и социология труда», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Исследования систем управления», «Управления персоналом», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Теория организации, организационное поведение», «Разработка управленческого решения».
Итак, студентам предлагается для изучения набор специальных дисциплин, которые позволяют глубоко изучить современную экономику и методы управления, выработать навыки принятия управленческих решений, овладеть методами математического моделирования при анализе и проектировании систем управления, уметь руководить трудовыми коллективами.
Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (1000 часов), факультативы (450 часов), региональные компоненты и дисциплины по выбору каждого цикла позволяют углубить специальную подготовку, отразить национально-региональный компонент, потребности экономики конкретного региона.
Материалы вузов Юга России свидетельствуют о том, что успешно подготовку бакалавров по данному направлению ведут Ростовский государственный экономический университет, Южно-Российский институт международных отношений, Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Росинского, Краснодарский филиал Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина, Кисловодский институт экономики и права, Ростовский, Краснодарский и Ставропольский филиалы Московского гуманитарно-экономического института и другие вузы. На основе широкого применения инновационных технологий, включая компьютерные, в этих учебных заведениях накоплен разнообразный опыт по подготовке менеджеров.
Особый интерес в многоуровневой системе высшего образования вызывает подготовка магистров как заключительный этап получения высшего профессионального образования. В современных условиях магистратура призвана отменить социально-культурные и образовательные барьеры в обучении студентов, сблизить системы образования и обеспечить эквивалентность высшей школы России и ее дипломов мировым стандартам.
Создание магистратуры в вузах Юга России началось на основании Постановления Государственного комитета по высшему образованию РФ от 10 сентября 1993 года № 42, утвердившего «Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации». Этот документ является нормативно-методической и правовой основой становления магистратуры. В настоящее время статус магистратуры регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» и Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., в соответствии с которыми магистратура представляет собой одну из основных программ высшего профессионального образования со сроком освоения не менее шести лет для получения степени (квалификации) «магистр» и ориентирована на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускников.
Структура магистратуры определяется Перечнем направлений высшего профессионального образования, который включает 97 различных направлений, классифицированных по областям знаний. Разработаны и утверждены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров. Сформирован Перечень магистерских программ, охватывающий естественнонаучные, гуманитарные, социально-экономические и технические области знаний и включающий более 1100 наименований. Установлен порядок открытия магистратуры с выдачей лицензии Минобразования России на основании приказа о лицензировании, включающего не только перечень направлений подготовки магистров, но и перечень магистерских программ в рамках указанных направлений, в соответствии с которыми вузу предоставляется право готовить магистров по основной образовательной программе со сроком освоения не менее шести лет. За десятилетний период с момента воссоздания магистратуры в России количество студентов-магистрантов непрерывно увеличивалось, достигнув в 1999 году 14000 человек, из которых около 12000 готовились вузами Минобразования России.
К настоящему времени право на ведение магистерской подготовки имеют 147 государственных высших учебных заведений, в числе которых 30 классических университетов, 71 технический университет, 10 педагогических университетов, более 30 академий, институтов и специализированных центров. На Юге России магистратуры созданы в Ростовском и Ставропольском госуниверситетах, Ростовском экономическом и педагогическом университетах и некоторых других вузах региона.
Наиболее интересен, на наш взгляд, опыт магистерской подготовки накоплен на историческом факультете СГУ, где магистратура начала функционировать с 1992-93 учебного года в очно-заочной форме, а с сентября 1997 г. она работает стационарно в соответствии с государственным планом подготовки магистров.
Численность состава научно-педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечивающих учебный процесс и научные исследования по магистратуре, по состоянию на 1 октября 2000 года составляла 31 человек; из них имели ученые степени и звания 96,7% преподавателей, в том числе докторов наук, профессоров было 33,3 %. Все преподаватели имели достаточный опыт работы в высшей школе.
По всем дисциплинам учебного плана магистратуры имеются учебные программы, содержание которых отражает все дидактические единицы Государственного образовательного стандарта и соответствует задачам и специфике профессиональной образовательной программы. Преподавателями магистратуры разработано 3 авторские учебные программы. Особенно интенсивно подготовка к печати учебных программ магистратуры велась в течение последних лет. Изданы учебные программы таких базовых дисциплин, как «Философские проблемы исторической науки», «Теория и методология исторической науки», «Статистические методы, математическое прогнозирование и моделирование в исторических исследованиях», «Современные методология и методика исторического познания», «История государственных учреждений России», «Педагогика высшей школы», «Тренинг профессионально-ориентированной риторики, дискуссии и общения», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения зарубежных стран», «Археография», «Конкретно-социологические методы в истории», «Историческая антропология».
За 5 последних лет преподавателями магистратуры истфака издано 9 монографий и учебно-методических пособий, а студентами магистратуры опубликовано более 140 статей и тезисов сообщений. Большинство студентов за период обучения опубликовало по 2-3 статьи. Они приняли активное участие в межрегиональном семинаре на тему: «Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология познания» (октябрь 1999 г.); в научной конференции на тему: «Западноевропейская цивилизация и Россия: пути взаимодействия» (февраль 2000 г.); во Всероссийской конференции на тему: «Северный Кавказ: геополитика, история, культура» (сентябрь 2001 г.) и т.д.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с профессиональными образовательными программами, которые систематически пересматриваются, обновляются и дополняются с учетом последних научных данных. Преподаватели магистратуры активно участвуют в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм, методов и средств обучения, которые осуществляются как в процессе изучения обязательных дисциплин, так и дисциплин по выбору студента. Наибольшее распространение получила такая форма учебных лекций, как проблемная лекция. Новые тенденции появились и в проведении семинарских и практических занятий. Прежде всего, это усиление дискуссионного характера проводимых занятий, включение диалога в обсуждение учебных вопросов, выход на постановку и обсуждение актуальных проблем профессиональной деятельности.
Согласно Приказу Минобразования России от 29 апреля 1997 г. в магистратуре введена дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы». Образовательно-профессиональная программа рассчитана на 600 часов (из них 100 часов педагогической практики). В связи с этим в учебный план магистратуры введены такие дисциплины, как «Психология и педагогика высшей школы», «Тренинг профориентированной риторики, дискуссии и общения», психолого-педагогические курсы «Основы психодиагностики», «Профессиональное мастерство педагогов вуза», «Технология разработки учебных программ».
Научно-исследовательская работа является одной из главных составляющих магистерской подготовки, что находит отражение как в образовательной части программы, которая направлена на освоение философских и методологических аспектов исторической науки, так и в постановке специальных дисциплин, вооружающих студентов магистратуры методами научного познания. Среди них особое значение придается таким дисциплинам, как «Современные историографические школы и направления», «Современная методология и методика исторического познания», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения зарубежных стран», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения России», «Конкретно-социологические методы в истории».
Содержание научно-исследовательской работы студентов магистратуры определяется индивидуальным планом и темой магистерской диссертации. Тематика магистерских диссертаций актуальна и связана с планом НИР кафедр исторического факультета. Для руководства научной работой студентов, согласно приказу ректора СГУ проф. Шаповалова В.А., закрепляются профессора и доценты факультета, которые проводят еженедельные консультации. График индивидуальной работы научных руководителей со студентами магистратуры имеется и в основном выполняется.
За последние два года дальнейшее развитие получили информационные образовательные технологии. С этой целью ведется преподавание таких дисциплин, как «Компьютерные технологии в образовании», «Статистические методы, математическое прогнозирование и моделирование в исторических исследованиях», «Современные технологии информационного поиска в исторической науке». Информационные технологии открывают доступ студентов к единому информационному пространству и применяются для организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.
Студенты магистратуры показали глубокое знание материала изучаемых тем. Основные вопросы магистерских диссертаций были апробированы на научно-методических конференциях СГУ, а также в научных публикациях. Из 26 выпускников магистратуры 1999 г. 24 человека (92,3%) были рекомендованы ГАКом для дальнейшей учебы в аспирантуре.
Магистратура рассматривается как начальная форма обучения в аспирантуре. Это предусмотрено, в частности, Госстандартом магистерской подготовки, который разрешил засчитывать в качестве кандидатских экзаменов результаты экзаменов по гуманитарным, математическим и естественнонаучным дисциплинам. Этим правом воспользовались многие выпускники магистратуры ИФ СГУ. Данное обстоятельство исключает дублирование в изучении аспирантских и кандидатских дисциплин и значительно сокращает сроки подготовки научно-педагогических кадров. За последние годы 18 выпускников магистратуры защитили кандидатские диссертации, а Прокопенко Ю.А., Кемпинский Э.В. и другие работают над докторскими диссертациями.
Концепция магистерской подготовки опирается на опыт зарубежных вузов, где колледжи и университеты предлагают студентам не только широкий выбор гуманитарных специальностей, но и различные ступени образования. Большинство колледжей обучают студентов по четырехлетней программе базисного высшего образования, дающего степень бакалавра искусств.
Университеты, представляющие собой одновременно учебные и научно-исследовательские центры, кроме базисного образования, дают законченное высшее образование в результате четырехлетнего обучения в так называемой «исследовательской школе», состоящей из магистратуры и аспирантуры. Каждый из этих этапов длится 2 года и завершается подготовкой магистерской и докторской диссертации. Таким образом, магистратура превращается в основное звено подготовки научных и научно-педагогических кадров и ее возрождение в России является важнейшим условием развития университетского образования в XXI столетии.
Многоуровневая система подготовки кадров и магистратура, несмотря на их эффективность, не получили такого широкого распространения в Российской Федерации, как в зарубежных странах. По этой системе работают высшие учебные заведения всех континентов: Европы, Северной и Южной Америки и др. В начале 90-х годов на эту общепринятую в мире систему подготовки перешли страны Балтии, Центральной и Юго-Восточной Европы.
В России в 1999 г. магистратура была открыта лишь в 25,7 % государственных высших учебных заведениях. Причем не на всех факультетах, а там, где сложились научные школы, имеются опытные и творческие преподаватели. Главная причина такой ситуации состоит, видимо, в том, что проведя большую подготовительную работу о переходе на многоуровневую систему подготовки кадров, как этого требовал Закон «О высшем и послевузовском образовании», Министерство образования не проявило необходимой политической воли и не издало приказ о переходе вузов на новую систему обучения. Во многих же вузах страны, включая вузы Юга России, было подготовлено все необходимое учебно-методическое обеспечение, но победила сила инерции. Не выяснив до конца особенностей и преимуществ новой системы подготовки кадров, эти вузы сохранили моноуровневую форму обучения.
Более того, в последние годы раздаются голоса представителей некоторых университетов с предложением превратить магистратуру в форму повышения квалификации для молодых преподавателей из провинциальных вузов, которые, якобы, имеют упущения в теоретической подготовке. Такая постановка вопроса навряд ли может считаться оправданной.
Вторым важным направлением реформирования системы высшего образования в России в 90-е гг. явилось введение Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), предусмотренных Федеральным Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Закон создает стройную систему получения знаний на самых высших ступенях профессионального образования. Глава II Закона содержит описание системы высшего и послевузовского образования. В частности, определено, что подготовка кадров осуществляется на основе Государственных стандартов, которые призваны обеспечить качество образования, единство образовательного пространства РФ, основу объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Какова же роль Государственного образовательного стандарта в повышении качества подготовки специалистов?
Для более углубленного понимания роли ГОС ВПО в повышении качества подготовки специалистов рассмотрим стандарт второго уровня по направлению 521400 «Юриспруденция» (второго уровня высшего профессионального образования).
Стандарт формулирует требования к уровню подготовленности выпускников. По циклу общепрофессиональных дисциплин он должен:
— иметь научные представления о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;
— знать основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России;
— понимать роль государства и права в политической системе общества;
— знать основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;
— знать содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;
— знать содержание гражданско-правовой формы регулирования общественных отношений;
— знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому договору;
— знать основные принципы и содержание российского уголовного права и процесса;
— уметь анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;
— знать основы криминалистической деятельности и иметь навык применения криминалистической техники;
— знать правовое положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов государства и др.
В Южно-Российском гуманитарном институте ведется подготовка бакалавров по направлению «Юриспруденция». Трудозатраты на общепрофессиональную подготовку составляют 4050 часов. Ее назначение состоит в том, чтобы дать фундаментальную профессиональную подготовку, которая начинается с дисциплин, раскрывающих теоретические проблемы государства и права, закономерности их развития. С этой целью учебный план юридического факультета ЮРГИ предусматривает изучение следующих дисциплин: «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Сюда же включены дисциплины «Международное право», «Административное право», «Финансовое право», «Экологическое право» и др.
В ходе преподавания данных дисциплин особое внимание преподаватели обращают на методологические проблемы государства и права, на основные понятия и категории юридической науки, учат студентов анализировать государственно-правовые нормы и практику, ориентируют их на общечеловеческие ценности.
Опыт работы преподавателей ЮРГИ показывает, что разделение дисциплин на государственно-правовой и гражданско-правовой блоки носит условный характер, так как в ряде дисциплин, отнесенных к гражданско- правовому блоку преобладают публично-правовые элементы, как, например, в «Гражданско-процессуальном праве», «Земельном праве» и др. Жесткое деление учебных дисциплин на государственно-правовые и гражданско- правовые не вызывается потребностями учебного процесса. Однако готовить учебные программы, формировать учебно-методическую базу целесообразнее с учетом традиционного деления права на публичное и частное.
Цикл специальных дисциплин, установленный в ЮРГИ в объеме 940 часов, предусматривает преподавание таких дисциплин, как «Муниципальное право», «Международное гуманитарное право». В других вузах в зависимости от потребности в кадрах этот цикл включает «Таможенное право» (Северо-Кавказский технический госуниверситет, Ставропольский кооперативный институт (филиал БГУКТ), «Земельное и экологическое право» (Кубанский аграрный госуниверситет), «Церковное право» (Армавирский православно-социальный институт) и т.д.
ГОС ВПО по юриспруденции предусматривает также факультативы объемом до 200 часов, которые вводятся решением Ученых советов вузов. Это, как правило, небольшие курсы, посвященные актуальным проблемам современности: «Конституционный статус человека и гражданина в РФ», «Проблемы федерализма в РФ», «Организованная преступность», «Компьютерные преступления» и др.
Выполнение Госстандартов является обязательным условием деятельности как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений. В качестве примера работы по выполнению ГОС ВПО негосударственного вуза можно привести Отрадненский гуманитарный институт, созданный в 1993 г. в ст. Отрадная Краснодарского края. Это одно из немногих сельских учебных заведений. Институт был образован преподавателями Грозненского университета после закрытия последнего в связи с началом военных действий в Чечне. Он ведет подготовку бакалавров по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент. При университете создана библиотека учебной литературы общим объемом 25 тыс. экземпляров. В вузе насчитывается 8 кафедр: гуманитарных, естественнонаучных, государственно-правовых дисциплин; уголовного, гражданского права; прикладной математики, менеджмента и др.
На основе ГОС ВПО преподаватели, среди которых 60% имеют ученые степени и звания (в том числе 7 докторов наук и профессоров, 15 кандидатов наук и доцентов), разработали рабочие программы учебных дисциплин, которые реализуются при организации учебного процесса. В ОГИ ежегодно проводятся научные студенческие и преподавательские конференции. На их основе опубликовано 10 межвузовских сборников научных трудов. Кроме того, институт издал 12 учебников и учебных пособий (включая 2 пособия под грифом Министерства образования РФ) по дисциплинам Госстандарта.
Следовательно, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего образования, создал основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России.
Меняющиеся социально-экономические условия, формирующийся рынок интеллектуального труда, развитие науки и техники предопределили необходимость постоянной работы по уточнению и оптимизации норм и положений ГОС ВПО. На основе приказа Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. был создан экспертный совет по Государственным образовательным стандартам, на который возложена обязанность регулярно рассматривать предложения учебно-методических объединений вузов по совершенствованию этих документов.
Очевидно, что этот цикл подвергся серьезным структурным и содержательным изменениям. Во-первых, существовавший ранее интегративный курс «История», который включал темы, как по отечественной, так и по зарубежной истории, усечен по настоянию кафедр (преподававших, как правило, до 1991 г. курс истории партии) и теперь сведен в основном к отечественной истории, что может привести к культурному изоляционизму в подготовке специалистов. Эта тенденция, возможно, приведет к тому, что из числа обязательных базовых дисциплин будут исключены «Политология», «Социология», «Культурология», которые ранее были основой формирования «гуманитарной подготовки» выпускников.
Правда, стандарты второго поколения предполагают возможность преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным преподавателями вуза и учитывающими региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также результаты научно-исследовательской работы преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освоение тематики дисциплин цикла.
Важное значение для реализации Государственных стандартов имела реформа преподавания социально-гуманитарных дисциплин и обеспечение студентов новой научной и учебно-методической литературой. Что касается первой задачи, то она осуществлялась путем гуманитаризации и фундаментализации высшего образования. Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин подверглось наибольшему обновлению. Традиционная система общественных дисциплин («История КПСС», «Политическая экономия», «Марксистско-ленинская философия» и «Научный коммунизм») была заменена в бакалавриате при моноуровневой подготовке специалистов курсами «Истории мировых цивилизаций», «Экономики», «Философии» или «Социальной философии». Были введены дисциплины «Социология», «Политология», «Культурология» и др.
Решению второй задачи способствовал активный процесс издания новой учебной и учебно-методической литературы как по социально-политическим дисциплинам и, прежде всего, по истории, играющей стержневую роль в современном гуманитарном образовании, так и по дисциплинам общепрофессионального и других циклов Госстандарта. Пересмотр учебных программ и наполнение содержания образования новыми дисциплинами и научными подходами побудило многие региональные вузы (в том числе и вузы Юга России) к изданию ряда учебников и методических пособий по читаемым в вузах дисциплинам.
Через два года в Ставрополе был издан курс лекций профессора А.А. Аникеева «Проблемы методологии истории», в основу которого легли лекции автора для магистров. Учебное пособие раскрывает основные проблемы методологии истории: предмет и функции исторической науки, специфику цивилизационного и формационного подходов, роль категорий и понятий в историческом познании, методы исторической науки, вопросы хронологии и периодизации, проблемы исторических фактов и источников и т.д.
В 1999 году в Ростове-на-Дону была издана книга Н.А. Мининкова «Философия истории». Учебное пособие посвящено пониманию внутренних закономерностей, причин, смысла и значения исторической науки. Книга делится на три взаимосвязанных раздела: обзор основных исторических концепций от античности до XX века; экспозиция кардинальных теоретических проблем философии истории; словарь персоналий, программа учебного курса и список литературы. Все сделано компактно и насыщенно.
На основе концепции модернизации сотрудники кафедры общественных движений и партий исторического факультета РГУ под руководством профессора С.И. Смагиной рассмотрели место и роль основных политических партий России на фоне сложных процессов общественного развития страны во второй половине XIX и в XX вв. Особое место отведено возникновению и формированию партийных программ и идеологий. Благодаря широкому использованию архивных материалов и новейших источников, в книге органически соединены чисто партийные сюжеты с событиями отечественной истории, в значительной степени предопределявшими тот или иной политический выбор. Особое место уделено судьбе российских партий после октября 1917 года. Материал советского и постсоветского периодов объединен проблемой «власть и оппозиция» и её трансформация на рубеже 80-90-х годов в проблему современной многопартийности.
Книга «История России IX-XX веков» группы ростовских авторов, изданная в 1999 г., представляет собой воссоздание истории в «деяниях людских», т. е. биографии государственных деятелей от первых князей Древней Руси до первого президента РФ Б.Н. Ельцина. Определяя методологические позиции коллектива, ответственный редактор Я.А. Перехов пишет, что «становление и эволюция российской государственности, экономическое, социально-политическое и культурное развитие общества рассматривается через призму исторического взгляда правителей страны, первых лиц государства за двенадцать прошедших веков с IX до конца XX столетия».
Особенностью преподавания общественно-политических дисциплин в вузах республик Северного Кавказа и Калмыкии в 90-е годы стало пристальное внимание к изучению истории, этнологии, культуры и традиций своего народа. История республик была включена в качестве национально-регионального компонента в учебные планы ДГУ, КБГУ, СОГУ, КГУ, ДГПУ, АГУ и других вузов. В классических университетах были созданы кафедры по национальной истории. Кроме того, в учебниках по общим и специальным курсам заметно расширилось присутствие тем по истории ислама. В Дагестане было открыто около десятка медресе и Мусульманский университет.
Таким образом, в 90-х годах XX века были сделаны важные шаги по созданию новой учебной литературы. Ее отличала определенная авторская концепция, свой аспект видения российского исторического процесса, раскованность в высказывании мнения. Преподаватели получили возможность знакомить студентов с самыми различными подходами и оценками. Появились условия для более широкого знакомства молодежи с судьбами государства и исторических деятелей России, олицетворяющих те или иные этапы российской истории. В вузах Северного Кавказа больше внимания стало уделяться изучению истории, культуры и религии своих народов.
На наш взгляд, серьезная ошибка, кроме уже указанных, состояла в том, что закон РФ «Об образовании» в первой редакции разорвал связь обучения и воспитания. Образовательные учреждения фактически были освобождены от обязанности формировать духовно-нравственный облик молодого поколения. Министерство образования с большим опозданием признало, что обучение должно осуществляться вместе с воспитанием. В 1998 г. в Министерстве образования было восстановлено Управление воспитательной работы и разработана «Программа воспитания и образования».
Социологические исследования и публикации в СМИ показывают, что в 90-е гг. во многих вузах появились факты социального неблагополучия среди студентов в результате ослабления воспитательной работы: в студенческую среду проникли наркотики; растет число преступлений, совершенных студентами из корыстных побуждений; студенчество утрачивает тягу к знаниям и т.п. К сожалению, в эти годы элементы асоциального поведения проникли и в среду преподавателей. Некоторые из них стали утрачивать такую черту российской интеллигенции, как бескорыстное служение обществу. Они становились на путь стяжательства, взяточничества. Падение реальной заработной платы и социальной защищенности преподавателей вузов не может здесь служить оправданием.
Все это говорит о том, как много было утрачено в воспитательном арсенале непродуманными действиями по отвержению опыта и практики советских вузов, по освобождению высшей школы от воспитательных функций. В этой связи представляется своевременным заявление VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений, который с особой убедительностью и ответственностью обратил внимание на «принципиальное значение для развития высшей школы возвращения функции воспитания в вузе».
Разработка ГОС ВПО, которые имеют уже 2 поколения, помогла сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации, предоставила возможность объективно оценить деятельность учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, и приблизила возможность установления эквивалентности дипломов российской высшей школы к аналогичным документам иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Являясь нормативной базой высшей школы, ГОС ВПО позволили более органично сочетать обязательные требования с региональными особенностями и авторским подходом к обучению.
В то же время, до конца 90-х гг. в управлении высшей школой прослеживается разрыв между учебным и воспитательным процессом в вузах, отказ от использования положительного опыта советской высшей школы. Только в последние годы этот разрыв стал преодолеваться на государственном уровне.
Требует дальнейшего совершенствования и введение ГОСов. Дальнейшее развитие высшего образования в России требует, чтобы Госстандарты носили системный характер, сочетали интересы студентов, общества и государства, а не ведомственно-корпоративные пристрастия. Требует качественного улучшения научно-методическая литература в соответствии с тем или иным образовательным уровнем.